Икона Иисуса Христа: в чем помогает, значение
Почитание икон имеет давнюю историю, однако верующие молятся не самой иконе, а тому святому, который на ней изображен, особенно если это икона Иисуса Христа. По сути, икона — образ Иисуса Христа в Его человеческом воплощении.
Христианская церковь пережила эпоху иконоборчества (8 — начало 9 вв.), когда иконы, в том числе и иконы с Иисусом Христом, считались «идолами», а их почитание – идолопоклонством.
Иконоборцы уничтожали не только иконы, но и фрески, мозаики, росписи в храмах с изображениями Спасителя и святых, поэтому до нас, скорее всего, и не дошла первая икона Иисуса Христа.
Однако Вселенские соборы 787 и 843 годов осудили иконоборчество, и иконопись получила мощный импульс для развития. Вот основные типы икон с изображением Иисуса Христа и их названия.
Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах
В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:
- Спас Нерукотворный (Мандилион)
По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.
Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.
- Спас Вседержитель (Пантократор)
Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.
Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).
Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.
Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др.
Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам.
В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.
Другие иконы Христа Спасителя
В православной иконографии существуют и другие иконы Христа. Так, на иконе «Спас благое Молчание» Он предстает в виде ангела в образе юноши в белых одеждах и с крыльями, то есть еще до Его воплощения в человеческий образ.
На иконе «Спас Великий Архиерей» Иисус предстает в пышных священнических одеждах, с короной на голове и Евангелием в руках, благословляющим человечество.
Икона «Добрый пастырь» воплощает образ Иисуса-пастыря, то есть пастуха, пасущего Свое стадо (людей), нередко с овцой на плечах, символизирующей заблудшие души.
На иконе «Христос во гробе» и иконе «Спас в терновом венце» представлены самые трагические моменты земной жизни Спасителя – Страсти Христовы. Они призваны напомнить людям, какие муки за них пришлось принять Спасителю, и как смиренно Он их принял.
В чем помогает икона иисуса христа спасителя
Образ Иисуса Христа – центральный в любом храме или домашнем иконостасе.
В этом, по сути, заключается значение каждой иконы: не икона отвечает на наши молитвы, а святой, изображенный на ней, который предстательствует пред Господом за наши нужды.
Поэтому не имеет особого значения, будут ли это лики Иисуса Христа на иконах прошлого века, которые сегодня являются предметами антиквариата и высоко ценятся, или небольшие иконы, приобретенные в церковной лавке, – силу имеет не сама икона, а тот, кому она посвящена.
Известно, какой популярностью пользуются среди верующих и как помогают намоленные иконы, то есть иконы, как бы впитавшие в себя истовые молитвы, возносившиеся перед ними многими людьми. Иконе Спасителя можно молиться о любых своих нуждах, но не забывать при этом ежедневно читать главную молитву – «Отче наш».
Молитва помогает укрепиться в вере, преодолеть отчаяние, принять верное решение и следовать по праведному пути.
Молитва
Предлагаем ознакомиться с молитвой обращения к Иисусу Христу:
(2
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-iisusa-hrista/
Икона Христа Спасителя — значение, в чем помогает
Первые христиане долго спорили о том, можно ли вообще изображать Иисуса Христа. Противники говорили, что Ветхий Завет запрещает изображать Бога.
Сторонники ссылались на то, что поскольку в образе Христа Господь пришел в мир людей, запрет этот можно считать устаревшим. Споры были такими сильными, что начался период гонений на иконы.
Но в итоге иконы Христа Спасителя были приняты официальной церковью.
Иконография Христа не настолько разнообразна, как, например, Богородицы. Возможно, в этом выражаются некоторые национальные особенности, ведь в других странах вообще нет такого сильного почитания икон. Вероятно, людям проще воспринимать Бога, зная, что и Он когда-то был ребенком на руках Матери.
Самые распространенные образы
Первая икона, согласно преданию, была именно ликом Спасителя — он чудесным образом запечатлелся на полотенце, которым отерся Христос. Сегодня это изображение известно как Спас Нерукотворный. Неважно, какая именно икона Христа Спасителя будет находиться в доме. Главное, чтобы хозяева расположили ее на самом почетном месте среди остальных образов.
