О православном богослужении
С вечера начались дни мира (Бытие. глава 1), поэтому службой вечерни начинается церковное богослужение каждого дня. Совершается вечерня по церковному уставу в 12-м часу дня (по-нашему в 18 часов). Характер вечерни — мирно-покаянный. Совершая это богослужение, мы славословим Создателя за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, благодарим за прожитый день.
Воспоминается за этой службой и сотворение мира, ветхозаветные времена. Вечерня содержит также песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. Вечерня чаще всего служится отдельно, самостоятельно. Предваряется по уставу службой 9-го часа.
Накануне великих праздников и воскресных дней вечерня соединяется с утреней, входя в состав Всенощного бдения. В отдельные дни года вечерня соединяется с литургией. Вечерня бывает трех видов: малая, великая и вседневная.
Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, когда великая вечерня должна быть соединена с утреней, т.е.
будет совершено Всенощное бдение. Малая вечерня всегда предваряет Всенощное бдение. Сейчас она служится редко.
Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней либо в соединении с утреней в составе Всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников.
Повседневная вечерня служится, когда нет особо празднуемого события.
Как отличить великую вечерню от вседневной? Отличительным признаком является то, что на великой вечерне после прокимна и чтения паремий (если они есть), всегда бывает сугубая ектения, начинающаяся возгласом: «Рцем вси…
» А на вседневной вечерне сугубая ектения произносится в самом конце службы и начинается прошением: «Помилуй нас, Боже…» Также, на великой вечерне всегда перед пением «Свете Тихий» отверзаются царские врата и бывает вход с кадилом. На вседневной вечерне вход бывает лишь в отдельные дни Великого поста.
На великой вечерне, за исключением некоторых праздников, поется первый антифон первой кафизмы («Блажен муж…»).
Когда вечерня служится отдельно, то она начинается возгласом «Благословен Бог наш…». А в тех случаях, когда она соединяется с утреней или с литургией, то вечерня начинается возгласами этих служб («Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице» или «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» соответственно).
Начинается вечерня пением или чтением предначинательного псалма: «Благослови, душе моя, Господа…» (103-й псалом). предначинательным этот псалом именуется потому, что им начинается вечерня, а с ней и службы всего дня. Этот псалом — поэтический рассказ о творении мира и прославление Создателя.
На Всенощном бдении этот псалом поется (по уставу на 8-й глас), а не читается.
После предначинательного псалма следует великая ектения и чтение кафизм. Кафизмы читаются также на утрени и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.
На великой вечерне, как правило, вместо стихословия кафизмы на вечерне поется первый антифон первой кафизмы (т.е. первая «Слава») «Блажен муж…». Положено его петь на 8-й глас. При этом обычно поются избранные стихи, а остальные читаются. Пение каждого стиха сопровождается пением «Аллилуия».
В псалмах 1-го антифона прославляется Господь Иисус Христос, изображается Его земная жизнь. В некоторые дни чтения кафизмы на вечерне вообще по Уставу не положено.
Устав чтения Псалтири на богослужении
Весь характер вечерни, по преимуществу, мирно-покаянный. Поэтому после предначинательного псалма стихословится псалтирь, в которой особенно ярко раскрываются наши нужды и воздыхания. Псалмы располагают к молитве, возгревают молитвенный дух в сердцах людей.
И после стихословия псалтири положено пение псалмов в которых душа начинает взывать ко Господу с верою и упованием. Вначале поется псалом 140: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…». Затем псалом 141: «Гласом моим ко Господу воззвах» и псалом 129: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи…
» И оканчивается это пение стихами из псалма 116: «Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век». Вместе со стихами этих псалмов поются песнопения (стихиры), в которых прославляется событие дня или празднуемый святой. Эти стихиры так и называются: «стихиры на Господи воззвах».
Число этих стихир 10, 8 или 6 — по уставу дня. Все стихи псалма «Господи воззвах» и последующих псалмов поются на тот же глас, что и стихиры. При этом первые стихи поются без стихир, а начиная с определенного стиха поются стихиры (это зависит от количества положенных стихир).
После стихир поется песнопение «Свете тихий», посвященное Господу Иисусу Христу. Эта песнь продолжает славословие Бога во Святой Троице ради явления на землю Господа, в лице Которого воссиял нам «тихий свет святыя славы», дающий жизнь и мир человечеству.
Далее возглашается прокимен, т.е краткий стих, избранный из псалтири, за которым всегда следуют несколько других стихов, объединенных с первым. Прокимен выражает значение молитвословий, относящихся к настоящему дню или предваряет чтение Священного Писания и отражает содержание последующего чтения.
После прокимна в некоторые дни читаются паремии, т.е. чтения из Священного Писания (из Ветхого Завета или Апостола), которые содержат в себе пророчества о воспоминаемом событиии или изъясняют его или содержат похвалу празднуемому святому.
Молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» содержит прошения и славословие. Она является продолжением славословия Тоиединому Богу в песнопении «Свете тихий». До молитвы «Сподоби, Господи…» молитвословия вечерни еще относились частично и к окончанию дня уходящего, а после этой молитвы уже всецело относятся к наступающему дню.
После молитвы «Сподоби, Господи» следует Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…»), прошения которой являются как бы продолжением предшествовавшего моления.
Мы просим у Господа в мире и без греха провести вечер, просим ниспослать нам в помощь Ангела Божия, прощения наших прегрешений, просим Господа, чтобы Он помог нам в мире и покаянии провести все дни нашей жизни и сподобил мирной христианской кончины и доброго ответа на Страшном Суде.
После Просительной ектении на вечерни в дни великих праздников, когда служится бдение бывает Лития. В переводе с греческого «лития» означает усердное, усиленное моление. При пении стихиры храма или праздника, а затем положенных для пения на литии праздничных стихир священнослужители исходят из алтаря в притвор храма.
