Святые Отцы
Высказывания Святых отцев о любви к Богу и ближнему:
Преп. Серафим Саровский
– Бог есть огонь, согревающий и разжигающий сердца и утробы. Если мы ощущаем в сердцах своих хлад, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним.
Преп. Иоанн Лествичник
– Любовь есть источник Божественного огня в сердце.
Филон Александрийский
– Достигший ступени Божественного созерцания делается постоянным в добродетели, ибо прилепившись любовью к Богу, забывает о всем остальном и полученному им блаженству не предпочтет земных благ.
Авва Дорофей
– Представьте себе круг, средину его – центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою.
Положите теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей.
И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе к Богу и друг к другу… Так разумейте и об удалении.
Когда удаляются от Бога… в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего.
Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей.
Преп. Ефрем Сирин
– Когда соединяемся друг с другом независтливостью, простотою, любовью, миром и радостью, преуспеяние ближнего почитая собственным своим приобретением, а равно немощи, и недостатки, и скорби признавая собственным ущербом, тогда в состоянии будем исполнить закон Христов. Вот подлинно ангельская жизнь!
Преп. Исаак Сирин
– Без любви к ближнему ум не может просвещаться беседою и любовью. – Любовь, возбуждаемая чем-либо совне, есть как малый светильник, питаемый елеем, которым и поддерживается свет его. Или как наводняемый дождем поток, у которого течение прекращается с оскудением составляющей его дождевой воды.
Но любовь, которая имеет виновником Бога, есть то же, что бьющий из земли источник: потоки ее никогда не прерываются, ибо Он Сам есть источник сей любви и неоскудевающая пища ее. – Завершение плодов Духа в том, когда сподобится кто совершенной любви.
Сие так познается: когда памятование о Боге возбудилось в уме, тогда сердце немедленно возбуждается любовью к Богу, и очи обильно изводят слезы. Ибо любви обычно воспоминанием о любимом возбуждать слезы; и кто таков, у того никогда не оскудевают слезы, потому что никогда не прекращается в нем то, что влечет его к памятованию о Боге.
Посему и во сне он беседует с Богом, ибо любви свойственно производить это, и она есть совершенство людей в настоящей жизни. – Любовь к Богу естественно горяча, когда нападет на кого-нибудь, без меры делает душу ту исступленною. Посему сердце ощутившего ее не может вместить ее и стерпеть, но по мере качества (своего) и нашедшей на него любви видится в ней изменение необычное.
И вот каковы знамения ее чувственные: лицо делается огненным и радостным и тело согревается. Отступают стыд и страх, и бывает человек как бы исступленным; сила, собирающая ум, бежит от него и бывает он как бы изумлен. Страшную смерть почитает он радостью, и созерцание ума его никогда не испытывает какого-либо пресечения в помышлении о небесном.
И отсутствуя, как присутствующий, беседует он, не зримый никем. Ведение и зрение его естественно преходит, и чувственно не ощущает он движения своего, коим движется между вещами. Ибо, хотя он и делает что, но совершенно того не чувствует, так как ум его высится в созерцании, и мысль его всегда как бы беседует с кем другим.
Сим духовным упоением упоевались некогда апостолы и мученики; и одни весь мир обошли, трудясь и терпя поношения, а другие пролили кровь свою, как воду и, претерпевая ужаснейшие страдания, не впадали в малодушие, но доблестно все переносили и, будучи премудры, почитаемы были неразумными.
Такого настроения да сподобит нас достигнуть Бог! – Сперва должно приобрести Божественную любовь а после того созерцание духовное (восхождение откровений ведения и таинственных созерцаний) будет у нас естественно. – Душа, которая любит Бога, в Боге, и в Нем едином, обретает себе упокоение. – Бойся Бога из любви к Нему, а не по грозному имени, Ему приданному.
– Благословляй всегда устами и не будут тебя злословить, потому что от злословия рождается злословие, а от благословения – благословение. – Друг, обличающий тайно, – мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель. – Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своею пребывай один. – Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы подлежим ответственности. Если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И для чего тебе ненавидеть его? Ненавидь грех его и молись о нем, чтобы уподобиться Христу, Который не гневался на грешников, а молился о них.
Преп. Антоний Великий.
– Всевозможно старайся о том, чтобы славился чрез тебя Отец твой, Иже есть на небесех (Мф. 5,16). – Любовь к Богу – есть сильнейший возбудитель ревности к богоугождению. Св.
апостол сам по себе знал, что любовь сильнее страха, и говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его (то есть не страхом побеждаюсь, как держать себя, но любовью), ибо любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4,18). – И других убеждает он, чтобы паче всего воспитывали в себе любовь к Богу, как силу несокрушимую и не отпадающую.
