Записки о здравии и о упокоении: как правильно написать плюс образец
В настоящее время множество людей обратились к православной церкви, и это, конечно, радует. Но с другой стороны, новообращенные не знают всех тонкостей церковных обычаев и правил поведения в церкви.
Поэтому им надо где-то почерпать свои знания, и эта статья — в помощь новообращенным. В ней будет рассказано о том, как правильно писать записки. Как известно, они бывают двух видов: о здравии и об упокоении. На некоторых приходах принято самим писать записки, даже для молебнов и сорокоустов.
Записка о здравии
Так выглядит бланк записки.Все хотят иметь крепкое здоровье и желают его своим близким, поэтому одно из главных прошений на молитве — о здравии своем и своих родных.
По учению православной церкви таинственным образом Господь знает каждого человека лично, и знает того, о котором возносится молитва.
Поэтому фамилии и отчества не пишутся в церковных записках. Надо просто написать имена тех людей, которым мы желаем здоровья и долгой жизни.
Если имена встречаются схожие, как в мужском роде, так и в женском (например, Александр и Александра, Евгений и Евгения), то желательно для уточнения указать в скобочках — муж. или жен.
Конечно, можно и дома поминать своих родных на молитве, просить у Бога им здравия, но церковная молитва считается выше и важнее. Кроме того, записки читаются священнослужителями в алтаре перед Престолом Божиим. За тех людей, имена которых написаны в записках, совершается бескровная жертва в алтаре.
Божественная литургия состоит из нескольких частей, на которых вспоминается земная жизнь Спасителя. Начинается эта служба с проскомидии, на которой священник вынимает частички из просфоры, называя те имена, которые написаны в записках.
При этом священнослужитель просит Бога простить грехи этих людей, живых или умерших. Затем эти частички опускаются в Святую Чашу. Это и есть — бескровная жертва.
Поминовение на Литургии бывает также сугубое:
- Обращение к Богу поможет излечиться от болезни.об исцелении тяжко болящих (называется «Врачу душ и телес»);
- благодарственное (благодарение Бога за какое-либо событие, исполнение просимого);
- благословение на всякое доброе дело (перед началом важного предприятия);
- о путешествующих;
- о мире и т.д.
Для таких особых прошений также пишутся записки с именами тех людей, за которых просят. Есть различия в том, как писать имена взрослого человека и маленького ребенка. До семилетнего возраста церковь называет человека «младенец», от семи лет до четырнадцати — отрок, от четырнадцати лет — уже раб или раба Божия.
Поэтому если пишется имя ребенка до семи лет, надо перед именем сделать пометку — «мл» (что значит — «младенец»), если пишем имя ребенка от семи лет до четырнадцати, то делается пометка — отр. (значит — «отрок» или «отроковица»).
Слова раб Божий или раба Божия перед именем писать необязательно. Если пометки не будет перед именем, значит, батюшка поймет, что поминается взрослый человек. Иногда можно поставить перед именем пометку «бол.», это значит, что имеется ввиду болящий человек (смотрите на фото образец такой записки о здравии). Но и это делать совсем не обязательно.
Образец записки о здравии
Для сорокоустов в церкви имеются особые бланки, на которых сверху написано «сорокоуст».
Это поминание отличается от обыкновенного тем, что имя человека, указанное в записке, будет поминаться на Божественной Литургии в течение сорока служб, т.е. сорок раз будет вынута частичка с поминанием о здравии этого человека.
Также есть в церкви годовые поминания, т.е. имя человека будет поминаться на молитве в церкви в течение всего года. Для таких поминаний тоже имеются отдельные бланки. Если же таких бланков нет, то на обычной бумаге можно сверху написать: «годовая» или «сорокоуст».
Но обычно такие пометки делают работники церковной лавки, надо просто им объяснить, какое поминание заказывается.
Еще есть поминание о здравии на специальных молебнах.
Молебны бывают:
- о здравии;
- благодарственный;
- перед начинанием всякого дела;
- о путешествующих;
- перед родами жене;
- об отроках, плохо учащихся;
- о примирении находящихся во вражде и др.
