Церковь покрова на нерли во владимире, описание храма и история создания, стиль архитектуры, интересные факты строительства церкви, особенности интерьера как добраться из москвы

2. Храм Покрова на Нерли: архитектурные особенности

Самым замечательным произведением времени Андрея Боголюбского является Храм Покрова на Нерли (ил. 3). По своему общему характеру храм примыкает к обычному владимиро-суздальскому типу одноглавого храма. Но создатель этого шедевра придал ему такие пропорции, что весь он приобрел неповторимо индивидуальный облик.

Этот небольшой с четырьмя обычными крестообразными столбами храм, в основе которого лежала идея отделения внутренности здания от внешнего мира, был расположен в 1,5 км от Боголюбова в устье р. Нерль, у «водных ворот» Владимирской земли, входил в комплекс резиденции князя Андрея.

Посвященный новому празднику Покрова Богородицы и прославлению ее чудесной силы, храм на устье Нерли, у «ворот» Владимирской земли, служил и ее символом, архитектурным прологом к ансамблям княжеского замка и стольного Владимира.

Обратите внимание

Строительством особого храма Покрова Богородицы утверждалась в присущих средневековью аллегорических образах идея божественного покровительства Владимирской земле и исключительных прав «богоизбранного» князя Андрея. Безымянные мастера блестяще нашли образ этого первого на Руси храма Покрова.

Поднятая над заливными лугами путем устройства искусственной насыпи, облицованной известняковыми плитами, как бы парящая над зеркальной гладью вод, устремленная ввысь, церковь связывалась у наших предков с идеей заступничества всемогущих божественных сил.

Среди равнинной местности вблизи от Боголюбова он высится на берегу реки наподобие стройного памятника-башни.

Трудно поверить, что в его основе лежит та же крестовокупольная схема, которая была столь суровой и тяжелой в Спасо-Преображенском соборе Переславля. Здесь все иное. Зодчий сделал все, чтобы создать впечатление легкого движения масс вверх, летучести стройных форм, ощущения их чудесной невесомости. План здания несколько вытянут с запада на восток.

Апсиды очень облегчены, они утеряли характер массивных полуцилиндров, к тому же их маскируют сильно, выступающие колонны угловых пилястр, кроме того, строители церкви Покрова усилили членение стен пилястрами сложного сечения; этот прием помог им выявить изящество и стройность храма.

Основной идее его вертикального устремления ввысь, к небу, зодчие подчинили все его внешние детали.

Для того чтобы сделать храм похожим на круглую башню, строитель отступил от разделения наружных стен на равные части, которое было в то время общепринятой нормой. Что касается среднего прясла, то оно, как обычно, шире остальных, так как должно было подчеркивать осевое значение стройной главы.

Но прясла, примыкающие к алтарю значительно сужены по сравнению с западными. Для того чтобы эта часть уравновешивала западную, необходимо рассматривать восточное прясло вместе с примыкающей к нему апсидой.

Важно

Из этого вытекает, что здание воспринимается не как сумма четырех фасадов, как это было раньше, а как единый объем, свободно-ритмически расчлененный лопатками на неравные части.

Нарушение симметрии и правильности искупается в Нерлинском храме (ил. 4) исключительным богатством новых, еще небывалых ранее соотношений между частями здания: вертикальные членения храма преобладают над горизонтальными.

Увенчивающая все здание цилиндрическая главка, слегка поднятая на прямоугольном постаменте, отличается исключительной стройностью и приобретает определяющее значение: между главкой, апсидами и всем зданием устанавливается тесная связь.

Из-за нарушения симметрии линия кровли воспринимается как сплошная волнистая линия. Все формы, приобретают текучесть, изменчивость, все проникнуто внутренним трепетом.

В основе кубического типа храма лежала идея отделения внутренности здания от внешнего мира. Нерлинский храм также имеет довольно плотные стены.

Важнейшим элементом фасадов храма являются его широкие дробно профилированные пилястры с колонкой. Они образуют мощные пучки вертикалей, влекущих глаз ввысь и усиливающих впечатление легкого перспективного сокращения объема храма кверху. Тот же эффект усиливают узкие, высокие окна, нейтрализующие своей дробной профилировкой ощущение толщи, вскрытой проемом стены.

В восточных делениях боковых фасадов стенная плоскость почти исчезает, ее верхняя часть занята резным рельефом, окном и обломами пилястр по сторонам: это — сознательный прием зодчих, стремившихся ослабить ощущение материальности и весомости стены, погрузив ее в игру светотени. Тонкие колонки членят поверхность апсид, из которых средняя несколько повышена, что подчеркивает центральную ось фасада.

Совет

Не менее характерна трактовка колончатого пояса. Он поднят выше уровня хор, членя фасады на две почти равные зоны.

Если в Успенском соборе пояс с широким шагом его арок и росписью образует резко подчеркнутую горизонтальную линию, перерезающую фасады, то в церкви Покрова на Нерли ритм арок учащается, колонки сближаются, а арочки обретают подковообразную форму, и в поясе господствует не горизонталь, но частые вертикали тонких колонок, вторящих линиям пилястр и оконных амбразур. В русской архитектуре того времени не существовало второго подобного примера расслоения стены. В сущности, стену мы видим только в нижнем ярусе. Во втором ярусе перспективные окна уводят от переднего плана, уступчатые закомары нависают над стеной, на восточном прясле самой стены почти совсем не видно. В результате здание выглядит так, словно оно образовано не путем сопоставления четырех гладких стен; со своими поясками, валиками, ступенчатыми арками оно как бы изваяно, вылеплено из одного куска.

