Что такое душа человека: существует ли где находится душа человека, определение души в православии, философии и психологии, что значит неприкаянная душа

Что такое душа человека в православии и с научной точки зрения?

Тело человека изучено вдоль и поперек, и все же остается неисследованная область, о которой можно только размышлять и строить догадки. Много веков люди задаются вопросом: что такое душа? Если ее нельзя увидеть, значит ли, что ее не существует вовсе?

Что такое душа и где она находится?

С подачи религии понятие понимается, как находящееся в человеке «нечто», которое вселяется в тело в начале жизни и покидает с наступлением смерти. Что такое душа человека в общем смысле? Это человеческое сознание, мысли, образы и видения, особенности характера. Но место, где находится незримая сущность, разные народы определяют по-разному:

  1. В Вавилоне отводили для нее место в ушах.
  2. Древние евреи рассуждали, что носителем является кровь.
  3. Эскимосы полагают, что душа располагается в шейном позвонке, как самом жизненно важным органе.
  4. Но самое распространенное мнение: она живет в частях тела, задействованных в дыхании. Это грудь, живот, голова.

Что такое душа с научной точки зрения?

До сих пор неизвестно, из чего состоит душа, сколько она весит и в какой части тела располагается. Однако неоднократно совершались попытки докопаться до истины. В 1915 году американский врач Мак Дугалл измерял вес человека до и сразу после смерти.

Колебания составили всего 22 грамма — такой вес присвоили «душе». Подобные опыты проводили и другие доктора, но данные не подтвердились. Точно одно: в момент отхода в мир иной и даже во время сна тело человека становится легче.

Исследователи околосмертного состояния фиксировали аномальные движения и неясные всплески энергии.

Что такое душа в психологии?

Термин «психология» можно перевести, как «наука о душе». Хотя понятие это абстрактно, не имеет ни формы, ни доказательства, для психологии оно играет важнейшую роль и является главным предметом изучения.

Несколько веков теологи и философы пытаются дать ответ на вопрос «Что такое человеческая душа?». Один из основоположников психологии, Аристотель, отрицал представление о ней, как веществе, но видел ее в разрыве от материи.

Основной функцией сущности он называл реализацию биологического существования организма. Другой известный философ, Платон, выделяется три начала души:

  • низшее, неразумное – роднит человека с животными и растениями;
  • разумное – противодействующее стремлениям первого, господствующее над ним;
  • «яростный дух» — то, ради чего человек борется со всем миром, его стремления.

Что такое душа человека в православии?

Только церковь не ставит вопрос: существует ли душа. Священное Писание называет ее одной из двух составляющих каждого человека наравне с телом. Что такое душа в православии? Это основа жизни, бестелесная сущность, бессмертное незыблемое начало, сотворенное Господом. Тело можно умертвить, а душу – нет. Она невидима по природе, но одарена разумом, и ум принадлежит ей.

Неприкаянная душа – что это значит?

Люди проходят свой путь в этом мире, отмеренный им свыше. Верующие считают, что такое понятие, как душа после смерти покидает тело и отправляется в дальнейшее путешествие в другой мир. Но иногда сущность не находит покоя, если дела человека на земле не завершены.

Что значит неупокоенная душа? Она привязана к месту, людям, событиям, не может отпустить тело и мир живых. Согласно поверьям не могут найти покой самоубийцы, трагически погибшие или те, кого «не отпускают» родные.

Они как бы зависают между мирами и иногда являются живым в виде призраков.

Ступенью из сознания в реальности является душа, помогая адаптироваться в мире. Человеческое «я» определяется в этом мире духом, личностью. С точки зрения философии эти понятия друг от друга неотделимы, и оба находятся в теле, но все-таки различаются. И остается открытым вопрос: что такое дух и душа?

  1. Душа – нематериальная суть личности, двигатель жизни для человека. С ней вместе начинается всякий жизненный путь с самого зачатия. Ей подвластна область чувств и желаний.
  2. Дух – высшая степень всякой сущности, который ведет к Богу. Благодаря духу люди выделяются из мира животных, становятся на ступеньку выше. Дух – это самопознание, область воли и знания, и формируется в детском возрасте.

Болит душа – что делать?

Пусть увидеть внутренний духовный мир невозможно, но можно ощутить, в особенности почувствовать душевную боль. Это происходит, когда человек испытывает сильные эмоции негативного характера, например, страдает после смерти близкого или тяжелого расставания.

Люди не пришли к единому мнению, что делать если болит душа от любви или горя. Нет лекарств, чтобы унять страдания (в отличие от физической боли). Только время является самым надежным лекарем. Справиться с болью поможет поддержка близких.

Они помогут в нужную минуту, дадут совет, отвлекут от грустных мыслей.

Доказательство, что есть душа

Скептики не дают однозначного ответа на вопрос: что такое душа, потому что ее нельзя узреть, измерить и потрогать. Однако есть доказательство, что душа существует, и не одно. Все они принадлежат к разным областям жизни.

  1. Историко-религиозное доказательство в том, что идея духовного начала заложена во всех мировых религиях.
  2. С точки зрения физиологии душа существует, так как ее можно взвесить. Это и пытались сделать многие ученые со всего мира.
  3. Как биоэнергия человеческая душа тоже проявляет себя и ее снимок – это невидимая аура, которую определяют специальные приборы.
  4. Доказательство Бехтерова в идее материальности мыслей и преобразовании их в энергию. Когда человек умирает, носитель мысли остается жить.

Что делает душа после смерти?

Нет единого мнения по поводу путешествия духовной сущности после смерти. Все знания об этом продиктованы Библией. Когда процессы жизнедеятельности прекращаются и мозг перестает работать, мысль покидает тело. Но это нельзя измерить и можно только принимать на веру. Согласно Библии душа после смерти проходит несколько этапов очищения:

  • на третий день отмирает эфирное тело;
  • на девятый – погибает астральное;
  • ментальное и казуальные тела покидают человека на сороковой день, и душа очищается.

Если верить древним писаниями, духовная сущность перерождается и находит новое тело. Но Библия говорит, что после смерти человек (то есть душа) попадает в рай или ад. Доказательство этому – показания людей, переживших клиническую смерть.

Все они рассказывали о странном месте, в котором пребывали. Для одних оно было светлым и легким (рай), для других – мрачным, страшным, наполненным неприятными образами (ад).

Пока загробная жизнь продолжает оставаться одной из главных загадок человечества.

Встречаются и еще более интересные истории о выходе души из тела – во время сна и не только. Применяются даже специальные практики, с помощью которых можно астральное начало отделить от физического и отправиться в путешествие по хрупкой материи. Вполне вероятно, что все без исключения люди способны на сверхъестественные вещи, но еще не до кона изучили науку жизни и смерти.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-dusha-cheloveka-v-pravoslavii-i-s-nauchnoy-tochki-zreniya

Есть ли душа у человека: доказательства, из чего состоит и где находится

Все мировые религии и практикующие экстрасенсы не только не отрицают наличие души, но и высказывают смелую мысль о том, что человек – это и есть душа, окруженная оболочками материального тела.

