Староверы отличие от православных, обычаи и традиции староверов, как крестятся, молитвы, иконы, поселения и жизнь староверов в россии в наше время

Как хоронят староверы

Даже спустя 300 лет после церковной реформы Никона и царя Алексея Михайловича в России остались люди, исповедующие христианство по старому образцу. В быту их так и именуют – старообрядцы (или староверы).

Свято почитая Господа, они крестятся двуперстием, ибо «щепотью вы соль и табак берёте – в раны Христа кладёте». А Святую Троицу у них обозначают сомкнутые воедино большой палец, безымянный и мизинец.

И восьмиконечный крест у них не имеет распятия – только надписи во славу Господа.

Похороны у старообрядцев

Также как в быту староверы отличаются от прихожан православной Церкви, так и обряд похорон у них имеет свои особенности. Ниже перечислены похоронные обычаи староверов из разных волостей дореволюционной России. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере.

Даже в больших поселениях сейчас предпочитают не выращивать лён на подворье для похоронной одёжи, а покупать уже готовую ткань. Это же касается изготовления гроба (его теперь покупают вместо собственноручного вытёсывания колоды из цельного дерева) и транспортировки к кладбищу (используют автомобиль, а не несут вручную).

В общих же чертах старообрядцы стараются придерживаться заветов своих отцов.

Накануне смерти

Исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для неё приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Приглашать православного священника считается верным пропуском в Ад.

Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а к губам прикладывали святую воду. Для облегчения души умирающему задавались вопросы:

  • Не желаешь ли поведать что-то важное, выразить свою последнюю волю?
  • Нет ли желания исповедать грех, в котором ранее не было раскаяния?
  • Не хранишь ли обиду на кого из близких?

По окончанию исповеди налагалась епитимья согласно озвученных грехов. Считалось, что без покаяния нельзя представать перед Богов. По нераскаявшимся при жизни усопшим читали только молитву на отход души, без отпевания.

Плач по покойному

Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц.

Опытные жалобщицы могли своими причитаниями настолько растрогать присутствующих, что даже у мужчин порой катились слёзы.

Обратите внимание

Считалось, что душа, услышав подобные стенания будет удовлетворена и не станет возвращаться в дом.

В других поселениях плач порицался. Его называли вытьём и другими оскорбительными словами.

Занавешивание зеркал

В обязательном порядке по всему дому занавешивались все зеркальные поверхности. Это касается зеркал, начищенных металлических створок, самоваров, а в последнее время и телевизоров, мониторов.

Омовение

Для обмывания звали уже не знающих греха пожилых староверцев одного пола с почившим. Если община немногочисленна, допускалось приглашать женщин в летах для преставившихся мужчин.

Очищение телесных покровов проводили в первые часы по кончине. В силу трудоёмкости, этим занималось 2-3 человека. Начинали с головы и заканчивали ногами. Правую сторону прежде левой. Часто для этих целей использовали «Иорданскую» воду, набранную 18-19 января.

После омовения воду не выливали в общие места. Вместе с губками, гребешком и прочими использованными принадлежностями её относили за село и прикапывали – «дабы нечистый не воспользовался».

Облачение

Похоронную одежду заготавливали заранее. Она состояла из нательного белья (рубахи), носков (у женщин — чулок) и мягких тапочек из кожи, соломы или грубой ткани. Женская рубашка достигала щиколоток, мужская – колен. Исподнее готовили белого цвета.

В отдельных волостях этим и ограничивались. Но чаще поверх мужчинам надевали штаны, не заправляя, а женщинам – сарафан тёмных тонов: синего, коричневого или чёрного цветов. Вышивка или прочие украшения не допускались.

Всё одеяние, как и саван, шилось без узлов, швом «иголка вперёд».

Девушке заплеталась одна коса, плетением вверх, а замужней – две и плетением вниз. На голову повязывали косынку или чепчик, а сверху ещё платок.

Саван

Готовился из длинного белого полотна. В одних губерниях он представлял собой 12 метров ткани, в которую одетого почившего крепко пеленали вместе с головой. В других отрез материи складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, похоронное покрывало приобретало вид лодки, в которой усопшего отправляли странствовать по загробному миру.

Гроб

Ещё до середины прошлого века сохранился обычай вытёсывать посмертное ложе из поваленного ствола дерева. Такую домовину заготавливали заранее и она хранилась на чердаке жилого дома, ожидая хозяина. Считалось даже, что она приносит благополучие и достаток в дом.

По другим традициям гроб изготавливался только после смерти. Его сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили – «ибо негоже Божий символ в могилу опускать».

При изготовлении домовины любым из способов щепу не жгли и не выбрасывали. Она служила наполнителем для подстилки и подушки.

Положение во гроб

Ранее одетое в саван тело до самих похорон укладывали на лавке, ногами к иконам. И более его не трогали. В гроб помещали практически перед самым выносом на кладбище. Сейчас этот обычай не соблюдается. Если тело остаётся в доме, то его сразу располагают в домовине.

На дно гроба укладывали оструганную щепу, берёзовые листья, хвойный лапник. В изголовье клали подушку, набитую листьями или собранными в течение всей жизни волосами умершего. Поверх клали тело, облачённое в саван. Руки располагали на груди – правую поверх левой.

Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – своего рода чётки, выполненные из дерева и напоминающие небольшую лесенку. На грудь иногда возлагали крест или икону святого. Для женщин использовали Богородицу, для мужчин – Николая Угодника.

Перед самым погребением иконы и крест вынимали из гроба.

После положения тела во гроб, последний, для крепости, могли связывать лыком или бечевой. Это же допускалось и в отношении самого тела, обёрнутого в саван. Перевязывание совершали таким образом, чтобы складывалось 3 креста: в районе грудины, живота и коленей. Данное перекрещивание напоминало восьмиугольный крест, которым осеняют себя староверы.

День захоронения

Старообрядцы хоронят на третий день. Но летом, во избежание быстрого разложения, могут и на следующий после смерти.