Так, когда однажды спросила его братия: чем лучше можно угодить Богу? он ответил: самое угодное Богу есть дело любви. Его исполняет тот, кто непрестанно хвалит Бога в чистых помышлениях своих, возбуждаемых памятью о Боге, памятью об обетованных благах, и о всем, что Он для нас совершить благоволил.
От памятования о всем этом рождается любовь полная, как предписывается: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея (Втор. 6, 5), и как написано: якоже желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2).
Вот дело, которым мы должны благоугождать Богу, да исполнятся и в нас слова апостола: кто ны разлучит; от любве Божия? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Ничтоже (Рим. 8, 35). – Братия спросили св.
Антония: «Если кто скажет: я ничего не буду брать у братии, и сам ничего не буду им давать, – для меня достаточно моего; хорошо ли это?» Св. Антоний отвечал: «Дети мои! кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него – душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей». – Величайшее из безобразий есть безобразие заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел. – Кто не принимает наставлений, не говори их тому. – Старайся достигнуть того, чтобы все люди благословляли тебя.
Преп. Максим Исповедник
– Брат сказал: что должно делать, отче, чтоб возмочь непрестанно быть с Богом? Старец ответил: невозможно уму всегда быть с единым Богом, если не стяжет он следующих добродетелей: любви, воздержания и молитвы. Любовь укрощает гнев, воздержание иссушает похоть, а молитва, отрешая ум от всех помышлений, нагим представляет его Самому Богу.
Эти три добродетели совмещают в себе все правды, и без них ум не может пребывать с единым Богом. – Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога. Но в такое любительное настроение невозможно прийти тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному.
– Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога, упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем, воздержание – от страха Божия, а страх от веры в Бога. – Чей ум прилеплен к Богу любовью, тот ни во что ставит все видимое, даже самое тело свое, как бы чужое.
– Блажен ум, который, минуя все твари, непрестанно услаждается Божественною красотою. – Любящий Бога ангельскою жизнью на земле живет, постяся и бдение совершая, и о всяком человеке всегда доброе помышляя. – Кто что любит, тот то и объять всячески желает, а все препятствующее в этом отстраняет, дабы сего не лишиться.
Так и Бога любящий печется о чистой молитве, а всякую страсть, полагающую ему в том препону, из себя извергает. – Брат сказал: «Вот, отче, я оставил все: родство, имение, утехи и славу мира, так что у меня ничего нет, кроме этого тела; и однако же брата, ненавидящего меня и отвращающегося от меня, любить не могу, хотя и нужу себя на деле не воздать ему злом за зло.
Скажи мне, что должно мне сделать, чтобы я возмог от сердца любить такого, да и всякого каким-либо образом оскорбляющего меня и наветующего на меня». Старец ответил: «Невозможно любить оскорбляю-щаго даже тому, кто отрекся от мира и от всего, что в мире, если он истинно не познает цель Господню.
Когда же даст ему Господь познать все и он возревнует ходить по указанию ее, тогда возможет он от сердца любить ненавидящего и оскорбляющего, как любили и апостолы, возлюбившие ее». – Для чего заповедал Господь любить врагов (Мф.
5, 44)? Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения, гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжания совершенной любви, которую невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит, по примеру Бога, всех людей равно любящего и хотящего всем… спастися и в познание истины приити (1 Тим. 2, 4).
– Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их, нравам, но всегда смотря на оное, всех человеков равно любит: добрых любит, как друзей, а недобрых, как врагов, благодетельствуя им, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая им зла, но даже страдая за них, когда случай востребует, дабы, если возможно, соделать и их себе друзьями; но, если и невозможно, она все же не отступает от своего расположения к ним, всегда равно являя плоды любви всем человекам. Так и Господь наш и Бог Иисус Христос, являя Свою к нам любовь, пострадал за все человечество, и всем равномерно даровал надежду воскресения, хотя впрочем каждый сам себя делает достойным или славы или мучения адского. – Внемли себе, не в тебе ли самом, а не в брате, кроется зло, разлучающее тебя с братом, и поспеши примириться с ним, дабы не отпасть от заповеди любви.
Источник: http://cxpx.ru/svyatye-otcy/
«БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ» Священное Писание и святые о любви
Один из занесенных к нам с Запада и довольно странных «праздников» — День всех влюбленных, «отмечаемый» с размахом 14 февраля.
Этот «праздник» странен не только потому, что его атрибуты — ярко-розовые сердечки и цветочки — почему-то оказались привязанными к имени мученика Валентина, обезглавленного язычниками, но прежде всего потому, что, прославляя как будто бы любовь, культивирует чувства, весьма далекие от истинной любви.
Увы, современные люди часто не понимают, что такое любовь, заменяют ее взвинченными эмоциями и похотью. Любовь стали даже использовать для оправдания греха, мотивируя ею легализацию однополых браков, эвтаназию, аборты и т.д.
