Старый и новый стиль календаря
1001molitva.ru > Познавательные статьи > Старый и новый стиль календаря
Старый и новый стиль календаря в наше время имеет отличие в 13 дней. Такое различие произошло в 1582 году, когда цивилизованные европейцы по настоянию папы Римского сменили Юлианский календарь на Григорианский.
Вообще, вся история с календарями и летоисчислением тянется в седую древность. От времени года очень сильно зависели крестьяне, которые занимались земледелием. Вот они первыми и начали пытаться систематизировать и упорядочивать время.
Больших значений в точности календарных вычислений добилась великая цивилизация Майя. Они точно определяли дни летнего и зимнего солнцестояния и могли просчитать время на несколько тысячелетий вперёд. Но мы не приняли их достижений, а переняли Римский (Юлианский) календарь.
Когда Рим был центром цивилизации и просвещения, в период правления Юлия Цезаря, когда государство было на пике развития – римский сенат принял решение о замене старого греческого календаря, в котором насчитывалось всего десять месяцев, на Юлианский, который Цезарь, по советам Египетских звездочётов, принял за наиболее удобный вариант. Дело в том, что летоисчислением в Риме занимались жрецы.
Началом года считался месяц март, названный в честь Марса (греческого бога плодородия). И раз в четыре года добавлялся дополнительный месяц мерцедоний. Во-первых, никто не знал, когда наступит конец мерцедония, во-вторых, уплата налогов и возвращение долгов слишком затягивалась в связи с добавочным месяцем.
Есть информация, что жрецы получали солидные дары и награды за отсрочку конца года. Вот как раз из-за нестабильности пополнения государственного бюджета (казны) и произошли коренные изменения.
Когда был введен в России Юлианский календарь
Это событие случилось в 1918 году. В этом году просто не было дат: 1, 2, 3 и т. д. до 13 февраля. Было 31 января, а на следующий день наступило 14 февраля.
Это делалось для сближения с Европой. Партийное руководство надеялось на всемирный коммунизм и старалось как можно ближе слиться с западом.
Какое сегодня число по старому стилю
С каждым столетием растёт разрыв между Григорианским и Юлианским календарями, если номер предыдущего столетия не делится с целым результатом на 4.
Например, с 1700 по 1800 года для определения даты события по новому стилю следует добавлять 11 дней, с 1800 по 1900 – 12 суток, а с 1900 по 2100 – 13. После 2100 года разрыв повысится ещё на один день и будет составлять 14 суток.
Разница между Юлианским и Григорианским календарями
Особого отличия в этих системах измерения времени нет, но православные христиане напрочь отказались от применения Григорианского календаря для определения дат праздников.
В 1923 году Советская власть оказывала сильное давление на святейшего Патриарха Тихона, но так и не смогла добиться от Церкви согласия на использование Григорианского календаря (нового стиля).
Как легко осуществить перевод дат с Юлианского на Григорианский календарь
Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/staryj-i-novyj-stil-kalendarya.html
Почему Россия перешла на новый стиль исчисления времени
Граждане советской страны, отправившись спать 31 января 1918 года, проснулись 14 февраля. Вступил в силу «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря».
Большевистская Россия перешла на так называемый новый, или гражданский, стиль исчисления времени, который совпадал с церковным григорианским календарем, которым пользовались в Европе.
Эти перемены не коснулись нашей Церкви: она продолжала отмечать свои праздники по старому, юлианскому календарю.
Девять эпизодов из жизни организатора и вдохновителя ВЧК
Календарный раскол между западными и восточными христианами (верующие стали праздновать главные праздники в разное время) произошел в XVI веке, когда Папа Римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
Одержимым идеей мировой революции и интернационализма большевикам, конечно, не было дела до Папы Римского и его календаря. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени»…».
На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом.
Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультуризма Ангелу Меркель в глобалистских проектах.
Компетентно
Историк религии Алексей Юдин — о том, как христианские церкви празднуют Рождество:
— Во-первых, сразу внесем ясность: говорить, что кто-то празднует 25 декабря, а кто-то 7 января — некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. В ближайшие сто лет, с моей точки зрения, никакого объединения празднования Рождества ждать не приходится.
Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени.
Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация.
Протестанты были против прежде всего потому, что «это задумано в Риме». А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы.
Источник: https://rg.ru/2017/01/11/kak-rossiia-pereshla-na-novyj-stil-ischisleniia-vremeni.html
Конвертер дат
Конвертер переводит даты в григорианский и юлианский календари и вычисляет юлианскую дату; для юлианского календаря отображаются латинская и римская версии.
