Деревянные церкви и храмы россии, фото, самая старая деревянная церковь древней руси, деревянный храм без единого гвоздя, деревянный суздальский храм

Деревянные церкви без единого гвоздя

?a_tushin (a_tushin) wrote,
2017-05-27 19:01:00a_tushin
a_tushin
2017-05-27 19:01:00Category:

Ежегодно в мире появляются сотни тысяч безликих зданий, построенных из бетона и стекла. И тем ценнее становится деревянное зодчество, особенно храмы, возведенные древними мастерами. В этом обзоре представлены уникальные деревянные европейские церкви, построенные несколько столетий назад.

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии (Польша)

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии в Хачуве (юг Польши) называют самой старой и большой деревянной готической церковью в Европе. Предположительно он был построен в 1388 году.

Через 250 лет его площадь расширили и пристроили 25-метровую колокольню. В последующие столетия здание не раз подвергали реставрациям.

В костеле сохранился уникальный алтарь эпохи барокко, готические скульптуры, фрески XV века.

Все это великолепие дошло до наших дней почти без изменений.

Уникальным памятником зодчества древних мастеров можно назвать деревянную каркасную церковь (ставкирка) в Боргунде (Норвегия). Она была построена в период между 1180-1200 годами. В XII веке христианство в Скандинавии еще только зарождалось, поэтому рядом с крестами на стенах ставкирки можно обнаружить вырезанные руны, изображения драконов. Вот уже 9 столетий деревянная церковь в Боргунде не меняет свой первоначальный облик.

На севере Румынии находится историческая область под названием Марамуреш. Ее жители на протяжении многих столетий ревностно соблюдают обычаи и традиции. Жемчужиной края можно назвать 8 деревянных церквей, возведенных в XVII-XVIII веках. Изолированное месторасположение Марамуреша способствовало сохранению культурного наследия.

В архитектуре этих строений прослеживается влияние византийского зодчества и западноевропейского стиля. Самым ценным в своих церквях местные жители считают очень хорошо сохранившуюся настенную роспись. В церквях Марамуреша до сих пор проводятся службы.

Гринстедскую церковь (церковь Святого Андрея), расположенную в графстве Эссекс (Великобритания), также называют одной из самых древних. Изначально считалось, что она была построена в 845 году, но последние дендрохронологические исследования показали, что здание как минимум на 200 лет моложе. В начале XVI века у деревянной конструкции появилась кирпичная пристройка, а в XVII веке – белая башня.

С северной стороны церкви можно обнаружить отверстие, которое называют «глазком для прокаженных». В Средних веках сквозь него наблюдали за службой больные проказой.

Церковь Преображения Господня на острове Кижи (Россия)

Церковь Преображения Господня, расположенная в Карелии, является частью храмового комплекса Кижского погоста. Она по праву считается одним из самых красивых памятников деревянного зодчества. Высота церкви 37 метров, она украшена 22 главами, установленными на разных ярусах. Иконостас в церкви четырехъярусный, он состоит из 102 икон.

Иконостас в Преображенской церкви.

источник

Источник: https://a-tushin.livejournal.com/1583665.html

Самые старые храмы России и всего мира. Православные храмы

Задолго до крещения Владимиром Святославовичем русичей на Русь стали проникать идеи христианства, а согласно легенде, Андрей Первозванный еще в I веке поставил крест на горах Киевских.

Первые христиане стали возводить и первые храмы на славянских землях. Немногие из них пережили свое время, но есть и такие, которые в перестроенном виде стоят и поныне. Обратимся к великолепию и самобытности древнерусского зодчества и представим самые древние храмы православия.

Собор Святой Софии. Стамбул

Начнем повествование с главной святыни православия. Первая деревянная церковь на рыночной площади города Византий, впоследствии переименованном в Константинополь, была возведена в период с 324 по 337 годы.

В первые два столетия своего существования церковь неоднократно разрушалась в результате пожаров, и только в правление императора Юстиниана I в 537 году возвели каменную базилику из лучшего мрамора.

В 1453 году после падения Византии собор святой Софии стал мечетью, а в 1935 году древнейший памятник архитектуры стал музеем. На сегодня это самый древний храм православной культуры.

Церковь Иоанна Предтечи. Керчь

В самом центре Керчи стоит храм Иоанна Предтечи. На сегодняшний день это самое старое здание на территории России.

Уникальнейший памятник византийского зодчества возвели в VIII веке, а в XII к основному зданию добавили несколько архитектурных элементов.

Возраст смогли определить по надписи на одной из колонн храма. В архитектурном плане это крестово-купольная церковь, выстроенная в традиционном византийском стиле. В строительстве использована полосатая бело-розовая кладка, с помощью которой византийские зодчие укрепили строение на случай землетрясения.

Свято-Ильинская церковь. Киев

Многие историки и археологи сходятся во мнении, что Ильинская церковь является первым православным храмом Руси.

Во время раскопок были исследованы остатки древней деревянной постройки, в летописи под 945 годом есть сведения, что в этой церкви освятили русско-византийский договор.

В 1962 году на месте разрушенной деревянной постройки возвели новый однокупольный храм. Во внутреннем убранстве сохранились уникальные росписи и старинные иконы.

Спасо-Преображенский собор. Чернигов

Теперь непосредственно перейдем к памятникам времен Киевской Руси. Пятиглавый храм в старейшем русском городе Чернигове начали возводить в 1033 году, но после смерти Мстислава, зодчие были командированы в Новгород для строительства новгородского храма.

Закончили строительство Спасо-Преображенского собора только в 50-е годы XI столетия. Один из древнейших храмов Руси дошел до нас в почти первозданном виде.

Сегодня трехнефный храм является и действующей церковью и музеем. В храме захоронен воспетый в «Слове о полке Игореве» чернигово-северский князь Игорь Святославич.

Софийский собор. Киев

В последние десятилетия не умолкают дискуссии о времени строительства этого шедевра древнерусского зодчества. Дело в том, что одно из граффити церкви гласит, что её заложил князь Владимир около 1011 года.

Скорее всего, собор заложил Владимир, а закончили строительство уникального памятника уже при его сыне — Ярославе в 1037 году.

Постройка сильно пострадала во времена нашествия Батыя, а в период Руины была практически заброшена. Только гетман Мазепа выделил средства, и Софийский собор был реконструирован в стиле украинского барокко. Таким он и дошел до наших дней.

