Св. царь и пророк Давид (X в. до Рождества Христова);
Святой пророк Давид был младшим из восьми сыновей старейшины города Вифлеема Иессея, потомка Иуды, которому его отец Иаков обещал управление еврейским народом до пришествия Христа Спасителя.
Будучи в неведении о своем будущем высоком назначении Давид смиренно проводил свое детство, пася овец своего отца. Наделенный прекрасной внешностью, юноша отличался необычайной физической силой, храбростью, ловкостью. Без оружия он справлялся с хищными зверями, похищавшими овец.
Над израильтянами в это время царствовал Саул, который уже был предупрежден пророком Самуилом, что за недостойное царствование Бог отнимет у него царство Израильское и отдаст его ближнему его, лучшему его (1 Цар. 15, 28).
Господь возлюбил юного Давида за кротость. По велению Божиему в Вифлеем пришел пророк Самуил, взял рог с елеем и помазал святого Давида. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после… А от Саула отступил Дух Господень, и возмущался его злой дух от Господа (1 Цар. 16, 13, 14). Пророк Самуил ушел в город Раму, а будущий царь Давид возвратился к овцам своим.
Святой Давид отличался послушанием и кротостью, не любил праздности: в свободное от работы время играл на псалтири [1], слагая под ее звуки славословия Богу. Со временем он достиг такого мастерства в музыке, что стал известен даже в столице.
Царь Саул в это время страдал припадками жестокой тоски и мучил всех окружающих своей раздражительностью. Слуги Саула пригласили святого Давида во дворец, чтобы тот игрой на гуслях облегчал царю его припадки.
Вскоре началась война с филистимлянами. 40 дней великан Голиаф, облаченный в медные доспехи, вызывал на поединок воина из израильтян, но никто не решался сразиться с исполином. Голиаф насмехался над оробевшими израильтянами. Возмущенный высокомерием филистимлянина, святой Давид отказался от воинского снаряжения, взял пастушеский посох, пращу и сумку с пятью камнями и вышел на единоборство.
На насмешки Голиафа юноша отвечал: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских…» Вера святого Давида в помощь Божию принесла ему победу, решившую исход войны. Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклЯт мя идолы своими. Аз же, истОргну меч от него, обезглавих его и отъях поношение от сынОв Израилевых (Пс. 150).
Саул приблизил к себе святого Давида и сделал начальником всех войск. Израильские женщины встречали их после победы с песнями и плясками: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» Зависть и ненависть овладели Саулом.
Слушая музыку, он дважды бросал в святого Давида копье, чтобы пригвоздить его к стене, но тот уклонялся. Чтобы погубить юношу, он посылал святого Давида в самые опасные сражения против филистимлян, обещая в случае успеха в войне выдать за него свою старшую дочь Мерову.
Нарушив обещание, царь вынужден был через некоторое время отдать за Давида другую дочь, Мелоху.
Но преследования не прекращались. Начались странствования святого Давида. Он покинул родину. Но когда он пришел в страну Гефскую, где правил Анхус, то также подвергся большой опасности, потому что слуги царя узнали его. Притворившись безумным, Давид ввел в заблуждение Анхуса и тот прогнал его.
Святой Давид укрылся в пещеру Адолламскую, недалеко от Вифлеема, где мог рассчитывать на безопасность от преследований Саула и, преисполненный благодарности к Богу за свое избавление, радостно воспевал хвалу своему Избавителю.
Сюда, в Адолламскую пещеру, собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек (1 Цар. 22, 2).
Дважды святой Давид имел возможность убить царя, преследовавшего его, но только взял копье и отрезал край одежды его. Он старался убедить Саула, что в душе его нет злого умысла и коварства против помазанника Божия. Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя избави мя (Пс.
58, 2), — взывал пророк. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой (Пс. 41 ,12).
Между тем, опять началась война между Израильтянами и Филистимлянами. Филистимляне обратили в бегство израильское войско и убили царя и трех его сыновей.
Оплакав царя Саула и погибших вместе с ним, Давид, по внушению Божиему, отправился в город Хеврон, где был помазан на царство над одним коленом Иудиным. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея.
Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя, желая угодить Давиду. Однако они ошиблись в своем расчете, святой Давид был возмущен их злодеянием и приказал казнить изменников.
После смерти Иевосфея святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. Было ему тогда 30 лет. Через 5 лет столицей Израильского государства стал Иерусалим (город мира).
Святой Давид перенес туда Ковчег Завета, установил торжественное Богослужение, в котором участвовали певцы и музыканты, и хотел построить величественный храм.
Но Господь через пророка Нафана объявил святому, что это сделает его сын Соломон, так как святой Давид пролил много крови.
Благословляемый Богом, святой царь Давид преуспевал во всех делах. Он счастливо вел войны с врагами. Все добытое у побежденных народов посвящал Богу, заготовляя материал для постройки храма. Он не превозносился среди благоденствия, творил суд и правду над своим народом и не охладел в сочувствии к людям.
Не навсегда, однако же, сохранил свое спокойствие царь Давид, живя благочестиво и пользуясь всеми внешними благами. Грех вселился в его душу.
Однажды царь, увлекшись красотой женщины по имени Версавия, жены Урии Хеттеянина, бывшего тогда на войне, которую вели Израильтяне с Аммонитянами, приказал послать ее мужа в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии.
Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей… (Пс. 50, 1). Господь простил раскаявшегося царя, но в искупления вины бедствия не отходили от него.
Сначала умер новорожденный (от Вирсавии) сын царя. Другой сын царя, Авессалом, убил своего брата Амона после чего ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться. По возвращении в Иерусалим Авессалом восстал против отца. Царю пришлось бежать с оставшимися верными ему слугами и скрываться от сына.
Все скорби и испытания святой царь Давид принимал со смирением как воздаяния за свои согрешения. После подавления восстания и гибели Авессалома израильский народ сам вернул Давида на царство. Тогда прекратились преследования Давида его врагами, но не был он избавлен от бедствий в остальные годы своей жизни.
Три года подряд в Израильской земле был голод, потом снова началась война с филистимлянами. После успешного окончания войны страну посетила моровая язва, истребившая до 70000 человек. Во время этой напасти царь Давид снова высказал любовь свою к израильтянам и глубокое смирение, прося Бога, чтобы «лучше рука Божия обратилась на него и на дом отца его, чем на неповинный народ».
