Три основные религии мира — верования с многовековой историей
С давних времен людям была присуща вера в высшие силы, и уже первые племена людей, жившие тысячелетия назад, имели свои верования, божества и религию.
С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, появлялись новые верования и течения, и нельзя однозначно сделать вывод, зависела ли религия от уровня развития цивилизации или наоборот, именно верования людей и были одним из залогов прогресса.
В современном мире существуют тысячи верований и религий, одни из которых имеют миллионы адептов, а другие — всего несколько тысяч или даже сотен верующих.
Религия являет собой одну из форм осознания мира, которая обусловлена на вере в высшие силы.
Как правило, каждая религия включает в себя ряд морально-этических норм и правил поведения, культовых ритуалов и обрядов, а также объединяет группу верующих в организацию. Все религии опираются на веру человека во сверхъестественные силы, а также на взаимоотношения верующих с их божеством (божествами). Несмотря на кажущуюся разность религий, многие постулаты и догмы различных верований очень схожи, и особенно это заметно в сравнении основных мировых религий.
Современные исследователи религий выделяют три основные религии мира, приверженцами которых является подавляющее большинство всех верующих людей на планете. Этими религиями являются буддизм, христианство и ислам, а также многочисленные течения, ответвления и секты, основанные на этих верованиях.
Каждая из мировых религий имеет более чем тысячелетнюю историю, священное писание и ряд культов и традиций, которые следует соблюдать верующим.
Что касается географии распространения данных верований, то если еще менее 100 лет назад можно было провести более-менее четкие границы и признать Европу, Америку, южную Африку и Австралию — «христианскими» частями света, северную Африку и ближний восток — мусульманскими, а государства, находящиеся в юго-восточной части Евразии — буддистскими, то сейчас с каждым годом это деление становится все более условным, так как на улицах европейских городов все чаще можно встретить буддистов и мусульман, а в светских государствах средней Азии на одной улице могут находиться христианский храм и мечеть.
Основатели мировых религий известны каждому человеку: основателем христианства считается Иисус Христос, ислама — пророк Магомед, буддизма — Сиддхартха Гаутама, позже получивший имя Будда (просветленный). Однако следует отметить, что христианство и ислам имеют общие корни в иудаизме, так как в веровании ислама также есть пророк Иса ибн Мариям (Иисус) и другие апостолы и пророки, чьи учения записаны в Библии, но исламисты уверены, что основополагающими учениями являются все же учения пророка Магомеда, который был послан на землю позже Иисуса.
Буддизм
Буддизм является самой старой из основных мировых религий, его история насчитывает более двух с половиной тысяч лет.
Эта религия возникла на юго-востоке Индии, ее основоположником считается принц Сиддхартха Гаутама, который путем созерцания, размышления и медитации достиг просветления и стал делиться открывшейся ему истиной с другими людьми.
На основании учений Будды его последователями был написан Палийский Канон (Трипитака), который считается священной книгой у последователей большинства течений буддизма.
Основными течениями буддизма на сегодня являются Хинаяма (Тхеравада буддизм — «Узкий путь к освобождению»), Махаяна («Широкий путь к освобождению») и Ваджраяна («Алмазный путь»).
Несмотря на некоторые различия между ортодоксальными и новыми течениями буддизма, в основе этой религии лежит вера в реинкарнацию, карму и поиск пути просветления, пройдя который, можно освободиться от бесконечной цепочки перерождений и достичь просветления (нирваны). Отличием буддизма от других основных религий мира является вера буддистов в то, что карма человека зависит от его поступков, и каждый сам проходит свой путь просветления и ответствен за собственное спасение, а боги, существование которых буддизм признает, не играют ключевой роли в судьбе человека, так как они также подвержены законам кармы.
Христианство
Зарождением христианства принято считать первый век нашей эры; первые христиане появились в Палестине.
Однако с учетом того, что Ветхий завет Библии, священной книги христиан, был написан гораздо раньше рождения Иисуса Христа, можно с уверенностью сказать, что корни этой религии — в иудаизме, который возник почти на тысячелетие раньше христианства.
На сегодня существует три основных направления христианства — католицизм, протестантизм и православие, ответвления этих направлений, а также огромное количество сект, также причисляющих себя к христианам.
В основе верования христиан лежит вера в Триединого Бога — Отца, Сына и Святого Духа, в искупительную жертву Иисуса Христа, в ангелов и демонов и в загробную жизнь.
Разница между тремя основными направлениями христианства состоит в том, что православные христиане, в отличии от католиков и протестантов, не верят в наличие чистилища, а протестанты считают залогом спасения души внутреннюю веру, а не соблюдение множества таинств и обрядов, поэтому церкви христиан-протестантов более скромны, чем храмы католиков и православных, а также количество церковных таинств у протестантов меньше, чем у христиан, придерживающихся других течений этой религии.
