Почему самоубийц не отпевают: что такое суицид в православии, где и в каких случаях выдают разрешение на отпевание самоубиенных

Молитва за самоубийц: прощенный грех?

Незыблемых истин у Церкви не так уж и много. Строго говоря, все они укладываются в догматическую основу христианства — Символ веры. Все остальное — правила, каноны, традиции, которые могут подлежать переменам.

Другое дело, что порой эти устои настолько прочно въедаются в церковное сознание, что отступление от них кажется настоящей революцией. Особенно, если это касается вопроса важного, вопроса страшного и, казалось бы, раз и навсегда решенного.

Не молится Церковь за спасение душ самоубийц! Или все-таки…

Самоубийство, в христианском понимании — это не просто грех. Это единственный грех, в котором невозможно раскаяться и, следовательно, получить прощение от Бога и спасение души.

Обратите внимание

Церковь провожает самоубийцу в последний путь воистину гробовым молчанием. Невозможно спеть «со святыми упокой» над телом человека, который всю свою волю, все свое стремление в последний час направил на то, чтобы навсегда замкнуть душу от Бога.

Церковь шарахается от самоубийства с самого начала своего существования. Недаром Иуду Искариота, который раскаялся в предательстве и покончил с собой, больше осуждают за самоубийство, чем за предательство.

И недаром английский писатель Г.К.

Честертон в своем эссе «Ортодоксия» писал, что самоубийца — это противоположность христианскому герою-мученику, самоубийство — оскорбление всему, за что стоит, чем дорожит Церковь.

Человека, лишившего себя жизни, нельзя поминать в храме. За самоубийцу нельзя подать записку на поминание. За него не вынет частицу из просфоры священник, служащий Литургию. Единственное, что остается стоящим у его гроба — молиться дома, но и то — многие священнослужители рассказывают, что такая молитва может свести молящегося с ума.

И это, отчасти, правда. Невозможно простому человеку в одиночку вместить в себя боль, ужас и страх того, кто принял катастрофическое решение покончить с собой. А нежелание Церкви молиться за самоубийцу приводит того, кто все-таки решился просить Всевышнего об упокоении души умершего, к чувству вины и страха.

Как бы Бог не вменил в вину моление за грешную душу. И получается замкнутый круг: человек молится, но вместо утешения и сопереживания ушедшему зарабатывает себе лишь чувство всепоглощающей вины перед Господом. Начинает бояться Бога, который (как якобы логично следует) только накажет за то, что больно и хочется молиться и плакать.

Как тут не свихнуться?

Одна из таких вполне узаконенных лазеек — свидетельство, что лишивший себя жизни был в невменяемом состоянии и не мог отвечать за то, что делает. Если есть подтверждение этому — отпеть самоубийцу позволяется.

Но здесь возникает множество «кривых» ходов — кто-то выпрашивает справку у психиатра и с ее помощью обманывает благословляющего отпевание архиерея. Где-то под психическим расстройством согласны понимать алкогольное и наркотическое опьянение или состояние аффекта.

Важно

Но до сих пор единого понимания — когда можно отпевать, когда молиться — у Церкви не было.

Столетиями Церковь отгораживалась от этого вопроса, либо закрывая глаза на явное попустительство, либо наоборот — проявляя чрезмерную строгость, губящую вслед за самоубийцей его родных и близких. О том, как выгорают души тех, кто не может в храме помолиться за родного, пишет в своем Живом журнале священник:

«…У меня на телефоне раздаётся звонок и прерываемый рыданиями женский голос пытается рассказать о своем горе. — Батюшка, сыночек, мой сыночек покончил с собой. Что делать? Потом я встречаюсь с родителями.

Во время встречи отец, как правило, стоит и, опустив голову вниз, смотрит себе под ноги, а мать, стараясь прикоснуться к священнику, словно к соломинке, иногда припадает к тебе, прижимается головой к груди и плачет. Господи помилуй, как же они страшно плачут.

Это не то, чтобы крик, а точно всхлипывает и подвывает маленькая обижаемая всеми собачёнка.

А ты ничего не можешь сделать, самое главное, ты не можешь о нём молиться, и утешить никак не можешь. Можешь только гладить её по руке и плакать вместе с человеком.

Потом самоубийцу хоронят, и в храме появляется новая прихожанка, которая приходит на все службы, потому, что молитва единственное средство, чтобы не сойти ей с ума. Она не может, подобно мужу, уйти в запой, она уходит в молитву. Чёрная одежда — это теперь её одежда на годы.

Она часто исповедуется, винит себя во всем, что произошло с её сыночком. Приходится постоянно уже от неё отгонять мысль отправиться вслед за сыном.

Совет

Эта борьба длится месяцев семь — восемь. Потом женщина приходит реже. Проходит ещё несколько месяцев, мать приходит в себя, вновь начинает здраво рассуждать, её жизни больше ничего не угрожает. И она уходит из храма, обыкновенно навсегда. Но я никого не осуждаю, ведь это невыносимо тяжело не иметь возможности помолиться об ушедшем».

Это невыносимо тяжело — не сметь помолиться. И Церковь, в конце концов, решилась разделить страшное бремя вместе с родными самоубийцы, подставить плечо там, где не поддержит никто другой.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что на открывшемся архиерейском соборе в Москве будет обсуждаться вопрос — как позволительно молиться за самоубийц и как можно их поминать.