«И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение израильтян».
Перед смертью, будучи одряхлевшим и немощным святой царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына от Вирсавии Соломона.
Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать строительству.
Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова, процарствовав 40 лет, и погребен был в Иерусалиме.
Святой пророк и псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом. Царь и полководец, обремененный заботами по управлению государством, он возносил свои молитвы даже ночью. Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь, которую святой Василий Великий называет врачебницей душ.
Блаженный Августин пишет, что «пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым». В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть.
Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих.
Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю и всей земной жизни Господа Иисуса Христа, Спасителя, о Его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой Деве Марии — Матери Божией.
Источник: http://podolsk-sobor.ru/content/sv-car-i-prorok-david-x-v-do-rozhdestva-hristova
Библейская история Ветхого Завета -17. Царствование Давида
После смерти царя Саула царем еврейским стал Давид. Давид был самый лучший из всех царей еврейских. Он непоколебимо веровал в Бога истинного и старался исполнять Его волю.
Он очень много перенес преследований от Саула и других врагов, но не озлоблялся, не поднял руки на Саула, как на помазанника Божия, а всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов.
Давид был кроток и благочестив.
Но случалось Давиду впадать и в великие грехи. Тогда он до глубины сердца раскаивался в них, слезами омывал ночами ложе свое, и после становился еще лучше и еще больше любил Бога.
Однажды под вечер царь Давид прогуливался на кровле (на крыше) царского дома и увидел очень красивую молодую женщину. Давид захотел взять ее себе в жены. Он узнал, что эту женщину зовут Вирсавия и она жена Урии Хеттеянина. Урия же в это время был на войне с аммонитянами.
У Давида появилось сильное желание, чтобы Урия умер. Этого злого, греховного желания царь не победил в себе и приказал начальнику войска поставить Урию во время сражения так, чтобы его убили. Желание Давида было исполнено. Вирсавия, узнав о смерти мужа, плакала о нем.
Когда кончилось время плача Вирсавии, царь Давид послал за ней и взял ее в дом свой, и стала она его женой. Так царь Давид совершил большое зло, двойной грех, пред очами Божиими. Скоро у Вирсавии родился сын, а Давид и не замечал, что он совершил великий грех перед Богом.
Тогда, по повелению Божию, пришел к царю Давиду пророк Нафан и сказал: «В одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный.
У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой и растил ее вместе со своими детьми; она ела, пила, спала вместе с ним и была для него как дочь.
Но пришел к богатому человеку странник. Чтобы угостить его, богатый пожалел своих овец и волов, а взял овечку у бедняка и заколол ее для своего гостя».
Царь Давид сильно разгневался на такого человека и сказал Нафану: «Жив Господь (то есть клянусь Богом), человек, сделавший это, достоин смерти, а за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это и не имел сострадания».
Тогда Нафан сказал Давиду: «Этот человек – ты. Так говорит Господь Бог: Я помазал тебя в цари над Израилем, Я избавил тебя от руки Саула, зачем же ты пренебрег слово Господа? Жену Урии ты взял себе, а его ты убил мечем аммонитян. За это меч не отступит от дома твоего. Я воздвигну на тебя зло из дома твоего».
И сказал Давид Нафану: «Согрешил я перед Господом». Нафан ответил ему: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь, но умрет родившийся у тебя сын». И пошел пророк Нафан в дом свой. Давид понял, как зло поступил он и глубоко покаялся. Он со слезами молился Богу, постился, лежа на земле. На седьмой день ребенок умер.
Велик был грех Давида, но велико было и раскаяние его. И Бог простил его.
За время своего покаяния, царь Давид написал покаянную молитву – песнь (50-й Псалом), которая является образцом покаяния и начинается такими словами: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой Меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня…».
За великую веру, кротость и послушание царя Давида, Господь благословил его царствование и помогал ему во всем. Он успешно вел войны с соседними народами. Давид завоевал город Иерусалим и сделал его столицей еврейского царства.
Вместо обветшавшей Моисеевой скинии, он поставил в Иерусалиме новую скинию и торжественно перенес в нее Ковчег Завета.
Давиду хотелось построить и храм, но Господь сказал: «Ты не построишь храма, потому что много воевал и пролил много крови; построит его сын твой, который будет царем после тебя».
Но в то же время Господь возвестил Давиду: «Престол твой устоит во веки». Это значило, что от его потомства произойдет Спаситель мира – Христос, Который будет царствовать во веки. А из Евангелия известно, что Иисуса Христа называли сыном Давидовым.
Давид написал много священных песней, или псалмов, которые он воспевал молясь Богу. Пение псалмов он сопровождал игрой на псалтири, гуслях или других музыкальных инструментах.
В этих песнях – молитвах Давид взывал к Богу, каялся в своих грехах пред Ним, воспевал величие Божие и предсказывал пришествие Христово и страдания, которые будет терпеть Христос за всех людей.
Поэтому святая Церковь называет царя Давида псалмопевцем и пророком.
Псалмы Давидовы часто читаются и поются в церкви при богослужении. Священная книга, в которой находятся все эти псалмы, или песни, называется псалтирью (по названию музыкального инструмента, на котором исполнялись псалмы). Многие христианские молитвы составлены словами из псалмов этой книги.
Давид царствовал сорок лет и умер в глубокой старости. Он еще при жизни своей назначил себе наследником сына своего Соломона. Первосвященник Садок и пророк Божий Нафан помазали его на царство. Перед смертью Давид завещал Соломону, чтобы он обязательно построил храм Божий.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. 2Цар., 1Парал.
Источник: http://dvseminary.ru/entrants/training-manual/old-testament/27580/
Могила царя Давида и гора Сион
Традиция связывает могилу Давида с горой Сион. Сион – часть легендарного города Давида, однако точное место захоронения царя Давида неизвестно.
Скорее всего Давида похоронили недалеко от города, который он основал, т.е. в районе нынешней деревни Силуан, к югу от стен современного старого города.
Где находится Сионская гора ?
Древнейший Сион был разрушен и забыт еще в глубокой древности, но всегда оставался для евреев символом и синонимом Иерусалима. Современная Сионская гора – это часть Верхнего города времен царя Ирода и Иисуса.