Арочками на полуколонках обрамлены и окна барабана. Вместе с более широкими арками между ними они образуют вокруг барабана сплошную аркаду.

Окна и порталы храма также обрамлены арками, но окна стройнее по своим пропорциям, порталы более низки и широки; в перспективных порталах арки повторяются многократно.

Арочки в меньшем масштабе находят себе место и в колончатом пояске, идущем посередине стены, и в пояске, украшающем верхнюю часть апсиды.

Но в колончатом пояске апсид колонки через известный промежуток спускаются до самой земли, и потому здесь возникают новые соответствия, соответствия колонок с лопатками, членящими стены. Подобием этого основного мотива служит и каждое из трех прясел на всех трех стенах храма. В среднее прясло особенно ясно вписывается окно в качестве его подобия.

Теми же чертами характеризуется и интерьер храма. При его небольшой площади крещатые столбы могли бы создать чувство стесненности внутреннего пространства, какое испытывает входящий в суровые и сумрачные храмы Долгорукого. Однако зодчие избежали этого впечатления. Как и в Успенском соборе, они стремились достигнуть здесь эффекта значительной высоты пространства.

Для этого они несколько опустили хоры, освободив верхнюю, хорошо освещенную полость интерьера. Сравнительно узкие пролеты арок между столбами и стеной контрастировали с их вышиной, усиливая иллюзию высоты сводов. Это ощущение закреплялось обилием вертикальных линий в открытых внутрь храма .апсидах.

При этой легкости и вертикальной устремленности пространства в значительной мере скрадывалось впечатление его небольшой площади.

Обратите внимание

Если храмы, сооруженные Юрием Долгоруким, с предельной ясностью выражают физическую силу в ее прямом и непосредственном материальном воплощении, то архитектурный образ храма, посвященного Покрову богоматери, полон глубокой одухотворенности. Стремление ввысь определяет весь его замысел.

Зодчие как бы ставят себе целью преодолеть материальность и тяжесть камня; свет и тень играют на фасадах, дробя и оживляя их поверхность; здание в целом кажется излучающим свет и тепло и пронизанным радостным, жизнеутверждающим чувством.

Строители Нерлинского храма пошел наперекор всем тем тенденциям, которые существовали в русской архитектуре 12 века. Он развил, усложнил и обогатил то, что намечалось уже в обработке наружных стен киевской Софии. В силу изрезанности поверхности стен здания оно кажется созданным для того, чтобы его озаряли, играли на нем солнечные лучи.

И действительно, существует немного зданий, в которых солнечные лучи отражались бы на таком изобилии граней, выпуклостей и уступов, как в Нерлинском храме.

Вот почему Нерлинский храм можно назвать проявлением жизнеутверждающего начала в нашей древней архитектуре. Вот почему здание это занимает такое своеобразное место среди природы.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/19622

Церковь Покрова на Нерли

Белоснежной свечечкой устремлён ввысь, в поднебесье, старинный храм Покрова на берегу Нерли неподалёку Боголюбова Владимирской области.

Шедевр древнерусского зодчества заслуженно включён в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объекта под наименованием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Важно

Свыше восьми столетий влечёт паломников со всего света стройный силуэт храма, словно парус, парящий над заливными лугами летом и пушистыми сугробами зимой. Не одна поэтическая строчка возвеличила удивительное белокаменное чудо, по праву называющееся красивейшим православным храмом России.

Церковь часто сравнивают с лебедем, ныряющим в воды сразу двух рек – Клязьмы и Нерли, ведь стоит он у самого берега в месте их слияния и в половодье оказывается на крошечном островковом холме, окружённый со всех сторон обводнёнными старицами.

Коротко об истории церкви Покрова на Нерли

О точной дате возведения храма нет единой версии.

Большинство историков соглашаются с гипотезой об окончании строительства церкви в 1165 году, однако некоторые утверждают, что в летописях встречаются упоминания о храме примерно с 1158 года.

Инициатива создания церкви принадлежит князю Андрею Боголюбскому якобы в память о скончавшемся от ран сыне Изяславе. Существует и легенда о том, что княжич и похоронен в холме рядом с церковью или под ней.

Обычно подобные религиозные здания строились в течение 4-5 лет, но многие документы упоминают, что церковь на Нерли сооружена за год, и это лишь один из удивительных фактов, связанных с храмом.

Об именах архитекторов ничего неизвестно, где-то проскользнула в тех же летописях фраза о том, что князь приглашал немецких мастеров, хотя во внешнем облике церкви Покрова на Нерли прослеживается и стиль грузинских храмов.

Белый камень для строительства, согласно легендам, вывозился из покорённого князем Андреем Боголюбским Булгарского царства. Учёные опровергают этот факт, утверждая, что булгарский камень сероватого оттенка.

https://www.youtube.com/watch?v=SMKC2jiiD9s

В конце XVIII столетия церковь едва не уничтожили: из-за малой доходности её решили разобрать и строительный материал использовать для возведения колокольни в Боголюбском монастыре. К счастью, не хватило финансовых средств на проведение этих работ.