Так что же такое любовь? Об этом нам говорит через Священное Писание Сам Господь, названный в нем Любовью, а также отцы Церкви, подвижники и святые, опытно, а не умозрительно возлюбившие ближних своих.
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ЛЮБВИ
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4–8).
***
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 1–3).
***
«Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16: 14).
***
«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Прит. 10: 12).
***
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43–45).
***
«Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12: 29–31).
***
«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4: 8).
***
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3: 16).
***
«Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3: 18).
***
«Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8).
***
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 9–10).
***
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).
***
«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13: 10).
***
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).
***
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).
***
«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1: 5).
***
«Нет больше той любви, как если кто положит душу (т.е. жизнь — Ред.) свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЛЮБВИ
«Имеющий любовь далек от всякого греха» (священномученик Поликарп Смирнский).
***
«Любовь есть союз братства, основание мира, крепость и утверждение единства, она больше веры и надежды, она предшествует благотворению и мученичеству, она вечно пребудет вместе с нами у Бога в Царстве Небесном» (священномученик Киприан Карфагенский).
***
«Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя» (святитель Василий Великий).
***
«У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его» (святитель Василий Великий)
***
«Все совершенства, которые заключаются в понятии добродетели, произрастают от корня любви, так что имеющий ее и в прочих добродетелях не имеет недостатка» (святитель Григорий Нисский).
***
«Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел, например в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Любовь плотская — вина, а духовная — похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта — радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой — великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Не говори мне о любви вульгарной и низкой, которая скорее болезнь, нежели любовь, но разумей любовь, которой требует Павел, которая имеет целью пользу любимых, и ты увидишь, что такие люди нежнее в любви самих отцов… Тот, кто питает к другому любовь, согласится лучше потерпеть тысячи бедствий, нежели видеть, чтобы любимый им потерпел вред» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто — ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное.
Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее.
Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит ее» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго. Всякое доброе дело есть плод любви» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Любовь не делает зла ближнему; где господствует любовь, там не бывает Каина, убивающего брата» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Кто любит, тот не разбирает внешнего вида; любовь не смотрит на безобразие, потому она и называется любовию, что часто любит и безобразное» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Любовь представляет тебе ближнего как тебя самого и научает тебя радоваться его благополучию как твоему собственному и чувствовать его несчастья как твои собственные.
Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира.
Любовь делает общими для всех блага каждого» (святитель Иоанн Златоуст).
***
Окончание статьи здесь: http://pravoslavie.ru/90602.html
Источник: https://shabdua.livejournal.com/5519314.html
Любовь — основа нравственной жизни | Православный блог
Центральное место в христианском нравственном учении занимает понятие «любовь», которая, по словам апостола Павла, представляет собой великий духовный дар и святейшую добродетель.
О любви сказано и написано очень много, и нет, пожалуй, человека, который не имел своего определённого опыта любви и собственного о ней суждения и представления.
Тем не менее в данном случае речь идёт о любви совершенной и истинной, о той любви, понимание которой высветилось в христианском вероучении.
В истинном и высоком смысле любовь означает вовсе не чувство, как часто принято считать, а особое духовное состояние, присутствие некоей таинственной силы, которая соединяет людей и влечёт их друг к другу. Однако эту силу человек обретает лишь тогда, когда центром его жизни становится не собственное «Я», а Бог, Который Сам есть Любовь.
Поэтому истинная любовь есть любовь христианская, исполненная Божественной благодати, без которой для человека невозможно спасение в вечности. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» — говорит апостол Павел (1Кор.13:1-3).
Митрополит Антоний Сурожский пишет, что настоящая, духовная, любовь к другому человеку обнаруживается тогда, когда мы начинаем смотреть на него другими глазами, видеть в нём образ Божий, икону. Очень часто эта икона повреждена жизнью, прошлым, различными обстоятельствами, но любящий видит в ней красоту, хотя в то же время страдает от ее поврежденности и стремится её восстановить.
Истинная любовь присутствует в человеке тогда, когда он смотрит на предмет своей любви без желания им обладать, иметь власть над ним, пользоваться его дарами или личностью. Он не желает и не ждёт ничего для себя и только восхищается красотой, которая открылась ему в другом человеке.
Митрополит Антоний замечает, что любя другого человека, мы как будто прозреваем его сущность, внутреннюю глубину, но осуществляем это не умом, а сердцем и всем своим существом. Иными словами, мы смотрим на него глазами любви.
К сожалению, большинство людей видят друг друга глазами неприязни, ненависти, раздражения и, в лучшем случае, – равнодушия и безучастности. Для многих из них любовь к ближнему – весьма абстрактное понятие, далёкий и недостижимый идеал.
Истинная любовь, рождаемая действием Божественной благодати, сосредоточена не только на отдельном любимом существе, но исполнена жалости, сострадания, понимания и сочувствия ко всем другим людям.
