Как правильно читать псалтырь дома о здравии и об усопших
Псалтырь занимает особое место среди всех книг Священного Писания. Эта книга была создана задолго до земного воплощения Иисуса и относится к книгам Ветхого Завета. Из всех частей Ветхого Завета только Псалтырь целиком входит в устав Христианского Церковного Богослужения.
Эта книга представляет собой особую ценность. Заключается она в изображении души, стремящейся к Всевышнему. В Книге приводится образец духовного противостояния искушениям и скорбям земным.
По словам святителя Афанасия Великого, эта книга заключает в себе всю жизнь человеческую, все помыслы и движения души. В сущности человеческой нет ни одной черты, которая бы не отражалась в этом труде.
Каждое слово и каждая буква Псалтыри проникнуты благодатью Духа Святого.
История священной книги
Этот священный труд был любим и почитаем уже самыми первыми христианами. Они заучивали все псалмы этой книги наизусть.
В христианском служении Господу эта книга занимала одно из ведущих мест уже во времена Апостолов. На протяжении многих веков эти священные псалмы исполнялись во всех православных монастырях — и мужских и женских. Чтение было обязательным чином, и в монастыри принимали лишь тех, кто знал псалмы наизусть.
Среди верующих христиан наибольшей милостыней считалось заказать чтение псалтыри. Такая благодать обязательно помогала обрести физическое здоровье на земле и способствовала спасению души человеческой на небесах. Такой чин был хорошей непосредственной поддержкой для любого монастыря.
Кому полезно читать псалтырь
Благодать от чтения Священного Писания будет снисходить не только на того, ради кого оно было заказано, но и другим людям:
- Тому, кто заказал это чтение, так как он совершил благой и милосердный поступок.
- Святой обители, так как в этом заключается его основная поддержка.
- Всем монахам, которые принимали участие в этом чине.
- Пример заказавшего чтение псалтыря может вдохновить окружающих его людей и укрепить веру самого человека.
Заказывать чтение можно не только для другого человека, но и для себя самого. Делается это тогда, когда вы нуждаетесь в поддержке Отца небесного. Кроме того, в ряде случаев можно проводить чтение этой книги и самостоятельно. Допускается псалтырь читать на русском языке или на церковнославянском.
Особые правила чтения
Чтение этой священной книги являет собой великую традицию и основано на целом своде правил. Их соблюдение является строго обязательным. Современный Устав Православной Церкви предусматривает разделение книги на 20 разделов. Каждый раздел носит название кафизмы.
Псалмы принято читать ежедневно в храмах во время каждого богослужения по утрам и вечерам. За неделю книга псалмов должны быть прочитана от начала до конца. В неделю Великого поста она перечитывается дважды.
Чтение псалмов включено также в правило, которое предписано мирянам.
В современном православии существует обычай чтения по соглашению:
- Группа верующих христиан заключает между собой соглашение читать псалтырь отдельно друг от друга. Полное прочтение происходит за одни сутки. Каждый человек прочитывает дома одну кафизму и поминает в молитвах имена тех людей, которые вместе с ним участвуют в этом чине.
- На второй день необходимо повторить полное прочтение. Однако при этом каждый человек уже прочитывает другую кафизму.
- Если кто-то не смог прочесть свою часть в определенный день, он может сделать это на следующий день вместе с тем разделом, который должен следовать по оговоренному порядку.
Прочитать всю книгу целиком необходимо не менее 40 раз подряд. Особенно важно сделать это перед Великим постом. Конечно, сделать это одному человеку не под силу, поэтому верующим можно действовать группой.
Чтение священной книги дома
Если вы хотите читать Псалтирь у себя дома, лучше получить на это благословение у священника. Порядок чтения в домашних условиях будет следующим:
- Сначала следует прочитать особые «Молитвы перед началом чтения Псалтири».
- Священная книга подразделяется на 20 кафизм. Каждая кафизма делится на три раздела Славами. При домашнем чтении на Славах необходимо поминать живых и усопших.
- После прочтения кафизмы обязательно читают молитвы и тропари.
- Завершать чтение следует специальными «Молитвами по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтыри».
Если вы решили начать чтение дома, не стоит опасаться сделать ошибку и прочесть что-либо неверно. Если вы погружаетесь в процесс искренне, с молитвой и покаянием, это поможет исправить любые неточности. Существует несколько рекомендаций, как читать псалтирь начинающему:
- Для проведения этого чина понадобится свеча или лампадка. Произносить молитву без свечи допускается лишь в том случае, если вы находитесь в дороге.
- Читать псалмы обязательно вслух — можно шепотом или вполголоса. Так, слух и разум будут полнее воспринимать слова молитвы и «проживать» ее.
- Желательно обращать внимание на правильное прочтение слов и постановку ударений. Очень хорошо, если вы будете осознавать значение и смысл каждого прочитанного слова. Ошибочно прочитанное слово может изменить весь смысл фразы, тогда все произнесенное вслух может потерять свое первоначальное значение.
- Исполнять священные псалмы дома допускается сидя. Во время произнесения начальных и заключительных песен, а также при прочтении слов «Слава» следует вставать.
- Рекомендуется произносить молитвы несколько монотонно и нараспев. Не стоит читать псалмы с театральным выражением и тактом — это лишь признак того, что ваша душа обуреваема демонами.
- Если какое-то слово или даже раздел покажутся непонятными, не стоит предаваться унынию и отчаянию. Все придет со временем, и постепенно ваше духовное развитие позволит открыть смысл священных стихов.
