Как Церковь относится к кремации? — Православный журнал «Фома»
У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия.
В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.
5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших».
Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.
Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания.
Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело.
И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».
В документе «О христианском погребении усопших» говорится о том, что погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)».
Однако нельзя говорить о том, что кремация лишает человека надежды на спасение. Марк Минуций Феликс, умерший в самом начале III века, четко сформулировал отношение христиан к разным обрядам погребения «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».
Материал по теме
Что Церковь думает о кремации?
Что Церковь думает о кремации и почему?
Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни.
Православная Церковь считает «нормой захоронение почивших христиан в земле», а к кремации относится «со снисхождением»: «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».
Для того, чтобы понять, почему Православная Церковь так заботится о целостности человеческого тела даже после смерти, достаточно процитировать преподобного Симеона Нового Богослова: «Как Христос божественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу, — люди по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости».
Фото анонса СПДА
(13 votes, average: 4,46
Источник: https://foma.ru/kak-tserkov-otnositsya-k-krematsii.html
Никита Филатов. Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви / Православие.Ru
Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»
– Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?
– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией.
Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных.
Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.
– Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?
– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии.
Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация.
Только этот способ разрешен законами страны.
– Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?
– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация.
Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше.
Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане.
Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.
– Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?
– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах.
О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.
– Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…
– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.
Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее.
Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ.
Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.
– Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?
– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.
Источник: https://pravoslavie.ru/81602.html
Можно ли кремировать православного человека: за и против
Смерть — логическое завершение жизненного цикла, естественный процесс. После того как человек умирает, у родственников возникает множество проблем как эмоциональных, так и материальных. С эмоциональными всё понятно — время лечит, а вот с материальными придется напрячься. Ведь как места для захоронения, так и дела, связанные с погребением и поминками, отнюдь не являются бесплатными.
Кремировать или нет
Итак, места на кладбищах и услуги похоронных агентств дорожают каждым годом, а оформление всех требующихся документов может занять несколько недель. Кремирование намного дешевле и быстрее.
По этой причине как на Западе, так и у нас всё больше стало распространяться кремирование. Но многие задаются вопросом, не противоречит ли эта процедура канонам православной церкви, ведь никто не хочет оскорбить душу умерших родственников, согрешить и пойти против религиозных правил.
Как это происходит
Кремирование — это сожжение тела умершего в специальной печи. После этого прах человека помещается в специальную урну, заранее подготовленную родственниками, далее следует захоронение различными способами: можно предать прах земле, хранить урну на камине в лучших американских традициях, или даже развеять его, где пожелал умерший.
Интересно, что впервые о кремировании было упомянуто ещё в Древнем Риме и Древней Греции. С приходом христианства эта процедура стала считаться варварской, поэтому о ней забыли вплоть до 18 века.
Население городов росло, кладбища не справлялись со своей функцией, тогда власти решили устроить братские могилы прямо в городе, что повлекло за собой антисанитарию и страшную эпидемию. Ничего не оставалось, кроме строительства крематориев.
В современном мире вопрос о кремации решается близкими родственниками или последней волей умершего. Некоторые конфессии, такие как католичество и протестантство, принимают сожжение тел как нормальное явление. Некоторые не понимают, зачем кремируются тела, более того, они думают, что этого делать нельзя.
Каноны православия и кремация
Кремировать христианина — значит совершить грех. Этот вопрос поставлен некорректно, современная православная церковь не относится к процедуре благосклонно, однако никто не откажет в проведении отпевания крещеного перед сжиганием тела. При желании отпевать Христиана можно даже дома или за дополнительную плату в РПЦ.
Новый Завет повествует, что после смерти должна быть прочитана молитва «Об Усопшем», однако там нет конкретных указаний, как правильно следует хоронить человека.
Противоречия по поводу этой процедуры связаны с вопросами о смерти и предназначении человеческого тела.
Церковь может ответить положительно на вопрос о кремации если:
- Человек умер своей смертью (не самоубийство).
- Были проведены все необходимые обряды.
Однако существуют следующие толкования этой проблемы:
- Тело с помощью сжигания возносится в небесный мир.
- Сожжение трупов — дань язычеству.
Игумен Федор протестует против кремирования, так как это противоречит всем традициям русского народа. Он делает ссылку на прошлое и заявляет, что первые крематории в России появились только при Большевиках, все культурные люди восприняли это нововведение как дикость и оскорбление памяти умерших.
В СССР кремация была очень распространена, однако после падения супердержавы эта процедура продолжает стремительно набирать популярность. Чтобы узнать, как православная церковь относится к кремации, спросили у некоторых духовных лиц.
Принципиальная разница состоит в том, что восточные религии относятся к телу как к тюрьме, в которой заключена душа и от которой надо поскорее избавиться. В православии тело — храм, оберегающий душу человека, и отношение к нему должно быть соответствующее.
Игумен Федор
Сжигая тела умерших, мы символически отказываемся от веры в воскрешение мертвых, которое проповедовал Христос. Но это только символы, в земле тело также становится прахом, а Господь может восстановить прах из мельчайших молекул, ведь он создал мир из пустоты.
