Полумесяц на православном кресте внизу, значение символа, почему на крестах православных храмов есть полумесяц

Православный крест с полумесяцем

Содержание

  • Русский православный крест
  • Разновидности
  • Использование
  • Примечания

К сожалению, многие считают полумесяц неразрывно связанным с Исламом. Полумесяц не используется шиитами и имеет место только в среде «ахлу сунна валь джамаа», которые заимствовали его у христиан, а те, в свою очередь, — из языческих религий. Никаких хадисов о символе полумесяца не существует, равно как и свидетельств его использования в первые столетия Ислама.

Полумесяц — это оккультный языческий знак, использовавшийся практически во всех религиях ширка и многобожия, включая и идолопоклонство курайшитов — мекканских врагов Пророка (С).

Полумесяц печатался на монетах языческого Тюркского каганата, потом был символом персидской империи Сасанидов и гербом города Константинополь — столицы христианской империи. Вероятнее всего, именно после завоевания Константинополя турками-суннитами полумесяц вошёл в суннитский ислам и стал его символом.

Полумесяц на царской крылатой короне Сасанидов:

Полумесяц мы видим в иконографии индуизма — его носит Шива в своей причёске:

Обратите внимание

В Египте солнечный диск с рогатой Луной, или расположенный между рогов быка (коровы), означали божественное единство двоих в одном, общих солнечно-лунных богов и тайный брак божественных пар.

У древних шумеров полумесяц — атрибут вавилонского бога Луны Сина – корабль, на котором он плавал по безбрежным просторам космоса.

Полумесяц на древней шумерской монете:

Здесь царь посвящает свою дочь богине. Полумесяц символизирует бога Сина, солнце — бога Солнца Шамаша:

Древнегреческие и римские богини луны носили изображение полумесяца в своих прическах, как знак одновременно чистоты и рождения.

Древняя языческая стелла:

Как мы сказали, полумесяц был заимствован суннитами у христиан, а те, в свою очередь, заимствовали его у язычников. Полумесяц был символом Константинополя и чеканился на византийских монетах:

В бытность греческим полисом, Константинополь (тогда — полис Византий) имел в покровительницах Гекату, богиню лунного света, отсюда и полумесяц на его гербе.

До сих пор полумесяц часто встречается в нижней части православного креста:

Итак, являясь широко распространённым языческим символом лунных божеств, полумесяц был заимствован византийским христианством, став одним из его символов, а оттуда — российским православием (имеющим византийский исток) и суннитским исламом (после завоевания Константинополя турками в 1453 году).

Таким образом, «ахлу сунна» в целом и «салафиты» в частности — ревнители «ислама без бидаатов» — повсеместно размещают на своих мечетях языческо-христианский символ, не имеющий никакой основы в религии Ислам, что нисколько их не беспокоит. Они сделали оккультный символ ширка символом Ислама — точно так же как поменяли всё, что только можно поменять, в религии Аллаха. Как говорится, думающему — понятно.

Русский православный крест

Не следует путать с русским крестом — 6-конечным крестом с наклонённой нижней перекладиной. См. также: Патриарший крест и Лотарингский крест

Эту страницу предлагается переименовать в Православный крест. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/2 июня 2018. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

Русский православный крест

Русский (православный) крест (православный крест, византийский крест, русско-византийский православный крест или крест свято́го Ла́заря) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви.

Известен с VI века, задолго до раскола христианской церкви на католиков и православных. Использовался в византийской фресковой живописи и декоративно-прикладном искусстве.

В 1551 году во время канонической изоляции Русской православной церкви по инициативе Ивана Грозного впервые в истории начал воздвигаться на купола церквей. С этого времени начал использоваться и на российской государственной и военной символике.

Впоследствии стал отличительной особенностью культурного ландшафта России.

Русский крест

Согласно некоторым источникам, у русского православного креста только две поперечины.

Некоторые источники различают кресты с косыми поперечинами: шестиконечный называют русским православным крестом (другое название — шестиконечный православный крест), а восьмиконечный — православным крестом.

Важно

В Юникоде символ (☦) обозначен как «православный крест» (англ. Orthodox cross). Аналогичная эмблема в Министерстве по делам ветеранов США называется «Русский православный крест» (англ. Russian Orthodox cross).

