Как обращаться к священнику, обращение к епископу, митрополиту, патриарху, архиерею, как правильно приветствовать монахиню, архимандриту, диакону, церковный и религиозный этикет

Правила обращения и переписки с духовными лицами

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец». К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон (имя)» или просто: «отец (имя)»; к иерею и иеромонаху — «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»; к протоиерею, протопресвитеру, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильнее относить только к настоятельнице. Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»); к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

Обратите внимание

В Поместных Церквах православного Востока к архимандриту и вообще к монашествующему клирику, имеющему высшее богословское образование, обращаются: «Паносиологиотате» (Ваше Высокопреподобие; в корне слова добавляется слово «логос», имеющее в греческом языке следующие значения: слово, разум и т. д.).

К иеромонаху и иеродиакону, не имеющим высшего богословского образования: «Паносиотате» (Ваше Преподобие). К священнику и диакону, имеющим высшее богословское образование: «Айдесимологиотате» (Ваше Преподобие) и «Иерологитате». К священнику и диакону, не имеющим высшего богословского образования, обращаются соответственно: «Айдесимотате» (Ваше Преподобие) и «Евлабестате».

К любому правящему архиерею обращаются: «Себасмиотате», к викарному архиерею: «Теофилестате» (такое обращение может относиться и к архимандриту); к титулярному митрополиту (т. е. к архиерею, носящему почетный титул митрополита, но фактически не имеющему в своем управлении митрополии): «Панеиротате».

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество»; к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший»: «Ваше Блаженство». Указанные правила обращения к духовным лицам следует соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной).

Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа обычно не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

Примеры бланков, используемых при служебной переписке, будут приведены в следующем разделе. Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты.

В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например: «Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), Архиепископу (название кафедры), Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко: Его Высокопреподобию (Преподобию) протоиерею (или иерею) (имя, фамилия, должность); при этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

Важно

Адрес-титул — это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д.

Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.

Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например: «+ Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский».

Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией. Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко иллюстрируются в следующей таблице.

Монашествующее духовенство Белое духовенство Обращение
Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя)
Иеромонах Иерей Ваше Преподобие, отец (имя)
ИгуменАрхимандрит ПротоиерейПротопресвитер Ваше Высокопреподобие, отец (имя)
Игумения Досточтимая матушка
Епископ(правящий, викарный) Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка
АрхиепископМитрополит Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка
Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка

При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви — Патриарха, Митрополита, Архиепископа — всегда пишется с прописной буквы. Так же выглядит написание титула Первоиерарха Автономной Церкви.

Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также должны начинаться с прописной буквы, например: Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский. Как правило, число «II» при имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия опускается.

Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх именуется «Ваше Святейшество», все остальные Предстоятели Поместных Церквей титулуются: «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка». Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси.

Однако в традициях Русской Церкви принято именовать Патриарха всея Руси: «Ваше Святейшество». В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан. Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе).

Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо. Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера. Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением.

Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание. Говоря о общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии».

Совет

Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения.

Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки — здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом; принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности. Так, при упоминании в письме какого-либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица — «он»: лучше заменять его кратким титулом: «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи). То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает ваше уважение к адресату (например, вместо: прошу Вас — прошу Ваше Святейшество); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам. При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес-титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента — фразы, завершающей текст. Наиболее распространенная форма адреса при составлении письма на имя Святейшего Патриарха: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!»

Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения.

Думается, примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени XIX-XX веках, могут быть полезны и ныне.

Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви. 

http://pravhram.prihod.ru/articles/view/id/4990

Источник: https://zaweru.ru/2520-pravila-obrascheniya-i-perepiski-s-duhovnymi-licami.html

Правила обращения к священнослужителям

Прежде чем рассмотреть, как обращаться к священнослужителям в разговоре и на письме, стоит ознакомиться с иерархией священников, существующей в православной церкви.

Священство в православии делится на 3 ступени:

– диакон;

– священник;

– епископ.

До того, как ступить на первую ступень священства, посвятив себя служению Богу, верующий должен решить для себя, будет ли он жениться или примет монашество. Женатые священнослужители относятся к белому духовенству, а монахи – к черному. В соответствии с этим выделяют следующие структуры священнической иерархии.