В записках на молебен тоже пишется имя человека, о котором надо помолиться. Вид молебна указывается самостоятельно сверху на записке, или это напишет работник церковной лавки (смотря на то, как это принято в отдельно взятом приходе).
В церкви поминаются имена только крещеных людей в православной церкви, т.е. прошедших Таинство Крещения. Некрещеных людей следует поминать дома, но в церкви подавать за них записки нельзя.
Об упокоении
Православное учение о загробной жизни гласит, что после смерти каждая душа получает соответственную участь, которую заслужила во время земной жизни. За многие грехи человек может отправиться в ад, но всякую душу можно вымолить после смерти. Молиться об усопшем должны живые родственники и знакомые. Именно поэтому в церкви подаются записки об усопших.
Поминание усопших в церкви бывает нескольких видов:
- Записка об упокоении подается на всех православных крещеных людейна проскомидии;
- на панихиде;
- чин отпевания;
- лития;
- на Литургии во время ектеньи об усопших.
На проскомидии поминание тоже бывает нескольких видов:
- годовая;
- сорокоуст;
- обычная обедня.
Подавая записку в церковь об умерших родственниках, надо уточнить, какое именно поминание имеется в виду (панихида или проскомидия и т.д.). После смерти сразу обычно служится лития или панихида, на третий день уже можно служить отпевание (в некоторых случаях покойника можно отпевать сразу же).
Лития — это сокращенный вариант панихиды. Обычно на третий, девятый и сороковой день служится панихида или лития.
Образец записки о упокоении
Отпевание — это главная заупокойная служба, при которой священником читается молитва о разрешении души от тела (разрешительная молитва).
В церкви не разрешается поминать некрещеных усопших и самоубийц. За них нельзя подавать записки в церковь, но можно молиться за них дома. Это касается и умерших без крещения младенцев.
Также существуют особые дни для поминовения усопших, они называются «родительскими субботами». Таких дней в году несколько (Дмитриевская родительская суббота, Троицкая и т.д.). В этот день принято служить литии на кладбище и в церкви, а также подавать продукты для поминания.
Если неизвестно, был ли усопший крещен, и это невозможно выяснить, то лучше не подавать за него записки в церковь, а поминать дома.
Если покойник не был отпет, то прежде чем подавать за него записки, лучше заказать заочное отпевание.
Отличие простой и заказной записки
Простая записка обычно читается в народе во время ектеньи о живых и об усопших, она не попадает в алтарь. Заказная же обязательно читается в алтаре, при этом вынимается частичка на проскомидии за этого человека, имя которого указано.
Заказные записки бывают:
- годовая;
- сорокоуст;
- обедня.
Как рисовать крест на записках
Обычно сверху на записках рисуется восьмиконечный крест, на некоторых бланках он уже имеется. На самом деле рисовать его совсем не обязательно.
Имена в записках
Что делать, когда хочется помянуть в церкви всех родственников? Обычно в простой записке указывается любое количество имен. Иногда даже приобретаются специальные книжечки — помянники, куда вписываются имена всех родственников и знакомых.
В заказных записках можно писать ограниченное количество имен. Обычно это — пять или шесть имен.
Можно заказать молебен Господу Иисусу Христу или Пресвятой Богородице. Ниже перечисляются имена людей, о которых возносятся прошения. Например: благодарственный молебен Господу Иисусу Христу о Николае.
Если молебен нескольким святым, то надо писать их на разных записках.
Имена людей в записках надо писать в том варианте, который написан в святцах. Т.е. не «Наташи», а «Натальи», не «Ивана», а «Иоанна», не «Полины», а «Аполинарии», не «Прасковьи», а «Параскевы».
На самом деле, правила написания церковных записок не так уж сложны. При затруднениях можно обратиться в церковную лавку, где все объяснят и помогут. Самое главное, это — желание помолиться за своих близких.
Источник: https://verovat.com/pravila/kak-napisat-zapisku-v-tserkvi.html
Поминальные записки (Дополнение)
О ком можно подавать записки?
— любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют подавать записку о нем.