Особенностью восьмиконечного креста является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней, меньшей, и средней, большей. По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трёх языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Под ноги Христу была прибита перекладина.

Вариантом восьмиконечного является семиконечный, у которого табличка крепится не поперёк креста, а сверху. Помимо этого, верхняя перекладина вообще может отсутствовать. Восьмиконечный крест может дополняться терновым венцом посередине.

Наряду с восьмиконечным, Православная церковь применяет и два других распространённых начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, то есть самой верхней перекладины) и четырёхконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).

Разновидности

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 30 июня 2013 года.

Иногда при установке восьмиконечного креста на куполе храма под косой перекладиной помещается полумесяц (рогами вверх). Существуют различные версии о значении такого начертания; по наиболее известному такой крест уподобляется корабельному якорю, с древних времён считавшемуся символом спасения.

Кроме того, существует особый монашеский (схимнический) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоящегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой.

Также на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около неё надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы».

Буквы «К» и «Т» символизируют копьё воина и трость с губкой, изображённые вдоль креста. С XVI века на Руси возникла традиция около изображения Голгофы добавлять следующие обозначения: М Л Р Б — «место лобное распят бысть», Г Г — «гора Голгофа», Г А — «глава Адамова».

Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.

Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве.

Использование

Восьмиконечный крест с косой перекладиной традиционно широко используется в Русской православной церкви.

В настоящее время он также широко используется в Польской православной церкви и Православной церкви Чешских земель и Словакии, получивших автокефалию от московского патриарха в 1948 и 1951 годах соответственно.

Данный крест спорадически используется в Константинопольской православной церкви (широко используется в Американской карпаторосской православной епархии, основанной в 1938 году) и Сербской православной церкви.

Совет

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещался на гербе Русского государства с 1577 по 1625 год, когда был заменен на третью корону. На некоторых летописных миниатюрах и иконах русские воины несут красные или зелёные (возможно синие) стяги с изображением креста-Голгофы. На знамёнах полков XVII века также помещался голгофский русский православный крест.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещается на флагах православно-монархической диверсионно-террористической организации Братство русской правды и ультраправой националистической организации Русское национальное единство.

Флаг Братства русской правдыМеталлический крест, характерный для старообрядчестваКрест русского православного священникаСовременный памятник Кириллу и Мефодию, Ханты-Мансийск.Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.Могильный крест на кладбище Холковского монастыряСвидник (Словакия) — перед входом в церковьБелосток (Польша) — на куполах церкви Святого ДухаДжонстаун (штат Пенсильвания, США) — перед собором Христа Спасителя Американской карпаторосской православной епархииФлаг РНЕ

Галерея использования символа креста
Битва на Куликовом поле в 1380 г. Из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век.Герб России с печати Ивана IV, 1577 год.Герб России с печати Фёдора Ивановича, 1589 год.Ротное знамя 9-й роты солдатского полка, XVII век, в левом верхнем углу русский крест.Сотенное знамя, 1696—1699

