• LinkedIn
  • Subcribe to Our RSS Feed

Вероучение церкви «Ковчег спасения» касательно бракоразводных процессов и повторных браков…

Российская Церковь христиан веры евангельской твердо стоит на истине о нерасторжимости брачного завета. (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ 19:5-6). Брак лежит в основе самого акта сотворения человека; мужчина и женщина сотворены как две половины одного целого (БЫТИЕ 1:27). Бог утвердил институт семьи как прообраз взаимоотношений Христа и Церкви: Он всегда остается верен нам в Своей любви, ибо от Себя отречься не может. Бог, сторонник пожизненного брака, дал заповедь: «Да будут двое одною плотью. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». На этом основании развод признается Церковью как серьезный грех, который наносит тяжёлые моральные травмы супругам, и негативно влияет на жизнь детей, принося им нежелательные переживания, принося пустоту и отверженность. Развод недопустим не только потому, что он сам по себе плох, а по причине того, что изначально не предназначен для нас Богом. Любой повод для развода связан с эгоизмом и жестокосердием людей, а устранить эту проблему возможно лишь с Божьей помощью. Разъяснение этих истин и является главной задачей в служении семьям в сложных конфликтных ситуациях.

 

  1. Рекомендации по выходу семьи из кризисной ситуации

 

2.1.  Рассмотрев проблемы семьи на основании Божьего Слова, служителям рекомендуется призвать супругов к примирению и приложить совместные усилия для сохранения брака. Необходимо с особой осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары: их возраст, здоровье, степень духовной зрелости.

 

2.2.  Супругам можно предложить пройти (возможно, повторно) библейское учение основания семьи; посещать домашнюю группу с лидерами – семейными служителями; предложить помощь в душепопечении и консультировании супругов как совместно, так и по отдельности для мужа и жены; наладить более тесное, дружеское общение с успешными семьями; принять участие в служении, объединяющем супругов. Непонимание учения о браке и неумение разрешать конфликты часто становятся причиной развода. Но это как раз то, на что церковь может влиять, оказывая духовную поддержку.

 

2.3.  В некоторых случаях Церковь, предотвращая  развод, может рекомендовать временное раздельное проживание супругов на время молитвенной и душепопечительской практики, при этом продолжая считать их супругами. Например, когда существует реальная угроза жизни или здоровью, а также склонность к любому виду насилия (физическому, моральному или сексуальному). Такое проживание должно быть ограничено во времени, в течение которого супруги должны стремиться к примирению и разрешению личного конфликта.

 

2.4.  Особо стоит обратить внимание на понимание супругами сути и ценности брачного завета во всей глубине Божьего замысла. Возможно, распадающийся брак еще не освящен такими узами, и после принятия истины о силе завета, супруги по-новому взглянут на роль семьи в их жизни. При этом стоит отметить, что Церковь признает законным браком союз, юридически оформленный по законам страны проживания супругов.

 

2.5.  В случаях развода с неверующим супругом, стоит проявить особую заботу в том, чтобы донести него понимание и любовь, которая наполняет уверовавших людей. Важно, чтобы у такого человека, несмотря на бушующие эмоции, не осталось негативного осадка от общения с христианами. Верующему супругу надо стремиться донести важность проявления терпения и заботы настолько долго, насколько это позволят отношения. В таких случаях только одна цель – покрывая любовью и милостью неверующую сторону, проявлять истинную Божью любовь

  1. Основания для признания развода

 

Согласно Божьему установлению брак должен был длиться до смерти одного из супругов. В МАЛ. 2:14-16 Господь говорит, что Он ненавидит развод. Но так как люди систематически нарушали это установление, вероломно нарушая супружеский брак, Моисей привел решение этой проблемы к законному основанию, установив разводное письмо.  Во времена Ветхого Завета основанием для развода являлись не только прелюбодеяние, но и пренебрежение супружеским сожитием, пищей и одеждой (ИСХ.21:10-11), что являлось соответствием  реальности жизни. В Новом Завете в Послании  ЕФ.5:28–29 сказано практически то же самое:  «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». Живя в греховном мире, люди сталкиваются с различными проблемами, подталкивающими к разводу.  В корне любой проблемы лежит грех, который приводит к нарушению брачного завета. Потерпевшая сторона не может нести ответственность за виновника, совершившего грех.  Господь, прежде всего, ненавидит грех, ведущий к разводу, который, согласно Писанию, прощается так же,  как и любой другой грех.