Примечания
- Григорианский календарь («новый стиль») введен в 1582 г. н. э. папой Григорием XIII, чтобы день весеннего равноденствия соответствовал определенному дню (21 марта). Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для григорианских високосных годов. Возможно преобразование вплоть до 2400 г.
- Юлианский календарь («старый стиль») введен в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем и насчитывал 365 дней; високосным являлся каждый третий год. Данная ошибка была исправлена императором Августом: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. дополнительные дни високосных годов пропускались. Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для юлианских високосных годов.
- Римская версия юлианского календаря введена примерно в 750 г. до н. э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось, даты до 8 г. н. э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях. Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condĭta) — 753/754 г. до н. э.Даты до 753 г. до н. э. не вычисляются.
- Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями (прилагательными) при существительном mensis ‘месяц’:
Январь | m. Januarius |
Февраль | m. Februarius |
Март | m. Martius |
Апрель | m. Aprīlis |
Май | m. Majus |
Июнь | m. Junius |
Июль | m. Julius |
Август | m. Augustus |
Сентябрь | m. September |
Октябрь | m. Octōber |
Ноябрь | m. November |
Декабрь | m. December. |
- Числа месяца определялись по фазам Луны. В разные месяцы Календы, Ноны и Иды попадали на разные числа:
Календы (Kalendae) | Новолуние | 1 число | |
Ноны (Nonae) | Первая четверть | 5 число | 7 число |
Иды (Idūs) | Полнолуние | 13 число | 15 число |
Первые числа месяца определяют, отсчитывая дни от предстоящих Нон, по прошествии Нон — от Ид, после Ид — от предстоящих Календ. При этом используется предлог ante ‘до’ c винительным падежом (accusatīvus):
22 августа 80 г. н. э. = за 11 дней до сентябрьских Календ:
a. d. XI Kal. Sept. (сокращенная форма);
ante diem undecĭmum Kalendas Septembres (полная форма).
Порядковое числительное согласуется с формой diem, то есть ставится в винительный падеж единственного числа мужского рода (accusatīvus singulāris masculīnum). Таким образом, числительные принимают следующие формы:
III | tertium |
IV | quartum |
V | quintum |
VI | sextum |
VII | septĭmum |
VIII | octāvum |
IX | nonum |
X | decĭmum |
XI | undecĭmum |
XII | duodecĭmum |
XIII | tertium decĭmum |
XIV | quartum decĭmum |
XV | quintum decĭmum |
XVI | sextum decĭmum |
XVII | septĭmum decĭmum |
XVIII | duodevicesĭmum |
XIX | undevicesĭmum |
Если день попадает на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня (Kalendae, Nonae, Idūs) и название месяца ставится в творительный падеж множественного числа женского рода (ablatīvus plurālis feminīnum), например:
1-го февраля — Kalendis Februariis;
15-го марта — Idĭbus Martiis;
5-го апреля — Nonis Aprilĭbus.
День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначается словом pridie (‘накануне’) с винительным падежом множественного числа женского рода (accusatīvus plurālis feminīnum):
31-го января — pridie Kalendas Februarias;
14-го марта — pridie Idūs Martias;
4-го апреля — pridie Nonas Aprīles.
Таким образом, прилагательные-названия месяцев могут принимать следующие формы:
I | Januarias | Januariis |
II | Februarias | Februariis |
III | Martias | Martiis |
IV | Aprīles | Aprilĭbus |
V | Majas | Majis |
VI | Junias | Juniis |
VII | Julias | Juliis |
VIII | Augustas | Augustis |
IX | Septembres | Septembrĭbus |
X | Octōbres | Octobrĭbus |
XI | Novembres | Novembrĭbus |
XII | Decembres | Decembrĭbus |
- Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н. э. Эта дата произвольна и была избрана лишь для согласования различных систем летоисчисления.
Источник: http://graecolatini.bsu.by/htm-different/date-converter.htm
В россии введен григорианский календарь (новый стиль)
Декрет о введении в России западно-европейского календаря
Вы знаете, что произошло в России в период с 1 по 13 февраля 1918 года по новому стилю? Ничего! Ни одного события – никто не родился, не крестился, не женился, не умер… Разве такое возможно? Оказывается, да. Этих дней в российском календаре нет.
Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря.
24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток.
После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля – в стране был введен календарь нового стиля (григорианский).
В практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 года, датируются по юлианскому календарю («старый» стиль), с 1 февраля 1918 года – по григорианскому («новый» стиль). Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в круглых скобках.
