Психосоматика: болезни и грех — Психология
Грех – это помышление или действие, которое связано с отступлением от праведной жизни и нарушением (прямым или косвенным) заповедей Бога.
Религия считает грех преступлением и причиной «заболевания» души человека. Еще древние религиозные деятели отмечали, что грех одновременно работает против души, и против тела человека. По их мнению, предпочтя грех, человек подвергается саморазрушению.
Согласно религиозной точке зрения, человек – это дух, душа и тело. Такая иерархическая последовательность, по мнению религиозных авторов, прослеживается как в жизни человека, так и в возникновении болезней: болезни духа человека негативно сказываются на состоянии и его психики, и его тела.
Духовно-религиозные авторы о связи грехов и болезней
Для более ясного раскрытия сути нашей темы, рассмотрим работы некоторых духовно-религиозных авторов и священников.
Так, А.И. Печенкин является духовно-религиозным писателем, который объединил научные, религиозные и эзотерические учения о Боге и Мироздании, природе и человеке в единую гармоническую систему.
Любую болезнь (и физическую, и психическую) А. Печенкин объясняет присутствием в человеке разрушительной энергии, которую он сам и создал.
Напоминая, что мысль материальна и обладает энергией, автор подчеркивает, что если человек рождает зло в мыслях и деяниях, то он концентрирует внутри себя отрицательную энергию.
Через определенное время, эта энергия, набрав потенциал, превращается в болезнь.
Отсюда религия (в том числе и православное христианство) утверждает, что «не Бог наказывает человека болезнями, а сам человек карает себя плодами своего же поведения».
Причинами болезней человека церковь видит нарушение заповедей Божиих. Человек, который нарушает эти заповеди, расстраивает целостность своего организма. Нарушая заповеди, он включает механизм и внутреннего (душевного), и внешнего (телесного) самоуничтожения. Сигналом же того, что человек сбился с верного пути, служит боль в теле.
В статье протоирея А. Мороза все существующие болезни объединяются в две группы:
- Болезни, возникающие вследствие нарушения естественных законов природы: от неправильного питания, перегрева, переохлаждения, переутомления и т.д.
- Болезни, возникающие вследствие нарушения духовных законов Вселенной – заповедей Божиих.
Данный автор подчеркивает, что если болезни из первой группы можно излечить с помощью медицины, то болезни второй группы невозможно вылечить таким способом.
Грехи и страсти как духовные причины болезней
Рассматривая причины болезней, А. Мороз отмечает, что болезни даются Богом в следующих случаях:
- За грехи, для искуплении и очищения от грехов.
- За грехи родителей (для спасения души родителей заболевают дети: чтобы родители одумались и изменились).
- В связи с особым жизненным призванием ребенка.
- Для воспитания смирения и терпения.
- Для недопущения к злым и гибельным поступкам.
- Для избавления от большей неприятности посредством малой неприятности (болезнь как малая неприятность, вырывая из хода жизни, избавляет от надвигающегося большого несчастья).
Протоирей пишет, что болезни вызываются различными страстями. В качестве аргумента этой связи приводит отрывки из Священного Писания: «Ревность и гнев сокращают дни…» (Сир. 30:26) и др.
Далее автор приводит православное объяснение духовных причин болезней некоторых органов человека. Для примера приведем пояснение причин болезней сердца.
Согласно христианскому представлению, сердце является центром духовной жизни человека. Отсюда «сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя… греховные ощущения и помышления» (святитель И. Брянчанинов).
Так, православие считает, что расплатой за гнев и злобу являются такие болезни, как: гипертония, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульты, мочекаменная и желчнокаменная болезни, неврастения, психопатия, эпилепсия.
Расплата за тщеславие, которое сопровождается гневливостью – это болезни сердечно-сосудистой системы и нервно-психические заболевания.
Учитывая то, что «у человека болит то, чем он грешит» (И. Саноксарский), религиозные авторы приводят следующие причины болезней:
Маловерие приводит к болезни вен.
Нарушенная система ценностей приводит к диабету.
Чревоугодие приводит к гастриту, язве и другим болезням пищеварительной системы.