«Всем правящим архиереям приходится сталкиваться с таким явлением, когда скорбящие родственники лица, покончившего с собой, обращаются с просьбой о его отпевании.

Полагаю, что здесь необходимо ввести единую практику, дабы избежать злоупотреблений — как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений.

В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах», — сказал патриарх Кирилл собравшимся на Собор.

«Я поручаю богослужебной комиссии его изучить. В случае одобрения Священным синодом он будет направлен во все епархии для использования», — сказал Святейший Патриах.

Стоит отметить, что в некотором смысле «чин молитвы за самоубийц» у Церкви уже есть. Это молитва мученику Уару, которому, в обход всех правил, молятся и за самоубийц, и за некрещеных.

Но следует оговориться — это те молитвы, которые каждый читает строго один, келейно — то есть, не общецерковно. И далеко не всех священник благословит читать эти молитвы.

Поэтому то, что свой голос вместе с молящимся наконец-то возвысит Церковь — это настоящее откровение.

Некоторые эксперты поспешили заявить, что таким-де путем Церковь приспосабливается под современный мир, в котором проблема самоубийства стоит очень остро.

«Это новое решение для РПЦ, — рассуждает в этом духе научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин. — До этого было строгое разделение: если человек покончил жизнь самоубийством — церковь прекращает за него молиться. Церковь осознала, что живет в новом мире.

Обратите внимание

В XIX веке это была редко встречающаяся вещь, а сейчас у России один из самых высоких рейтингов по самоубийствам. Это проблема, касающаяся многих семей, которыми в условиях, когда люди редко посещают церковь, пренебрегать не стоит.

На уровне локальных общин священники уже давно пытаются придумать, как приспособить эту проблему к современным реалиям».

Это мнение человека, не очень хорошо понимающего, как ориентируется в нашем мире Церковь. Она не может «осознать», что живет в новом мире, тем более что в смысле грехов мир со времен падения Адама и Евы ничуть не изменился.

И не может сделать из этого некую «пиар-акцию», чтобы заманить к себе тех, кто редко ходит в храм. И совершенно неважно, сколько самоубийств происходит — одно или миллион, количество не переходит в качество в смысле церковного отношения к проблеме.

Если с собой покончит миллион человек — самоубийство не перестанет быть смертным грехом.

Чуть больше года назад, в декабре 2009, Патриарх Кирилл уже говорил о проблеме молитвы за самоубийц. И там он высказался вполне определенно: «категорически нельзя молиться за тех, кто ушел сознательно, в твердом уме и доброй памяти», а отпевание таковых — «грех и профанация». Вряд ли позиция Патриарха изменилась с тех пор в угоду «реалиям».

Пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский поясняет: молитва создана для тех случаев, когда отпеть человека все-таки против всех канонов, но хочется дать родственникам церковное утешение и поддержку в их горе.

И из этого следует — изменяется не отношение Церкви к смертному греху. В решении, которое Патриарх Кирилл принес на Архиерейский Собор, заложено нечто иное, чем «приспособление проблемы к современным реалиям», что прямо-таки звучит как уступка всеобщей либерализации.

Важно

И все-таки, молитва — это не только инструмент утешения. Возможно, в какой-то мере это попытка отстраниться от вынесения самоубийце заочного приговора на всю вечность. Слишком часты случаи, когда невозможно определить, насколько «тверд ум и добра память» у того, кто так уходит из жизни.

Конечно, церковные слова о том, что самоубийство — это отречение от Божьей любви, а, следовательно — прямой путь в ад — звучат пугающе. Но только не тогда, когда думаешь о том, как много боли и страха испытывал тот, кто покончил с собой.

От какого ужаса он бежал? Да и может ли отвергнуть Божью любовь тот, кто никогда ее толком не знал? И в таком случае — нет ли надежды, что самоубийцы — даже те, кто сознательно полез в петлю — в глазах Божьих будут теми, кто «не ведал, что творил»?

Пока неизвестно, как звучит новая молитва за самоубийц. Ее рассмотрит Священный Синод и, только если согласится с каждой буквой, она попадет во все храмы России.

Но очень хочется верить, что, всецело осуждая самоубийство здесь, Церковь в ней все же предает окончательный суд Богу. Который все-таки лучше знает, что ощущала за секунду до смерти душа самоубийцы.

Что, если он все-таки успел покаяться — хоть в самый последний миг?

Источник: http://newsinfo.ru/articles/2011-02-03/suicide/747414/

Синодальный отдел по делам молодежи УПЦ

Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни – протоиерей Сергей Дерменжи

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.

Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе.

Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание.

Совет

Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.

Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

– Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

– Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту – а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром – и не может.

В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих.

По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении.

Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам – что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

– Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей – темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

– «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых.

Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход…

Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы.

То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

– Могут дойти до такого состояния верующие люди?

– Нужно сказать, что подобное состояние – это большое противостояние… Самоубийцы – люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве.

Обратите внимание

Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу.

Читайте также:  Архангелы и их предназначение, классификация и имена архангелов в православии, в чем помогают, чем отличается ангел от архангела

Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

– Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней.

Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы.

Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

– Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности.

Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу – не за три секунды человек совершает суицид.

Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии.

Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.
Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански.

Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы –дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу.

Важно

Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни – это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

– Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

– Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути.

Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу.

Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни.

В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство – они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной – договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

– Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

– Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека – в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности.

С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли – повеселились, обманули – получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

– Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны – выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

– Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики.

Совет

Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и – человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».

Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь.

Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации.

Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

– Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

– Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого.

Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью.

В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту.

Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

– А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

– Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья.

К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е.

человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны.

И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

– Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

– В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.

За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Елена Головина

Источник: http://sinod-molodost.in.ua/vse-novosti/4446-fenomen-suitsida-pochemu-tserkov-ne-otpevaet-samoubijts.html

Как хоронят самоубийц: похороны и отпевание, отношение церкви

Жизнь человека – это главное его сокровище. Пока человек жив, он может изменить все, наладить дела, решить проблемы, помочь другим.

Но не все из нас выдерживают груз проблем и неурядиц, некоторые принимают решение прервать свою жизнь, которая для них теряет смысл. И в таком жесте есть как проявление силы, так и проявление отчаяния.

В традициях человечества всегда было особенное отношение к тем, кто совершил самоубийство.

Обратите внимание

В большинстве религиозных традиций самоубийц порицают, решение человека распорядиться жизнью, которая была получена по воле Господа Бога выглядит дикой дерзостью.

Да, человек совершивший самоубийство так же, как и любой другой заслуживает того, чтобы быть организация похорон и сам ритуал, был проведен достойно.

Однако следует учитывать то, что в этом случае есть некоторые специфические детали.

По сути, если признать тот факт, что религии выступают с критикой в адрес самоубийц, то самоубийца автоматически отказывается от своей конфессии.

Именно потому, что человек пошедший на суицид больше не является подопечным Господа Бога, похороны такого человека не могу проходить по стандартным канонам, хоронить таких людей следует на окраине кладбища.

Как и где хоронят самоубийц

С давних времен к самоубийцам применяли специфические правила захоронения. В далеком прошлом тех, кто пошел путем самоубийства хоронили в лесу или пустынной поляне.

Если же в каком-то поселении случаи самоубийств повторялись очень часто, то при поселении могло находиться два кладбища. Традиционное и кладбище для самоубийц.

Но такое грубое деление уже не может быть присуще нашему цивилизованному обществу.

Если трактовать библейские принципы, то в них можно найти и более четкие рекомендации. Так есть запрет на то, что самоубийца может быть похоронен на кладбище среди людей, погибших естественной смертью, но он вполне может быть похоронен на ближайшем к кладбище холме. И этому есть свое объяснение.

Все дело в том, что по религиозным правилам самоубийца грешен, и, следовательно, душа его будет придана страданиям в аду. И есть риск того, что забираю душу самоубийцы потусторонний мир не захватил с собой души тех, кто не виновен.

Особые правила для похорон самоубийц

Существует ряд ограничений для похорон людей, совершивших суицид. Причем, все эти вещи являются одними из основных в традициях для похорон обычных людей.

Так для самоубийц не предусмотрено отпевание, хоронят такого человека только на третьи сутки после смерти, не принято скорбить по самоубийце, так же нельзя на прощание целовать покойного, сорокоуст по самоубийце не исполняется, не предусмотрено поминальной панихиды. Все, кто переступит через эти запреты будут сами нести ответственность перед Господом Богом.

Стоит отметить, что есть исключения – на кладбище могут быть похоронены те самоубийцы, что покаялись перед смертью. Так же важно учитывать, что к самоубийцам нельзя относить тех, кто сам убил себя по неосторожности. На таких умерших ограничения не распространяются.

Традиции мусульман

Ислам, как и большинство религий относится негативно к самоубийцам. Однако, в этой религии есть более лояльные моменты по отношению к тем, кто совершил суицид.

Так разрешено прочтение погребальных молитв для мусульман самоубийц. Можно сказать, что хи похоронный обряд мало отличается от аналогичного для тех, кто погиб не по своей воле.

  Однако, есть случаи, когда сами богословы выражали нежелание читать молитвы за упокой самоубийцы.

Источник: https://mirinoi.by/kak-horonyat-samoubijts/

Совершить самоубийство – это все равно, что бросить в лицо Богу данный им подарок

Люди, совершившие суицид, не только причинили боль и страдания родным и близким, но и лишили себя главной возможности – покаяния перед смертью. Почему по христианским канонам нельзя отпевать самоубийц, как действовать в такой ситуации родственникам, разъяснил священник Свято-Тихоновского храма Алексей Пытько.

Читайте также:  Протоиерей дмитрий смирнов, мультиблог, проповеди отца дмитрия николаевича, биография, семья, в каком храме служит батюшка дмитрий смирнов

Жизнь – это самое ценное, что даровал человеку Бог. Одни люди ценят и берегут свою жизнь, другие же расстаются с ней по собственной воле. Это ложится тяжким бременем на родственников, потому что некоторые берут часть вины на себя, что недосмотрели родного человека и не смогли уберечь.