Покидая свою обитель в момент физической гибели организма, эфемерная субстанция продолжает свой путь, переходя в тонкие миры.

 Что произойдет с душой человека после момента смерти, напрямую зависит от того, чем питали ее при жизни, какие поступки совершались.

Отделение души от тела

Составные части

Душа – это вихревая субстанция, хранящая энергию и весь опыт, накопленный в течение каждого из воплощений в физическом мире. Подобно человеческому телу, душа способна расти и развиваться, она многомерна и вмещает в себя несколько уровней.

Душа есть только у людей, но каждое живое и неживое существо на планете имеет Дух. Это первичная божественная частица, составляющая мироздания, которая есть везде и всюду. Душу можно уничтожить, продать, утратить, а Дух – нет.

Представим человеческие оболочки в виде иерархии: физическим телом управляет душа, душа в свою очередь подвержена контролю Духа, все это окружено совестью, как океаном, который направляет человека на путь добра и справедливости.

Многомерная структура души и Духа

Обратите внимание

О составных частях души с точки зрения Библии, о назначении Духа расскажет Петр Новочехов:

Сама душа состоит из 3 компонентов, описание которых приведено в последующих подзаголовках.

Животная душа

Низший уровень принято называть животным – именно он ответственен за текущее воплощение в телесной форме. Расположенная в нижнем поле Дань-Тянь, животная душа меняется от воплощения к воплощению.

Проявляется на уровне инстинктов и физических желаний. Она не способна рождать мысли и идеи, в ней не копится жизненный опыт. Если позволить физическим потребностям управлять своей жизнью, животная душа начнет разрастаться, в таком случае душе не суждено перейти на более высокую ступень развития, она застревает в мире иллюзий.

Психическая душа

Расположена на уровне солнечного сплетения, и ее второе название – душа эмоциональная. Это константная часть, которая переходит из одной оболочки в другую, накапливая опыт эмоций, переживаний и мечтаний, испытанных во время земной жизни.

Именно этот уровень души ответственен за яркость чувств: благодаря ему человек плачет и смеется, испытывает ярость и умиротворение.

Научитесь контролировать эмоции во время земного бытия души: это поможет ей перейти на новый уровень, а не опуститься до перманентного пребывания на животном уровне.

Здесь же находится «пульт управления» любовью: и только от уровня души будет зависеть зрелость этого чувства. Молодые, как правило, низвергают любовь до уровня животных инстинктов, в то время как зрелые души способны ее вознести на качественно новую высоту – сделать любовь абсолютной.

Рассудочная душа

Эта часть связывает тело и Дух, по мнению специалистов, расположена на уровне сердца или несколько выше. Она совсем лишена эмоций и чувств: пока животная душа испытывает бесконечные потребности, а эмоциональная переживает весь спектр чувств – рассудочная часть ищет пути решения проблем и осмысляет происходящее.

Рассудочная душа расположена в области сердца

Без чего жизни нет

С давних пор человек пытается понять, где же расположена человеческая душа, существование без которой невозможно. Один из учеников древнегреческого философа Демокрита – Гален – предполагал, что ее место в кровеносных сосудах. Умирая, человек теряет кровь, с которой выходит и душа из тела. Но тогда неясно, что случается в случае смерти не от кровопотери.

Древние египтяне предполагали, что существование души нереально без сохранения тела, именно поэтому столь большое значение в культуре приобрели обряды по сохранению телесных оболочек, до сих пор египтологи находят «дома душ» — мумии.

Также предполагали, что душа находится в области груди – ведь именно она дает возможность дышать, что невозможно в мертвом состоянии. Народы севера помещали душу в область шейного позвонка, поскольку знали, что его повреждение ведет к неминуемой гибели.

В наше время также нет единого мнения

Интересными представляются результаты, опубликованные немецкими психологами из города Любек.

У группы детей в возрасте от 6 до 18 лет методично спрашивали: «Где, по вашему мнению, находится душа?» Поразительно, что все дети старшего возраста указывали на тело целиком – от пят до макушки, а вот малыши единогласно указывали на точку чуть левее сердца. Возможно, они чувствуют душу острее старших товарищей и способны безошибочно определять ее местоположение?

Ученые же не привыкли опираться на эмпирические методы и статистические данные социологических опросов: они предпочитают сухие факты.

Является ли душа частью мозга?

В XVII веке знаменитый французский философ и математик Рене Декарт выдвинул мнение, что душа – это составная часть головного мозга, расположенная в эпифизе – единственном непарном участке важнейшего человеческого органа, открытом россиянином Николаем Кобызевым.

Эпифиз мозга

Последователи теории Декарта утверждают, что у детей в возрасте до 7 лет эпифиз по форме напоминает глаз с ярко выраженным хрусталиком, фоторецепторами и нервными окончаниями, свойственными стандартному строению глаза. Но по достижении младшего школьного возраста постепенно начинает атрофироваться, так как большинство людей им не пользуются.

Биологи американского университета имени Джорджа Вашингтона проводили эксперименты по выявлению функций эпифиза. Один из них предполагал снятие энцефалограммы у пациентов, находящихся при смерти.

Снимки всех умирающих в последние секунды жизни были поразительно похожи между собой: картина напоминала настоящий взрыв. А шкала эмпирических импульсов при этом взмывала к точке наивысших показателей.

Ученые предположили, что эта необычная активность головного мозга – свидетельство высвобождения колоссального энергетического потока. Возможно, это не что иное, как прощание тела с душой.

Сердце всему голова?

Нередко можно услышать, что именно сердце — истинный дом души. Подтверждает этот факт и теория мировых религий о прощании тела с душой на 40-й день смерти, именно в этот период окончательно разрушаются клетки человеческого сердца. Совпадение или закономерность?

К сожалению, в области изучения души вопросов на сегодняшний день гораздо больше, чем ответов.

Пол Перселл – практикующий американский психиатр – провел собственное расследование и опросил 140 человек, переживших трансплантацию.

Важно

Результаты опубликованы в книге «Код сердца», и они по-настоящему поражают воображение. Выяснилось, что после трансплантации сердца личность человека сильно меняется, он перенимает черты донора органа.

Пол Перселл и его книга «Код сердца»

Против концепции Перселла выступает следующая история. 37-летняя Шерил Джонсон получила почку от 60-летнего донора. После пересадки женщина стала проявлять нетерпимость и несдержанность, ранее ей несвойственные. Выяснилось, что донор обладал бурным темпераментом, мистическим образом передавшимся по наследству Шерил.

Может ли быть кровь вместилищем для души?

Переливание крови давно стало рутинной процедурой, но всякий раз медики впечатлены трансформациями в человеке. Особенно поразительные перемены можно наблюдать, если переливание было значительным по объему. Изменениям может подвергнуться рост и вес, трансформируется форма мочки уха и даже подбородок.

Описан случай переливания крови 3 литров Александру Литвину, раненному в результате военных действий.