В более древние времена этот район называли Западная горка и находился от за пределами города царя Давида между долинами ручьев Хагай и Гехином, напротив Храмовой горы. После разрушения Иерусалима и еврейского Храма римлянами в 70 г. н.э., после восстания Бар Кохбы, к середине 2 века нашей эры иудейский Иерусалим и Сион перестали существовать.
Над руинами Иерусалима римляне построили новый город – Элия Капитолина. Примерно через 200 лет в городе появились первые христианские постройки и были определены святые евангельские места, связанные с пребыванием Иисуса Христа в Иерусалиме. В это время появляется традиция нового Сиона.
Сионской горой назвали теперь тот район города, в котором проживали христиане – склон горы вокруг храма Гроба Господня и южнее до долины ручья Гехином. Сегодня, Сионской горой мы называем только участок не включенный турками в 16 веке в пределы городских стен.
И самое известное и посещаемое место на Сионской горе – могила царя Давида с горницей тайной вечери над ней.
Еврейское паломничесто к святым местам и могила царя Давида
Похоронен ли там Давид? – скорее всего нет. Когда появилась традиция? – после окончания крестовых походах, при мамлюкских мусульманских правителях Иерусалима в 14 веке.
Многие легендарные герои еврейской библии и евангелия почитаются мусульмана, среди них: Авраам ( Ибрагим ), Моисей ( Муса ), Давид ( Дауд ), Соломон ( Сулейман ), Иисус ( Иса ), Мария ( Мириам ).
Могила Давида, отмеченная большим каменным саркофагом ( на иврите такие сооружения называют – мацева ) была устроена в нижнем этаже возведенной здесь в 14 -15 веках мечети. Это было в духе времени.
Подобные сооружения тех времен дошли до нас – Нэби Мусса – могила Моисея в Иудейской пустыне к востоку от Иерусалима, Нэби Самуил – могила пророка Самуила в Иудейских горах к западу от Иерусалима. После изгнания крестоносцев, это были знаковые постройки мамелюков на Святой земле. В это же историческое время, рядом с Сионской горой и могилой Давида, стараниями знаменитого раввина Моше бен Нахмана ( Рамбан ) в Иерусалиме появляется еврейский квартал, который находится на этом месте по сей день.
Посещали ли евреи, жившие под властью мусульман, а с 1921 года – под властью англичан могилу Давида? – да, но главными местами, где веками молились евреи были стена Плача, могилы Праотцов в Хевроне, могила Рахели в Вифлееме, могила Йосефа в Шхеме. В эти места устремлялись еврейские паломники со всего света. Эти могилы имеют многотысячелетнюю паломническую традицию.
Могила царя Давида после войны за независимость 1947-1949 гг
В ходе войны за Независимость 1947 – 1949 гг., евреи были изгнаны из всех святых мест, которые мы упоминали, кроме могилы Давида на Сионской горе.
Соглашениями 1949 года между Израилем и Иорданией Сионская гора была определена как ” незаселенная ничейная территория”, в любом случае там были арабские мусульманские владельцы могилы Давида – семья Даджани, соседи: монахи-францисканцы и немецкие монахи аббатства Дормицион, и точно было небезопасно.
Напомним, весь старый город, включая еврейский квартал и стену Плача, был занят Иорданией. В 1950-е годы мэрия еврейской части Иерусалима и энтузиасты из министерства по делам религий сделали из могилы Давида – важнейшее еврейского святое место молодого государства.
Здесь устраивали коллективные молитвы и отмечали еврейские праздники, соорудили смотровую площадку, для любителей острых ощущений, с видом на старый город и стену Плача, Храмовую и Масличные горы. Посетители рисковали, поднимаясь сюда, попасть под обстрел иорданских снайперов.
Рядом с могилой Давида возникают народный музей иудаики и первый в Израиле музей, посвященный памяти жертв катастрофы в недавней войне.
Над могилой царя Давида, на крыше, в начале 1950-х годов устроили даже импровизированную приемную президента государства Израиль, надпись об этом сохраняется по сей день, несмотря на то, что в последние два десятилетия весь комплекс, включая могилу Давида и горницу тайной вечери, реставрировали снаружи и внутри, готовясь к визитам пап из Ватикана. Однозначно, посещать могилу царя Давида до 1967 года было небезопасно и не совсем законно с точки зрения международного права. Однозначно – для большинства евреев именно в это время был создан культ могилы царя Давида, как святого, как самого святого на то время, еврейского места в Иерусалиме.
Пытались ли в эти годы проверить подлинность могилы Давида? – да. Но попыток провести реальные раскопки не было – может боялись что ничего не найдут, может боялись что найдут не то, может просто следовали религиозному запрету на вскрытие еврейских могил и не хотели тревожить покой еврейского царя, пророка и псалмопевца!
Так выглядели Сионская гора и еврейский квартал старого города накануне шестидневной войны 1967 года. Обратите внимание на разрушенные здания еврейского квартала и полное запустение.
Хорошо видна главная доминанта Сионской горы – церковь Дормицион.
Сегодня
Туристы сегодня охотно посещают могилу Давида. Слушают наши истории. Любуются аляповатым памятником еврейскому царю Давиду, установленным, вопреки еврейской традиции, во дворе. Удивляются туристы. Есть чему.
Царь Давид здесь больше похож на былинного Садко.
Обратите внимание, часть струн на гуслях выломала, разгневанная нарушением запрета создания идолов, местная еврейская учащаяся молодежь ( в народе таких учеников называют ешиботниками – учащиеся йешивы ).
Источник: http://pgtours.ru/legends-of-jerusalem/king-davids-tomb-and-mount-zion/
Царь Давид
Царь Давид — главный автор Псалтыри
Содержание псалмов тесно связано с жизнью праведного царя Давида.
Давид, родившись за тысячу лет до Рождества Христова в Вифлееме, был младшим сыном бедного и многодетного пастуха Иессея. Еще в раннем юношестве, будучи пастухом, Давид начал сочинять вдохновенные молитвы Творцу. Когда посланный Богом пророк Самуил вошел в дом Иессея, чтобы помазать царя для Израиля, то пророк думал помазать одного из старших сыновей.