 

Служителям, принимающим участие в вопросах возможного развода, необходимо помнить, что это при любых обстоятельствах, отступление от Божьей заповеди о нерушимости и постоянстве брака. Даже если развод допускается, он никогда не одобряется Божьим законом. Мы выделим три основные причины, которые указаны в Новом Завете как возможные основания для совершения развода и  определим вопросы, требующие индивидуального рассмотрения.

 

3.1  Прелюбодеяние

 

Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности, возможной причиной расторжения брака. (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ 5:32). При этом нужно учитывать, что Господь не обязывает супругов разводиться даже в этом случае, а лишь предполагает возможную причину. Супругам, которые находятся в завете, прежде всего, желательно следовать Божьей истине о прощении и любви. И если виновная сторона искренне раскаивается в соделанном грехе, то невиновной стороне стоит попробовать простить, как Господь прощает нам наши грехи. Это хорошая возможность укрепиться в Божьей силе и использовать шанс сохранить семью. Служители очень осмотрительно могут помочь разобраться в причинах супружеской неверности, чтобы устранить корень греха. При рассмотрении проблемы развода необходимо также напомнить супругам, что совершив его, они сами могут стать прелюбодеями, согласно Писанию (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 10:11-12).  Развод же допускается в том случае, если виновная в прелюбодеянии сторона продолжает упорно грешить, не желает раскаиваться, тем самым нарушая супружеские клятвы.

 

3.2  Требование развода неверующим супругом

 

Это причина, о которой Иисус в Новом Завете напрямую не говорил, но её описал апостол Павел в 1 Послание к Коринфянам 7:10-16. В ситуациях, когда один из супругов уверовал, Павел не призывал второго обязательно обратиться в его веру, напротив, он не советует верующим разводиться. «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» И это неслучайно относится в равной степени, как к мужу, так и к жене, чтобы показать не только их равенство в браке, но и одинаковую ответственность за отношения в семье. Чаще всего такая проблема возникает в семьях, где брак был заключен до уверования одной из сторон. В таком случае в семье часто возникают разногласия, и супруги начинают сомневаться в целесообразности сохранения такого союза. В такой семье причиной для развода может стать только желание неверующего супруга развестись с верующим. Апостол говорит, что в таких случаях оставленный верующий супруг не связан брачными обязательствами по отношению неверующему, однако, христианин должен с миром отнестись к такому решению, и по возможности продолжать молиться о спасении бывшего супруга.

3.3 Смерть одного из супругов

 

По Слову Божьему, двое есть одна плоть.  Человека же с его собственной плотью может разделить только смерть. Поэтому и написано, что только смерть, по факту, является расторжением брачных уз.  Апостол Павел говорит, что в подобном случае, оставшемуся супругу позволительно повторно вступить в брак (РИМ. 7:1-3; 1 КОР. 7:39).

 

3.4 Причины, требующие индивидуального рассмотрения

 

Отдельного внимания и рассмотрения заслуживают ситуации, в которых поводом к разводу послужили следующие причины: склонность одного из супругов к любому виду насилия (физическому, моральному или сексуальному), ведущие к реальной угрозе жизни и здоровья других членов семьи; противоестественные пороки; уклонение от супружеских брачных обязательств; оставление одним из супругов семьи, что делает невозможным продолжение брачной жизни и т.д. Необходимо рассмотреть случаи, когда в семье муж или жена не исполняют  свои прямые обязанности по отношению к ближним (1ТИМ.5:8 «Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»). Мужья уклоняются от ответственности обеспечения семьи (не питают, не греют), а жёны  ставят личные интересы (саморазвитие, работа и т.д.)  выше интересов детей и мужа.  В таких семьях супружеские отношения становятся настолько далёкими от христианских, что они откровенно грешат друг против друга проявлением неблагочестивых эмоций: ненависть, гнев, обвинения, злоба, оскорбления. Фактически в таких семьях уже произошло такое глубокое разделение супругов, что официальный развод часто является всего лишь документальным подтверждением давно свершившегося факта. Во всех этих случаях необходимо не просто глубоко разобраться в вопросе, но и помнить, что разрыв брачных отношений не может считаться нормой. Он есть лишь трагическое исключение из нормы.