Сегодня церковь на Нерли в составе историко-ландшафтного комплекса находится в ведении одновременно Владимиро-Суздальского музея-заповедника и православной церкви. В ней проводятся богослужения и осуществляются экскурсии для туристов.

Архитектурные особенности церкви Покрова на Нерли

Покровский храм располагается в необычном месте – низинка весной полностью затапливается талыми водами. Обычный ленточный фундамент заложен на глубину 1,6 м, на нём возведены стены ещё на 3,7 м, вокруг которых насыпан холм. Таким образом, основание церкви более чем на 5 м уходит под землю. Подобная технология применялась в старину для того, чтобы уберечь здание от затопления.

Периметр сооружения практически квадратный со стороной 10 м, подкупольный квадрат со стороной 3,2 м, храм одноглавый, купол увенчан крестом. Стены строго вертикальные, но создается впечатление, что они сужены кверху. Каждая из полукруглых апсид снабжена арочным порталом.

Фасады храма украшают резные рельефы, в который центральной фигурой выступает царь Давид-псалмопевец в окружении львов и орлов. В оформлении наружных стен присутствуют женские маски. Внутренний интерьер аскетически прост.

Совет

Не сохранились фрески на стенах, уничтоженные в конце XIX столетия во время очередных реставрационных работ.

Многие специалисты отмечают необыкновенную гармоничность и строгую пропорциональность строения, придающие храму удивительную стройность и воздушность.

Достопримечательности вблизи церкви Покрова на Нерли

Отправляясь в Боголюбово, невозможно ограничиться осмотром только храма Покрова на Нерли. В городке немало объектов, достойных вниманию приезжего туриста, начиная со здания железнодорожной станции – старейшего деревянного сооружения с печным отоплением.

Рядом с ним – инновационный проект – пешеходный мост через пути, облегчающий путешественникам следование к церкви на Нерли.

К галерее из тонированного стекла ведут пологие ступеньки, со стороны станции и луга пристроены шахты лифтов для поднятия паломников с ограниченными физическими возможностями.

Боголюбовский луг, по которому дорожка ведёт к церкви Покрова на Нерли, также местная достопримечательность – историко-ландшафтный комплекс, подлежащий охране.

Но самым выдающимся местом Боголюбова, безусловно, остаётся Свято-Боголюбский женский монастырь, основанный на месте дворца князя Андрея Боголюбского, зверски убитого боярами в собственном доме.

Читайте также:  Молитва киприану и устинье от колдовства, порчи и сглаза, полный вариант без сокращений, как она действует, чем поможет акафист и молебен святому киприану и устинье

Монастырский комплекс включает здания Рождественского и Боголюбского соборов, Благовещенской церкви, Надвратной колокольни и остатков дворца князя Андрея. Внимание туристов привлекает также киворий – небольшая водосвятная часовенка, в которой находится ёмкость со святой водой.

Легенда гласит, что именно на его месте князю Андрею явилась Богоматерь, указав место для постройки дворца, вокруг которого возник впоследствии посёлок Боголюбово.

Воду к киворию доставляют из родника, бьющего у южного склона монастырского холма. Над ним сооружена часовня «Живоносный источник», внутри которой обустроены две купели – для сестёр из монастыря и мирских посетителей.

Где остановиться

Церковь Покрова на Нерли посещают, остановившись в одной из гостиниц Владимира или Суздаля. В ближайшем городке Боголюбово располагается гостиничный комплекс «Мархал» со стоимостью за номер от 700 до 1600 рублей в сутки.

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Россия, Владимирская область, Суздальский район, пос. Боголюбово

Координаты (G): 56°11′46″ с. ш. 40°33′41″ в. д.

Паломнические центры Москвы и Санкт-Петербурга организовывают однодневные поездки в храм Покрова на Нерли стоимостью от 1300 рублей.

Желающие посетить церковь самостоятельно добираются до Боголюбова электричкой или автобусом. Владельцы собственного транспорта оставляют своё авто возле здания железнодорожной станции и полтора километра к храму преодолевают пешком по мощеной каменной плиткой пешеходной дорожке.

Из Москвы до Владимира проезд на автобусе обойдётся в 500 рублей. Далее до Боголюбова электричкой, стоимость билета 30 рублей. Примерно такие же финансовые расходы на путешествие поездом с пересадкой во Владимире на электричку.

Обратите внимание

Из Владимира до Боголюбского монастыря, от которого начинается пеший путь к церкви, курсируют рейсовые автобусы с периодичностью 10-20 минут.

Источник: https://putevojdnevnik.ru/rossia/centr/586-cerkov-pokrova-na-nerli

Белоснежный Храм Покрова на Нерли: описание и фото

Здравствуйте читатели сайта «Я и Мир»! Удивительный храм Покрова на Нерли – это история Владимирской Руси, изложенная в камне. В статье вы узнаете, где находится эта белоснежная церковь, историю её создания и кто участвовал в постройке.

Вдали от больших селений и шумных дорог, на берегу реки Нерль стоит с виду ничем не примечательный памятник русского зодчества в 1,5 км от села Боголюбово. Каждый год тысячи паломников пешком приходят в эти места, чтобы поклониться памяти предков и таланту древнерусских мастеров. Но только ли этим славится церковь?