Зная эти простые правила, каждый верующий человек может принести добро как самому себе, так и своим близким. Ведь воля и дух человека укрепляются при этом, а душа устремляется навстречу вечному.
Снятие порчи при помощи псалмов
Очень часто случается так, что внешне человек совершенно здоров и благополучен, однако что-то не дает ему жить и лишает душевного равновесия. Убедившись в том, что другие практические методы ему не помогают, человек обращается в храм за помощью, желая избавиться от овладевшей им нечистой силы.
Лучше всего снимает порчу именно чтение псалтыри. Основная цель — изгнание демонов и возвращение человеку внутреннего покоя и умиротворения.
С помощью Неусыпаемой Псалтыри можно избавиться от порчи самых разных видов. Многие люди совершенно необоснованно относятся к таким вопросам с недоверием. А ведь наши мысли имеют свойство материализоваться. Единожды поддавшись греховным мыслям, человек позволяет лукавому овладеть своей душой. Справиться с таким врагом в одиночку практически невозможно.
В таких случаях чтение молитв и псалмов будет не просто полезно, но жизненно необходимо. Это единственный способ помочь человеку, страдающему от порчи.
Неусыпаемая Псалтырь о здравии
Наиболее важны для каждого человека его жизнь и здоровье. Без этого все остальное теряет свой смысл.
В тех случаях, когда вас или ваши близких подстерег тяжелый недуг или другие житейские неприятности, очень полезно будет произносить псалмы «О здравии». Заказать такие чтения можно в монастырях.
В ответ на вашу просьбу иноки будут много дней неустанно молиться о том, чтобы Господь даровал вам или вашему близкому здоровье и помог совладать с печалью и унынием.
Произносить такие молитвы можно не только в храме или монастыре, но и дома. Любой человек может обратиться к Отцу небесному с искренней и горячей молитвой и иметь надежду быть услышанным и принятым. Однако такое обращение требует от человека сильной искренней веры и смирения.
Большинство людей в трудную минуту горячо уповают на помощь Божью, так как отдают себе отчет в том, что без этой помощи им не справиться с земными напастями. Для нас обращение к небесам — это «последняя инстанция», где мы точно будем услышаны и получим помощь и поддержку.
Чтение по усопшим
В православной традиции есть обычай: люди обращаются к священнослужителям или специально обученным людям с просьбой почитать над усопшими псалтырь. При этом просящие подают милостыню за упокой души усопшего.
Для поминающих понимание значения Священного Писания имеет немаловажное значение. А для ушедшего такое чтение будет свидетельством того, что их любят и помнят.
Живые могут потрудиться в память своих ушедших близких, для чего и прибегают к чтению псалтыри.
По мнению священника отца Александра Калинина, этот подвиг чтения будет принят Господом как жертва не только за ушедших, но и за тех, кто поминает.
Право читать псалтырь по усопшему дано любому благочестивому мирянину. В этом случае книгу необходимо читать стоя. Сидеть разрешается лишь в исключительных случаях, когда читающий ощущает физическую немощь.
В православной традиции эти молитвы читаются над телом усопшего до погребения. После погребения читают по одной кафизме. Советуем ознакомиться, как правильно читать псалтырь по усопшим дома:
- Предпочтительно, чтобы молитвы перед погребением читали родственники покойного.
- Делать это нужно стоя и непрерывно до тех пор, пока тело не будет предано земле.
- Перерыв можно сделать только на то время, пока читается панихида над гробом усопшего.
- Если все родственники не имеют возможности собраться у гроба, можно разделить время чтения и совершать этот ритуал каждому у себя дома.
- После обряда погребения чтение писания необходимо продолжать в течение 40 дней, пока душа не покинет землю и не последует на небеса.
Таким образом молящиеся об усопшем могут помочь его душе освободиться от земных грехов и достичь покоя на небесах.
Еще одним церковным обрядом поминовения является Сорокоуст. Эти молитвы часто заказываются в церквях или монастырях в день поминовения усопшего. В этом случае монахи и священники будут поминать имя усопшего в молитвах 40 дней подряд.
После таких молитв человеку отпускаются все грехи, и он может обрести благодать. Можно заказать молитву об усопшем одновременно в нескольких храмах.
Псалтирь об упокоении имеет немаловажное значение не только для усопшего, но и для того, кто потерял своего близкого. Ведь здесь на земле мы уже ничем не сможем помочь ушедшему. Нам остается лишь обращаться с молитвой к Господу, чтобы душа обрела на небесах покой и блаженство.
Обращение к Божией Матери
Это молитвенное чтение может проводиться о здравии как для себя самого, так и для своих близких и знакомых. При этом обращаются к Пречистой Богородице с просьбой о здравии, так как она ближе всех святых находится к Господу.
Читать эти молитвы необходимо в храме перед ликом Божией Матери. Перед иконой необходимо зажечь свечу или лампадку. Огонь свечи будет выражением любви к Господу и чистоты помыслов молящегося.
Валаамский Псалтырь
Это одна из очень интересных разновидностей церковного молитвенного чтения. Кафизмы при этом исполняются хором братии Валаамского монастыря, снискавшего добрую славу своим благочестием и обилием свершившихся по Божией воле чудес. Среди монахов этой обители только мужчины. Их молитвы благодатны и неустанны, песнопения очень красивы и благозвучны.