- В католичестве есть собственная версия происхождения первой иконы Спасителя Иисуса Христа. Во время крестного пути благочестивая женщина Вероника подала страдальцу платок, чтобы Он смог отереть кровь с лица. На ткани остался отпечаток. Так появился «Плат Вероники». В отличие от православной версии, на нем присутствует терновый венец. Сейчас реликвия хранится в Риме.
Существует мнение, что оба варианта нерукотворной иконы восходят к Туринской плащанице, которая просто хранилась в свернутом виде, и так побывала в разных городах. В православной церкви распространены также следующие иконы:
- Спас Вседержитель — Христос изображен по пояс, в левой руке — Книга;
- Спас в силах — в белых одеждах восседает на троне;
- Эммануил — Спаситель в возрасте отрока (подростка);
- Архиерей Великий — Иисус в облачении архиерея;
- Благое Молчание — Спаситель в виде Ангела, до земного воплощения. Встречается редко, хотя существует с 15 в.
Все эти иконы — канонические, перед ними можно читать любые молитвы Господу, Святому Духу, Богу Отцу.
О чем рассказывает икона
Обращая свой взор на изображение Христа, надо помнить, что икона не может вместить Бога целиком. Она лишь образ, причем только земного воплощения. Божественная сущность не может быть постигнута человеком. Как муравей не может полностью осознать окружающий мир, а только ту часть, которую способен воспринять.
Описания внешности Спасителя встречаются у древних историков, но в иконах им не следуют дословно, хотя общие черты остаются узнаваемыми. В иконографии сложилась традиция изображать святой Лик по правилам золотого сечения. Классический русский вариант — Новгородский Спас. Существуют общие правила:
- Нимб в форме креста — состоит из 9 перекладин, по количеству ангельских чинов.
- Выразительные глаза, их размер больше обычного.
- Греческие буквы, сокращение одного из имен Бога — Сущий.
- Славянское сокращение имени Иисус Христос.
Дополнительными элементами могут быть платок (плат), слова молитвы, ангелы, святые.
Редкие иконы Христа
Очень известная икона находится в Храме Христа Спасителя, ее автором является Евграф Сорокин, выдающийся русский иконописец. Его Спас очень узнаваем — длинные волосы опускаются на плечи, глаза глубоко посажены, в их выражении можно заметить глубокую печаль. Хотя в большинстве храмов предпочитают использовать все же более классические образы византийского письма.
В иконографии Христа существуют совместные иконы Спасителя и Божией Матери. Они рассказывают о тяжелейшем моменте — погребении Христа.
Богородица прижимает к себе тело Сына, уже погруженного в гроб, глаза его закрыты, руки сложены на груди. Образ напоминает о том дне, когда грядущее Воскресение было еще впереди, и немногие в него верили.
Композиция легко узнаваема, хотя многие детали на ней могут меняться, даже положение тела Христа.
Весьма редким является также образ «Христос во гробе» — тело Спасителя покоится на каменном ложе, как принято было хоронить у иудеев. Иисус лежит на спине, в белых пеленах, на теле могут изображаться раны (на руках и ребре). Подобные иконы должны напоминать о цене, которой был искуплен весь род человеческий.
Значение иконы Христа Спасителя
Значение иконы Спасителя — напоминать о том, что Он по сей день является Богом Живым, а не книжным персонажем древних сказаний. Поэтому каждый христианин обязан установить с Ним личные отношения. Делается это при помощи молитвы. Для этого и предназначены образы — чтобы помочь человеку отвлечься от дневной суеты, вспомнить о главном.
В земной жизни человека ждет много проблем, болезней, горестей. Такова его судьба после того, как первые люди потеряли райские обители. Икона Спасителя помогает верующим вспомнить, что у них есть надежный помощник, верный и преданный — Иисус. К Нему можно обратиться в любой беде, покаяться, попросить сил, здоровья. Также чтобы лучше понять Бога, необходимо читать, изучать Священное Писание.
Правильная молитва должна приносить душе умиротворение, уверенность в том, что все будет хорошо. Если осталось ощущение беспокойства — следует попросить совета у более опытного в духовных делах священника.