12 век – время правления на Руси Андрея Боголюбского и расцвета Владимирского княжества. Князь задумал построить в то время множество храмов и церквей, для возвеличивания своей страны. За 7 веков его правления выросло много прекрасных зданий, по проектам умелых зодчих и как венец всему – церковь Покрова на реке Нерль.

По одной из летописей, здание было возведено в честь победы над «булгарами» и как памятник погибшему сыну самого Андрея Боголюбского. Возвели церковь всего за 1 год, хотя в то время святые здания по планам строили 3-4 года.

Считается, что князь установил на Руси праздник Покрова, которого до него не было и храм был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы. Все части сооружения словно устремляются вверх, напоминая стройную девицу.

Есть поверье, что во время похода на болгар, от образов Спаса и Владимирской Богоматери стал исходить яркий свет, который и помог победить в походе. Именно ещё и поэтому князь очень ценил образ Богородицы.

Поэты сравнивают Покровскую церковь со свечой, горящей на пригорке у реки, а ещё с лебедью и невестой у алтаря. Почему красота здания вызывает такие ассоциации? Каждый, увидевший святилище своими глазами поймёт всё по-своему. Но лёгкость, очарование и устремление ввысь белоснежной церкви говорит само за себя.

Внутри храма нет ни богатых икон, ни позолоченных картин. Но неизвестные доселе архитекторы добились и без этого царственной красоты и великолепия белоснежного сооружения. Именно поэтому в 1992 году церковь Покрова на Нерли вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Важно

Таково краткое описание храма и история его создания. Добраться сюда несложно: сначала до села Боголюбово в 13-ти км от Владимира, Суздальская область, а затем автобусом или пешком полтора км. Церковь действующая, но служения ведутся только по большим святым праздникам. В остальное время работы с 8:00 до 18:00 сюда можно прийти, как в музей.

Ежедневно во Владимире проводятся двухчасовые экскурсии с посещением нескольких святых мест, в том числе, Покрова на Нерли и знаменитого заливного луга.

Андрей Боголюбский при своей жизни построил множество прекрасных и величественных зданий, но архитектура, казалось бы, скромной церкви Покрова завораживает больше всего. Поэты, художники, фотографы, каждый в своё время описывал красоту храма по-своему.

Посмотрите фото летом, зимой и в другое время. Здание смотрится великолепно всегда. Мы показали, как выглядит храм на фотографиях, как сюда добраться (адрес) и график работы. Остаётся непременно посетить это святое место и вдохнуть воздух русской древности. А сейчас мы снова прощаемся с вами до следующих занимательных статей!

Источник: https://worldi.ru/belosnezhnyj-hram-pokrova-na-nerli-opisanie-i-foto/

Достопримечательности и святыни Храма Покрова на Нерли

Есть во Владимирской области сооружение одновременно древнее, романтичное, сказочное и религиозное.

Древнее – потому что ему уже «стукнуло» 850 лет, религиозное – потому что здесь отправляют службы, да и предназначение у него такое.

А вот почему романтичное и сказочное? Потому что дорога к храму Покрова Богородицы на реке Нерль напоминает сказочную дорогу в Изумрудный город в окружении живописных лугов.

Где находится храм Покрова на Нерли

Направляться к церкви Покрова на Нерли нужно во Владимирскую область, а конкретно, в поселок Боголюбово Суздальского района. Само название «церковь Покрова на Нерли» объясняет, где она находится, – на берегу реки Нерль.
Как доехать до церкви Покрова на Нерли? Придется попотеть, чтобы добраться к этому объекту.

  1. Во-первых, предстоит прибыть в областной центр Владимир.
  2. Во-вторых, определиться, чем доехать до Боголюбово: электричкой, автобусом или своим авто. Здесь свою машину придется оставить.
  3. В-третьих, найти ж/д станцию, от которой путь к храму Покрова Богородицы на Нерли лежит через луг по вымощенной дороге. Кто-то предпочитает пройти путь в 1,5 км пешком, а желающие вкусить русской старины могут взять арендовать либо лодку весной (когда разливается Нерль), либо лошадей летом, либо сани зимой.
  • Удобно, что попасть в храм можно каждый день в любое время года.
  • Открываются его двери в 10:00 и закрываются в 18:00 (зимой в 16:00).
  • Если хочется не просто поглазеть на интерьер княжеской церкви, за церковными атрибутами придется идти в церковную лавку, которая расположилась рядом.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли считается действующим храмом, правда, поприсутствовать на службах или обрядах в нем удастся только в летний период, да и, скорее всего, по выходным.

С расписанием богослужений нужно сверяться на сайте епархии. Если ехать к церкви Покрова на Нерли зимой, тоже можно попасть на богослужение, но уже в стоящем на ее территории маленьком храме Трех Святителей.

Где рядом можно остановиться

Если хочется приехать посмотреть на храм Покрова на Нерли в вечернее время, предупреждаю: остановиться в Боголюбово можно только в двух местах:

  1. в самом Боголюбском монастыре (придется поработать на благо обители)
  2. или в небольшой гостинице «Мархал» рядом с монастырем.

Больше выбора в плане комфортного ночлега предоставляют Владимир и Суздаль.

История создания церкви Покрова на Нерли

  1. Возраст церкви довольно почтенный: по мнению историков, год ее основания точно не известен – в летописях упоминается то 1158 г., то 1165 г. И несмотря на то, что храм носит имя религиозного праздника (Покров Богородицы), создан он был в качестве мемориала погибшему в бою с волжскими булгарами Изяславу, сыну князя Андрея Боголюбского.