До 1 февраля 1918 года в круглых скобках помещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 года – дата юлианского календаря. Двойной датой датируются события и документы в тех случаях, когда требуется указать «старый» и «новый» стиль. Например, для юбилейных дат, основных событий во всех работах биографического характера и дат событий и документов по истории международных отношений, связанных со странами, где григорианский календарь был введен раньше, чем в России. В этом случае основной датой является дата юлианского календаря, в скобках указывается дата григорианского календаря. При датировке документов по истории гражданской войны в некоторых случаях также следует ставить двойную дату. Но основной датой в этих датировках является дата григорианского календаря. Необходимо оговаривать все случаи отступления от этих принципов и указывать стиль даты.
Для справки: При пересчете дат со старого, юлианского на новый, григорианский стиль: От 5 октября 1582 года по 28 февраля 1700 года – добавляется 10 дней С 1 марта 1700 года по 28 февраля 1800 года – +11 дней С 1 марта 1800 года по 28 февраля 1900 года – +12 дней С 1 марта 1900 года по 28 февраля 2100 года – +13 дней
С 1 марта 2100 года по 28 февраля 2200 года– +14 дней.
Надо также отметить, что даты православных праздников не всегда совпадают со светским современным календарем праздников, поскольку по правилам Русской православной церкви ко всем датам добавляется 13 дней вне зависимости от года — отсюда и расхождение.
Источник: https://calend.ru/events/5889/
Павел Кузенков. Старый и новый стиль в исторических датах / Православие.Ru
В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В.
Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор Ушаков? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову.
Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII.
В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4».
Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней.
В 2100 году разница увеличится до 14 дней.
В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:
юлианская дата | григорианская дата | разница |
с 1582, 5.X по 1700, 18.II | 1582, 15.X – 1700, 28.II | 10 дней |
с 1700, 19.II по 1800, 18.II | 1700, 1.III – 1800, 28.II | 11 дней |
с 1800, 19.II по 1900, 18.II | 1800, 1.III – 1900, 28.II | 12 дней |
с 1900, 19.II по 2100, 18.II | 1900, 1.III – 2100, 28.II | 13 дней |
В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.
Средневековый астрономический манускриптВозникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?
Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.
Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.
Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории.
Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого).
Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».
Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст.
– хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь.
Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники.
А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.
Примеры
Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.
Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана.
Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.
Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно.
Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари).
Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.
Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).
Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).
Источник: https://pravoslavie.ru/61003.html
Разница между юлианским и григорианским календарем
Molitva.Guru > Интересно знать > Разница между юлианским и григорианским календарем
Всю свою жизнь мы пользуемся календарем. Эта, казалась бы, несложная таблица чисел с днями недели имеет очень древнюю и богатую историю. Известные нам цивилизации уже тогда знали, как разделить год на месяцы и дни.
Например, в древнем Египте, основываясь на закономерности движения Луны и Сириуса, был создан календарь. Год составлял примерно 365 дней и делился на двенадцать месяцев, которые, в свою очередь, делились на тридцать дней.
Новатор Юлий Цезарь
Приблизительно в 46 г. до н. э. произошла трансформация летоисчисления. Римский император Юлий Цезарь создал юлианский календарь. Он немного отличался от египетского: дело в том, что за основу, вместо Луны и Сириуса, было взято солнце. Теперь год составлял 365 дней и шесть часов. Началом нового времени считалось первое января, Рождество же стали отмечать 7 января.
В связи с этой реформой сенат решил отблагодарить императора, назвав в честь него один месяц, который известен нам под названием «Июль». После смерти Юлия Цезаря жрецы стали путать месяцы, количество дней — одним словом, старый календарь уже не походил на новый. Каждый третий год считался високосным. С 44 года по 9 до нашей эры было 12 високосных лет, что не являлось правдой.
После того как к власти пришел император Октавиан Август, на протяжении шестнадцати лет високосных лет не существовало, таким образом, все встало на круги своя, и ситуация с летоисчислением исправилась. В честь императора Октавиана был переименован восьмой месяц из Секстилиса в Август.
Когда встал вопрос о назначении празднования дня Пасхи, начались разногласия. Именно этот вопрос решался на Вселенском Соборе. Правила, которые были установлены на этом Соборе, никто не имеет права менять по сей день.
Новатор Григорий XIII
В 1582 году Григорий XIII заменил юлианский календарь григорианским. Перемещение дня весеннего равноденствия было главной причиной изменений. Именно по нему и рассчитывали день Пасхи.