Притвор храма — это место, назначенное для оглашенных и кающихся. Лития совершается в притворе в изображение того, что Спаситель сошел к нам на землю, долу. А мы, стоя в притворе храма, как бы пред небесными вратами, умоляем Господа, ибо недостойны воззреть на высоту небесную.
После стихир литии диакон произносит молитву «Спаси, Боже люди Твоя… «, в которой содержатся различные прошения о спасении и благословении людей, с призыванием в помощь святых угодников Божиих. Эти прошения прерываются многократным пением «Господи, помилуй». Завершается лития молитвой священника «Владыко многомилостиве…
«, при чтении которой молящиеся должны приклонить главы. В этой молитве, призывая в помощь Пречистую Богородицу и святых, священник просит Господа, чтобы Он принял нашу молитву, даровал нам оставление прогрешений, отогнал от нас всякого врага, помиловал и спас нас.
После литии, а если лития не служилась, то после Просительной ектении, следуют стихиры на стиховне. Называются они так по двум причинам: во-первых, потому что перед каждой стихирой положен определенный стих из псалма, соответствующий дню или торжеству.
А во-вторых, по той причине, что предшествовавшие стихиры на литии пелись без стихов. В стихирах на стиховне посвящены прославлению воспоминаемого святого или празднуемого события.
При стечении двух и более празднований в один день Устав назначает петь стихиры на стиховне преимущественно одному празднеству и только на «Слава и ныне» — другому.
После стихир на стиховне поется или читается молитва «Ныне отпущаеши». (По Уставу ее положено читать, но на практике укоренился обычай пения). Отходя ко сну, мы переносимся мыслью к смерти, образом которой является сон.
И благоговейно произносим с праведным Симеоном Богоприимцем благодарственную песнь: «ныне отпущаеши».
Святой Симеон Богоприимец говорил о разрешении души от тела, а мы (по толкованию святого Симеона Солунского) просим разрешения души от страстей,от вражиих искушений и сугубых недугов душевных и телесных. А также вспоминаем предстоящий исход.
После молитвы «Ныне отпущаеши» поются тропари, которые называются «отпустительными», потому что расположены перед отпустом (окончанием) вечерни или утрени. Это, как правило, тропари празднуемых событий. На бдении чаще всего поется трижды «Богородице Дево, радуйся» или на великие праздники трижды тропарь праздника.
Или поется «Богородице Дево, радуйся» вместе с тропарем праздника, как указано в Уставе на конкретный день. Если служится бдение с литией, то после тропарей читается молитва благословения хлебов. Священник особой молитвой благословляет пять хлебов и сосуды с пшеницей, вином и елеем (предметы, необходимые для поддержания жизни).
Пяти хлебов изображают те пять хлебов, которые Христос умножил и насытил пять тысяч людей. Хлебы эти разделяются на небольшие части и раздаются для подкрепления молящимся. Вино и пшеница также с благоговением употребляются. Елей используется для помазания им людей.
На бдении в завершении вечерни поется первая часть 33-го псалма (примерно половина, до слов «не лишатся всякого блага») и священник благословляет народ. Пение 33-го псалма является естественным переходом к утрени, как бы соединяет вечерню с утреней на всенощном бдении.
Если бдение не служится, то бывает отпуст вечерни.
Отпуст — это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. После отпуста на вечерне, утрене и литургии поется «Многолетие» — небольшая молитва о многолетней жизни Святейшего Патриарха, правящего архиерея, настоятеля и прихожан храма (или обители) и всех православных христиан.
Источник: http://hram-ks.ru/vecherny.shtml
Богослужение православное
Богослужение православное. Богослужение – ритуально оформленная, соборная (общественная) молитва, обращенная к Богу.
Православное богослужение (как литургическая система) было разработано в патриархате Константинополя, а затем принята православными патриархатами Александрии, Антиохии и Иерусалима, и используется по сей день всеми церквами, ведущими свое происхождение от этих патриархатов.
Православная литургическая система явилась синтезом константинопольских и палестинских обрядов, который оформился в монастырях православного мира в течение 9–14 вв.
В православное богослужение входят Божественная литургия, таинства (евхаристия, или причащение; крещение; миропомазание; соборование, или елеосвящение; покаяние; таинство брака; таинство священства – рукоположение в священный сан), суточное богослужение (утреня, вечерня, полунощница, часы, всенощная) и службы литургического года с календарем фиксированных и подвижных праздников, а также ряд менее значительных последований, как освящение вод, плодов и т.д. Все богатство богослужебного обряда собрано в канонических литургических книгах.
Богослужения суточного круга
Согласно традициям, восходящим к ветхозаветному времени, служба Богу должна совершаться непрерывно в течение суток (богослужебный день начинается в 6 часов вечера).
О следовании этой традиции в православии говорят названия служб суточного круга.
Всего их девять, и они соединяются в три главные богослужения: вечернее (служба девятого часа, вечерня и повечерие), утреннее (полунощница, утреня и первый час) и дневное (третий час, шестой час и литургия).
Вечернее богослужение
Вечерня – служба, совершаемая в благодарность за протекший день и для освящения наступающей ночи. За ней следует повечерие. Этим богослужением церковь напутствует отходящих ко сну и молит Бога о сохранении их во время сна.
Утреннее богослужение
Полунощница совершается в полночь (в настоящее время – перед утреней). Ее главное содержание составляет мысль о втором пришествии Христа; всем строем этого богослужения церковь внушает верующим мысль о необходимости всегда быть готовыми к встрече Бога. Молитвы утрени призваны возблагодарить Творца за прошедшую ночь и освятить начало наступающего дня.
Дневное богослужение
Часами (служба первого, третьего, шестого и девятого часа) называют краткие богослужения, состоящие из нескольких избранных псалмов и назидательных молитв. См. ЧАСЫ.
Всенощная
Накануне воскресных и праздничных дней совершается всенощная. Она включает в себя вечерню, утреню и службу первого часа. Всенощная (или всенощное бдение) была установлена в 4 в. архиепископом Константинопольским Иоанном Злотоустом. В 8 и 9 вв.