Святая София. Новгород

Главнейший храм Великого Новгорода многие столетия был духовным и культурным центром Новгородской республики.

Прибыв в Новгород в 1046 году, чтобы проведать сына, Ярослав и Ингигерда (при крещении Ирина) заложили новый храм на месте сгоревшей церкви 989 года. Русским зодчим понадобилось четыре года, чтобы возвести величественный и уникальный собор.

В XII веке храм был расписан фресками, а позже в дополнение к основному алтарю было оформлено еще два иконостаса. Здание, а вместе с ним уникальнейшие росписи и иконы сильно пострадали в годы Великой Отечественной, но храм был восстановлен, и сегодня радует глаз прихожан и тысячи туристов.

Церковь Покрова на Нерли

Среди живописных русских просторов, где Нерль впадает в Клязьму в середине XII столетия по велению князя Андрея Боголюбского, был возведен величественный белокаменный храм.

В строительстве, если ссылаться на летописи, принимали участие, как русские, так и византийские мастера. Покрова стоит на широком заливном лугу, на небольшом пригорке, специально насыпанном для ее фундамента.

Сама церковь и ее архитектурные особенности отображают строительные и культурные традиции домонгольской Руси. Этот памятник культуры и зодчества по праву входит во всемирное наследие ЮНЕСКО.

Спасский собор Андроникова монастыря. Москва

Заложенный в 1357 году, и частично сохранившийся до наших дней, Спасский собор является древнейшим памятником русской архитектуры.

В росписи стен принимали участие великие русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Фрагменты их работы сохранились на откосах храмовых окон.

Собор Андроникова монастыря неоднократно перестраивался, и свой современный вид приобрел уже в 60-е годы прошлого столетия. В ходе археологических раскопок на территории монастыря удалось обнаружить конструктивные детали древнего престола и захоронения.

Успенский собор. Москва

Если рассматривать древнейшие храмы Москвы, то первым каменным собором был Успенский, заложенный в далёком 1326 году. Но первое строение пришлось разобрать из-за ветхости и ошибок в проектировании.

В царствование Ивана III в 1471 году было начато строительство нового здания, для постройки которого были приглашены мастера из Италии. В 1479 году храм Успения Пресвятой Богородицы торжественно освятили.

Сегодня культовое здание во дворе московского Кремля является музеем, и лишь иногда с благословения патриарха в стенах собора проводятся богослужения.

Заключение

Как видим, в России и на территории бывшей Киевской Руси сохранилось немало каменных шедевров древней архитектуры. Их монументальные стены помнят этапы становления русского государства, славные и трагические события, выступая ценными свидетелями наравне с летописями и археологическими артефактами.

Источник: https://TheBiggest.ru/zdaniya-i-sooruzheniya/samye-starye-hramy.html

Деревянное зодчество Руси

Преображенская церковь. Кижи.

До XI века на Руси применяли исключительно дерево при строительстве храмов. В последующие периоды чаще стали строить из камня, и тем не менее дерево еще играло значительную роль в лесных районах, особенно на русском Севере. Деревянное зодчество органично сливалось с окружающей природой.

В нем проявилось тонкое художественное чутье народных мастеров. На равнинных местах они ставили церкви могучие, стройные, словно бы противопоставляя свое строение однообразию окружающего пейзажа.

Иногда же церкви строили на высоком берегу рек и озер, чтобы отражались они в холодной глади вод, и чтобы издалека они служили ориентиром для путников.

Мастера работали только топором, поэтому говорили »срубили церковь». Бревна подбирали ровные, одно к одному. Сначала ставили сруб, затем и кровлю. Существовали различные типы кровли. Очень распространенной была кровля типа «ш а т е р». Это конусообразная кровля с башенкой наверху, придающая храму стройность.

В основном постройки увенчивались нарядными большими к у п о л а м и и маленькими м а к о в к а м и , напоминающими форму луковиц. Довольно распространенной является элемент кровли «б о ч к а» — наподобие перевернутой вверх килем лодки с отпиленным носом и кормой.

Отличительной особенностью древнерусского деревянного зодчества является покрытие глав, называемое «л е м е х» (чешуя). Деревянные чешуйки с ювелирной тонкостью богато покрывают поверхность куполов и маковок тонким осиновым лемехом.

Обратите внимание

Лемех светится то спокойной голубизной под цвет северного неба, а то золотится в лучах солнца, оттеняя ровную гладь стен и шатров церкви, создавая светлое, праздничное настроение.

Преображенская церковь в Кижах

Из всех известных строений деревянного зодчества самой сложной и самой нарядной стала Преображенская церковь в Кижах — вершина плотницкого искусства. Состоит она из трех разновеликих восьмигранных срубов-ярусов, поставленных один на другой.

С четырех сторон примыкают прирубы, которые завершаются «бочками» с главками. В центре, на возвышении, величаво утверждена большая, центральная. глава.

А к ней, как к горной вершине, словно взбираются по уступам все купола, а их 21, и каждая деталь этого храма еще более подчеркивает впечатление общей устремленности в небо.

Деревянная церковь

Деревянная архитектура. Рисунок.

Богоявленская церковь. Архангельская церковь

Церковь Вознесения

Элемент «бочка»

Вознесенская церковь.Торжок.

Украшение резьбой

Старинная деревянная архитектура

Кижи. Музей деревянного зодчества.

Источник: http://cvetamira.ru/derevyannoe-zodchestvo-rusi

Деревянные церкви Руси и их особенности

27.01.2014

В качестве основного строительного материала зодчими на Руси еще много веков назад использовалось дерево, так как оно обладает удачным сочетанием красоты,надежности и функциональности. Именно поэтому деревянные церкви Руси пользовались такой популярностью.

Как известно, деревянное зодчество было основано в северной части страны. Там, где преобладали на местности лиственные и хвойные леса.

На берегах Северной Двины, Печоры или Онеги до сих пор можно обнаружить самые первые деревянные церкви Руси. Первая каменная церковь на Руси была построена достаточно поздно – на рубеже XV-XVI веков.

Правило постройки

Ремесло зодчего было, как правило, семейным и передавалось по наследству: от отца к сыну. Самые талантливые мастера обитали в Северном краю. Они подходили к вопросу строительства наиболее ответственно, выбирая далеко не каждый вид дерева для конкретного вида постройки.