Молитва 1-я ко Господу Иисусу Христу
Молитва 2-я ко Господу Иисусу Христу
Икона Христа Спасителя — значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub
- Главная
- /
- Описание икон
- /
- Икона Христа Спасителя —…
Загрузка…
Источник: https://bogolub.info/ikona-xrista-spasitelya-znachenie-v-chem-pomogaet/
Православная икона — икона Спасителя
Икона Спасителя – центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.
Символ и значение икон
Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.
https://youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI
Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение.
Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом.
Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.
Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.
История появления первых чудотворных икон
Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.
Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.
Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.
Самые известные чудотворные образы мира
История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги — как душевные, так и физические.
При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи.
А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:
- Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
- Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
- Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.
Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.
Как иконы признаются чудотворными
Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.
Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.
Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.
Икона Спасителя
Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:
- Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
- Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
- Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.
Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.
В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.
Спас Нерукотворный
Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы».
Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей.
Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа.
Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.
Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.
Спас Вседержитель
Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.
Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.
На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.
Спас на престоле
В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.
Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона – икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской.
Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие.
Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия.
Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).
Спас в силах
Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие.
А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец.
Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.
Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.
Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.
Спас Эммануил
Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения.
Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно.
При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».
Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.
История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.
Спас Благое Молчание
Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения.
Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга.
Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.
На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.
Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1405107174524324249/pravoslavnaya-ikona-ikona-spasitelya/
Как и когда помогает икона Иисуса Христа?
В огромном православном мире Иисусова икона занимает первое и великое место. Она является не только благолепным украшением храма и предметом почитания, но имеет великое вероучительное значение.
Моление перед образами Христа
Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:
- в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
- в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
- дарует помощь в указании верного пути в жизни;
- помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
- избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
- укрепляет физические и духовные силы;
- оберегает от нашествия диавольской силы;
- ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
- дарует мир и покой в доме.
Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.
Старинная икона
Самые распространенные образы
Первый образ Христа — это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это — известная икона «Спас Нерукотворный».
В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец . С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.
Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:
- «Спас Вседержитель» — Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
- «Спас в Силах» — Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
- «Эммануил» — Иисус изображен в возрасте отрока;
- «Благое молчание» — Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
- «Великий Архиерей» — Господь указан в архиерейском облачении.
Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.
Еще о Господних иконах:
Символика образов
Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».
Царствие Небесное — это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому условному символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.
Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.
Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца — тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм — это Церковь, ручьи — символика четырех Евангелий.
Лоза винограда. Евангельский образ Христа — источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы — символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца — виноградарем, а учеников-апостолов — ветвями.
Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.
Иисус Христос Пантократор, с пророками и апостолам
Редкие иконы
«Ангел Великого Совета» — символика Христа, заимствованная из Ветхого Завета. Этот образ послужил поводом к написанию изображения Христа в виде ангела с белоснежными крылами.
«Спас Благое Молчание»- изображение творца в ангельском чине (до воплощения). Руки Спасителя сложены на груди крестообразно, нимб имеет вид восьмиконечной звезды (ее образуют два квадрата).
«Добрый Пастырь». Иисус изображен в виде юного пастуха, держащего жезл. Его окружает стадо пасущихся овец. Образ был распространен в древнехристианском искусстве, в настоящее время встречается в регионах, приветствующих западноевропейское влияние.
«Не рыдай Мене, Мати». На иконе Христос представлен возлежащим наполовину в гробе, а за Его спиной указан Крест.
«Христос Царь Иудейский». Образ имеет католическое происхождение, Спаситель изображен по колено, в багрянице и терновом венце, Его руки связаны, в правой руке творец удерживает трость.
Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета).
Икона в доме
В жилище православной семьи иконы должны быть помещены на иконостасе. Если же иконостаса в доме нет, то все равно им не место рядом с другими предметами интерьера.
О других почитаемых православных иконах:
Неуместно ставить их в книжные полки и за стеклянные дверки шкафов, рядом с косметикой, статуэтками, фотографиями, картинами и прочими украшениями интерьера.
Строжайше запрещено помещать иконы рядом с красочными плакатами эстрадных исполнителей, спортсменов, политиков и прочих кумиров.
Важно! Икона — это не «накопитель» благодати. Благодать действует на молитвенников не от иконы, а через нее. Она посылается Всевышним тем христианам, кто верует в Него. Прикладывание в образу без веры в Его силу и с мрачными мыслями — пустое. Но глубокая вера и надежда на помощь даруют людям исцеление, поддержку и благодеяние.