оно было существенно дополнено Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом и приняло тот торжественный строй, который по сей день отличает этот вид богослужения. В отличие от ежедневных вечерни и утрени, на службе всенощного бдения совершается т.н. вечерний вход.
Священник и диакон с кадилом выходят из алтаря на амвон (возвышение, расположенное напротив царских врат перед солеей храма) и после молитв, обращенных к Богоматери, и пения гимна Иисусу Христу Свете тихий возвращаются в алтарь через царские врата.
Накануне великих праздников на всенощной читаются паремии – избранные места из книг Ветхого Завета – и совершается лития (общее усиленное моление), в ходе которой священник благословляет вино, хлеб и елей.
Включение этого обряда связано с тем, что в древности на Востоке всенощное богослужение продолжалось всю ночь и по окончании его первой части для подкрепления сил верующих им раздавали пшеницу, вино и масло. Самая торжественная часть всенощной называется полиелей (греч. «многомаслие», или «многое освящение»).
В это время в храме зажигаются все светильники. Священник и диакон с кадилом и свечою обходят храм и выносят из алтаря Евангелие. По прочтении главы из него Евангелие возлагается на аналой в центре храма для поклонения. После полиелея читается канон – молитвословие, составленное по особым правилам из девяти песен. Заканчивается всенощное бдение торжественной песней в честь Богоматери Взбранной воеводе победительная.
Литургия
Несмотря на подчеркнутую торжественность всенощного богослужения, это, в сущности, просто общая молитва, сопровождаемая пением и чтением священных текстов. В отличие от него литургия, или обедня, – кульминация всего, что происходит в храме, средоточие всей литургической системы, поскольку ее центральным моментом является таинство евхаристии, или благодарения.
Прообразом литургии явилась описанная в Евангелии Тайная вечеря, во время которой Иисус, подняв чашу с вином со словами «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови», дал ученикам-апостолам отпить из нее, а затем, преломив пасхальный опреснок и назвав его Своим Телом, дал апостолам вкусить его. Воспоминание об этом событии стало ядром литургической службы.
Однако в литургии воспоминание о Тайной вечере преображено в мистическую трапезу единения всех верных Христу. Это не обычное воспоминание о минувших событиях, а ежедневное подтверждение подлинного пребывания Богочеловека в его церкви.
Это богослужение, которое, через воспоминание деяний и страданий Христа и через чувственное вкушение жертвенной пищи, соединяет верующих с самим Спасителем и возводит ум их к познанию сокровенных тайн трансцендентного мира.
Литургические каноны
Существует два основных литургических канона. В 4 в. святитель Василий Великий, родом из Каппадокии (Малая Азия), из десятков существовавших тогда последований литургии выбрал канон, сложившийся у него на родине, и на его основе составил последование, получившее название литургии Василия Великого.
Она отличается особой пространностью молитв, читаемых священником тайно в алтаре, а также продолжительностью пения и совершается только десять раз в году. Во все остальные дни в православной церкви служат литургию Иоанна Златоуста, составленную архиепископом Константинопольским в 4 в. на основе сирийских текстов. См.
также ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, СВ.
Проскомидия
Первая часть литургии называется проскомидией и представляет собой обряд приготовления к собственно Литургии.
Проскомидия совершается незримо для молящихся в левой части алтарного пространства на особом столе, жертвеннике, на котором священник подготавливает вещество для таинства евхаристии – жертвенный хлеб и вино.
В качестве жертвенного хлеба в Православной церкви употребляются не опресноки (пресный хлеб), как в западной церкви, а квасные, испеченные из дрожжевого теста просфоры, представляющие собой небольшие круглые хлебы с изображением креста и надписью ИС ХС НИКА. Из самой большой просфоры священник «вынимает» (т.е.
вырезает) часть, называемую Агнцем, и полагает ее на дискос (тарель), а в потир (чашу) вливает нужное количество вина, смешанного с водой. Из второй просфоры вынимается часть в честь Богоматери и полагается рядом с Агнцем справа от него.
Из третьей просфоры вынимается девять частиц в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, Иоакима и Анны, родителей Марии, в честь святого, поминаемого в этот день, и всех чинов святости. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за здравие живых, а из пятой – за упокой умерших. Их кладут слева от Агнца. В ритуалах проскомидии вспоминаются события жизни Христа до его вступления на путь общественного служения.
Литургия оглашенных
– вторая часть литургии. В древней церкви на ней разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным, проходящим оглашение, т.е. катехизацию). Во время совершения Литургии оглашенных вспоминается жизнь Христа от его воплощения до страданий, а в исполняемых хором т.н.
изобразительных псалмах «изображаются» плоды пришествия Сына Божия на землю. В великие праздники вместо изобразительных псалмов левый и правый хор попеременно поют торжественные песнопения – антифоны.
Важной составной частью Литургии оглашенных является чтение Евангелия, которому предшествует ритуал малого входа: дьякон выносит из алтаря Евангелие, за ним следует священник. Перед Евангелием, которое знаменует собой Иисуса Христа и его учение, несут зажженную свечу.
В воскресные и праздничные дни Евангелие читают на амвоне, в будние дни – на престоле. Завершается вторая часть литургии произнесением ектении (молитвенного прошения) об оглашенных, после чего в древней церкви оглашенные покидали храм.
Литургия верных
– заключительная часть литургии. Ее ритуалы символически изображают Тайную вечерю, страдания Иисуса Христа, Его воскресение, вознесение и второе пришествие на землю. Приготовленные жертвенный хлеб и вино (Дары) священник и диакон переносят с жертвенника на престол. Этот ритуал называется великим входом. Шествие двигается из левого пастофория (см.
ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ), где находится жертвенник, к царским вратам. Впереди идут диаконы со свечами и кадилом, за ними – священнослужители, несущие потир и дискос с Дарами, а также воздýх, ткань, которой покрывались приготовленные хлеб и вино. Дары торжественно вносятся в алтарь.