 

  1. Повторный брак

 

Повторное вступление в брак допускается Церковью в тех случаях, когда это соответствует библейским заповедям. Рассматривая вопросы создания повторных брачных отношений, необходимо понимать, что на законных основаниях развода, бывшие супруги уже не связаны друг с другом, и имеют фактически и юридически статус разведенного человека. Так как прошлого брака уже нет, соответственно статус безбрачного человека дает ему основание для совершения повторного брака.  Для христианина только в Господе (1 КОР.7:39).

 

4.1. В повторный брак могут вступить:

 

— вдовы и вдовцы, по причине смерти одного из супругов (РИМ. 7:1-3),

 

— оставленные по инициативе второго супруга, нежелающего жить с верующим супругом (-ой) (1 КОР.7:15),

 

— свободные по причине прелюбодеяния другого супруга (МТФ.19:9),

 

— христиане, чей развод произошел до обращения человека ко Христу (1 КОР. 6:9-11, ЕВР.8:12).

 

4.2. Отношение служителей к повторному браку

 

В отношении разведенных верующих  поведение служителей должно быть взвешенным и рассудительным. Необходимо с мудростью Божьей рассматривать каждый случай персонально, учитывая соответствие Писанию.  На основании 1-го Послания Коринфянам 7:9 «Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться»,  надо понимать, что человек, познавший близкие отношения с противоположным полом, будет их искать. И единственным средством против блуда и «разжигания плоти» является брак.  Писание не дает четкого ответа о том, сколько времени необходимо оставаться безбрачным.  Установить сроки повторного брака для каждого разведенного христианина чаще всего возможно исходя только из личного общения, результатов душепопечения, осознания ошибок в предыдущем браке и ценность последующих отношений самим христианином.  Возможность  создания новых отношений напрямую зависит от оснований развода в предыдущем браке. Если основания библейски законны, то и препятствий к повторному браку быть не может. Если же разведенная сторона сама виновна в разводе, то Павел призывает, прежде всего, примириться с супругом (ой) и восстановить прежний брак. Но в тех случаях, когда исправить положение уже невозможно (оставленный супруг уже вступил в новый брак, или не согласен на примирение и восстановление семьи), христианин может вступить в новый брак на основании покаяния за совершенный грех, который прощен так же, как и любой другой грех. Есть только один непростительный грех, о котором сказано в МАТФЕЯ 12:31, и это не развод.

 

4.3. Вопросы брачной церемонии в повторном браке

 

Церковь может принять решение отказать  в проведении бракосочетания, если стороны, вступающие в брак, до этого находились в прелюбодейной связи.  Это бы послужило оправданием греха, разрушившего предыдущий брак.  Христианам, вступающим в повторный брак, в тех случаях, когда оба брака повторны, можно рекомендовать воздержаться от брачной церемонии, заменив её молитвой благословения брака.  Такой же молитвой можно благословлять  восстановленные браки (независимо от факта юридического развода или фактического раздельного проживания),  а также браки, в которых сожительство супругов началось до заключения брака.

 

4.4. Повторный брак служителей церкви

 

Прежде всего, нужно отметить, что в глазах Господа священнослужитель такой же человек, как и любой другой верующий: принятый, оправданный, любимый. Но в христианском обществе на него налагается бо́льшая ответственность за собственные намерения и поступки. Принимая решение быть рукоположенным служителем, необходимо согласиться соответствовать библейским нормам, как единственно верным в посвящении своей жизни Господу и людям.  Таким образом, в семейной и в личной жизни служители должны стремиться сохранять духовную и нравственную чистоту.