На тот момент, когда был введен юлианский календарь, этим днем считалось 21 марта, но приблизительно в XVI веке разница между тропическим и юлианским календарем составила около 10 дней, следовательно, 21 марта сменилось 11.
В 1853 году в Константинополе Собор патриархов подверг критике и осуждению григорианский календарь, по которому католическое Светлое воскресение праздновалось раньше иудейской пасхи, что шло вразрез с установленными правилами Вселенских соборов.
Отличия старого и нового стиля
Итак, чем отличается юлианский календарь от григорианского?
- В отличие от григорианского, юлианский был принят намного раньше, и он на 1 тыс. лет старше.
- На данный момент старый стиль (юлианский) используют для расчета празднования дня Пасхи у православных христиан.
- Летоисчисление, созданное Григорием, намного точнее предыдущего и в будущем не будет подвержено изменениям.
- Високосный год по старому стилю — это каждый четвертый год.
- В григорианском же високосными не являются те года, которые делятся на четыре и оканчиваются на два нуля.
- По новому стилю отмечаются все церковные праздники.
Как мы видим, между юлианским календарем и григорианским разница очевидна не только по расчетам, но и по популярности.
Летоисчисление в России
- Начиная с X века на Руси начало Нового года праздновалось 1 марта. Со временем, опираясь на церковные традиции, новой датой было назначено первое сентября.
- Петр I ввел новшества в использовании юлианского летоисчисления: сентябрь сменился январем, число же осталось неизменным.
- В семнадцатых годах, после Октябрьского переворота, старый календарь был заменен «прогрессивным». В двадцатых годах XX века были попытки перевести Русскую православную церковь на новый стиль, однако, этого не удалось сделать благодаря патриарху Тихону, который не поддался давлению со стороны новаторов.
Встает интересный вопрос. По какому календарю мы живем сейчас?
Русская православная церковь использует юлианский, который был принят во время Вселенского Cобора, католики же пользуются григорианским. Отсюда и разница в датах празднования Рождества Христова и Пасхи. Православные христиане справляют Рождество 7 января, следуя решению Вселенского Собора, а католики — 25 декабря.
Эти два летоисчисления получили названия — старый и новый стиль календаря.
Область, где применяют старый стиль, не очень то и велика: Сербская, Грузинская, Иерусалимская Православная Церкви.
Как мы видим, после введения нового стиля жизнь христиан по всему миру изменилась. Многие с радостью приняли изменения и стали жить по нему. Но остались и те христиане, которые верны старому стилю и живут по нему и сейчас, хоть и в очень малых количествах.
Разногласия между православными и католиками будут всегда, и это не связано со старым или новым стилем летоисчисления. Юлианский и григорианский календари — отличие не в вере, а в желании использовать тот или иной календарь.
Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/raznitsa-mezhdu-yulianskim-i-grigorianskim-kalendarem.html
Григорианский и Юлианский календари
В какой день сентября следует отмечать Новолетие, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчете на наше время родились протопоп Аввакум и боярыня Морозова, когда преставился ко Господу св. Кирил Белоезерский? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Ответами на эти и другие вопросы послужила данная статья.
***
Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном, был введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинался 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные народным собранием консулы вступали в должность.
Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном
В Киевской Руси юлианский календарь появился во времена Владимира Святославовича с началом введения христианства.
Так, в «Повести временных лет» используется юлианский календарь с римскими названиями месяцев и византийской эрой. Летосчисление вели от Сотворения мира, взяв за основу 5508 год до н. э. — византийский вариант этой даты.
Начало нового года постановили исчислять с 1 марта, в соответствии с древним славянским календарем.
Юлианский календарь, заменивший старый римский календарь, в Киевской Руси был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».
Праздник церковного Новолетия, когда год начинается 1 сентября, был установлен святыми отцами Первого Вселенского Собора, которые определили начинать с этого дня исчисление церковного года.
На Руси, во времена Ивана III в 1492 году, преобладающим стал сентябрьский стиль, вытеснивший мартовский, начало года было перенесено на 1 сентября. Переписчики некоторых летописей учитывали переходы на новые стили летосчисления и вносили поправки в летописи.
Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года. В современной России юлианский календарь обычно называют старым стилем.
В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. В 2014 году к юлианскому календарю вернулась Польская православная церковь.
Юлианского календаря придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона, греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.
В ряде стран, где до начала XX века использовался юлианский календарь, как, например, в Греции — даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают номинально отмечать в те же числа, в которые они произошли по юлианскому календарю. Так, все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по юлианскому календарю.