Патриарх Всея Руси Кирилл
Несомненно, предание тела земле более человечно и насыщено библейской символикой, это может утешить скорбящих близких. Кремация не есть ударение в грех.
Профессор Духовной Академии протодиакон Андрей
А также кремация может проходить по причине определенных обстоятельств. Самый распространенный из них — сложная финансовая ситуация в семье усопшего или отсутствие кладбища рядом с местом жительства умершего.
Ещё случается, что кремирование проводится по санитарным причинам или по причине подзахоронения одного родственника к другому.
Может случиться, что умирающий, не желая обременять своих родных на большие траты, завещал его кремировать. К последней воле человека надо отнестись с пониманием и исполнить её.
Но если человек сделал этот выбор из-за противоречия с религией, то это очень плохо.
В этом случае церковь разрешает нарушить последнюю волю и провести похороны по всем христианским традициям, так будет лучше для души усопшего.
У кремированных людей можно проводить отпевание на равных правах с остальными, хотя в последнее время говорят, что это невозможно.
Но это всё нелепости, раздутые людьми, непонятно почему, — подтверждает священник, развеивая этот околорелигиозный миф. В целом отношение православной церкви к кремации тела умершего двоякое.
Но важно осознать, что такое погребение верующего христианина — не грех.
Выбор правильного способа захоронения зависит от финансовых возможностей, желания родственников и последней воли умирающего. Но необходимо осознавать, что важнее всего память, которая будет храниться в сердцах близких.
Можно ли кремировать православного человека
Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/mozhno-li-kremirovat-pravoslavnogo-cheloveka-za-i-protiv.html
Как церковь относится к кремации: религиозные аспекты процедуры
Смерть – это естественное событие, с которым встретится каждый. У разных народов существуют традиции погребения — кто-то предает останки земле, кто-то замуровывает тела в нишах скал, кто-то сжигает. Отношение церкви к кремации однозначно неодобрительно.
Почему христиан не кремируют
Облачение крещеного умершего в саван и помещение во гроб с последующим опусканием под землю имеет корни в иудейском обряде, по которому хоронили Иисуса Христа.
После его земной смерти тело с креста сняли, провели омовение, натерли ароматическими средствами, обернули погребальным покрывалом и оставили в могиле, приготовленной заранее. В каменной пещере Спаситель пребывал три дня, прежде чем воскреснуть. Обычай христиан предавать земле усопших происходит от веры в возрождение.
Церковь считает, что во второе пришествие Господа мертвые восстанут из могил, как это произошло с Иисусом. Ожидание этих событий настраивает на бережное отношение к умерших.
Верующие считают, в мире всем руководит Творец. По его повелению человек рождается, живет и умирает. Христианская церковь верит, что тление останков должно быть естественным процессом, как и все остальное в природе – смена времен года, отливы и приливы океана. Никто не имеет права вмешиваться в происходящее.
Еще одна причина,по которой кремация и православие несовместимы — в случаях, когда Господь сохраняет тело покойного нетленным, это указывает на обретение рая праведной душой. Человека приравнивают к святым. Если бы трупы сжигали, не существовали бы святыни и чудеса, произошедшие благодаря им.
Кремация противоречит законам православия. Церковь называет процесс предания огню отношением к язычеству – там обряд сожжения останков проводился для освобождения души, чтобы дух покойника, привязанный к земле, не вселился в чье-нибудь тело и не вернулся домой, неся беды и несчастье. Древние люди оберегали себя, уничтожив земное пристанище души.
Современные взгляды церкви на кремацию
Веками православные жители России хоронили почивших в земле. Первый крематорий в России возник в 1920 году – большевики принудительно сжигали трупы.
Отношение РПЦ к кремированию христианина — негативное, этой же точки зрения придерживаются церкви Сербии и Греции. Христиане отрицательно относятся к сожжению умерших.
Православие объясняет это символическим отречением от Творца, выступает категорически против процесса сожжения.
Священники допускают предание почившего огню как исключение.
На территории Японии законодательно запрещено погребение в земле.
Последователям православной церкви, проживающим в этой стране, остается смириться с установленным в отношении захоронений порядком.
Грех ли это
С точки зрения вероучения православной церкви, нет значения – предали останки земле или сожгли. Во время пришествия Христа Господь сможет воссоздать тело человека – когда-то он из ничего сотворил Вселенную. Проведя кремацию, люди расстраивают Бога пренебрежительным отношением к телесной оболочке.
Буддисты, кришнаиты и некоторые другие конфессии называют тело тюрьмой. В православии оно считается храмом для души, требующим уважительного отношения.
Нуждаетесь в совете специалиста?Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!
Церковь тверда во мнении о кремации, но не дает категорического запрета и не называет грехом. Если родственники каются в содеянном, переживают, то должны обратиться к Богу с молитвой о прощении.
Отношение к телу после смерти не влияет на разделение душ в ад или рай. Посмертный путь закладывается при жизни. Человек, творивший зло, похороненный в земле, не удостоится рая. Добрый христианин и после кремации не попадет в адское пекло.