Чаще всего использовали сосну, отвечающую самым серьезным требованиям зодчих, а затем делали на стволе дерева специальные затесы, чтобы можно было снять кору узкими полосами и тем самым сохранить процесс сокодвижения нетронутым.

После чего обычно наступал этап «покоя», когда обработанное дерево не трогали на протяжении пяти лет. За этот период сосна успевала выделить смолу, пропитывавшую ствол. Только после этого с наступлением холодной поздней осени дерево рубили.

Зимой рубить опытные мастера не советовали, так как дерево могло начать гнить.

А вот другие виды деревьев, например, осину, зодчие заготавливали только весной, когда процесс сокодвижения был в самом разгаре. Именно весной легче всего снять кору со ствола, а потом просушить его на солнце, благодаря чему дерево становилось крепким и прочным, как камень.

Деревянное зодчество на Руси имеет ряд особенностей. Так, например, мастера никогда не использовали пилы, хоть они и были известны еще с десятого века.

Считалось, что даже самая хорошая пила рвет древесное волокно и оставляет его открытым для влаги, что в строительстве совершенно ни к чему.

Важно

К тому же, почти никогда не использовались гвозди – вместо них применялись деревянные костыли, так как вокруг металла дерево начинает гораздо быстрее портиться.

Основой деревянной постройки являлся сруб: зодчие скрепляли выдержанные бревна, придавая конструкции форму четырехугольника. Ряд бревен называли венцом, а самый нижний «венец» почти всегда устанавливали на каменное основание, изготовленное из мощных и прочных валунов, чтобы дом становился прочнее и надежнее. По этой же причине, постройки меньше гнили, чем если бы стояли прямо на земле.

Церковь на Руси

Самым главным отличие русского зодчества от европейского является тот факт, что для мастеров Древней Руси не существовало отличия в строительстве храма и дома, несмотря на то, что церковь в Древней Руси имела особое значение.

Как правило, использовалась «клетская» форма строительства – самая древняя и простая. Именно, таким образом, была построена самая первая церковь на Руси. Этим же способом строили и храмы, и часовни, и обычные жилые дома.

Такая форма строительства предполагала три сруба, расположенные с западной стороны на восточную, и соединенные между собой.

Особую популярность деревянное зодчество получило в пятнадцатом веке, когда на Псковских и Новгородских землях стали востребованы деревянные колокольни.

Сохранившиеся до нашего времени постройки находятся под контролем государства и в большинстве своем являются историческими памятниками. До сих пор в северных районах России создаются школы, обучающих мастерству русских зодчих.

Видео: Деревянные церкви Руси

Источник: http://archaeology.kiev.ua/derevyannyie-tserkvi-rusi-i-ih-osobennosti/

Деревянные храмы Европы, возведенные без единого гвоздя

Ежегодно в мире появляются сотни тысяч безликих зданий, построенных из бетона и стекла. И тем ценнее становится деревянное зодчество, особенно храмы, возведенные древними мастерами. В этом обзоре представлены уникальные деревянные европейские церкви, построенные несколько столетий назад.

1

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии (Польша)

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии в Хачуве (юг Польши) называют самой старой и большой деревянной готической церковью в Европе. Предположительно он был построен в 1388 году. Через 250 лет его площадь расширили и пристроили 25-метровую колокольню. В последующие столетия здание не раз подвергали реставрациям.

2

В костеле сохранился уникальный алтарь эпохи барокко, готические скульптуры, фрески XV века. Все это великолепие дошло до наших дней почти без изменений.

Читайте также:  Херувимы и серафимы что это такое в православии, отличие, как выглядят шестикрылый и восьмикрылый серафим, имена серафимов и херувимов, молитва

3

Ставкирка (Норвегия)

Уникальным памятником зодчества древних мастеров можно назвать деревянную каркасную церковь (ставкирка) в Боргунде (Норвегия). Она была построена в период между 1180-1200 годами.

В XII веке христианство в Скандинавии еще только зарождалось, поэтому рядом с крестами на стенах ставкирки можно обнаружить вырезанные руны, изображения драконов.

Вот уже 9 столетий деревянная церковь в Боргунде не меняет свой первоначальный облик.

4

5

Деревянные церкви Марамуреш (Румыния)

На севере Румынии находится историческая область под названием Марамуреш. Ее жители на протяжении многих столетий ревностно соблюдают обычаи и традиции. Жемчужиной края можно назвать 8 деревянных церквей, возведенных в XVII-XVIII веках. Изолированное месторасположение Марамуреша способствовало сохранению культурного наследия.

6

В архитектуре этих строений прослеживается влияние византийского зодчества и западноевропейского стиля. Самым ценным в своих церквях местные жители считают очень хорошо сохранившуюся настенную роспись. В церквях Марамуреша до сих пор проводятся службы.

7

Гринстедская церковь (Великобритания)

Гринстедскую церковь (церковь Святого Андрея), расположенную в графстве Эссекс (Великобритания), также называют одной из самых древних.

Изначально считалось, что она была построена в 845 году, но последние дендрохронологические исследования показали, что здание как минимум на 200 лет моложе.

В начале XVI века у деревянной конструкции появилась кирпичная пристройка, а в XVII веке – белая башня.

8

С северной стороны церкви можно обнаружить отверстие, которое называют «глазком для прокаженных». В Средних веках сквозь него наблюдали за службой больные проказой.

9

Ставкирка из Гуля (Норвегия)

Еще одна норвежская ставкирка заслуживает отдельного внимания. Первоначально эта деревянная церковь была расположена в Гуле. Сто лет назад ее решили снести, чтобы расчистить место для нового сооружения.

К счастью, норвежский король Оскар II не позволил разрушить древнее сооружение. Его перенесли в норвежский Музей Культурной Истории в качестве экспоната.

Необычные очертания деревянной церкви настолько популярны, что по всему миру можно отыскать немало копий этой ставкирки.

10

Церковь Преображения Господня на острове Кижи (Россия)

Церковь Преображения Господня, расположенная в Карелии, является частью храмового комплекса Кижского погоста.

Она по праву считается одним из самых красивых памятников деревянного зодчества. Высота церкви 37 метров, она украшена 22 главами, установленными на разных ярусах.