Зависть приводит к заболеванию печени и желчного пузыря.
Обиды приводят к болезням органов грудной клетки.
От злословия разрушаются зубы.
Агрессия к противоположному полу приводит к болезням мочеполовой системы.
Прелюбодействие ведет к самым страшным и дурным болезням.
Мужеложество ведет к СПИДу.
Непрощенная обида ведет к онкологии.
Жадность и ревность ведет к болезням почек.
Избыточное честолюбие ведет к болезням надпочечников.
Хитрость ведет к болезням желудка.
Зацикленность на прошлом ведет к болезням позвоночника.
Мнительность приводит к болезням лимфы.
Нежелание иметь детей, предохранение и аборты приводят к болезням органов в области живота и таза.
Следует отметить, что в книге православного врача К. Зорина «Встань и ходи» дается более подробный перечень грехов и связанных с ними болезней.
Страсти как причина заболеваний у детей
Согласно иеромонаху А. Берестову, многие страсти начинают развиваться у человека с раннего детства: чревоугодие (обжорство), сластолюбие (страсть к особо вкусным лакомствам) и др.
Автор утверждает, что активно помогают развить у ребенка эти страсти любящие родители, бабушки и дедушки и другие близкие. Они балуют разными вкусностями и лакомствами, пичкают деликатесами.
Такая «забота» близких приводит к таким последствиям, как нарушения в работе ЖКТ, интоксикация организма и головного мозга ребенка, гниение молочных зубов, запоры, диабет, ожирение и т.д.
Еще одной причиной серьезных болезней у детей, как уже отмечалось выше, являются грехи его родителей или других близких в роду (дедушки, бабушки и т.д.).
Этот вопрос более полно раскрывается в книге К. Зорина «Грехи родителей и болезни детей».
Пути исцеления
А. Печенкин считает, что для исцеления больному надо распознать по болезни свое греховное деяние в прошлом и понять, как грех превратился в болезнь.
А. Мороз в своих статьях утверждает путь исцеления Божественной силой. Но, пишет протоирей, этот путь дается только человеку с очищенным сердцем. Поэтому в первую очередь именно сердце необходимо исправлять и обновлять через покаяние.
Протоирей утверждает, что при правильном отношении к болезням, они дают человеку только пользу. Это связано с тем, что телесная болезнь приносит человеку смирение, и таким образом, искореняет его душевную болезнь. А для церкви важно исцеление, прежде всего, души человека, так как она – вечна.
В связи с этим, А. Мороз выделяет христианское отношение к болезни, которое включает в себя:
1) смиренное принятие воли Божией;
2) осознание своей греховности и грехов, за которые дана болезнь;
3) покаяние и изменение образа жизни.
Протоирей А. Мороз предлагает такие христианские способы исцеления, как: чистое и частое исповедание, периодическое причащение, Таинство Елеосвящения (соборование), принятие с утра натощак святой воды и просфоры, купание в святых источниках, помазание освященным маслом, частое чтение Евангелия и Псалтыри.
Среди рекомендуемых протоиреем средств исцеления – молитва, пост, милостыня, благодарность и другие добродетели.
Желаю вам жить с чистым сердцем!
Лада
Источник: https://psycop.ru/psixosomatika/psixosomatika-bolezni-i-grex.html
Юрий Максимов. Святоотеческое отношение к болезни / Православие.Ru
Болезнь в человеческом естестве является следствием первородного греха. Частные болезни случаются от физиологических причин; на здоровье человека влияет и его образ жизни, «ибо от многоядения бывает болезнь, и… от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. 38: 33–34). И вообще «воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие»[1].
Но нередко подлинные причины заболеваний лежат в духовной сфере.
Святитель Василий Великий пишет: «Не малая опасность впасть умом в ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и случаются с нами или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда бывает полезно врачебное искусство, но часто болезни являются наказанием за грехи, налагаемым на нас, чтобы побудить к обращению»[2].
Итак, одной из основных духовных причин болезни является грех, причем именно персональные грехи болеющих людей: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).