В XVI веке на Западе были произведены астрономические исчисления, в результате которых было заявлено, что юлианский календарь является истинным, хотя в нем есть некоторые погрешности — так, каждые 128 лет накапливается лишний день.
В момент введения юлианского календаря день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку разница между солнечным и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате день весеннего равноденствия приходился уже не на 21-ое, а на 11 марта.
Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны.
Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна.
Астрономы учли эти погрешности, и 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII ввел общеобязательный календарь для всей Западной Европы.
Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий. Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, подписанной понтификом на вилле Мондрагоне и названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»). Так юлианский календарь был заменен на григорианский.
Следующим днем после четвертого октября в 1582 году стало уже не пятое, а пятнадцатое октября.
Однако в следующем, 1583 году, Собор Восточных Патриархов в Константинополе осудил не только григорианскую Пасхалию, но и весь григорианский месяцеслов, анафематствовав всех последователей этих латинских нововведений.
В Сигилионе Патриаршем и Синодальном, утвержденном тремя Восточными Патриархами — Иеремией Константинопольским, Сильвестром Александрийским и Софронием Иерусалимским, было отмечено:
Это решение в дальнейшем было подтверждено Константинопольскими Соборами 1587 и 1593 годов. На заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В. В. Болотов заявил:
Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII–XVIII веков, последними были Великобритания и Швеция.
Часто переход на григорианский календарь сопровождался серьезными беспорядками, мятежами и даже убийствами. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии.
В России григорианский календарь введен декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля.
В России декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля
Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем, который используют для обозначения более ранних дат, чем дата появления календаря. В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было, — по пролептическому григорианскому.
В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке — на 12 дней, в ХХ веке — на 13. В ХХI веке сохраняется разница в 13 дней. В XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.
Православная церковь России пользуется юлианским календарем и отмечает Рождество Христово и другие церковные праздники по юлианскому календарю, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики — по григорианскому.
Однако григорианский календарь нарушает очередность многих библейских событий и приводит к каноническим нарушениям: так, Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской.
В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, православные церкви, которые используют юлианский календарь, будут отмечать Рождество с 2101 года не 7 января, как это происходит сейчас, а 8 января, а с 9901 года празднование будет происходить уже 8 марта. В литургическом календаре дата по-прежнему будет соответствовать 25 декабря.
Приводим таблицу для расчета разницы дат юлианского и григорианского календаря:
Разница, дней | Период (по юлианскому календарю) | Период (по григорианскому календарю) |
10 | 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 | 15 октября 1582 — 11 марта 1700 |
11 | 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 | 12 марта 1700 — 12 марта 1800 |
12 | 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 | 13 марта 1800 — 13 марта 1900 |
13 | 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 | 14 марта 1900 — 14 марта 2100 |
14 | 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 | 15 марта 2100 — 15 марта 2200 |
15 | 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 | 16 марта 2200 — 16 марта 2300 |
В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в скобках.
Например, Рождество празднуют в России 25 декабря (7 января), где 25 декабря — дата по юлианскому календарю (по старому стилю), а 7 января — дата по григорианскому календарю (по новому стилю).
Рассмотрим подробный пример. Священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров был казнен 14 апреля 1682 года. Согласно таблице, находим временной отрезок, который подходит для этого года — это самая первая строка. Разница дней между юлианским и григорианским календарем в этом промежутке времени составляла 10 дней.
Дата 14 апреля здесь указана по старому стилю, а чтобы высчитать дату по новому стилю для XVII века — прибавляем 10 дней, получается, 24 апреля — по новому стилю для 1682 года.
Но чтобы высчитать дату нового стиля для нашего, XXI века, необходимо к дате по старому стилю прибавить уже не 10, а 13 дней — таким образом, это будет дата 27 апреля.
Источник: http://sar-starover.ru/raznica_kalendareiy/
Юлианский и григорианский календарь
Юлианский календарь ввел в употребление Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. Разрабатывали его якобы египетские астрономы (александрийские астрономы во главе с Созигеном), но назвали точно в его честь. Окончательную форму он приобрел в 8 году нашей эры.
Год начинался с 1 января, так как именно в этот день избранные консулы вступали в должность, ну и дальше все как мы знаем — 12 месяцев, 365 дней, иногда 366.
Именно этим «иногда» он и отличается от григорианского календаря.
Собственно проблема в том, что полный оборот вокруг солнца — тропический год — Земля совершает за 365.24219878 дней. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться — уходить вперед почти на четверть дня.
В юлианском календаре поступили просто — для коррекции расхождения положили, что каждый четвертый год будет високосным (annus bissextus), и будет иметь 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре 365.