Православное нравственное учение видит цель жизни христианина в «стяжании Духа Святаго», и наиболее полно это выражено в любви. Апостол Павел называет любовь первым и величайшим плодом духа (Гал.5:22), потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5:5).
В христианстве принято выделять три разновидности любви:
1. ἀγάπη – делание добра ради ближнего. Именно такой в первую очередь должна быть любовь людей, ибо она является сущностью бытия Бога. Сам Бог есть ἀγάπη (1Ин.4:8). 2. ἔρως означает любовь-единство.
Тогда как эротическая любовь не связана с греховной страстью, то она может быть абсолютно чистым и совершенным стремлением к единству с иной личностью, включая Бога.
Духовные писатели утверждали, что именно эта любовь и должна существовать между человеком и Богом, а также быть образцом любви эротической между мужем и женой в этом мире. 3. φιλίη – это дружба. Она также должна иметь место между человеком и Богом.
Таким образом, все эти три формы любви – любовь-добро, любовь-единство и любовь-дружба – должны обязательно присутствовать как в отношениях между Богом и человеком, так и между людьми.
Проявлением и действием любви Бога к людям становится уже сам акт творения мира. Цель этого творения – желание блага, выходящего за пределы личности Самого Творца: И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело (Быт.1:31). Божественная любовь продолжает поддерживать мир и после его творения.
Ложным поэтому является распространённое утверждение о том, что принцип борьбы за существование есть один из главных стимулов жизни. Первые люди в раю не знали подобной борьбы. Первоначально их жизнь была гармонией любви, разрушенной затем грехопадением.
Однако любящий Бог впоследствии восстановил этот союз любви через жертвенную любовь к миру Своего Божественного Сына.
Любовь бесконечного и непостижимого Бога так велика, что он сознательно истощает, умаляет, принижает Себя ради спасения грешного человечества и принимает ограниченную человеческую плоть.
Божественной любовью и милосердием пронизано всё служение Христа, Его многочисленные чудеса и исцеления, Его учение и молитва. Но главное выражение любви Спасителя – Его крестная смерть ради спасения людей.
Для каждого христианина напоминанием об этой сознательной и совершенной любви Бога к человеку является православный крест, который стал символом избавления человека от смерти, от власти греха и диавола.
Однако любовь Бога к человеку имеет смысл лишь тогда, когда встречает отклик со стороны самого человека. Люди, которые уже здесь, в земной жизни, подготовят себя к восприятию огня этой любви, окажутся способными принять ее и в вечности.
И наоборот, огонь Божественной любви становится нестерпимым для людей грешных и воспринимается ими как боль, жжение, страдание, стыд. В связи с этим существует рассказ-предание, который связан с именем московского митрополита Филарета (Дроздова).
В этом рассказе говорится о том, как святитель Филарет был приглашен однажды на обед со своим дьяконом, который в общей беседе стал рассуждать о том, что Человеколюбивому Богу не должно быть свойственно вечно мучить грешников, и «вечные» муки когда-либо должны прекратиться.
Слышавший эти рассуждения митрополит вмешался в беседу и сказал: «А что это ты, о. дьякон воротишь свою голову то вправо, то влево?» — на что тот простодушно отвечал: «Так солнышко же, владыко святый, сильно припекает». И тогда митрополит высказал следующую мысль: «Вот видишь, о.
дьякон, одно и то же солнце, благодетельное, всегда желанное и многоплодное для одних, становится огнем палимым, нещадным для других. Так же и божественная любовь, будучи по природе одной и той же, одними благословляема, а другими – по причине жжения – проклинаема».
Богочеловек возлюбил всех святой любовью и каждого готов принять в Свою небесную славу, но и от каждого, признавшего Его наставником, Он ищет той же любви (не только к Себе, но и к другим людям).
Поэтому первая и величайшая заповедь Бога состоит в том, чтобы Его творение любило Его: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь Единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк.12:29-30). «Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22.38).
Любить Бога всем сердцем – это желать только исполнения Его святой воли. Согласно Священному писанию и учению святых отцов, сердце является духовным центром человека, сердце – «самая глубокая его часть», основание и двигатель его жизни.
«Сын мой! Отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои» (Притч.23:26) Человеческое сердце ожесточается и становится холодным, если восстает против Бога, лишая себя Его Святого Духа.
Но даже тогда, когда человек грешит, Господь продолжает любить его, очищает его сердце Своей благодатью.
Господь сказал, что в Заповеди любви содержится весь закон и пророки, и что она уже известна. Однако вместе с тем Господь называет её новой: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».
Эта новизна состоит в том, что Христос придает любви духовный и жертвенный характер: «любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин.13:34), или «Нет той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).
По характеру этой особой любви узнаются истинные последователи Христа: «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).