По словам священника, во всех религиях самоубийство считается одним из самых великих грехов, а по христианским канонам самоубийц не только нельзя отпевать в церкви и хоронить на освященной земле, но также нельзя заказывать за них поминальные молебны в храмах. Почему это так?

Важно

Однажды священник во время проповеди сказал, что Божьим даром – жизнью – мы не вправе распоряжаться так, как нам хочется. Прибегнуть к самоубийству – это все равно, что бросить в лицо Господу данный им подарок.

По словам отца Алексея, самоубийство по церковным канонам приравнивается к убийству. Разница лишь в том, что убийца лишает жизни другого человека, а самоубийца посягает на собственное существование.

Суицид является даже более тяжким грехом, поскольку раскаяться в убийстве еще возможно при жизни и у человека есть надежда на спасение души. В случае же с самоубийством человек уходит в мир иной с тяжестью неисповеданного и непрощенного греха.

Но ведь в этом случае усопшему обязательно нужна молитва, считают родственники умершего. Однако ни один священник не согласится отслужить панихиду по великому грешнику.

– Отец Алексей, почему же нельзя отпевать таких покойных?
– Да, самоубийц отпевать нельзя. И это не прихоть священнослужителя, а прописанные каноны. Раньше вообще таких людей даже не хоронили на кладбище.

На Столинщине это правило действует до сих пор. У нас ввести этот запрет и не позволить хоронить самоубийц на территории кладбища мы не можем, потому что кладбище находится в ведении государства, а не церкви.

Мы вправе распоряжаться лишь освященными кладбищами, а таковое осталось только в деревне Любашево. Да и как ни молись за самоубийцу, Царства Божиего он не унаследует. Эти люди сами лишили себя последней возможности спасения.

Почему мы должны молиться за него? Пусть родственники молятся за него сами: личная молитва допускается, можно и свечу за него в церкви ставить.

– Получается, что отпеть самоубийцу греховно для священника?
– Священник обязан посмотреть свидетельство о смерти. Если он не сделал этого по собственной лени и отпел самоубийцу, то это его грех. Совсем другое дело, если он не знал, от чего умер человек или его попросту обманули.

Со мной такое тоже случалось. Однажды на Витебщине я приехал отпевать покойного и буквально у самой двери, узнав, что он самоубийца, отказался делать это. Здесь, в Ганцевичах, я тоже отпел человека, который совершил суицид, но я не знал об этом.

Совет

Меня, можно сказать, обманули, но это не мой грех, а того, кто скрыл факт, что усопший наложил на себя руки.

– А есть ли какие-то исключения?
– Исключения есть, даже несмотря на то, что эта традиция сложилась еще в русской православной церкви. Мы ссылаемся также на 14-е правило Тимофея Александрийского, которое говорит, что отпевать самоубийц нельзя.

Но исключением является тот покойный, который покончил с собой, будучи душевно больным или если его вынудили, подтолкнули к этому поступку. Я знаю примеры, когда священники отпевали самоубийц.

Например, был случай, когда молоденькая 16-летняя девочка совершила самоубийство, попав в такую субкультуру, как готы, получила внушение и психологическую обработку. Поэтому ее отпевать разрешили.

Был у меня случай, когда тоже пришлось отпевать покойника-висельника. Он был пожарным. Сутки был на смене, а вернувшись домой, стал свидетелем измены супруги. Он не находил себе места, не спал. Ему казалось, что он сходит с ума.

Пошел к врачу, но тот не смог или не захотел ему помочь. Вернувшись домой ни с чем, мужчина, не выдержав предательства и позора, на вторые сутки повесился.

Его позволили отпевать, потому что этот человек хотел выйти из этого состояния, искал помощи, но не нашел её и, оказавшись наедине со своей бедой, совершил этот тяжкий грех.

– В чем родственникам искать надежду на утешение, если им не дали разрешение на церковное поминовение?
– Родственникам нужно молиться. Никто запретить этого не может, можно и свечу в храме поставить. Я не ставлю знак равенства между церковным богослужением и личной молитвой. Но не нужно перекладывать все на священника, тем самым решив проблему.

– Если умерший при жизни никогда не исповедовался, не причащался, не постился, будет ли ему польза от того, что после смерти к нему приведут священника? С какими чувствами вы идете к такому усопшему?
– В Гродненской епархии когда-то был случай, когда священник отказался отпевать усопшего, потому что этот человек ничего для церкви не сделал, никогда не ходил причащаться и исповедоваться. Священника не наказали за это. Я все чаще прихожу к выводу, что, может, он и прав. Когда я прихожу к усопшему, а в соседней комнате жарятся котлеты, воняет сало, и я вижу людей, которым на все наплевать, а делают они это только потому, что нужно и так делают все, то какие у меня могут быть чувства? Почему я должен говорить, что мне этого человека жаль и я его люблю? Да не жаль мне его. Тех денег, которые платят за отпевание, еще и мало за то, что мы приходим в такой дом. Есть масса примеров, когда мы отпеваем людей, лишь формально бывших христианами, умерших своей естественной смертью, но бывших при жизни богохульниками, безбожниками. Их моральная и нравственная жизнь под большим вопросом. Но ведь молитва об упокоении нужна и душе человека, покончившего с собой, и его родственникам. Молитва способна поддержать, способна предотвратить другие самоубийства. Она способна исцелить душу этих людей, побудить их переосмыслить свою жизнь. Поэтому я считаю, что польза есть. Может кто-то задумается и пойдет после моей проповеди в церковь.