Примечания

  1. 1 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Тихвинский листок. — № 41. — 27.9.2017.
  2. Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня После Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля // Ахтубинские епархиальные ведомости. — № 7 (48), июль — октябрь 2017. — С. 7.
  3. Юсупов С. Э. Словарь терминов архитектуры. — Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 185.
  4. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. С. 314.
  5. Лебедев В. Державный орел России. — Родина, 1995. — С. 99.
  6. Православный календарь на 2016 год. — Litres, 2017. С. 87
  7. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 147.
  8. Архиепископ Афанасий (Мартос). Восьмиконечный русский крест // Миссионерский Листок. № 144. — Свято-Троицкая православная миссия, 2003.
  9. Ryskt kors, Nationalencyklopedin.
  10. Kors, Store norske leksikon
  11. 1 2 Liungman, Carl G. Symbols — Encyclopedia of Western Signs and Ideograms. — Ionfox AB, 2004. — P. 140. — ISBN 978-91-972705-0-2.
  12. Milo D. L. The Ankh: Key of Life. — Weiser Books, 2007. — P. 13.
  13. Mori J. Crosses of Many Cultures. — Harrisburg, 1998. — P. 38.
  14. Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Дапаможнік для вучняў / Уклад. Б. А. Лазука. — Мн.: Беларусь, 2001. — С. 73.
  15. Белы А. Крыж Еўфрасінні Полацкай // Наша Слова. — № 29 (817), 1 жнiўня 2007.
  16. Thomas R. M. Manitou and God: North-American Indian religions and Christian culture. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 121—122. ISBN 978-0-313-34779-5.
  17. Koch R. The Book of Signs. — New York, 2000. — P. 17
  18. Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbols. — New York London, 2000. — P. 71.
  19. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, Vol. 1. / Ed. Colum Hourihane. — OUP USA, 2012. — P. 221.
  20. Joseph L. Young. Mosaics: principles and practice. — Reinhold, 1963. — P. 99.
  21. 1 2 Chwalkowski F. Symbols in Arts, Religion and Culture: The Soul of Nature. — Cambridge Cholars Publishing, 2016. — P. 112
  22. Гарошка Л. Баўгарскі ўдзел у пашырэньні хрысьціянства між усходніх славянаў // Божым Шляхам. — № 1-6 (76-81). — 1957. — С. 27.
  23. Benker S. Liturgische Geräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen / Objets liturgiques, croix et reliquaires des eglises chretiennes. — Walter de Gruyter, 2011. — S. 68.
  24. Etzold A., Türk W. Der Dorotheenstädtische Friedhof: die Begräbnisstätten an der Berliner Chausseestrasse. — Berlin: Ch. Links Verlag, 2002. — S. 60.
  25. Das Bildwörterbuch: Die Gegenstände und ihre Benennung. — Bibliographisches Institut, 2011. — S. 283.
  26. Eyth K., Meyer F. S. Die Dekorationsmalerai mit besonderer… — Leipzig, 1896. — S. 317—318.
  27. Bischoff E. Die Festdekoration in Wort und Bild. — Leipzig, 1897. — S. 452, 462
  28. Lonsdale A. Do I Kneel or Do I Bow? — Kuperard, 2010. — P. 87.
  29. Boyles D., Stebben G. The Pocket Professor Religion: Everything You Need to Know about Religion. — Simon and Schuster, 1999. — P. 116.
  30. Keene M. New Steps in Religious Education: Teacher’s Support. — Nelson Thornes, 1999. — P.
  31. Becker, U. The Continuum encyclopedia of symbols. — Continuum International Publishing Group, 2000. — P. 71. — ISBN 978-0-8264-1221-8.
  32. McGuckin, J. A. Cross // The encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity / John Anthony McGuckin. — John Wiley and Sons, 2011. — Vol. 1. — P. 170. — ISBN 978-1-4051-8539-4.
  33. Ogechukwu, N. The Secret Behind the Cross and Crucifix. — Strategic Book Publishing, 2009. — P. 19. — ISBN 978-1-60693-367-1.
  34. Большая Российская энциклопедия. — Т. 15: Конго — Крещение. — М.: БРЭ, 2010. — С. 700.
  35. Андреева В. и др. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. — М., 2004.
  36. Фещин А. Довірся Хресту // Християнский голос. — 2002. — № 18 (2854). — С. 232.
  37. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 149.
  38. Shpakovsky V., Nicolle D. Armies of Ivan the Terrible: Russian Troops 1505-1700. — Osprey Publishing, 2006. — P. 23. — ISBN 978-1-84176-925-7.
  39. Бурштын Я. Ірына Дубянецкая: Дзякуючы намаганням РПЦ пачынае мяняцца культурны ландшафт Беларусі (Фота і відэа) // Служба інфармацыі «ЕўраБеларусі», 16 ліпеня 2016 г.
  40. Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыкл. даведнік — Мн.: БелЭн, 2001. — С. 168.
  41. 1 2 Православные кресты: как разобраться в значениях, Портал «Православие и мир» (30.9.2011). Проверено 21 февраля 2018.
  42. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 133.
  43. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий / В. И. Плужников. — М.: Искусство, 1995. — С. 137.
  44. Unicode Character ‘ORTHODOX CROSS’ (U+2626)
  45. Available Emblems of Belief for Placement on Government Headstones and Markers. Emblem 5 — RUSSIAN ORTHODOX CROSS, Верховный суд США
  46. 1 2 3 Грибов А. (идея), иеромонах Харитон Просторов (составление). Православие для всех. — Кострома: Авенир-Дизайн, 2000. — С. 142, 143. — 392 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-93374-032-2.
  47. Илл. 130. Сотенное знамя 1696—1699 г // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова. — Т. 1.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/pravoslavnyj-krest-s-polumesyatsem/

Что находится в основании креста на куполе?