Читайте также:  Молитва о прощении грехов своего рода, молитва иоанна крестьянкина об искоренении и очищении родовых грехов, как отмолить грехи предков, молитва покаяния за весь род

Врачу не удалось получить весь требуемый объем редкой группы крови для переливания от одного человека, донорами стала группа его коллег.

После выписки из больницы мужчина был поражен внешними изменениями своего тела: рост внезапно увеличился на 5 сантиметров, а вес – на 6 килограммов. Изменилась и форма уха.

Этот случай наталкивает на логичное умозаключение о том, что именно кровь является домом души.

Даже часы останавливаются

Рассмотрим аномальные явления, предшествующие летальному исходу. Активно работают над вопросом профессор Чарльз Тарт и физик Роберт Монро, а также исследователь предсмертного состояния Мелвин Морс.

Ученые, занимающиеся вопросами танатологии

Все ученые поддерживают теорию сохранения на подкорке головного мозга части сознания даже после зафиксированной смерти организма. Они пытаются подтвердить эту теорию обнаружением ее материальной основы – частиц, составляющих ядро души. Они же занимаются расследованиями случаев столкновения с духами умерших, увидеть которых можно уже через сутки после остановки сердца человека.

Совет

Согласно записям Мелвина Морса, все, кто столкнулся с привидениями, обнаружили некую закономерность – их наручные часы давали сбои или совсем останавливались после такой потусторонней встречи. Это необычное явление дало повод предполагать наличие сильного энергетического поля у души умерших людей.

Чарльз Тарт известен опытом с осциллографами: он размещал приборы в палатах смертельно больных и ждал проявления их активности. При жизни людей приборы молчали, а вот уже через пару секунд после смерти осциллографы регистрировали всплески активности, что опять же подтверждает теорию наличия электромагнитного поля души.

Возраст души

Согласно буддистской картине мира, душа накапливает опыт в течение каждого из своих земных воплощений. Однако православие эту концепцию отвергает, говоря о существовании Рая или Ада.

Тем не менее эксперименты с гипнозом говорят о наличии прошлых жизней: многие люди вспоминали свои воплощения.

Учебник смерти

В VIII веке нашей эры проповедник буддизма, рожденный в Тибете, гуру Падмасамбхаве создает трактат, посвященный искусству смерти как процессу. Книга учит правильному прохождению через последнее испытание на жизненном пути, она основана на древнейших свитках и названа «Бардо Тхёдол», что буквально переводится как «Книга мертвых».

Тибетская книга мертвых

В книге подробно описано «бардо» — этапы смерти, через которые суждено пройти каждому человеку. Начиная с физической смерти и до следующего перевоплощения души проходит ровно 49 дней. Для успешного прохождения через это испытание нужно знать определенные тантрические практики, столь щедро и подробно описанные тибетским гуру.

Согласно записям в «Книге мертвых», после смерти душа не теряет зрения и связи с реальным миром, который она покинула: некоторое время она ведет наблюдение за родственниками и знакомыми, смотрит, как проходит прощание с ее физической оболочкой, обращает внимание и на материальную сторону погребального обряда.

После того как тело было предано земле, душа устремляется на встречу со Светозарными Существами, не испытывая перед ними страха, но радуясь приближению этого часа.

Умерший заглядывает в некий аналог зеркала, в котором видит все до единого свои земные поступки. В момент просмотра приходит полное осознание смысла жизни.

После зеркала судьбы человеческая душа попадает на Великий Суд и 49 дней парит в ожидании нового перерождения, форму для которого определили на Суде.

Господь Бог — программист, а наши души — его программы

С развитием компьютерных технологий появилась интересная теория о том, что душа – это информация о нашей личности, зафиксированная во Вселенной в виде особого кода.

Вселенная в данной гипотезе воспринимается как совершенный компьютер, в котором заложено все происходящее на земле и за ее пределами.

Каждый шаг человека предопределен и рассчитан особой программой, вложенной в телесную оболочку при помощи души.

Обратите внимание

Сегодня ученые проводят эксперименты с мощными квантовыми компьютерами, способными размещать, рассчитывать и хранить огромное количество информации. Именно они натолкнули ученого Сета Ллойда на мысль о совершенном приборе, способном обрабатывать всю информацию во Вселенной.

Следуя логике ученого, душа – это все же программа сродни компьютерной, но особо сложная. Она способна самосовершенствоваться и самообучаться. Как передается и где хранится самая большая база данных во Вселенной – остается загадкой, но теория продолжает находить последователей.

Мнение ученых

В большинстве своем ученые продолжают оставаться скептически настроенными по отношению к факту реальности души. Однако энтузиасты от мира науки не перестают удивлять.

Павел Гуськов из Барнаула провел эксперимент с водой, пытаясь доказать, что душа у каждого человека столь же индивидуальна и способна оставлять отпечатки, как кончики пальцев.

Пригласили пять человек, рядом с каждым поставив стакан с водой на 10 минут. После этого Гуськов проанализировал образцы на факт изменения структуры.

Удивительно, но оказалось, что вода каждого из участников эксперимента приобрела новые свойства, отличные от остальных образцов фокус-группы.

Экстрасенсы считают, что материальное подтверждение факта реальности души – всего лишь дело времени.

Расследование о тайнах человеческой души провел канал «Непознанное»

Практическое упражнение для поиска души

Заняв комфортное положение, закройте глаза и мысленно задайте вопрос своему подсознанию: «Где находится моя душа?». Руки интуитивно кладутся на то место, где по ощущениям расположена эфирная субстанция.

Затем возродите как можно более подробно любое воспоминание, вызвавшее сильные эмоции – плохие или хорошие.

Если руки лежат в правильном месте, в подсознании возникнет картинка-символ, являющаяся отражением души человека.

Пришедшие образы свидетельствуют о разных стадиях развития души:

  1. Кристалл – душа накопила достаточно опыта и может наделить человека особыми качествами, сделать его полезным элементом мироздания.
  2. Цветок – душа открыта преображениям, жаждет перемен и новых свершений.
  3. Птица – подвижная форма души, готовая к реализации практических целей.
  4. Человекообразная форма – за ее плечами много земных перевоплощений.

Вопрос о существовании души не перестает быть предметом жарких споров ученых и простых обывателей, религиозных деятелей и экстрасенсов. Сегодня наличие души можно подтвердить лишь косвенно, но не за горами то время, когда удастся пролить свет истины на этот вопрос.

 

Источник: https://PoTyStorony.ru/astral/est-li-dusha-u-cheloveka.html

Душа в библии или о том — как библия рассказывает о происхождении души

Впрочем, в течение первых трех веков это утверждение могло считаться спорным. Ибо однозначные ответы на сокровенные вопросы, связанные с происхождением души человеческой, христианскими богословами тогда еще сформулированы не были, что порождало массу самых различых мнений и толкований.

Тем не менее, наступил момент, когда понятие души приобрело религиозное содержание, а произошло это в результате изысканий, в том числе, известных религиозных деятелей: блаженного Иеронима, Блаженного Августина, святого Григория Нисского, святого Немезия Эмесского, блаженного Феодорита Кирского и святого Анастасия Синаита.