Также следует помнить, что икона — это не оберег, что свойственно языческому культу. Она не гарантирует защиту от ссор, проблем, не являет защиту от нечисти.
Посмотрите видео об изображении Иисуса Христа
Янв 17, 2019 13:47Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-iisusa-hrista.html
Икона Иисуса Христа
Перед образом молятся ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.
Две важнейшие молитвы — это молитва Господня и молитва Иисусова. Можно заменять слова молитвослова Иисусовой молитвой по четкам перед иконой: нужно мысленно или вслух произнести слова:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»
и передвинуть бусину на четках.
Так следует делать в течение 10 минут утром и вечером — это и будет вашим молитвенным правилом. По четкам также можно молиться в дороге. Иисусова молитва — одна из наиболее известных православных молитв. Это очень краткая молитва с очень глубоким смыслом.
Удивительно, но это и первая ступень на пути становления в вере, и молитва святых подвижников благочестия. Ее благодать и сила очень велика. Молитва — обращение к Богу-Сыну, Господу Иисусу Христу о помощи и милости.
В любых жизненных трудностях, во всякий день эту молитву можно читать, чтобы Бог оградил Вас от от всякого зла.
Молитва же Господня, попросту, это «Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву Отче наш можно и на русском языке:
«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле.
Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых.
Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».
Молитва «Отче наш» называется еще Господней потому, что ее слова дал Сам Господь, они записаны евангелистами и находятся в Новом Завете.
Перед молитвой Господней и Иисусовой, как и перед любой, нужно соблюсти несколько несложных правил: — Читать молитву, прибегая к милости Господа, лучше в тишине, по крайней мере, вас ничто не должно отвлекать. — Важно сосредоточиться на словах молитвы, чтобы мысли не разбегались.
— Вы можете молиться и на работе, и в ходе какой-то деятельности, но не с самого начала, а когда почувствуете, что это возможно, что молитва делает светлее ваше сердце, освещая верой и ощущением всеприсутствия Божия ваши чувства.
— Откажитесь от механического заучивания и повторения, стараясь осознавать смысл проговариваемых слов и их глубокое значение.
— Подготовьте ваши мысли к молитве, поразмышляйте о всесилии Божием, преклонитесь с любовью пред Господом.
Источник: https://o-vere.ru/ikona-iisusa-hrista.html
Икона Иисуса Христа: иконографические типы образа
Почитание икон – важный аспект христианства.
Украшенные образами царские врата храма, фрески на стенах церкви, реликвии в часовнях и домашние собрания святынь – иконы всегда сопровождают верующего, являя ему лик Бога, Девы Марии, чтимых мучеников и праведников. Они могут быть написаны красками на досках, напечатаны на бумаге или даже высыпаны из янтаря образы, но суть остаётся неизменной.
Впрочем, чтобы лучше понять показанные события, всё же нужно знать, что олицетворяют персонажи, почему они нарисованы так, а не иначе. И поможет Вам в этом наша статья! Из неё Вы узнаете, о типах подобных реликвий, какими особенностями отличается образ Спасителя Иисуса Христа и как его интерпретируют богословы.
История иконы Иисуса Христа: от древности до наших дней
Слово «икона» происходит от греческого «εἰκόνα» и означает «изображение». В Царьграде так называли любое творение, посвящённое Богу.
Однако в православии почитаются лишь те образа, которые освящались в церкви – через это действие им сообщается Господня благодать.
Именно она делает возможными все чудеса, которые происходят по молитве перед святыней. Таким образом, верующие поклоняются не лику Спасителя или праведника, но им самим.
Однако так было не всегда. В Ветхом завете существовал запрет на создание кумиров – ведь тогда Бог ещё не являлся на землю, а значит, любое Его изображение было бы ложным. В эпоху преследований христианства икона Иисуса Христа стала аллегоричной – Сына Божьего могли запечатлеть в виде рыбы, агнца, пеликана или пастыря с овечкой на плечах.
Несмотря на кажущуюся простоту, эти символы очень многозначны – так, греческое слово «Ίχθύς», то есть «рыба», одновременно является аббревиатурой словосочетания «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
Поэтому христиане часто рисовали рыбок на стенах катакомб, где проводились молебны, а также носили на шее их фигурки – как напоминание о покровительстве Господа.