Но Господь открыл пророку, что младший сын, еще совсем отрок Давид, Им избран для этого высокого служения. Тогда, повинуясь Богу, Самуил возливает на главу младшего сына священный елей, совершая этим помазание на царство. С этого времени Давид становится помазанником Божиим — мессией (еврейское слово “мессия,” по-гречески “Христос,” значит помазанник).
Но не сразу Давид приступает к фактическому царствованию. Ему предстоит еще долгий путь испытаний и несправедливых гонений со стороны правящего тогда царя Саула, возненавидевшего Давида.
Причиной этой ненависти была зависть, так как отрок Давид малым камнем сразил непобедимого до этого филистимского великана Голиафа и этим дал победу еврейскому войску. После этого случая народ говорил: “Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч.
” Только сильная вера в Бога-заступника помогла Давиду перенести все те многочисленные преследования и опасности, которым он подвергался со стороны Саула и его слуг в течение почти пятнадцати лет.
Скитаясь месяцами в дикой и непроходимой пустыне, царь Давид изливал свою скорбь Богу во вдохновенных псалмах (смотри псалмы 7, 12, 13, 16, 17, 21, 39, 51, 53, 56, 58). Победа над Голиафом отображена Давидом в 43-м псалме.
Воцарившись в Иерусалиме после смерти Саула, царь Давид стал самым выдающимся царем, когда-либо правившим Израилем. Он сочетал в себе многие ценные качества хорошего царя: любовь к народу, справедливость, мудрость, мужество и, главное, — крепкую веру в Бога.
Прежде, чем решать какой-либо государственный вопрос, царь Давид всем сердцем взывал к Богу, прося вразумления. Господь во всем помогал Давиду и благословлял его 40-летнее царствование многими успехами.
Управляя царством, Давид заботился о том, чтобы богослужение в скинии проходило благолепно, и для него составлял псалмы, которые часто исполнялись хором в сопровождении музыкальных инструментов.
Нередко сам Давид возглавлял религиозные праздники, принося Богу жертвы за еврейский народ и воспевая псалмы (Смотри его псалмы о перенесении Ковчега: 14 и 23).
Но не избежал Давид и тяжких испытаний. Однажды он соблазнился красотой замужней женщины, Вирсавии. Свой грех царь Давид оплакал в известном 50-м, покаянном псалме. Самой тяжелой скорбью для Давида было военное восстание, возглавляемое против него его родным сыном Авессаломом, мечтавшим преждевременно стать царем.
В этом случае Давид испытал всю горечь черной неблагодарности и измены многих своих подданных. Но, как и раньше при Сауле, вера и упование на Бога помогли Давиду. Авессалом бесславно погиб, хотя Давид всячески старался его спасти. Прочих мятежников он помиловал.
Свои душевные переживания в связи с восстанием Авессалома Давид запечатлел в псалмах: 4, 5, 6, 10, 24, 40-42, 54, 57, 60-63, 83, 140, 142.
Своей поэтической красотой и глубиной религиозного чувства, псалмы Давида вдохновляли на подражание многих последующих составителей псалмов. Поэтому, хотя далеко не все псалмы написаны Давидом, но все же справедливо наименование, которое часто дается книге псалмов: “Псалтырь царя Давида.”
Источник: http://oz-gora.ru/psd
Царь Давид
Царь Давид — второй царь Израиля и одна из самых ярких библейских фигур, его почитают все три монотеистические религии: иудейство, христианство и ислам.
Давид был самым младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема и принадлежал к колену Иуды.
Он был красив, умен, отважен, красноречив, хорошо играл на гуслях. В юношестве он пас стада овец своего отца. Его путь от простого пастуха до второго царя объединенного еврейского государства связан с кровопролитными сражениями, войнами и интригами.
В те времена происходили постоянные войны между соседствующими племенами. Злейшими врагами еврейских племен были филистимляне — сильные и отважные воины.
В одном из таких сражений встретились войско филистимлян и войско иудеев под предводительством первого израильского царя Саула.
Войска расположились на двух холмах, между ними была долина, но евреи не хотели спускаться в долину, так как у филистимлян было бы преимущество за счет колесниц, те же не хотели рисковать в горной местности, где легкое подвижное войско израильтян превосходило их.
Тогда филистимляне выставили своего воина, Голиафа из Гефа, для решающего поединка, что было очень распространено тогда: Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам .
Но никто из израильтян не отважился принять вызов.
Старшие братья Давида служили в армии царя Саула и Давид пришел навестить их. Увидев Голиафа, он вызвался принять бой. Отказавшись от доспехов, так как не был привычен к ним, Давид вышел на бой с одной лишь пращей. Метким броском камня он поразил великана прямо в лоб, а затем отсек голову его же мечем.
Фелистимляне в панике бежали.
Молодой Давид был принят на службу к царю Саулу и очень скоро стал опытным воином. Своей храбростью и отвагой, он заслужил любовь всего народа. Царь Саул отдал Давиду в жены свою дочь Мелхолу (Михаль).
Но вскоре всенародная любовь и популярность Давида вызвали зависть у царя Саула и он стал подозревать, что Давид хочет захватить его престол. Он посылал Давида в самые опасные сражения, надеясь на его смерть, но Давид всегда выходил победителем.
Когда же однажды Саул подослал к нему наемных убийц, Давид, при помощи своей жены Мелхолы, сбежал из дворца и был вынужден скрываться в пещерах.
К нему присоединились многие недовольные царем Саулом и Давид сформировал отряд из 600 человек. Саул преследовал его, но Давиду удавалось ускользнуть от него. Дважды Давид имел возможность убить царя Саула, но оставлял ему жизнь.
Спасаясь от преследований Саула, Давид идет на рискованный шаг — поступает на службу к злейшему врагу израильтян филистимлянскому царю Анхусу.
Анхус, пользуясь древней поговоркой враг моего врага — мой друг , дает Давиду город Циклаг (Секелаг), в надежде, что оттуда Давид со своими воинами будет совершать набеги на израильские племена.
Давид действительно совершает набеги, но не на свой народ, а на южные племена амаликитян, которые не были враждебны филистимлянам. Давид сообщал Анхусу, что разграбляет еврейские поселения, а для того, чтобы ложь не открылась, он безжалостно убивал всех, не оставляя свидетелей.