Зрительно великий вход представляет собой самый драматичный обряд литургии, сопровождаемый пением Херувимской песни. В нем видели символическое изображение смерти и погребения Христа. После Великого Входа начинается приготовление к освящению Даров. Особое внимание верующих к этой части Литургии возбуждается пением Символа веры.
Священник же, вспоминая Тайную вечерю, произносит слова самого Христа: «Примите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и далее: «Сия есть кровь моя Нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
Потом он берет крестообразно дискос и потир и со словами молитвы возносит их в дар Богу, произнося молитву эпиклезы – призывания Святого Духа на предложенные Дары. В это время силою и действием Святого Духа Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христа. Об этом торжественном и таинственном действе верующие оповещаются ударами колокола.
После освящения Даров они приносятся Богу с молитвой как жертва благодарственная (за святых), как жертва умилостивительная (за умерших, но пока еще не достигших блаженства) и как очистительная – за живых христиан, т.е. за всю церковь.
Как сам Иисус окончил Тайную вечерю молитвой к Отцу о всех верующих в него, так и церковь по освящении Даров совершает молитву о всех своих членах, живых и умерших. Эта молитва имеет особое значение: священник молится о том, чтобы причащение Телу и Крови Спасителя стало залогом спасения верных, чтобы через причастие они соединялись с самим Богом. Затем начинается само причастие.
Сначала в алтаре Святым Дарам приобщаются священники, после чего открываются царские врата и диакон призывает к причащению верующих. Священник выходит из алтаря на солею храма и выносит чашу с Кровью и Телом Спасителя. Причастники, сложив на груди крестообразно руки, поочередно подходят к чаше, принимая частицу Тела и Крови.
После причастия следует последнее благословение присутствующих. Священник произносит отпуст, или отпустительную молитву, а хор поет многолетие всем христианам. На этом литургия заканчивается. См. также ЛИТУРГИЯ; МЕССА.
Православное богослужение, совершаемое в храме, отличается особой красотой и торжественностью своих ритуалов и до сих пор поражает всех, кто впервые присутствует на нем. Церковные обряды и хоровое пение в соединении с архитектурой храма и богатством его внутреннего убранства, включающего иконы, фрески, светильники, литургические сосуды, ткани и одежды священников, породили своеобразный символический образ литургического действа, о силе воздействия которого свидетельствует легенда о посещении Константинополя послами русского князя Владимира. Описывая свои впечатления от службы в Святой Софии, они выразили их в следующих словах: «Мы не знали, на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой».
Источник: https://krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/BOGOSLUZHENIE_PRAVOSLAVNOE.html
Л. Чуткова — Объяснение всенощного бдения и Божественной литургии
Здесь можно скачать бесплатно «Л. Чуткова — Объяснение всенощного бдения и Божественной литургии» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Благозвонница»05f8fb0f-8952-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2014.
Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание «Объяснение всенощного бдения и Божественной литургии» читать бесплатно онлайн.
«Мы настолько погружаемся в земную суету и попечения, что для обретения подлинной духовной свободы нам требуется очень продолжительное богослужение.
Таковым и является всенощное бдение – оно совершается по вечерам накануне воскресных и праздничных дней и способно освободить нашу душу от мрака земных впечатлений, расположить к постижению духовного смысла праздника, к восприятию благодатных даров.
Всенощное бдение всегда предшествует литургии – главному богослужению Церкви» (Валерий Духанин, из книги «Во что мы веруем»).
Объяснение всенощного бдения и Божественной литургии
Составитель Л.А. Чуткова
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
ИС 13-305-0398
В Священном Писании, которое является для нас, верующих в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и исповедующих Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, – Откровением и словом Божиим, даны святые заповеди о любви к Богу и человеку как образу Божию.
Одна из заповедей гласит: Помни день субботний (седьмой), чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 8-10). В Новом Завете седьмым днем является для нас воскресение.
Для православных христиан воскресение является праздником, ибо в этот день воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос. Воскресение дало содержание субботнего покоя: мир с Богом, восстановление в человеке образа и подобия Божия, богообщение и покой в Духе Святом.
Суббота была пророчеством о покое, пророчеством о Воскресении, в этом смысле – образом вечности. Воскресение – это начало вечной жизни на земле. Ветхозаветная пасха воплотилась в Новозаветную Пасху, а суббота – в воскресный день.
Почитая и освящая этот седьмой день, мы исполняем заповедь Божию, данную еще в Ветхом Завете, и получаем благословение Божие и помощь свыше на предстоящую седмицу. Время, которое мы проводим на богослужении в воскресные и праздничные дни, является для нас той десятиной, которую мы приносим Богу за весь годичный круг времени (см.: Мал., гл. 3).
Воскресный день начинается для нас в субботу вечером богослужением великой вечерни и пением 103-го псалма, который символизирует сотворение мира.
Открываются царские врата, священник и диакон совершают каждение алтаря. Это означает действие Святаго Духа, сообщившего жизнь первозданной материи. Творцом мира из нее была создана вся Вселенная.
Затем диакон выходит на амвон и приглашает к молитве всех присутствующих в храме. «Восстаните», – возглашает он, и хор от лица верующих поет: «Господи, благослови».
Священник, прославляя Святую Троицу, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Хор отвечает: «Аминь» и поет 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа… Аллилуия»1.
Священник с диаконом совершает каждение всего храма и всех верующих.
Читается молитва на освящение кадила: «Кадило приносим Тебе, Христе Боже наш, в благоухание духовное, которое приими в Небесный Твой жертвенник и ниспошли нам благодать Всесвятаго Твоего Духа».
Символика каждения храма и народа означает следующее: как при сотворении мира Дух Божий сообщал жизнь первозданному миру, так и теперь верующие обновляются благодатью Духа Святаго.
Священнослужители заходят в алтарь, царские врата закрываются, как закрылись врата рая за человеком, согрешившим перед Богом.