Ислам
Ислам — это самая молодая из основных религий мира, она зародилась в VII веке в Аравии. Священной книгой мусульман является Коран, в котором записаны учения и наставления пророка Магомеда. На данный момент существует три основных течения ислама — Сунниты, Шииты и Хариджиты.
Основная разница между первым и другим ответвлением ислама заключается в том, что Сунниты считают правоприемниками Магомеда первых четырех халифов, а также, помимо Корана, признают священными книгами сунны, повествующие о пророке Магомеде, а Шииты считают, что приемниками Пророка могут быть только его прямые кровные потомки.
Хариджиты — это наиболее радикальное ответвление ислама, верования сторонников этого течения схожи с верованием суннитов, однако хариджиты признают приемниками Пророка только первых двух халифов.
Мусульмане веруют в единого Бога Аллаха и его пророка Магомеда, в существование души и в загробную жизнь.
В исламе очень большое внимание отводится соблюдению традиций и религиозных обрядов — каждый мусульманин должен совершать салят (ежедневную пятикратную молитву), соблюдать пост в Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.
Несмотря на разность в обрядах, верованиях и определенных догмах буддизма, христианства и ислама, всем этим верованиям присущи некоторые общие черты, причем особо заметна схожесть ислама и христианства. Вера в единого Бога, в существование души, в загробную жизнь, в судьбу и в возможность помощи высших сил — это те догмы, что присущи и исламу, и христианству. Верование буддистов существенно отличается от религии христиан и мусульман, однако схожесть между всеми мировыми религиями явно просматривается в моральных и поведенческих нормах, которые должны соблюдать верующие.10 библейских Заповедей, которые обязаны соблюдать христиане, законы, прописанные в Коране, и Благородный Восьмеричный Путь содержат в себе моральные нормы и правила поведения, предписанные для верующих. И эти правила везде одинаковы — все основные религии мира запрещают верующим делать злодеяния, причинять вред другим живым существам, лгать, вести себя распущенно, грубо или неуважительно по отношению к другим людям и призывают относиться к другим людям с уважением, заботой и любовью и развивать в характере положительные качества.
Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/tri-osnovnye-religii-mira-verovaniya-s-mnogovekovoy-istoriey
Священник Георгий Максимов. Религия сильного человека: христианство или ислам? / Православие.Ru
Некогда на заре VII века по Рождестве Христовом, средь Аравийских пустынь, вдали от цивилизованного мира случилось примечательное событие. В ночной темноте под низкими сводами пещеры горы Хира сорокалетнему арабу, проводившему здесь время в уединении, явился некто.
Некто сильный и страшный, который принялся душить его, заставляя прочесть странный текст во имя некоего господина. Опасаясь за жизнь, араб уступил и повторил текст — и видение исчезло. Насмерть перепуганный, он прибежал к себе домой и в ужасе закутался в одеяло, не решаясь показываться наружу.
Довольно долго после этого он терзался сомнениями, подозревая, что повстречался той памятной ночью с силами темными, духами зла. Но впоследствии родным удалось убедить его, что являлся к нему никто иной, как посланник Бога, Ангел, который тем самым призвал его стать пророком для своего народа.
Уверовав в это, араб сей вскоре возвестил в Аравии новое учение: поклоняться Богу одинокому (Коран 112.1), далекому (Коран 12.31) и жестокому (Коран 17.58), источнику равно и добра и зла (Коран 10.107; 39.38), которым всё, что случается, предопределено (Коран 33.38).
Для человека, желающего угодить такому богу, было заповедано веровать в его одиночество, а также в то, что возвестивший это учение араб-торговец — его посланник и пророк; пять раз в день совершать определенный ритуал с произнесением молитвенных формул и чередованием телесных поз; раз в жизни посетить святилище в одном арабском городе и на соседней горе зарезать овцу; небольшую часть прибыли время от времени тратить на своих домашних, и один месяц в году есть и пить только ночью. А также было заповедано вести священную войну с теми, кто не признает этого учения, пока не будут они покорены ему (Коран 2.193). Соблюдающему перечисленное было обещано в этой жизни благоденствие, а в жизни будущей прекрасный сад с вечными наслаждениями — преимущественно сексуального и гастрономического характера, а также, отчасти, эстетического. Всё это было записано в книге, составленной уже после смерти основателя, которая была объявлена откровением и творением этого бога, а текст ее — извечным и неизменным до буквы.
Араба этого звали Мухаммед, а учение его получило название ислам — производное от арабского слова «мир» (салам), и множество последователей его вскоре понеслось по земле и в беспощадных кровопролитных войнах вскоре захватило огромные территории — как христиан, западных и восточных, так и зороастрийцев, язычников, индусов. Эта «религия мира» со временем распространилась во многих народах, и приверженцы ее продолжали вести непрерывные войны, даже до сего дня.
Всё познается в сравнении, посему сопоставим учение Мухаммеда и учение Христа, и рассмотрим, какая из религий предназначена для сильного человека, и какая имеет власть сделать его сильным.