О ком нельзя подавать записки?Церковь не поминает следующих людей:- самоубийц;- не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);- усопших, причисленных к лику святых:• например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас;
— убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие.
Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:- при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;- и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение:• для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц;
— отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным.
Возможное поминовение самоубийц дома:
— Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:- вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже
молитва за него.
Порядок написания имен в поминальных записках:- желательно – разборчивым почерком. Лучше всего – печатными буквами;- имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения и уменьшительно-ласкательных форм;- имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии, об упокоении «кого?»;- все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах:
• если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах (не православное имя; имя, придуманное в советский период), то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в Православие и, какое имя ему было дано при крещении.
Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;
• если выяснить имя, данное при крещении, не представляется возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен в Православие, то можно указать его не православное имя (светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника информацию о том, что поминаемый человек был крещен — (крещ.);
• если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его в своих частных молитвах.
— если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти), пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее.
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:- первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:• патриарха …., митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита …., протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея …., архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….
, диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) …., послушника (послушницы) ….; чтеца ….;- далее следует имя вашего духовного отца — священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;- затем перечисляются детские имена:• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;• отрока (отроковицы)….
– это ребенок от 7 до 14 лет;- теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян: сначала мужские имена, а затем женские:• ваши родители;• свое имя;• имена членов вашей семьи, близких и родных;• имена ваших благодетелей;• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете-спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.
В какой период службы лучше всего подавать записки?
— чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии (т.е. до 8.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне, с вечера (см. расписание).
Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:- не указываются:• фамилии и отчества,• звания и титулы,• степени вашего родства;- не пишется «старица»/ «старец», а указывается конкретный титул поминаемого вами священнослужителя;- в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):• воина;• болящего — (болящ.);• путешествующего – (путеш.);• заключенного – (закл.);• заблудшего – (забл.);• страждущего – (стражд.);• озлобленного – (озлоб.);• учащегося – (учащ.);• скорбящего – (скорб.);• беременной (непраздной) – (непразд.).- в записках «Об упокоении» не пишут:
• убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души усопшего;
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:- в записках «Об упокоении» добавляют:• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины;• приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату:— день смерти,— день именин
— и день рождения усопшего.
Сроки записок о поминовении в нашем Храме?В нашем Храме вы можете подать записку:- о единоразовом поминовении;
— о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.
Записки подаются для поминовения:- на проскомидии. Подается обычная записка:• «О Здравии»,• «Об упокоении»;- на сугубой ектении. Подается заказная записка:• «О Здравии»:— за путешествующих или тяжко болящих членов прихода,— когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела.
• «Об упокоении»:— только о новопреставленных и только на заупокойной литургии;— в воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой»не совершается;- на молебне. Подается заказная записка:• «О Здравии»;- на сорокоусте.
Подается заказная записка:• «О Здравии»,• «Об упокоении»;- на панихиде. Подается заказная записка:
• «Об упокоении».
Краткое описание поминовения на проскомидии:- Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причащения;- поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения во всеуслышание;- сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв, священником вынимаются частицы и укладываются в определенном порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель):• «Агничная» частица служит для Причащения;• «Богородичная», вынимается в честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;• «Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых:— Иоанна Крестителя,— пророков,— апостолов,— святителей,— мучеников и преподобных,— бессребреников,— Иоакима и Анны— и того святителя, имени которого совершается литургия.Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;• из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах;• из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.- затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:»Помяни, Господи, (указывается написанное имя)«. Эти частицы также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех, чьи имена написаны в поданных записках;- частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;- следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти записки подавал. Они, после окончания Таинства Причащения, будутвнесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной» частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах возносились молитвы. Те верующие, имена которых написаны в записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
— во время поминовения живых и усопших именно в Церкви, на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые совершают и совершали поминаемые нами люди.
Просфоры, подаваемые на проскомидию:- каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы и за здравие, и за упокоение;- таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;- мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:- здравии и об упокоении — это благочестивый обычай;
— мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к. количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.