А поскольку впервые на эту тему начали размышлять все же греческие философы, то их философские трактаты и послужили, в этом случае, неким источником информации для духовных отцов тогда, когда невозможно было однозначно интерпретировать тот или иной фрагмент текста Священного писания.

Что такое душа и где она находится

Можно выделить две согласующихся с библейским учением теории на тему создания (или появления) человеческих душ:

  • Традуцианизм: душа возникает вместе с рождением физического тела и создается, соответственно, его родителями;
  • Креационизм: новая человеческая душа создается Богом в момент создания человечского тела.

Существует, однако, на это и третий взгляд, суть которого состоит в том, что Бог есть создатель всех человеческих душ, и создал он их заранее одновременно, а появляется душа в момент зарождения человеческого эмбриона у плода, как бы вселяясь в эту свою новую телесную оболочку.

И прилетает душа из некоего небесного склада, где все божественные души до этого момента содержатся…
Вот такие существуют версии и утверждения.

Что такое душа человека в православии

Православное учение о человеке также, естественно, не обходит эту тему стороной, смыкаясь в основных своих идиомах с основным библейским учением. И, соответственно, православное учение о душе считает даже, что у нее есть пол, а в целом душа есть образ Божий в человеке.

Таким образом, предполагается, что в каждом из нас присутствует образ Божий. Человеческая же личность целостна и включает в себя, согласно православному учению, три основных составляющих.

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии

Хотя дух, душа и тело в библии — это, по сути, три разных начала. И самое понятное в этом триединстве, естественно, — это наше физическое тело. Его ни с чем не перепутаешь. А вот чем отличается в православии душа от духа — и в чем, собственно, между ними разница — это вопрос не простой.

Дух и душа: в чем разница?

Если попытаться сформулировать вектор каждого из этих начал, то получится, что душа, будучи человеческой материальной сущностью, имеет некий горизонтальный жизненный вектор.

Дух же, представляя собой некое высшее нематериальное естество, — есть ориентир вертикального свойства, направленный ввысь, к Божественному, исповедующий такие понятия как вера, совесть, стремление к высшему служению.

Хотя различие между духом и душой в популяризированном виде трактуется довольно просто:

  • Дух — это начало в нас высокого, духового, Божественного порядка. Ему присущи все самые светлые свойства и человеческие устремления. И, кроме того, дух несет в себе природу бессмертия.
  • Душа — есть некий связующий мост между нашими телом и духом. Она будто проводник, от настроения которого зависит, станет ли человек — во всем своем полном обличье — подчиняться высшему духовному началу, перестав служить лишь своей плоти.

Объяснение это, как мне кажется, достаточно условное. Во всяком случае, так или иначе, но единство духа души и тела — есть непреложный закон православия.

Три силы души в православии

В целом церковь рассматривает душу как некую субстанцию, состоящую также, по своему строению, их трех ее основополагающих способностей:

  1. Разумная от rationale, а также: словесная, мыслительная и познавательная;
  2. Раздражительная от irascile — составляет ее чувствующую, эмоциональную силу; этому началу присущи также состояние гнева и ярости как особого вида рвения и энергии;
  3. Вожделевательная от concupiscentiale или сила пожелательная, деятельная, позволяющая иметь стремление к чему-то или отвращение от чего-то; к ней  относится и наша воля, порождающая действие.

Таким образом, все эти силы душевные — ум, воля и чувство — есть разные, постоянно взаимодействующие стороны ее цельной, единой и неделимой жизни.

Библия о состоянии души человека после смерти

О смерти и душе сказано немало. Точнее, применительно к этой удивительной, нематериального свойства, духовной, — если рассматривать в целом, субстанции, правильнее будет, все же, употреблять слово не смерть, а бессмертие. Об этом мы также рассказывали на страницах нашего сайта в развернутом материале под названием Бессмертие души.

Здесь же хочется остановиться еще на некоторых моментах, вызывающих у людей вопросы и переживания.

Болит душа: что делать?

Каждый из нас ощущал на себе эту гнетущую, безысходную боль-тяжесть, которой, казалось бы, неоткуда и взяться: ведь душа, как мы знаем, обладает нематериальной сущностью. Как же, в таком случае, может болеть то, чего нет?..

Одно из объяснений подобного феномена состоит в том, что в этом случае как бы вступают в некое противоборство между собою две сущности человека: его материальная часть, склонная к греходеянию и, соответственно, в итоге, — к грехопадению, — и его Божественная или духовная составляющая.

Именно она-то особенно явно и ощущает, и понимает (если эти определения могут хоть как-то соответствовать пояснению намерений субстанций нематериальных) греховность или неправедность тех или иных наших действий и поступков.

Именно наше духовное начало и пытается усмирить наши бренные помыслы и устремить их на поиски идеального мира в себе и в окружающем нас пространстве. В этом, я думаю, и заключается суть термина спасение души в христианстве.

Неприкаянная душа: что это значит?

В этом случае также существует несколько толкований этого выражения.

В религиозном смысле и в любом случае, речь здесь идет о душе, не нашедшей своего вечного пристанища и вынужденной поэтому продолжать свои скитания.

Ситуации здесь могут быть разные. Но, так или иначе, — неприкаянными становятся души, по тем или иным причинам продолжающие быть привязанными к Земле. В энергетическом смысле они все еще, несмотря на смерть тела-оболочки, остаются пребывать на земном плане.

О подробностях таких примеров мы будем еще рассказывать. А пока — хотим предложить Вашему вниманию весьма неоднозначного характера видеоролик.

История отступления

Посмотрите, подумайте, проанализируйте… А мы не станем здесь делать никаких выводов:

Автор текста: ExtraNorm

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://ExtraNorm.pro/dushevnye-podrobnosti/kak-bibliya-rasskazyvaet-o-proishozhdenii-dushi

Что такое душа человека? В чем суть души? — Фото души

Есть ли она, что из себя представляет, как выглядит, где находится, куда уходит после смерти, зачем она нам нужна, можно ли ее украсть или продать, какова ее цена и что с ней делать? Подобными вопросами задавался, пожалуй, каждый из нас.

Душевными качествами у нас обычно считаются такие человеческие проявления как естественность, искренность, чувственность, отзывчивость, сопереживание, сострадание, сердечность, человечность, нежность, доброта, любовь, свет, радость и вместе с тем грусть, тоска, скучание, печаль. Покуда мы имеем возможность переживать хоть что-то из этого, сомнений в существовании души не возникает.

Противоречия как правило возникают при попытках разобраться в представлениях о душе, предлагаемых различными учениями, конфессиями, религиями. Все они говорят похожие вещи, отличия заключаются в акцентах, которые делаются на разных деталях, а также в посмертных историях – и все это как бы подталкивает нас принять чью-то сторону тем самым отвергнув все остальные.

Важно

Мы имеем объёмное, вещественное мышление: каждая вещь имеет контур-очертание, внутреннее содержание и устройство, каждая вещь имела начало, затем продолжение и будет иметь конец.