Отряд Давида действовал по принципу партизанских войн: они стремительно появлялись, нападали на врага и тут же исчезали. Часть добычи он отдает Анхусу, а часть пересылает старейшинам колена Иуды, чтобы расположить их к себе.
Тем временем филистимляне начинают новую войну против израильтян и отряд Давида тоже должен был учавствовать в сражении, но в последний момент военноначальники Анхуса убеждают его, что нельзя полагаться на Давида, так как он один из них и Давид возвращается в Циклаг, не учавствуя в сражении.
Израильтяне были побеждены, погиб и царь Саул со своим старшим сыном Ионафаном, который был другом Давиду и не раз спасал его от преследований отца. Давид горько оплакивает их, он не желал смерти Саулу и неоднократно хотел примириться с ним.
Давид отправляется в Хеврон и колено Иуды провозглашает его своим царем. Царем над другими племенами Израиля стал сын Саула Иевосфей.
Мечтой Давида было объединить все израилевы колена и создать единое государство. Саул тоже пытался это сделать, но смог объединять разрозненные племена только на время войн. В остальное же время племена продолжали враждовать между собой.
В результате заговора был убит Иевосфей и старейшины остальных колен Израиля пришли к Давиду с предложением стать их царем. Давид был помазан на царство.
Проявив блестящую политическую интуицию, царь Давид понял, что Хеврон не может оставаться столицей Израиля, так как принадлежал колену Иуды, и это ущемляет права других колен.
Его выбор остановился на небольшом городе Иевусе, который принадлежал племени евусеев. Как вы понимаете, это был Иерусалим.
Этот город находился на перекрестке дорог, его легко можно было защищать и, самое главное, он не принадлежал ни одному из колен Израиля.
Существует версия, по которой воины царя Давида проникли в город по специальной системе водоснабжения. Позже археологи действительно откопали тоннели, прорытые еще задолго до завоевания Иерусалима Давидом.
Город был назван градом Давида , укреплен и отстроен.
Давид перенес сюда и Ковчег Завета, главную святыню иудеев, сделав таким образом Иерусалим символом единства нации. Позже царь Давид хотел построить Храм в Иерусалиме, но так как за свою жизнь он вел очень много войн, то этой миссии удостоился только его сын Соломон.
Филистимляне, обеспокоенные объединением иудеев, предприняли попытку напасть на Иерусалим, но были разгромлены. Новый царь продолжал расширять и укреплять свое государство. Он покорил моавитян на востоке, захватил царство Эдом на юге, разгромил арамейцев на северо-востоке. Власть царя Давида распространилась далеко за пределы владений колен израелевых.
Давид реорганизовал и укрепил свою армию.
Он создал подразделения наемников (главным образом филистимлян), народное ополчение (каждый боеспособный мужчина мог быть мобилизован в случае необходимости), создал постоянные подразделения со своими командирами, которые могли действовать независимо друг от друга, смотря по ситуации, использовал национальные традиции и навыки разных племен (так воины из колена Беньямина были вооружены луками и пращами, а воины из колена Иссахара были хорошими разведчиками).
Для управления государством царь Давид создал административный аппарат, подчинявшийся непосредственно царю.
На вершине своего могущества царь Давид впал в грех, ставший причиной многих бед, обрушившихся на него.
Как-то он гулял по крыше своего дворца и увидел прекрасную женщину, принимавшую ванну на крыше своего дома. Он послал узнать, кто она. Ему сказали, что это Вирсавия — жена одного из его воинов Урии Хеттеянина.
Давид призвал ее к себе и Вирсавия забеременела от него. Желая скрыть свое отцовство, Давид вызвал Урию домой, надеясь, что отцом ребенка посчитают Урию. Но он отказался войти в свой дом, ссылаясь на то, что когда его воины на полях сражений, он не может спокойно отдыхать дома со своей женой.
Тогда Давид приказал отправить Урию в самое тяжелое сражение, чтобы его убили в бою, что и произошло.
К царю Давиду явился пророк Нафан и рассказал ему притчу: В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему . Давид разгневался и сказал, что этот человек достоин смерти и должен заплатить за то, что сделал. И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек, который сделал это . Нафан сообщил Давиду, что за этот грех ему будет суждено непрерывно вести войны и беда коснется его собственной семьи. Сын, родившийся у Вирсавии, умер, но впоследствии она родила Соломона, который станет третьим царем Израиля. Старший сын царя Давида, Амнон, изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь. Давид ничего не предпринял, но другой его сын, Авессалом, убил Амнона, отомстив за сестру. Позже Авессалом поднял восстание против отца. Давид не хотел наказывать сына и при подавлении восстания просил оставить его живым, но военноначальники не послушали царя и Авессалом тоже был убит. В последние годы жизни царя Давида его третий сын — Адония, решил захватить престол и, обзаведясь союзниками, уже готов был объявить себя царем, но Вирсавия убедила Давида помазать на царство их сына Соломона, и Адония, испугавшись, отказался от своего плана. Несмотря на большое количество жен и наложниц, Вирсавия оставалась любимой женой Давида и, по-видимому, имела на него большое влияние.
Царь Давид правил 40 лет (приблизительно в 1005-965 годах до н.э.).
В Священных Писаниях царь Давид предстает перед нами противоречивой личностью: мудрый полководец, тонкий политик, отважный и жестокий воин, не очень хороший отец и не очень верный муж, создатель прекрасных лирических произведений — псалмов, искренне верующий в Бога, но не лишенный человеческих пороков.
До недавнего времени археологи и историки ставили под сомнение существование царя Давида, как исторической личности — не было найдено никаких доказательств его существования и слишком уж неправдоподобными казались им подвиги и свершения Давида.
Но в 1993 году при раскопках в северном Израиле на месте под названием Тель Дан, был найден фрагмент базальта, встроенный в стену со словами о доме Давида .
Согласно древнему обычаю, широко распространенному на востоке, многие цари ставили памятники своему величию и достижениям.
Эта надпись как раз и свидетельствовала о победе сирийского царя над царями из дома Давида , что служит доказательством существования и самого Давида, так как у мифического царя не могло быть наследников.