Иконостас в церкви четырехъярусный, он состоит из 102 икон.

11

Иконостас в Преображенской церкви.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/210417/34255/

Источник: http://zefirka.net/2017/04/24/derevyannye-xramy-evropy-vozvedennye-bez-edinogo-gvozdya/

Как устроен древнерусский храм

17 октября 2016Искусство, История

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

Автор Сергей Кавтарадзе

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек.

Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе.

Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию.

Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Успенский собор Московского КремляИллюстрация Галины Кребс 

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять.

Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов.

Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные.

Совет

В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через раз­личные пристройки — крыльца, гульбища Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма.. Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные.

Кроме того, в состав компо­зиции храма могут входить колокольни и звонницы Колокольня — отдельно стоящая или при­строенная к храму многоярусная башня c ко­локолами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же це­лью.

Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли..

3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов.

Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.).

Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил).

Следующий чин, праздничный, рас­ска­зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус Деисус (греч.

δέησις — «прошение, моле­ние») — сакральная иконография как мини­мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра­щающиеся к нему с заступ­ничеством о чело­вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо­бражениями апо­столов, святых отцов и муче­ников, также обращенных к Христу..

Богородица и Иоанн Кре­ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда..

Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо­стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры­ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля­щихся.

4. Что находится за иконостасом

ПрестолИллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную.

Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей., на котором стоят священные предметы для богослу­жения.

Обратите внимание

Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери.

Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Отечество. Купол Архангельского собора Московского КремляИллюстрация Галины Кребс

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира.

В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников.

Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо­рах Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных.

На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм).

Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система

Спасо-Преображенский собор в Переславле-ЗалесскомИллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя.

В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды.

Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов.

Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия.

Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели.

В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Важно

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать.

В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом.

Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную.

Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества.

Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас.

Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше.

Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям.

Совет

Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались.

Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор.

Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде.

Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156).

Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству.

Обратите внимание

Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Теги

Путеводитель
Архитектура
Древняя Русь

История, Антропология

Над чем смеялись Райкин, Задорнов, Жванецкий, Клара Новикова и другие юмористы

Источник: https://arzamas.academy/mag/355-drevnerus

Дача и Дом

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или на Shutterstock.
© 2014-2017 Андрей Дачник

Крещение Руси стало серьезным толчком для развития русской церковной архитектуры. Креститель Руси св. равноапостольный князь Владимир Креститель «нача ставить по градам церкви» распространяя христианство. Греческие священники, проповедовавшие православие на Руси еще со времен бабушки князя (кагана) Владимира св.

Ольги, пытались принести с собой и архитектурные традиции каменного строительства из Византии. Однако большинство строящихся православных храмов все-таки рубилось из дерева, так как каменное строение на Руси встречалось редко из-за дороговизны и сложности в постройке.

Наиболее значимые каменные сооружения строились иноземными зодчими (греками, а в средние века — венецианцами). О редких же в тех времена каменных храмах летописи упоминают как об очень значительных событиях. Русские же мастера прекрасно умели работать с деревом.

Новые деревянные церкви ставились на местах важнейших языческих святынь: на капищах, в святых рощах, поверх сакральных камней. В послениях храмы ставились на «красных» местах — самых красивых, чаще всего на возвышениях и открытых местах.

Малая пластичность дерева как строительного материала и большое влияние на Русь культуры викингов привели к формированию русского церковного деревянного стиля, который во многом схож со стилем норвежской церковной архитектуры (крещение Норвегии Олавом Харальдссоном состоялось в 1024 году), отдельные образцы которой почти тысячелетнего возраста сохранились до сих пор. Однако нарастающие с веками строгость требований греческой православной веры заставили русских мастеров искать собственные пути развития деревянной церковной архитектуры, чтобы приблизить компоновку и внешний облик деревянных храмов к первообразу византийских церквей. Византийская архитектура представляет из себя сочетание и переработку архитектуры сирийской, малоазийской (с ее провинцией Анатолией) и, отчасти, александрийской на старой греко-римской основе. После раскола православной веры под воздействием церковной реформы (1650-е — 1660-е) патриарха Никона и царя Алексея Михайловича строительство деревянных храмов без куполов, схожих с византийскими, было запрещено. Но, как водится на Руси, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Именно поэтому мы до сих пор можем любоваться сохранившимися шедеврами северной деревянной церковной архитектуры послереформенной постройки. Но под давлением светских и церковных властей строители деревянных храмов на Руси были вынуждены искать оригинальные конструктивные решения для исполнения в дереве догматических символических требований Царства Небесного в архитектуре церквей из дерева, которые выражены в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) в следующих определениях: «…он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот… с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21.12-13); «…город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны» (Откр. 21.16); «…стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21.18); «…престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему» (Откр. 22.3).

Читайте также:  День ангела или именины анастасии: кто ангел-хранитель в православии, список святых

В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом: квадратная форма плана и кубическая форма объема; трехмастные членения с каждой стороны; центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине; драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

Каждый храм является образным воплощением догматического учения Церкви, наглядным и осязаемым выражением всей полноты Церкви Христовой, где соединены в одно целое небо и земля, Церковь торжествующая и Церковь воинствующая, лики святых и прибегающие к их молитвенному предстательству живущие на земле члены Церкви. Храм изображает собою то святое и чистое состояние всего сущего, в котором земное и небесное пребывали до грехопадения человека, в котором теперь оно пребывает во Христе и в котором будут пребывать в вечности после второго славного пришествия Христова.

Важно

В результате стремления внести в строение деревянных церквей первообразы Царства Небесного, приемы византийского каменного строения, русская деревянная церковная архитектура, движимая талантами народных мастеров-рубщиков, с веками обрела свой неповторимый, известный ныне во всем мире архитектурный стиль. Каждый православный храм создается с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личное аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу — Царству Божию.

Источник: http://dom.dacha-dom.ru/dervevyannie-cerkvi.shtml

Самые древние храмы России / Достопримечательности / Россия / Страны / Моя Планета

Свидетели истории, хранители культуры, произведения искусства — старинные храмы России. Они пережили монголо-татарское иго, войны и годы гонений. О самых древних и необычных — в материале «Моей Планеты».