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца.

Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.

Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр.

6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда.

Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

Обратите внимание

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Церковный Вестник

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/chto-naxoditsya-v-osnovanii-kresta-na-kupole/

Что означает полумесяц на православном кресте

17.12.2020
Как известно у каждой веры есть отличительная черта, благодаря которой можно ее друг от друга отличить. Для православия – это крест, а вот для исламской веры – это полумесяц со звездой внутри.

Но есть такие символы, которые по своему виду не похожи на традиционные элементы веры.

Одним из элементов, который заставляет задуматься о единстве веры – это крест поры Никона, на котором находится полумесяц под крестом.

Немного истории

Важно

Православный крест с полумесяцем (цата) очень часто можно встретить на крыше храма. Нужно отметить, что он не имеет ничего общего с мусульманской верой. Кресты на котором изображены цаты как правило украшают древние храмы такие как Покровская Церковь, Димитриевский Собор во Владимире.

Еще с древних времен полумесяц являлся символом Византийского государства. Только после того как Константинополь был завоеван турками, этот символ стал эмблемой Османской империи. Существует несколько версий похождения православного христианского креста с полумесяцем внизу, значение этого символа согласно версий немного отличается:

Знак не является полумесяцем. Это символ христианства, который был утвержден утверждён Константином Великим, который был подтверждением того, то православная вера стала главной в государстве.По другой версии полумесяц означает Вифлеемские ясли, в которых был найден младенец Христос.

Элемент, на кресте, который напоминает собой полумесяц согласно очередной версии символизирует евхаристическую чашу, в которой находилось тело Иисуса Христа.Существует еще одна версия значения и появления такого элемента. Она гласит о том, что цата является символом корабля, ведомого Христом Спасителем. По этой версии крест выступает в качестве паруса.

В свою очередь церковь плывет под этим парусом к спасению в Божье Царство.

Какая бы с версий не была бы настоящей можно сказать одно наверняка что означает полумесяц на кресте, смысл этому каждое поколение вкладывало свое. И он является главным символом православной веры.

Значение полумесяца на кресте

Цата или как его еще называют полумесяц – это символ достаточно сложный и неоднозначный. Согласно истории христианства, на него наложено много различных положительных отпечатков. Современная православная вера трактует значение что это не полумесяц, а якорь, который является знаком твердой веры.

Свидетельствованием такой трактовки можно найти и в Библии. А именно в Послании к Евреям. Здесь православная христианская вера названа крепким и надежным якорем в бушующем мире. Но, в древние времена данный символ стал символом царской власти. Поэтому, в те времена устанавливали крест с полумесяцем на церкви и храмы.

Неправдивое значение

Многие веряни в поисках истинны значения полумесяца очень часто связывают знак с мусульманской верой. Объясняя это тем, что таким образом христианская вера демонстрирует то, что она находится выше чем мусульманская религия. На самом деле это далеко не так. И такое убеждение является гарантировано ошибочным.

Так как знак в виде полумесяца стал символом исламского вероисповедания только в 15 веке, а первое изображение креста с цатой в православном мире зафиксировано согласно памятной даты в 6 веке. Этот знак впервые был найден и зафиксирован на стене синайского монастыря Святой Екатерины, молитвы о замужестве о семье, которой помогают многим верующимобрести желанное.

Но вот то, что мусульмане заимствовали этот знак из Византии никто, не спорит и это является фактом. Многие источники ведают единое мнение о том, что знак мусульманской веры в виде звезды и полумесяца использовали племена Сибири для поклонения солнцу, луне и языческим богам.

