Святой александр невский: житие благоверного князя, икона, интересные факты, день памяти, годы правления, подвиги и деятельность полководца

6 декабря. Святой благоверный князь Александр Невский — Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Житие святого благоверного князя Александра Невского

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань.

Обратите внимание

Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь поспешил на врагов.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов.

«И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом Ярославом выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь.

Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига.

Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св.

Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Важно

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести.

Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока.

В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

23 ноября при погребении его в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переяславле-Залесском) было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно»: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой.

Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353–1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363–1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр».

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой – в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г.

Совет

К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир.

Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено).

Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский, † 27 апреля 1731 года) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому – многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы – залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Слово в день памяти Александра Невского

Просветитель Руси Святой Равноапостольный Князь Владимир (1015, память 1528 июля), оставив престол великого княжения, отошел к самому Престолу Царя Небесного, чтоб перед Ним ходатайствовать за Русскую Землю.

Святитель Иларион, Митрополит Киевский и всея Руси (1067, память 21 октября3 ноября) в княжение Ярослава Мудрого (1054), обращаясь ко гробу Святого Владимира, как к живому взывал к нему: “Возстани, о честная главо!” И когда наступило нужное время, действительно, явно для всех восстал за Русь Святой Владимир.

Прошло уже двести двадцать пять лет со дня его кончины, и Русь постигли тягчайшие испытания. Татары опустошили Русскую Землю и завладели ею. Стольный Киев — купель Руси — был сожжен.

А с севера и запада двигались новые враги, желавшие уничтожить Православие и лишить русский народ того безценного бисера, которым обогатил его Святой Владимир. Первый удар тех врагов должен был принять на себя Новгород. Тот Новгород, в котором провел свое отрочество Святой Владимир, будучи тогда его Князем.

Теперь в нем княжил славный потомок Владимира — Александр (1263, память 23 ноября6 декабря и 30 августа12 сентября), который своим благочестием и мужеством был подобен своему родоначальнику. Узнав, что шведское войско под начальством Биргера двинулось на Новгород и вступило в новгородские пределы, он понял, что новгородская рать одна не сможет защитить Русь и что ей нужна помощь.

Где искать помощь? Александр знал, где. Он обратился не к чужестранным государствам и даже не к тогдашним князьям разоренной татарами Руси. Он взывал к родоначальнику Князей Российских, к тому, кто Крещением освободил русский народ от рабства диаволу. Он просил у него предстательства пред “единым сильным Царем царствующих и Господем господствующих” (1 Тим.

:VI, 15), на Которого возлагал все свои надежды! И “упование не посрамило” (Рим., у, 5). Настало пятнадцатое июля — день кончины просветителя Руси. Новгородское войско, немногочисленное, но крепкое верой, готовится к битве. Ночью перед тем днем стоит страж у реки Невы и зорко следит, чтобы шведы не воспользовались темнотой и не напали на спящих воинов. Вдруг видит: плывет по реке ладья.

“Кто плывет? «Наш ли еси, или от супостат наших»” (Иис. Нав., у, 13), — готов был вопросить страж Филипп-Пелгусий. Но не успел еще он задать вопроса, как заметил, что в ладье стоят двое в алых одеждах, оба одеянные мглой, и ясно слышит, как один говорит другому:“Брате Глебе, вели гребсти, да поможем сроднику нашему Александру”.

Обратите внимание

Понял Филипп-Пелгусий, что необычные гребцы находятся в таинственной ладье, и поспешил к Князю Александру возвестить о виденном.

Воспрянул духом Князь. “Услышана молитва наша”, — сказал он. “Ныне с нами наш Великий Князь Владимир. Се грядут посланные им его любимые чада Святые Борис и Глеб к нам в помощь”. Усердно помолившись, он ринулся в битву на только что высадившихся на берег Невы шведов. Мало было его войско, но верил он, что “не в силе Бог, а в правде”.

С светлым сияющим лицом сражался он, сознавая, что творит Божие дело и что Сам Бог совершает через него суд над хотящими лишить русский народ Православия. Как молодой лев врывается он в ряды неприятелей, нанося им удары, и собственноручно своим копием “кладет печать на лице” воеводы шведского Биргера.

Воодушевленные примером Князя также храбро сражаются русские воины, а разбитое наголову шведское войско спешно садится обратно в корабли, наполняет их мертвыми телами своих павших соратников и покидает пределы русские. Ликуют новгородцы, ликует с ними вся Земля Русская. Отражен гораздо сильнейший неприятель.