Диакон, возглашающий на амвоне мирную ектению, символизирует собой падшего Адама, изгнанного из Эдема и стоящего пред закрытыми вратами рая с покаянной молитвой.
Так вспоминается грехопадение первых людей, и поется 1-я кафизма Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», где раскрываются причины грехопадения (ведь по «совету» нечестивого змея и произошла трагедия грехопадения) и проповедуются пути жизни и благочестия.
Песнопением «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» напоминается о ветхозаветных жертвах, изобразивших будущую Искупительную Жертву – Христа Спасителя. Верующие в это время читают про себя 50-й псалом, рассказывающий о смирении, и, в частности: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).
Вновь совершается каждение всего храма, которое знаменует благовестие о Христе Иисусе, Истинном Боге и Истинном Человеке. Хор поет стихиры, в которых раскрывается значение ныне празднующегося события. На запев: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» поется стихира праздника и совершается вход с кадилом из северных дверей алтаря.
Свещеносец прообразует свет ветхозаветных пророков, диакон – Иоанна Предтечу, священник – Христа Спасителя. Диакон совершает кадилом крестное знамение в царских вратах, это означает, что через крестные страдания Спасителя вновь открылся верующим вход в Царствие Небесное, закрытый грехопадением первых людей.
Далее следует песнопение «Свете тихий», повествующее о явлении на Иордане Христа Спасителя, Который крестился от Иоанна, и в это время был слышен голос Бога Отца и виден Дух Святый в виде голубя, сходившего на Сына Божия.
Далее возглашаются и поются песнопения, которые называются прокимны, читаются паремии на середине храма, возглашаются две ектении – сугубая и просительная, где просятся у Бога милости земные и небесные.
Поются стихиры храма или праздника, священнослужители выходят в притвор, где совершается лития – моление покаянного характера, четыре прошения произносит диакон и пятое, заключительное, – предстоятель. Молящиеся могут возносить Богу прошения о здравии живых и упокоении усопших православных христиан2.
Священнослужители возвращаются в центр храма, поются стихиры праздника, и совершается молитва праведного Симеона Богоприимца от лица настоятеля «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…».
Эта молитва напоминает нам об окончании земной жизни каждого человека и настраивает на благочестивые размышления об ответственности людей перед Богом за свои дела, слова и помышления. Читается Трисвятое по «Отче наш», поется трижды тропарь.
Во время этого праздника совершается троекратное каждение вокруг столика с пятью хлебами, которые благословляются священником в воспоминание чудесного умножения Господом Иисусом Христом пяти хлебов для пяти тысяч народа в пустыне.
Поется 33-й псалом «Благословлю Господа на всякое время», в котором говорится о том, как исполненный благодарных чувствований к Господу Богу Давид высказывает намерение во всю жизнь свою прославлять Господа. Он приглашает к тому же и других верующих, с отеческой любовью научая их страху Божию и стараясь убедить в том, что люди благочестивые всегда пользуются особенным благоволением Божиим, между тем как нечестивых ожидает строгое наказание Божие. Оканчивается вечернее богослужение возгласом предстоятеля: «Благословение Господне на вас», которое переходит в утреннюю службу.
Утреня начинается с чтения шести псалмов, поется или читается малое славословие, которое символизирует ночь Рождества Христова, поэтому тушатся свет и свечи.
Псалмы носят покаянный характер: «Самому Христу Богу предстояще, невидимо и молящеся о гресех своих». Верующие внимательно слушают: в середине чтения, на славословия имени Божия, необходимо три раза перекреститься, без поклонов3.
В середине Шестопсалмия выходит священник на амвон и читает особые молитвы. Он символизирует Моисея, который в пустыне молился
Богу за согрешивший народ. Последний 142-й псалом напоминает о последних днях мира сего. Пришествие Господа и Страшный Суд – последние слова Шестопсалмия: Не вниди в суд с рабом Твоим… и Дух Твой Благий наставит мя на землю праву (Пс. 142, 2, 10).
Дух Божий возводит верующих во Христа в Небесное Царство Отца: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9, 11).
В конце Шестопсалмия верующие должны три раза перекреститься с поясным поклоном. Диакон сменяет священника на солее и возглашает мирную ектению – молитвенную просьбу – и затем произносит: «Бог Господь…» со стихами, и хор поет тропари праздника.
Это означает явление Бога Слова, Сына Божия, во плоти на земле. Чтец читает кафизмы.
Следующая часть утрени – полиелей. Священство выходит на середину храма через царские врата для прославления праздника. Поется величание, в воскресение – прославление Воскресшего Христа.
Совершается каждение всего храма. Это означает, что радость праздника сообщается всем молящимся. Читается Евангелие, соответствующее дню.
В воскресенье Евангелие возносится на амвон и поется песнь «Воскресение Христово видевше…».
Затем молящиеся прикладываются к Евангелию или к иконе праздника и подходят к предстоятелю, который помазывает их освященным елеем. Поется и читается канон праздника, состоящий из девяти песней. Канон составлен по священным событиям ветхозаветной и новозаветной истории.
Первая песнь – хвалебно-благодарственная, пророка Моисея, воспоминающая переход народа Божия через Чермное море. Вторая песнь составлена также в честь пророка Моисея, она имеет покаянно-обличительный характер и поется только Великим постом. Третья песнь – в честь пророчицы Анны, матери пророка Самуила. Ее пламенно-сердечную молитву услышал и исполнил Господь.
Четвертая песнь – это песнь пророка Аввакума, который услышал голос Божий о пришествии в мир Спасителя. Пятая песнь – это песнь пророка Исаии, который увидел свет Невечерний, знаменующий явление в мир Христа. Шестая песнь – песнь пророка Ионы, который прообразовал собою тридневное погребение и Воскресение Христа Спасителя.