Трудности археологических исследований в Иерусалиме заключаются в том, что значительная часть объектов, интересных для археологов, представляет собой святыни различных вероисповеданий, либо находится в непосредственной близости к этим святыням, и раскопки могут задеть религиозные чувства верующих.
Тем не менее в начале нашего века проводятся интенсивные раскопки в Граде Давида, находящегося за стенами Старого города, которые уже дали значительные результаты.
Так был обнаружен фрагмент печати, которой пользовались в период Первого Храма, то есть при царе Соломоне, клад из 250 золотых монет, датируемых 7 веком н.э., статуэтка мужчины-боксера, которую археологи датируют 2-3 веком нашей эры.
Раскопки продолжаются, и нам остается только ждать новых открытий археологов.
Источник: http://threeda.ru/iudaizm/velikie-iudei/tscar-david.html
Давид
ДАВИ́Д (דָּוִד), второй царь Израиля, младший сын землевладельца Ишая (Иессея) из Бет-Лехема. Царствовал 40 лет (по-видимому, в 1004–965 гг. до н. э.
): семь лет и шесть месяцев был царем Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царем Объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).
В историческом сознании еврейского народа Давид — идеальный властитель, из рода которого выйдет Мессия.
В книге Самуила содержатся различные (в определенной мере противоречащие друг другу) версии о том, как Давид стал царем Израиля. Согласно господствующей библейской традиции, сформировавшейся в кругах приверженцев дома Давида, история прихода Давида к власти такова.
Во время царствования Саула пророк Самуил тайно помазал юношу Давида на царство. Давид был принят на царскую службу — согласно одной версии (I Сам. 16:14–23) благодаря искусной игре на арфе, согласно другой (I Сам. 17; 18:2) — после того, как одержал победу в единоборстве с филистимским (см.
Филистимляне) богатырем Голиафом, предопределив тем самым исход сражения в пользу евреев. Подвиги и победы в войнах с филистимлянами принесли Давиду должность военачальника и честь стать зятем царя — мужем дочери Саула Михаль.
Однако всенародная популярность Давида вызвала у Саула зависть и подозрение, что Давид стремится к захвату престола. Саул замыслил убить Давида; заступничество старшего сына Саула, Ионатана, преданного друга Давида, не дало результатов.
Вынужденный бежать и скрываться от преследований, Давид скитался в пограничных районах Иудеи, где к нему стали стекаться «все притесненные… и огорченные душою» (I Сам. 22:2).
Попытка Саула захватить Давида и его отряд заставила Давида искать убежище у соседей — врагов Израиля: с отрядом в 600 воинов он поступил на службу к Ахишу, царю филистимского города Гата. Ахиш пожаловал Давиду город Циклаг, рассчитывая, что Давид будет совершать оттуда набеги на израильские селения; Давид, однако, нападал лишь на враждебных израильтянам кочевников, а из захваченной добычи посылал дары старейшинам Иудеи, стремясь заручиться их поддержкой в борьбе против Саула.
После гибели Саула и трех его сыновей на горе Гилбоа в бою с филистимлянами Давид со своими приверженцами направился в Хеврон, где был провозглашен царем Иудеи. Сделав Хеврон своей столицей, Давид попытался привлечь на свою сторону остальные израильские колена (см.
Колена Израилевы), но потерпел неудачу, так как Авнер спешно провозгласил царем наследника Саула — его сына Иш-Бошета. Давид начал борьбу с династией Саула, по-видимому, не без помощи филистимлян.
После смерти Авнера и Иш-Бошета старейшины Израиля прибыли в Хеврон и предложили Давиду царствовать над всем Израилем, так как Давид, уже успевший проявить себя как талантливый военачальник, оказался единственным вождем, способным объединить народ перед лицом филистимской угрозы.
Приняв власть над Израилем, Давид проявил блестящую политическую интуицию, поняв, что столица царя всего Израиля не может оставаться в Хевроне, одном из городов колена Иехуды.
Поэтому немедленно после своего воцарения Давид завоевал земли иевуситов (небольшой автохтонной народности Ханаана), отделявшие надел колена Иехуды от наделов остальных колен, и сделал город Иевус (впоследствии Иерусалим) столицей Объединенного царства, назвав ее ир Давид (`город Давида`). Объединение всех колен Израиля в единое царство и ликвидация иевуситского анклава в центре страны подрывали филистимскую гегемонию над территорией Ханаана. Войска филистимлян двинулись вглубь страны и захватили Бет-Лехем, однако Давид нанес им два тяжелых поражения в долине Рефаим и оттеснил их к Гезеру; третье сражение произошло уже на территории филистимлян и принесло израильтянам окончательную победу.
После разгрома филистимлян Давид получил возможность вести военные действия против соседей на востоке, за рекой Иордан. Война против моавитян (см. Моав) завершилась их разгромом (II Сам. 8:2). Вслед за этим Давид вступил в борьбу с арамеями за контроль над Заиорданьем и «царской дорогой», связывавшей Сирию и Египет.
Против Давида выступили аммонитяне (см. Аммон), поддерживаемые арамеями. В двух сражениях Давид и его военачальник Иоав разгромили аммонитян и их союзников; царь Аммона стал вассалом Давида.
Победы Давида в Заиорданье остановили военную экспансию арамеев в южной Сирии; власть Давида распространялась теперь далеко за границы территории колен Израиля, — возможно, вплоть до реки Евфрат; Арам-Даммесек был включен в состав царства Давида, а другие арамейские государства оказались в вассальной зависимости от Израиля.
Стремясь обезопасить южную границу царства, Давид начал войну с Эдомом, в результате которой царство Эдома перестало существовать, и там были размещены гарнизоны Давида. Созданию обширного царства, границы которого, согласно библейским источникам (ср. I Ц. 5:1, 4; II Хр.
9:26), достигали Евфрата, способствовал упадок, переживаемый в этот период Египтом, Ассирией и Вавилонией, а также дипломатические действия Давида (союз с новохеттским царством, враждовавшим с арамеями, и с царем финикийского Тира Хирамом, с которым у Израильского царства были общие экономические интересы).
Перед Давидом стояла задача сплочения неустойчивого союза колен Израиля в прочное единство и создание могущественного государства.