Начнем с того, что само священное писание мусульман по объему в три раза меньше Священного Писания христиан. Даже для того, чтобы просто прочитать Библию, требуется втрое больше усилий, времени и усидчивости, чем для того, чтобы прочитать Коран. Эту же пропорцию мы увидим и сравнивая их содержание.
Христианство учит обузданию собственных страстей — таких, как ненависть, похоть, сребролюбие; ислам же напротив, потакает всем им: например, хотя и признает, что Богу угоднее милосердие, но позволяет месть, хотя и говорит, что Богу приятнее единство семьи, но признает развод по любой прихоти мужа, хотя и поощряет милостыню, но ублажает страсть к накопительству, почитая богатых.
Христианство благословляет брак с одной лишь женой, ислам дозволяет иметь четыре жены и бессчетное количество наложниц. Любому разумному человеку ясно, что соблюдать супружескую верность в законном браке с единственной женой много сложнее, чем при возможности в рамках дозволенного иметь связь практически с неограниченным количеством женщин.
Ислам заповедует обязательно молиться пять раз в сутки, христиане же имеют заповедь непрестанно молиться (1Фес 5:17).
Мусульмане постятся лишь три недели, тогда как в Православной Церкви постными являются почти две трети дней в году, причем пост длится полные сутки, а не только днем, как в исламе. Разумеется, для того чтобы поститься двести сорок дней и ночей, нужно много больше усилий, чем для поста на протяжении двадцати дней.
Некоторые как нечто высокое приводят в пример мусульманский закон, запрещающий винопитие. Но при внимательном рассмотрении и в этом религия арабов уступает учению Церкви.
Христианство не запрещает употребление вина как такового, но строго-настрого запрещает пьянство — пьяницы Царства Божьего не наследуют (1Кор 6:10).
А любому очевидно, что только сильный человек может, употребляя спиртное, соблюсти меру и не впасть в пьянство, полный же отказ от спиртного является куда более легким путем преодоления этого греха.
Также ислам запрещает вкушать свинину, устанавливает и некоторые другие ограничения в одежде и поведении, но совершенно ясно, что гораздо проще не есть свинину и не носить шелка, чем блюсти заповедь воздерживаться от греха даже в мыслях — как заповедано каждому христианину.
Возьмем ведение войны. Слепы те, кто пытается запихнуть христианство в прокрустово ложе тупого пацифизма. Оборонительная война однозначно благословляется Церковью. Из святых воинов — от полководцев до рядовых, — не одна дивизия составлена Царю Небесному в лике святых.
Но если в исламе ведение войны основано на ненависти к убиваемым, то в христианстве основанием воинского подвига является любовь к защищаемым — нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13), и слова эти по праву относятся к тем, кто с честью погиб в битве.
Таково учение Христа, и только сильный духом и волею человек может понести его.
Продолжать сопоставления можно очень и очень долго. Но и на основе уже приведенного можно вполне объективно сказать, что христианство — религия сильных людей, тогда как ислам — это религия для слабых и хилых.
Христианство — для свободных, ислам — для рабов.
Мы говорим здесь о самой важной для человека свободе — свободе от греха и собственных страстей, от которых не в силах освободить своих последователей мусульманская вера.
И именно этим объясняется распространение ислама в современном мире. Именно потому ислам становится популярен сейчас на Западе, что ныне наступает эпоха слабого человека, секуляризированное человечество культивирует свои немощи и погрязает в добровольной расслабленности. Как приятно слышать им: Аллах хочет облегчить вам (жизнь); ведь создан человек слабым (Коран 4.28).
Согласно христианскому учению, человек создан сильным, и призван быть сильным. То, что на протяжении двух тысячелетий Церковь не снизила столь высокую планку своего нравственного идеала, свидетельствует о том, что он в ней — реально достижим.
И примеры тому — не только сотни тысяч святых, но и миллионы простых православных христиан, воплотивших его в своей жизни.
Самому человеку это невозможно, Богу же возможно всё (Мф 19:26), и Господь Иисус Христос, Которому возможно всё, подает силу совершать и то, что нами было перечислено, и большее того.
Перед каждым из нас стоит выбор — остаться слабым или стать сильным. Плыть по течению к стремнине или против течения к берегу. И никто не избежит его, и лишь от самого человека зависит, что он выберет в итоге.
Только нужно знать и помнить, что со всех, кому надлежало стать сильным, но кто по своей воле остался слабым, спросится по всей строгости — в свое время. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12).
Источник: https://pravoslavie.ru/1453.html
Сравнительный анализ христианства и ислама (стр. 1 из 4)
План
1) Зарождение и легенда возникновения Ислама………………………………………………………. 4
2) Истоки Христианства……………………………………………… 8
3) Мухаммед и Иисус………………………………………………………. 12
4) Основные догматы Ислама……………………………………………………. 16
5) Основные книги религии…………………………………………………….. 20
6) Численность верующих………………………………………………… 22
Введение
Ислам, наряду с Христианством и Буддизмом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличие от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий — результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.