Различие крестов в православной вере

Что означает полумесяц на православном кресте описано выше. Но следует также отметить, что в православии существует очень много разновидностей крестов. Поэтому форма креста, которая установлена на православных старых храмах является не единой.

Как известно, в католической вере используется четырехконечный крест, а у православной веры их намного больше. На монастырях нашей веры не редко можно встретить крест святого Лазаря. Как известно он имеет 8 конов. Но на нем также знак полумесяца подтверждает надежную и твердую православную веру.

Источник: https://elitsy.ru/profile/24371/1495682/

Что означает полумесяц на кресте православном

Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его — crux immissa (крест вбитый).

В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться.

Совет

Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19).

Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа.

Есть еще толкование: полумесяц — Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя — символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).

И еще о кресте с полумесяцем с сайта http://pravmir.ru

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста.

Какое значение несет в себе этот символ?Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Все это дает право считать, что цата на кресте ― символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности ― от Христа и первых веков христианства ― к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).

Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл ― избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» ― в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму ― например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы.

Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Обратите внимание

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие ― например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Материал прислала Ирина Кузнецова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник:

Полумесяц на православном кресте или цата

Полумесяц на православном кресте или, если называть его правильно, цата символизирует собой символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.

Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает православным верующим о том, что этот храм принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Полумесяц-цата,  как элемент церковной утвари, символизирует чин Царства и первосвященства.

Полумесяц на православном кресте не имеет ни малейшего отношения к исламу или некоей победе над мусульманами. Православные кресты с цатой-полумесяцем водружали еще на древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

 Видимо, поэтому цата помещена на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века как символ великокняжеского достоинства .

Кроме этого, в святоотеческой традиции встречаются и другие значения полумесяца на православном кресте.

Например:

  • люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа,
  • евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово,
  • корабль церковный,
  • купель крещальная

Иногда полумесяц или цата изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Также ее можно встретить и на других древних русских иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы.

Это позволяет сделать вывод, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Иногда православный крест на храме с полумесяцем бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).

Важно

Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Материал создан: 17.07.2014

Источник:

Что означает полумесяц на крестах церквей

Отличительной чертой любой оформившейся религии исследователи считают ее символы. Для православия – это крест, для ислама – полумесяц со звездой внутри. Но есть некоторые символы, которые заставляют задуматься о, вероятно, утраченном единстве этих конфессий – старый христианский крест поры Никона с полумесяцем в основании.

Конфессии используют множество форм крестов. Так, крест староверов имеет округлые формы, католический строго геометричен и имеет четыре луча, крест в православии – восьмиконечный, включающий в себя две параллельные горизонтальные перекладины и третью нижнюю косую, которая вероятно обозначает подставку для ног.

Этот крест считается наиболее приближенным к тому, на котором был распят Иисус. Другая распространенная форма креста, которую часто можно встретить на куполах христианских храмов, это крест с полумесяцем.

Существуют версии, что полумесяц показывает связь между христианством и исламом, либо между христианством и язычеством, так как этот символ существовал как в той, так и в другой религии. Также имеет место быть версия о том, что крест с полумесяцем показывают, что существовала эпоха, когда ислам и православие были единой религией.

Впрочем, многие теологи считают, что полумесяц (цата) на кресте не имеет отношения к мусульманскому символу. И на самом деле это руки, сложенные вместе, чтобы поддержать символ православной веры.

В некоторых текстах Средневековья говорится о том, что цата – это ясли Вифлеемские, принявшие в свои объятия младенца Иисуса, а также, что это чаша евхаристическая, которая приняла тело Иисуса.Приверженцы семиотики считают, что полумесяц – это на самом деле не полумесяц, а кораблик, а крест – это парус.

И этот корабль с парусом символизируют Церковь, которая плывет к спасению. Примерно такого же содержания объяснение в Откровении Иоанна Богослова.Очень интересна версия, которая рассказывает, что изображение полумесяца указывает на то, что Иисус был на Востоке.

Совет

Оказывается, есть косвенные признаки того, что Иисус действительно был на Востоке в промежутке жизни между 12 и 30 годами (это период его жизни, который неизвестен ученым, т.е. где в это время Иисус жил, чем занимался). В частности бывал он на Тибете, что доказывает схожесть его слов с древневосточной философией того времени.