– Всегда ли вы ездите на кладбище?
– Ответ очевиден из предыдущего моего высказывания. Я еду, если просят. Но есть та категория усопших, на могилы к которым я еду даже без просьбы – это те, кого я сам причащал.

– Что делать родным и близким без вести пропавшего, если неизвестно, жив он или нет?
– В этом случае нужно молиться, как за живого.

Ну, а если есть предположение, что человека уже нет в живых, то можно заказать заочное отпевание. В том, что его отпели, нет ничего страшного, даже если вдруг окажется, что он жив.

Главное, что вы пошли за него молиться. Господь видел самый главный ваш призыв.

– Часто на дорогах в местах аварий со смертельным исходом люди ставят памятники и возлагают цветы.

Правильно ли это?
– Пусть устанавливают, как напоминание, как память о человеке, который жил, творил, растил детей. Может, кто-то из прохожих или проезжих остановится у креста да помолится за погибшего.

Я в этом вижу и другую пользу: едет человек, увидит обозначенное место – может, осторожнее сам будет на дороге.

Справка «ГЧ»
Согласно статистическим данным Ганцевичской ЦРБ, в прошлом году было зарегистрировано 12 суицидов. За I полугодие 2013 года 5 случаев, за аналогичный период 2014 года 6 случаев.

Источник: http://ganc-chas.by/by/page/society/5024/

Что будет, если провести отпевание самоубийцы?

Что будет, если провести отпевание самоубийцы?

  • Собственно ни чего не случится — неведение ни есть грех, и на тех кто совершил недозволенный обряд греха не будет. А самоубийце тоже ни чего не будет, он себе вс выбрал и вс зделал, он отрекся от жизни и отрекся от Бога и свобода воли — образ Божий сделал его решение окончательным и неоспоримым — только в ад, без вариантов.
  • Да откуда вы знаете в ад или не в ад??? У меня брат повесился, его вынудили. Что нам делать теперь? Как дальше жить? Хочется только плакать и кричать во все горло. Да только потом понимаешь — толку от это не будет…
  • Тут уже дали прекрасные ответы, но я хочу посмотреть на проблему немного с другой стороны.Душа человека создана Богом, она совершенна — Бог плохого не делает. Но так как человеку дана свобода, то он может ослушаться своего Творца и совершить плохой поступок, например, самоубийство. Естественно, что люди, том числе — церковь, отрицательно к этому относятся. Но это не уменьшает любви Господа к Своим созданиям. И когда возвращается душа к Господу, встает перед Ним, лишь Он знает, как поступить с ней. Поэтому отпевание, сделанное по ошибке, никакого вреда душе нанести не может. Но молитвы человеческие за такого человека, особенно — молитвы праведников, могут повлиять на решение Всевышнего.В Иерусалиме есть монастырь Онуфрия Великого, расположенный на участке земли, купленном на те деньги, что Иуда получил за Иисуса. Участок считался проклятым, поэтому на нем ничего не было. Но услышав молитву святого Онуфрия за Иуду, Господь приказал ему построить монастырь на этом участке, что и было сделано.

В этом монастыре и поныне святые отцы совершают отпевание самоубийц, что не стали бы, конечно, делать, если бы это наносило вред их несчастным душам.

  • Я приведу пример из личной жизни.У нас в деревне по маминой линии жил парень,про таких говорят первый парень на деревне и за хозяйством смотрел,и родителям помогал и на баяне играл,а уж лошади его как любили!Всем хорош был.

    Закончил 10 летку,отслужил в Армии,приехал на родину к своим родителям,пошл в школу милиции(тогда ещ милиция была и распада СССР не было)Женился,родили дочь и через какое то время узнаю,что он застрелился у себя в доме.Я в шоке,да и вся деревня в шоке была на тот момент ему было 25 лет.Какая причина говорить не буду не по теме.

    Родители к батюшке можно ли отпеть самоубийцу,на что батюшка дал добро,и за изгородь кладбища его не похоронили (как делают это с давних времн)похоронили рядом с бабушкой и его дедом.

    Возможно сейчас уже и не столь важно где хоронить и дают ли разрешение на отпевание самоубийц,возможно мать обезумевшая от горя чувствуя вину за собой просила батюшку.Но вот первый случай когда самоубийц и отпели и закопали в общее кладбище не за изгородью.

  • Самоубийство — преступление не только против себя, это преступление против Бога.Его совершают от отчаяния, а отчаяние от неверия.

    Бог дает человеку жизнь и никогда не дает ношу, которую человек не может понести. Самоубийца отвергает Бога добровольно.

    Чин отпевания создан для людей, сохранившим верность Богу до конца. Если отпевать самоубийцу, получается ложь перед Богом. Поэтому это неправильно. Известно, кто есть отец лжи.

    Дело не в жестокости или немилосердии. Дело в правде или неправде.

    Обратите внимание

    В отпевании просят Бога упокоить умершего со святыми. А самоубийца поступил по примеру Иуды. Поэтому отпевание, скорее всего, ухудшит состояние умершего.