Отпевание

По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга произносили молитвы. В наше время ограничиваются тремя панихидами:

  • Накануне погребения.
  • Утром в день погребения.
  • Перед самым захоронением, на погосте.

Службы читаются долго. Считается, чем дольше длится отпевание – тем чище душа предстаёт перед Господом. Отпевания удостаиваются только праведно прожившие жизнь на земле. Жившие в гражданском браке, пьяницы, отступники и непокаявшиеся, могут рассчитывать только на отходную молитву.

Прощание с умершим

Прощание с умершим устраивали у порога дома. Для этого гроб выносили во двор, ногами вперёд, и устанавливали на стол или табуреты. Собравшиеся подходили к усопшему с молитвами и поклонами. Хозяева могли тут же накрыть обеденный стол. Таким образом, почивший как бы в последний раз трапезничал в кругу знакомых. В таком случае после кладбища поминки уже не справляли.

Могила

У одних народностей было принято закапывать тела как можно глубже. Другие ограничивались расстоянием «по грудь», чтобы во время всеобщего Воскресения упокоенный мог вылезти из ямы. Часто рыли своими силами, не доверяя это дело служителям некрополя.

Располагалась могила таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.

Похоронная процессия

Домовину с телом несли до кладбища на руках или на волоках. Лошадей для этого дела не использовали – «ибо конь нечистое животное».

В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников. Иногда можно встретить требование, чтобы женщин несли женщины, а мужчин – мужчины. Но эта практика давно изжила себя.

Сейчас до самых ворот кладбища гроб подвозят на катафалке.

Останавливалась процессия трижды: в середине села, на краю села и перед кладбищем. Ход вели нетореной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашних животных после выноса гроба прикармливали зерном и овсом – «чтобы не пошли за хозяином». За скорбящими кидался сосновый или еловый лапник – «чтобы упокоенный ноги исколол, если решит возвратиться».

Похороны

На самих похоронах проводится последняя служба – Лития. Из гроба достаются символы веры, крышка заколачивается. Захоронение происходит обычным способом. В могильную яму также опускают волокуши (при использовании) и полотенца, если те сильно загрязнились при опускании домовины.

Поминовение

Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» (годовщина). Редко встречаются общины, где отмечают полусороковины (20-й день) и полугодовщину. Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы.

На столе не должно быть выпивки (допускается только квас), чая и мяса. Некоторые общины отказываются и от картофеля. Обязательной считается кутья – отваренная пшеница в меду. Также подаются щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мёд. Поминальный обед скромный, проводится в молчании. Основная часть его – чтение молитв.

Проводы души

По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.

Траур

Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.

Отношение к самоубийцам и отступникам

Налагающие на себя руки, отступники, пьяницы и ведущие греховную жизнь в миру не достойны погребения по существующему обряду. Чаще всего их хоронили вне кладбища, без надлежащего прочтения молитв. Их даже провожать не разрешалось – «чтобы упокоенный сполна получил за свои грехи»

Умерших без покаяния, в дороге или общественном месте в царской России хоронили в убогих домах, отдельно от остальных верующих.

Отношение к кремации

Крайне негативное.

Надгробие

Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы.

В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

Погребение старообрядцев православными священниками

Хотя сами староверы отрицают подобное захоронение, православные священники соглашаются присутствовать на их похоронах. При этом совершается обряд как для прочих иноверцев. В храм гроб не заносят, литию и панихиду не читают, а с песнопением «Святый Боже» облачённый в священные одежды священник провожает умершего к последней обители.

Возможно, вам будет интересно:

  • Похороны в Православии
  • Похороны в Исламе
  • Похороны в Иудаизме

14 мая 2018

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/kak-horonyat-starovery/

Разница между староверами и православными христианами

В ХVII веке Патриарх Никон провел реформы, которые были вызваны необходимостью привести богослужебную практику Русской Церкви к единому образцу. Часть духовенства вместе с мирянами отвергли эти изменения, заявив, что не отступят от старых обрядов.

Они назвали Никоновскую реформу «порчей веры» и заявили, что сохранят в богослужении прежние уставы и традиции. Человеку непосвященному трудно отличить православного от старовера, поскольку не так велика разница между представителями «старой» и «новой» веры.

Содержание статьи

Староверыхристиане,отошедшие от православной церкви вследствие своего несогласия с реформами, проводимыми Патриархом Никоном.

Православные христианеверующие люди,признающие догматы Православной Церкви.

к содержанию ↑

Сравнение

Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов. Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.

Читайте также:  Можно ли стричься в церковные праздники, можно ли стричь, красить волосы в воскресенье

В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы.

При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа.

Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы.

Крестное знамение православных христиан

У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды. Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.

Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду.

У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой.

К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся.

Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме.

Важно

Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.

Восьмиконечный крест

При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Иисус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Иисус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.

Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Приверженцы старой веры в быту более отрешены от мира, нежели православные христиане.
  2. Староверы совершают двоеперстное крестное знамение, православные – троеперстное.
  3. Во время молитвы у староверов принято двукратное возглашение «Аллилуйя», у православных – трехкратное.
  4. При богослужении староверы держат руки скрещенными на груди, православные – опущенными по швам.
  5. Все действия во время службы староверы совершают синхронно.
  6. Как правило, для участия в богослужении староверы надевают одежду в старорусском стиле. У православных только для священства существует особый тип одежды.
  7. При богослужении староверы совершают земные поклоны, православные – поясные.
  8. Староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми-, шести- и четырехконечный.
  9. Различно у православных и староверов написание имени Христа, а также начертание букв над восьмиконечным крестом.
  10. На нательных крестах староверов (восьмиконечные внутри четырехконечного) нет изображения распятия.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-starovery-ot-pravoslavnyx-xristian/

Староверы. Как живут и молятся духовные потомки боярыни Морозовой

Чтобы познакомиться с жизнью современных старообрядцев и их мировоззрением, отправляемся в храм Покрова Пресвятой Богородицы древлеправославной поморской церкви, который открыли в Белгороде в 2006 году. Старообрядчество делится на два основных направления: поповство и беспоповство, которые в свою очередь включают несколько согласий. Поморское согласие среди беспоповцев сейчас крупнейшее.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен в парке Памяти (Гагарина). Пока идёшь по парковой дорожке, успеваешь полюбоваться красотой природы, послушать тихое журчание воды. А когда ступаешь на чистую, ухоженную территорию храма, атмосфера умиротворённости даже усиливается.