Однако далеко не всегда болезни являются наказанием за грехи. Эта истина раскрывается в книге Иова и в беседе апостолов с Господом о слепорожденном (см.: Ин. 9: 1–7). Святые отцы указывали несколько духовных причин болезни человека: «Неужели, скажешь, все болезни от грехов? Не все, но большая часть.
Некоторые бывают и от беспечности… Случаются болезни и для нашего испытания в добре»[3].
«Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин»[4].
Смысл болезни
Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.
Нередко смыслом является вразумление человека: «Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою» (2 Мак. 9: 11).
«Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение»[5]. Тогда недугом «поражается плоть, чтобы исцелилась душа»[6]. Преподобный Иоанн Лествичник свидетельствует: «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной»[7].
Нередко бывает, что «когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа»[8] «Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших», – писал преподобный Макарий Оптинский[9]. «Болезнь многому доброму учительница; сверх того она – послание Божие взамен и пополнение наших недостаточных подвигов»[10]..
Вспоминая историю праведного Иова, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив»[11].
И болезнью можно послужить Богу, и через болезнь может Бог прославить Своего верного раба, как видно, например, из слов богослужебного величания святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове».
«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо»[12].
Аскетическое отношение к болезни
В целом для больных дозволяется ослабление аскетических подвигов; в частности, смягчается строгость предписанных Церковью постов. Однако есть один нюанс, определяющий, когда послабление в болезни бывает неполезным.
Аскетический опыт православных подвижников свидетельствует о том, что болезненное состояние может насылаться не только от Бога по одной из вышеуказанных причин, но и от диавола, который делает это для того, чтобы под предлогом болезни монах ослабил свои подвиги.
Преподобный Иоанн Пророк так учит различать болезнь от Бога и болезненное состояние, произведенное бесами: «Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает [духовную] брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение.
Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть»[13].
Поскольку часто болезнь имеет духовные причины, то при ней необходимы усилия со стороны больного для приведения своего душевного устроения в надлежащий порядок: «Когда кто-либо бывает болен, тогда особенно должен внимать свидетельству совести, чтобы освободить душу свою от всякого осуждения»[14].
Главнейшее средство для исправления духовных причин недугов – молитва и покаяние. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39, 9–12).
Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое духовное настроение должно быть у болеющего христианина, чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь.
Вот что советует преподобный Варсонофий Великий: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби.
Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас.
Если Он, для испытания, попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание от апостола, который говорит: “Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил” (1 Кор. 10: 13)»[15].
Святой Иоанн Кронштадтский показывает высокое значение терпения: «И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно; не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение… не падая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя наказующему, – и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик»[16].
Также и святой Нифонт говорит: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов»[17].
Святые отцы не только призывают во время болезни проявлять терпение отсутствием ропота, но и – прежде всего – благодарением: «С одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение!»[18]
Многие святые имели болезни, даже неизлечимые, в том числе и апостол Павел.
В качестве примера православного отношения к болезни можно привести свидетельство святителя Григория Богослова: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба.
Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим, Твое слово для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение все переносить»[19].
Лечение
Господь Иисус Христос ходил по Галилее, не только проповедуя, но «и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… врачевать всякую болезнь» (Мф. 10: 1). И не только дал власть, но и повелел: «Исцеляйте… больных» (Лк. 10: 9), и апостолы исполняли это повеление (см.: Деян. 19: 12; 28: 9).
Сказанное относится к чудесным исцелениям, но благим делом, согласно Писанию, является и «естественное» врачевание, медицина: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1–2, 4).
Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука, профессию которого апостол Павел сугубо упомянул: «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14). Церковью были особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие, которые лечили людей бесплатно.
Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако при этом надлежит избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры. Священное Писание с порицанием отзывается об израильском царе Асе, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12).
«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога»[20].
Христианину надлежит помнить, что, исцеляется ли он чудесным образом или же через посредство врачей и лекарств, исцеление в любом случае подается от Господа.
Поэтому «в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу»[21].
И приоритет при лечении, соответственно, имеют духовные средства: «В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой»[22].