Сделав своей столицей Иерусалим, находившийся вне традиционных пределов территории какого-либо из израильских колен, Давид управлял страной при помощи созданного им административного аппарата, непосредственно подчиненного царскому двору и не связанного с какими-либо институциями отдельных колен.
Давид создал регулярное войско (основу которого заложил еще Саул), состоявшее из регулярных подразделений наемников (главным образом филистимлян — Крети, Плети, Гиттим), своего рода царскую гвардию, и народное ополчение, планомерная мобилизация которого производилась в случае войны.
Некоторые ученые полагают, что осуществленное при Соломоне разделение страны на 12 округов, не совпадавших с уделами колен (I Ц. 4:7), восходит к времени Давида. Содержание двора, армии и администрации обеспечивалось данью с царских владений и налогами.
В ходе реформ Давид перенял некоторые элементы административного устройства древних ханаанских городов-государств: так, например, среди чиновников Давида упоминаются софер (`писец`; II Сам. 8:17) и мазкир (`дееписатель`, то есть хронист; II Сам.
8:16), по-видимому, выполнявший обязанности царского глашатая и отвечавший за сбор податей и проведение «царских работ» (повинность, до этого не известная в Израиле). Давид провел перепись населения — нововведение, которое в Библии (II Сам. 24:1–17; I Хр. 21:1–17) вменяется ему в тяжкий грех. Давид перенес в Иерусалим Ковчег Завета и построил жертвенник, превратив тем самым новую столицу из чисто политического также в религиозный центр страны. По более поздней традиции, сохранившейся в книге Хроник (см. Хроник книга), Давид осуществил приготовления к постройке Храма и установил порядок храмовой службы, привлек сословие левитов (см. Леви) к государственной службе, тем самым поставив его в зависимость от царского двора (I Хр. 22:2–5, 14–16; 23–26; 28:11–19).
Административные реформы Давида, проведенные в короткий срок, вызвали противодействие со стороны приверженцев патриархального строя, в частности старейшин израильских колен, традиционная власть и авторитет которых этими реформами подрывались.
В некоторых коленах (особенно Биньямина и Эфраима) возникло острое недовольство, вылившееся в два восстания: мятеж сына Давида Авшалома и восстание под руководством Шевы, сына Бихри, из колена Биньямина, под лозунгом: «Нет нам части в Давиде и доли в сыне Иессеевом: все по шатрам своим, израильтяне» (II Сам. 20:1).
Ценой огромных усилий Давиду удалось подавить восстание и избежать распада царства (II Сам. 16–20).
Главной проблемой последних лет правления Давида было назначение престолонаследника. Библия повествует о придворных интригах в борьбе наследников за власть. Адония, сын Давида от Хаггит, бывший после смерти Авшалома и Амнона старшим из царских сыновей, претендовал на царскую власть; однако Давид передал престол Соломону, своему сыну от Бат-Шевы.
Согласно Библии (I Ц. 2:10), Давид погребен в «городе Давида». Народные предания в течение столетий указывали на различные места как на гробницу Давида. Ныне местом погребения Давида в народе принято считать гору Сион; в праздник Шаву‘от (согласно традиции, дату смерти Давида) сюда совершают паломничество религиозные евреи — выходцы из восточных общин.
При дворе Давида зародилась идея (окончательно сформировавшаяся при его ближайших преемниках) «нерушимого завета Сиона»: Бог заключил с Давидом договор, согласно которому династия Давида будет править народом Израиля вечно, а столица Давида — Иерусалим — будет во веки веков святым городом, единственной обителью самого Бога (см. Пс. 89:4–5, 29–30, 34–38; 132:13–14, 17). Завет Сиона — клятва, данная Богом Давиду, и неразрывная связь между домом Давида и Иерусалимом — стал основой мессианизма: праведный царь-избавитель воцарится в Иерусалиме и будет принадлежать к дому Давида (см. Ис. 11–12). Даже Иеремия, безжалостно обличавший последних царей династии Давида и предвещавший разгром царства и разрушение Храма, не представлял себе восстановления царства и Храма без восстановления дома Давида (Иер. 33:15–18).
Давид — одна из величайших личностей еврейской истории. Он завершил начатое Саулом дело объединения разрозненных израильских племен, связанных лишь общими преданиями, в единый народ и превратил царство Израиля из неустойчивого союза колен в могущественное государство.
Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторический личности, за исключением Моисея.
В этом повествовании вырисовывается сложная и могучая личность, наделенная противоречивыми чертами: скромный, но убежденный в своем великом призвании, нежный и жестокий, пастух и воин, поэт-псалмопевец и дипломат, арфист и полководец, подверженный страстям и вожделениям грешник и глубоко религиозный праведник, преданный Богу и искренне раскаивающийся в своих грехах.
Красавец и силач, Давид в ранней юности убивает львов и медведей, уносивших овец из его стада (I Сам. 17:34–36), и поражает камнем из пращи прекрасно вооруженного Голиафа (там же, 17:49). Дважды Давиду представлялась возможность убить искавшего его смерти Саула (I Сам.
24:7–8; 26:8–11), и дважды он не воспользовался ею, несмотря на то, что Саул бросил в него копье, пытаясь пригвоздить к стене (I Сам. 18:11). Трогательна печаль Давида о павшем в бою Сауле (II Сам. 1) и о своем сыне Авшаломе, восставшем против отца (II Сам. 19:1). Притча придворного пророка Натана о единственной овечке бедняка, зарезанной богачом для угощения гостя (II Сам.
12), и гневный укор царю, который послал на смерть мужа своей возлюбленной Бат-Шевы, приводят Давида к раскаянию, и он смиренно, как заслуженное возмездие, принимает смерть рожденного Бат-Шевой младенца. Давид не раз проявляет и жестокость, особенно в конце жизни, после постигших его царство бедствий; он выдает на казнь семерых сыновей Саула жаждавшим мести гив‘онитянам (II Сам. 21:2–9), в своем завещании Соломону подробно разрабатывает план мщения тем, кто в прошлом причинил ему зло (I Ц. 2).
Уже в самых ранних источниках Давид именуется «сладким певцом Израиля» (II Сам. 23:1). Его поэтическое дарование находит яркое выражение в плаче по Саулу и Ионатану (II Сам.
1:17–27), представляющем собой один из лучших образцов древней поэзии на иврите.