Крестная смерть Спасителя показывает, что только такая любовь и достойна названия любви, а всё остальное – подмена и суррогаты.
Разумеется, пока люди живут в этом несовершенном мире, не все могут достигнуть такой высоты и красоты любви, однако стремление жить по любви должно быть целью нравственной жизни всякого человека: «Всё у вас да будет с любовью» (1Кор.16:14) или «Любовью служите друг другу» (Гал.5:13).
Заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39) часто понимается людьми совершенно неверно. Человек не должен презирать свою жизнь или ненавидеть себя за грехи, потому что, по учению отцов, такая ненависть к себе есть лишь утонченная форма самовозношения.
Человек в этом случае превращает себя в судью, превышающего самого Бога (о. Александр Ельчанинов «Записи»; о. Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе»). Однако «ненавидеть» себя христианин должен в том смысле, чтобы презирать и распинать в себе грех, свое ветхое «Я».
Он должен стремиться к собственному преображению, «чтобы упразднено было тело греховное» (Рим.6:6).
Одной из форм христианской любви является дружба. Это союз двух или нескольких лиц для достижения достойных целей на основе взаимного уважения, искренней любви и взаимного доверия друг к другу. «Друг верен – кров крепок: обретый его, обрете сокровище» (Притч.17:17; 27:10) В Новом Завете Господь любил всех учеников, но к некоторым имел особое расположение, например, к Лазарю и его сестрам.
Заповедь о любви к ближним означает, что мы должны любить не только тех, кто любит нас или добр к нам. Наш «ближний» и «брат» — это тот, кто физически находится рядом с нами, кто также сотворен Богом и «за кого умер Христос». Таким ближним и братом является также наш враг. Об этом же говорит Господь в Нагорной проповеди, в Притче о добром Самарянине.
Любовь к врагам — главный признак, отличающий христианское этическое сознание от любого другого: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и на неправедных» (Мф.5:42-45).
Заповеди любви к врагам нет ни в одной этической системе. В природной справедливости действует принцип «око за око». Философы также учат относиться к злу со стороны другого человека со спокойствием, равнодушием, стоицизмом или иронией. О любви к врагам говорится лишь только в христианстве.
Однако здесь возникает необходимость ответить на вопрос, кого нужно понимать под именем врага. Нельзя, например, считать врагом человека, который оскорбляет вас словами или делами без злого умысла, по ошибке или необдуманности, вспыльчивости, по причине неумения управлять своими чувствами и эмоциями.
Нельзя считать врагом также своего соперника, который не имеет намерения вредить нам, но лишь стремится получить те же выгоды и преимущества, что и мы сами. Ещё в меньшей степени нашими врагами являются те люди, которые препятствуют нашим намерениям из любви к нам или по долгу, которые обличают наши неблаговидные поступки или недостойное поведение.
Врагом же можно считать только того, кто питает к нам устойчивую ненависть, старается вредить нам злонамеренно и постоянно.
Любовь к врагам состоит вовсе не в том, чтобы не замечать оскорблений, обид и несправедливостей, и не в том, чтобы всегда уступать действиям наших врагов и не предпринимать никаких средств для собственной защиты.
Любовь к врагам выражается в отсутствии с нашей стороны ответной ненависти, вражды, гнева и злобы, в нежелании мстить своим обидчикам, в стремлении найти в них добрые качества и быть готовыми к примирению с ними.
Любовь к врагам требует искренне прощать им обиды и не только желать добра, но при каждой возможности творить это добро для них.
Необходимо стараться видеть в своих врагах образ и подобие Божие и, конечно же, молиться за них.
Любовь к Богу и ближнему между собой тесно связаны. Об этой связи прямо говорит апостольский текст: «Кто говорит: «я люблю Бога»,ф а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20).
Итак, два направления любви находятся в единстве. Содержание этого единства особенно убедительно раскрывается в Евангелии (в чтении о Страшном Суде).
В нем рассказывается, как Господь разделил все человечество на две части: удел первой – вечное блаженство, второй – вечные муки. Это Он сделал лишь по одному признаку.
Первым Он сказал: «Алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал – и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:35-36,40).
Соответственно, вторым было сказано, что они не накормили, не напоили, не посетили Его, ибо не сделали этого меньшим братьям Его.
Отсюда, любовь в своём высшем проявлении есть любовь Божественная, пример которой явил миру Сам Господь.
Аскетика Бог Иисус Христос Любовь
(1
Источник: https://pravblog.ru/pravoslavie/lyubov-kak-osnova-nravstvennoj-zhizni-cheloveka/
Русская Православная Церковь Успенский мужской монастырь — Святые отцы о любви
По благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона
Святитель Иоанн Златоуст:
Что может сравниться с любовью? Ничто. Это — корень, источник и мать всех благ. Это — добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренне усвоившим ее.