Что происходит с душой
Религии объединяет верование в человеческую душу. Церковь убеждена, что будучи землей, человек должен быть предан земле, но вынуждена согласиться с современными реалиями и допустить возможность кремации в отношении христиан.
Опровергается мысль, что с наступлением Страшного Суда воскресят только погребенных в почву. Огонь печи уничтожает земную оболочку, не затрагивая душу – в час Суда потребуется только она, а не тело.
Участь души зависит от праведных дел и грехов, совершенных человеком до наступления смерти.
Можно ли кремировать после отпевания
Подготовка похорон сочетает элементы православной церкви с язычеством. Ритуал погребальных действий проводят по канонам, помогающим усопшему попасть в загробный мир. Обряды:
- омовение трупа;
- надевание подготовленной одежды;
- проводы;
- прощание;
- отпевание, соборование;
- захоронение или кремация;
- поминки.
Умершему следует предстать пред Господом чистым телом и душой. Покойного одевают в строгий костюм или лучшее платье, приводят в порядок прическу, накладывают неяркий посмертный грим. Такая подготовка проводится и для кремации. Родным важно запомнить близкого в достойном виде.
Можно кремировать православного человека после отпевания в церкви. Не все священники готовы проводить отпущение грехов почившего после уничтожения тела. Обряд отпевания не проводится для покончивших жизнь самоубийством. Для них таинство проводится в исключительных случаях, по разрешению патриарха.
Несмотря на отношение РПЦ к кремации, любой усопший может упоминаться на панихидах, литургиях.
Мнения священников
У официальных представителей русской православной церкви неодобрительное отношение к кремации усопших. Практика богослужения отказывается проводить ритуалы погребения для пепла. Преданию трупа огню возможно в виде исключения, если нет возможности традиционного упокоения в земле.
Священники и последователи православной церкви приравнивают сожжение усопшего к оскорблению Бога, ибо Он дает тело, вселяя в него душу, жизнь.
Если имеется документ, подтверждающий волю усопшего на сожжение, священники принимают данное пожелание. Ответы служителей церкви на вопрос об отношении к кремации:
- Игумен Федор (Яблоков): Христиане продолжают предавать тела в огненной печи, потому что не возрождена Православная вера, понимание учений православной церкви, нет знаний и веры традициям. Вторая причина – земля на кладбищах дорогая, ее не хватает, погребения стали бизнесом. Бедные люди не в состоянии оплатить участок под захоронение. У православных иное от других религий отношение к телу – не как к ветхой тряпке, которую следует выбросить. Это – храм души, который будет восстановлен, когда придет время. Мы не расстроим Бога, если сожжение совершено из-за невозможности родственников поступить иначе. Господь видит обстоятельства и проблемы. Возможна кремация и подзахоронение урны с прахом к родственникам, если нет возможности ездить на погост в область к матери, в другое место – к мужу, в третье – к дяде.
- Протоирей Цыпин Владислав, доктор истории, магистр богословия: В кремации есть проблема богословская. Этот способ погребения идет вразрез с учением христиан о Воскресении. От человека ожидается отношение к останкам уважительное. Церковь не отлучает от Причастия тех, кто решил кремировать тело родных, но и не благословляет такое решение. Не преувеличивайте связанные с преданием земле сложности, вы несете долг о спасении и заботе перед усопшими. Молитесь о прощении грехов.
- Митрополит Смоленский Кирилл: Кремация — противовес традициям православия. Христианин верит в воскресение из мертвых. Отдавая тело огню, люди разрушают веру. Это отказ от веры в Бога, ведь сжигание является осознанным разрушением тела, которое, по традиции, должно разлагаться в земле.
Церковь допускает кремацию христиан. Имея возможность выбора, придерживайтесь традиций в отношении погребения.
Какие еще веры запрещают или разрешают кремацию
Каждая народность следует традициям, канонам религии в отношении захоронений.
В ноябре 2014 года Элладская Православная Церковь выступила с заявлением об отказе отпевать людей, завещавших сжечь себя после смерти. Это объясняют необходимостью уведомлять народа о последствиях сожжения останков. Кремация не согласуется с канонической богословской практикой. Синод потребовал предотвращать заблуждения, почтительно относиться к религии.
Иудаизм отрицает сожжение трупов. Верующие убеждены, что распад останков людей должен проходить естественным путем, кремация обрекает душу на невыносимые мучения.
Во взглядах ислама сжигание тел приравнивается к греху, считается процессом язычников, неуважением к умершему.
В большинстве стран сожжение покойников — традиция, связанная с древними обрядами. В Индии костер для погребения устраивают на сложенных пирамидой дровах.
В огонь добавляют ароматные масла, читают молитвы. Услышав раздавшийся из пламени хлопок, означающий раскол черепа, считают, что душа высвободилась и поднимается к небесам. Церемония публичная, проводится на берегах священной реки Ганг.
То, что не поддалось огню, опускают в воду, пепел предают развеиванию над рекой.
Отношение буддистов к кремации — как к единственному возможному виду погребения. Из золы извлекают уцелевшие зубы, символизируя проведение подобного с зубами Будды. Японцы считают, что каждый может переродиться в Будду, зуб любого человека можно считать принадлежащим Богу.