Другими иконописными атрибутами Сына Божьего являются книга или свиток – знак учения, с которым Он пришёл в этот мир, а ещё красный хитон и синий плащ, олицетворяющие единение земной и духовной природы.
Также на некоторых реликвиях можно увидеть нашивную тёмную полосу на правом плече фигуры – «клав», символ чистоты и совершенства Господа, признак Мессии. Эти черты свойственны всем образам Спасителя.
Какими же они бывают? Читайте – и узнаете!
Нерукотворный Спас
Как следует из названия, Нерукотворный образ Иисуса Христа был создан не человеческими усилиями, но Господним соизволением.
Существуют разные легенды о том, как он явился людям – по одной из них, реликвия проступила на платке милосердной женщины Вероники, которая утёрла лик Спасителя, нёсшего крест на Голгофу. Другие считают, что святыня была дарована царю Эдессы Авгарю, страдавшему от проказы.
От этого зависит и вид иконы – в православной традиции лик Спасителя изображается умиротворённым и спокойным, тогда как у католиков Он выглядит страдальческим, испятнанным кровью и увенчанным тёрном.
Спас Пантократор (Вседержитель)
На таких иконах Господь предстаёт мужчиной среднего возраста, с прямыми, спускающимися на плечи волосами, небольшими усами и короткой бородкой.
Правая рука Иисуса возложена на Евангелие, а левая поднята в благословляющем жесте.
Композиция реликвий различна – они могут показывать Спасителя в полный рост, поясно, оплечно (как «Спас Ярое Око», написанный в XIV ст.) либо сидящим на престоле.
Подобные фрески либо мозаики часто украшают купола и апсиды храмов. Они придают сводам собора сходство с небом, куда удалился Иисус и откуда Он должен явиться в день Страшного Суда.
Есть у образа и другое толкование – он являет верующим Сына Божьего, который созерцает Вселенную, участвуя в судьбе каждого человека.
Прекрасный пример таких святынь – роспись «Христос Вседержитель» во Владимирском соборе г. Киева, созданная В. М. Васнецовым.
Спас на Престоле
Данный иконографический тип во многом похож на предыдущий, но Сына Божьего всегда показывают в полный рост, восседающим на троне. Прототипом Его облика стала икона Иисуса Христа «Образ Нерукотворный», а вот символика престола сложилась позднее. Этот элемент – воплощение всего мира, знаменующий царственную славу Господа и воздаваемую Ему честь.
Чаще всего Спасителю предстоят ангелы, святые и серафимы, но порой перед Ним рисуют фигуры императоров, королей и архиепископов, выражая идею сакрального происхождения их власти. Такие фрески можно увидеть в константинопольском соборе св. Софии и храме Торчелло (Италия, XII ст.).
Спас в Силах
Традиция этой реликвии возникла в XIV-XV ст. на основании книги пророка Иезекииля и откровения Иоанна Богослова.
Восседающий на троне Иисус запечатлён на фоне красного квадрата – символа земли и синего круга – небесной сферы, где царят бесплотные силы и ангельские чины.
Фигуру Господа также окружает алый ореол, олицетворяющий Его огненную природу и откровение, принесённое людям. Часто иконописцы добавляют к образу и другие детали, превращая его в настоящий богословский трактат.
К данному типу принадлежит икона А. Рублёва, написанная в 1408 г. В ней аллегорически показаны Земная и Небесная Церковь, а всем верующим обещано спасение в Царстве Небесном.
Спас Эммануил
Это образ Иисуса Христа в возрасте 12 лет, когда Он впервые пришёл в Иерусалим. Название «Эммануил», переводящееся как «С нами Бог», происходит из книги ветхозаветного пророка Исайи, гласящей: «Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Эммануил».
Особенно популярным такой сюжет был в византийском и балканском искусстве, но и в иконописи Киевской Руси есть несколько подобных реликвий – например, Соловецкая святыня XVI ст.
Спас Благое Молчание
Это очень редкий тип икон. Если, читая акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа, Вы взираете на Его земной облик, то Спас Благое Молчание являет христианам облик Господа до Его прихода к людям. Это единственная святыня, где нимб Спасителя увенчан не крестом, а восьмиконечной звездой – знаком непостижимости Господа.