Здесь меня встречает духовный наставник общины Александр Тарасов. Вместе с ним входим в храм. Налево – лестница на колокольню, а справа – вход в церковную лавку.

Над ним висит копия известной картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»: по заснеженной улице везут закованную в цепи боярыню, которая сложила руку в двуперстие – она была противницей церковной реформы Никона.

Через четыре года Феодосия Морозова умрёт в земляной тюрьме Боровска, заморенная голодом.

Отличаются эти кресты и своей формой. На полочках в лавке стоят часовники, канонники, Евангелия, брошюры для обучения. Есть книга «История церкви», написанная старообрядцем Иваном Заволоко.

Храм поражает своей красотой. Расписали его Александр Воронов, Анна Бочарникова (Тарасова) и Андрей Тарасов. По фрескам можно проследить историю старообрядчества.

Совет

На одной из них – Соловецкий монастырь, который не принял церковную реформу Никона и восемь лет сопротивлялся, держал осаду. В конце концов его взяли из‑за предательства одного из монахов.

В истории это событие известно как «Соловецкое сидение».

Преемником Соловецкого монастыря стало Выговское общежительство. Его изображение в храме на противоположной стене. Этот крупнейший центр старообрядцев положил начало поморскому согласию.

Фреска, изображающая непримиримого противника реформы Никона – протопопа Аввакума, напоминает о его мученической смерти. Аввакума сослали в Пустозёрск на реке Печоре и там сожгли в срубе.

Много здесь изображений святых, общих для старообрядцев и Московского патриархата: Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский.

Основная фреска посвящена празднику Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого освящён храм.

— А почему в храме стоят скамейки?

— Службы у нас довольно длинные. И когда читается проповедь, то разрешено сидеть. Но основное назначение этих скамеек в том, что на них кладут подручники (небольшие квадратные коврики) и бьют земные поклоны, – объяснил Тарасов.

Иконы, изображающие 12 праздников, написаны современным художником к десятилетию храма, а вот все остальные старинные. Их в своих домах сохранили люди во время гонений на церковь.

Пение, которое можно услышать в древлеправославной церкви, тоже отличается от пения в храмах Московского патриархата. Оно унисонное, заимствованное из Византии.

В богослужебных книгах звуковые интервалы обозначены специальными знаками, их называют «знамена» (или «крюки»).

Отсюда – знаменное пение.

«Вот и наставник пришёл!»

Спускаемся на цокольный этаж.

Его сын Андрей, имеющий художественное образование, участвовал в росписи храма. Он военный, а дочь и жена Александра Егоровича работают в МЧС.

В музее рукописные и старинные печатные книги, фотографии, церковная утварь, традиционная одежда и древние предметы быта.

В одной из витрин – фотография Афанасия Тарасова, в память о котором его внуки Александр, Анатолий и Фёдор построили этот храм.

Афанасий Михайлович родился в шебекинском старообрядческом селе Кошлаково. Отец его был наставником в церкви. До революции семья имела крепкое хозяйство, но к 1921 году оно пришло в упадок.

Обратите внимание

Отдав образовавшемуся колхозу корову и лошадь, Афанасий Михайлович отправился работать в Харьков, откуда присылал деньги семье. Часто приезжал проведать домочадцев.

В один из таких приездов, в 1937 году, его арестовали и обвинили в «клевете на советскую власть».

14 лет он провёл в лагерях, но не озлобился, а остался человеком добрым и справедливым, которому в родном селе при встрече в знак уважения кланялись в пояс.

Кошлаково основали в XVII веке поморы из олонецких пределов.

Так я узнаю, что почти все жители села носят фамилию Тарасовы.

За музеем находятся исповедальня и крестильня. Детей и взрослых старообрядцы крестят с обязательным трёхкратным погружением в воду.

— А бывает так, что у человека нет предков-староверов, но он сам захотел стать старообрядцем?

— Да. И нередко. Порой ходят к нам люди, смотрят, и что‑то у них внутри появляется. Нравится. Но у нас не так просто креститься. Надо почитать сначала про старообрядчество, про его историю. Понять, почему до сих пор староверы остались, а не приняли изменений.

Молодёжь в смешанных браках часто хочет креститься. Говорю: «Походи в храм, почитай сначала. Вопросы какие, может, есть. Побеседуем. Насильно крестить не буду. Только сам чтобы дошёл до этого».

И других староверов предупреждаю: не ставьте ультиматумов, только добровольно.

Возле храма расположена небольшая гостиница, в которой останавливаются приезжие из других городов и сёл. В этом же здании келья Александра Тарасова. В свободное время он реставрирует старинные иконы. А на стенах в коридоре – выставка его картин.

Александр Егорович большую часть жизни прослужил в ракетных войсках на Урале. После демобилизации пригодилось полученное в своё время художественное образование.

В ожидании полагающегося по закону жилья (а оно вместо 2 лет затянулось на целых 12) Александр Егорович преподавал изо.

Важно

Когда наконец‑то получил квартиру в Северном, переехал в родные края и совершенно не предполагал, что вскоре станет наставником старообрядческой общины.

После войны в Белгород из сёл переехало немало староверов. Молитвенным домом для них была обычная квартира Марии Ткаченко. Сначала там молилась она сама и две её духовные сестры.

Но постепенно община разрослась. Встал вопрос о храме. Тут и помогли братья Тарасовы. История выделения места под храм и его строительства тоже была непростой.

Поддержку оказал губернатор Евгений Савченко.

После тщательных размышлений Александр Егорович согласился принять выбор прихожан и сменил перспективу спокойного пенсионного времяпрепровождения на ответственную службу наставника, требующую постоянного самообразования, решения духовных и бытовых вопросов.