Чтобы избежать вышеупомянутой опасности, священномученик Арсений (Жадановский) наставляет: «Болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих – и смерть моя, и жизнь.
Но ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов.
Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет»[23].
Обращаться ли за лечением к врачам или же ограничить врачевание молитвами и постом – это волен решать по своему разумению всякий христианин. При этом если он избирает второй путь, то не должен и превозноситься, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога.
Прибегающие говорят: “Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление”. А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь [врачевание] – не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией»[24].
Некоторые святые отцы говорили, что прибегать к помощи врачей и лекарств могут миряне, но не монахи, которые в болезни должны лечится только теми средствами, которые дает вера.
Подробно об этом писал преподобный Макарий Великий, говоря, что Бог «дал врачебные средства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться сими средствами; потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу.
А ты, инок, пришедший ко Христу… должен приобрести новые некие и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь»[25].
Известны святые, которые в болезни так поступали, но при этом известны и такие святые из монахов, которые, однако, пользовались врачебными средствами, и преподобный Варсонофий в процитированном выше ответе оправдывает тех и других.
Можно сказать поэтому, что принцип, указанный преподобным Макарием, был и остается той высшей планкой, которую себе вольны избирать и на которую равняться те монахи, кто имеет к тому достаточные дерзновение и веру, без какого-либо принуждения к ней всех остальных.
Само по себе желание человека выздороветь и избавиться от болезни вполне естественно, и грехом не является: «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху»[26].
Однако «есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье»[27].
Поэтому «если врачи не помогают или врач не определил правильно болезни и болезнь не прекращается, то не спеши безрассудно считать причиной безуспешности лечения то или другое обстоятельство и не изыскивай тому других причин, кроме того, что Богу неугодно, чтобы я выздоровел, или же Ему угодно продолжать мою болезнь… И когда [больной] уже, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь»[28].
Есть и еще один соблазн, нередко встающий перед тяжело или неизлечимо больным – обратиться за излечением к колдунам, экстрасенсам, заговорам, амулетам и ритуалам других религий.
Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8: 19).
И святитель Иоанн Златоуст увещевает: «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни – заклинаниями, другие – амулетами, третьи – какими-либо другими чародейными средствами… а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества»[29].
«Ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в них, то пощадят ли человеческое тело?.. Это – насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадят души; неужели, скажи мне, пощадят тело?..
Неужели хочешь уврачевать тело, чтобы погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя об уврачевании тела, и раздражаешь Бога, сотворившего тело!.. Демоны не исцеляют.
Если же иногда, по попущению Божию, и сделают они какое исцеление, как и люди, то такое попущение бывает для твоего испытания… чтобы ты научился не принимать от демонов и исцеления… Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, нежели для освобождения от болезни впасть в нечестие.
Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы… пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не склоняйся, не уступай… решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спасение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя»[30] .
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30]Источник: https://pravoslavie.ru/5729.html
Духовные причины телесных проблем
kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com
— Доктор, я буду жить?
— Вас интересует, есть ли жизнь после смерти?
Человек — целостная структура, которая состоит из духа, души и тела. Поэтому и причины возникновения болезни можно подразделить на духовные, душевные или психологические и физические. Физическая болезнь начинается тогда, когда духовная составляющая уже спустилась в тело.
Духовные болезни возникают в результате искажения духовных программ.
К ним можно отнести такие человеческие качества как гордыня, эгоизм, ограниченность, когда человек ставит себя на пьедестал и возносит над миром, а свое мнение возводит в абсолют.
Духовные заболевания связаны с тем, что христианство и другие религии называют грехами.
Духовные причины болезней связаны с тем, что человек постепенно отворачивается от более высокой духовной реальности, перенаправляет свою воли и жизненные интересы исключительно в сферу своего эго и утверждается в этом.
Негативные мысли и эмоции, излишняя концентрация внимания на своих эгоцентрических программах создают своеобразные психологические и энергетические затемнения в человеке.
Когда человек закрывает себя от живительных сил природы, космоса, духовной реальности, плодотворного общения с другими людьми, он лишается необходимого энергообмена и фактически остается без энергетической подпитки.