Историки иначе относятся к кресту с цатой, утверждая, что полумесяц был официальным государственным знаком Византии, завоеванной в 1453 году турками, которые и заимствовали цату, сделав его знаком Великой Османской империи.

Распечатать

Что означает полумесяц на крестах церквей

Источник:

почему на некоторых крестах православных церквей присутствует полумесяц см. фото

почему на некоторых крестах православных церквей присутствует полумесяц см. фото

  1. Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год) , Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

    Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

    Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

    Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в Царственном летописце XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца.

    Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.

    Кроме того, из глубокой древности от Христа и первых веков христианства к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий (Евр. 6, 18-19).

    Этот якорь , одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

    На куполах храма Софии Вологодской (1570 год) , Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год) , храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

    Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

    Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век) , собор Святой Софии в Киеве (1152 год) , Успенский собор во Владимире (1158 год) , церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

    Обратите внимание

    Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

    Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

  2. я думаю крест и полумесяц както связаны
  3. Запрестольный Крест может быть разной формы, но непременно должен иметь на себе образ Распятия Христова. Здесь следует сказать о догматических значениях форм Креста и различных изображений Распятия. Есть несколько основных форм Креста, приемлемых Церковью.

    Крест четырехконечный, равносторонний, есть знамение Креста Господня, догматически означающее, что ко Кресту Христову равно призываются все концы вселенной, четыре стороны света.

    Крест четырехконечный с удлиненной нижней частью выделяет представление о долготерпении Божественной любви, отдавшей Сына Божия в крестную жертву за грехи мира.

    Крест четырехконечный с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх, — очень древний вид Креста. Чаще всего такие кресты ставились и ставятся на куполах храмов. Крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем в Царство Божие.

    Крест восьмиконечный имеет одну среднюю перекладину длиннее других, над ней одну прямую короче, под ней тоже короткую перекладину, один конец которой поднят и обращен на север, опущенный-обращен на юг. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

    Нижняя перекладина — подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение.

    Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой-это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо.

    Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

    Важно

    В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста.

    Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.

  4. Полумесяц-это Не полумесяц, а иудейская жертвенная чаша для слива крови. Обратитесь к символам иудаизма и все поймете. В эти кресты они умудрялись воткнуть и звезды давида-магендавиды. Жидовство это все в христианстве.
  5. Это символ победы над турками. Как бы крест над полумесяцем, ну смысл думаю понятен.
  6. Официальное объяснение православной церкви таково — поверженный полумесяц, присутствующий на церковных крестах означает победу Христианства над Исламом.
  7. 1. Восьмиконечный крест — классический древлеправославный.
    2. Полумесяц в основании креста символизирует Матерь Божию.

Источник: http://pravoslaviee.ru/drugoe/chto-oznachaet-polumesyats-na-kreste-pravoslavnom.html

Полумесяц на православном кресте: объяснение символа

История христианской религии перешагнула рубеж в два тысячелетия. За это время символика церкви стала неочевидной без дополнительных знаний для ее прихожан.

Люди часто задаются вопросом о том, что символизирует полумесяц на православном кресте.

Поскольку в религиозном символизме сложно достичь абсолютной конкретики, попытаемся рассмотреть все версии, чтобы составить правильное мнение по этому вопросу.

Крест как особенный символ существовал в разных культурах еще до появления христианства. К примеру, у язычников этот знак символизировал солнце. В современной христианской трактовке остались отголоски этого значения. Для христиан крест является солнцем истины, что дополняет олицетворение спасения после того, как был распят Иисус Христос.

В этом контексте значение полумесяца на православном кресте можно понимать как победу солнца над луной. Это аллегория победы света над тьмой или дня над ночью.