Бритьё бороды – грех

— Старообрядческие общины представляются очень закрытыми…

— Это раньше, когда были гонения и люди скрывали веру. А сейчас свобода совести. Староверов перестали преследовать с 1905 года, когда Николай II издал манифест «Об укреплении начал веротерпимости». Что интересно, мой дед-старовер служил у императора в охране, в Зимнем дворце. Ещё в 1927 году проходил Всероссийский собор староверов-поморцев в Кошлаково.

А вот в 30-х уже не разбирали, когда арестовывали верующих, старовер ты или не старовер. Но вера наша крепкая, закалённая ещё в былые времена. Много мужчин не вернулось с фронта, и общину даже у нас, в Кошлаково, больше 20 лет возглавляла женщина. Потом подросла молодёжь, и стали выбирать наставников из мужчин. Так что женщины сохранили веру, за что им спасибо.

У нас и сейчас есть общины, которые возглавляют женщины.

В деревнях образ жизни остался строгим. Особенно в отдалённых местах в Сибири. А вот в городах стали лояльнее относиться ко всем соблазнам, которых раньше чурались. К телевидению, например. Опасен не телевизор и Интернет, а то, что в них показывают.

А вот в Санкт-Петербурге, например, электрическое освещение не используют. У них молятся и читают при свечах. А мы себе позволили электричество. Раньше люди не представляли, откуда оно, почему лампочка светится. А самолёт и паровоз вообще не признавали. Староверы очень консервативны. А потом начали и на самолётах летать, и на поездах ездить.

— А все ли старообрядцы-мужчины носят бороды?

— Бритьё бороды – грех. Это нарушение образа Божьего. В нём каятся. И получают епитимью. Пострижение волос у женщин тоже грех. Но, конечно, тем, что ты носишь бороду, остальные грехи не загладишь.

— Как складываются отношения старообрядцев и Московского патриархата?

— В 1971 году Синод снял «клятвы», наложенные на старообрядцев при расколе. Это говорит об улучшающемся отношении.

И последние события – встреча Владимира Путина с митрополитом Корнилием – тоже свидетельствует об этом.

Сейчас митрополит Корнилий входит в Совет по взаимоотношениям с религиозными организациями при президенте, представляя там интересы всех староверческих толков.

Зарубежная православная церковь присылала нам письмо и просила прощения. Каялись в причинённых староверам преследованиях. И в конце написали, что 1917 год – это расплата за XVII век. Для меня это однозначно так. После раскола вера ослабла. А если была бы вера сильная, то и революций 1917 года не было бы.

Народ был и за веру, и за царя, и за Отечество. А так пошёл и против веры, и против царя. А Отечество со всех сторон пытались разорвать. Не стали бы рушить храмы. А ведь это простые люди делали, которые раньше ходили в церковно-приходскую школу, изучали Закон Божий, – делится мнением Александр Егорович.

В нынешнее время старообрядцы мирно уживаются с Московским патриархатом. С Белгородской митрополией у них уважительные и доброжелательные отношения. И та, и другая сторона предпочитают придерживаться золотого правила: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Анна Кущенко

Источник: https://www.belpressa.ru/society/religiya/21686.html

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством? / Православие.Ru

В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?

Старообрядчество возникло в середине 17 века в ответ на предпринятую в 1653 – 56 годах патриархом Никоном унификацию богослужения и церковных текстов. Приняв через Византию христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви богослужение и уставные тексты. За 6,5 веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера.

За основу для нового славянского текста были приняты новопечатные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям.

Что касается обряда, изменения реально затронули лишь некоторые незначительные элементы: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, вместо «Исус» стали писать «Иисус», хождение совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный.

Совет

Можно согласиться, что эти шаги были сделаны без достаточной подготовки и необходимой гибкости, порой даже резко. Однако надо решительно сказать, что в этих церковных мероприятиях не было ничего еретического, чтобы возвести на Церковь страшное обвинение в потере благодати.

Невозможно уклониться от принципиальных вопросов: считал ли протопоп Аввакум и его последователи, что проведенные изменения лишили людей возможности спасаться в Церкви. Если он так считал, то, значит, страдал обрядоверием — серьезной духовной болезнью, которая ослепила и погубила иудейских вождей во времена Спасителя.

Если так не думал, то зачем вызвал в Церкви раскол, которые святые отцы всегда считали тяжелым грехом. В истории Византийской Церкви были очень трудные периоды. Иногда патриарший престол занимали еретики (монофелит Сергий, иконоборец Анастасий и др.). При поддержке некоторых императоров это продолжалось порой многие годы, но борцы за православие не мыслили вызывать раскол. Имея глубоко церковное сознание, они хорошо знали, что это всегда оборачивается трагедией. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что разрывать единство и полноту Церкви не меньшее зло, чем создавать ересь.

Читайте также:  Патриарх гермоген краткая биография святителя и мученика, братство гермогена, подвиг патриарха, храм гермогена

Живое дерево должно приносить плоды. Поскольку назначение Церкви вести своих чад к спасению, то и оценивать нужно по тем духовным дарованиями, которые стяжали члены церковного сообщества. Сонм святых – плод Церкви. Святость со всей очевидностью доказывает, что жизнь Церкви благодатна, что в ней действует животворящая сила Святого Духа.

Светильники не возможно скрыть под спудом. Наших святых знают православные, старообрядцы и даже нецерковные люди.

Почему в старообрядчестве нет таких святых, как Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, великие Оптинские старцы, Ксения Петербургская и Матрона Московская и многие другие дивные угодники Божии?

В конце хочется привести пример. Давно хорошо знаю православную женщину, которая родилась в старообрядческой семье. Много лет назад она начала посещать православные храмы. Ее сестра (уже покойная) осталась человеком нецерковным: не молилась ни в старообрядческий храм, ни в православном.