Космополитический характер Ислама, Христианства и Буддизма позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.
Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.
Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности.
Зарождение и легенда возникновения Ислама.
Ислам зародился в Аравии в VII веке н.э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного.
По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен.
После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран («чтение»).
Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены. На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии.
Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии. Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов.
Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.
Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.
Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками.
Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении.
Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности.
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра.
Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н.э., считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.
Истоки Христианства
Христианство (от греческого слова christos — «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине.
Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, — священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).
Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже впервые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве.
Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.
Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.
Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей.
Новозаветный тезис «нет, не эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру — с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
Следующим шагом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.
Начиная с IV века, христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями.
Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении.
Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца.
При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда — «предвечны» — и равны по достоинству — «равночестны».
скачать за 75 руб
после оплаты нажмите на кнопку «Вернуться на сайт» — документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.
Источник: http://MirZnanii.com/a/133266/sravnitelnyy-analiz-khristianstva-i-islama
Христианство и Ислам, в чем сходство?
Что говорят мусульмане о различиях с Христианством.
Пост в Православии и Исламе
Назначение поста у христиан и у мусульман примерно одинаково: испытание воли ради торжества духа над желаниями плоти, концентрация внимания на своем внутреннем мире с целью выявления и уничтожения греховных склонностей и раскаяния в совершенных грехах, борьба со своей гордыней («нафсом») ради смирения с волей Творца. Пост ослабляется или отменяется для тех, кто физически не способен его соблюдать без очевидного вреда для своего тела. Запрещается также осуждение тех, кто не смог соблюсти пост по соответствующим причинам.
Изначально у христиан, как и всегда у мусульман, пост воспринимался не как горестное состояние или наказание, а как духовная радость.
Иисус (мир ему) в Евангелии от Матфея говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим [Богом], Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воз¬даст тебе явно» (Мф. 6: 16 — 18).
Иисус противопоставляет такой радостный пост посту фарисеев, которые во время поста надевали черные одежды и ходили с унылыми лицами, чтобы показать себя постящимися на людях.
В Православии постные дни занимают около половины дней в году. Есть посты многодневные и однодневные. Многодневных постов четыре:
- Великий пост — 48 дней перед Пасхой;
- Рождественский — 40 дней перед Рождеством Христовым;
- Петров пост — от 2 до 5 недель перед 12 июля, празднованием па¬мяти апостолов Петра и Павла;
- Успенский пост, посвященный кончине девы Мариам, — 14 дней перед Успением.
Кроме этих многодневных постов почти во все время года постными являются среда и пятница каждой недели, а также несколько памятных дат новозаветной истории.
Великий пост и Успенский пост называются строгими, т.е. в течение всего времени (за вычетом больших праздников, приходящихся на пост) даже после захода солнца нельзя вкушать никакой пищи животного происхождения, включая молочные продукты. Можно есть только растительную пищу. В другие посты, как правило, разрешается есть рыбу. Молочные продукты разрешают только больным.
Первоначально пост у христиан напоминал иудейский — это означало полное воздержание от пищи и питья в течение светлого времени суток. За образец брался пример Моисея (мир ему), который 40 дней постился в пустыне (Тора, книга Исход, 34). Евангелие от Матфея сообщает, что Иисус постился в пустыне также 40 дней (Мф. 4: 2).
Однако постепенно в перво-христианские общины вливались представители общин гностиков (последователи поздней версии зороастризма — дуализма), которые считали все материальное — носителем зла, от которого нужно избавляться.
Так, стало расти количество постов, постепенно вводились запреты на супружество для священников, появилось монашество (обособленное проживание мужчин отдельно от женщин и женщин от мужчин при присяге на безбрачие пожизненно и при строгом посте).
В народе стали почитаться, прежде всего, аскеты, изнурявшие плоть особо строгим постом или какими-нибудь подвигами аскетизма — например, стоянием на столбе в течение года или нескольких лет (отсюда такие имена святых, как «Симеон Столпник», например).
Многие примеры такого рода святости люди старались распространять и на жизнь женатых людей, которые стали рассматривать естественное брачное сожительство как допускаемую слабость, по сравнению с которой монашество — высокий подвиг веры.
На Руси, например, в средние века считалось благочестивым обычаем, когда законные супруги, перед тем как лечь на брачное ложе, занавешивали иконы, чтобы те не видели слабость плоти.
Если древние христиане отрицали мистерии, таинства, то под влиянием соседних религий христиане стали называть свои ритуалы также мистериями, таинствами.
Отличие молитвенного обряда от таинства в том, что в таинстве человек воспроизводит какую-то ситуацию из прошлого, в которой играет роль одного из персонажей — например, воспроизводит тайную вечерю Иисуса (мир ему) с его учениками и духовно как бы становится одним из апостолов, сопереживая его страданиям.