Библия приписывает ему авторство некоторых псалмов, а более поздняя традиция считает его автором всей книги Псалмов, проникнутой столь характерным для Давида глубоким чувством упования на Бога в самые тяжелые моменты человеческой жизни.
Давид принадлежал к колену Иехуды; среди его предков по женской линии была, согласно библейской традиции, моавитянка Руфь (Руфь 4:18–22). После раскола Объединенного царства династия, основанная Давидом, оставалась на престоле Иудеи более 400 лет, вплоть до разрушения Первого храма (586 до н. э.
), в то время как в северном Израильском царстве династии сменялись одна за другой, и через 200 лет после раскола изгнанные десять колен растворились среди других народов. Вера в восстановление династии Давида послужила одним из факторов сохранения еврейского народа в изгнании.
Образ Давида стал в веках идеалом праведного царя, олицетворением прошлого величия народа и символом упования на его возрождение в будущем.
Давид — Божий помазанник, и библейские пророки провозгласили завет Бога с домом Давидовым вечным и нерушимым, как «смена дня и ночи» (Иер. 33:20–22). Вся еврейская эсхатология с библейских времен по сей день неразрывно связана с пришествием Мессии (помазанника), который будет принадлежать к роду Давида.
В Талмуде есть высказывание о том, что Давид продолжает жить («Давид, царь Израиля, жив и существует» — РхШ.
25а), на основании которого более позднее народное предание повествует, что Давид скрывается в пещере, погруженный в непробудный сон до тех пор, пока он не будет призван явиться как Мессия и принести избавление еврейскому народу и всему человечеству.
В талмудической и раввинистической литературе, особенно в Аггаде, с личностью Давида связано множество легенд. Давид изображается богобоязненным праведником, строго соблюдающим религиозные предписания, мудрым судьей и законоучителем, погруженным в изучение Торы и предающимся молитвам.
Отрицательные поступки Давида по большей части трактуются как испытания или действия, совершенные по Божественному предопределению для извлечения из них морально-гомилетических поучений.
В каббале Давид олицетворяет сферу малхут (сферу царства), одну из десяти сфирот — модусов имманентной сущности Бога, нисходящих в мир путем эманации.
В христианской традиции родословная Иисуса как Мессии восходит в различных вариантах к Давиду (Матф. 1:1–17; Лука 3:23–31). По евангельским преданиям Иисус, как и Давид, родился в Бет-Лехеме.
В мусульманской традиции образ Давида мало чем отличается от образа, созданного в поздней аггадической еврейской литературе.
На протяжении многих веков личность Давида и его подвиги служили неиссякаемым источником вдохновения для художественного творчества. Давиду посвящены монументальная скульптура Микеланджело (1503, Академия, Флоренция) и полотна Рембрандта.
В современном еврейском искусстве отличается самобытностью образ Давида в иллюстрациях к Библии М. Шагала. В музыке, наряду с кантатой Моцарта «Кающийся Давид», особого внимания заслуживает опера Д. Мийо «Давид» (1953, либретто А. Люнеля), впервые поставленная в Иерусалиме в 1954 г.
в присутствии композитора. Ряд музыкальных произведений посвящен Давиду израильскими композиторами — М. Авидомом (Симфония №2 «Давид», 1948), П. Бен-Хаимом («Сладкий певец Израиля», 1957) и другими.
Большой популярностью пользуется народная песня «Давид мелех Исраэль хай ве-каям» («Давид, царь Израиля, жив и существует»). В новой литературе на иврите Давид — герой многих произведений: от поэм И. Л.
Гордона «Ахават Давид у-Михаль» («Любовь Давида и Михаль») и «Давид у-Варзиллай» («Давид и Барзиллай») — до романа М. Шамира «Кивсат ха-раш» («Овечка бедняка»). Символом величия человеческой личности и образцом национального вождя Давид выступает в поэзии У. Ц. Гринберга.
Источник: https://eleven.co.il/bible/heroes-and-characters/11356/
Кто такой Давид в Библии? — Православный журнал «Фома»
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена.
Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой царь Давид.
Давид (имя в переводе с древнееврейского значит «возлюбленный») – второй царь Израиля, победитель великана Голиафа, отец мудрого царя Соломона, автор библейской книги псалмов.
О Давиде можно прочитать в Первой книге Царств (1 Цар. 16-30), Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2), Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29). Также он упоминается еще в 10 книгах Ветхого Завета, Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, Деяниях святых апостолов, посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова.
Материал по теме
Псалтирь: песнопения или тетива лука?
По традиции авторство большинства псалмов приписывается царю Давиду, хотя про некоторые псалмы говорится, что их написали другие авторы – например, Соломон и даже Моисей.
Давид родился в Вифлееме, его отца звали Иессей.
Белокурый мальчик с красивыми глазами и приятным лицом (1 Цар. 16:12) искусно играл на гуслях и стал при дворе первого израильского царя Саула музыкантом и оруженосцем. Он победил великана-филистимлянина Голиафа, убив его камнем из пращи (1Цар. 17), за что стал военачальником и снискал большую славу в народе.
Саул стал преследовать Давида, но тот спасся, успешно воевал с соседним народом – амаликитянами – и мужи из колена Иудина в Хевроне «помазали Давида на царство над домом Иудиным» (2 Цар. 2:4).
Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). В итоге Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5).
При нем Иерусалим стал столицей, и Давид перенес туда главную святыню Израиля – ковчег завета. Когда несли ковчег, «Давид и все сыны Израилевы играли на всяких музыкальных орудиях, и Давид скакал из всей силы пред господом» (2 Цар. 6:5,14).
Давид был мудрым и справедливым, но не безгрешным царем. Его самое тяжкое и известное прегрешение – незаконное сожительство с Вирсавией, мужа которой Урию он умышленно послал на верную смерть. У Давида и Вирсавии родился сын Соломон, которому Давид передал все свое царство.
Согласно Библии, Давид составил три плача, один гимн и песнь-завещание (2 Цар. 23:1-7), а также псалмы Давидовы (не менее 78 из 150 в Псалтири).
Иллюстрация: Лейтон Фредерик, “Давид”, фрагмент
(12 votes, average: 4,00
Источник: https://foma.ru/kto-takoy-david-v-biblii.html