    Впрочем, кто знает. Не нам судить…

  • Если есть хоть малейший повод сомневаться в том что это было самоубийство то как правило отпевание совершается. И вообще строгих запретов на отпевание самоубийств нет. Можно обратится с просьбой к правящему епископу за разрешением отпет самоубийцу, епископ может дать такое разрешение если будет доказано что самоубийство было совершено не по холодному расчту а в порыве душевных страданий.

  • Источник: http://info-4all.ru/drugoe/chto-budet-esli-provesti-otpevanie-samoubijci/

    Почему не отпевают самоубийц? | Милосердие.ru

    Добрый день, уважаемая редакция сайта! У моего мужа 7 лет назад умер отец, самостоятельно лишив себя жизни. Для захоронения отца на территории кладбища муж брал разрешение в местной епархии (мы живем в городе Людиново Калужской области).

    Отпевания и прочих необходимых в этих случаях действий тогда, естественно, не совершалось, но я слышала, что спустя 7 лет можно получить письменное разрешение на поминание усопшего в церковных таинствах.

    Так ли это?

    Я хожу в храм по возможности довольно часто, исповедаюсь и причащаюсь, причащаю ребенка, муж бывает в храме только по необходимости. До нашего брака он храм практически не посещал, после — исповедовался и причащался дважды.

    На вопрос: «Готов ли он ради отца ходить в храм и молиться о его прощении?» ответил утвердительно «Да». Мне кажется, что для нас очень важно не упустить этот момент. Заранее благодарна Вам, с поклоном, Инна.

    Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

    Уважаемая Инна! Впервые слышу, чтобы в наше время для погребения самоубийцы на кладбище требовалось церковное благословение. Может быть, это было церковное кладбище? До революции действительно самоубийц на христианских кладбищах не хоронили. Этим давали людям понять и почувствовать, сколь тяжек грех самоубийства. Но тяжесть греха следует понимать не в юридическом смысле.

    Совершенно неверно думать, что Церковь карает самоубийц за нарушение какого-то особо важного правила. Нет, суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека. Каждый из нас избирает себе место в вечности, избирает всей своей жизнью. Кто-то располагается быть с Богом (и у каждого такое расположение – в своей мере).

    А кто-то располагается не быть с Богом (и это несчастное расположение у одних людей более интенсивно, а у других менее). Когда мы о человеке, который не захотел быть со святыми, просим Бога «Со святыми упокой», мы скорее усугубляем, чем облегчаем его страдания.

    Читайте также:  Двунадесятые праздники православной церкви в календарном порядке, иконы 12 великих христианских праздников, что значит двунадесятые богородичные церковные праздники

    Как это может быть? А вот представьте, что в храме идет Пасхальная заутреня, все христиане радуются, а какого-то человека обманом затащили в храм, у него душа к богослужению не лежит, он рвется на улицу, пусть даже там, на улице, будет ветер и снег, а в храме тепло и светло.

    Важно

    Хорошо ли будет насильно удерживать этого человека, не давать ему выйти из храма или уговаривать архиерея, чтобы он все-таки ввел в храм человека, который стремится из него выйти? Но ведь Царство Небесное – это Храм Божий, в котором вечно идет торжественная служба Богу. Вне Царства Небесного – тьма кромешная, но тот, кто хочет во тьму, должен быть отпущен во тьму.

    Поэтому умышленных самоубийц по церковным правилам не отпевают. Этому есть и канонические основания («Канонические ответы свт. Тимофея Александрийского», 14), такова была и практика Российской Церкви до революции, и этого требовало тогдашнее законодательство. Но к умышленным самоубийцам не относятся те, кто лишили себя жизни в безумии, беспамятстве или по неосторожности.

    Этих людей отпевают и поминают на общих основаниях. Вообще мы любые сомнения должны толковать в данном случае в лучшую сторону. По существующему положению родственники умышленного самоубийцы могут обратиться к правящему архиерею за благословением на заочное отпевание. Никаких сроков тут не установлено. Обычно благословение на заочное отпевание дается.

    Отчасти из сострадания к скорбящим родственникам, из желания доставить им хоть какое-то утешение, а отчасти из сознания, что нам не все открыто.