Нижний Архыз: храмы средневековой Алании

 Около 1100 лет
 Единственная на Северном Кавказе крещальня 

Мы уже рассказывали о древнейшем храме Российского государства — Софийском соборе в Великом Новгороде, построенном в середине XI века.

Но на территории современной России есть культовые сооружения, возведенные еще раньше, до крещения Руси, — например, церкви Нижнего Архыза в Карачаево-Черкессии.

Предполагают, что здесь находилась столица средневековой Алании, жители которой приняли христианство еще в 912 году.

Примерно тогда же была построена самая большая и величественная Северная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, — кафедральный храм Аланской епархии. Здание сложено из крупных песчаниковых плит, скрепленных прочным известковым раствором. В нем проводили службы и крестили местных жителей: в углу обнаружили кубический резервуар из каменных плит — единственную на Северном Кавказе крещальню.

Позже неподалеку появилась небольшая Южная (Ильинская) церковь, которая действует и по сей день, а рядом с ней можно увидеть Архызский лик — наскальное изображение Христа.

Керчь: древнейшая действующая церковь

 Около 1500 лет
 Каменная плита с отпечатком стопы Андрея Первозванного 

В центре Керчи возвышается храм с долгой и трудной историей — церковь Иоанна Предтечи в византийском стиле. Когда была построена церковь, точно не известно: историки датируют ее IX, VIII и даже VI веком.

С тех пор сохранился фундамент, колонны и мощеный внутренний дворик, где лежит каменная плита с отпечатком стопы Андрея Первозванного. Позже церковь перестраивали русские князья, при половцах она стояла в запустении, а во времена турецкого владычества была мечетью.

В советское время храм Иоанна Предтечи закрыли, в годы войны он сильно пострадал от пожара, но затем был восстановлен и сейчас считается древнейшей действующей православной церковью на территории России.

Пройти через века и испытания храму помогли конструктивные особенности: крестово-купольное здание укреплено колоннами, а в кладке стен чередуются ряды белого камня и красного кирпича — этот «слоеный пирог» обеспечивает устойчивость сооружения.

Владимир: собор как символ единства

 828 лет
 Фрески Андрея Рублева 

Строительство белокаменного Успенского собора началось в XII веке, при князе Андрее Боголюбском. По замыслу правителя собор должен был стать главным храмом сильнейшего княжества — Владимиро-Суздальской Руси, символом единения русских земель.

Поэтому работы велись с размахом, а по высоте грандиозное сооружение превзошло Софийские соборы Киева и Новгорода.

В роскоши и великолепии церковь им тоже не уступает: стены расписаны фресками, пол покрыт цветной мозаикой и позолоченными плитами, под сводами сияют золотые и серебряные люстры.

Совет

Собор не раз горел и возрождался из пепла. Самый страшный пожар случился в 1238 году, когда во Владимир вторгся хан Батый.

В дыму погибли горожане, затворившиеся в храме, все церковные реликвии были разграблены, живопись повреждена огнем, но храм выстоял и был восстановлен сто с лишним лет спустя.

Именно тогда, в начале XV века, собор расписывал Андрей Рублев, и это одна из немногих церквей, где можно увидеть фрески знаменитого иконописца.

Во время съемок фильма Андрея Тарковского о Рублеве в 1966 году пожар повторился — от дымовых шашек загорелись стропила церкви, но их быстро потушили. Совсем недавно в храме снимался еще один фильм, сюжет которого связан с рублевскими фресками, — «Фея» Анны Меликян.

Костомарово: подземная церковь

 Около 900 лет, точно не известен
 Храм выдолблен в меловых «дивах»

В донских степях Воронежской области немало пещерных храмов, а самый большой и самый древний — Спасский собор одноименного монастыря у села Костомарово. Церковь выдолблена в причудливых меловых столбах — «дивах», происхождение которых до сих пор остается загадкой.

Монахи начали строить храм в XII веке, работы с перерывами продолжались несколько столетий. В итоге получился огромный подземный собор, вмещающий 2000 человек. Снаружи он украшен яркими куполами и мозаичными иконами, колокольня установлена между двумя «дивами», а внутри стены покрыты фресками, вырезанными прямо в меловой породе.

Рядом, в склоне мелового холма, выдолблены кельи монахов-отшельников — узкие и тесные помещения с позеленевшими от сырости стенами. А самое суровое место монастыря — пещера Покаяния: длинный темный коридор ведет в небольшую келью, предназначенную для исповеди.

До революции сюда направляли самых отчаянных грешников, а сейчас в пещеру Покаяния едут паломники со всей России.

Эски-Кермен: храм в обломке скалы

 Около 900 лет
 Очень маленький, всего 5,5 х 3,5 м 

Самое необычное сооружение крымского пещерного города Эски-Кермен — миниатюрная церковь, высеченная в округлой известняковой глыбе в XII веке. Храм занимает всего 5,5 м в длину и 3,5 м в ширину.

В огромном валуне вырублены два входа и небольшое окно, а почти половину внутреннего пространства занимает алтарь. На северной стене сохранилась единственная фреска с редким сюжетом, давшая название храму.

На ней изображены три всадника в развевающихся плащах: в центре — Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона, справа и слева — всадники с копьями, а за спиной одного из них сидит ребенок.

Обратите внимание

Возможно, это образы местных героев, погребенных здесь, — в полу церкви вырублено две могилы, а вокруг нее располагался городской некрополь. По другой версии, на фреске представлен святой Георгий в трех лицах: защитник, драконоборец и спаситель.

Кижи: самая древняя деревянная церковь

 Около 630 лет
 Самый древний тип храма — клетский

Старейший из дошедших до нас деревянных храмов — церковь Воскрешения Лазаря в Карелии. По преданию, она была срублена в XIV веке, при жизни основателя Муромского монастыря, греческого монаха Лазаря.

Это самый простой и древний тип деревянного храма — клетский. Он напоминает обычную избу, не имеет никаких внешних украшений и состоит из трех срубов-клетей, соединенных вместе. Размеры тоже скромные: общая длина церкви — около 9 м, ширина — 3,6 м.

О древности храма говорят архаичные элементы, например двери без петель и волоковые окна — неширокие прорези, которые изнутри закрывались (заволакивались) доской.

После смерти Лазаря церковь стала объектом поклонения и паломничества, ее считали «исцелительницей от недугов».