Когда она тяжело заболела (рак печени) и перед смертью пожелала исповедаться и причаститься, сестра ее Марина буквально на руках внесла ее в старообрядческий храм. Там посмотрели списки. В них Ирина не значилась. Исповедовать и причащать категорически отказались. Сестры вернулись домой.

Обратите внимание

Возможности вести в православный храм уже не было. Марина поехала одна. Первым, к кому она обратилась, был отец Константин (несколько лет я знаком с этим священником). Он был занят, но оставил свои дела и поехал. Только по дороге Марина решилась сказать священнику, что везет его к сестре, которая крещена в старообрядчестве.

Он без всяких колебаний продолжил путь, исповедал и причастил умирающую Ирину.

6 декабря 2004 г.

Источник: https://pravoslavie.ru/6485.html

Староверы: кто они, что проповедуют, где живут? Староверы и старообрядцы — в чем разница | Христианство на 4-women.ru

В последнее время, увлекаясь изучением русской культуры, разными путями духовного и физического развития многие люди стали интересоваться староверами. Действительно, староверы – кто они? Существует множество мнений и взглядов на этот счет.

Одни считают, что это те православные христиане, которые исповедуют веру, бывшую до церковного раскола времен реформы Никона. Другие думают, что это люди, которые избрали для себя веру, которую православные священники называют языческой.

Старую веру, которая была распространена до Крещения Руси по приказу князя Владимира.

Первые ассоциации, которые приходят на ум – это люди, живущие в тайге, отринувшие все блага цивилизации, следуют старинному укладу жизни, все делают сами, не используя при этом никакую технику. Медицина тоже не распространена, все болезни лечатся молитвами староверов и постом.

Насколько это правда? Сложно сказать, ведь староверы не распространяются о своей жизни, не сидят в соцсетях, не пишут о ней в блогах. Жизнь староверов скрытная, протекает в закрытых общинах, они стараются лишний раз не контактировать с людьми. Складывается ощущение, что их можно увидеть, только случайно заблудившись в тайге, блуждая не один день.

Где живут староверы

Например, живут староверы в Сибири. В условиях сурового и холодного климата именно благодаря им осваивались новые неизведанные и труднодоступные уголки страны. Есть деревни староверов на Алтае, их несколько – Верхний Уймон, Маральник, Мульта, Замульта. Именно в таких местах они скрывались от гонений со стороны государства и официальной церкви.

В деревне Верхний Уймон можно посетить музей старообрядцев и узнать подробно про их быт и веру. Несмотря на то что отношение к ним изменилось в лучшую сторону с ходом истории, староверы предпочитают выбирать для жизни удаленные уголки страны.

Чтобы прояснить вопросы, невольно возникающие при их изучении, стоит сначала понять, откуда они взялись и между ними в чем разница. Староверы и старообрядцы — это кто такие?

Откуда они взялись

Чтобы узнать ответ на вопрос, кто они, староверы, сначала предстоит окунуться в историю.

Одним из значимых и трагических событий в России стал раскол Русской церкви. Он разделил верующих на два лагеря: последователей «старой веры», которые не хотели принимать никакие нововведения, и смиренно принявших нововведения, возникшие благодаря реформам Никона.

Это патриарх, назначенный царем Алексеем, пожелавшим изменить Русскую церковь. Кстати говоря, понятие «православие» появилось вместе с реформой Никона. Поэтому словосочетание «православные староверы» несколько некорректно. Но в современности этот термин вполне актуален.

Важно

Потому что на сегодняшний момент официально существует Русская православная старообрядческая церковь, иначе говоря церковь староверов.

Итак, изменения в религии произошли и повлекли за собой многие события. Можно сказать, в то время в 17 веке и появились первые староверы в России, последователи которых существуют и по сей день.

Они протестовали против Никонских реформ, по их мнению, изменяющих не только особенности некоторых обрядов, но и саму веру. Нововведения эти проводились с целью сделать православные обряды на Руси как можно более похожими на греческие и общемировые.

Обосновывались они тем, что церковные книги, которые переписывались вручную, со времен Крещения на Руси имели некоторые искажения и опечатки, по мнению сторонников нововведений.

Почему люди противились реформам Никона

Почему люди протестовали против новых реформ? Возможно, тут сыграла роль личность самого патриарха Никона. Царь Алексей назначил его на важный пост патриарха, дал ему возможность коренным образом изменить правила и обряды русской церкви.

Но выбор этот был немного странным и не очень оправданным. Патриарх Никон не имел достаточного опыта в создании и проведении реформ. Он вырос в простой крестьянской семье, со временем стал в своей деревне священником.

Вскоре перешел в Московский Новоспасский монастырь, где и познакомился с русским царем.

Взгляды их на религию во многом совпали, и вскоре Никон стал патриархом. Последний мало того что не обладал достаточным опытом для данной роли, но и, согласно многим историкам, был властным и жестоким.

Он хотел власти, не имеющей границ, и завидовал в этом плане патриарху Филарету. Пытаясь всячески показать свою значимость, он проявлял активность везде и не только как религиозный деятель.

Например, самолично участвовал в подавления восстания в 1650 году, именно он хотел жестокой расправы над восставшими.

Что изменилось

Реформа Никона внесла существенные изменения в русскую христианскую веру. Именно поэтому появились противники этих нововведений и последователи старой веры, которых потом начали именовать староверами. Они подвергались гонениям долгие годы, были прокляты церковью и только при Екатерине II отношение к ним изменилось в лучшую сторону.

В этот же период появилось два понятия: «старовер» и «старообрядец». В чем разница и кого они обозначают, сегодня многие уже не знают. На самом деле оба этих понятия по сути одно и то же.

Несмотря на то что реформы Никона принесли стране только раскол и восстания, почему-то есть мнения от том, что они почти ничего не поменяли.

Совет

Чаще всего в учебниках истории указывают всего два или три изменения, на самом деле их больше.

Итак, что же поменялось и какие нововведения произошли? Нужно узнать это, чтобы понять, чем отличаются староверы от верующих православных, принадлежащих официальной церкви.