Седьмая песнь – это песнь трех отроков в печи вавилонской, которые, как и неопалимая купина при Моисее, прообразовали нетленное Рождество Христово. Восьмая песнь – это песнь праведного Неемии, которому при восстановлении второго храма в Иерусалиме было знамение – возжжение священного огня на жертвеннике.
Девятая песнь прославляет Пресвятую Богородицу, поется: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». По девятой песни читается светилен – краткое песнопение, отображающее смысл праздника, и поются стихиры на «хвалитех». Священник возглашает: «Слава
Источник: https://libfox.ru/634942-l-chutkova-obyasnenie-vsenoshchnogo-bdeniya-i-bozhestvennoy-liturgii.html
Всенощное бдение — Лампада
Господь наш Иисус Христос заповедал нам постоянно бодрствовать и молиться. Стараясь исполнить эту заповедь, христиане с древних времён в особо памятные дни совершали богослужение, которое длилось всю ночь, с вечера до утра, и потому получило название всенощное бдение. Главные его части — великая вечерня и утреня.
В самом начале великой вечерни воспоминается жизнь наших прародителей Адама и Евы в Раю. Находясь в этом прекраснейшем месте, наслаждаясь красотами Рая и величием сотворенного Богом мира, наши прародители в восторге приносили свои молитвы и благодарение Богу. В то блаженное время люди беседовали с Богом лицом к лицу, так как были безгрешны.
Символом этого являются открытые перед началом богослужения Царские врата.
В воспоминание самого начала сотворения Богом мира (когда Дух Божий, подобно кадильному дыму, окутывал первозданную землю, оживотворяя еще не устроенный мир) священник кадит алтарь, а затем, воздав славу Живоначальной Троице, выходит из алтаря и кадит храм, что символизирует время, когда сам Бог был близок к людям.
Хор поет избранные стихи 103-го псалма, изображающие величественную картину мира и прославляющие Творца: «Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи!.. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecu…».
Бог дал человеку свободу, чтобы он свободно выбирал только добро. Но человек послушался завистливого и лживого совета диавола и отказался от общения с Богом. После этого человек уже не мог оставаться в Раю.
Бог изгнал его из Рая и поселил на обедневшей и оскудевшей земле. Однако милосердный Творец, по Своей неизреченной любви, обнадежил человека обещанием Спасителя.
Началась скорбная история человечества на земле — история покаяния, исправления, постепенного возвращения заблудших детей к своему Небесному Отцу.
Церковь напоминает нам эти события дальнейшим ходом богослужения. Царские врата закрыты.
Пред ними, как пред затворенным Раем, диакон произносит великую ектению (ектения — по-гречески: усердие, прилежное моление), в которой испрашивается помощь Божия грешному человеку в различных нуждах его земной жизни.
После каждого прошения ектении хор от лица молящихся воспевает: «Господи, помилуй».
Затем хор поет избранные стихи из 1-й кафизмы (кафизмами называются части, на которые разделена Псалтирь), говорящие о жизни праведных и неправедных: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… и путь нечестивых погибнет… Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом… Блажени ecu надеющиися Нань…» (Пс. 1, 1, 6; 2, 11-12).
Ветхозаветные праведники жили надеждой на обещанного Спасителя.
Ветхозаветное богослужение с его жертвами было напоминанием Божия обещания, прообразом будущей великой Жертвы, когда Сам Сын Божий, будучи Богом, станет Человеком, придет к людям, чтобы спасти их, и Своей праведной жизнью, Своей победой над смертью, Своим Вознесением к Богу Отцу примирит человека с Богом и станет как бы новым Прародителем для падшего человечества, желающего вернуть себе общение с Творцом.
Продолжение всенощной говорит об этих надеждах. Хор поет стихи псалма, полные скорбной мольбы: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…» (Пс. 140).
Каждение, совершаемое диаконом в это время, означает жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а также наши молитвы к Богу. Стихи Псалтири начинают чередоваться со стихирами — песнопениями, посвященными празднику.
При пении последней стихиры — догматика, говорящего о тайне Воплощения Спасителя, — священнослужители выходят с кадильницей из боковых дверей алтаря и через Царские врата входят в него.
Выход священника из алтаря символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей, Его проповедь, вольные страдания, крестную смерть и сошествие во ад, а вход в алтарь — воскресение и вознесение на Небо.
Далее следует пение прокимна и иногда чтение из Священного Писания, после чего — две ектении.
В большие праздники бывает лития — усердное моление, совершающееся вне храма или в его притворе.
Выход священнослужителей из алтаря символизирует изгнание Адама из Рая и выражает наше смирение пред Богом и желание того, чтобы для нас открылись врата Небесные и благоутробие Божие.
По окончании литии хор поет несколько стихир и молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» (молитва святого Симеона Богоприимца).
После молитвы «Отче наш» архангельским приветствием «Богородице Дево, радуйся» прославляется Божия Матерь или же, особым песнопением, празднуемое событие. (В праздники бывает освящение хлебов, пшеницы, вина и елея).
Завершается вечерня 33-м псалмом и благословением священника. Последние молитвословия вечерни подводят нас к новозаветным событиям, воспоминаемым на утрене,— второй части всенощного бдения.
Утреня начинается ангельским славословием, воспетым при Рождестве Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14).
Затем читается шестопсалмие — шесть избранных псалмов, изображающих и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, отягощенной грехами и удалившейся от Бога.
По прочтении трех псалмов священник выходит из алтаря и, стоя перед закрытыми Царскими вратами, читает 12 утренних молитв, испрашивая благословения Божия на предстоящий день.
После шестопсалмия и великой ектении диакон торжественно возглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» и еще несколько избранных стихов 117-го псалма — и хор повторяет вслед за каждым из них первый стих, возвещающий нам о явлении Спасителя.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин. 1:14). Стихи псалма «Исповедайтеся Господеви…», произносимые при пении «Бог Господь…», изображают полную страданий земную жизнь Спасителя.