Пост играл ключевую роль в приготовлении человека к совершению таинства — без поста нельзя причащаться тела и крови Бога. Более того, сам пост становился началом таинства, поскольку в нем человек подражал Иисусу и как бы сопереживал вместе с ним. Таким образом, количество постных дней у людей, живущих не в уединенных монастырях, а в обычной жизни, достигло половины дней в году.
И в понимании поста появилась новое качество, которого нет у мусульман: мистериальность, тайнодейственность — человек стремится подражать Иисусу Христу (мир ему) с целью мистически соединиться с ним в «одно тело церкви», поэтому усердие в самоограничениях стало неограниченным, так что причинение прямого вреда здоровью стало оправдываться высокими целями подражания «небесному» и святым прошлого. В этом отличие поста в Православии от Ислама.
Вот как должен соблюдаться Великий пост по древним канонам церкви (формально собором не отмененным): в будние дни в светлое время суток нельзя ни есть и ни пить ничего, а после захода солнца и появления первой звезды — «сухоядение», то есть можно есть только невареные — сырые или сушеные — фрукты и овощи без растительного масла и пить сырую воду два раза — после вечерней молитвы и перед утренней молитвой.
Правда, разрешается чаша натурального красного виноградного вина. В субботу и воскресенье один раз в день разрешалась вареная, горячая, растительная пища, но опять же без растительного масла.
За все 48 дней Великого поста только в три больших праздника, попадающих на эти дни, разрешается вкушение рыбных продуктов с растительным маслом и по две чаши вина.
Конечно, такой пост реально возможен только в монастыре, где человек избавлен от необходимости работать, содержать семью, служить Отечеству и т. п. Поэтому в мирской жизни стали делаться послабления. Появилось определенное раздвоение между тем, что показывается внешне, и тем, что происходит внутри.
Если сегодня во время Великого поста посмотреть на расписание богослужений на дверях православных храмов, то можно обнаружить такую картину: служба с названием «утреня» совершается вечером, в 17—18 часов, а служба с названием «вечерня» совершается утром, часов в 7—8. Почему?
В Московской духовной семинарии, священники-преподаватели это объясняют так: вкушать пищу в уставе («Постная Триодь») разрешается не по времени суток, а по окончании вечернего богослужения. Вечерня обычно начинается в 17 часов и заканчивается где-то около 20 часов, когда на небе появляется первая звезда.
Но поскольку весь день голодать работающему человеку невозможно, то вечерня совершается не в 17, а в 8 часов утра, после чего верующие получают разрешение есть и пить. А поскольку утреня также длится два-три часа, то, чтобы не растягивать утром службу на пять-шесть часов, утреню совершают вечером накануне.
Форма поста также претерпела изменения. Теперь и священники, и большинство монахов во время строгого поста едят вареные овощи с растительным маслом, а для многих, например, учащихся семинарий, будущих священников, в половину дней Великого поста дают и рыбу.
Поэтому если есть суп из белых грибов, на второе осетрину, а на десерт свежие фрукты, то пост совсем не обременителен. В этой связи вспоминается, как на одной из растяжек возле дорогого ресторана в центре Москвы во время Великого поста я видел рекламу: «Поститесь с удовольствием!».
Практически пост в его древнем виде, когда в светлое время суток полностью воздерживаются от еды и питья, сохранился в православной церкви только по одному дню перед Рождеством и перед Пасхой. Перед Рождеством этот день называется Рождественским сочельником.
Многие современные люди узнали об этом по рекламному ролику, который многократно крутился несколько лет назад по телевизору — все гости императрицы Екатерины Второй приготовились есть, а полководец Суворов отказывается: «До первой звезды нельзя!». «Звезду Суворову Александру Васильевичу!», — говорит императрица, звезду с драгоценностями вешают на сюртук полководца, после чего все аппетитно кушают.
Таким образом, в Исламе сохраняется древний характер поста: пост — это полное воздержание от пищи и питья в светлое время суток. Эта строгость позволяет сохранять простоту и ясность веры — что нельзя, то нельзя. Если же делать послабления в этом принципе, то может получиться, как в поговорке: если нельзя, но очень хочется, то можно!
Однако и в Православии ничто не препятствует искренне верующим, праведным людям достигать целей поста и совершенствоваться в своей духовной жизни.
Женщина в Библии и Коране
Очень часто мы можем слышать, что женщина в исламе унижена, что у нее нет прав, что она рабыня мужа и т.д. и т.п. Эту же басню берут в свой арсенал и миссионеры различных сект.
Обычно, для подтверждения вышесказанного они приводят следующий текст из Корана: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха.
А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой» Коран 4:34. Но, этот аят шедевр психологии. Посмотрите последовательность написанного.