Сожжение тела обязательно на Юго-Востоке Азии, распространено в Северной Америке. Страны Европы используют этот вид погребения в 60-95% случаев.
В католической церкви такой вид захоронения допускается. Заупокойную службу разрешено проводить после процедуры. В оккультных науках сожжение оболочки позволяет астральному телу перейти в новые фазы.
Православным христианам нужно найти возможность похоронить останки умерших в земле. Кремация, с их точки зрения, противоестественное уничтожение, нарушающее следование образу погребения Иисуса. По Библии, праху нужно обратиться в землю, это противоречит сожжению тел.
Статья проверена редакцией сайта
Источник: https://sorokoviny.ru/krematsiya/otnoshenie-tserkvi
Кремация — мировые традиции кремации. Отношения к кремации религии
Многие люди считают кремацию естественным видом погребения, объясняя это тем, что они не желают осознавать факт, что тела их родных и близких будут долгое время разлагаться в земле. Но многие задаются вопросом: как происходит кремация, что будет с душой человека после кремации, не затруднит ли столь быстрый распад тела переход усопшего в иной мир, и как относится к этому церковь.
Процесс кремации
Существуют разные модели кремационного оборудования: работающие на газе, жидком топливе или электричестве. В зависимости от этого, процесс сжигания длится от 80 до 120 минут. Температура внутри печи – от 872 до 1092 градусов по Цельсию. Наиболее высокая температура достигается в газовой печи, однако пепел при кремации не образуется.
Тело усопшего разрушается всего лишь на мелкие фрагменты — кости.
Сотрудник крематория при помощи магнитного устройства извлекает из праха металлические предметы, — например зубные протезы или штыри, соединяющие суставы после прижизненно сделанных медицинских операций, затем вручную или с помощью специального устройства измельчает останки костей, либо помещает в центрифугу, в которой останки тщательно просеиваются в урну.
Считается, что прах должен быть однородным, следовательно, более крупные не измельчённые органические фрагменты будут удалены. С точки зрения кремации, тела усопших отличаются друг от друга тем, что количество времени, которое требуется для сжигания – не одинаково.
Например, гораздо дольше горят ткани употреблявших при жизни сильные медицинские препараты, умерших от туберкулёза, а также наркоманов.
Тела умерших от раковых опухолей, горят, в среднем, на полчаса дольше, — не зря медики в последнее время говорят об информационной природе этих заболеваний.
Урны для праха
Урны для праха – это вазы, кубки, шкатулки, изготовленные из камня, дерева или керамики, декоративно украшенные орнаментом религиозной тематики. После кремации родственникам предлагается поместить урну в колумбарий, захоронить в землю, забрать с собой, либо, если это возможно, развеять прах на специальной площадке.
Отношение к кремации в различных религиях
Кремация и православие
Православная церковь не приветствует кремацию, но и особо не осуждает её. Ещё Патриарх Алексий заявлял, что этот способ не противоречит православным канонам. Ведь кладбища загрязняют окружающую среду, и в первую очередь — источники питьевой воды.
В российских крематориях проводятся службы по отпеванию умерших. Однако любые вмешательства в процесс распада человеческих тел: как замедление – бальзамирование, так и ускорение – кремация, являются серьёзным нарушением всех христианских обычаев.
При этом грех ложится на родственников или на тех, кто вдохновил их на этот путь.
Кремация и иудаизм
Иудеи категорически отрицают кремацию и считают, что процесс распада останков умершего должен быть естественным, а сжигание обрекает душу на страшные мучения.
Кремация и мусульманство
Мусульмане считают кремацию диким языческим обычаем, проявлением неуважения к усопшему, абсолютным грехом.
Кремация в Индии
В Индии сожжение трупа считается обычаем, не процессом – а обрядом, который сохранился неизменным с незапамятных времен. Погребальный костёр разжигают на пирамиде из дров, добавляют в него ароматические масла и произносят молитвы.
Хлопок раскаленного в огне, расколовшегося черепа означает, что душа умершего устремилась в небо. Церемония происходит публично на берегах вдоль священной реки Ганг.
Не сгоревшие до конца останки выбрасываются в воду, что является признаком вопиющей антисанитарии.
Кремация и буддизм
Проповедники буддизма считают кремацию единственной формой погребения. В Японии 98% покойников предают кремации.
По традиции буддизма из золы вынимают зубы, так же как и Зуб Будды, якобы извлечённый из пепла сожженного тела этого божества. Зуб Будды — единственная буддийская реликвия.
Японское мировоззрение гласит о том, что любой человек – это несостоявшийся Будда, имеющий возможность проявиться в будущем. Поэтому зуб каждого человека может оказаться зубом будущего бога.
Сегодня кремация обязательна в странах Юго-восточной Азии, широко распространена в Европе и Северной Америке. В Чехии кремируют около 95% покойников, в Великобритании – 69%, в Дании 68%, в Швеции 64%, в Швейцарии 61%, в Австралии 48%, в Голландии 46%.