Сугубая ектенья:- ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;- заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;- на записке необходимо написать:• «Сугубая ектенья»;• указать случай, по которому вы просите молитв общины:
новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей, путешествующего/ей.
Краткое описание поминовения на сугубой ектении:- имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия;- начинается сугубая (усиленная) ектения:• общий призыв к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»;• в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать их молитву и помиловать их: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;• все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужителях (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…;• Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего;• в последнем прошении диакон призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;- во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок;
— в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное, где все праведные обретают покой.
Виды Молебнов:- Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейски нуждах.- Общественные молебны — совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения детей, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.
— Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е. заказывается Вами.
При этом не забудьте сказать в Церковной лавке, какой именно:• без водосвятия;• или водосвятный — совершается малое освящение воды, после чего она раздается верующим.
— Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после утрени и вечерни (см. расписание).
Заказная записка о здравии с Молебном:- в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает имена поминаемых на ектений;- затем эти имена повторяет священник перед престолом;- после окончания литургии о них возносится молитва на молебне, особом Богослужение, при котором:• просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;• или благодарят Бога за уже полученные блага – благодарственный молебен;
— Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .
Особенности заполнения записки на Молебен:- сначала указываю, кому возносится молебен:• Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.);• Божией Матери (разным Ее иконам);• почитаемым святым;- затем пишется, о здравии он или об упокоении;
— и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Панихида:- это заупокойная треба;- она совершается только по крещенным;
— Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.
Заказная записка об упокоении с Панихидой:- в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен усопших:• диакон гласно произносит на ектений их имена,• затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,
• а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания Литургии.
Заказная записка на Сорокоуст:- Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из просфоры;- подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
— как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина.
Особенности Сорокоуста о Здравии:- в современной Православной Церкви в России укоренилась практика заказа сорокоуста о живых;- такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных Преданиях;
— Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.
Источник: https://odighitria.ru/our-temple/notes/12-pominalnye-zapiski-dopolnenie
Церковные записки: кого поминать и как правильно писать?
Каждый день верующие в утреннем правиле поминают родных, наставников, благодетелей. Огромную роль играет также прошение Церкви. В любом православном храме можно поставить свечи и написать записки. Но их написание тоже имеет свои особенности. Обо всем по порядку.
Бланк или книжечка?
Обычно церковная записка — это бланк, на котором мы пишем имена людей для поминовения в храме. Если это уже напечатанные листы, то они различаются цветами. На черных с надписью «О упокоении» принято указывать усопших людей, а на красных, соответственно с заглавием «О здравии» — за живых.
Обычно они предназначены для одноразового поминовения. Для более длительных при храмах и монастырях заводят специальные тетради.
Также есть и специальные книжечки — помянники (синодики). Их можно купить на свечном ящике либо в церковном магазине. В них принято вписывать имена родных (как живых, так и усопших), о которых вы молитесь. Синодик используют в разных целях.
Во время чтения утреннего правила, отдельных акафистов или молитв также можно стоять в храме и молиться за родных людей самостоятельно. Если человек определился с храмом, имеет духовника, то вместо постоянного написания одноразовых записок он подает в алтарь помянник.
За кого молится Церковь?
Только за тех, кто к ней принадлежит, то есть тех, кто был крещен. Если человек отошел от православной веры либо перешел в другую конфессию, то его имя нельзя указывать в записках.
Если человек в детстве и был крещен, но потом стал атеистом и противником веры, то разве Церковь может за него молиться? Он ведь отрекся от нее. Никого нельзя заставить любить…
Ни в коем случае нельзя молиться в Церкви за самоубийц (кроме тех, что имели психологические расстройства). Они сознательно отказались от жизни, которую им дал Бог, то есть воспротивились замыслу Творца. Поэтому Бог, как Любовь, а не насилие, не может принять таких людей в Небесную Церковь.
Виды записок о здравии
Не надо воспринимать это буквально и подавать список имен больных. Имеется в виду здоровье как физическое, так и духовное.