Валаамский Псалтирь — это настоящее произведение хорового певческого искусства Православной церкви.
Неусыпаемая Псалтырь имеет колоссальное значение для всех, кто принял Господа в свое сердце и доверился Ему. Эта незримая длань ведет верующих по жизни, не дает упасть и сбиться с пути, даря душе человека великое чудо Веры.
Источник: https://molitva.guru/molitvoslov/kak-pravilno-chitat-psaltyr-doma-o-zdravii-i-ob-usopshih.html
Молитвы родственников о новопреставленном дома и в храме, как читать Псалтирь до 40-го дня
«Не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» — пишет апостол Павел христианам города Коринфа. Это означает, что человеку не хватит воображения представить, как выглядит другой мир, где он предстанет перед Богом лицом к лицу.
Но когда умирает родственник или друг, хочется знать, что происходит с ним за гранью бытия.
Когда и как молиться Богу, чтобы облегчить свою скорбь об ушедшем и путь его души в вечность? Церковные и домашние молитвы о новопреставленном при внимательном чтении дают христианину утешение и поучение.
Новопреставленным (т. е. только что представшим перед Богом) называют усопшего с момента смерти до года. За многие века в Православной Церкви установилось несколько обычаев поминать новопреставленных:
- ежедневное чтение Псалтири со специальной молитвой;
- сорокоуст, исполняемый в храме;
- панихиды на 3-й, 9-й и 40-й день;
- литии на могиле в дни общего поминовения усопших;
- пожертвования, поминальные трапезы.
Благочестивые христиане стараются делать перечисленное и по истечении года. Таким образом облегчается участь умершего и исполняется заповедь Господа о любви к ближним.
Чтение Псалтири по новопреставленному
Когда тело умершего ещё находится в доме и ожидается прибытие священника для отпевания, родственники по очереди, включая ночное время, читают над усопшим Псалтирь. При отсутствии должного мастерства приглашают церковного чтеца или благочестивого мирянина, имеющего в этом опыт.
Для чтения устанавливают аналой (подставку для книги) или небольшой стол, располагая его в головах покойного, зажигают свечу. Не запрещено, наряду со свечой, использовать настольную лампу. При длительном чтении и крайней утомлённости чтец может продолжать молитву сидя, вставая только для поклонов на словах «Слава: и ныне: Аллилуйя» и молитвы, совершаемой после каждой кафизмы.
Друзья и родные могут тихо входить и выходить во время исполнения Псалтири, совершая молитву об усопшем родственнике по силам. Приглашённый чтец, по возможности, может читать всю ночь или ограничиться прочтением Книги Псалмов один раз. За понесённый труд ему предлагают денежное пожертвование, часть поминальной трапезы и просят молитв об усопшем.
Звучание псалмов у гроба новопреставленного успокаивает скорбь близких и вселяет надежду на милость Бога, с Которым очень скоро встретится душа умершего.
В день погребения верующие родственники и друзья покойного договариваются между собой продолжать чтение Псалтири до сорокового дня. Каждый берёт обязательство прочитывать какую-то одну кафизму ежедневно.
Молитва о новопреставленном
Псалтирь состоит из 20 кафизм, каждая из них поделена на три части. После каждой части делается по три поклона и читается короткая молитва:
«Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, и даруй ему Царство Небесное».
По окончании кафизмы читают молитву по усопшему до 40 дней, расположенную в конце Псалтири, в главе «О чтении Псалтири об усопшем». Если такой главы в книге нет, используют отдельно распечатанный текст.
Для осознанного чтения следует понимать значение некоторых слов и выражений, составляющих текст.
- «в надежди живота вечного» — надеясь на вечную жизнь;
- «отпущаяй грехи и потребляяй неправды» — эти слова относятся ко Господу, Который отпускает грехи и уничтожает неправые дела, сотворённые человеком;
- «вольная и невольная согрешения» — грехи, сделанные намеренно и нечаянно;
- «причастие вечных благих» — получить часть вечных благ;
- «Аминь» — всё сказанное — истина.
Заказ сорокоуста в храме
Важной частью молитвы за новопреставленного является церковная служба. Близкие умершего выбирают храмы, где богослужение проводится ежедневно и заказывают сорокоуст об упокоении.
Делать это желательно в день смерти, но допустимо заказать молитву и в день погребения. Сорок дней, перед служением Литургии, за усопшего будет выниматься частичка просфоры с упоминанием его имени.
Молитва на 3-й, 9-й и 40-й день
Поминовения в особые дни после смерти существовали ещё в язычестве. Желая освятить народные обычаи, Церковь постановила в установленные древностью сроки творить молитвы о душе усопшего. Человеческому разуму невозможно познать, что происходит в мире, где нет времени. Чтобы легче было представить загробный путь покойного, Церковь делит его на периоды:
- до 3-го дня душа находится при теле, наблюдая скорбь и молитву близких, посещая дорогие сердцу места;
- с 3-го по 9-й день ангелы возносят душу умершего на небо, показывая ей райские обители;
- с 9-й по 40-й день душа проходит мытарства, отвечая за каждый грех, совершённый при жизни и не очищенный покаянием;
- в 40-й день душе выносится приговор, в какое место она будет помещена ожидать Страшного Суда, который совершится над всеми после конца мира.
3-й день, погребение
В третий день после смерти совершается Погребение (отпевание) — православный обряд с участием священника и обязательной молитвой близких. Погребение совершается над гробом покойного. В случае трагической смерти, когда тело не удаётся обнаружить, совершается заочное отпевание в храме.