    Может быть, человек, уже совершив непоправимое действие, все же успел перед смертью покаяться в нем и получить прощение от Бога… Но если близкие люди уверены, что умерший сознательно, а не в болезни и не в аффекте, отверг жизнь, которую Бог даровал ему, чтобы он подготовился к вечности, то пусть они подумают, утешение они ему доставят непрошенным и нежеланным заочным отпеванием или еще большую боль. Это касается, кстати, не только умышленных самоубийц, но и всех, кто решительно при жизни отказывался соединиться с Церковью. Знал я одну семью много лет назад — нескольких братьев и сестер, крещенных в детстве еще до революции. Все были верующие, а одна сестра – рьяная атеистка. Даже говорила, чтобы ее рядом с верующими родственниками не хоронили. Перед смертью она долго болела, дочь предлагала пригласить священника, чтобы исповедаться и причаститься хотя бы перед смертью. Она твердо отказалась и попросила положить ей в гроб под подушку партбилет. Так и сделали. А отпевать и поминать в Церкви не стали, хотя среди знакомых были и вполне церковные люди. Потому что духовное насилие не свойственно Православному христианству. Церковное поминовение на литургии, на молебне, на панихиде – это внутренняя жизнь Тела Христова, и участвовать в жизни этого Богочеловеческого организма могут только члены Церкви. Но это отнюдь не означает, что православному христианину нельзя лично молиться Богу о своих близких, живых и усопших, даже если они вне Церкви. О живых молимся, чтобы Господь призвал их к покаянию, даровал им истинную веру, соединил их Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви. Об умерших вне Церкви (к ним относятся и умышленные самоубийцы) молимся, чтобы Господь, насколько возможно, облегчил их вечную участь. Относительно воцерковления вашего мужа. Призывает человека ко спасению Бог. Наши ухищрения и заманивания сами по себе пользы не приносят. А насколько нам удается, бывает, человека своими силами к чему-то доброму привлечь, настолько потом бывает отступление. С другой стороны, пути Господни неисповедимы. Бывали случаи в истории Церкви, когда человека обрекали на пожизненное одиночное заключение, а оно становилось для страдальца затвором, в котором он достигал высоких степеней христианского совершенства.

    Кто знает? Может быть, вы так помучаете-помучаете своего супруга какое-то время, а он, несмотря на все ваши усилия, все равно обратится к Богу. А может и не обратиться.

    Так что поступайте, как считаете полезным для него и для вас, только не надейтесь на свои усилия и, тем более, методы. Чем больше будете надеяться на себя, тем меньше будет пользы от ваших методов.

    А чем больше будете полагаться на Бога, тем больше будете ему молиться и тем больше будете видеть силу и милость Божью.

    Источник: https://miloserdie.ru/article/pochemu-ne-otpevayut-samoubijc/

    Ответы@Mail.Ru: Отпевание самоубийц

    По Уставу Церкви нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры (еретиков) , которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой, или, считаясь православными, увлеклись восточными религиями.

    Раньше таких людей отлучали от Церкви (провозглашали анафему) — ныне такое делается очень редко, но эти люди отлучили себя от Церкви сами. Церковь молится лишь за тех, кто признает Православную Церковь за Церковь истинную. Не совершается церковное отпевание самоубийц.

    Наша Церковь отказывает в этом даже людям, покушавшимся на жизнь или имущество ближних и умерших от ран и увечий, полученных в результате отпора. Отпеваются в этом случае только воины, погибшие на поле брани. Их послали защищать свое Отечество и они погибли мученической смертью, выполнив свой воинский долг.

    Совет

    Суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека. Каждый из нас избирает себе место в вечности, избирает всей своей жизнью. Кто-то располагается быть с Богом (и у каждого такое расположение – в своей мере) .

    А кто-то располагается не быть с Богом (и это несчастное расположение у одних людей более интенсивно, а у других менее) . Когда мы о человеке, который не захотел быть со святыми, просим Бога «Со святыми упокой» , мы скорее усугубляем, чем облегчаем его страдания.

    Как это может быть? А вот представьте, что в храме идет Пасхальная заутреня, все христиане радуются, а какого-то человека обманом затащили в храм, у него душа к богослужению не лежит, он рвется на улицу, пусть даже там, на улице, будет ветер и снег, а в храме тепло и светло.

    Важно

    Хорошо ли будет насильно удерживать этого человека, не давать ему выйти из храма или уговаривать архиерея, чтобы он все-таки ввел в храм человека, который стремится из него выйти? Но ведь Царство Небесное – это Храм Божий, в котором вечно идет торжественная служба Богу. Вне Царства Небесного – тьма кромешная, но тот, кто хочет во тьму, должен быть отпущен во тьму.

    Поэтому умышленных самоубийц по церковным правилам не отпевают. Этому есть и канонические основания («Канонические ответы свт. Тимофея Александрийского» , 14), Но к умышленным самоубийцам не относятся те, кто лишили себя жизни в безумии, беспамятстве или по неосторожности. Этих людей отпевают и поминают на общих основаниях.

    Вообще мы любые сомнения должны толковать в данном случае в лучшую сторону. По существующему положению родственники умышленного самоубийцы могут обратиться к правящему архиерею за благословением на заочное отпевание. Никаких сроков тут не установлено. Обычно благословение на заочное отпевание дается.

    Отчасти из сострадания к скорбящим родственникам, из желания доставить им хоть какое-то утешение, а отчасти из сознания, что нам не все открыто. Может быть, человек, уже совершив непоправимое действие, все же успел перед смертью покаяться в нем и получить прощение от Бога… Но если близкие люди уверены, что умерший сознательно, а не в болезни и не в аффекте, отверг жизнь, которую Бог даровал ему, чтобы он подготовился к вечности, то пусть они подумают, утешение они ему доставят непрошенным и нежеланным заочным отпеванием или еще большую боль. Это касается, кстати, не только умышленных самоубийц, но и всех, кто решительно при жизни отказывался соединиться с Церковью.

    Если человек был признан психически больным, невменяемым в момент совершения самоубийства -тогда Церковь может совершить отпевание. Об этом нужно обязательно разговаривать со священником.