Духовные причины болезней связаны с отключением от источника жизненных сил. Так, надломленная засыхающая ветка гибнет, не получая питания от дерева.
Встречаются люди, которые имеют тягчайшие болезни духа, но они не спускаются в организм, потому что тело у них крепкое и сильна убежденность в собственной правоте.
Такой человек энергией своей веры в себя, своими мыслями убивает все микробы и тонкие вирусы сомнения, не позволяя активизироваться внутренним паразитам.
Когда человек осуществляет негативную программу по отношению к другим, но уверен в своей правоте и непогрешимости, возмездие к нему придет вероятнее всего не через здоровье, а через удар судьбы, через неблагоприятные обстоятельства.
Серьезные болезни могут настигнуть в старости. Ну а если человек, творящий зло, сомневается в своей правоте, но все же совершает скверные поступки, приносящие страдания другим людям, боится возмездия, но непрерывно оправдывает себя, то, скорее всего, в качестве возмездия он получит удар именно в виде телесной болезни.
Исследуя духовные причины болезней можно проследить как каждая болезнь духа, каждый дракон, который сидит в человеке, закрывает свет божественного солнца. Он блокирует более высокие энергии, препятствует тому, чтобы они оросили, напоили жизненными силами почву.
Негативный психологический кристалл
Уже говорилось, что самая разрушительная болезнь духа — это гордыня, ощущение превосходства по отношению к другим, убежденность, будто человек выше Бога, выше природы.
Гордыня как духовная причина болезней действует на организм очень разрушительно, хотя возмездие в виде болезни накапливается постепенно.
Такого рода сочетание мыслей и чувств и убежденность, что наше Я превыше всего порождает очень серьезную внутреннюю трансформацию в сознании.
Образуется некий плотный и темный непрозрачный психологический кристалл, рождается чувство твердого внутреннего комка.
Все начинает вращаться вокруг этого маленького твердеющего комочка, постепенно вырастающего до размеров внутренней горы или пьедестала, на который человек себя искусственно вознес.
Вместо того чтобы самому своими мыслями, чувствами, энергиями вращаться вокруг более высокого духовного центра, идеи, жизненной программы, человек пытается заставить вселенную крутиться вокруг себя.
Это невыполнимая задача и поэтому то насилие, которое человек осуществляет по отношению к другим людям по незыблемым законам причинно-следственной связи, признанным восстанавливать утраченное равновесие, возвращается к нему в виде травм, острых и хронических заболеваний, плохого самочувствия.
Таким образом он препятствует проникновению живительных сил природы в его тонкие тела: ментальное, эмоциональное и энергетическое.
И, в конце концов, болезнь духа спускается в физическое тело. Организм человека и его внутренние органы не получают подпитки.
Диванные страдания. Лень как духовная причина болезней.
Вторая серьезная духовная причина болезней — лень, которая создает дряблость тела, мозга, души, провоцирует выпадение из космических ритмов.
Человек, склонный к неподвижному образу жизни, словно прячется как моллюск в раковину и застывает на дне. Он ощущает острую нехватку энергии, которая просто не может свободно поступать в организм и перемещаться в нем.
Я знаю одного абсолютно ленивого человека, который весит 130 килограммов. Он спит по 12-13 часов.
Наш общий знакомый как-то ночевал у него и сам проспал 11 часов. В квартире этого человека хочется спать, как в берлоге.
Его леность привела к малоподвижному образу жизни, вялому мышлению, болезням суставов.
Глубокая апатия перекрыла пути прохождения энергий, они стали течь гораздо медленнее, и он начал рассыпаться под тяжестью своего тела. Превратился в анемичное, вялое, рыхлое существо.
Он вел себя так, как внутренне ощущал собственное тело. И это облако лени проникло в мозг и разрушило связи между различными его частями.
Его лень как духовная причина болезней повлияла на нервную систему, которая перестала выполнять команды, направленные на самоисцеление. В результате болезнь духа леность спустилась в тело и провела свою деструктивную работу.