Полумесяц или лодка: версии происхождения знака

Существует несколько версий, что именно символизирует полумесяц на православном кресте. Среди них выделим следующие:

  1. Этот знак − вовсе не полумесяц. Существует еще один древний символ, который визуально похож на него. Крест как символ христианства был утвержден не сразу. Константин Великий утвердил христианство как главную религию Византии, а для этого потребовался новый узнаваемый символ. А первые три века могилы христиан украшали другие знаки − рыба (по-гречески «ихтис» − монограмма «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»), оливковая ветвь или якорь.
  2. Якорь в христианской религии также имеет особое значение. Под этим знаком понимают надежду и незыблемость веры.
  3. Также Вифлеемские ясли напоминают собой полумесяц. Именно в них нашли Христа младенцем. Крест при этом опирается на рождение Христа и произрастает из его колыбели.
  4. Евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христа, может подразумеваться под этим знаком.
  5. Это и символ корабля, ведомого Христом Спасителем. Крест в этом смысле − парус. Церковь под этим парусом плывет к спасению в Царстве Божьем.

Все эти версии в какой-то мере соответствуют истине. Каждое поколение вкладывало собственный смысл в этот знак, столь важный для верующих христиан.

Что означает полумесяц на православном кресте

Полумесяц − символ сложный и неоднозначный. Многовековая история христианства наложила на него множество отпечатков и легенд. Так что означает полумесяц на православном кресте в современном понимании? Традиционная трактовка заключается в том, что это не полумесяц, а якорь − знак твердой веры.

Свидетельство этому утверждению можно найти в библейском Послании к Евреям (Евр 6:19). Здесь христианская надежда названа безопасным и крепким якорем в этом бушующем мире.

Но во времена Византии полумесяц, так называемая цата, стал символом царской власти. С тех пор храмовые купола стали украшать крестами с цатой у основания, чтобы напомнить людям о том, что Царь Царей владеет этим домом. Иногда этим знаком украшали и иконы святых − Пресвятой Богородицы, Троицы, Николая и других.

Ложные трактовки

В поисках ответа на вопрос о том, почему на православном кресте полумесяц находится внизу, люди нередко связывают этот знак с мусульманством. Якобы христианская религия таким образом демонстрирует свое возвышение над мусульманским миром, попрание полумесяца крестом. Это в корне неверное убеждение.

Полумесяц стал символизировать исламское вероисповедание только в XV веке, а первое зафиксированное изображение христианского креста с полумесяцем относится к памятникам VI века. Этот знак был найден на стене знаменитого синайского монастыря имени Святой Екатерины.

Гордыня, угнетение другой веры противоречит главным принципам христианства.

Полумесяц и звезда

С тем, что мусульмане заимствовали из Византии знак полумесяца, не спорят и они сами. Полумесяц и звезда старше мусульманства на несколько тысяч лет.

Многие источники сходятся во мнении, что это древние астрономические символы, которые использовали среднеазиатские и сибирские племена для поклонения солнцу, луне и языческим богам.

Ранний ислам также не имел основного символа, они были приняты несколько позднее, как и у христиан. Полумесяц на православном кресте появился не ранее IV-V веков, и это нововведение имело политический подтекст.

Полумесяц и звезда стали ассоциироваться с мусульманским миром только со времен Османской империи. По легенде, Осман — ее основатель, увидел сон, в котором полумесяц поднялся над землей от края до края. Тогда в 1453 году после завоевания турками Константинополя Осман сделал полумесяц и звезду гербом своей династии.

Различия крестов в христианских конфессиях

Вариаций крестов в христианстве существует великое множество. Сие неудивительно, поскольку это одна из самых многочисленных конфессий − к ней себя относят около 2,5 миллиарда людей во всем мире. Мы уже выяснили, что означает полумесяц на кресте православного храма, но это не единственная его форма.

Принято считать, что в протестантизме и католицизме крест всегда имеет 4 конца. А у православного или ортодоксального крестов их больше. Это не всегда точное утверждение, поскольку даже Крест папского служения выглядит иначе, нежели 4-конечный.

На наших монастырях и церквях устанавливают крест святого Лазаря, а он 8-конечный. Также подчеркивает твердую веру полумесяц на православном кресте. Что значит косая перекладина под горизонтальной? На эту тему есть отдельное библейское предание. Как мы видим, христианские символы не всегда можно понимать буквально, для этого стоит более глубоко вникнуть в историю мировой религии.