25, уже гораздо ближе к настоящего тропическому году.
Но недостаточно близко — теперь календарь стал отставать каждый год на 11 минут 14 секунд. За 128 лет это будут уже сутки. Это приводит к тому, что некоторые даты, связанные с астрономическими явлениями, например, астрономическое весеннее равноденствие, начинают смещаться к началу календарного года.
Расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным, зафиксированным 21 марта, становилось все более явным, и поскольку к весеннему равноденствию был привязан праздник Пасхи, многие в католической Европе считали, что с проблемой надо что-то делать.
Наконец, папа Григорий XIII собрался и провел реформу календаря, получив то, что мы знаем сейчас как григорианский календарь.
Проект разработал Луиджи Лилио, и согласно ему, в дальнейшем високосными должны были считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми.
Также была устранена накопленная с 8 года нашей эры ошибка в 10 дней, и согласно декрету папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 4 октября 1582 года должно наступить сразу 15 октября.
В новом календаре средняя продолжительность года была 365.2425 дней. Ошибка составляла всего 26 секунд, и расхождение в сутки накапливалось уже примерно за 3300 лет.
Как говорится, «ну а точнее нам и не надо». Или, скажем так — это уже будут проблемы наших отдаленных потомков. В принципе, можно будет объявить каждый год, делящийся без остатка на 4000, не високосным, и тогда среднее значение года будет 365.24225, с еще более меньшей ошибкой.
Католические страны перешли на новый календарь практически сразу (против папы не попрешь), протестантские со скрипом, одной из последних была Великобритания, в 1752 году, ну и до самого конца держалась только православная Греция, которая приняла григорианский календарь только в 1929 году.
Сейчас юлианского календаря придерживаются только некоторые православные церкви, например, Русская и Сербская.
Юлианский календарь продолжает отставать от григорианского — на одни сутки каждые сто лет (если вековой год не делится на 4 без остатка), или на трое суток за 400 лет. К 20 веку эта разница достигла 13 дней.
Калькулятор ниже переводит дату из григорианского календаря в юлианский и наоборот.
Как им пользоваться — вводим дату, в поле «Юлианский календарь» отображается дата юлианского календаря, как если бы введенная дата относилась к григорианскому календарю, а в поле «Григорианский календарь» отображается дата григорианского календаря, как если бы введенная дата относилась к юлианскому календарю.
Отмечу также, что до 15 октября 1582 григорианского календаря не существовало в принципе, поэтому говорить о григорианских датах, соответствующих более ранним юлианским датам бессмысленно, хотя их и можно экстраполировать в прошлое.
Источник: https://planetcalc.ru/505/
100 лет назад Россия начала жить по «новому стилю»
Знаете ли вы, что в период с 1 по 13 февраля 1918 года по новому стилю в России не произошло ни одного события — никто не родился, не крестился, не женился, не умер… «Такое невозможно» — скажете вы. Оказывается возможно. Секрет загадки в том, что этих дней в российском календаре нет. Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря. Разберемся как такое произошло.
100 лет назад, 24 января 1918 года, Владимир Ленин подписал один из первых декретов советской власти — «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», установившего «новый стиль», а с 1 февраля, которое по новому календарю стало 14, календарь вступил в силу.
То есть в 1918 году после 31 января сразу же шло 14 февраля. До 1 июля во избежание путаницы был велено в скобочках писать дату по старому стилю, как сейчас делают с датами исторических событий.
Для того, чтобы определить, какая дата будет по юлианскому календарю, надо вычесть тринадцать дней.
Гай Юлий Цезарь
На самом деле вычитание 13 дней не всегда верно. Для того, чтобы понять, когда точно происходили знаковые события нашей истории, давайте разберемся в отличиях юлианского и григорианского календаря. Юлианским календарем начали пользоваться 1 января 45 года до нашей эры, а назван он в честь Юлия Цезаря, по инициативе которого был введен.
В римском календаре, введенном Ромулом, изначально было десять месяцев, потом прибавилось еще 2, но дней было меньше, чем сейчас — 354. Иногда вводился дополнительный месяц по решению понтифика.
Но не всегда, когда это было нужно дополнительный месяц вводился, иногда было просто не до этого, а временами напротив вводился слишком часто, так как понтифику, то есть верховному жрецу, хотелось продлить год.
Из-за беспорядочного ведения календаря, природные события стали сильно расходиться с датами, что затруднило ведение сельского хозяйства.