Он впал в спячку, деградировал. Тело отреагировало на это заболеваниями суставов, печени, селезенки, сердца.
Все мои попытки по-дружески помочь ему, дать энергетический импульс к более активной здоровой жизни разбивались, словно волны об утес тяжелой глыбы его существа и ленивого толстого тела.
Он продолжает болеть и твердить, что он еще не готов к активным действиям.
Не мечите гром и молнии. Гнев как духовная причина болезней.
Всем нам приходилось сталкиваться с такими индивидами, от которых исходят грозовые электрические разряды.
В любой момент от подобного человека можно ждать вспышки гнева.
Сильное негативное влияние на организм оказывает еще один тяжкий грех, или отрицательное качество, еще одна духовная причина болезней — гневливость, как следствие агрессии и сильного раздражения.
Злобный человек создает вокруг себя тучу, чреватую грозовыми разрядами. Выражение «метать гром и молнии» довольно точно определяют это психологическое явление.
Молнии — это страсти, энергетические выплески, которые оставляют внутри возбудимого человека разрушительный след.
Если их не контролировать, то электрические разряды становятся все более ядовитыми и болезненными.
Один мой очень раздражительный знакомый, в конце концов пережил инфаркт, хотя его неоднократно предупреждали, чтобы он поумерил свой пыл. Но он не мог совладать с собственной яростью.
Эта болезнь духа постепенно спускается в тело, выедает слизистую оболочку и разрушает здоровье. От гнева страдают печень, сердечно-сосудистая система.
В основе агрессии как духовной причины болезней лежит негативное мышление и гордыня. В глубине души такой человек не может до конца принять право другого быть собой или согласиться с временными трудностями.
Эта духовно-психологическая болезнь не сразу приводит к болевому сигналу. Но если человек оторвался от целого, в его энергетической оболочке уже есть затемнения, пятна, уплотнения, разрывы.
Он еще может себя неплохо чувствовать, хотя у него появляется некая тревога, ощущение дискомфорта, затушевывающиеся активностью, суетой, природным здоровьем.
И чтобы болезнь спустилась в тело, требуется время. Примерно такое состояние, предшествующее серьезному заболеванию, возникло у одной моей клиентки.
Женщина в отсутствии любви. Обида как духовная причина болезни
Эмоций обиды, особенно застойной и долгой также является духовной причиной обиды. Она находилась в тяжелой эмоциональной ситуации, серьезно беспокоилась о том, что годы уходят, а личная жизнь до сих пор не устроена.
Она все острее чувствовала, что с каждым годом шансов остается все меньше.
При этом сама ничего не предпринимала. Она влюбилась, но то ли из природной скромности, то ли из-за того, что объект ее нежного внимания был женат (пусть и неудачно), она не стала делать первый шаг.
Женщина предпочитала страдать молча. Она надеялась, что он сам догадается и проявит к ней интерес. Точно, как в песне: «Милый мой, хороший, догадайся сам». Но он упорно продолжал ее игнорировать.
Ощущение постоянной обиды (стопроцентно придуманной негативной эмоции!) ускорило развитие болезни щитовидной железы.
Я научил ее расслабляться, делать себе массаж горла, выпевать негативные ощущения через звуки.
Мы поработали над созданием позитивных установок, создали образ более успешной женщины.
В результате она стала активнее. Постепенно болезнь начала отступать.
Но я предупредил ее, что если она не будет над собой серьезно работать, не заполнит душевную пустоту и не наладит личную жизнь с другим человеком (поскольку от прежнего объекта любви не приходится ждать внимания), то психологическая проблема может перейти в физическое заболевание. Необходимо искоренить эту духовную причину болезни.
Сейчас эта женщина удерживается на хрупкой грани между здоровьем и болезнью. И все потому, что она, по собственному признанию работает мало.
Духовные причин болезней на самом деле очень много. Это и лживость, и страх, и сомнение в реальности духовного мира, и еще много других грехов, от которых нужно избавляться.
Источник: http://Kluchnikov.ru/prakticheskaya-psixologiya/zdorove/1812-dukhovnye-prichiny-boleznej.html