И весь наш мир устроен именно таким образом, как бы подтверждая истинность нашего мышления. Поэтому вопросы «как», «где», «куда», «зачем», «сколько», «что», «кто», «чьё» и т. п.

Читайте также:  Икона скоропослушница значение в чем помогает и о чем молятся иконе божией матери, молитва о помощи, где находится в москве и муроме чудотворная икона, праздник

относительно души кажутся нам вполне естественными. И это правильно!

Чертёж самолёта: очертания и детали

Душа как объект, относящийся к отдельному индивиду, вполне материальна, описуема и имеет ответы на все заданные к ней выше вопросы.

Здесь можно говорить о душах как об эманациях, сгустках тончайшей энергии или материи, электромагнитных полях, аурах, астральных телах, коконах или о чем-то подобном, а также пытаться душу как-то зафиксировать, взвесить, запечатлеть, увидеть.

Но интереснее, пожалуй, не формальное свидетельство или отображение души, а её суть для жизни конкретного индивида, то есть для вас.

Для начала здесь важно понять, что Душа – это не Вы. Душа – это ваша первая одежда, первое отождествление, первый отблеск вашей истинной сущности.

Конечно, некорректно в данном контексте говорить «вашей истинной сущности», так как слово «вашей» уже подразумевает владение и веще-объёмность.

Про «истинную сущность», «истинное Я» или «высшее Я» достаточно сложно говорить терминами языка вообще, так как он предназначен для описания веще-объёмной реальности, но другого языка у нас нет.

Совет

С некоторой натяжкой говорить об «истинном Я» с помощью языка можно используя конструкции отрицания, которые нужно понимать не как определения, а наоборот, как неопределённости, например, такие как: бессмертие, нерождённость, безграничность, беспечность, безрассудство, бесстрастность, неспешность, независимость, неуязвимость, невыносимость, непоколебимость, бесполость и т. д. Таким образом «истинное Я» точнее было бы назвать «не Я» или «не Объём» или «не Вещь» или «не Душа». «Не Душа» никогда не рождалась, не жила, и никогда не умрет, она не материальна, а более чем материальна, материальный мир недостижим для неё, но создан ею и существует для неё. В связи с этим вопросы «что», «где», «куда», «зачем» и т. п. в отношении «не Души» — ничего не дают, так как для того, чтобы что-то давать существует ваша материальная Душа.

Аналогия-сравнение мира с простыней. Отрывок из фильма «Взломщики сердец»

Итак, душа – это ваше первое одеяние и как любое одеяние оно имеет некоторые общие для всех одеяний черты, и также индивидуальные для каждого человека особенности. Душа имеет общую для всех архитектуру, она как бы скроена по одинаковому для всех чертежу, но свойства ткани и рисунок на ней у всех разные.

Чертеж души прост и достаточно давно известен, мы видим его в образе спиральных галактик, ураганов, магнитного поля планеты, ракушек, цветков, вихрей, круговертей, коловратов, торов, различных спиралей, свастик и объёмных стержне-центрических моделей. Даже образ Богородицы с сидящим у нее на коленях сыном – так распространённый в католической Европе – символизирует то же самое, известно, что сам этот образ встречается намного раньше возникновения Христианства.

Ракушки

Геомагнитное поле Земли

Спиральная галактика

Статуэтки: египетская богиня Исида с младенцем Гором (слева) и католическая Богородица с младенцем Иисусом (справа)

Нитями, из которых пошито одеяние души, являются идеи, например, такие как: объём, пространство, время, материя, личность, свобода и т. д. сперва их немного, но потом они ветвятся и множатся, перекрещиваются, создавая неповторяющийся, уникальный узор ткани бытия.

Нити подогнаны друг к другу так точно, так искусно, что создаётся неопровержимая видимость реальности происходящего и нашего объектного присутствия в нём.

Душа осознаётся нами как «Я» — самая сердцевина того, чем я являюсь на самом деле, истинная практически непоколебимая уверенность в своём мнении, своём опыте, своих взглядах, своих чувствах, знании своего прошлого, настоящего и видении своего будущего.

Хоть это и не является правдой, но ощущается и зрится таковой на уровне самого нашего естества.

Материальный мир можно сравнить со сном, кино, компьютерной игрой, театром или мультиком, и все это тоже не будет истинным, поэтому лучше заняться теми возможностями, которые эта «игра» предоставляет нам как человеческим персонажам этого «сна», ведь она создана специально для вас и все, что в ней случается — случается не с вами, а для вас.

Все в этом мире правильно, и возможно всё сложится так, что через следование своей душе вам еще при жизни удастся разотождествиться в номинальную реальность «истинного Я», в его чистый потенциал и безграничное поле невероятных невозможностей. Даже если этого не случится, то в любом случае вас может ждать только зрелость, самостоятельность, радость, благодать и более чем полновесное человеческое счастье.

Обратите внимание

В структуре образа души центральную практически неподвижную условную точку или стержень, вокруг которого всё крутится, можно сравнить с мужским началом – это холодная, твёрдая, плотная, равнодушная энергия, холодный расчёт, логика, трезвое мышление, властность, порядок, покой, ясность, простота, строгость, доброта.

Всю остальную энергию или материю, которая находится в движении вокруг центра, можно назвать женским началом, оно тёплое, активное, сложное, многообразное, пристрастное, эмоциональное, зависимое, податливое, переменчивое, нежное, ласковое, заботливое.

Такое душевное устройство одинаково для обоих полов: и для физических мужчин, и для физических женщин.

Существует тенденция по распределению условных «мужского» и «женского» начал из образа души между реальными мужчиной и женщиной, и попытка строить отношения на этой основе, что приводит лишь к обкрадыванию, ополовиниванию себя и своего партнера.

Физический пол может указывать лишь на некоторую предрасположенность к определённому началу, но не сферы, в которых оно будет проявлено, и не степень этой проявленности.

Поэтому в целом мужчин и женщин можно считать равными, подразумевая при этом, что каждый отдельный индивид отличен в чем-то своём.

Весь образ души целиком, включая и «женское» и «мужское» начало можно назвать «женским», так как центральные слои стержня все равно имеют тенденцию к перемещению, пусть даже вращение в них происходит очень и очень медленно. Именно поэтому, как и тело, душа материальна и смертна, просто время её жизни намного более велико. Центр души можно назвать внутренним мужчиной души.

Таким образом вне зависимости от физического пола, и мужчины, и женщины являются «женщинами», древние знали об этом и потому наш мир называется материальным – от слова «мать», и матриархат в те времена был вполне естественным взглядом на жизнь вообще. Матриархат не имел при этом никакого отношения к подавлению и властвованию. Твёрдость и власть – это прерогатива мужского начала, и в сегодняшние патриархальные времена мы переживаем и наблюдаем это воочию.

Важно

Более поздним временам матриархата было свойственно одушевление практически любых объектов: стихий, явлений, сил природы – так называемый анимизм, всё вокруг было как бы живым и святым, и это можно понять. Так как душа – это первая одежда, то за ней следуют и другие, физическое тело также является одной из одежд — просто поверхностной и более чувственной.