В XIX веке над храмом соорудили деревянный защитный футляр, а в 1959-м перевезли на остров Кижи, отреставрировали и установили у подножия знаменитого Преображенского собора.

Великий Новгород: шедевр средневековой архитектуры

 Около 643 лет
 Фрески Феофана Грека

Ильина улица Великого Новгорода ведет к белоснежной церкви редкой красоты — храму Спаса Преображения, или Спасу на Ильине. Он не такой величественный и древний, как София Новгородская, но тоже внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и не менее знаменит: это единственная в мире церковь, где сохранились фрески Феофана Грека.

Византийский иконописец расписывал храм в конце XIV века, до наших дней дошли фрески купола, барабана и Троицкого придела — яркие, экспрессивные образы Христа, ангелов и ветхозаветных героев.

Снаружи храм не менее выразителен, чем внутри: строгие пропорции, простота линий, кружевной фасадный декор.

Важно

Церковь была построена на средства жителей Ильиной улицы в период расцвета Новгородской республики и стала одним из самых совершенных образцов архитектуры того времени.

Александров: первый каменный шатровый храм

 500 лет
 Здесь молился Иван Грозный

Долгое время древнейшим каменным шатровым храмом считалась Вознесенская церковь в Коломенском. Но в 90-е годы XX века появилась версия о том, что более скромная и менее известная Покровская церковь в Александрове построена примерно на 20 лет раньше, в 1510-х годах.

Домовый храм русских царей возводил итальянский архитектор Алевиз Новый, соединяя приемы Ренессанса и местные традиции: каменное здание напоминает древнерусские деревянные шатровые церкви. А вот сюжетно расписанный шатер — единственный в России.

На его внутренней поверхности изображены библейские цари, пророки и русские князья, причисленные к лику святых.

В этой домашней церкви молился Иван Грозный, вплотную к храму примыкали царские палаты, возведенные одновременно с ним.

Под палатами были вырыты гигантские подвалы — по легенде, там хранятся несметные богатства, например загадочно исчезнувшая библиотека Ивана Грозного.

О тайнах старинной церкви можно узнать на экскурсии — храм входит в состав музея-заповедника «Александровская слобода» и открыт для посещения.

Источник: https://www.moya-planeta.ru/countries/view/samye_drevnie_hramy_rossii_34910/

Самый старый дом

Вообще, судить о возрасте строения по визуальным признакам довольно сложно. Потому что ранние архитектурные приемы в качестве устойчивой традиции могли сохраняться и в более поздние времена.

Как правило, самые старые дома характеризуются удивительным качеством отделки деталей и точностью их подгонки друг к другу, что в последствии сменилось более простыми и технологичными приемами. Но и эти особенности не дают нам права однозначно называть даже век постройки.

Совет

Довольно точным является метод дендрохронологического анализа, суть которого заключается в сравнении спилов бревен с рисунком ствола дерева, зафиксированного в определенный год. Но и этот метод обозначает лишь то время, в которое дерево было спилено, а никак не год постройки.

Поэтому легко можно представить себе ситуацию, когда в строительстве дома использовали венцы или отдельные бревна более старого сруба. Пожалуй, самыми достоверными являются датировки, полученные на стыке нескольких методов: дендрохронологического анализа, анализа архитектурных особенностей и изучения архивных документов.

Сокровище России – древние деревянные церкви

Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова. 1860-е годы 

Самым старым деревянным строением в России является Церковь Ризоположения из села Бородава, дата ее освящения – 1 (14) октября 1485 г.

 За свою долгую жизнь церковь не раз претерпевала изменения – покрытие кровли могло меняться до 10 раз, в середине XIX века была убрана открытая галерея на столбах – гульбище, окружавшая трапезную церкви, неоднократно подтесывались стены и частично менялись небольшие детали.

В 1957 году она была перевезена на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Церковь изучается, ведутся тщательные реставрационные работы, цель которых – возвратить церкви первоначальный облик, сохранив при этом все дожившие до нашего времени детали.

Церковь Ризоположения из села Бородава на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника

В музее «Витославицы», что расположен возле Великого Новгорода, есть ряд старых церквей. Самая ранняя из них – Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки, время ее создания – 1531 год.

Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки в музее архитектуры «Витославицы» в Великом Новгороде

Интересный памятник начала XVII века находится в небольшом городке Слободском, недалеко от Кирова. Это Церковь Михаила Архангела 1610 года постройки. Некогда она была частью Богоявленского (позднее – Крестовоздвиженского) мужского монастыря.

После революции историческое сооружение использовалось под склад церковного имущества из снесенных монастырских храмов, и со всех сторон его наглухо обшили досками. После реставрации в 1971 – 1973 гг.

Читайте также:  Пётр и феврония муромские: краткое содержание повести еразма, день памяти святых, храмы в их честь

Церковь отправилась в Париж на выставку «Русская деревянная пластика от древнейших времён до наших дней». Там церковь установили вблизи Елисейских Полей. Из этого вояжа уникальный памятник вернулся в сквер в центре г. Слободского, где и находится по сегодняшний день.

Стоит отметить, что автором проекта реставрации, как и в случае Церкви Ризоположения, был профессор Б. В. Гнедовский.

Церковь Михаила Архангела в г. Слободском, Кировская область

Обратите внимание

К счастью, сохранились и другие памятники деревянного зодчества XVI – XVII веков, но все они относятся к храмовой архитектуре, жилых построек такого возраста нет. Объяснений этому предостаточно. Во-первых, сам тип эксплуатации способствовал лучшему сохранению древесины.

Во вторых, церкви не перестраивались, менялись лишь некоторые конструктивные детали. Дома же полностью разбирались, реконструировались в соответствии с нуждами хозяев и особенностями времени. Кроме того, церкви, стоявшие, как правило, в стороне от жилых построек, и более пристрастно охранявшиеся, все-таки, меньше горели.

Однако, изучение памятников храмовой архитектуры не дает нам представления об архитектуре крестьянского жилища. Конечно, были и общие приемы строительства, но нужно помнить, что церкви строили профессионалы, а дома – сами крестьяне с помощью родственников и соседей.

При украшении церкви использовались все известные декоративные приемы, а крестьянский дом не украшался по причинам положения крестьян в российском обществе.

Дом XVII века

Что же, все-таки, представлял из себя дом XVII  века? Среди документов этого времени сохранились довольно подробные описания построек на дворах, их внутреннего убранства, сведения о технике строительства.