Отвоевана свобода не только государственная, но Спасла Русь крепкая вера, вера Православная, которую принес на Русь Святой Владимир и выразителем коей в сей день явился Благоверный Князь

Александр, с тех пор называемый “Невским”. Он находился в тот день, день памяти просветителя Руси, в тесном духовном общении со своим Равноапостольным предком, и через него как бы действовал сам Владимир Красное Солнышко.

Русские люди почуяли сердцем, что Солнышко Руси, зашедшее двести тридцать пять лет пред тем в Киеве, возсияло светло над Русью в сей день с берегов Невы.

Несомненным стало для них, что Великий Князь Владимир не покинул Земли Русской, что он не только был, но продолжал еще и в большей степени быть ее защитником и хранителем.

Важно

Благоверный Великий Князь Александр — сей достойнейший потомок и преемник Святого Владимира, имевший соратниками своими Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (1015, память 24 июля 6 августа), стал как бы новым ее “Солнышком Красным”, согревшим Русь в дни ее испытаний, во время нашествия на нее неприятелей с востока и запада.

Вслед за шведами отразил он ливонцев и тевтонских рыцарей. Он утешал и укреплял сердца русских людей во время татарской неволи. Он был не только Великим Князем Руси, но и ходатаем за Землю Русскую.

Подобно тому, как ему помог Святой Владимир через Святых Благоверных Бориса и Глеба в день Невской битвы, и сам Александр явился помощником позднейших Великих Князей Российских во время их борьбы с татарами и другими неприятелями. День Невской битвы утвердил на Руси почитание Святого Владимира как просветителя ее и крестителя.

Тот же день выявил Благоверного Князя Александра Невского как ее нового защитника. Оба они ограждали некогда Русскую Землю от неприятелей внешних и утверждали ее внутреннее благосостояние. Оба ныне, предстоя Престолу Божию, они ходатайствуют за нее пред Богом.

“Якоже сродники твои Борис и Глеб, явишася тебе с небесе в помощь, подвизающемуся на Велгера свейскаго и воев его; тако и ты ныне, Блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродникам, и побори борющия ны” (кондак Св. Александру Невскому).

Источник: https://azbyka.ru

Просмотры (50)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=21853

Святой благоверный князь Александр Невский (продолжение)05 Декабрь 2013

Последние дни Александра
Церковное почитание

Мифы об Александре Невском
Митрополит Кирилл об Александре Невском — имени России
Ответы митрополита Кирилла на вопросы вопросы зрителей проекта «Имя Россия» об Александре Невском
Молитва святомy благовеpномy Великомy Князю Александpy Hевскомy
Иконы святого благовеpного Великого Князя Александpа Hевского

Последние дни Александра

Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог.

Читайте также:  Сильные молитвы о здравии и об исцелении, просьбы о здоровье близкого больного человека

В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг (согласно поздним источникам, с именем Алексея) и 14 ноября скончался.

Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа.

Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» По-другому — и, может быть, более точно — выразился новгородский летописец: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

Церковное почитание

Святой благоверный князь Александр Невский

Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками).

Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно.

Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).

Совет

Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны.

Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году.

В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.

Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига.

В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом.

Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город.

Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя.

Обратите внимание

Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. 11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих.

По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью.

По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).

Дни празднования святого Александра Невского:

23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых 30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — главный[13] 14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён

23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)

Мифы об Александре Невском

(Журнал «Фома» №1/69 январь 2009)

1. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются.

Неправда! Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей.

Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится.
Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках.

Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник».

Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде.

2. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти.

Снова не так! Вряд ли в XIII столетии можно говорить о «едином Западе». Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели.

Важно

И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной.

Что же касается Орды, то существует источник (Устюжская летопись), который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании.

3. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата.

Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя.

Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть.

Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси…

4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой.

Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению.

Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь. И тут Александр Невский ничем не отличается от прочих наших государей того периода.
Что же касается «азиатской державы», то здесь сегодня действительно звучат разные точки зрения.

Но я как историк полагаю, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии.

Точно так же, как Православие не является ни католицизмом, ни исламом, ни буддизмом, ни какой-либо иной конфессией.

Митрополит Кирилл об Александре Невском — имени России

5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории.

Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека… Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов – – представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода«.

По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай.