Белое духовенство

I. Диакон:

– диакон;

– протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе).

II. Священник:

– иерей, или священник, или пресвитер;

– протоиерей (старший священник);

– митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).

Черное духовенство

I. Диакон:

– иеродиакон;

– архидиакон (старший диакон в монастыре).

II. Священник:

– иеромонах;

– игумен;

– архимандрит.

III. Епископ (архиерей).

– епископ;

– архиепископ;

– митрополит;

– патриарх.

Таким образом, епископом может стать только служитель, принадлежащий к черному духовенству. В свою очередь к белому духовенству относятся также служители, принявшие вместе с саном диакона или священника обет безбрачия (целибат).

Обратите внимание

Монахов-священников в настоящее время можно увидеть не только в монастырях, но и в приходах, где они несут служение. Если монах – схимник, то есть принял схиму, являющуюся наиболее высокой степенью монашества, к его сану добавляется приставка «схи», например схииеродиакон, схииеромонах, схиепископ и т. п.

Обращаясь к кому-нибудь из духовенства, следует придерживаться нейтральных слов. Не следует использовать обращение «отец» без употребления при этом имени, так это будет звучать слишком фамильярно.

В церкви к духовенству также следует обращаться на «вы».

При близких отношениях допускается обращение «ты», но на людях все же лучше придерживаться обращения «вы», даже если это жена дьякона или священника. Она может обращаться к мужу на «ты» только дома или наедине, на приходе же такое обращение может принижать авторитет служителя.

В церкви, обращаясь к священнослужителям, надо называть их имена так, как они звучат на церковнословянском языке. Например, следует говорить «отец Сергий», а не «отец Сергей», «диакон Алексий», а не «дьякон Алексей» и т. п.

При обращении к дьякону можно использовать слова «отец дьякон». Чтобы узнать, как его зовут, надо спросить: «Простите, какое ваше святое имя?». Впрочем, таким образом можно обращаться к любому православному верующему.

Если к дьякону обращаются по имени собственному, обязательно следует использовать обращение «отец». Например, «отец Василий» и т. п. В разговоре, упоминая о дьяконе в третьем лице, следует называть его «отец дьякон» или именем собственным с обращением «отец». Например: «Отец Андрей говорил, что…» или «Отец дьякон советовал мне…» и т. п.

К дьякону в церкви обращаются для того, чтобы спросить совета или попросить помолиться. Он является помощником священника.

Однако дьякон не имеет рукоположения, поэтому не имеет права самостоятельно совершать обряды крещения, венчания, соборования, а также служить литургию и исповедовать. Поэтому не следует обращаться к нему с просьбой о проведении подобных действ.

Важно

Он также не может совершать требы, например освящать дом или отпевать. Считается, что он не имеет для этого особенной благодатной силы, которую служитель получает только во время рукоположения во священника.

При обращении к священнику используют слово «отец». В разговорной речи допускается называть священника батюшкой, но этого не следует делать в официальной речи. Сам служитель, когда представляется другим людям, должен говорить: «Священник Андрей Митрофанов», или «Иерей Николай Петров», «Игумен Александр» и т. п. Он не будет представляться: «Я – отец Василий».

Читайте также:  Ксения петербургская: в чём помогает, как правильно просить о помощи

Когда о священнике упоминают в разговоре и говорят о нем в третьем лице, можно говорить: «Отец настоятель посоветовал», «Отец Василий благословил» и т. п. Называть его по чину будет в данном случае не очень благозвучно.

Хотя, если на приходе присутствуют священники с одинаковыми именами, для их различения рядом с именем ставят чин, соответствующий каждому из них. Например: «Игумен Павел сейчас проводит венчание, вы можете обратиться с вашей просьбой к иеромонаху Павлу».

Можно также назвать священника по фамилии: «Отец Петр Васильев находится в командировке».

Сочетание слова «отец» и фамилии священника (например, «отец Иванов») звучит слишком официально, поэтому в разговорной речи употребляется очень редко.

При встрече прихожанин должен приветствовать священника словом «Благословите!», при этом сложить руки для получения благословения (если приветствующий находится рядом со священником).