  2. Место князь выбрал за версту от своего имения у слияния рек Нерль и Клязьма. Поскольку река Нерль разливалась, пришлось насыпать холм и углубить фундамент на 5 м. Так что церковь возвышается над рекой, практически целиком в ней отражаясь, и не поддается наплывам стихии.
  3. Не соответствовал храм проведению в нем богослужений зимой, поэтому в 1761 г.

    вблизи вырос зимний храм Трех Святителей.

  4. В конце XVIII в. храм чуть было не разобрали по частям. Возведенному позже Боголюбскому монастырю не хватало колокольни, да и средств на нее, и решено было использовать для ее строительства белый камень княжеского храма.

    И читали бы мы историю создания храма Покрова на Нерли только в летописях монастыря, если бы не жадность рабочих: их не устроила сумма, предложенная игуменом обители, и храм остался на своем месте.

  5. Советская власть «перекрыла воздух» как монастырю, так и храму на Нерли в 1923 г., но не разрушила, а передала Владимирскому музею.

    До сих пор музей имеет право пользования церковью, впрочем как и православные священники: с 2015 г. в храме Покрова на Нерли вновь совершаются литургии и обряды, как и прежде, в летнее время.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Если составить краткое описание церкви Покрова на Нерли, прозвучит оно так: одноглавый белокаменный трехапсидный храм с узкими оконными проемами, фасады которого украшены резными барельефами.

Правда, первоначального шика храма сейчас не увидишь: окружала его крытая галерея высотой до 5,5 м. О том, что она существовала, говорят данные археологических раскопок и дверь высоко в стене (с правой стороны храма).

Тут из галереи спускалась лестница, предназначенная для княжеской семьи.

Снаружи на трех фасадах можно насчитать 19 рельефных изображений с необычными и символичными сюжетами: среди них женские портреты с косами, царь Давид, львы, грифоны, голуби и барс. Понятно, почему в барельефах используется лев – он не только распространенным символом, но и означал самого основателя, князя Боголюбского.

Это личный символ князья Владимирского края передавали веками (сегодня он помещен на герб Владимира). Голуби отсылают нас к Святому Духу, а вот множество женских голов вполне может означать Божью Матерь, имя которой храм и носит. Есть на фасаде даже несущий лань грифон: то ли это знак Христа, то ли еще чего, непонятно.

Барельефы едва сохранились, да и невозможно объяснить, почему на храме зодчие изобразили некоторые сюжеты.

Святыни

Судя по краткому описанию интерьера храма Покрова на Нерли, сохранившемуся в исторических очерках, он намного превосходил внешнюю строгость.

Под куполом в окружении многокрылых ангелов сиял Христос, стены были сплошь усеяны яркими фресками, которые дополняла майолика на полу. Эта красота и старина были варварски уничтожены в 1877 г., когда реставрацию власти соседней обители поручили не тем рукам.

Теперь от святынь храма не осталось ничего, внутри встречают пара одиноких икон и белые каменные вертикали.

Интересные факты о храме Покрова на Нерли

  • Это первый храм на Руси, посвященный покровительству Богородицы (ввел его именно Андрей Боголюбский после сражения с болгарами, когда увидел лучи от образа Богоматери).
  • Храм Покрова Богородицы на Нерли зачислен в охраняемый список ЮНЕСКО среди прочих сооружений Владимирско-Суздальского края в 1992 г.
  • Время постройки церкви Покрова на Нерли удивительно короткое – один год. Есть сведения, что бригаду опытных мастеров прислал князю Андрею Фридрих Барбаросса, ведь артелей такого уровня на Руси тогда просто не существовало.
  • Раскопали у храма и фигуры львов. Но до сих пор неясно, где они стояли: у входа или на самой пристани у реки Нерль, откуда вымощенная дорога вела к храму Покрова.
  • Школьная программа содержит задание – написать сочинение по картине «Храм Покрова на Нерли». Предлагаются версии двух пейзажистов – С. Баулина и С. Герасимова.

Фото церкви Покрова на Нерли

Весной воды подступают к самим стенам храма, а со стороны кажется, что он стоит на крохотном клочке суши.
Резные барельефыопоясывают три фасада храма, напоминая о титанической работе мастеров.

Как видно на фото храма Покрова на Нерли, белые вертикали стен и вентилируемый купол не украшает ни одна фреска.

Церковь Покрова на Нерли — видео

Жалость вперемешку с восторгом – наверно, эти чувства испытываешь, посещая храм в Боголюбово. Жалко, что не осталось пристани, галереи, фресок, но восторгаешься тихими местами, работой зодчих и флёром загадок вокруг истории храма.

А какие интересные факты, связанные с церковью Покрова на Нерли, знаете вы? Делитесь своими знаниями в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/cerkov-pokrova-na-nerli.html

Церковь Покрова на Нерли — древнерусская история в камне

Адрес: Россия, Владимирской области, Суздальский район, в 1,5 км. от Боголюбово
Дата постройки: 1165 год
Координаты: 56°11'46.6″N 40°33'40.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Вдали от селений и телеграфных проводов, на берегу реки Нерль, на заливном лугу стоит церковь Покрова на Нерли — один из самых известных памятников древнерусского зодчества.