Роль кремации в оккультных науках
С точки зрения эзотерики и парапсихологии процесс умирания естественно захороненного тела в землю — сложен и проходит несколько этапов: сначала сознательная сущность человека всё ещё занимает эфирное тело, затем эта сущность начинает медленно распадаться.
Эфирное тело неотделимо от физического и полностью повторяет его очертания, поэтому, когда процесс распада эфирного тела завершится, только тогда астральное тело – душа, вместе с метальным телом обретает свободу. Однако и это тело остаётся ещё некоторое время поляризованным.
В случае духовной неразвитости умершего, астральное тело может долго пребывать по соседству с разлагающимся трупом, так как притяжение его ко всему материальному достаточно велико.
В одеянии астрального и ментального тел, душа старается растворить и эту совокупность энергий; происходит конфликт между сознательной сущностью «Я», имеющей свои индивидуальные чувства и страсти и абсолютной мыслящей сущности, которая уже не имеет интерес к форме и переносит своё внимание внутрь.
В связи с этим, уничтожение отжившей физической оболочки облегчает астральному телу умершего переход на новую фазу существования на другом плане бытия.
Кремация способствует быстрому рассеиванию всех этих тел, минуя все стадии, которые, возможно, мучительны, — особенно для тех людей, которые жили далеко не по божественным законам.
Источник: https://specritual.ru/informaciya/o-krematsii/
Об отношении православия к кремации и возможности воскресения тел
— Батюшка, часто в суете, по незнанию, а еще чаще из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, люди кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Вам, вероятно, известна эта проблема….
— Да, конечно. Часто современные люди, теряющие своих близких, сталкиваются с вопросом как похоронить этих дорогих людей. До революции такая проблема не стояла. Не было перенаселенности мегаполисов, не было настолько огромных городов, а основная часть населения жила в селах и деревнях.
Там христиане, как и сотни лет назад, хоронили своих близких на деревенских кладбищах (погостах). И городским жителям хватало место для упокоения. Никому в голову не приходило устроить бизнес на продаже земли для последнего пристанища.
Даже самым нищим находился последний покой под крестом в земле предков. Но времена изменились.
Урбанизация, семьдесят лет безбожной власти, цинизм и отрыв от традиций привели к тому, что старые православные традиции захоронения в землю были сильно потеснены новыми, непонятными для русских, идущими вразрез с нашей культурой и обрядами.
— А когда началось это разрушение традиций?
— Многие сотни лет хоронили умерших на Руси только в земле. А первый крематорий в России появился при большевиках в 1920 г. Дикостью считали воспитанные на русской культуре люди сжигание в печи людей.
С удивлением и страхом воспринимали многие русские устройство на Красной площади мавзолея, которое тоже расходилось с нашими традициями.
Устройство кладбища прямо у Кремлевской стены, а также организация в самой стене колумбария, в которой прямо в стену вмуровывали урны с прахом, было еще одним нелепым и диким нововведением Советской власти.
Люди, которые не имели русской культуры, связи с народом, достаточного понимания сути традиций, устроили эту вакханалию и насилие над здравым смыслом. Но суть человеческая такова, что люди ко всему привыкают. Привыкли на протяжении 70 лет советской власти и к этому. Колумбарии и крематории в течение нескольких поколений вписались в нашу жизнь.
— Но, несмотря на то, что советское время бесславно закончилось, эта чужеродная традиция все же осталась! И до сих пор крематории работают на полную мощность, сжигая тела православных… Как это объяснить? Почему же не ушла эта чужеродная традиция вместе с советским наследием?
— К сожалению и сейчас, когда храмы возрождаются, христиан продолжают сжигать в печи огненной. А происходит это во многом потому, что все равно нет настоящей Православной веры, верности традициям, понимания Православного учения, необходимых знаний. Но не только в этом дело.
Еще одной большой причиной является то, что пришел на кладбища бизнес, земля для захоронений стала дорогой, ее стало не хватать. Кроме того, появилось много бедных людей, которые просто не могут себе позволить купить эту землю в удобном месте.
А в некоторых случаях не только бедные лишены возможности быть похороненными по христиански, но даже вполне состоятельные люди. Чтобы похоронить человека в землю, в наше время во многих случаях нужно быть просто богачом.
Зачастую в Москве эти клочки земли для последнего приюта стоят тысячи долларов. И это в нашей бескрайней стране, богатой землей как никакая другая!
— Батюшка, а вообще что изменится от того, что человека сожгут? Ведь разлагается любое белковое соединение, в том числе и тело любого из нас. Какая разница как оно будет разложено?
— Разница принципиальная в данном случае. Конечно, и православные гибли в пожарах, например. Православные и тонули, и тогда их местом погребения становилось озеро, океан или море.
То есть во все времена в некоторых случаях получалось, что православного нельзя похоронить в земле.
И, конечно, тело разлагалось разными путями во всех случаях (но в некоторых, редких случаях тело не разлагается – когда Господь оставляет в нетлении останки святых угодников, которые именуются святыми мощами как источники Божией благодати).
Но ведь в данном случае важно не то, как тело оканчивает свою жизнь, а важно то, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ у нас к этому телу.