Крестное знамение

Христиане после нововведения осеняли себя крестом складывая три пальца (или перста) – большой, указательный и средний. Троеперстие или «щепоть» подразумевает святую Троицы – Отца, Сына и Святого духа. Хотя раньше, до реформы, использовали для этого всего двуперстие. То есть два пальца – указательный и средний оставляли прямыми или слегка изогнутыми, а остальные складывали вместе.

Оно должно изображать основные два символа веры – Распятие и Воскресение Христа. Именно двуперстие было изображено на многих иконах и пришло из греческих источников. Староверы или старообрядцы до сих пор используют двуперстие, осеняя себя крестным знамением.

Поклоны во время служб

До реформ совершалось несколько видов поклонов на службе, всего их было четыре. Первый – до перстей или до пупа, назывался обычным. Второй – в пояс, считался средним.

Третий назывался «метание» и производился почти до земли (малый земной поклон). Ну и четвертый – до самой земли (великий земной поклон или проскинеза).

Вся эта система поклонов до сих пор действует при старообрядческих богослужениях.

После никонской реформы разрешено было кланяться только до пояса.

Изменения в книгах и иконах

В новой вере и старой по-разному писали имя Христа. Раньше писали Исус, как в греческих источниках. После реформ нужно было протягивать его имя – Иисус. На самом деле, тут сложно сказать, какое написание ближе к оригиналу, так как в греческом языке есть специальный символ обозначающий протягивание буквы «и», в русском языке его нет.

Поэтому, чтобы написание соответствовало звучанию, в имени Бога добавили букву «и». Сохранилось старое написание имени Христа в молитвах староверов, и не только у них, еще в болгарском, сербском, македонском, хорватском, белорусском и украинском языках.

Крест

Крест у старообрядцев и последователей нововведений значительно отличается. У последователей древнего православия признавался только восьмиконечный вариант.

Старообрядческий символ распятия представлен восьмиконечным крестом, расположенным внутри более крупного четырехконечного. На наиболее древних крестах также отсутствуют изображения распятого Иисуса.

Для его создателей важна была скорей сама форма, а не изображение. Нательный крест старообрядца тоже имеет такой же вид без изображения распятия.

Среди нововведений Никона, касающихся креста, можно выделить еще Пилатову надпись. Это буквы, которые видны на самой верхней малой перекладине обычного креста, который сейчас продается в церковных лавках – I N Ц I.

Это надпись, которая оставлена Понтием Пилатом – римским прокуратором, приказавшим казнить Иисуса. Она обозначает «Иисус Назорей, Царь Иудеи». Она появилась на новых никонских иконах и крестах, старые версии уничтожались.

В самом начале раскола начались ярые споры о том, допустимо ли изображать эту надпись. Архидиакон Игнатий из Соловецкого монастыря написал по этому поводу челобитную царю Алексею, отвергая в ней новую надпись и требуя вернуть старую I Х Ц С обозначающую «Исус Христос Царь славы».

Обратите внимание

По его мнению, старая надпись говорит о Христе как о Боге и Творце, который занял свое место на небесах после Вознесения. А новая говорит о нем, как об обычном человеке, пребывающем на земле. Но Феодосий Васильев, диакон церкви Красный ям и его последователи долгое время, наоборот, отстаивали «пилатову надпись». Их называли федосеевцами – особым ответвлением старообрядчества.

Все остальные староверы используют более древнюю надпись в изготовлении своих крестов до сих пор.

Крещение и крестный ход

У старообрядцев возможно только полное погружение в воду, осуществляемое три раза. Но после никоновских реформ стало возможным либо частичное погружение при крещении, либо даже просто обливание.

Крестный ход раньше совершался по солнцу, по часовой стрелке или посолонь. После реформы во время обрядов его совершают против часовой стрелки. Это вызвало в свое время сильное недовольство, люди стали считать новую веру религией тьмы.

Критика старообрядцев

Староверов часто критикуют за их непременное соблюдение всех догм и обрядов. Когда изменили символику и некоторые особенности старых ритуалов, это вызвало сильное недовольство, бунты и восстания.

Последователи старой веры даже могли предпочесть мученическую смерть, чем смириться с новыми правилами.

Кто они — староверы? Фанатики или самоотверженные люди, отстаивающие свою веру? Современному человеку это сложно понять.

Как из-за одной буквы, которую изменили или выкинули или, наоборот добавили, можно обрекать себя на смерть? Многие авторы статей пишут, что символика и все эти мелкие, по их мнению, изменения после никоновской реформы носят лишь внешний характер. Но правильно ли так считать? Конечно главное – это вера, а не просто слепое соблюдение всех правил и обычаев. Но где предел этих допустимых изменений?

Если следовать такой логике, то зачем вообще нужны эти символы, зачем называть себя православными, зачем нужно крещение и другие ритуалы, если их так можно легко менять, просто получив власть, погубив при этом сотни людей, которые не согласны. Зачем нужна такая православная вера, если она совершенно не будет отличаться от протестантской или католической.

Ведь все эти обычаи и обряды существуют не просто так, ради их слепого исполнения. Люди не зря хранили знание об этих ритуалах столько лет, передавали из уст в уста, переписывали книги вручную, ведь это огромный труд.

Возможно, они видели за этими обрядами нечто большее, то, чего современный человек не в состоянии понять и видит в этом ненужную внешнюю атрибутику.

Читайте также:  Икона владимирская божья матерь в чем помогает, фото и значение, краткая история владимирской иконы пресвятой богородицы, где находится в третьяковке, чудеса иконы

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/hristianstvo/starovery-kto-oni-chto-propovedyut-gde-jivyt-starovery-i-staroobriadcy-v-chem-raznica.html

О таинственно-благодатной жизни в старообрядчестве. часть 1

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Протоиерей Борис Балашов

Люди, которых мы обычно называем староверами или старообрядцами, являются потомками тех православных христиан, которые три с половиной столетия назад духовно отделились от Русской Православной Церкви.