Цезарь пригласил в Рим александрийских астрономов во главе с Созигеном для исправления календаря. Интересно, что по римскому календарю год начинался с первого марта, а в месяце было три главных дня — календы (1-й день), иды (середина месяца), ноны (5-й или 7-й день).
И римляне на вопрос «Какой сегодня день?» отвечали «Февральские календы» или «Июльские ноны», ну а если это это был любой другой день кроме этих трех, то «Два дня после мартовских ид», «Накануне сентябрьских календ» (то есть 31 августа). Сегодняшний день римляне назвали бы «Накануне февральских календ».
По новому календарю год начинался с первого января, в году стало 365 дней, а раз в четыре года вводился дополнительный день. Помимо названия самого календаря Цезарь также обессмертил себя в названии месяца июля.
Недостаток юлианского календаря обнаружился спустя сотни лет. Дело в том, что длительность юлианского года составляет 365 дней с четвертью, а это на целых 11 минут больше, чем время, за которое на Земле происходит полная смена времен года (тропический год). Эти минуты за 128 лет успевали сложиться в день. К середине XV века погрешность составила 10 дней.
Папа римский Григорий XIII приказал создать новый календарь и усилиями ведущих астрономов после 4 октября 1582 года сразу наступило 15 октября. Основное его отличие от юлианского в другом распределении високосных лет, таким образом погрешность в один день с момента принятия календаря еще не накопилась. По подсчетам она накопится только через 10 000 лет.
Читайте так же: Голос эпохи: 25 января – день рождения Владимира ВысоцкогоПапа римский Григорий XIII
Китай — последняя страна, принявшая григорианский календарь, это окончательно произошло в 1949 году. В России, как уже было сказано, григорианский календарь заработал при большевиках.
Православная церковь, кстати, до сих пор официально считает все праздники по юлианскому календарю, поэтому Рождество у нас все-таки 25 декабря, но только по юлианскому календарю. В Российской империи часто возникала путаница из-за различия дат в Европе и России.
По легенде, австрийская и русская армия недопоняли друг друга из-за разницы в календаре и потерпели поражение от Наполеона при Аустерлице.
Что касается перевода дат исторических событий, то разница в датах увеличивается с годами. Сейчас она составляет 13 дней, такая разница сохраняется с 14 марта 1900 по 14 марта 2100 года, дальше будет уже 14 дней. В XIX веке разница составляла 12 дней, в XVII 11 и так далее.
Даты исторических событий, например, XVIII века указываются дважды, сначала по юлианскому календарю, а потом по григорианскому, то есть по новому стилю.
Кстати, один из вариантов перехода, предложенных Ленину, заключался в постепенном отбрасывании по одному дню каждый год в течение тринадцати лет, однако в итоге решили резать все сразу.
Григорианский календарь не единственный, по которому живут современные жители Земли. Существует иудейский календарь, по которому сегодня 15 швата 5778 года, календарь Чучхе, согласно которому сегодня 31 января 107 года со дня рождения Ким Ир Сена, также сегодня 15 Джумада аль-уля 1439 года по исламскому календарю, но это уже совсем другая история или в данном случае совсем другая религия.
Источник: ingood.ru
- ТЕГИ
- #Календарь
- #НовыйСтиль
Источник: https://krugozorro.ru/100-let-nazad-rossiya-nachala-zhit-po-novomu-stilyu/
По какому календарю живёт Россия?
Традиционно для Руси вопрос календаря был непростым и запутанным. Начиная со времён крещения Руси Владимиром Великим, только официальное летоисчисление менялось приблизительно пять раз. При всей этой календарной неразберихе, которая здорово усложняет работу историков, параллельно существовал также традиционный славянский календарь! Но откуда же взялась такая путаница?
Путаница первая, или Византийский календарь
После перехода восточных славян в лоно византийской христианской церкви (до непосредственного раскола на православную и католическую), вместе с новой религией на Русь приходит и новый календарь: византийский.
Здесь и возникает первая особенность русского летоисчисления. Дело в том, что византийский календарь (введенный, кстати в 988) предполагает день 1 сентября началом нового года. На Руси же новый год было принято отсчитывать с начала марта.
Позже это привело к разногласиям среди летописцев: когда же отсчитывать начало года?
Часть грамотных мужей посчитала правильным считать от первого марта до введения календаря, т.е. год начинался на полгода раньше византийского. Часть — с первого марта уже после введения, год в стольном Киеве начинался на шесть месяцев позже, чем в Константинополе.
Эти две нормы ведения календаря получили названия соответственно «ультрамартовская» и «мартовская».