Поэтому развенчаем еще один распространенный миф. Церковная записка — это панацея от телесных недугов. Написал имя — и смертельно больной стал здоровым и пошел.
Конечно, если для спасения человека это нужно, то Бог так и сделает.
Но в первую очередь Господь думает о нашем духовном состоянии. Поэтому не надо относиться к Церкви как к бюро магических ритуалов.
Различают такие записки о здравии:
- простая;
- заказная;
- на молебен.
Простая — священник, молясь в алтаре, читает списки имен.
С заказной все намного серьезнее. Указанные люди поминаются на проскомидии.
Если вы причащались, то хорошо знаете, что в чаше присутствуют вино и хлеб — Тело и Кровь Спасителя. Так вот частички из просфор как раз вынимаются на проскомидии.
Как это выглядит? Кроме упоминания имени, за каждого человека священник вынимает частичку просфоры, погружает ее в чашу со словами «». То есть идет сильнейшая молитва: обращение ко Христу, который искупил людей Своей Кровью.
Также можно подавать записки на молебны и во время чтения акафистов. Такое поминовение не связано с Литургией. Молебны есть дополнительное прошение или благодарение Господу, Богоматери и святым.
За кого подают записки о здравии?
Обычно принято первыми в списке писать духовников, дальше — родителей, детей, родственников, потом — благодетелей, а также не забывать об обидчиках.
Но есть примечание, оно относится к заказным.
В таком списке должны присутствовать не просто крещеные (бабушка в детстве тайком решила, а человек никогда в храме не был), а в самом деле члены Церкви. Что имеется в виду? Люди, которые посещают храм и причащаются. В ином случае подавать на проскомидию людей, далеких от веры, чревато последствиями. Почему?
Вы через священника обращаетесь ко Христу: омой Своей Кровью грехи того-то. А этот человек своей жизнью свидетельствует: не хочу быть с Богом. Видите внутренний конфликт? А Господь никогда не поступает как насильник.
Церковные записки об упокоении
Молитва об усопших очень важна. В загробной жизни люди все видят и чувствуют, но лишены способности действовать. То есть они (кроме святых) не могут просить Бога за себя. Поэтому вся надежда — на молитву родных и близких.
За умерших принято также подавать простые и заказные записки, а также молиться на панихиде.
Это специальная служба только за усопших. Обычно родственники отошедшего в мир иной не только пишут имена, но и приносят в храм продукты. Почему так? Считается, что помочь умершему родственнику можно молитвой и милостыней.
А продукты с панихиды как раз предназначены для того, чтобы раздаваться служащим в храме и нуждающимся.
9 правил оформления церковных записок
- Помните, что ваш список предназначен для молитвы. С таким же чувством приступайте к его написанию.
- Пишите разборчивым почерком и крупными буквами (у многих священников со временем ослабевает зрение).
- Указывайте только крещеных, в заупокойных не указывайте самоубийц!
- Имена должны быть церковными, в полной форме и родительном падеже.
Например, Арсения, Натальи, Анатолия (а не Толи). Бывает и так, что мирское и церковное имена человека отличаются. К примеру, женщина по паспорту Анжела, а в крещении — Евгения, или мальчик Руслан, которого крестили в день памяти Андрея Первозванного и нарекли в честь святого. Если не знаете точно церковного имени человека, то не указывайте его в записках, пока не уверитесь.
- Фамилия, отчество, профессия, титул в церковной записке не указываются. Бог, которому известны наши мысли, точно знает, какого Валерия либо Гавриила вы имели в виду.
- Детей до 7 лет указывайте так — «младенца…», от 7 до 14 лет — «отрока…».
- Допускаются такие уточнения: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося», иногда — «заблудшего» (отошедший от Церкви), а также уточнения сана священнослужителей; в заупокойных — новопреставленного (до 40 дней), приснопамятного (в памятные дни).
- Пользуйтесь сокращениями: отр. Тарасия — отрока, бол. Марии — болящей, прот. Георгия — протоиерея, н. пр.
Виталия или н/п Виталия — новопреставленного.
- Желательно писать не более 10 имен в одной церковной записке, большое количество разбивают на несколько списков.