Чин погребения очень продолжительный и в древности длился около двух часов. Сегодня он совершается сокращённо, до 20 минут. На участь усопшего это не повлияет, если родственники горячо молятся за его душу.
После обряда устраивается поминальная трапеза, на которую в старину приглашали нищих и убогих, прося их молитв об умершем.
9-й день, начало мытарств или «двадцати судов»
В этот важный день близкие собираются в храме, чтобы отслужить панихиду. Душа покойного, насладившись созерцанием райских обителей, готовится давать ответ за все содеянные неправды.
К ней приступают бесы, напоминая даже самые мелкие проступки, относящиеся к двадцати видам грехов. Им отвечают Ангелы, указывая на добрые дела покойного или принесённое им церковное покаяние. Тяжело приходится душе, за которую Ангелы не могут дать ответ.
Тогда на чашу весов кладутся молитвы близких, совершаемые в 9-й день и всё последующее время, до 40-го дня.
40-й день, определение места пребывания души
В 40-й день вновь собирается поминальная трапеза, в храме заказывается панихида. Можно продлить закончившийся сорокоуст или заказать чтение «Неусыпаемой Псалтири» в монастыре. Близкие покойного молятся, чтобы Бог помиловал душу и определил ей ожидать Страшного Суда в райском блаженстве.
К молитве лучше призвать как можно больше людей, творя милостыню от имени покойного. Обычно раздают угощение, деньги или одежду неимущим, говоря: «Помяните о упокоении раба Божиего (имя)». Берущий милостыню крестится и отвечает молитвой: «Помяни, Господи, раба Твоего во Царствии Твоем».
По прошествии 40 дней чтение Псалтири по усопшему прекращается, но его имя постоянно поминается при домашнем чтении кафизм или слушании их в храме. Достаточно на «Славе» мысленно произнести «Помяни, Господи, раба Твоего».
В отдельных случаях, по договорённости со священником, в храме может быть совершена заупокойная литургия.
Родительские субботы
До того как со дня смерти исполнится год, усопшего называют новопреставленным. Существует также обычай делать это только до 40-го дня. Обе традиции допустимы.
Каждую субботу в церкви совершаются заупокойные литии, на которые следует подать записку и свечу. В дни общецерковного поминовения — Родительские субботы — приносят продукты для служителей храма, чтобы те присоединились к молитве. В пакет с приношением хорошо вложить записку с именем умершего, обязательно пометив «за упокой».
По исполнении года со дня смерти над могилой устанавливается капитальный памятник (крест) и служится панихида. После этого усопший называется «приснопоминаемым» (о котором помнят вечно).
Домашняя молитва о новопреставленном
Почти все тексты, звучавшие в храме на отпевании и панихидах, можно использовать в домашней молитве за покойного. Найти их можно в молитвослове или Требнике. Обычно поминание новопреставленного совершается за утренним правилом, где этому посвящён отдельный текст.
Молитва за новопреставленного успокаивает горечь разлуки, позволяет духовно соединиться с ним, помочь его положению. Для более продолжительной молитвы существует «Канон за единоумершего», где для удобства поминовение ведётся в единственном числе.
К канону можно присоединить акафист с тем же названием. Эти тексты находятся в богослужебных книгах, поэтому для чтения дома удобней купить в храме отдельное издание или распечатать из интернета.
Существует традиция читать канон и акафист именно в сороковой день.
В западных странах по покойному могут читать Евангелие, в русской традиции Св. Писание читается только над гробом епископа или священника.
Посещая могилу, мирянин сам может пропеть тропари «Со духи праведных скончавшихся», «Со святыми упокой», «Вечная память».
Источник: https://pravoslavie.guru/molitvoslov/molitvy/kak-chitat-molitvy-o-novoprestavlennom-doma-i-v-hrame.html
У бога все живы! как молиться во дни поминовения
Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!
В предыдущей публикации У Бога все живы — мы рассмотрели важные моменты первых дней после отшествия души из тела усопшего.
Ниже прилагаем третью главу, которая ознакомит Вас со значением 17-й кафизмы, о том, как правильно ее читать. Также предлагаем Вам узнать дни особого поминовения всех умерших православных христиан.
ЗНАЧЕНИЕ 17-й КАФИЗМЫ
В течение всех сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь.
Сколько кафизм в день — зависит от времени и сил читающих, но чтение должно быть непременно ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала.
Только не следует забывать, что после каждой «Славы…» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»).
Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение. Бог слышит и такую молитву.
Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек, будет сам просить Бога о помиловании усопшего.
Поэтому не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по-церковнославянски и потом самим читать Псалтирь.
В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит один 118-й псалом). Ее называют поминальной. А в богослужебных книгах — «Непорочны» — по слову, находящемуся в первом ее стихе: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни».
У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу их из Египта. Согласно преданию, Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно 118-гo: «И воспевши пошли на гору Елеонскую».
Стихом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» отпевал Себя Господь, грядущий на страдание и смерть.
Этот стих всегда поется Церковью при погребении умерших, а кафизма — или 118-й псалом— читается в дни их особого поминовения. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (т.е.
блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из этого 118-го псалма:
«Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем (97). Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною (98). Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих (99). От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое» (101).
КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ 17-ю КАФИЗМУ
Дома она читается так же, как и всякая другая.