Их предки были ревнителями благочестия, только это благочестие носило характер чрезмерной привязанности к обрядовой стороне церковной жизни, к признанию абсолютной значимости разнообразных мелочных обычаев, к чрезмерной привязанности к каждой букве обряда. Конечно, эти явления жизни свойственны и нашей современной церковной жизни.

Важно

И сейчас бытуют среди некоторых православных верующих взгляды, что самая главная задача Церкви — культурно-охранительная: сберечь те обычаи, традиции и обряды, которые веками сложились в обиходе церковной жизни.

Но все наши традиции, обычаи и обряды имеют в Церкви не главную, а вспомогательную цель — помогать совершению спасения от греха и духовной смерти людей, открывать им врата Вечной Жизни и приводить их к личной встрече и соединению со Христом.

И сейчас находятся люди, которые, приняв православную веру, научившись выполнять бытовые традиции церковных людей, участвовать в богослужении Православной Церкви, стремятся фактически устроить для себя православное гетто или резервацию.

В советское время мы горько шутили, подходя к воротам Троице-Сергиевой Лавры (рядом с ними висела табличка, на которой было написано, что мы входим в «музей-заповедник»).

Для верующих людей подобные слова как бы говорили, что они входят в «заповедник для православных», где священники и монахи могут свободно ходить в рясах, а православные люди — свободно креститься и молиться, и внутри ограды «заповедника» им ничего за это не будет.

Как нам хочется подчас уйти в такие резервации для благочестивых людей, отгородиться от «чужаков»! И как странно и тревожно звучат для нас слова Христа: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?.. Вы — свет мира.

Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.

5, 13-16).

Я не буду сейчас говорить о монашестве, которое играет важную и нужную роль в жизни Православной Церкви. Но быть «солью земли» можно только тогда, когда земли — людей — много, и небольшое количество соли делает все вокруг духовно незагнивающим, имеющим особый вкус и силу человеческой жизни.

И вот три с половиной века назад немалая часть православных русских людей постарались отгородиться от мира, в котором царствует грех. В основу их движения было положено не Евангелие, а стремление тщательно хранить «букву веры» и беречь обычаи, даже если они не очень правильные. Я не буду говорить об исторических событиях, связанных с расколом.

Совет

Если бы люди, протестующие против реформ патриарха Никона, были правы и действительно шли за Христом, они смогли бы объединиться на основе истинной веры в Спасителя мира и стали бы могучей и громадной духовной силой. Однако ими был избран другой путь, а где нет Христа, там царствует «иной товарищ» и происходят разделения.

И это старообрядческое движение ни в какой момент реальной истории не стало способным объединиться вокруг Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь; эти люди только ссорились между собой из-за всяких мелочей, дробились, дробились и дробились так, что еще до революции старообрядчество превратилось в сотни враждующих между собой толков и групп.

Это трагическая история немалой части православного народа, которая положила в основу своей религиозной жизни сбережение милых сердцу обычаев и традиций, но при этом Сам Христос со Своей благодатной духовной жизнью оказался на периферии человеческого сознания.

Старообрядцы сделали много хорошего. Они сберегли и сохранили не только старинные православные иконы, но и традицию техники православного иконописания, сохранили традицию знаменного распева, множество древних книг, можно сказать, целый пласт русской культуры.

Русский зарубежный историк С.А. Зеньковский пишет о старообрядчестве: «Необходимо отметить их глубокую религиозность, преданность древним заветам и трезвое, осторожное отношение к канонам Церкви.

Русское религиозное возрождение конца XIX — начала ХХ века многим было обязано этому консервативному старообрядческому направлению, сумевшему сохранить в повседневной жизни больше церковной и религиозной строгости, чем это сумела сделать сама Русская Синодальная Православная Церковь.

Одной из особенностей церковной жизни старообрядчества было постоянное участие мирян и рядового приходского священства в религиозной жизни общин и в общецерковной организации.

Даже после восстановления епископата в 1846 году прихожане и приходские иереи продолжали играть большую роль в организации и управлении Церкви, не оставляя ее всецело в руках епископата» (С. Зеньковский. Русское старообрядчество. Минск. Белорусский экзархат. 2007. с. 463).

Обратите внимание

К глубокому прискорбию, старообрядцы не сохранили, да и не могли сохранить вне Церкви, глубину благодатной духовной жизни, дух Христовой любви и непосредственное чистое восприятие Священного Писания Нового Завета.

Все старообрядчество, несмотря на все те культурные ценности, которые оно сохранило, показывает тупиковый духовный путь развития в церковной жизни в стремлении не к единению во Христе, а в погоне за соблюдением «буквы» и всех мелочей сложившихся традиций.

Когда в наше время задается вопрос: «Можно ли причащать ребенка, крещенного в старообрядческой церкви, ведь они тоже православные?» — на него можно ответить либо кратко, либо пространно. Я обычно иду по второму пути. Какой смысл мы вкладываем в понятие «старообрядческая церковь»? Нет никакой единой старообрядческой церкви.

Есть два религиозных направления в среде христиан «старой веры»: староверы и старообрядцы. Первое принято называть староверием. Это беспоповцы — верующие, считающие себя православными христианами, но отрицающие в принципе возможность благодатного священства после церковных реформ патриарха Никона и смерти священников, посвященных до раскола.

Коренное отличие беспоповцев от поповцев состоит в учении о том, что, по мнению беспоповцев, антихрист уже пришел и воцарился.

Как пишут старообрядцы, «исторически это учение складывается постепенно, переходя от одной персонификации антихриста в лице ли императора Петра I или кого-то иного к более сложной концепции со своей системой доказательств.

В своем законченном виде учение большинства беспоповских согласий велит принимать пришествие антихристово духовно в приточном смысле (от слова «притча» — прим. авт.

)… Но какого бы понимания — духовного или чувственного — ни держались все беспоповцы, по их всеобщему убеждению, воцарившийся антихрист повсеместно истребил в церкви «жертву и жертвенники», а потому истинного священства на земле не может быть и лучше уж оставаться совсем без попов.