И если буддизм, индуизм и прочие восточные религии, откуда и пришла традиция сжигать тела, относятся к телу как к тюрьме души, которую надо после выхода души побыстрее сжечь и выбросить как старую ненужную тряпку, то для христиан тело человеческое – это храм души, который будет в свое время восстановлен при воскресении. Это же совершенно разное отношение к телу, хотя с виду кажется, что способ погребения не важен — все равно все обратится в прах.
— То есть человек может не воскреснуть, если тело его было кремировано?
— Полным и замечательным ответом на этот вопрос могут служить слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх сказал:
«Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом.
Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры.
Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого».
— То есть Бог в любом случае может воссоздать тело при воскресении?
— Конечно, Господу возможно все. Он сотворил из ничего весь мир. Он же сможет и воскресить человека, воссоздать из мельчайших атомов ему его тело. У Господа нет невозможного. И конечно не стоит беспокоиться о том, что у Господа может что-то из-за кремирования не получиться.
Это нелепость. Если будет Его воля воскресить, то воскрешение непременно состоится. Только здесь дело не в том, что с воскрешением могут быть сложности (это совершенно невозможно предполагать), а в том, что мы Господа печалим своим отношением к тому телу, которое Он нам дал.
Профессор Московской Духовной Академии протодиакон Андрей Кураев об этом писал: «Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни.
Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких.
Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель…»
Конечно, это относится к случаям, когда эти действия по сожжению продиктованы искаженными желаниями, презрительными отношениями к традициям и вере. В тех же случаях, когда родственники не имели возможности похоронить по-христиански, в силу различных обстоятельств, я думаю, мы Бога не расстроим. Он видит наши проблемы, метания, желания.
— Батюшка, а что с Вашей точки зрения можно считать такими обстоятельствами?
— Разные эти обстоятельства… Как я уже сказал – отсутствие денег купить место на кладбище. Это в наше время часто случается по бедности.
Нет либо денег на покупку могилы, либо можно купить землю только на таком кладбище, куда и не добраться никак.
Но если как бы по бедности кремируют, а потом на месте захоронения ставят огромный и дорогой памятник, вместо которого можно было купить даже несколько могил. Тут уж о бедности речь не идет, лукавство это.
Еще часто встречается случаи, когда по санитарным правилам невозможно подзахоронить тело в могилу к близкому покойному человеку (дочь к матери, бабушку к дедушке и.т.п.). Чтобы похоронить тело в ту же могилу должно по санитарным правилам должно пройти много времени. А вот урну подзахоронить можно.
И многие кремируют своих родственников, чтобы люди, дорогие друг другу при жизни, лежали вместе в могиле. Тоже как бы друг с другом. Но тут важно понимать, что умершие не живут на кладбище. На кладбище лежат только тела (или прах), а души находятся в других обителях.
По этому вместе, или на разных кладбищах похоронены близкие люди, принципиального значения для их душ не имеет. Если люди при жизни любили друг друга, шли к Богу, жили по совести, то они будут вместе в любом случае, даже если будут похоронены в разных странах.
А вот если один из супругов вел благочестивую жизнь, а второй, например, был богоборцем, то хоть их тела можно похоронить рядом, но их души все равно будут далеко друг от друга.
Так что кремирование и подзахоронение в родственную могилу по человечески понять можно, но все же лучше учитывать при выборе способа погребения эти моменты.
— А если надо кремировать и похоронить в одну могилу просто для удобства? Часто бывает, что просто удобно похоронить в одной могиле. Проще приезжать, убираться, просить служить панихиды. Все в одном месте…
— И это можно понять.
Действительно, как пожилой женщине, живущей в Москве, ездить на одно подмосковное кладбище на могилу матери, на другое на могилу мужа, а на третье на могилу к дяде? Конечно, ей тяжело, затратно по деньгам.
И если сил нет ездить по всем далеко стоящим друг от друга кладбищам, то можно понять в таких случаях этих людей. Но все же надо бы попытаться найти любую возможность для христианского погребения
— Бывает, что умерший человек сам завещал или говорил о своем желании, чтобы тело его после смерти было кремировано. Как в этом случае быть родственникам, которые и хотят проводить человека по-христиански, но понимают, что воля умершего священна. Перед ними встает тяжкий выбор. Как им в таком случае лучше поступить?
— В случае если сам усопший хотел кремации, и руководствовался при этом не желанием помочь своим родным избежать материальных или иных затруднений, связанных с погребением, а руководствовался желанием просто исчезнуть, чтобы от него не осталось ничего, это страшно. А если человек, который выбирал чужую традицию, исходил при этом не из каких то условий, которые вынуждали его к этому решению, а сознательно делал выбор вразрез с христианскими традициями, это плохо совсем. Это просто ужасно.
— А если такой человек оставил желание быть кремированным, завещал именно так похоронить его. Что делать в таком случае?
— Предсмертную волю, конечно, нарушать не хорошо, но в данном случае ее лучше нарушить. Нарушая такую дерзкую волю, мы спасаем душу усопшего от греха. И Господь нам вменит в правду такое нарушение.
— А как относится к желанию усопшего развеять (рассеять) прах над лесом, морем, дачей, работой и.т.п.?