Мужчины как те, кто проводит время на работе, в поисках средств для обеспечения семьи, являются попечителями женщин, именно этим они и выше степенью. Ведь на женщине как на матери лежит обязанность по работе в доме и забота о детях и о муже и это является самой достойной работой для нее, она хранительница очага.
Далее, по аяту идет разъяснение, как поступать с теми из жен, что не покорны мужьям. Но, здесь идет не абсолютная покорность во всем, ведь если муж является нарушителем законов Аллаха, то жена уже не вправе проявлять покорность в его заблуждениях.
Итак, о капризных, непокорных женщинах нарушающих моральные устои сказано, что сначала увещевайте их словом, которое будет понятно. Если же они не поняли его, то оставьте их на супружеском ложе, может, они поймут. Затем, если они не поняли этого момента, то ударьте их. Вот именно этот последний момент и взяли на вооружение миссионеры.
Как вы заметили, слово «побивайте» стоит самым последним в череде и это слово не означает избиение. Бывают моменты, когда пощечина приводит в чувства человека, при истерике или капризе. Не раз в своей жизни в при разговоре неких людей я слышал, что сама женщина дает совет своему сыну, брату в отношении его жены.
Не раз я слышал такое: «Да сколько ты можешь терпеть ее выходки, ну ударь ты ее разок покрепче, может образумится», итак подобный совет давала мужчине женщина, отнюдь не мусульманка. Раз уж сама женщина дает подобные советы, значит, есть что-то в этом. Думаю, и читающий это не раз слышал подобные советы от самой же женщины, где ни будь на остановке, в метро или еще где. Как и было сказано, в данном аяте содержится совет лучшего из психологов, который разбирается в природе женщины, ее психологии – Всевышний Аллах. Комментарий на этот аят Корана из толкования Ибн Касира:
«Слова «А тех жен, в верности которых вы не уверены» относятся к тем женам, которые огрызаются на своих мужей, отворачиваются от них, не уважают их, не признают их роли в семье.
Аллах говорит «бейте их» после того, как ранее говорит о том, чтобы их увещевали добрым словом. Но если жены не вняли доброму обращению, то тогда вам разрешено битье. В «Сахихе» Муслима приводятся следующие слова Пророка Мухаммада: «Когда вы обращаетесь со своими женами, бойтесь Аллаха. Ведь они помощницы для вас.
У вас есть права над ними, и вы имеете права потребовать, чтобы в ваш дом не ступала нога того, кого вы видеть не желаете. Если жена игнорирует это, то вы можете побить ее. Но и жена имеет права над вами. Вы обязаны обеспечивать, содержать и одевать их».
Ибн Аббас объяснял это место в аяте как «нужно бить так, чтобы не мучить жену», а Хасан аль-Басри говорил, что бить нужно, так, чтобы на ее теле не оставалось следов (то есть совсем слабыми, почти символическими ударами).
А ортодоксальные исламские правоведы вынесли следующее правовое предписание (фетву): «Нельзя при битье наносить увечье какому-то органу и нельзя оставлять следов на теле жены». (Фрагмент комментария к аяту Корана 4: 35)
Теперь же взглянем на тексты из Библии. «Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Ветхий Завет, Бытие 3:16). Как вы заметили, здесь речь идет о господстве мужа, над женою.
Что же значит слово «господство»? Муж является абсолютным господином жене, подобно хозяину рабыни? Обратимся к комментариям Толковой Библии, и вот как она комментирует этот текст: «и только в христианстве – религии искупления – жене снова возвращены ее утраченные в грехопадении права».
Интересно, что это за права, права быть рабой господина? Это подтверждает и Новый Завет: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (Новый Завет, 1-е Тимофею 2:11-12); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Новый Завет, Ефсянам 5:22).
Мы видим из этих текстов, что жена должна без возражений всегда и во всем подчиняться мужу, ведь именно подобным образом подчиняются Господу.
Также в Библии мы нашли следующий текст: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (Новый Завет, 1-е Тимофею 2:13-15).
Отсюда мы понимаем данный выше комментарий Толковой Библии. Оказывается, что Адам (мир ему) не был прельщен, хотя и отведал запретного плода. Всю ответственность грехопадения Библия возлагает на женщину.
Под возвращение прав же, видимо, имелось в виду права пребывания в вере, любви и святости.
Если сравнивать ответственность в грехопадении с Кораном, то необходимо привести следующие стихи:«Они сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» Коран 7:23. Как вы заметили, ответственность лежит равнозначно на Адаме (мир ему) и Еве (да будет доволен ею Аллах).
Продолжая изучать тексты Библии, мы приведем следующий текст: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Новый Завет, Ефсянам 5:33). Жена оказывается, мало того, что безмолвна, и в абсолютном подчинении, но должна еще и бояться мужа. Но посмотрим другие переводы этого текста.