В связи с этим беспоповцы из церковных Таинств сохранили лишь Крещение и исповедь — то, что минимально необходимо для спасения, а во-вторых, то, что, по мнению беспоповцев, в исключительных случаях могут совершать простецы» (Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Церковь. М., 1996. С. 48).

Я привел цитату из современного старообрядческого издания, в котором дана с их позиции характеристика учения староверов-беспоповцев.

В настоящее время, по моему мнению, элементы православного вероучения в некоторой степени сохраняются лишь в существующих в организованном виде староверческих общинах. В Москве сейчас есть только две такие общины на Преображенском кладбище: Поморского и Федосеевского согласий. Видимо, несколько сотен таких общин существуют в России и за ее пределами.

Большинство староверов имеют весьма смутные понятия о христианской вере и Евангелии Христовом. Вера их обычно выражается в сохранении двоеперстия и некоторых бытовых традициях.

Важно

Если человека окрестили в староверской часовне их наставники, то возможно признать действительным совершенное Крещение человека. Но оно однозначно нуждается в дополнении Таинством Миропомазания и участием в Таинстве Святого Причащения, каковых в принципе не может быть у староверов.

Если же Таинство Крещения совершено бабушкой-староверкой, которая сама понятия о Евангелии и Христовом учении не имеет, в благодатной жизни Церкви никогда не участвовала, то я не знаю, что стоит такое «крещение» и в чем его смысл? В подобном случае, по моему мнению, надо человека крестить, как положено в Православной Церкви.

Собственно старообрядцами называют таких православных людей «старой веры», которые в принципе признают возможность существования благодатного священства и церковные Таинства. В настоящее время мне известно три направления в церковной жизни старообрядчества, принимающего священство.

Сами старые традиции и обряды в дореформенном виде, какие они были до исправления богослужебных книг и церковных обычаев при патриархе Никоне, Русской Православной Церковью нисколько не отрицаются и признаются благодатными и приемлемыми для церковного употребления теми православными христианами, которые выросли в духовной традиции старообрядчества.

Первое, наименее многочисленное направление старообрядчества — это единоверцы, единственное направление среди всех старообрядцев, воссоединившееся с Православной Церковью и в полной мере обретшее благодатную жизнь при сохранении старых обычаев и обрядов. В этих приходах совершают свое служение священнослужители, рукоположенные православными епископами и находящиеся в их юрисдикции.

О принятии всех Таинств, в том числе Крещения и Миропомазания, совершенных единоверческими священниками по старым обычаям и обрядам, нет вообще никаких вопросов.

Второе направление старообрядчества — Русская православная старообрядческая церковь (Рогожского или Белокриницкого согласия). Она возглавляется старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси и является наиболее многочисленной группой старообрядцев.

Эту церковную организацию в настоящее время возглавляет митрополит Московский и всея Руси (до празднования 1000-летия Крещения Руси он наименовался архиепископом Московский и всея Руси).

Совет

Священную иерархию они приобрели от заштатного и находящегося на покое митрополита Босно-сараевского Амвросия. В 1846 г. в Белокриницком монастыре на территории Австро-Венгрии состоялся старообрядческий собор. На нем было решено принять митрополита Амвросия в старообрядчество вторым чином через отречение от всех ересей и через Таинство Миропомазания.

Не знающий русского языка, «стоя пред царскими дверьми, начал велегласно русским языком проклинать все ереси…» (Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Церковь. М., 1996. С. 45). Не понимая русского языка, но зная только сербский, он поисповедался своему новому духовнику священноиноку Иерониму, не знающего сербского языка.

В старообрядческую общину принят через Миропомазание, что по канонам Православной Церкви означает принятие в церковное общение в качестве мирянина и непризнание его священства. Однако при всем этом его приняли как архиерея.

Святым Миром старообрядцы могли пользоваться только тем, что оставалось от дораскольних времен, те есть освященным до 1666 г. Святое Миро могут освящать только епископы, каковых, признаваемых старообрядцами, уже почти 200 лет как не было.

По словам самих старообрядцев, они «пользовались Святым Миром дораскольного освящения, которое оставалось у некоторых священников… По мере убывания Святого Мира его разбавляли оливковым маслом… Случаи, когда в старообрядчестве «мироварение» совершали не епископы, а священники, широко использовались официальной пропагандой господствующей церкви. Однако в тех случаях совершалось лишь простое варение масла с добавлением истинного мира и положенных для мироварения веществ, то есть по сути разрешенное уставом разбавление» (Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Церковь. М., 1996. С. 171-172).

Абсурд на абсурде. Принятый по правилам через Миропомазание как мирянин, остается митрополитом.

Святое Миро — уже давным-давно не миро; при многих миллионах крещенных за два столетия старообрядцев в этом так называемом святом мире уже, наверное, ни молекулы не осталось от нескольких пузырьков дораскольного Святого Мира через многократное разбавление маслом, да еще в больших масштабах. Поэтому и так называемое «миропомазание» митрополита Амвросия есть фактически неканоничное и бессмысленное, не имеющее никакого церковного и благодатного значения помазание маслом.

Митрополит Амвросий после этого остается в епископском сане и единолично рукополагает других епископов для старообрядцев. Но по церковным канонам для посвящения епископа необходимо обязательно никак не менее двух епископов. Один епископ не может в Православной Церкви рукоположить другого!

Обратите внимание

Так и появилась эта Белокриницкая иерархия у старообрядцев. Признана она законной только Римско-Католической Церковью. Нынешний митрополит Московский и всея Руси и другие старообрядческие епископы — преемники такого неканонического рукоположения, благодатность которого признать не предоставляется возможным.

Поэтому мы, конечно, принимаем Крещение совершенное старообрядческими священниками, которые могут совершать и миряне, но освящение Святого Мира без законно рукоположенного епископа совершить невозможно. Поэтому и благодатного Таинства Миропомазания у этих старообрядцев в принципе быть не может.

О таинственно-благодатной жизни в старообрядчестве. Часть 2

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/o_tainstvenno_blagodatnoj_zhizni_v_staroobrjadchestve_chast_1/8-1-0-1427

Ссылка на основную публикацию