    Обратите внимание

    В правилах церковных говорится о том, что если его родственники и будут уверять священника, что он поднял на себя руки в сумасшествии: священник должен «со всяким тщанием испытывати», справедливо ли это уверение. Иначе священник сам подпадает осуждению. Об актрисе Екатерине Федоровне Савиновой. У неё начались серьёзные проблемы со здоровьем когда она подхватила инфекцию (бруцеллёз) .

    Из-за несвоевременного лечения болезнь дала осложнение на головной мозг, что привело к развитию у актрисы шизофрении. В общем об её болезни было известно, так как она часто лечилась в больницах.

    не надоело вам про смерть перетирать в голове своей.. . может лучше вышиванием займетесь или макрамэ

    Что такое отпевание? Не поняв этого действия вряд ли что то можно разрешить. Очищение ли это? Тогда зачем святая вода. Освящение ли это? Тогда зачем Слово Божие и вера при жизни. Путь в рай? Тогда зачем дела праведности и веры. А так на похоронах поют для утешения и назидания живых. А мертвому разве уже нужны наши песни.

    Во время войны тысячи и тысячи моряков утонули и миллионы пропали без вести. Их надо было отпеть или не надо?. Закон это или заповедь отпевать. В Библии этого нет. Это чисто человеческое . Значит и голову ломать не надо что нужно делать. Похоронить как положено и все. Написано: не судите прежде времени пока не придет Господь и осветит скрытое во мраке.

    Тогда только известны будут мотивы. Насколько он дорог тебе настолько и воздаешь честь.

    Самоубийца — это то кто своей греховной, безбожной и неправедной жизнью довел себя до ситуации, склоняющей его к самоубийству. И даже если он был психически не здоров. Таких не то что отпевать нельзя, но и даже молиться за них в церкви, и хоронить их на общем кладбище.

    Мы им можем помочь теперь только своей усердной домашней молитвой… . Уважаемая Лена, исключения действительно есть.. . Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете.

    Важно

    В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека.

    Практически всегда такое благословение дается… . Понимаю вас и желаю удачи)

    Елена, вы задали этот вопрос не совсем по адресу. Задайте его на этом http://azbyka.ru/ православном ресурсе — и вам грамотно ответит священник (там внизу указаны ссылки на сайты нескольких грамотных, известных священнослужителей) . А вот это православный форум: http://azbyka.ru/forum/

    судя по ответам, жестокая это религия. Человек и так мучился и страдал — никто не кончает жизнь самоубийством от хорошей жизни, а его даже хоронить по-человечески потом отказываются — на общем кладбище.

    И молиться за него в церкви нельзя. Ну, спасибо, дорогая вера. И правильно, что мне с вами, верующие, не по пути. Нет в вас никакого милосердия, одни слова напыщенные.

    Иначе вы были бы милосердны к умершему и его родственникам. А вы жестоки.

    На суицид человек идет, только испытывая крайнее психическое напряжение или в случае болезни. Для того чтобы победить инстинкт «воли к жизни» должен быть сильный аффект. То, что нельзя отпевать таких людей, поповские бредни. Найдите мне место в Евангелии где Христос говорит об этом?!

    Отпевать нельзя. Но молиться можно и нужно.

    Нет … Самоубийство святыми отцами приравнивается к убийству. Поэтому на покусившихся на самоубийство, но оставшихся в живых налагается епитимья, как на убийцу. * Имейте мужество жить.

    Умереть-то любой может Роберт Коди * Все можно пережить, кроме смерти Оскар Уайльд * Самоубийца: человек, погибший при попытке бегства от себя самого Веслав Брудзиньский …В спокойном состоянии подумай, в какое омрачение души нужно придти, чтобы из-за малой скорби перейти в вечную, ужаснейшую муку.

    Как бы ни было здесь тяжело, хотя бы мы жили на земле тысячи лет в тяжких страданиях — всё же им будет конец. А в аду нет конца мукам.

    Совет

    Игумен Никон (Воробьев) Много преступлении совершают в своей жизни люди, но из всех этих преступлений едва ли не самое страшное, едва ли не самое тяжелое, это — намеренное лишение себя жизни или самоубийство. Самоубийство происходит по разным причинам.

    Иной, например, по какому-то случаю лишился всего своего имущества или потерял большую сумму денег. Тяжело стало у него на душе от большой утраты, отчаяние овладело им, он не вынес душевной тяжести и повесился. Иной тайно сделал какое-либо позорное дело. Оно обнаружилось и все начали издеваться над ним. http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti/samoubiistvo/Greh_1g-all.shtml

    Если была попытка суицида, то это где-то зафиксировано. Вызывали «скорую» которая отвозила такого человека в больницу в отделение психосоматики. Там и берется справка, что человек страдал психическим расстройством.

    С этой справкой идете к священнику и с ним уже все обговариваете. ( мои знакомые так делали, а им так посоветовал священник,) Еще в Москве есть храм, посв. муч Уару, к которому обращаются с молитвой о самоубийце.

    Там и совершаются поминальные службы о таких несчастных.

    мой сын он никого не убил а только себя самого ему было 21 прости его господь и люди

    Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/31344044

    Ссылка на основную публикацию