Далее поется тропарь праздника и читаются кафизмы из Псалтири. Псалтирь разделена на 20 отделов, которые и называются кафизмами. Кафизма делится на три части («Славы»), после прочтения каждой из которых поется малое славословие (отсюда и название — «Слава»).
Кафизма в переводе с греческого означает «сидение»; во время чтения кафизм можно сидеть, но во время малого славословия надо встать.
На всенощном бдении читаются две кафизмы, и после каждой бывают малая ектения и седальны — краткие молитвословия, приуроченные к чтению кафизм.
По прочтении кафизм начинается самая торжественная часть всенощного бдения — полиелей, что значит «великая милость» или «обилие масла, елея».
При возжжении всех светильников священник исходит из алтаря, как Ангел, исшедший из пещеры гроба Господня возвестить о Воскресении, и совершает каждение храма.
Каждение, сопровождающее и многие другие важные части богослужения, знаменует собой и наши молитвы, устремленные к Богу с вниманием и усердием, и благодать Святого Духа, осеняющую нас. Когда же священнослужитель кадит верующих, они отвечают наклонением головы.
Хор поет стихи 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа…», а под воскресенье также воскресные тропари о явлении женам-мироносицам (ученицам Господа) Ангелов, возвестивших о Воскресении Спасителя из мертвых: «Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему, Спасе, рыдающыя…».
И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь.
Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк. 16:2-6).
В праздники и дни памяти святых поется величание празднуемому событию или святому.
После пения установленных псалмов и тропарей или величания читается отрывок из Евангелия, относящийся к воспоминаемым событиям. После чтения Евангелия под воскресные дни бывает пение всеми верующими торжественной песни «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному…»
Евангелие полагается на аналой для поклонения и целования верующими в память явления ученикам Воскресшего Учителя и их радостного и благоговейного поклонения Спасителю.
Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28:9).
В праздники выносится праздничная икона.
Во время целования Евангелия или праздничной иконы священник помазывает верующих освященным на вечерне елеем в знак Божией милости; также, если была лития, верующим раздаются освященные частички хлеба с вином в память о подателе всех благ Боге для благодатного укрепления сил телесных и душевных (особенно это было нужно в давние времена, когда более продолжительные службы требовали подкрепления сил для неослабного внимания).
Далее следует чтение канонов — молитвословий, посвященных прославлению Бога, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих или отдельных событий священной и церковной истории. Каждый канон состоит из отдельных частей, называемых песнями.
После 8-й песни канонов поется хвалебная песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа…» с припевом: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…», в котором говорится о том, что Матерь Божия честью и славою превосходит даже святых Ангелов.
Диакон при пении «Честнейшую…» совершает каждение храма.
После канонов в хвалитных псалмах и последующих стихирах верные призываются славить любовь Божию к человеку.
После возгласа священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (свет видимый, так как в древности утреня кончалась к рассвету, и Свет духовный — Спасителя), хор поет великое славословие — древний гимн, восхваляющий Бога за все Его дарования и милости.
Это песнопение, сложенное из глубоких и вдохновенных слов Ветхого и Нового Завета, было составлено еще во время первых христиан, прославлявших этим гимном Божество Спасителя и защищавших имя Господа Иисуса Христа от языческих злословий.
О нем упоминается уже в донесении о христианах римскому императору Траяну (98-117 гг. по Р.Х.), а также в писаниях древних христианских авторов. Даже в древнем сочинении «Постановления апостольские» есть утренняя молитва, мало чем отличающаяся от великого славословия.
Кончается этот гимн, дышащий простотой и духовным величием первых христианских времен, пением «Трисвятого» — одной из наиболее частых и важных молитв христианского богослужения (по преданию, первая часть ее — ангельское славословие «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» — была услышана вознесенным на Небо мальчиком-христианином во время землетрясения в г. Константинополе в V в.).
В праздники Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), а также в 3-е воскресенье Великого поста (Неделю Крестопоклонную) во время «Трисвятого» совершается торжественный вынос священнослужителями святого креста и поклонение ему.
По «Трисвятом» поется воскресный тропарь или тропарь праздника.
После двух ектений, сугубой и просительной, и отпуста хор просит Бога о даровании многих лет правящему архиерею и всем православным христианам. После утрени читается 1-й час — краткая служба, связанная по содержанию с началом нового дня.
По книге «Всенощное бдение. Божественная литургия. Таинства Церкви» издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Источник: http://lampada.in.ua/2019/01/vsenoschnoe-bdenie/
О всенощном бдении по старому обряду
От редакции:
В своей новой статье игумен Кирилл (Сахаров), настоятель московского храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ), размышляет о мистическом смысле всенощного бдения — вечерней службы, совершаемой накануне воскресных и праздничных дней.
Игумен Кирилл подробно описывает уставные особенности службы по старому обряду и сравнивает их с современной практикой РПЦ. Особенное внимание он обращает на самое большое отличие — знаменный распев.
По мнению игумена Кирилла, это не просто древнее пение, но концепция жизни, где человек «связан родственными узами с миром, Богом и себе подобными».
Подготовка ко всенощному бдению
Всенощное бдение — одно из самых любимых мною чинопоследований Православной Церкви. Не помню такого случая со времени переезда в Москву (1974 г.
), чтобы мною было бы пропущено хоть одно всенощное бдение в канун воскресных дней и двунадесятых праздников. Испытываю шок, когда слышу про случаи, когда кто-то из священников совершает Литургию без всенощного бдения или даже без утрени.
Как же так? Ведь в церковных правилах говорится, что поступая так, священник смертно согрешает.
Мистический смысл всенощной — напоминание о сотворении мира, блаженстве в раю, грехопадении, изгнании из рая и раскаянии. Параллельный смысл, как мы можем воспринимать — грехопадение России и грехопадение каждого из нас.
И мир был сотворен не таким, какой он есть сейчас (Бог «не пощадил первого мира» /2 Петр.