Стихи кафизмы: 1, 2,12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88 — читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (рабы Твоея).
Окончательные стихи первой половины кафизмы (92, 93): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня» — поются трижды. После этого еще раз повторяется припев.
Во второй части кафизмы (после слова «Среда» ) стихи: 94, 107, 114, 121, 131, 132, 133, 142, 153, 159, 163, 170 — читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (ей) раба Твоего (рабы Твоея)».
В заключение поются трижды конечные стихи 118-го псалма (175, 176): «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего; ибо я заповедей Твоих не забыл».
После них еще раз повторяется припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся.
После Славы читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они сразу указаны после 118-го псалма в молитвослове), а за ними псалом 50-й и тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8) с припевом к каждому стиху из 118-гo псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».
Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках):
1) Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.
(Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я — потерянная овца. Спаситель! воззови (подай мне голос, найди) и спаси меня).
Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.
2) Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.
(Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как овцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется, молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов).
Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.
3) В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавши верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам, почестей и венцев небесных.
(Вы все, которые шли тесным и горьким путем, которые во время земной жизни несли крест, как ярмо, с верою последовали за Мной! Приидите насладитесь теми наградами, которые Я приготовил вам, и венчайтесь венцами небесными).
Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.
4) Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.
(Хоть и ношу я на себе язвы грехов, но все же я — отражение Твоей невыразимой языком человеческим славы. Владыка! окажи милосердие Твоему созданию, очисти по Своему человеколюбию и даруй мне желанную отчизну, делая меня снова жителем рая)
Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.
5) Древле убо от несущих Создавый мя и образом Твоим Божественным Почтый, преступлением же заповеди, паки мя Возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися.
(Ты, вначале из небытия Создавший меня и Украсивший Своим Божественным образом, но за нарушение заповеди опять Возвративший меня в землю, из которой я взят! восставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство).
Припев: Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.
6) Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила, усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения.
(Боже! упокой раба Твоего и всели его в рай, где лики святых и праведники сияют, как светила (небесные). Господи! упокой скончавшегося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
7) Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.
(Благоговейно воспоем тройственным светом сияющего единого Бога, взывая: Свят Ты, Отец Безначальный и Собезначальный Сын и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь от вечного огня).
И ныне, и присно, и во веки веков
8) Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение. Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!
(Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех, Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! да найдем и мы чрез Тебя рай).
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
После этих тропарей читается канон «Последование по исходе души от тела«. Следует обратить внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-я кафизма разделяется на две половины (статии) и читается она несколько по-иному, чем дома.
ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ ВСЕХ УМЕРШИХ
ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН
В русском народе есть обычай называть покойников, своих и чужих, старых и малых, родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на могилы умерших. Представление покойников «родителями», т. е.
принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни — особенно субботы — совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот.
В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так установлено Святой Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, принято поминать своих умерших родных и близких.
Как поминать? В «Православном молитвослове», в конце утренних молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Последования по исходе души от тела».
Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот:
• Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапною смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.
• Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братии наших.
• Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы.
ЧАСТНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ДНИ:
• Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома.
Сам же этот день в русском народе назван Радоницею или Радоницами: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостною вестию о Воскресении Господа.
Живые христосуются с умершими, принося с собою на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи недели).
• 11 сентября (нового стиля), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Поминовение православных воинов установлено в русской Церкви при императрице Екатерине 11 (по указу 1769 года), во время войны с турками и поляками.
• Димитриевская родительская суббота свершается за неделю перед 8 ноября по новому стилю (день великомученика Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 г.
, князь Димитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал ее Димитриевской, по имени победителя.
Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших братий своих.
В эти дни закажите о своих усопших близких, родных обедни или поминовение на проскомидии. Проскомидия (греч.) — приношение. Чтобы священник исполнил это таинство, прихожанину нужно заполнить листок с заголовком: «Об упокоении», в котором перечисляются имена умерших (крещеных и не покончивших жизнь самоубийством).
В эти дни посетите могилы умерших, придите в церковь, помолитесь во время панихиды об их упокоении, дома читайте 17-ю кафизму, помяните умерших во время трапезы. Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми.
Если они малы, достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с детьми дедушку, бабушку, других родных, расскажите о них, что знаете.
Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».
1-я Глава. Православный обряд погребения
2-я Глава. Поминовение усопших
>
Источник: http://semyaivera.ru/2015/10/10/kak-molitsya-vo-dni-pominoveniya/
Псалтырь по усопшим до 40 дней: порядок и схема чтения текста
Считается, что каждый православный христианин обязан молиться за своих усопших. Для этого существуют своды различных традиций, правил и сроков.
К примеру, нужно читать такую Богослужебную книгу, как Псалтырь конкретно 40 дней после смерти человека.
Во избежание блужданий в правилах, условностях и стереотипах, которыми за 2 тыс. с лишним лет обогатилось это дело любви — молитва о любимом человеке.
Православное поминание усопших
На сегодняшний момент для поминания усопших принято читать Псалтирь — сборник ветхозаветных псалмов (всего их 150). Начинают чтение в первый же день (а лучше сразу же после констатации факта смерти).
Совершать молитву можно очно — то есть непосредственно у гроба покойного — или заочно, например, в храме или дома. Читают обычно до 40 дней, на сороковой прекращают.
В дальнейшем часто практикуют чтение 40 дней до даты смерти и после, итого 80 дней. Читать можно как вслух, так и про себя.