Кроме письменных источников, имеются рисунки и путевые зарисовки иностранцев, наиболее интересные рисунки даны в книге Адама Олеария «Описание путешествия в Московию». Так же большой свод зарисовок был сделан художниками посольства Августина Мейерберга.

Эти рисунки выполнены с натуры и очень реалистичны, раскрашены (скорее тонированы) акварелью.

Нужно сказать, что художники того времени достаточно точно воспроизводили виденное. К этому следует прибавить и чертежи отдельных сооружений, дворов, дающие довольно точное представление о размерах и планировке зданий.

Эти сведения, уточняющие наши представления о жилых и хозяйственных постройках XVII в.

, все-таки неполны и неравномерны, гораздо лучше известно жилище господствующих классов, особенно царские хоромы, крестьянское жилище описывается крайне скупо.

Адам Олеарий, «Путешествие в Московию»

Тем не менее, попробуем обобщить то, что нам известно.

Изба рубилась из крупных бревен: сосны, ели, а нижние венцы — часто  из дуба или лиственницы.  Основным модулем постройки служило бревно длиной от 2 до 4 саженей.

Для хвойных пород (ели, сосны) выработался известный «стандарт» — при толщине 20-30 см, длина бревен составляла 3-4 сажени (1 сажень = 213,36 см).

Ограничение длины бревна указанными размерами зависело не от высоты дерева, а от того, в каких пределах разница в толщине бревна между комлем и вершиной оказывалась настолько незначительной, что не мешала при строительстве (практически бревно было ровным цилиндром).

Несколько отступая от края (30 см), на каждом конце бревна вырубались до половины толщины углубления — «чашки». На два таких параллельных бревна в углубления поперек укладывалась еще пара, в которой также вырубались углубления для следующей поперечной пары. Четыре связанные таким образом бревна составляли венец сруба.

Соединение бревен сруба «в обло»

Высота сруба зависела от количества венцов, судя по рисункам современников, их было 6-7, то есть высота сруба составляла 2,4-2,8 м. Чтобы бревна лучше прилегали друг к другу, в верхней или нижней части делали паз, а пазы между венцами прокладывали мхом.

Важно

Такая простейшая рубка срубов называлась рубкой «в обло», и этим способом строили большинство домов как в деревнях, так и в городах. Внутренняя площадь такого помещения могла быть и совсем маленькая — около 12 кв.м, но подавляющее большинство жилых строений возводилось из трехсаженных бревен, то есть их площадь достигала 25 кв.м.

Эти размеры, определявшиеся свойствами строительного материала, по наблюдениям, оказываются наиболее устойчивыми на протяжении  столетий.

Жилище рядовых посадских людей. Фрагмент плана Тихвинского посада, 1678 г.

Кровля крестьянских изб и других построек была двускатной. Боковые стены сводились к коньку, образуя два ската из бревен. Об устройстве потолков в крестьянских избах документальных данных нет.

Расположение окон в крестьянских избах, хорошо известное нам по рисункам, заставляет думать, что плоских потолков в этих жилищах тогда еще не было. Они появляются на столетие позже.

Два световых окна прорубались обычно между двумя верхними венцами стены, а третье, дымовое, еще выше, почти под самым коньком крыши. При господствовавшей тогда у крестьян топке изб по-черному, через это окно и шел, в основном, дым от печей.

Если бы в избах были плоские потолки, то они перекрывали бы путь дыму и прорубка третьего окна становилась в таком случае бессмыслицей. Видимо, если в избах и делали потолки, то они были сводчатые. Либо сами бревна крыши служили одновременно и потолком.

Адам Олеарий, «Путешествие в Московию»

Фрагментарны сведения и о полах в крестьянском жилище. Всегда ли делали полы из дерева или их оставляли земляными — сказать невозможно. Этнографические сведения по XVIII-XIX вв. показывают широкое распространение земляных полов у русских крестьян центральных и даже северных губерний.

Обязательным элементом избы была печь. Печи эти топились по-черному. Ни труб, ни деревянных дымников в массовом крестьянском жилище XVII в. еще нет, хотя и то и другое часто применялось в жилище феодалов и состоятельных горожан.

Делали печи из глины; по прочности такие печи превосходили кирпичные, насколько это известно из этнографических аналогий. 

Русская печь без трубы, дым выходил прямо из жерла очага. Рисунок взят с интернет-ресурса.

Внутренняя планировка избы была довольно простой: в одном из углов (для XVII в. возможно, еще в переднем), где были окна, вытягивавшие дым, ставилась печь. Сбоку у печи настилались нары — полати.

Были ли эти полати низкими, на уровне 1-1,2 м от земли или высокими — сказать определенно невозможно. Но можно думать, что высокие полати появились у северных и центральных групп русского крестьянства несколько позже, в XVIII в.

, когда печь ставилась при входе, у задней.

Совет

Вдоль стен избы тянулись лавки, настолько широкие, что на них можно было спать. Над лавками устраивались специальные полки — полавочники. В углу, напротив печи, ставили небольшой стол с подстольем. В XIX и даже в XX вв.

еще встречались старинные столы, с зарешеченным подстольем, где держали кур. В том же углу, где стол, находился и «святой», «красный» угол с божницей для икон.


Жилое пространство курной, или черной избы.

Рисунок взят с интернет-ресурса, он довольно точно показывает ход дыма из очага, тип потолка, но самовар здесь явно лишний.

Даже в летнее время такая изба была полутемной, так как освещалась маленькими волоковыми окнами (примерно 60×30 см), а на зиму такие окна затягивались пленкой бычьего пузыря или паюса (паюс — пленка, в которой находится икра у осетровых и других рыб, тонкая и прозрачная), а сверх того «заволакивались» доской, укрепленной в пазах. Освещалась изба лишь печным огнем или лучиной, укрепленной в светце или стенной щели.Итак,  изба XVII века – небольшая конструкция с прямоугольным или квадратным основанием, простой двускатной крышей, тремя маленькими щелевидными окнами, расположенными довольно высоко.

Городские дома лишь немногим отличались от деревенских, сохраняя в своей основе все те же элементы.