На таких образах Сын Божий предстаёт как Ангел Великого Совета – прекрасный юноша в белой мантии, за спиной которого белеют опущенные крылья.
Но, какую бы реликвию Иисуса Вы не выбрали для своего иконостаса, она в любом случае будет поддерживать Вас, ободрять и защищать от невзгод! А приобрести её поможет наш интернет-магазин – здесь представлены уникальные иконы, высыпанные из полесского янтаря и украшенные цельными самоцветами.
Источник: https://yantar.in.ua/blog/ikonografiya-obraza-iisusa-hrista.html
Изображая Бога: иконы Иисуса Христа
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много.
С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско – богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.
Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения.
Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли.
Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»
Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны , что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями.
Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь , запрещавшую изображать Бога.
А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы , как Бога , пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии , что « Слово стало плотью и обитало с нами , полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин . 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе . Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа , тогда как Его Божественная природа по – прежнему остается неизобразимой .
— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Одна из таких икон , сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины , — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики.
Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи , этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века.
К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции « Преображение » из этого же монастыря ( VI в .), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI – VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо ( VII – VIII вв .).
Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют , что в V – VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался .
Внешность Христа
Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?
— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .
Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по – гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель).
Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа.
Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).
— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.
) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился.
Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.
Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс.
44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).
Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой.
Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко – семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза.
Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.
Плащаница
Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя , иконе икон .
— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы , в которой важное место всегда отводится тому , что лежит за пределами человеческого творчества , — говорит Ирина Языкова.
— Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение , действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым.
Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился .
В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа ( правда , обе прослеживаются только с VI века ): одна из них была распространена на Западе , другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.
Читайте также – Иконография Рождества Христова
Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу.
Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне .
В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.
— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы .
Христос Пантократор
Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке .
— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова , а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека . Поэтому Христа изображают в красно – синих одеждах. Это символ двуединой природы : красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная .
Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост , на престоле и поясное. Самое частое — поясное .
— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною , тот спасется…» ( Ин . 10: 9).
Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как , подходя к вратам , мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир.
Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.
Явление Божией славы
«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен . На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса .
В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл , как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него.
В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» ( Иез . 1: 26-28).
Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата , на который последовательно наложены синий круг (овал , мандорла) и красный ромб .
Читайте также – Иконография Сретения Господня (+Иконы)
— На сочетании этих двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция, — говорит Ирина Языкова. — Они символизируют соединение во Христе — милости и истины , божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения .
Красный нижний квадрат означает землю.
В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов : ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна.
Следующая фигура — синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов , как их называет Дионисий Ареопагит . Все, что изображено вокруг фигуры Христа и даже сам престол, — изображения различных небесных сил .
Фигура Самого Христа окружена красным ромбом . В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, этот «верхний» ромб обозначает огонь, сходящий с небес , огненную природу Божества — «ибо Господь , Бог твой, есть огонь поядающий » (Втор.
4: 24). Бог говорит с молящимся из среды огня . Обычно Спаситель облачен в одежды красного и синего цвета, но иногда и в золотые , что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу .
— Образ Книги — это и Книга Жизни, в которой вписаны имена спасенных (см. Ис. 32: 32; Откр. 3: 5), и Книга Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (см. Откр .
5: 1-7), это и Книга Завета и Закона (см. Втор . 30: 10) — Библия, и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель.
И наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа , Который есть Слово Божие, пришедшее в мир , — объясняет Ирина Языкова.
С нами бог
Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи ( Ис . 7: 14) и означает «с нами Бог».
«Спас Эммануил» — один из самых необычных образов Христа, где Он изображен в виде младенца или отрока.
Обычно Младенец держит в руке свиток , символизирующий учение, которое Он приносит в мир, Благую весть . Он изображен как человек, но Его учение в Нем и с Ним , ибо Он — Бог и Спаситель .
— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.
Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии.
Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской.
Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.
Православная аскетическая практика уделяет иконе Христа особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, «ради слабости понимания нашего» (св. Иоанн Дамаскин) облеченное в образ.
Митрополит Филарет Московский писал об этом так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного» .
Екатерина СТЕПАНОВА
Источник: https://pravmir.ru/ikona-iisusa-hrista/