Из видео вы узнаете, как молитвы помогают усопшим.
Эту книгу, которая уже давно перешла в разряд Богослужебных, поскольку почти половина текстов службы в храмах состоят или из ее текстов, или из подражания им, позволяется читать сидя. Это так называется «седалищная» книга.
Стоя тоже можно читать. Но не лежа.
Святые отцы, которые своим отношением к Отцу Небесному стяжали Святой Дух (то есть сверились в своем внутреннем состоянии с Богом), учат, что Бог не слышит тех молитв, при которых не утруждается тело и не скорбит сердце.
Тем не менее Псалтырь можно читать сидя. Частью это связано с тем, чтобы отделить Ветхий Завет от Нового. Евангелие сидя читать нельзя (если только человек совсем немощен, стар или болен).
Вообще, Псалтирь — это сборник псалмов.
Псалом, в свою очередь, это полумолебный, полупоэтический текст, выражающий буквально все возможные состояния человека, который уже начал свои отношения с Отцом Небесным.
Авторов, чьи произведения запечатлелись в ней на века, несколько. Но основное содержание принадлежит ветхозаветному царю по имени Давид, который более всего известен нам по битве с Голиафом.
Впрочем, для самого Бога этот человек был дорог за другие заслуги — за его кротость и незлобие, умение прощать, не мстить своим врагам. Ведь данные качества, которые мы наследуем от Бога, в жестокие времена Давида были исключительной редкостью.
Поэтому душевное состояние этого святого перед Богом мужа выражается в псалмах и настраивает читающего на соответствующий, мирный лад. А душа, полная созвучных с Богом состояний и настроений, очень приятна Небесному Отцу, Он слышит ее и отвечает на ее просьбы и потребности.
Через это и усопшему бывает большая польза.
Из этого видео вы узнаете, как правильно молиться за усопших.
Псалтирь разделяется для удобства ее чтения на 20 глав, каждая из которых называется «кафизма», она, в свою очередь, включает в себя 3−4 псалма.
Существует благочестивая традиция в первые три дня до погребения усопшего за 1 день в любой из указанных прочитать всю книгу у гроба покойного. Частично об этом попытался рассказать Н. В. Гоголь в своем рассказе «Вий».
Хома Брут выполняет именно это церковное послушание: читает у гроба покойницы именно Псалтирь.
Схема чтения Псалтири
Владыка Афанасий (Сахаров) посвятил много трудов для помощи в изучении вопроса, касательно того, как подобает молиться по этой боговдохновенный книге при гробе усопшего.
Он отмечает в своих исследованиях, что для того, чтобы все прошло правильно, действенно и без ненужных трудностей, необходимо придерживаться некоторых правил.
Он говорит о том, что при поминальном чтении нет надобности прочитывать молитвы, которые помещены после каждой кафизмы.
Они предназначены для простого келейного правила (то есть когда человек просто ради молитвы к Богу включает в свое повседневное молитвенное правило еще и одну или несколько кафизм из Псалтири).
При поминальной молитве более «соответственным», пишет владыка, будет и после каждой «Славы» (Слава Отцу и Сыну и Святому Духу), и после окончания кафизмы произносить специальную заупокойную молитву. Начинается она со слов «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде…».
А также во время чтения, отмечает владыка, приличествует положить пять земных поклонов, а самый тропарь при этом читается трижды.
В соответствии с той же древней практикой, заупокойное чтение Псалтыри предваряется прочитыванием Канона за представившегося, по окончании которого и будут начинаться псалмы. Когда вся книга будет прочитана, снова полагается заупокойный Канон. По его завершении можно опять приступать к боговдохновенной книге. И так по кругу во всё время прочтения Псалтири за упокой.
Как поминать усопших.
Порядок чтения псалмов
Существует установленный порядок чтения псалтири об усопшем. Этот церковный богослужебный текст обычно всегда помещают перед первым псалмом. Если его нет, то можно обратиться к онлайн-версии, если и этой возможности нет, то можно приступить к такой схеме:
- Произносим предначинательную молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».
- Далее «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
- И потом обратиться к призыванию Духа Святого для совместной с Богом молитвы (молитва — это не только просьба, но и общение): «Царю Небесный…».
- После этого можно приступать к чтению кафизмы.
- На каждой «Славе» («Слава Отцу…») читают поминальную молитву.
- После ее завершения и прочтения молитв после нее, заканчивают молебствие молитвой ко Пресвятой Богородице «Достойно есть…». Поскольку, согласно правилам, если в начале моления было призывание Духа Святого, то заканчивать свое общение с Отцом Небесным подобает через благодарственное обращение и к Царице Небесной.
Варианты молитвы по Псалтири за упокой
Иногда для разового, но сильного, то есть ощутимого для усопшего, помина, существует традиция (и неспроста) читать из всей книги одну кафизму, которая, как это было осознанно через богатый церковный опыт, более всего подходит для выражения чувств и настроений самого усопшего.
Такая кафизма, уникальная и самая необыкновенная, красивая не только по своему содержанию, но и по художественному выражению, языку, это 17-я кафизма. Она — одна не только из самых красивых, но и из длительных всего текста книги.
Читающий эту главу получает возможность по-настоящему, пусть и относительно кратко помянуть дорогого умершего, потрудиться за него (принести Богу не только слово, но и действие, труд), да и сам молящийся получает от этого большую пользу для своей души.