Любовь же, кроме пользы, доставляет еще великое удовольствие, а труда — никакого, и, как добрая пчела, собирая добро отовсюду, слагает его в душе любящего.
Тогда-то и бывает истинная и искренняя любовь, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно бесполезны для любящих.
Тот, кто, будучи любим тобою, любит взаимно, воздает тебе уже награду; тот же, кто будучи любим, не любит тебя, делает вместо себя твоим должником Бога.
Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь.
Прп. Симеон Новый Богослов:
Настолько любовь выше всех добродетелей, что без нее ни одна из них, ни все они вместе совершенно не принесут никакой пользы стяжавшему их.
Авва Пимен:
“Больше любви никто не имеет, как если кто душу свою положит за друзей своих” (Иоан. 15 гл.). Если кто услышит огорчительное слово, и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит, или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику, — то он этим положит душу свою за ближнего.
Преп. Исаак Сирин:
Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое; пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное.
Преподобный Никон Оптинский:
Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.
Преподобный Серафим Саровский:
С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на наше сердце как бы камень ложится. Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словами любви.Видя брата делающего грех, покрой его, как советует святой Исаак Сирин: “Простри ризу твою над согрешающим и покрой его.”
В отношении к ближним мы должны быть как словом, так и мыслью чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезной. Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя, согласно заповеди Господней: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Лк. 10:27).
Св. Иоанн Кронштадтский:
Как истинный христианин, старающийся стяжать побольше добрых дел и сокровище любви, радуйся всякому случаю оказать ласку ближнему. Не ищи, чтобы тебе оказывали ласку и любовь, а считай себя недостойным их.
Больше всего радуйся, когда тебе предстоит случай помочь другому. Оказывай любовь просто, без всякой задней мысли, без всяких корыстных расчетов, помня, что Бог — это любовь, Существо простое.
Помни, что Он видит все твои мысли и движения сердца.
Будь смел и решителен на всякое добро, на слова ласки и участия, особенно — на дела сострадания и помощи. Считай за мечту — уныние и расслабленность в каком бы то ни было добром деле. Говори: “Хотя я и первый из грешников, однако все могу о укрепляющем меня Иисусе… Все возможно верующему” (Филип. 4:13 и Марк 9:23).
Преподобный авва Исаия:
Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13, 4), делает естественным для сердца постоянство и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать ум…
Святитель Василий Великий:
Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого.
Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя.
Назад к списку
Источник: http://monastyr-uspeniya.ortox.ru/cvetnik_dukhovnyjj/view/id/1139952
Святые отцы о любви к ближнему | Спасский собор Вятская митрополия
Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх.
Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание — ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы.
Авва Агафон говорил: «Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением». Такова совершенная любовь.
Преподобный Исаак Сирин:
Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире.
Авва Агафон говорил: «Насколько это зависело от меня, я никогда не засыпал со скорбью в сердце на кого-либо и никому не позволил заснуть с какой-либо скорбью на меня».
Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби».
Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь».
Преподобный Ефрем Сирин:
Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит, сам того не сознавая. И можно ли того почитать любящим, кто делает вред? Можно ли назвать того любящим, кто не спасает от беды? Истинная любовь — та, которая и увещавает, и вразумляет.
Преподобный авва Исаия:
Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13, 4), делает естественным для сердца постоянство и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать ум…
Патерик:
Некто спросил старца: «Почему нынешние подвижники не получают благодатных даров, как древние?» Старец ответил: «Потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать».
Старец сказал: «Я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, веруя, что приобретение брата есть мое приобретение».
Преподобный Пимен Великий:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего.
Святитель Василий Великий:
Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого.
Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя.
Святитель Иоанн Златоуст:
Что может сравниться с любовью? Ничто. Это — корень, источник и мать всех благ. Это — добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренне усвоившим ее.
Преподобный Исаак Сирин:
Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни.
Преподобный Нил Синайский:
Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом после Бога.
Преподобный Исаак Сирин:
Не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир.
Преподобный авва Дорофей:
«Спаситель говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: «Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?»
Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание — тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели.
Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними.
Не думай и не говори: «Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?»… Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз.
Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается.
И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного.
Это значит возлюбить «ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39)».
«Что значит сказанное Апостолом: «воля Божия благая и угодная и совершенная?» (Рим. 12, 2). Все бывающее бывает или по благоволению Божию, или попустительно, как сказано у Пророка: «Аз Господь Бог, устроивый свет и сотворивый тму» (Ис. 45, 7). И еще: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3, 6).
Злом здесь названо всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани — всё сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали.
Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы — поелику есть Его воля на разорение города — сами положили огонь и подожгли оный, или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его.
Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле.
Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно.
Но чего Он хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей, как я сказал, по благоволению, то есть всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное — вот воля Божия благая».