«…Муж должен любить свою жену как самого себя и жена должна уважать мужа» » (Новый Завет, Ефсянам 5:33, Современный перевод); «…жена должна глубоко уважать мужа» » (Новый Завет, Ефсянам 5:33, Перевод Свидетелей Иеговы); «…она должна бояться мужа в страхе перед Христом» (Новый Завет, Ефсянам 5:33, Восстановительный перевод).
Рассуждения о том, какой вариант перевода более верен, оставим на христиан, мы же посмотрим комментарий Толковой Библии: «Здесь имеется в виду не рабский страх, а страх, когда мы боимся оскорбить любимого человека». Ничего кроме юмора подобный комментарий не вызывает.
В попытке смягчить слово «боится», комментаторы приводят нас к следующему вопросу «А разве муж не должен бояться оскорбить любимого человека, почему в отношении его не сказано подобных слов?» Хотелось бы напомнить миссионером, что прежде чем обсуждать положение женщины в Исламе, взгляните на свое отношение к ней, ведь именно в Христианстве, женщина не считалась человеком и долгое время ученые мужи христиане, вели полемику вокруг этого вопроса. В конце концов, женщина все-таки была признана человеком. Не забывайте этого, прежде чем начать разговор по данной теме.
Троица или Единый
Источник: https://ukrezo.com.ua/khristianstvo-i-islam.html
Чем мусульманские общественные и семейные порядки отличаются от христианских: сравнение, сходства и различия. Чем отличается у мусульман и христиан отношение к семье, равенству полов, старикам? Сходство и различия мусульманской веры от христианской: сравнение
Христианство и мусульманство: сходства и различия. Детально про религии, их сходства и отличия.
С древнейших времен люди разделились на десятки религий, но в настоящее время, если не учитывать небольшой процент населения земли, люди разделены на мусульман и христиан.
Обе религии верят в единого Бога и в сотворение Земли, но на этом сходство между верованиями заканчивается.
В этой статье мы приведем наглядные примеры сходства и различий между двумя религиями, а также о том, как религия влияет как на нас, так и на страну в целом.
Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличаются от христианских: сравнение, сходства и различия
Обе религии зародились более 2000 лет назад, и благодаря принятию их теми или иными правителями, они получили широкое распространение и наложили бесценный отпечаток на наши жизни. В какой стране вы живете? В христианской или мусульманской? Достаточно ответить на этот вопрос и о вас, ваших устоях, праздниках, мировоззрении можно сказать множество вещей.
Религиозная семья — согласие и покой
Скажите, вы не атеист и религия на вас не виляет? Но вы ведь уходите на праздники с остальным социумом вашей страны? А ведь они на 99% обусловлены религией.
А отношение к браку, к количеству детей, общение с родителями и даже сроки покидания родительского гнездышка — все имеет религиозные корни.
Мы можем отрицать свою причастность к вере, но она плотно окутывает нашу жизнь и напрямую влияет на ход наших мыслей и поступков.
Мы приводим таблицу сходства и отличий, а также то, как религия влияет на нашу жизнь.
Христианство | Ислам | |
Отношение к единому Богу | Христианство проповедует любовь к Богу, его принятие в сердце своем. При этом допускается, что после потери веры на некоторое время, можно позже вновь ее обрести, полюбить Бога и т.д. | Ислам проповедует признание Единого Бога Аллаха как наивысшую силу с самого рождения и не допускается, каких либо отступлений в течение жизни. |
Предполагаемая реакция единого Бога на грехи человека | Человек несмотря на тяжесть греха, может искренне покаяться и будет прощен. | Человек должен помнить заповеди, и не нарушать их ни при каких либо обстоятельствах. Но стоит помнить, что в исламе допускаются многие действия, категорически запрещенные в христианстве. |
Отношение к обществу и врагам | Христианство проповедует возлюбить ближнего как самого себя, а также прощать врагам и не копить зла и обиду. Важны заповеди, которым необходимо следовать: ни завидовать, ни искушаться чужими достижениями и красотой, никакого расточительства и не переедать. Также немаловажно быть добрым и помогать как ближнему, так и врагу своему. | Ислам проповедует относиться к другим как к братьям и четко следовать заповедям. При этом обязательно мусульманин борется со злом, как с самим собой, так и с врагами своими. Стоит обратить внимание, что в этом случае заповедь гласит убивать врагов, если они не переходят на сторону добра. |
Праздники, обряды, действия | Разнообразие служб, молитв, постов, которые рекомендуется посещать и придерживаться, но для многих есть немало послаблений и вариаций. Главное и при этом поражающее людей с других религий — причащение, принимая вино как кровь Христову и хлеб как плоть. |
Пять обязанностей, которые нельзя нарушать: · Приверженность Исламу — «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед подарок его»; · Ежедневно пять раз молиться, строго соблюдая правила и последовательность; · Четко соблюдать пост в Рамадан; · Минимум раз в жизни хадж в Мекку. |
Чем отличается у мусульман и христиан отношение к семье, равенству полов, старикам?