Говорить священнику «здравствуйте» или «добрый день» в церковной практике не принято. Священник на приветствие отвечает: «Бог благословит» или «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Совет

При этом он осеняет мирянина крестным знамением, после чего кладет на его сложенные для принятия благословения ладони свою правую руку, которую мирянин должен поцеловать.

Священник может благословлять прихожан и иначе, например, осенять крестным знамением склоненную голову мирянина или благословлять на расстоянии.

Прихожане-мужчины могут также иначе принимать благословение священника. Они целуют руку, щеку и снова руку благословляющего их служителя.

Когда священник благословляет мирянина, последний ни в коем случае не должен в это же самое время накладывать на себя крестное знамение. Это действие называют «креститься на священника». Такое поведение не очень прилично.

Просьба о благословении и его получение являются основными составляющими церковного этикета. Эти действия не являются чистой формальностью. Они свидетельствуют о налаженных отно – шениях между священником и прихожанином.

Если мирянин реже обращается за благословением или совсем перестает его испрашивать, это является для служителя сигналом того, что у прихожанина появились какие-то проблемы в земной жизни или духовного плана. То же самое касается и ситуации, когда священник не желает благословлять мирянина.

Таким образом пастырь старается дать понять прихожанину, что в жизни последнего происходит что-то противоречащее христианской жизни, что церковь не благословляет его.

Обычно отказ в благословении болезненно переносится как священником, так и мирянином, что говорит о том, что подобные действия не являются чисто формальными. В этом случае оба должны постараться сгладить возникшее напряжение в отношениях путем исповедания и испрашивания прощения друг у друга.

Обратите внимание

Со дня Пасхи и в течение последующих сорока дней прихожане должны в первую очередь приветствовать пастыря словами «Христос Воскресе», на что священник обычно отвечает: «Воистину Воскресе» – и обычным жестом дает свое благословение.

Два священника приветствуют друг друга словами «Благослови» или «Христос посреди нас», на что следует ответ: «И есть, и будет». Затем они совершают рукопожатие, целование в щеку единожды или трижды, после чего целуют друг другу правую руку.

Если прихожанин окажется в обществе сразу нескольких священников, ему следует просить благословения сначала у старших по чину священников, а затем у младших, например, сначала у протоиерея, затем у иерея. Если мирянин не знаком с ними, различить сан можно по кресту, который носят священники: у протоиерея крест с украшениями или позолоченный, а у иерея крест серебрянный, иногда позолоченный.

Благословение принято брать у всех находящихся рядом священников. Если это затруднительно по какой-либо причине, можно просто попросить: «Благословите, честные отцы» – и поклониться. Обращение «святой отец» в православии не принято.

Если за благословением к священнику подходят сразу несколько человек, первыми должны обращаться мужчины по старшинству, а затем женщины. Если в этой группе людей присутствуют служители церкви, первыми испрашивают благословения они.

Если к священнику подходит семья, первым для благословения выходит муж, затем жена, после чего дети по старшинству. В это время можно кого-нибудь представить священнику, например, сына, после чего попросить его благословить. Например: «Отец Матфей, это мой сын. Прошу вас, благословите его».

При расставании вместо прощания мирянин также испрашивает у священника благословения, говоря: «Простите, батюшка, и благословите».

Если мирянин встречает священника вне церковных стен (на улице, в транспорте, в магазине и т. п.), он все равно может попросить благословения, если при этом не будет отвлекать пастыря от других дел. Если взять благословение затруднительно, нужно просто поклониться.

Важно

В общении со священником мирянин должен проявлять почтительность и уважение, так как служитель является носителем особенной благодати, которую он получает во время совершения таинства рукоположения на священство. Кроме того, священник поставлен для того, чтобы быть пастырем и наставником верующих.

В разговоре со священнослужителем следует наблюдать за собою, чтобы во взгляде, словах, жестах, мимике, позе не было ничего неприличного. Речь мирянина не должна содержать грубых, бранных, жаргонных слов, которыми полна речь многих людей в миру. Не допускается также слишком фамильярное обращение к священнику.

Разговаривая со священнослужителем, не следует прикасаться к нему. Лучше находиться на расстоянии не очень близком. Нельзя вести себя развязно или вызывающе. Не надо пристально смотреть или усмехаться в лицо священнику. Взгляд должен быть кротким. Хорошо при разговоре чуть опускать глаза.