2:5), и страна наша была не такой разоренной, как сейчас, и человек был задуман на Троическом совете не таким, каким стал каждый из нас…
Вот наступила суббота. Позади напряженная рабочая неделя, а сегодня у многих выходной. И по Уставу, даже если пост, послабление в пище. Раздается удар в колокол. На часах 14.30. Рановато? На то оно и всенощное бдение.
После каждого удара звонарь читает 50-й псалом. Стало быть, не надо опрометью бежать в храм, есть время «на раскачку». Да, совсем другой ритм, все не спеша, с серьезным настроем. Не суетясь, входишь в алтарь.
Совершаешь три земных поклона и, приложившись к престолу, в положении ниц читаешь «прощение».
Оно будет читаться еще не раз: и перед облачением, когда все священные одежды на плече, и в конце малой павечерницы, и по окончании всенощного бдения, и при выходе из алтаря.
До начала всенощной служится малая вечерня и малая павечерница — службы, предшествующие всенощной, которые были предусмотрены Уставом, но затем как-то «выпали» из него, и теперь не служатся не только в приходских храмах, но даже и не во всех монастырях.
15.00. Пора начинать малую вечерню. Совершается она при закрытой завесе и только в патрахили и поручах.
Из уст священника звучит Исусова молитва и, повернувшись лицом к народу, он глаголет: «Бог благословит начал молиться». Начал, начальные молитвы. Они предваряют и общую молитву. и частную.
Этими же молитвами и завершается любое молитвословие (в этом случае они называются «исходные поклоны»).
Как известно, малая вечерня совершается без ектений и каждения. Только в самом ее конце — краткая сугубая ектенья. Малая вечерня, как и следующая за ней малая павечерница, настраивают на всенощное бдение. Они духовно разогревают.
Пение 103 псалма
Звучит красивый благовест. В храме мерцает море лампад, горят пока только три свещи — у Спаса, Богородицы и иконы праздника.
Люди стоят в несколько стройных рядов, поклоны совершают все одновременно, как одна волна: священник, хор, прихожане — все как единое тело Христово. Так молились наши благочестивые предки. Отверзаются Царские врата, начинается каждение алтаря.
Клубы пахучего смолянистого ладана наполняют святая святых. «Земля же была безвидна и пуста и Дух Божий носился над водою» — эти минуты в храме напоминают первые строки Библии.
«Восстаните! Господи благослови. Слава Святей Единосущней Животворящей и Неразделимей Троице…». Священник или уставщик запевают: «Приидите поклонимся…». Сколько в распеве этих призывных слов умиления, смирения, благоговения! «Благослови душе моя Господа», — начинает читать чтец на середине храма псалом 103-й, а хоры попеременно поют его избранные стихи («Дати пищу им во благо время» и др.).
В конце псалма звучат совершенно особенные музыкальные звуки, сохранившиеся только в крюковых рукописях: «Ай-нэ-нэ!» («Анэнайки» от греческого «А-ни-на», — объяснил нам на лекциях Б.П.Кутузов, головщик собора Спаса Нерукотворного Образа бывшего Андроникова монастыря).
Это экстатические восклицания, сохранившиеся у каждого народа от древности. Существует мнение, что это архаизмы, и петь их не надо.
Эти восклицания и восторг — от сошествия Святаго Духа на апостолов, когда над ними все смеялись и говорили, что они напились сладкого вина: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян., 2: 3-4). «И вси начаша глаголати… странными учении, странными повелении Святыя Троицы» (стихера Троице на хвалитех, гл.4).
Хор поет фиты: на одной гласной букве, на одном слоге пропевается от 20 до 50 звуков. По мнению Б.П.Кутузова, «фиты — самые красивые элементы знаменного распева, которые совершенно отсутствуют в партесном западном пении, которое процветает сейчас в нашей Церкви. Фиты передают состояние мистического восхищения».
Можно добавить еще, что эти анэнайки и фиты поются в начале всенощного бдения, в конце 103псалма, в котором красочно изображается сотворенный Богом мир. При этом живописании у псалмопевца, а вслед за ним и у поющих как бы дух захватывает, и уже не хватает слов, а только раздаются восклицания восторга, подобно тому, как это было у апостолов в день Пятидесятницы.
Знаменный распев — не просто древнее пение, а концепция соборности
Нам открылась утраченная звучащая красота Святой Руси, для нас воскрес из небытия голос, которым Святая Русь несколько веков общалась с Богом.
Что же произошло с Россией, если она утратила своё мощное одноголосье, если даже в монастырях прижилось многоголосное партесное пение, пришедшее с Запада? Чем оно отличается от знаменного, которое Россия почти забыла и утеряла? Не утеряла ли она с ним самое главное — свою душу, бытийную основу и внутреннюю сущность?
Вопрос восстановления древнего богослужебного пения — вопрос эсхатологический, — считает И.В.Мартынов, композитор, распевщик, преподаватель Московской духовной академии. Вот его позиция: «Сейчас у нас в Церкви существует многоголосное гармоническое пение, которое дано нам по грехам нашим.
Все первое тысячелетие православное пение было одноголосым. В многоголосье молитва одебеливается материей, а одноголосное пение не материально.
Одноголосие — ряд звуков, образующих линию, которая в нашем восприятии неизбежно вызывает образ чистой длительности, не связанной ни с каким материальным объектом. А одновременно звучащие звуки вызывают пространственные, телесно-материальные ассоциации. Любое многоголосие чревато телесностью.
Партесное (многоголосное) пение возникло вследствие церковных нестроений, расколов, когда от полноты Вселенской Церкви откололась сначала католическая, а затем протестантская церковь. Впоследствии это западное влияние проникло через Украину и в Россию.
Партесное пение — это душевный, а не духовный уровень, как одноголосное. В партесном пении мелодия идет за эмоцией. Такой образ молитвы — чувственно-мечтательный, экзальтированный — осуждается святыми отцами и приводит к прелести»…
Источник: http://ruvera.ru/articles/o_vsenoshnom_bdenii