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит.
Преподобный Никодим Святогорец:
Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог — предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение.
Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе.
Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов.
Святитель Тихон Задонский:
«Не любящий брата пребывает в смерти»,- пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3, 10).
Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Одно из этих двух непременно следует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, так же как где нет жизни телесной, там телесная смерть. За смертью духовной следует смерть вечная, если душа не воскреснет истинным покаянием.
Св. Игнатий (Брянчанинов):
Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого нашего ближнего, а во Христе — Бог.
Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей.
Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.
И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви.
Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты — в горестном самообольщении.
Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения.
Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним.
Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище — любовь к Богу.
Причина… любви (к ближним) одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем.
Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу.
Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский:
«Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, жадны.
Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: «все», сказано, «согрешили и лишены славы Божией» (Рим.
3, 23); все повинны перед Богом, и все нуждаемся в Его милосердии.
Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши (см. Мф. 6, 14).
Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью.
Но возложи «на Господа заботы твои» (Пс. 54, 23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься: «вот — изменение десницы Всевышнего» (Пс. 76, 11).
Помни, что человек — великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей.
Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости — различные страсти и неблаговидные поступки — как слабости больного.
Сказано: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Рим. 15, 1; Гал. 6, 2).
Ох! как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую слабость.
И люди так поступающие еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему! какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть? забыли они, что любовь вся покрывает (1 Кор. 13, 7)».
Преподобный Никон Оптинский:
Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.
источник
Источник: https://spassobor.ru/svyatyie-ottsyi-o-lyubvi-k-blizhnemu/
Святые отцы о любви в Православии
Отношение к такому прекрасному чувству, как любовь, в православном мире в корне отличается от общепринятого.
Любовь в православии – это особое состояние души, которое достигается упорным трудном и мало имеющим общего с голливудскими влюблённостями, героизмом и пламенным влечением.
Вот что о ней пишут различные святые и учит сама церковь.
Что такое любовь к ближнему
Известно, что Христос, помимо 10 иудейских заповедей, данных Моисею на Синае, создал ещё одну, объединившую их все воедино – «Да любите друг друга». Исходя из этого правила, гораздо легче исполнять остальные заповеди.
Ведь, если действительно любишь человека, то не будешь его завидовать, говорить на него клевету, воровать у него и тем более убивать. Не будешь и изменять близкому человеку, если сила любви сильна.
Отношение христианства к любви к ближнему записано в одной фразе: «полюби ближнего человека так же, как и себя, благослови тех, кто тебя проклинает и обижает».
То есть, истинно духовный человек будет прощать близких людей за любые поступки, хотя в современном мире очень сложно даже просто не делать гадости в ответ, не говоря уже о подарках и добрых поступках для тех, кто не желает вам добра.
Любовь в христианстве подразумевает жертвенность, доброту и даже готовность пожертвовать собственной жизнью ради благополучия и счастья близких людей.
Евангелие о любви
Евангелие о любви не упоминает практически никак. В нём описаны библейские события, всё, что происходило с Христом, как встречали его ученики, какие чудеса и знамения сопровождали время пребывания Христа на земле.
В Евангелие описана общая мудрость, жизненные притчи, которые были понятны, как образованному человеку того времени, так и обычному крестьянину.
Высказывания святых отцов о семье
Церковное учение повествует о том, что семья – это малое подобие церкви, главой которой является Христос. Считается, что главным человеком в семье является мужчина, а женщина просто следит за домом, занимается рождением и воспитанием детей и делает то, что ей приказывает муж.
Это высказывание не совсем вяжется с современными реалиями, в которых домашний тиран и алкоголик пытается не только поучать жену, но и заниматься воспитанием детей. Ведь к мужу церковь предъявляет довольно строгие требования – он должен обязательно быть верующим человеком, сам держать себя в строгости и – главное, — с любовью относиться к своим близким.
Если любовь исчезает, а муж не следует христианским заповедям, считая хозяином семьи только себя самого и исключая Бога, он легко превращается в домашнего тирана, с которым и дел никаких иметь не стоит.
Жена, по мнению церкви, должна любить мужа, ценить его отношение к семье и делать всё, чтобы в доме было уютно, тепло и приятно.
Выходя замуж, она должна понимать, что берёт ответственность не только за себя перед Богом, но и за мужа, благополучие своих детей, атмосферу, в которой они вырастут.
Она должна беречь семейное счастье и делать всё, чтобы дети и муж были благополучными и счастливыми людьми.
Возьмите на заметку: высказывания святых отцов о любви можно прочесть в книгах Марка Подвижника, Ефрема Сирина и Симеона Богослова.