Если священник стоит, мирянин не должен сидеть в его присутствии. Когда священник сядет, мирянин может сесть только после предложения сесть.

Разговаривая со священником, мирянин должен помнить, что через пастыря, причастного к таинствам Божиим, может говорить Сам Бог, научая истине Божией и праведности.

Просмотры (5048)

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2015/06/01/pravila-obrashheniya-k-svyashhennosluzhitelyam/

Отец, Владыка — как обращаться к священнику, епископу?

В деловом этикете все понятно: называй человека по имени и отчеству. Но в Церкви не все так просто. Как обращаться к священнику? Кого называют Владыкой? Кто такие матушки на самом деле? 

Некоторые в недоумении спросят: что ж тут такого сложного: имеешь дело со священником — обращайся «отец такой-то», если с епископом — «Владыка». Но в жизни часто получаются каламбуры.

Помню как тетка моя, человек воцерковленный, рассказывала: «Приехал к нам в город Святейший Патриарх Алексий. Народу собралось много. А я стою, да еще и ребенка на руках держу. Смотрю: Святейший проходит. А я по простоте душевной кричу: батюшка, благословите! Потом так стыдно стало…».

Совет

Эта история выглядит комично, но у нас привыкли всех называть «батюшками». А как обращаться к священнослужителям разной степени иерархии — диакону, иерею, епископу и т.д.? Как именовать насельников монастырей? Ответить на этот вопрос нам поможет книга епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол». 

Если вы обращаетесь к монаху, у которого нет духовного сана, называйте его «честной брат» или «отец».

Диаконов принято называть «отец диакон» или «отец (имя)».

К иерею и иеромонаху обращаются «Ваше Преподобие» или «отец (имя)».

Форма «Ваше Высокопреподобие» обращена к протоиерею, игумену и архимандриту.

«Батюшками» обычно принято в устной речи называть священников — это вторая степень священства (проще говоря, те, кто выше диаконов, но ниже епископов).

К епископам принято обращаться «Владыка» (или церковнославянский вариант «Владыко»). Если же это официальное обращение, то лучше «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка».

Архиепископов и митрополитов надо называть «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка / Владыко».

Наконец, к Патриарху, которого не зря именуем «Святейшим», надо обращаться «Ваше Святейшество».

Иногда получить подсказку на вопрос «как обращаться к священнику/лицу духовного сана» поможет форма знакомства. Сами священнослужители, когда представляются, называют свои сан и имя: протоиерей Вячеслав, архидиакон Евгений и так далее.

Не принято самим называть себя отцами. Такое представление, возможно, связано с евангельскими строками: «».

Но так обращаться к тому, кто помогает вам возрастать в вере, вполне приемлемо.

Еще один нюанс, уже из практики самих священников. Попадаются люди, особенно далекие от церкви, которым сложно дается духовный этикет. Поэтому иногда священники идут на уступки и говорят: вы можете называть меня по имени и отчеству.

Обратите внимание

Таких людей хотелось бы шутя спросить: а если бы вы попали на прием к английской королеве или к принцу Монако, вы к ним обращались бы также, как к школьным учителям?

Если с тем, как обращаться к священнослужителям, уже понятно, то возникают еще вопросы о том, как именовать насельниц монастыря. Послушниц и монахинь обычно называют сестрами. Обратите внимание на еще одну форму обращения: по аналогии с батюшками у нас принято всех лиц женского пола называть матушками.

По этому поводу вспомнился случай, рассказанный духовником.

Один иерей очень часто вспоминал свою супругу: «Моя матушка…», «А моя матушка…». Услышал это один схиархимандрит и говорит: «Да какая это матушка! Попадья, а не матушка! Это только в монастыре есть матушка. Да и то только одна».

Поэтому повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице. 

В официальной переписке с игуменией можно использовать вариант «Досточтимая матушка».

Надеемся, что в следующий раз вы точно будете знать, как обращаться к священнику, как называть епископа или митрополита, какую форму обращения к настоятельнице монастыря выбрать.

Подготовила Виктория Кравчук 

Источник: http://megapoisk.com/kak-obraschatsja-k-svjaschenniku-pravilno

Общие сведения о Церковном этикете

Людям, идущим в храм, надо знать, что Церковь — это особый мир со своими правилами. Отношения между верующими регулируются правилами церковного этикета, которые соблюдаются при посещении храма или монастыря.

В отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом, связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся.

Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.

Важно

Соблюдение этикета, у человека духовного может стать средством привлекающим благодать Божию. Поэтому нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, в рубашках с короткими рукавами, от них не должно пахнуть табаком.

Это вопросы не только благочестия, но и этикета, потому что нарушением норм поведения можно вызвать справедливую отрицательную реакцию (пусть даже только в душе) у окружающих. Всем же, кто имел по каким-то причинам неприятные минуты общения в церкви, — совет: вы пришли к Богу, Ему и принесите ваше сердце, а искушение преодолейте молитвой и любовью.

В церкви и монастыре

Существуют правила обращения к священнослужителям и мирянам, которые рекомендуется соблюдать не только при посещении церкви, но и в повседневной жизни.

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ.

Обращение к диакону

Диакон — помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы).

Соответственно у него и не просят благословения. Но за советом и молитвой к нему можно обращаться. К диакону обращаются со словами: «отец диакон». Например: «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?».

Читайте также:  Утренние молитвы начинающего православного христианина и их краткие церковные толкования

Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: «Простите, какое ваше святое имя?» (так можно обращаться к любому православному). Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать «отец». Например: «Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос».

Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: «Отец диакон сказал мне…», или «Отец Владимир сообщил…», или «Диакон Павел только что ушел».

Формы обращения к священнику

В общении со священником мирянин должен проявлять почтительность и уважение, так как служитель является носителем особенной благодати, которую он получает во время совершения таинства рукоположения на священство.

Существует несколько форм обращения к священнику. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?»

Совет

Кроме этой, разговорной, формы, есть другая — более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…

», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».

Обращение «святой отец» в православии не принято.

В какой форме — на «ты» или на «вы» — нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф. 23:9). Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети».

Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. О6 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев: «Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

Обращение к архиерею

К архиерею обращаются: «Владыко»: «Владыко» — это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже — Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…»

В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

Обращение к архиепископу и митрополиту

К архиепископу и митрополиту обращаются: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвяшеннейший Владыко», в третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…»

Обращение к Патриарху

К Патриарху обращаются так: «Ваше Святейшество», «Святейший Владыко». В третьем лице: «Его Святейшество».

Обратите внимание

Письмо можно начать словами: «Владыко, благословите». Или: «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите.»

Обращение к монахам

Монастырь — это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Укажем на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.). Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови».

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие келий, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре.

К наместнику можно обратиться с указанием его должности («Отец наместник, благословите») или с употреблением имени («Отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко).

Важно

В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник — архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратимтесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют, священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей». Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику — «брат» (если послушник в преклонном возрасте — «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» — например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять.

У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка».

(В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумений. Поэтому если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»)

Как здороваться со священником

По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.

Совет

Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!»

Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно.

Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Просьба о благословении и его получение являются основными составляющими церковного этикета. Эти действия не являются чистой формальностью.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.

Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку. Получив благословение, верующий должен поцеловать руку священника, которой он благословлял, тем самым как бы целуя руку Самого Господа Иисуса Христа.

Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки. Священник может благословлять прихожан и иначе, например осенять крестным знамением склоненную голову мирянина или благословлять на расстоянии.

Обратите внимание

Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

При расставании вместо прощания мирянин также испрашивает у священника благословения, говоря: «Простите, батюшка, и благословите».

Взаимоприветствия мирян

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «брат» или «сестра». Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни.

Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Братья и сестры». Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие».

В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина — тоже братья.

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия.

Важно

Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат (сестра)».

— «Бог простит, ты меня прости».

Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): «Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, — то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословения моего духовника». И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Источник: https://religiya.temaretik.com/868710165700938139/obschie-svedeniya-o-tserkovnom-etikete/

Формы обращения к духовенству

Формы обращения к духовенству [Dec. 29th, 2008|02:55 pm]Miranda
Часто сталкиваюсь с тем, что светские невоцерковленные люди не знают правил официального обращения к православному духовенству. Пользуясь брошюрой иером. Аристарха (Лоханова) «Что надо знать о православном церковном этикете («Новая книга», «Ковчег», 1999), я составила следующую памятку:
белоедуховенство(приходское) степеньсвященства черное духовенство(монашествующее) официальноеобращение
I. диакон;протодиакон(старший диакон, как правило, в соборе) диакон иеродиакон;архидиакон(старший диакон, в монастыре) Ваше Преподобие(в 3 лице – Его Преподобие)
II. иерей (или священник, или пресвитер); иеромонах;
протоиерей(старший священник) игумен;архимандрит Ваше Высокопреподобие(в 3 лице – Его Высокопреподобие)
III. епископ; Ваше Преосвященство,Преосвященнейший Владыко(в 3 лице – Его Преосвященство, Владыка)
архиепископ;митрополит; Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко(в 3 лице — Его Высокопреосвященство)
Патриарх Ваше Святейшество; Святейший Владыко(в 3 лице – Его Святейшество)

При официальном письменном обращении к иерею или протоиерею придерживаются следующей формы.
В правом верхнем углу листа пишут, соблюдая строчность:

Его (Высоко-)Преподобию(прото-)иерею (имя),(должность) храма (подворья)

(название)

При официальном письменном обращении к игумену или архимандриту:

Его Высокопреподобиюигумену (архимандриту) (имя)настоятелю храма (монастыря*)

(название)

При официальном письменном обращении к епископу:

Его Преосвященству Преосвященнейшему (имя),

Епископу (название епархии)

При обращении к архиепископу или митрополиту:

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему (имя),

архиепископу (митрополиту), (название епархии)

При обращении к Патриарху:

Его Святейшеству Святейшему Патриарху (Московскому и всея Руси)(имя)

*Если монастырь ставропигиальный (т.е. подчиненный непосредственно Патриарху), тогда – «наместнику».

Comments:
From: novikova_sent2008-12-29 12:04 pm (UTC) (Link)

Спасибо.

From: novikova_sent2008-12-29 12:11 pm (UTC) (Link)

Конечно. Начнешь рассказ из жизни писать. Боишься, что ляпнешь что-нибудь не так. Поэтому каждое слово проверяешь. А тут все четко и по полочкам.

From: mirandalina2008-12-29 12:15 pm (UTC) (Link)

Выходит, я тебе сюжетец подкинула? 🙂 До сих пор я в твоих рассказах лиц духовного звания не встречала. 😉

From: novikova_sent2008-12-29 12:16 pm (UTC) (Link)

Не, это не сюжетец. Просто есть один замысел — там дело в начале 20 века. И герой один весьма религиозен. Поэтому нужно быть в теме.

From: mirandalina2008-12-29 12:28 pm (UTC) (Link)

Ааа… При обыкновенной встрече есть еще обращения, имей в виду.К диакону и священнику — «отец» (но не «святой отец»!!!) или (если знакомство очень близкое) «батюшка» + имя — в полной православной форме (не Дмитрий, а Димитрий, не Юрий, а Георгий и т.д.К епископу — «Владыко» (звательный падеж), к Патриарху — «Святейший Владыко».

Кстати, обращаться к священнику по имени-отчеству (как это у нас любят делать представители интеллигенции) — это вообще-то чуть ли не оскорбление, по крайней мере, показатель невежества. И если священник позволяет так себя величать, то это признак его смирения.

From: sasha_p2008-12-29 12:22 pm (UTC) (Link)

Спасибо большое!! Очень ценный материал, давно хотел такую справку где-нибудь найти 🙂

From: hule_1992008-12-29 01:46 pm (UTC) (Link)

In the army now 😉

From: hule_1992008-12-29 01:58 pm (UTC) (Link)

плохая аналогия… имхо.
армия и духовность далеко рядом стояло… меня прибило «степень священности»…

From: mirandalina2008-12-29 02:01 pm (UTC) (Link)

Аналогия здесь между армией и церковной иерархией, а не с духовностью/духом.Степени священства, а не священности/святости.

Разные вещи, однако.