Длительные поминовения в церкви
Существуют и более длительные поминовения:
- сорокоуст — поминовения на протяжении 40 дней (как в алтаре, так и на проскомидии — надо уточнять непосредственно на свечном ящике в храме);
- полгода или год (обычно ежедневное чтение записок в алтаре на указанное время);
- Неусыпаемая Псалтырь — поминовение имен людей во время круглосуточного чтения Псалтыри. Читается только в монастырях, можно заказать на 40 дней, полгода или год. Тоже считается очень сильным. Человек молитвенно защищен 24 часа в сутки;
- В некоторых монастырях распространены 40 акафистов — имя человека упоминается 40 дней во время молитвенного прошения к Богородице и святым. При чтении акафистов Церковь приносит прошение за живых.
Во время подачи церковных записок не забывайте об одной очень важной детали: молитва Церкви действует тогда, когда и сам человек прилагает усилия. Список имен для поминания — это не индульгенция, это не попытка «поддобриться» к Богу, это не легкая дорога в рай.
Человек должен сам хотеть спасения себе и тем людям, чьи имена он указывает.
Иначе это попахивает шизофренией: я сам не в Церкви и туда не хочу, но пусть за меня и моих родных помолятся, чтобы нам было хорошо и в рай мы все-таки попали.
Источник: http://megapoisk.com/tserkovnye-zapiski-kak-oformljat
Поминальные записки (скачать)
Чтобы не спеша подготовить записки для поминания, вы можете скачать и распечатать бланки записок заранее (файлы DOC и PDF, 4 и 6 записок на странице в разных формах):
- Молебен 4 шт.doc
- Молебен 4шт..doc
Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.
Записка «О Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.
— внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим образом этому человеку не вредит.
О ком можно подавать записки?
— любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют подавать записку о нем.
О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— усопших, причисленных к лику святых:
• например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.
Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас;
— убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие.
Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение:
• для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц;
— отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным.
Возможное поминовение самоубийц дома:
— Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:
— вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже
Порядок написания имен в поминальных записках:
— желательно – разборчивым почерком. Лучше всего – печатными буквами;
— имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения и уменьшительно-ласкательных форм;
— имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии, об упокоении «кого?»;
— все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах:
• если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах (не православное имя; имя, придуманное в советский период), то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в Православие и, какое имя ему было дано при крещении.
Это имя и следует упоминать в подаваемой вами записке;
• если выяснить имя, данное при крещении, не представляется возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен в Православие, то можно указать его не православное имя (светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника информацию о том, что поминаемый человек был крещен — (крещ.);
• если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его в своих частных молитвах.
— если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти), пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее.
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
• патриарха …., митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита …., протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея …., архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона …., диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) …., послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян: сначала мужские имена, а затем женские:
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете-спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.
В какой период службы лучше всего подавать записки?
— чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии(т.е. до 8.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне, с вечера (см. расписание).
Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:
• степени вашего родства;
— не пишется «старица»/ «старец», а указывается конкретный титул поминаемого вами священнослужителя;
— в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• страждущего – (стражд.);
• озлобленного – (озлоб.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).
— в записках «Об упокоении» не пишут:
• убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души усопшего;
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:
— в записках «Об упокоении» добавляют:
• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины;
• приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату:
— и день рождения усопшего.
Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:
— о единоразовом поминовении;
— о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.
Записки подаются для поминовения:
— на проскомидии. Подается обычная записка:
— на сугубой ектении. Подается заказная записка:
— за путешествующих или тяжко болящих членов прихода,
— когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела.
— только о новопреставленных и только на заупокойной литургии;
— в воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой»
— на молебне. Подается заказная записка:
— на сорокоусте. Подается заказная записка:
— на панихиде. Подается заказная записка:
Краткое описание поминовения на проскомидии:
— Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причащения;
— поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения во всеуслышание;
— сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв, священником вынимаются частицы и укладываются в определенном порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель):
• «Агничная» частица служит для Причащения;
• «Богородичная», вынимается в честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;
• «Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых:
— мучеников и преподобных,
— и того святителя, имени которого совершается литургия.
Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;
• из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах;
• из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
— затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
»Помяни, Господи, (указывается написанное имя)«. Эти частицы также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех, чьи имена написаны в поданных записках;
— частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
— следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти записки подавал. Они, после окончания Таинства Причащения, будут
внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех богослужебных просфор).
Находясь возле Тела Господня («агничной» частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах возносились молитвы.
Те верующие, имена которых написаны в записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
— во время поминовения живых и усопших именно в Церкви, на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые совершают и совершали поминаемые нами люди.
Просфоры, подаваемые на проскомидию:
— каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы и за здравие, и за упокоение;
— таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
— мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
— здравии и об упокоении — это благочестивый обычай;
— мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к. количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.
Сугубая ектенья:
— ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;
— заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
— на записке необходимо написать:
• указать случай, по которому вы просите молитв общины:
новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей, путешествующего/ей.
Краткое описание поминовения на сугубой ектении:
— имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия;
— начинается сугубая (усиленная) ектения:
• общий призыв к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»;
• в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать их молитву и помиловать их: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;
• все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужителях (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…;
• Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего;
• в последнем прошении диакон призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
— во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед Престолом,громко называя имена из записок;
— в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное, где все праведные обретают покой.
Виды Молебнов:
— Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейски нуждах.
— Общественные молебны — совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения детей, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.
— Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е. заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в Церковной лавке, какой именно:
• или водосвятный — совершается малое освящение воды, после чего она раздается верующим.
— Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после утрени и вечерни (см. расписание).
Заказная записка о здравии с Молебном:
— в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает имена поминаемых на ектений;
— затем эти имена повторяет священник перед престолом;
— после окончания литургии о них возносится молитва на молебне, особом Богослужение, при котором:
• просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;
• или благодарят Бога за уже полученные блага – благодарственный молебен;
— Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .
Особенности заполнения записки на Молебен:
— сначала указываю, кому возносится молебен:
• Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.);
• Божией Матери (разным Ее иконам);
— затем пишется, о здравии он или об упокоении;
— и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Панихида:
— она совершается только по крещенным;
— Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.
Заказная записка об упокоении с Панихидой:
— в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен усопших:
• диакон гласно произносит на ектений их имена,
• затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,
• а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания Литургии.
Заказная записка на Сорокоуст:
— Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из просфоры;
— подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
— как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина.
Особенности Сорокоуста о Здравии:
— в современной Православной Церкви в России укоренилась практика заказа сорокоуста о живых;
— такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных Преданиях;
— Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.
Источник: http://chram-sretenie.blogspot.com/p/blog-page.html
Общие правила
Вот они – обычные церковные записки.
В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.
Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.
Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.
Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете
Имена писать не сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.
Все имена должны быть даны в церковном написании
Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.
Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены.
Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.
Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя.
Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.
Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении.
В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.
Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя.
Необходимо указывать в записках православное имя человека.
Поминая священника, мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Мы всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).
Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.
Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью.
Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Любовь, старец Николай. Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот.
Николай, а не старец Николай.
Дев. Веры – Сейчас у нас нет такого титула, как Девственница, или Дева, который был в Древней Церкви.
Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет.
А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.
Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил. Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.
Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью.
Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.
Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана: патриарха …., митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….
, протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея …., архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона …., диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) …., послушника (послушницы) ….; чтеца ….
; — далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)….
– это ребенок от 7 до 14 лет;
— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские: • ваши родители; • свое имя; • имена членов вашей семьи, близких и родных; • имена ваших благодетелей; • если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов; — по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.
В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
• беременной (непраздной) – (непразд.).
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:
• новопреставленный
— усопший в течение 40 дней после кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
•
приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)обычно обозначают в записках сокращенно п/п: — день смерти, — день именин
— и день рождения усопшего;
• воина.
Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.
Источник: http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/Zapiski_/obshie_pravila_zapiski.html