— Относиться к этому следует как к чужеродной для нас, православных, дикости. Я считаю, что ничего в этом плохого для индуиста нет, это его традиция, его понимание. Но мы не индуисты! И для нас, кроме как «дикость», слова не подобрать.
— А можно ли отпевать человека, который будет кремирован, или заочно отпеть того, чье тело уже кремировано?
— Безусловно, можно. Есть некое околоправославное суеверие, что якобы нельзя отпевать тех, кого кремировали. Это еще одна нелепость, которую придумали и разносят люди, которые не понимают существа Православного учения.
Церковь не лишает души усопших своих поминальных молитв из-за того или иного способа погребения! Это же очевидно! Отпевание – это молитва о душе, и отношение отпевание имеет только к душе умершего человека.
Способ погребения в данном случае практически не имеет никакого значения.
Но когда есть возможность и средства похоронить человека должным образом в земле, а родственники ради собственного удобства выбирают кремацию, то грех не на усопшем, грех – на родственниках.
— Часто возникают вопросы другого рода, связанные с кремацией. Что сделать с иконой, находящейся в руках у усопшего, которого кремируют? Как поступить с благословлённой землёй? Что делать с венчиком и разрешительной молитвой в руке умершего перед кремацией?
— Если усопшего отпевали до кремации, то перед самой кремацией надо убрать икону из гроба. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. Землю же необходимо перед кремацией рассыпать по гробу (если это не было сделано в храме).
Если же отпевали заочно, уже после кремации, то во время подхоранивания урны в могилу необходимо рассыпать погребальную освященную землю крестообразно прямо по ней. При этом надо читать Трисвятое.Если урну помещают в колумбарий, то землю рассыпать нужно по любой могиле, где похоронен христианин (но не помещать благословлённую землю в колумбарий!)
— Ну, а если уже так получилось, что кремировали. Или выбора другого не было, или раньше сами не верили в загробную жизнь, или не знали, что так нельзя.
А теперь близкие мучаются вопросом о том, как это может сказаться на посмертной жизни души дорогого человека. Этот страх за душу близкого очень сильный.
Как же может сказаться на состоянии души близкого человека кремация? Насколько это страшный грех?
— Приведу слова древнехристианского писателя Минуция Феликса, который сказал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».
То есть, если уж случилось тело человека кремировать, то не надо из этого делать великую трагедию, которая приводит к тому, что мы не только оплакиваем близкого, но еще и оплакиваем тот способ погребения, которым мы его похоронили.
В каждом действии человека заложен определенный символ. Не исключение и такие ключевые моменты, как рождение, крещение, отпевание, смерть и захоронение.
Что такое кремация? Это процесс, во время которого тело человека отправляется в огнь, в пещь огненную, прямой образ в Евангелии – «будут брошены в пещь огненную, где будет плач и скрежет зубовный». Но это, конечно, не значит, что он попадет в ад. Как не значит, что человек, похороненный по-христиански, попадет в Рай.
Это было бы слишком просто. Нам бы не надо было ничего делать, стремиться исправлять жизнь, а надо было бы только создать условия для правильного захоронения. Но мы, конечно, понимаем, что Господь будет судить душу усопшего не по способу погребения, а по делам при жизни.
Просто этот поступок, кремирование, иногда обнажает то, что для нас Евангельские слова не дороги (это относится только к тем случаям, когда человек сознательно идет на то, чтобы кремировать близкого, а не под воздействием обстоятельств)
Но даже если мы это сделали, то теперь ничего вернуть не можем. И слезами, нервами тоже ничего в прошлом не изменим. Мы не сможем из кремированного праха вновь воссоздать тело, чтобы его похоронить по-христиански. И мы не должны казнить себя за то, что так похоронили дорогого нам человека.
Но мы должны покаяться, попросить прощения у Господа Бога за наши неправильные действия. Да и у усопшего тоже хорошо попросить прощения: «Матушка, прости, что так получилось». И через это прощение смиряться, а через смирение приближаться к Богу, в том числе в молитве об усопших. То есть, говоря проще, не надо рвать на себе волосы из-за того, что уже сделано.
Но очень необходимо исправить прошлую ошибку собственным покаянием, смирением. Ведь Богу важнее всего духовное состояние, наша помощь ближнему и молитва об усопшем. И когда мы покаемся на исповеди за это, то Господь нас простит. И не надо будет слезы лить из-за ошибки нашей.
И надо понимать, что если мы за совершенный грех идем по пути молитвы, покаяния и смирения, то даже наши греховные поступки по Промыслу Божию обращаются во благое.
— А насколько тяжел этот грех? Нарушил ли человек, который прибегнул к кремации близкого, вероучение и уставы Церкви? Может ли он себя считать после этого членом Церкви?
— Конечно, может считать, за это никто не отлучает от Церкви. Церковь не запрещает кремацию категорически. У Церкви есть твердое мнение, но оно снисходительно. А к самому вероучению это отношения имеет еще меньше. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов так говорит об этом:
«С точки зрения православного вероучения, не имеет никакого значения, был ли человек предан земле или был кремирован.