From: hule_1992008-12-29 02:11 pm (UTC) (Link)

да, собственно мне все равно. так, заметки на полях. не обращай внимания.С НОВЫМ ГОДОМ! 🙂

From: mirandalina2008-12-29 02:16 pm (UTC) (Link)

В таблице «священство». Понятие такое. В христианстве существуют три степени священства: диакон, священник, епископ, так заведено еще со времен апостолов… Я так и не поняла, к чему ты придрался. :))
Тебя тоже с наступающим, Юра! 🙂

From: hule_1992008-12-29 02:27 pm (UTC) (Link)

да не придрался 🙂 просто резануло … контора однако 😉

From: mirandalina2008-12-29 02:40 pm (UTC) (Link)

Такое впечатление возникает из-за тотальной дебил демократизации нашего современного общества. В предыдущие века и в миру существовали различные виды обращения на письме — согласно титулу, званию и положению человека. Да и сейчас есть правила, только их мало кто знает и умеет применять. Известный историк моды Александр Васильев, например, рассказывал, что в Европе, если ты пишешь, допустим, графине, необходимо 1) уметь правильно обратиться (ну и стиль письма в целом должен быть соответствующим), 2) сделать это, использую не простую, а гербовую бумагу, 3) в конце поставить свою печать в виде своего герба или вензеля. Иначе твое письмо даже не распечатают, а просто выбросят. Ну или, допустим, официальные документы (Президенту, в СовФед, Думу и проч.) — они тоже оформляются очень тщательно и со строгим соблюдением формы.А церковь — самая консервативная в этом смысле «организация».

И я же веду речь об официальных обращениях. В жизни-то, как я уже выше говорила, обращение простые.

From: hule_1992008-12-29 07:55 pm (UTC) (Link)

да… только демократизация тут ни при чем. предыдущие века от нынешних отличало еще то, что грамотой тогда владели едвали 10% населения…тоесть сам факт умения написать письмо свидетельствовал, как минимум, о неординарности или принадлежности к элите… ну вроде как щас иметь кайену;)

From: sirin_from_shrm2009-02-17 11:45 pm (UTC) (Link)

Можно вопрос? Скажите, пожалуйста, в чем принципиальная разница между часовней и храмом? Вопрос возник в связи с вот этим вот постом: http://sirin-from-shrm.livejournal.com/147426.htmlТо есть, как я поняла, в часовне нет алтаря. А наличие алтаря — обязательное условие для служения литургии? В часовне служат «часы»? Только часы или еще что-то?

Если можно, прокомментируйте, пожалуйста!

From: mirandalina2009-02-18 10:05 am (UTC) (Link)

Да, Вы правильно понимаете. В часовне нет алтаря, там не служат Литургию, а только молебны (о здравии), панихиды (о упокоении) проводят. Существует такая практика. Начинают строить храм. А дело это не быстрое.

До или во время строительства храма быстренько сооружают часовенку, часто — деревянную, где и молятся (в том числе о благополучном завершении строительства храма), пока церковь достраивается. Затем часовню оставляют для редких богослужений (а могут и убрать).

Например, так сделали во время строительства нового Храма Христа Спасителя. До сих пор рядом с ним располагается деревянная часовня во имя иконы Державной Божией Матери.

Источник: https://mirandalina.livejournal.com/186682.html

Как правильно обращаться к священнику?

Краткое содержание статьи:

Придя в первый раз в храм, мы не знаем, как обращаться к священнику. Церковь обязывает прихожан к определенному этикету и правилам. Ведь это не клуб и не дискотека, а место довольно официальное.

Кто такой и зачем нужен священник?

Официально признанное значение священника – служение религиозному культу. В христианской церкви священник имеет вторую степень, то есть он стоит по рангу ниже епископа, но выше диакона. Это дает ему право совершать богослужения, все таинства, кроме рукопожатия. В православной церкви получить облачение священнослужителя может человек, который:

  • Прошел специальную подготовку: обучение в семинарии в течение 5 лет и сдал все экзамены.
  • По окончании семинарии священнослужитель должен жениться и принять монашество, либо отложить принятие сана.
  • После обучения выпускник прикрепляется к приходу, где шагает по лестнице получения новых санов.
  • Если человек не заканчивал специального образовательного учреждения, то поучить сан священнослужителя он может только через рукопожатие главы прихода.
  • Получить профессию может сын от отца.

Священничество – это не должность, а образ жизни, требующий ответственности и самопожертвования.

Как лучше обращаться к священнику в храме?

Не бойтесь – главная задача священника, общение с людьми от имени Божьего.