Молитва об усопших и появление традиции
Как сказал однажды один христианин, правила (читай — традиции) нужны для тех, кто не научился любить. Замечание как минимум справедливо.
Ведь если само сердце не ведет человека к какому-либо благому действию во имя усопшего, то один из лучших вариантов — подражать в этом тем, кто проявил свою любовь к умершим от полного сердца и получил одобрение от Господа.
Таким человеком, который стал, можно сказать, основоположником поминания умерших был ветхозаветный военачальник по традиционному еврейскому имени Иуда. История, которая связана со значимым событием, записано в массиве Ветхого Завета во второй книге Маккавеев (см. 12, 39−46).
Как известно, когда Авраам поверил Богу (что и было вменено ему в праведность вовеки), Всевышний его последователям обещал, что если те будут хранить завет его (в том числе не поклоняться кому-либо, кроме Него), то евреи будут побеждать во всех битвах даже с минимальным войском. Пока Его народ хранил завет, каждая их битва, согласно Писанию, была выиграна. И вот однажды воинство Иуды потерпело разгромное поражение.
Оставшиеся в живых и сам военачальник были в смятении, встревожившиеся оттого, что Бог почему-то отказался от Своего слова. Когда согласно правилам они стали осматривать тела погибших для того, чтобы часть их вещей отправить родным, воины обнаружили, что многие из них носили при себе знаки поклонения идолам. Это стало объяснением, почему победа оказалась за врагом.
Благочестивые иудеи поблагодарили Бога, который не скрыл от них правду и почтил их Своим ответом. Именно тогда Иуда и остальные верные Богу встали на молитву за оступившихся погибших, чтобы Господь простил умершим их грехи.
После моления Иуда обратился к оставшимся с призывом не отступать от Бога, заступающегося за них и по чести соблюдающего договор между Собой и людьми, чтобы избежать в дальнейшем таких ужасающих поражений и напрасной гибели людей.
Этот поступок был принят Всевышним и высоко оценен и был Иуде «вменен в праведность».
Были и другие примеры еще ветхозаветных людей, когда они проявляли заботу об усопших, исповедуя безоговорочное существование дальнейшей жизни после потери тела:
- Иисус, сын Сирахов, пишет в своей книге Премудрости, что необходимости помогать усопшим равно, как и пребывающим на земле, он учит благотворить живущих не только здесь, но и там: «Благодать даяния (то есть милостыни за усопшего материальной и словесной — молитвы) пред всяким живущим да будет, но и над мертвецом благодати не возбраняет» (7, 36);
- Тот же автор в указанной книге пишет: «с успокоением скончавшегося, успокой и память о нем, по исходу души его утешься о нем» (38, 23);
- Умирающий Товит заповедует своему сыну Товию: «Раздавай свои хлебы при гробе»;
- Святой пророк Иеремия в гл. 16 своей книги называет окаянными и от лица отверженными Божия тех, кого по смерти не поминают и не творят милостыни.
Молитва об усопшем 40 дней
Многих людей, которые еще не веруют, но находятся в поиске истины, отталкивают какие-то конкретные цифры, утверждения. Ведь нигде нет зафиксированных сроков, документальных подтверждений, что вот конкретно через такое-то количество времен, если делать определенные действия, с душой человека все будет в порядке.
Видео расскажет вам о поминании усопших.
Скепсис таких людей оправдан и понятен. Ведь действительно не существует таких документов. Однако человеку на пути необходимо понять одну вещь: единственный способ взаимодействия с Богом, как Он и сам говорил, это — вера.
Можно провести простую, хоть и далеко не совершенную аналогию: чтобы вступить во взаимодействие, к примеру, с магнитом, потребуется металл. Это — условие.
Тот, кто хочет начать взаимодействовать с магнитом и прикоснуться к его свойствам, может долго выражать свое недовольство и несогласие, но все же если он не сделает то, что требуется, магнит останется безмолвным.
Чтобы открыть для себя взаимодействие с Богом, как это сделало бессчетное множество людей, и через приближение к Богу получившие часть его свойств (преодолевать естество, любить божественной любовью, исцелять, изгонять злых духов, прозревать будущее и видеть истинное положение вещей), нужна вера. Множество примеров из Нового Завета, где Иисус творит чудеса, показывают, что первое, что Он, как Бог и Сын Бога, ищет в человеке — это способность поверить Ему и Его всемогущество.
Начать можно с того, чтобы принять на веру некоторый церковный опыт и опыт людей, которые уже приближались к Богу, в опыт немного мистический.
О 40 днях мы знаем благодаря блаженной Феодоре — святой женщине, которая получила возможность посмертно, после того, как дошла до рая, сообщить о том, что ей встретилось по пути от земли до Царствия Божия.
Именно она назвала эту цифру — 40 земных дней. Именно столько прошло у нас времени, пока она преодолевала этот ответственный путь.
Благодаря опыту святой Феодоры, мы знаем точно тот период, который является самым важным для того, кто был призван от земли в иное бытие. Нам известно, что наше постоянное мысленное присутствие посредством молитвы за призванного, особенно необходимо в первые 40 дней после физической смерти человека.
Почему читают именно Псалтирь
Показательны будут следующие аргументы:
- Псалтырь — одно из самых действенных способов помочь усопшему. Как известно, свободному «полету» до своей небесной родины душе мешают бесы — злые духи, которые претендуют на то, чтобы распоряжаться душами наравне с Богом.