Церковь Покрова на Нерли с высоты птичьего полёта

Вокруг — только пойменные луга и озёра, а путь в 1,5 км от городка Боголюбово до храма нужно преодолеть пешком.

Пешую прогулку до церкви можно назвать паломничеством, потому что каждый год тысячи туристов идут сюда по чистому полю, по бездорожью, чтобы поклониться таланту древних мастеров, создавших памятник мировой архитектуры, и несколько минут молча постоять у белокаменных стен, которые помнят татаро-монгольское иго и восемь веков истории.

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Храм находится на территории историко-ландшафтного комплекса «Боголюбский луг — церковь Покрова на Нерли». Боголюбово расположено в 10 км от Владимира по направлению к Нижнему Новгороду.

До города туристы могут доехать на автобусе, электричке или автомобиле, оставив его на стоянке у ж/д станции «Боголюбово». За отдельную плату посетителей доставят к церкви на повозке, запряжённой лошадьми.

Церковь Покрова на Нерли — храм-мемориал

Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году.

Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче.

Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена.

Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.

Церковь Покрова на Нерли — лебедь-храм, плывущий по волнам времени

Словно свеча церковь Покрова на Нерли возвышается на невысоком пригорке. Технология строительства, применённая древними архитекторами, позволила избежать коварных весенних разливов: на глубине 1,6 м был заложен обычный ленточный фундамент, а над ним возведен насыпной холм высотой 3,7 м.

Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами. Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом — из густой травы заливных лугов.

Стены храма украшены белокаменной резьбой, традиционной для владимиро-суздальской архитектуры. Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов.

Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.

По предположениям историков, первоначально храм Покрова на Нерли был обнесён лёгкой крытой галереей, украшенной изображениями резных грифонов и других мифических животных. Когда-то стены церкви покрывали пёстрые фрески, но и они были полностью утрачены в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Сама церковь чудом уцелела.

И угроза исходила не от воинствующих безбожников, а от православных священнослужителей. В 1784 году игумен Боголюбского монастыря получил у Владимирского епископа разрешение на разборку храма на камень.

Полученные материалы предназначались для постройки новой колокольни, но древний храм спасла прозаичная ситуация — игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками.

Совет

Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил её царственную красоту и силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатых росписей.

Но безызвестные зодчие добились то, к чему стремились — они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является стержнем любой религии. И, вероятно, поэтому творение древнерусских мастеров по праву получило всемирное признание.

В 1992 году церковь Покрова на Нерли, наряду с другими храмами древнерусского зодчества, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Рейтинг достопримечательности

Церковь Покрова на Нерли на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/292-tserkov-pokrova-na-nerli

Древнерусская архитектура — церковь Покрова на Нерли

Древнерусская архитектура дошла до нащих дней в таких шедевраз, как церковь Покрова на Нерли!Церковь построена в 1165 году, как памятник удачного похода Андрея Боголюбского на волжских булгар в 1164, и празднику Покрова Богородицы . В то же время она была памятником сыну князя Андрея — Изяславу, погибшему в этом походе.

 Посвящение храма Покрову Богородицы было, возможно, первым для русских земель, т.к. этот праздник был установлен Андреем Боголюбским без согласия Киевского митрополита.

Церковь поставлена при впадении Нерли в Клязьму, у «ворот Суздальской земли» (теперь — на берегу озера — старицы Клязьмы), и была первым владимирским храмом, который могли видеть корабли, приходившие с Волги и Оки.

 В 10 км к северо-востоку от Владимира — посёлок Боголюбово, бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского, построенная по его распоряжению в 1158-1165 годах в устье реки Нерль.

В 1,5 км от Боголюбово, в живописной пойме реки Нерль, шедевр древнерусской архитектуры — белокаменная церковь Покрова-на-Нерли (1165 г.)

Как показали раскопки Н.Н. Воронина 1954-55 гг., церковь приподнята на искусственном холме, что защитило ее от весеннего половодья — в основании холма заложены фундаменты-субструкции глубиной 5,30 м. Холм был вымощен белокаменными плитами, а здание церкви — окружено открытыми галереями.

В стене галереи находилась лестница, ведшая на хоры.

Церковь по праву считается одним из шедевров древнерусской архитектуры.

В облике небольшого храма подчеркивается его высота и стройность — вынос апсид минимален, они подчинены основному объему; прясла восточных стен настолько узкие, что едва вмещают элементы аркатуры, пояс которой поднят, вопреки обыкновению, выше уровня хор, а колонки поставлены очень часто.

Стены церкви немного наклонены вовнутрь, что, благодаря эффекту перспективного сокращения, усиливает впечатление высоты храма. Вертикальное движение особенно заметно в интерьере, где высота арок превышает их ширину почти в десять раз. 

Церковь была расписана, пол украшен цветными майоликовыми плитками. Повреждения, перестройки, изменения: 1803 — луковичная глава вместо шлемовиднойсер.

XIX — первые раскопки, построены кирпичные ворота с колокольней к северу от церкви1877 — ремонт: сбита роспись, проведены железные связи, поврежденные резные детали заменены штуковыми, под барабаном устроена сферическая кровля, скрывшая прямоугольный постамент XII в.Литература: Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль.

Юрьев-Польской

Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море.