 

Семьи пасторов и дьяконов должны находиться под особой опекой епископов и старших служителей своих союзов и объединений. Необходимо непрестанно проявлять заботу и обсуждать вопросы их семейной жизни, разрешая вовремя все сложные моменты.  В кризисной ситуации для помощи семье священнослужителя рекомендуется душепопечение одного или нескольких служителей равного или более высокого сана. Очень важно, чтобы сам служитель, которому оказывается помощь, был готов принять её от своих старших братьев.

 

В тех случаях, когда не удалось сохранить семью служителя, ему предлагается оставить служение для выяснения более глубоких причин разрушения брака.  Если причиной распада семьи является сам священнослужитель (супружеская неверность, физическое, моральное или сексуальное насилие,  уклонение от вопросов обеспечения семьи или воспитания детей и др.), то возобновление служения является нецелесообразным, т.к. ведет к смущению паствы и возникновению осуждения в церкви. Если такой служитель еще и не раскаивается в неблагочестивом поведении или содеянном грехе, то к нему, по решению совета старших служителей,  могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечания, лишения сана или отлучения.  Если о грехе священнослужителя стало известно в поместной церкви, то должны быть публично освещены меры, принятые в отношении такого служителя.

Семьи пасторов и дьяконов должны находиться под особой опекой епископов и старших служителей своих союзов и объединений. Необходимо непрестанно проявлять заботу и обсуждать вопросы их семейной жизни, разрешая вовремя все сложные моменты.  В кризисной ситуации для помощи семье священнослужителя рекомендуется душепопечение одного или нескольких служителей равного или более высокого сана. Очень важно, чтобы сам служитель, которому оказывается помощь, был готов принять её от своих старших братьев.

 

В тех случаях, когда не удалось сохранить семью служителя, ему предлагается оставить служение для выяснения более глубоких причин разрушения брака.  Если причиной распада семьи является сам священнослужитель (супружеская неверность, физическое, моральное или сексуальное насилие,  уклонение от вопросов обеспечения семьи или воспитания детей и др.), то возобновление служения является нецелесообразным, т.к. ведет к смущению паствы и возникновению осуждения в церкви. Если такой служитель еще и не раскаивается в неблагочестивом поведении или содеянном грехе, то к нему, по решению совета старших служителей,  могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечания, лишения сана или отлучения.  Если о грехе священнослужителя стало известно в поместной церкви, то должны быть публично освещены меры, принятые в отношении такого служителя. Писание не дает нам четких сроков отстранения от служения, поэтому мы полагаем, что подход в каждом случае должен быть индивидуальный.  Обычно это решается в поместной церкви при участии вышестоящих по сану священнослужителей  с учетом внимательного изучения ситуации. В случаях, когда служитель выступает за сохранение семьи и примирение со второй стороной, он, как потерпевшая сторона  не обязан мириться со злом и совершаемым беззаконием в браке. Ему можно предложить оставить служение на период эмоционального и духовного восстановления,  оказывая душепопечение и разбирая его роль в причинах разрушения брака.  Восстановление в служении также происходит в согласии со старшими служителями.

 

Повторные браки священнослужителей могут совершаться на тех же основаниях, что и для остальных христиан, согласно, библейского учения.  Оставление сана, служения, сроки восстановления и повторного брака рассматриваются индивидуально, с учетом всех составляющих факторов и причин.

 

Мы верим, что данное «Методическое разъяснение» будет полезно пастырям, епископам, служителям Церкви в вопросах семейного консультирования и личного душепопечения супругов.  Сохраняя высокие библейские стандарты в сфере семейных отношений, надеемся, что Господь даст мудрости служителям в деликатном решении каждого вопроса. Молим Господа о сохранении святости и чистоты брачного завета в жизни сложного современного общества.