Дом XVIII века

В XVIII веке деревянный дом претерпевает ряд изменений. В первую очередь меняется потолок, он становится плоским, это влечет за собой изменение потока дыма, для того, чтобы он выходил, устраиваются дымники (дымницы), а окна, потеряв свое назначения, смещаются вниз и служат уже для освещения избы.

Не смотря на это, во многом, дома остаются довольно примитивными. «Белое» отопление — печь с трубой — большая редкость. Нужно отметить, что к моменту отмены крепостного права (1861 год),  более трети крестьянских изб оставались курными, т.е. топились по-черному.

Появляются стропильные конструкции и, как следствие, четырехскатные крыши. 

Дымники (дымницы) — прообраз будущей настоящей печной трубы. Дымник ставился над отверстием в крыше и потолке и способствовал созданию тяги, благодаря которой дым выходил из избы
Дом середины XVIII века из г. Сольвычегодска

А  высокие, богато украшенные дома-терема Русского Севера, или обильно декорированные объемной резьбой избы нижегородского региона, которые так подробно описаны в книгах, которыми мы любуемся в музеях деревянного зодчества – все они появляются лишь в XIX  веке, причем, большая часть только во второй его половине, после отмены крепостного права. Именно это преобразование российского общества сделало возможным развитие личного хозяйства, улучшение материального положения русского крестьянина, появление самостоятельных ремесленников и свободных жителей городов, которые, в свою очередь, получили возможность безбоязненно украшать свой дом, соответственно достатку.

Дом в Угличе

Дом в Угличе – самая старая жилая постройка в России. Более старых домов не зафиксировано. Фотографии двух строений, датированных XVIII веком, приведены в довоенной книге «Русское деревянное зодчество» (С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов, Москва, 1942 г.). Одного дома уже нет, а второй удивительным образом сохранился.

Фотография сохранившегося дома из книги «Русское деревянное зодчество»

Дом Ворониных (ранее – Меховых) — расположен на берегу Каменного ручья, адрес его: ул. Каменская, 4. Это один из немногих сохранившихся в нашей стране образцов деревянного посадского (городского) жилья.

Построен дом был в первой половине – середине XVIII века. Его уникальность еще и в том, что он построен до регулярного плана застройки Углича 1784 года, утвержденного Екатериной Второй.

По сути, этот дом – промежуточное звено между средневековым и плановым городом.

Тот же дом на более поздней фотографии

Вот описание дома с одного из интернет-источников: «Дом этот – на высоком подклете, который когда-то использовался для хозяйственных нужд, раньше имел и вышку, и летнюю чердачную комнату.

Лестница на жилой этаж когда-то размещалась снаружи, а теперь внутри дома, она приводит в сени, которые разделяют этаж на две части: жилую комнату и летнюю горницу. Перила лестницы и скамеечка на верхней площадке украшены скромным орнаментом.

Достопримечательность дома – великолепная изразцовая печь».

Изразцовая печь в доме Меховых-Ворониных

Обратите внимание

Меховы – древний род городских купцов, мещан, которые, судя по фамилии, занимались скорняжным делом. Иван Николаевич Мехов в начале XX века был владельцем небольшого кирпичного завода. И сейчас на старинных угличских домах можно встретить кирпичи с клеймом его завода – «ИНМ».

Судьба дома обычна для России – хозяев выселили-раскулачили-сослали, в дом заселились чужие люди, которым дела не было до поддержания его в образцовом порядке, соответственно, дом ветшал. Расселили его лишь в 1970-е годы.

Дом без людей разрушался еще быстрее, пришлось даже ставить подпорки, чтобы он не свалился в ручей. В то время уникальное строение было на балансе Угличского музея. В 1978-79 годах было принято решение о его реставрации на деньги Общества по охране памятников культуры.

Восстановили кирпичный цоколь, заменили нижние венцы сруба, восстановили внутреннее убранство дома. Отреставрировали печь с изразцами, перебрали крышу.

Дверь в подклете дома Меховых-Ворониных

В девяностые годы, когда повсеместно стало не хватать денег, дом Меховых-Ворониных законсервировали до лучших времен. Фатальными для дома Меховых-Ворониных, как это ни парадоксально, стали двухтысячные годы, когда его признали памятником федерального значения.

Поясним, что означает этот термин: никто и никак не в праве его трогать. То есть он может разрушаться, но ни один человек под страхом уголовного наказания не имеет права к нему притрагиваться. Кроме государства.

А государство, озабоченное вселенскими проектами, типа олимпиады всех времен и народов, навряд ли вспомнит о скромном деревянном домике в российской глубинке.

Как и следовало ожидать, статус «Охраняется государством» не защитил дом от бомжей и других маргинальных личностей, зато поставил крест на попытках музея сохранить этот дом.

Остатки высокого крыльца

Тем не менее, в 2014 году бомжей из дома выселили, окна и двери заколотили, а дом обнесли металлическим забором. Что дальше – неизвестно. Возможно, он так и будет стоять до следующей аварийной ситуации, а возможно, на что хотелось бы надеяться, будет вскоре отреставрирован, и мы сможем полюбоваться уникальным памятником не только издалека, но и вблизи, и изнутри.


Так сейчас выглядит дом. Подобраться поближе к нему невозможно из-за забора с устрашающей табличкой


Окна жилого этажа — уже более поздние. А вот два окошка в подклете если и не ровесники дома, но все же старше верхних

Окошко подклета. О его более раннем происхождении может свидетельствовать конструкция  без подоконной доски

Информация для написания этой статьи собиралась автором в течение нескольких лет из самых разных замечательных книг, многие из которых указаны на сайте, посвященном русским наличникам.

Важно

Так же важными оказались многочисленные поездки по Уралу и России, которые автор осуществляет с 2003 года.

Неоценимую помощь оказали замечательные русские ученые Герольд Иванович Вздорнов, Михаил Николаевич Шаромазов, художник и реставратор Людмила Лупушор, историк и создатель Музея «Невьянская Икона» Евгений Ройзман, собиратели предметов русской старины Ольга и Александр Ильины.

Необходимо отметить очень концентрированную содержательную статью Г.Г. Громова «Жилище» в сборнике «Очерки русской культуры XVII века» и статью этого же автора «Крестьянское жилище» в сборнике «Очерки русской культуры XVIII века».

Источник: https://artbird.ru/zhurnal/rodina/dom_uglich

Ссылка на основную публикацию