Обратите внимание

Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека. Речка Нерль чистая да быстрая. И храм тут с большим смыслом поставлен: путь по Нерли в Клязьму — это ворота земли Владимирской, а над воротами так церкви и подобает быть. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову.

Покров есть зашита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский, который князь Андрей Боголюбский самолично установил. Вот и встал храм в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли.

Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея. Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей. Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом.

Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме. Поэтому зодчий, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти четыре метра и засыпал его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом цоколе, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь.

 Церковь Покрова на Нерли рождалась в беспокойное, но и светлое утро для земли Владимирской, когда в глазах современников небесный покров как будто действительно осенял державу великого князя Андрея. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством, и высока была рука его на недругов.

Вздыбленных барсов на щитах Андреевых ратников видели под своими стенами Киев и Новгород, и золотое солнце южных степей текло по копьям суздальских дружин. Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси.

Прибытие иконы ознаменовалось чудесами, в которых владимирцы могли усмотреть особое расположение к ним царицы небесной. Пребывание иконы во владимирских войсках во время похода на Волжскую Болгарию (1164 год) предрешило в глазах современников его победоносный исход. В атмосфере этих чудес и возникла церковь, посвященная новому празднику в честь Богородицы — Покрову.

 Инициативу создания праздника приписывают самому Андрею Боголюбскому и владимирскому духовенству, обошедшимся без санкции киевского митрополита. Появление нового богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя Андрея.

Важно

В «Слове на Покров» есть моление о том, чтобы Богородица защитила божественным покровом своих людей «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», моление о необходимости единения русских земель. Легенда говорит, что храм в устье Нерли был посвящен победоносному походу владимирских полков в Волжскую Болгарию в 1164 году, и болгары в качестве своего рода контрибуции якобы возили сюда камень.

В благополучном исходе этого военного похода современники видели явное свидетельство покровительства Богоматери владимирскому князю и владимирской земле. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными мероприятиями князя Андрея могут служить зарисованные в прошлом веке Ф.А.Солнцевым фрагменты ныне уже утраченной фресковой росписи барабана нерльского храма.

В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики, похода «за веру христианскую». Павшие владимирские воины (и среди них княжич Изяслав, сын Андрея Боголюбского) и должны были быть сопричислены при этом лику мучеников. Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр.

Все конструктивные и декоративные средства выражения подчинены здесь одной цели — передаче изящной стройности здания, его устремленности ввысь. Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь.

Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых. 

Скульптурная фигура библейского певца венчает средние закомары фасадов храма по излюбленному в средневековье принципу троичности. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородицу в храме Софии. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев…». Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Тема прославления Марии звучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов. Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов, и только богородичных. 
 

Храм Покрова на Нерли — величайший шедевр древнерусской архитектуры, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле могла возникнуть она, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в русской земле. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа.

Источник: https://kayros-81.livejournal.com/694787.html

Церковь Покрова на Нерли

Белокаменный храм на зеленом холме. Церковь Покрова на Нерли, что под Владимиром – один из самых известных памятников древнерусского зодчества. Лебедь-храм называют это чудо, сохранившееся с ХII века.

Полтора километра до ближайшего городка-крепости Боголюбова.

Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые помнят еще татаро-монгольское иго. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот – дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя.

Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе. Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек – Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод.

Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне», – пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».

Совет

Храм на Нерли – первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской.

Главный храм Владимира тоже посвящен Богоматери – в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц. Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног – львы и грифоны, а вокруг парят голуби.

Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу. В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы.

К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.

В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.

Наследие ЮНЕСКО

Церковь Покрова на Нерли – шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный.

Белая церковь, окруженная зеленью лугов, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/12033/cerkov-pokrova-na-nerli

Храм Покрова на Нерли История создания

Храм Покрова на Нерли История создания Культурная ценность Духовное наследие

Храм Покрова на Нерли- памятник древнерусс кого зодчества 1165 год

Церковь Покрова расположена на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы. В XII веке Клязьма протекала несколько севернее, и церковь находилась практически на речной «стрелке» , оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

Князь Андрей Боголюбский — внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого, он в юности был назван Боголюбским за присущее ему глубокое молитвенное внимание и прилежание к церковным службам.

От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Андрей Боголюбский и Владимирский епископ без согласия киевского патриарха ввели на Руси праздник Покрова Пресвятой богородицы, в честь которой на р. Нерли и был воздвигнут Храм.

Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил Храм после гибели во время похода в Волжскую Булгарию своего старшего сына Изяслава — в память о нем. Сам поход закончился победой русского войска.

В Лаврентьевской летописи говорится, что от образа Владимирской Божией Матери, который находился в русском войске, исходили огненные лучи.

А белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Обратите внимание

Сооружение Храма началось на пойме. Здесь каждую весну разливалось широкое половодье. Специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня. . .

Выкопав полутораметровую траншею, строители заложили фундамент, на котором в два приема были возведены стены и дважды изнутри и снаружи засыпаны грунтом. Возник приподнятый над уровнем весеннего разлива искусственный холм, на котором и был возведен храм. Общая глубина его основания составляет пять метров тридцать сантиметров.

Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к стенам. . .

Художественное совершенство памятника производит впечатление, что храм дошел до нас таким, каким был задуман и создан зодчими. Однако, как показали раскопки Н. Н. Воронина 1954 -1955 гг. , первоначальный облик его был иным.