Источник: https://autogear.ru/article/317804/polumesyats-na-pravoslavnom-kreste-obyyasnenie-simvola/

Полумесяц на православном кресте

Что символизирует полумесяц на православном кресте? Казалось бы, полумесяц является символом исламской веры, а значит, он не может украшать православный крест. Каковы основные версии о происхождении полумесяца? Имеет ли он отношение к мусульманству? Что символизирует этот знак? Эта статья содержит версии и ответы на данные вопросы.

Заблуждение о «мусульманском» происхождении полумесяца

Широко распространено ошибочное мнение, что полумесяц якобы символизирует победу Руси над монголо-татарскими завоевателями, исповедовавшими ислам.

Такая трактовка появилась еще в советские времена, когда было выгодно искажать суть религиозного учения из-за господства идеологии марксизма-ленинизма. Возможно, такую ошибочную версию о полумесяце вам рассказал экскурсовод. Не стоит доверять словам такого гида.

Это заблуждение появляется во многих изданиях, о нем нередко пишут интернет-ресурсы, но оно абсолютно противоречит истине.

Совет

Эту «теорию» очень легко опровергнуть: уже в Церкви Покрова на Нерли, построенной в 1165 г., присутствует изображение полумесяца. Этот знак изображается на иконах (например, иконы Николая Чудотворца).

Полумесяц как символ в православной вере появился задолго до распространения ислама. Еще до принятия Константином Великим христианства как официальной религии Римской империи (IV век н.э.) полумесяц уже использовался первыми христианами.

Он не символизирует ни мусульманство, ни свержение монгольского владычества на Руси.

Происхождение полумесяца

Христианская вера пришла на Русь из Византийской империи. Правильное название полумесяца – «цата». В Византийской империи цата была символом неограниченной власти императора.

Греки изображалиполумесяц на православном кресте, чтобы указать на то, что он принадлежит Иисусу Христу, который является Царем всех царствующих. Византийский же император подразумевался как наместник Христа на земле.

Примечательно, что одна из причин выбора христианства Владимиром Святославовичем – неограниченная власть монарха, основанная на христианской концепции Византии.

Цата являлась одной из частей святительского облачения Николая Угодника.

Стоит отметить, что Османская империя «унаследовала» этот символ от Византии и только тогда он стал использоваться турками.

Основные версии

В действительности не существует истинной версии касательно происхождения полумесяца. Возможно, объяснение было утеряно в течение долгих лет развития религии. Отсутствует единственно верный ответ на вопрос о предназначении полумесяца. Версий существует множество.

Вот лишь некоторые из существующих теорий:

  1. Многие считают, что полумесяц изображает «якорь», за который могут ухватиться верующие люди в пору невзгод и трудностей. Это мнение основывается на словах апостола Павла. Крест и полумесяц символизируют надежду, Божий корабль спасения.
  2. Некоторые священнослужители трактуют цату как декоративный элемент. На иконах можно встретить золотые, серебряные украшения, выполненные в форме полумесяца. Согласно такой точке зрения, сначала цата использовалась как шейная гривна (украшение в форме обруча, которое носится на шее). Сначала цату носили великие князья, чтобы подчеркнуть свою знатность, затем она стала изображаться в иконописи, а впоследствии перешла и в архитектуру, то есть стала изображаться на кресте.
  3. Существует версия, относящаяся к временам гонимого и катакомбного христианства в первые века существования религии. В то время нельзя было открыто выражать свою приверженность христианской вере, и люди искали способы, как носить ценные символы веры, не привлекая к себе излишнего внимая и не усугубляя гонений. Верующие носили брошки, имеющие форму якоря. Нехристиане не воспринимали такой символ как приверженность к Христу, а верующие благодаря такому способу могли сохранять веру.

Итог

Однозначного ответа на вопрос «Что символизирует полумесяц на православном кресте и почему он там находится?» нет. Доподлинно установлено, что цата не имеет никакого отношения к исламу. Мы не знаем истинное происхождение полумесяца.

Возможно, он символизирует «якорь спасения» или относится к временам катакомбного христианства, когда верующие скрывали свою веру. Может быть, цата использовалась как эстетически-декоративный элемент, происходящий от шейной гривны.

 Священнослужители, религиоведы высказывают разные предположения. Вам решать, какой теории придерживаться.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1185180557496290154/polumesyats-na-pravoslavnom-kreste/

Ссылка на основную публикацию