Это напоминает капусту или другую многослойную структуру. В принципе можно сказать, что тело – это часть души, поэтому тело иногда сравнивают с храмом, за которым необходим трепетный и заботливый уход.

По аналогии любые другие предметы и всё, что можно хоть как-то определить стало наделяться жизнью, волей и сознанием, например, духи леса в шаманизме или бог грома и молний Зевс в древней Греции и т. д.

Капуста — еще один образ для души

С патриархальной точки зрения такое одушевление стихий и явлений стало трактоваться как многобожие. Сам же патриархат и первые монотеистические религии зародились в результате обнаружения центральной почти неподвижной «мужской» части в образе души, что привело к провозглашению Единого Бога в мужском обличии.

В обществе принято противопоставлять качества присущие мужскому и женскому началам, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что они прекрасно дополняют друг друга, а их взаимоотрицание внутри конкретного человека ведет лишь к стрессу, неврозу, вполне материальным проблемам и физическим болезням.

Идеи или нити, из которых пошито одеяло души составляют уникальный для каждого человека узор и определяют его предрасположенности, предпочтения к тому или иному в жизни, можно также называть это даром, талантом или увлечённостью чем-то. Как правило такие предрасположенности видны у детей уже в раннем возрасте, со временем они оформляются у них в телесные навыки, умственно-психические качества, а также интересы и желания.

Символическое лоскутное одеяло души, где каждый человек — это условно отдельный лоскуток

Если человек идёт за этим данным природой душевным потенциалом, то его жизнь складывается наилучшим для него образом, он ощущает радость и счастье, и реальность, как правило, одаривает его всевозможными материальными благами.

Можно ли продать душу Дьяволу? Дьявол — это аллегория. Продать душу Дьяволу – значит пренебречь потенциалом своей души и своим местом в жизни, разменять его на дешёвку.

Под Дьяволом в данном случае нужно понимать не какого-то воображаемого рогатого персонажа, а вполне осознаваемую раздвоенность — войну между «мужским» и «женским» началами внутри себя.

Под Богом можно понимать единую вселенскую Мать, в центре которой неотделимо от неё находится её сын, партнёр и отец в одном лице – и вместе они так слаженно движут и управляют миром — то есть всем этим лоскутным одеялом целиком.

Совет

Достигнуть успеха и богатства можно и игнорируя душевный потенциал, но любой такой действительно богатый человек знает, что он несчастен и жизнь его безрадостна, хоть и не склонен признаваться в этом, а скорее даже наоборот изобразит обратное.

Чувствуя такую неудовлетворённость, люди создают мощный запрос на посмертные истории, пустоту которого и заполняют различные теории и религиозные писания, мы знаем их как: рай, ад, чистилище, различные виды реинкарнации, сансара, валгалла, низшие, высшие, духовные миры, монады, черти, ангелы, демоны, духи, привидения, параллельные и иные вселенные и т. п. Тем самым эти люди как бы крепко-накрепко привязывают себя к своей душе и учитывая то, что душа материальна и живёт намного-намного дольше тела, все эти посмертные истории могут оказаться для них вполне реальными перспективами.

Душа в материальном мире похожа на чудо, она словно ребёнок, который родился, чтобы привнести в мир что-то новое и зачастую неведомое ни родителям, ни ему самому.

Он как дикарь, чужак, который не может определить, что ему делать, чем здесь заниматься, это сбивает с толку и заставляет считать себя никчёмным, ничтожеством, порождая беззащитность, отчаяние и надежду на то, что когда-нибудь это изменится.

Синонимом души можно назвать личность – это оболочка — ещё одно слово для первого одеяния. Долгое время в нашем обществе было принято преуменьшать значение личности в противовес коллективу, социуму, обществу. И эту тенденцию мы можем наблюдать до сих пор.

Когда мы перечим, не учитываем, обесцениваем личную увлечённость чем-то, игнорируем её предпочтения – это говорит только о нашей раздвоенности, мы как бы наступаем на горло своей целостности, своей душе, своему развитию. Развитию, которое из ребенка – мальчика, сидящего на коленях Великой Матери, делает сперва равного ей партнёра, а затем мудрого и заботящегося о ней как о любимой дочери отца – истинного Единого Бога.

Он организовал процесс настолько умело, что его практически не видно и ему практически не приходится вмешиваться в происходящее, он настолько уважает ее и добр к ней, что позволяет быть ей такой, какая она есть, выбирать и идти тем путём, который она сама для себя выбирает. Всё происходит правильно, по Его идеальному плану.

Важно понять, что быть в материальном мире – это Ваш выбор, это не случайность и не хаос, даже если вы не помните, что хотели этого.

Обратите внимание

И все обстоятельства вашей сегодняшней жизни – это тоже Ваш выбор, это то, чего вы хотели. Вы свободны уже сейчас и никогда не были несвободным и не будете, это просто невозможно.

Если вам удастся глубоко осознать это, то подумайте, чем бы вы тогда здесь занялись?

Краткий блиц-опрос по материалу статьи:

В: Существует ли душа?
О: Да.

В: Что из себя представляет душа?
О: Первое одеяние из тончайшей материи-энергии, одетое на Вас, чтобы вы смогли пребывать в материальном мире.

В: Кто такой Я?
О: Нет ответа, с некоторым допущением можно назвать это Сознанием.

В: Как выглядит душа?
О: Как вихрь, круговерть, объемная спираль.

В: Душа материальна?
О: Да.

В: Где находится душа?
О: Если смотреть с позиции человека, то душой можно назвать тонко-энергетический вихрь вращающийся вокруг вертикальной оси, которая проходит сквозь центр тела человека от макушки до стоп, вихрь пронизывает тело человека и выходит за его пределы создавая подобие кокона, ауры; если смотреть на душу с позиции Сознания, то нигде или другими словами в Сознании.

В: Зачем нужна душа?
О: Чтобы следовать ей, тогда она дает нам переживания удовлетворения, счастья, радости, блаженства, а также материальные блага.

В: Куда душа уходит после смерти?
О: По-разному, может умереть вместе с телом, может продолжить свое существование в других формах.

В: Можно ли украсть душу?
О: Нельзя, только вы сами можете перестать следовать ей, и тогда она как бы блекнет, уменьшается, если человек отказывается от следования душе в неосознающем состоянии, то это может выглядеть как кража, при этом начать заново следовать ей можно в любой момент, это зависит только от самого человека.

В: Можно ли продать душу?
О: Да, но это неравноценный обмен, потому что см. следующий вопрос.

В: Какова цена души?
О: Всё.

В: Что делать с душой?
О: Следовать её зову, устремлениям и увлечённостям.

Источник: https://fotodushi.ru/chto-takoe-dusha-cheloveka-v-chem-sut-dushi/

ДУША

Психическое, психика, личность, персона, анима]. В процессе моих исследований, посвященных структуре бессознательного, мне пришлось установить логическое различие между душой и психическим. Под психическим или психикой я понимаю целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных.