Оказалось, что храм Покрова на Нерли стоит не на естественном возвышении, а на искусственном насыпном холме, поверхность которого была облицована белокаменными плитами и снабжена водосточными желобами. Реконструкция Н. Н.

Воронина.

Чуть вытянутый вверх храм Покрова на Нерли напоминает башню. Слабо выступающие алтарные полукружия, отвесные линии ребристых пилястр, членящих наружные стены, подчеркивают устремленность храма ввысь. Церковь увенчана стройным световым барабаном с узкими окнами, обрамленными тонкими полуколонками.

В 1803 году шлемовидное покрытие главы заменено луковичным. В 1874 году игумен Боголюбова монастыря получил разрешение Владимирского епископа разобрать Храм Покрова на Нерли и использовать материал для постройки монастырской колокольни.

Церковь уцелела лишь потому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

Белокаменный резной узор Покровского храма прост и немногосложен. Купол, паруса, своды и арки парят где-то высоко над головой, причудливо круглясь и энергично изгибаясь. Купол

Важно

На всех фасадах повторена одна и та же композиция рельефов включающая изображение царя Давида с гуслями в руках, фигуры львов, птиц и женские маски.

Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи С особым изяществом выполнен аркатурный пояс.

Его близко сдвинутые резные колонки, образуя ряд частых вертикалей, усиливают устремленность здания ввысь. Сохранились все три портала храма, украшенные резными ступенчатыми дугами.

На рельефах церкви Покрова юный царь Давид восседает на троне, прижимая к себе струнный музыкальный инструмент – Псалтирион – и благословляя воздетой правой рукой. Он держит музыкальный инструмент как атрибут, и главная суть– в благословляющем жесте. Его поза и жест напоминают традиционные изображения Христа Вседержителя на троне.

Прообразом этой композиции могли стать романские кадила и миниатюры византийских Псалтирей, на которых фигуры царя Давида увенчивали изображения храма. Возвеличивают царя Давида окружающие рельеф фигуры резных зверей и птиц. Застывшие позы и строгая симметрия композиции придают им характер геральдических эмблем.

Вероятно, они и являются эмблемами власти.

Интерьер Покровской церкви легок и светел.

Паруса, своды и арки парят где-то высоко над головой, причудливо круглясь и энергично изгибаясь Четыре суживающихся кверху подкупольных столба эффектно подчеркивают его высоту.

На сводах и в куполе видны широкошляпочные гвозди, закреплявшие в древности грунт фресковой росписи, остатки которой сохранялись до середины XIX века и были полностью уничтожены при ремонте храма в 1877 году.

Интерьер Покровского Храма В древности интерьер белокаменного храма складывался в стройный ансамбль: невысокая алтарная преграда, настенные фресковые росписи, керамические полы из разноцветных поливных плиток.

Совет

Белокаменной резьбы внутри здания почти нет: только пары лежащих львов в основаниях подпружных арок.

Возможно, от древнего времени сохранился престол в алтаре, сложенный из девяти белокаменных блоков на известковом растворе.

Икона «Покров Богоматери» (последняя четверть XV в. ) В верхней части иконы изображена Богоматерь с красным покровом в руках. Ниже – стоящий на амвоне Роман Сладкопевец со свитком в левой руке.

Справа и слева симметрично расположены группы молящихся, пророков, праведников, архангелов. Фоном служит архитектура: за розовой стеной – киворий и Влахернский храм в виде базилики, слева и справа – здания с колоннами и башнями.

Справа по кровлям перекинут красный велум. На стенах зданий – белильный геометрический орнамент, на стене базилики – прорись фигурки льва. Колорит иконы построен на сочетании оттенков красного, зелёного, охристого цвета.

Икона написана на трёх липовых досках, скреплённых двумя врезными сквозными шпонками. Икона представляет владимиро-суздальский перевод композиции «Покров» .

Слияние рек Нерли и Клязьмы являлось важным узлом торгового и военного пути из Новгорода через Ростовскую землю и дальше на восток.

Надо полагать, что выбор места не был обусловлен только эстетическими мотивами, но прежде всего соображениями политического и экономического характера.

Обратите внимание

В глазах иностранных гостей и послов этот сказочный храм на белокаменном холме был олицетворением мощи и величия Владимиро-Суздальской земли.

«…На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни.

Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. » Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»» Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени.

Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. «

(Отрывок) По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая, Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты. . .

Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена. Среди зелени — белый камень, Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали. . .

Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли. Поэт Наум Корживин в 1954 г. написал стихотворение «Церковь Покрова на Нерли»

— http: //www. pravmir. ru/cerkov-pokrova-na-nerli-samyj-sovershennyj-xram-sozdan nyj-na-rusi/ Источники создания данной презентации: — http: //trip-guide. ru/page_239. htm — http: //www. greenmama. ru/nid/2463795 / — http: //zagraevsky. com/pokrov. htm — http: //rusarch. ru/timofeeva 3. htm — http: //www. liveinternet. ru/ — http: //korzhavin. ouc. ru/cerkov-pokrova-na-nerli. html

Домашнее задание Что роднит эти образы? (письменно в тетради)

Источник: https://present5.com/xram-pokrova-na-nerli-istoriya-sozdaniya/

Ссылка на основную публикацию