К ужасу историков и богословов, в некоторых летописях и житиях святых применяют сразу обе традиции! Помимо этого, в народе ходил свой, народный календарь, к тому же разный в каждом отдельном регионе!
Всё это создавало трудности в государственном управлении, особенно в такой обширной стране как Русь. Усугубились календарные проблемы с приходом орд монголов. Лишь в 1492 году крепкий государственник и собиратель земель русских Иван III положил конец хронологическому хаосу. При нём в наших широтах Новый год начал приходить в один конкретный день: 1 сентября.
Пётр I, Европа и Юлианский календарь
На долгих двести лет закрепился сентябрьский календарь. А 9 июня 1725 года родился человек, который сыграет огромную роль в истории России, изменив страну до неузнаваемости. Изменит он и календарь.
По большому счёту, особых отличий между византийским календарём и юлианским (доминирующим на тот момент в Европе) не наблюдалось. Основным моментом преткновения стала точка отсчёта времени.
В Византии, а потом и на Руси летоисчисление велось «от сотворения мира», т.е. 5509 года до Рождества Христова. Новый год, как сказано выше, отмечался в сентябре.
В остальном же Юлианский и Византийский календарь были практически идентичными.
Юлианским называется календарь, введенный ещё Юлием Цезарем в 45 году до н.э. и позже признанный христианской церковью как канонический. После раскола церквей католическая церковь начала отсчитывать время от рождения мессии – Иисуса Христа.
Большой любитель всего западного, неутомимый и энергичный реформатор Пётр решил приблизить Россию к Западной цивилизации, введя новый календарь.
Такой шаг имел ряд причин:
- необходимость облегчения торговли и прочих контактов с Европой, что привело к экономическим и культурным победам петровской России;
- возможность «положить на лопатки» старообрядцев в вопросах богословия (ведь византийский календарь обещал конец света в 1492 году);
- возможность ускорить развитие экономики, перенеся празднования Нового года на зиму (да, традиция отмечать этот праздник на Руси не менялась никогда).
Определённое неприятие нововведения, конечно, было. Но юлианскому календарю удалось закрепиться в России вплоть до 1918 года. Современная православная церковь в России, Украине, Беларуси и ряде других стран пользуется именно юлианским календарём до сегодняшнего дня.
В 1918 году Временное правительство издало декрет о переходе России на григорианский календарь.
Современный, официальный календарь России
В странах Западной Европы переход к григорианскому календарю начали осуществлять ещё с конца XVI века. Необходимость введения нового календаря заключалась в том, что юлианский календарь был менее точен по отношению к астрономическому году. Это привело к разрыву в 10 дней и сдвигам даты Пасхи. Папа римский Григорий XIII провозгласил о реформе летоисчисления.
Как и в юлианском календаре, летоисчисление начинается от Рождества Христова. Разница состоит лишь в правилах определения високосного года (год високосный, если его номер можно поделить на 400 (2000) или номер делится на 4, но при этом не делится на 100 (2016)) и более точном счёте времени суток.
К началу XIX века большинство стран Запада (а также их колонии) пользовались григорианским календарём. Россия снова оказалась в своеобразной изоляции от остального мира. Учитывая традиционный русский консерватизм, переходить на новый календарь правительство в лице императорского дома не спешило.
Часто это приводило к курьёзам и даже серьёзным проблемам: например, знаменитая битва при Аустерлице закончилась неудачно для России и Австрии из-за «календарной» разницы. Вот такое вот «небо Аустерлица».
Уже с середины XIX века русские купцы при внешних торговых операциях пользовались григорианским календарём, позже это стало частью дипломатической практики Российской империи. Существует мнение, что переход рано или поздно бы произошёл. Революция только ускорила этот процесс.
Так по какому календарю всё-таки живёт Россия?
Официальным календарём на территории Российской Федерации является григорианский календарь. Использовать данную календарную традицию обязаны органы законодательной, исполнительной и судебной власти во всех регионах. Представители таких традиционных для РФ конфессий как буддизм, ислам, иудаизм во внутренней документации имеют право использовать традиционные календари.
Русская православная церковь каноничной считает юлианскую традицию (т.н. Старый стиль). Религиозные праздники, считающиеся выходными в РФ, отсчитываются по юлианскому календарю с переводом даты на григорианский. Например, Рождество (25 декабря по юлианскому календарю) является государственным праздником и выходным днём, припадающим на 7 января по григорианскому стилю.
Admin
Источник: http://kakpravilino.com/po-kakomu-kalendaryu-zhivyot-rossiya/