Читайте также:  Святая виктория в православии: день ангела, когда именины виктории по православному календарю, святая мученица виктория эфесская, кулузская, никомидийская, солунская

Со своей стороны, под душой я мыслю определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как «личность». Для более ясного описания того, что я при этом имею в виду, я должен привлечь сюда еще некоторые точки зрения. Так, в частности, явление сомнамбулизма, раздвоенного сознания, расщепленной личности и т. д.

, в исследовании которых наибольшие заслуги принадлежат французским ученым, привели нас к той точке зрения, по которой в одном и том же индивиде может существовать множество личностей.

[Душа как функциональный комплекс или «личность»] Ясно и без дальнейших объяснений, что у нормального индивида никогда не обнаруживается такое умножение личностей; однако возможность диссоциации личности, подтвержденная этими случаями, могла бы существовать и в сфере нормальных явлений, хотя бы в виде намека.

И действительно, несколько более зоркому психологическому наблюдению удается без особых затруднений усмотреть наличность хотя бы зачаточных следов расщепления характера даже у нормальных индивидов.

Достаточно, например, внимательно понаблюдать за кем-нибудь при различных обстоятельствах, чтобы открыть, как резко меняется его личность при переходе из одной среды в другую, причем каждый раз выявляется резко очерченный и явно отличный от прежнего характер.

Поговорка «Со своими лается, а к чужим ласкается» (Gassenengel — Hausteufel) формулирует, отправляясь от повседневного опыта, именно явление такого расщепления личности. Определенная среда требует и определенной установки. Чем дольше и чем чаще требуется такая соответствующая среде установка, тем скорее она становится привычной.

Очень многие люди из образованного класса по большей части вынуждены вращаться в двух совершенно различных средах — в домашнем кругу, в семье и в деловой жизни. Эти две совершенно различные обстановки требуют и двух совершенно различных установок, которые, смотря по степени идентификации (см.) эго с каждой данной установкой, обусловливают удвоение характера.

В соответствии с социальными условиями и необходимостями социальный характер ориентируется, с одной стороны, на ожиданиях и требованиях деловой среды, с другой стороны — на социальных намерениях и стремлениях самого субъекта. Обыкновенно домашний характер слагается скорее согласно душевным запросам субъекта и его потребностям в удобстве, почему и бывает так, что люди, в общественной жизни чрезвычайно энергичные, смелые, упорные, упрямые и беззастенчивые, дома и в семье оказываются добродушными, мягкими, уступчивыми и слабыми. Который же характер есть истинный, где же настоящая личность? На этот вопрос часто невозможно бывает ответить.

Эти рассуждения показывают, что расщепление характера вполне возможно и у нормального индивида. Поэтому мы с полным правом можем обсуждать вопрос о диссоциации личности и как проблему нормальной психологии.

По моему мнению, — если продолжать наше исследование, — на поставленный вопрос следует отвечать так, что у такого человека вообще нет настоящего характера, что он вообще не индивидуален (см.), а коллективен (см.), то есть соответствует общим обстоятельствам, отвечает общим ожиданиям.

Будь он индивидуален, он имел бы один и тот же характер при всем различии в установке. Он не был бы тождествен с каждой данной установкой и не мог бы, да и не хотел бы препятствовать тому, чтобы его индивидуальность выражалась так, а не иначе как в одном, так и в другом состоянии.

Важно

В действительности он индивидуален, как и всякое существо, но только бессознательно.

Своей более или менее полной идентификацией с каждой данной установкой он обманывает по крайней мере других, а часто и самого себя, относительно того, каков его настоящий характер; он надевает маску, о которой он знает, что она соответствует, с одной стороны, его собственным намерениям, с другой — притязаниям и мнениям его среды, причем преобладает то один, то другой момент.

[Душа как персона]

Эту маску, то есть принятую ad hoc установку, я назвал «персоной» — термин, которым обозначалась маска древнего актера. Человека, который отождествляется с такой маской, я называю «личным» в противоположность «индивидуальному».

Обе вышеупомянутые установки представляют две коллективные «личности», которые мы суммарно обозначим одним именем «персоны». Я уже указал выше, что настоящая индивидуальность отлична от них обеих. Итак, персона есть комплекс функций, создавшийся на основах приспособления или необходимого удобства, но отнюдь не тождественный с индивидуальностью.

Комплекс функций, составляющий персону, относится исключительно к объектам. Следует достаточно четко отличать отношение индивида к объекту от его отношения к субъекту.

Под «субъектом» я разумею прежде всего те неясные, темные побуждения чувства, мысли и ощущения, которые не притекают с наглядностью из непрерывного потока сознательных переживаний, связанных с объектом, но которые всплывают, чаще мешая и задерживая, но иногда и поощряя, из темных внутренних недр, из глубоких дальних областей, лежащих за порогом сознания, и в своей совокупности слагают наше восприятие жизни бессознательного. Бессознательное есть субъект, взятый в качестве «внутреннего» объекта. Подобно тому как есть отношение к внешнему объекту, внешняя установка, так есть и отношение к внутреннему объекту, внутренняя установка. Понятно, что эта внутренняя установка вследствие ее чрезвычайно интимной и труднодоступной сущности является гораздо менее известным предметом, чем внешняя установка, которую каждый может видеть без всяких затруднений. Однако мне кажется, что получить понятие об этой внутренней установке вовсе не так трудно. Все эти так называемые случайные заторы, причуды, настроения, неясные чувства и отрывки фантазий, подчас нарушающие сосредоточенную работу, а иногда и отдых самого нормального человека, происхождение которых мы рационалистически сводим то к телесным причинам, то к другим поводам, основаны обыкновенно вовсе не на тех причинах, которым их приписывает сознание, а суть восприятия бессознательных процессов. К таким явлениям принадлежат, конечно, и сновидения, которые, как известно, часто сводятся к таким внешним и поверхностным причинам, как расстройство пищеварения, лежание на спине и т. п., хотя такое объяснение никогда не выдерживает более строгой критики. Установка отдельных людей по отношению к этим явлениям бывает самая различная. Один совсем не позволяет своим внутренним процессам влиять на себя, он может, так сказать, совершенно отрешаться от них, другой же в высокой степени подвержен их влиянию; еще при утреннем вставании какая-нибудь фантазия или какое-нибудь противное чувство портят такому человеку на весь день настроение; неясное, неприятное ощущение внушает ему мысль о скрытой болезни, сновидение вызывает у него мрачное предчувствие, хотя он, в общем, вовсе не суеверен. Напротив, другие люди лишь эпизодически подвержены таким бессознательным побуждениям или же только известной их категории. У кого-то они, может быть, и вообще никогда не доходили до сознания в качестве чего-то, о чем можно было бы думать, для другого же они являются темой ежедневных размышлений. Один оценивает их физиологически или же приписывает их поведению своих ближних, другой находит в них религиозное откровение.

Эти совершенно различные способы обращаться с побуждениями бессознательного столь же привычны для отдельных индивидов, как и установки по отношению к внешним объектам. Поэтому внутренняя установка соответствует столь же определенному комплексу функций, как и внешняя установка.