- Сборник псалмов — это выражение высших качеств души человека, которая освящена Богом, соединена с Его Духом и имеет оттого особое влияние.
- До появления Нового Завета именно Псалтырь была той книгой, которая могла позволить «отчитать» человека, одержимого злыми духами и освободить его.
- Псалтирь позволяет оградить возносящуюся к Богу душу от травмирующих ее злых духов, и духовно поддержать молящегося, и помочь выразить ему все чувства, ведь в этой великой книге отражены практически все ситуации, в которые попадает христианин в течение жизни на земле.
Понимание псалмов
Как правило, рекомендации по этому вопросу богословов и священников несколько различающихся.
- Подход первый. Кто-то советует читать Псалтирь по усопшим и о живущих вне зависимости, понимаешь ли, что читаешь, или нет. Главное соображение: человек не понимает, но лукавые духи все понимают и отступают в страхе, ведь тут действует сам Бог. Через некоторое время исправно молящийся, в свою очередь, со временем начнет понимать, потому что Господь начинает открывать человеку смысл. Однако это происходит постепенно.
- Подход второй. Другие настоятельно рекомендуют прибегать к переводам на русский, записывать непонятные слова, выражения, термины и посредством церковнославянского словаря переводить их на русский. Советуют читать исторические справки о создании любого псалма и применять разъяснения святых отцов и теологов.
Разыскать подобные пояснения можно и в церковной лавке, и на полезных христианских вебсайтах. А также, для того чтобы разбираться в смысле каждого отдельного псалма, следует изучать Священное Писание. К примеру, как понять 50 псалом, объяснит читателю Вторая книга Царств. Там разъясняется, что пережил его автор, царь Давид, прежде написал его.
Любому чтецу Псалтыри (опытному или неопытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть.
Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословенного Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.
Видео
Из этого видео вы узнаете, как правильно читать Псалтирь по умершему.
Источник: https://LivePosts.ru/articles/culture-society/religion/psaltyr-po-usopshim-do-40-dnej-poryadok-i-shema-chteniya-teksta
Псалом по усопшим
Сборник псалмов — самая популярная книга у православных верующих людей. Дети на Руси учились не по букварю, а по Псалтыри. Авторство приписывают царю Давиду, он сам слагал тексты и исполнял под музыкальный инструмент. Псалом за упокой души усопшего — это песнь покаяния.
Неизвестно откуда пришел обычай читать псалмы по усопшим, но по преданию у гроба Божьей Матери апостолы читали псалмы. Считается, что такая молитва помогает не только покойнику, но и скорбящему родственнику. Так человек успокаивается в горе потери близких людей и отвлекается от жизненной суеты. У первых христиан не было молитвенника, но был псалтырь.
Псалом 118 занимает особое место среди святых текстов и является самым длинным. Текст состоит из двадцати двух частей и восьми строк, которые начинаются с еврейского алфавита «альфа» «бета» и дальше. Чтение псалма облегчает пребывание умершего в ином мире. Каждый человек совершает много грехов на земле, а после окончания земной жизни уже не может ничего изменить.
Слова текста возносят душу на небеса и дарят большую радость. Кафизмы на церковно-славянском языке трудно читать, можно выбрать текст на русском языке и читать в любое время дома.
Текст разделен на три части, которые следуют перед 73 и 131 строфами. В этих местах читается славословие и особенная молитва с именем умершего человека. Читают этот текст на утренней и вечерней службе, он входит в погребение и отпевание. Со специальными хвалебными славословиями читается в Великую Субботу.
Умерший человек в православной вере до одного года называется новопреставленный. Определилось несколько традиций поминать новопреставленных:
Третий день погребения, после обряда устраивается поминальная трапеза. На девятый день заказывается панихида в церкви. До сорокового дня читается псалтырь, затем его чтение прекращается.
Когда тело покойного находится в доме, родственники по очереди читают псалтырь или приглашают опытного чтеца. Читать можно сидя, но вставать при словах «Слава» и «Аллилуйя». Псалтырь состоит из двадцати частей, после каждой делается три поклона и возносится короткая молитва.
Для чтения устанавливается подставка и свечка у головы умершего. В день погребения родственники договариваются о чтении псалмов по усопшему до 40 дней дома.
Духоборы — представители направления христианства, сложившегося в России во второй половине восемнадцатого столетия. Идея духоборов состоит в том, что в любом человеке присутствует Господь.
Они не приветствуют обряды и таинства, священных служителей и отшельничество и создали свой тип богослужения ритуал поклонения, который в прошлом проходил в соответствии с православным календарем и был основным правилом молитв каждую неделю.
В сокращенном виде ритуал мог входить в погребение при расставании с покойником в месте захоронения.
До переселения в Ростовский регион духоборы жили в Джавахети Грузия, где ритуал поклонения осуществляли в молитвенном доме, после стали проводить в жилых домах.
Псалмы это особенный жанр духоборских обычаев. К псалмам духоборы относят тексты, связанные с такими источниками, как Псалтырь, Деяния святых апостолов, Послания апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова.
Духоборцы создали певческое направление, в котором можно выделить три части. Это псалмы, стишки и песни. Уникальность песенного пения состоит в совмещении стилей фольклорных культур. Некоторые тексты только читают, другие поют с закрытым ртом и продолжительным распеванием слов. Каждый текст заводит запевала, и такое пение похоже на казачье.
Источник: https://ikona-i-molitva.info/psalom-po-usopshim/