Устои в семье — четкий отголосок религии, укрепленный многовековыми порядками в государстве.
Христиане всегда были равны с женщинами, согласно религии у мужчины должна быть всего одна живая жена (в случае смерти ему разрешено взять новую), с которой он будет жить и в горе и в радости, деля и славу и беды вместе.
А вот у мусульман может быть несколько жен, и даже несколько наложниц. Но прежде чем взять жену, он обязан подтвердить свою состоятельность и тот факт, что он сможет достойно содержать свою жену/жен и детей, которые появятся в браке.
Мышление христианина и мусульманина
Казалось бы, однозначно женщинам христианкам повезло больше, особенно в настоящее время, где выступает полное равноправие.
Но в настоящее время женщины, вновь взглянув на ситуацию, все чаще заявляют, что преимущества не столь и хороши, ведь на них возлагается не только домашнее хозяйство и воспитание детей, но зачастую они же становятся кормильцами в семьях.
В мусульманских странах, как и в христианских допустимы на сегодня разводы. Но в исламских странах дети остаются с отцом, который их содержит, воспитывает и готовит во взрослую жизнь. А вот в христианских странах отцы после развода зачастую охладевают к детям и не уделяют им должного внимания. За содержание и воспитание в большинстве случаев полностью несет ответственность мать.
К родителям христиане относятся с почтением, но вылетев с родительского гнезда, отправляются в свой жизненный путь, помогая родителям больше дистанционно. А вот ислам напротив, проповедует полное почитание и послушание родителей. До тех пор пока родители живы, мужчины советуются с ними по всем важным поводам, тем самым подчеркивая их значимость.
Сходство и различия мусульманской веры от христианской: сравнение
Ислам | Христианство | |
Количество Богов | Единый | Единый |
Количество святых и ангелов | Множество | Множество |
Отрицает ли религия многобожество (язычество) | Да, но ислам проповедует, что люди не верующие в Аллаха — враги, а с ними необходимо бороться, ведь это борьба со злом.
Но в настоящее время все больше терпимости и умиротворения в учениях. |
Да, всячески перетягивая язычников на свою сторону, хотя в средние века были и Крестовые походы. |
Бог невещественный? | Нет, духовность не является атрибутикой Аллаха. | Да, Бог и есть высшей силой и мы, наши души и все вокруг сотворил Бог со своих частичек. |
Бог — это чистейшая любовь? | Нет, Аллах наивысшая сила, в которой есть как любовь, так и отрицательные качества, которые карают неверных. | Да, Бог в христианстве всепрощающий и любящий своих созданий. |
Бог и хитрость | Да, ведь как написано в Коране «Аллах лучший из хитрецов» | Нет, в христианстве ложь и хитрость присущи только дьяволу. |
Какая вера была раньше: христианская или мусульманская
Несмотря на жаркие споры историки доказали что иудаизм, христианство и ислам вышли из единого источника с разницей в 500-1000 лет.
Как и все новое, что зарождалась в древнейшие времена, не было зафиксировано, а учитывая, что ради распространения и популяризации часто окутывали религию многослойными легендами, таинственностью и т.д.
точной даты сотворения не известно. А вот точки отсчета нам доподлинно известны:
- Отсчет христианства от первого дня рождения Иисуса. То есть в этом году 2018 лет от начала отсчета;
- Мусульмане начали отсчет с рождения пророка Мухаммеда 570-632 года нашей эры.
А вот иудаизм был у истоков, так как те кто отрицал воскрешение Иисуса создал свое ответвление — иудаизм.
Что объединяет мусульманскую и христианскую религию?
Как вы заметили в обеих религиях один Бог, которому всецело подчиняются как люди, так и Ангелы. Бог может, как поощрять, так и наказывать, а также прощать за грехи. В обеих религиях Бог наивысшая инстанция, которая помогает нам жить, благодаря кому мы живем.
Роль церкви и религии в жизни мусульман и христиан: сравнение
Христиане ходят в церковь по праздникам, истинно верующие на каждую службу в воскресенье. Ислам этого не требует и в мечеть достаточно ходить по праздникам и когда требует душа. Но обязательное условие — пятиразовая молитва ежедневно.
Относительно влияния религии на повседневную жизнь человека:
- Считается, что христиане чаще нарушают свои заповеди, так как впоследствии надеются на прощение грехов;
- Мусульмане тщательно соблюдают заповеди, так как Аллах может разгневаться и значительно ухудшить жизнь не только человека, но и его потомков.
Видео: Ислам, христианство иудаизм — почему религий несколько
Источник: https://heaclub.ru/chem-musulmanskie-obshhestvennye-i-semejnye-poryadki-otlichayutsya-ot-hristianskih-sravnenie-shodstva-i-razlichiya-chem-otlichaetsya-u-musulman-i-hristian-otnoshenie-k-seme-ravenstvu-polov-starik