В тех случаях, когда внутренние психические процессы, по-видимому, совершенно оставляются без внимания, типичная внутренняя установка отсутствует столь же мало, сколь мало отсутствует типичная внешняя установка в тех случаях, когда постоянно оставляется без внимания внешний объект, реальность фактов.

Совет

В этих последних, далеко не редких случаях персона характеризуется недостатком соотнесенности, связанности, иногда даже слепой неосмотрительности, опрометчивости, склоняющейся лишь перед жестокими ударами судьбы. Нередко именно данные индивиды с ригидной персоной отличаются такой установкой к бессознательным процессам, которая крайне восприимчива к исходящим от них влияниям.

Насколько они с внешней стороны неподатливы и недоступны для влияния, настолько же они мягки, вялы и податливы по отношению к их внутренним процессам. Поэтому в таких случаях внутренняя установка соответствует внутренней личности, диаметрально противоположной личности внешней.

Я знаю, например, человека беспощадно и слепо разрушившего жизненное счастье своих близких, но прерывающего важную деловую поездку, чтобы насладиться красотой лесной опушки, замеченной им из вагона железной дороги. Такие же или похожие случаи известны, конечно, каждому, так что у меня нет надобности нагромождать примеры.

[Душа как анима]

Повседневный опыт дает нам такое же право говорить о внешней личности, какое он дает нам признавать существование личности внутренней.

Внутренняя личность есть тот вид и способ отношения к внутренним психическим процессам, который присущ данному человеку; это есть та внутренняя установка, тот характер, которым он обращен к бессознательному. Внешнюю установку, внешний характер я называю персоной; внутреннюю установку, внутреннее лицо я обозначаю словом анима, или душа.

В той мере, в какой установка привычна, она есть более или менее устойчивый комплекс функций, с которым эго может более или менее отождествляться.

Наш повседневный язык выражает это весьма наглядно: когда кто-нибудь имеет привычную установку на определенные ситуации, привычный способ действия, то обыкновенно говорят: «Он совсем другой, когда делает то или это».

Этим вскрывается самостоятельность функционального комплекса при привычной установке: дело обстоит так, как если бы другая личность овладевала индивидом, как если бы в него «вселялся иной дух». Внутренняя установка, душа, требует такой же самостоятельности, которая очень часто соответствует внешней установке.

Обратите внимание

Это один из самых трудных фокусов воспитания — изменить персону, внешнюю установку. Но столь же трудно изменить и душу, потому что обыкновенно ее структура столь же крайне спаяна, как и структура персоны. Подобно тому как персона есть существо, составляющее нередко весь видимый характер человека и, в известных случаях, неизменно сопутствующее ему в течение всей его жизни, так и душа его есть определенно ограниченное существо, имеющее подчас неизменно устойчивый и самостоятельный характер. Поэтому нередко душа прекрасно поддается характеристике и описанию.

Что касается характера души, то, по моему опыту, можно установить общее основоположение, что она в общем и целом дополняет внешний характер персоны. Опыт показывает нам, что душа обыкновенно содержит все те общечеловеческие свойства, которых лишена сознательная установка.

Тиран, преследуемый тяжелыми снами, мрачными предчувствиями и внутренними страхами, является типичной фигурой. С внешней стороны бесцеремонный, жесткий и недоступный, он внутренне поддается каждой тени, подвержен каждому капризу так, как если бы он был самым несамостоятельным, самым легкоопределимым существом.

Следовательно, его анима (душа) содержит те общечеловеческие свойства определяемости и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка, его персона. Если персона интеллектуальна, то душа, наверно, сентиментальна. Характер души влияет также и на половой характер, в чем я не раз с несомненностью убеждался.

Женщина, в высшей степени женственная, обладает мужественной душой; очень мужественный мужчина имеет женственную душу. Эта противоположность возникает вследствие того, что, например, мужчина вовсе не вполне и не во всем мужественней, но обладает и некоторыми женственными чертами.

Чем мужественнее его внешняя установка, тем больше из нее вытравлены все женственные черты; поэтому они появляются в его душе. Это обстоятельство объясняет, почему именно очень мужественные мужчины подвержены характерным слабостям: к побуждениям бессознательного они относятся женски податливо и мягко подчиняются их влияниям.

И наоборот, именно самые женственные женщины часто оказываются в известных внутренних вопросах неисправимыми, настойчивыми и упрямыми, обнаруживая эти свойства в такой интенсивности, которая встречается только во внешней установке у мужчин. Эти мужские черты, будучи исключенными из внешней установки у женщины, стали свойствами ее души.

Поэтому если мы говорим у мужчины об аниме, то у женщины мы по справедливости должны были бы говорить об анимусе, чтобы дать женской душе верное имя.

Важно

Что касается общечеловеческих свойств, то из характера персоны можно вывести характер души. Все, что в норме должно было бы встречаться во внешней установке, но что странным образом в ней отсутствует, находится, несомненно, во внутренней установке. Это основное правило, всегда подтверждающееся в моем опыте.

Что же касается индивидуальных свойств, то в этом отношении нельзя делать никаких выводов. Если у мужчины в общем во внешней установке преобладает или, по крайней мере, считается идеалом логика и предметность, то у женщины — чувство. Но в душе оказывается обратное отношение: мужчина внутри чувствует, а женщина — рассуждает.

Поэтому мужчина легче впадает в полное отчаяние, тогда как женщина все еще способна утешать и надеяться; поэтому мужчина чаще лишает себя жизни, чем женщина.

Насколько легко женщина становится жертвой социальных условий, например в качестве проститутки, настолько мужчина поддается импульсам бессознательного, впадая в алкоголизм и другие пороки. Если кто-нибудь тождествен со своей персоной, то его индивидуальные свойства ассоциированы с душой.

Из этой ассоциации возникает символ душевной беременности, часто встречающийся в сновидениях и опирающийся на изначальный образ рождения героя. Дитя, которое должно родиться, обозначает в этом случае индивидуальность, еще не присутствующую в сознании.

Тождество с персоной автоматически обусловливает бессознательное тождество с душой, ибо если субъект, «я», не отличен от персоны, то он не имеет сознательного отношения к процессам бессознательного. Поэтому он есть не что иное, как эти самые процессы, — он тождествен с ними.

Кто сам безусловно сливается со своей внешней ролью, тот неизбежно подпадает под власть внутренних процессов, то есть при известных обстоятельствах он неизбежно пойдет наперекор своей внешней роли или же доведет ее до абсурда. (См. энантиодромия.

) Это, конечно, исключает утверждение индивидуальной линии поведения, и жизнь протекает в неизбежных противоположностях. В этом случае душа всегда бывает проецирована в соответствующий реальный объект, к которому создается отношение почти безусловной зависимости.

Все реакции, исходящие от этого объекта, действуют на субъекта непосредственно, изнутри захватывая его. Нередко это принимает форму трагических связей.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/dusha.html

Ссылка на основную публикацию