  1. Для того, чтобы выказать свое почтение, конечно, необходимо говорить ему: «Вы». К любому незнакомому человеку, при первой встрече мы обратимся на «Вы». И здесь – то же самое.
  2. Отвлекать во время службы – бестактно. Дождитесь, пока человек освободится. И это правило этикета характерно для каждодневной жизненной ситуации: в трамвае, в офисе или поликлинике.
  3. У священников не принято рукопожатие. Имейте это ввиду.
  4. Можно немного поклониться, перед началом беседы.
  5. У него есть имя, называйте «Отец Алексей». Если вы не знаете его – «Батюшка».
  6. Встретив Батюшку на улице, без официальной одежды, облачения, просто слегка кивните.

В церкви всегда много народу, можно попросить помощи у людей. Храм – не место, которого нужно бояться, многие приходят сюда открыть душу. Соблюдайте здесь все те же правила вежливого воспитанного человека, что и везде.

Как обращаться к священнику во время исповеди?

Исповедь – признание в своих грехах, сожаление о них и раскаяние. Покаяние является неотъемлемой частью жизни христианина. Именно священникам доверена участь отпускать людям грехи.

  • Не нужно ждать, когда Батюшка сам начнет вас спрашивать и выпытывать, что же вы сделали не праведного, с чем пришли покаяться.
  • Начинайте первым, ведь исповедь – это подвиг, самопринуждение.
  • Рассказывая о своих проступках, вы, конечно, будете обращаться к Святому Отцу. Поэтому лучше узнать его имя, если стесняетесь спросить самого священнослужителя, поинтересуйтесь у людей, работающих в храме.
  • Исповедь – это искреннее, без утайки и самооправдания открывание сердца. В связи с этим признавайтесь Батюшке честно: «Грешна или грешен во всем!»
  • В конце вставайте на колени и слушайте заключительную молитву.
  • Не надо благодарить Батюшку, просто поцелуйте его руку на прощание. Так принято.

Как обращаться к священнику по телефону?

Современные технологии диктуют свои правила. Святому Отцу можно позвонить и по телефону в случае необходимости или близкого знакомства.

  • Телефонный разговор может начинаться со слов: «Батюшка, прошу вашего благословения…» и дальше расскажите по какому поводу звоните.
  • Не забудьте представиться, назвать свое имя.
  • Общение со служителем церкви по телефону – не лучший способ, поэтому не обсуждайте откровенный темы и не исповедуйтесь так. Можно договориться о встрече, либо узнать другую полезную информацию. А все остальное оставьте для разговора с глазу на глаз.
  • По телефону не видно, кто отвечает, поэтому беседу можно начать со слов: «Алло, это Отец Алексей?» и после получения положительного ответа: «Отче, благословите!»

При прощании, как и в храме, можно попросить благословения и положить трубку.

Обращение в зависимости от сана священнослужителя

Существует три основных ранга священнослужителей, которые нельзя не учитывать при обращении:

  1. Патриарх, митрополит, епископ: «Ваше святейшество, Святейший Владыко, Ваше высокопреосвященство, Блаженнейший» — это официальные правила обращения. Существуют и более народные: «Владыко Кирилл». Величественное слово: Владыко» возвышает служителя церкви данного чина над всеми остальными степенями и званиями.
  2. Иерейский ранг: «Ваше высокопреподобие (имя), Ваше преподобие (имя)», опять же – это официальные слова. В народе такому чину принято говорить: «Батюшка».
  3. Дьякон, протодиакон, архидиакон: «Отец, архи- (имя)».

Сами же священники всегда говорят о себе в третьем лице: «я диакон (свое имя)». Женам священнослужителей принято говорить: «Матушка (имя). Если вы пришли к Батюшке во время какого-либо праздника, не забудьте поприветствовать его и обозначить великий день церковного календаря: «Христос Воскрес!», «С великим понедельником!»

Теперь, вы будете знать, как обращаться к священнику в зависимости от ситуации, сана, и даже сможете позвонить ему по телефону.

Видео об обращении к священникам

Далее советуем посмотреть видео, в котором святой отец Евгений расскажет, как именно лучше обратиться к священнику, чтобы попросить его благословления и для других целей:

Источник: http://1-kak.ru/189-kak-obrashchatsya-k-svyashchenniku.html

Ссылка на основную публикацию