Под этим видом любви церковь понимает ответственное отношение друг перед другом и готовность пожениться, вместе воспитывать детей и вести хозяйство. В церкви любовь считается очень прагматичным и приземлённым отношением, скорее, единым соглашением, чем страстной влюблённостью и чувственностью, однако жизнь эту истину часто опровергает.
По мнению священников, если любовь от Бога, то в паре будут гармоничные и добрые отношения, не будет постоянных ссор и взаимных обид. Мужчина будет с трепетом и уважением относиться к своей половинке, будет понимать ответственность за свои поступки, а женщине придется подумать прежде, чем соглашаться на его предложение.
При этом церковь призывает к отказу от интимных отношений до брака и отрицательно относится к любым внебрачным сексуальным отношениям.
Подробно о любви и влюблённости, любовной зависимости можно подробно прочесть в книге протоирея Андрея Лоргуса «Любовь, влюблённость, зависимость».
Разумное отношение к разводу и сложным моментам в браке раскрывают священники Дмитрий Беженарь, протиерей Артемий Владимиров и Дмитрий Смирнов.
Что такое духовная любовь
Это любовь, в которой присутствует Бог. Описать словами это чувство невозможно, его могут только прочувствовать те, кто следует христианским заповедям.
Прежде всего, это любовь без эгоизма, желания получить что-то своё, в том числе и выгоду, личные цели. Обычно конфликты выявляются в те моменты, когда нужно в чём-то уступить и чем-то пожертвовать.
Человек, который по-настоящему любит духовной любовью, ради близкого человека готов пожертвовать собственным благополучием, однако всегда распознаёт, когда нечестные люди пытаются этим воспользоваться и меняет своё поведение.
Влюблённость более эгоистична – обычно в ней человек любит то, что ему приятно, но редко способен пожертвовать ради неё собственным благополучием и покоем.
Духовная любовь не только берёт, но и даёт. При этом человек может любить безответно, но не страдать от этого, зная, что он не достоин человека, которого любит. В земной любви человек в аналогичной ситуации будет добиваться ответа, обижаться или даже мстить за свои обиды.
Любовь к себе в православии
О ней православие не распространяется. Считается, что изначально человек рождается с животной любовью к себе, однако на практике это не так.
Проявления отсутствия любви к себе такие как нанесение вреда своему здоровью, самоубийство, уныние церковь всегда осуждает и относится к ним отрицательно. Более того, церковью запрещено подавать записки за самоубийц – молиться о них можно только дома.
Отрицательно церковь относится и к таким вещам, как пьянство, наркомания и любые другие разрушительные формы поведения, но больший акцент церковь делает на любовь к ближнему, потому что следовать на практике ей сложнее, чем в жизни.
Осуждение, ложь, воровство, клевета, наглость, убийство, зависть считаются тяжёлыми грехами, которые являются отсутствием любви к близким людям.
Отношения мужа и жены в православии
Муж должен беречь и заботиться о супруге, не совершать тяжких грехов и принимать участие в воспитании детей. Жена должна следовать указаниям мужа при условии, если они не противоречат учению церкви – например, не будет считаться грехом, если жена откажет супругу, если он попросит её сходить за бутылкой или пить вместе с ним.
Более того, с непутёвым супругом или супругой можно развестись, особенно в случае измены, пьянства или обмана. Однако третий и четвёртый брак не признаётся церковью и не освещается в храме.
Главной целью семьи в православии является деторождение. Считается, что детей должно быть столько, сколько Бог даст. Однако предохранение без использования противозачаточных средств, например, прерванный половой акт, не считается грехом, если по каким-то причинам супруги не могут завести ребёнка.
Церковь отрицательно относится к абортам и призывает рожать детей, если только нет серьёзных противопоказаний здоровью матери (например, внематочная беременность, выносить ребёнка при которой невозможно).
Как полюбить людей православие
Для этого нужно стараться понять их и не осуждать, если это возможно.
Церковь осуждает грехи, но не людей и всегда даёт возможность покаяться.
Бывали случаи, когда даже бандиты и злодеи становились настолько верующими, что полностью меняли свой образ жизни. Поэтому нужно научиться прощать людей, не завидовать им и научиться понимать и принимать их слабости.
Святые отцы о влюбленности
Об этом чувстве святые отцы мало высказываются. Понятия «влюблённость» в православии не существует – там есть или законный брак ил внебрачные связи, которые называются такими словами, как «блуд», «прелюбодеяние».
Современные священники советуют молодым людям сохранять до вступления в брак целомудрие и советуют заводить дружеские отношения. Это поможет проверить чувства и понять, стоит ли углублять отношения или нет.
А если влюблённость бесконтрольна и перерастает в зависимость, святые отцы считают, что страсть нужно или побороть, или пожениться с близким человеком, если он не женат. Отношения с женатыми мужчинами и замужними женщинами церковь осуждает, как и пробные гражданские браки, считая их греховными.
Источник: https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/lyubov.html