Традиционный способ погребения имеет значение лишь в плане благочестивой традиции, поскольку сопряжен с определенными церковными действиями и более глубоким восприятием человеческого тела. Одно дело урна, и другое – это покойный, которого мы опускаем в землю, в эту реку забвения земного.
Мы как бы сохраняем этого человека, не искажая его тело. Здесь присутствуют некие моменты, которые, несомненно, более правильные по сравнению с кремацией, но они не касаются существа веры».
© Memoriam.ru
Источник: http://memoriam.ru/ob-otnoshenii-pravoslaviya-k-kremacii
Кремация и православная церковь — отношение к сожжению тел усопших
Все люди смертны — на каком-то этапе своей жизни, чаще в глубокой старости, они уходят в иной мир, а их близкие сталкиваются с решением вопроса о захоронении. Погребение требует немалых финансовых расходов, стоимость участков на кладбище растет ежегодно, а на получение всех необходимых для проведения погребального ритуала документов может уйти несколько дней.
В ряде случае родственники усопшего, руководствуясь его последней волей и другими обстоятельствами, вместо традиционного захоронения отдают предпочтение кремации.
В данной статье мы поговорим об отношении православной церкви к этой процедуре.
Как относится церковь к сожжению тел усопших?
Первыми кремацию стали выполнять древние греки и римляне. В давние времена христианство причисляло это процедуру к варварским обычаям, поэтому она использовалась крайне редко. Но современные реалии делают кремирование все более популярным.
Среди главных преимуществ этой процедуры, делающих ее востребованной можно отметить:
- Экологичность (данный факт доказан многочисленными исследованиями);
- Отсутствие необходимости покупать место на кладбище и ухаживать за могилой;
- Возможность распоряжаться урной с прахом по своему усмотрению (захоронить, хранить дома или развеять по ветру).
Кремация является одной из разновидностей погребения. Многие религии, включая индуизмом с буддизмом, приветствуют эту процедуру, но не христианство. Кремирование не относится к православным традициям.
Бог частично сохраняет плоть, чтобы в день Воскрешения умершие вернулись к жизни. После распятия на кресте Иисуса Христа похоронили в гробнице и представителям православной веры предписывается хоронить близких таким же способом.
Русская церковь не считает кремацию нормальной формой погребения, но и не лишает поминовения рабов божьих, тела которых сжигают, а не закапывают в землю.
Православие рекомендует использовать классический способ захоронения. Но это не значит, что кремация находится под запретом, просто она считается нежелательной:
- Человек должен самостоятельно решить, как его похоронят и обозначить свою волю в завещании.
- Если он не успел этого сделать при жизни, решением данного вопроса придется заниматься родственникам.
- Даже при выборе кремации священника можно пригласить на дом для отпевания покойного – представители церкви не откажут в этом.
Как относится церковь к кремации рассказывается на видео:
Священники о кремации умерших: разрешена или нет
Священники в отношении кремирования придерживаются того же мнения, что и церковь.
Они говорят, что захоронение в землю – это самый правильный способ распоряжения телом умершего. Но если обстоятельства складываются так, что возможности похоронить близкого на кладбище нет, можно прибегнуть к кремации.
В каждом человеке заключен некий смысл. Исключением не являются и главные жизненные моменты: появление на свет, крестины, панихида, смерть и похороны.
В процессе кремации тело охватывает пламя, оно словно попадает в печь огненную, такое описание есть в Евангелии. Но это не говорит о том, что умерший непременно попадет в ад. Также не обязательно покойный, похоронный по христианским обычаям, отправится в Рай. Все не так просто.
Если бы пребывание в Царстве Небесном зависело только от способа захоронения, люди бы ничего не делали, чтобы исправить свою жизнь. Бог судит души по прижизненным поступкам.
Кремирование лишь показывает, что не все христиане дорожат Евангельскими словами (речь не идет о процедуре сожжения, выполненной под влиянием обстоятельств).
По словам Митрополита Кирилла, кремация не принадлежит к традициям православия — христиане веруют, что умершие однажды воскреснут.
Кремированием они словно рушат это убеждение:
- Здесь имеется в виду в большей степени символика, а не реальные вещи.
- Тело, похороненное традиционным способом, со временем тоже разлагается.
- Но кремация является осознанным разрушением телесной оболочки и отказа от веры в Бога, дающий шанс на воскрешение.
По возможности, сжигания умерших нужно избегать.
В писаниях Минуция Феликса говорится, что Бог обладает властью воскрешать любые тела, независимо от способа их погребения. Но традиционное погребение считается самым гуманным, оно обогащено библейскими символами и способно стать утешением для близких. На основании этого Церковь и предписывает отказаться от кремации: усопшим уже все равно, а вот родственников это сильно ранит.
На видео протоиерей рассказывает, почему кремация нежелательна для православного человека:
Сжигать тела представителей православной веры можно, но перед этим необходимо выполнить все панихиды, сопровождающие традиционные похороны.
При наличии такой возможности человека рекомендуется хоронить в землю.
Источник: https://dobradom.com/voprosy-o-smerti/krematsiya-i-pravoslavnaya-tserkov.html