«А почему он не подымает борьбу с Ордой? – спрашивает митрополит. – Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код.

Совет

А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет».

Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву».

Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги.

Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить.

А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было».

Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он «оторвал Золотую Орду от Великой Степи»*. Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам.

И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось.

Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».

Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой.

Обратите внимание

Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде.

Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова? Какая сила!»

Митрополит Кирилл называет Александра Невского «былинным героем»: «Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере… Молодой, красивый парень!.. Смелый… сильный«. Даже его внешний облик является «лицом России».

Но самое главное – это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. «Боже ты мой! – восклицает митрополит Кирилл.

Читайте также:  Пророк моисей в библии, сколько лет моисей водил евреев по пустыне, легенда и биография о моисее кратко, через какое море моисей вывел свой народ, почему моисей не вошел в землю обетованную

– Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому – спасителю и устроителю России!»

(Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Патриарх Кирилл: жизнь и мировоззрение»)

Ответы Владыки митрополита Кирилла на вопросы вопросы зрителей проекта «Имя Россия» об Александре Невском

Википедия называет Александра Невского «любимым князем духовенства». Разделяете ли Вы данную оценку и, если да, чем она обусловлена? Семен Борзенко

Уважаемый Семен, мне сложно сказать, чем именно руководствовались авторы свободной энциклопедии «Википедия», назвав так св. Александра Невского. Возможно, тем, что князь был причислен к лику святых и почитается в Православной Церкви, в его честь совершаются  торжественные богослужения.

Впрочем, Церковью почитаются и другие святые князья, например – Димитрий Донской и Даниил Московский, и было бы неправильно выделять из их числа «любимого». Полагаю, что такое именование могло быть также усвоено князю потому, что он при жизни благоволил к Церкви и покровительствовал ей.

Источник: http://yogo-vostok.ortox.ru/2013/12/05/svyatoj-blagovernij-knyaz-aleksandr-nevskij-prodolzhenie05-dekabr-2013-2/

Святой благоверный князь Александр Невский

«Александр Невский нужен нам для того, чтобы возродить себя как великую державу, как некий системообразующий центр глобализирующегося мира» — это слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные еще в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским и председателем ОВЦС на телевизионном проекте «Имя России» еще в 2008 году.

В нынешнем году отмечается 750-летие преставления святого благоверного князя Александра Невского. Пожалуй, за прошедшие годы осознание значения этой личности для истории и не только России даже возросло.

Безусловно, Александр Невский являет собой и имя, и символ величия Исторической России в самом широком смысле этого политического и географического наименования, и в самых тяжелых, казалось бы, безвыходных геополитических условиях.

Будущий святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном князя Всеволода III Большое Гнездо. Мать Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна.

В 1227 году князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей: Федора и Александра. Это было, пожалуй, самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища крестоносцев.

Тогда, в первой половине XIII века, страна оказалась ослабленной, униженной, оскорбленной, проигравшей, что сравнимо с пространством Советского Союза после «перестройки». И Александр Невский — это «постперестроечный» средневековый герой. Только та «перестройка» была гораздо более кровавой.

Говорят, что государство не может вести войну на два фронта, потому что обречено на гибель. Русь смогла в такой войне и победить, и выстоять.

Воспользовавшись нашествием Батыя и ослаблением Руси, крестоносцы вторглись в русские пределы. Первыми были шведы под командованием ярла Биргера. Александр, а ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил князя и его воинство на битву.

Важно

Именно тогда будущий святой князь Александр укрепил дружину исполненными веры словами святого пророка и царя Давида, которые мы цитируем до сих пор: «Не в силе Бог, а в правде.

Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь вышел на многочисленных врагов. Воодушевленные воины вступают в бой.

«И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем», — напишут летописцы. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ и назвал Александра Невским.

Всего лишь спустя год, молниеносным походом князь вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав из нее рыцарей. Зимой 1242 года он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя Александра прославилось по всей Руси.

Величайший стратег, политик, тончайший дипломат, философ и, наконец, просто былинный герой: в 20 лет одержал победу над шведами, в 22 года — над ливонцами – таков Александр Невский.

Но временно был закрыт только западный фронт, настало время обезопасить Русь и с востока. И вот в 1242 году Александр Невский со своим отцом едет в Золотую Орду. Это была трудная миссия, по-настоящему жертвенное служение, стоившее жизни Новгородскому князю Ярославу, отцу Александра Невского.

Татаро-монголов иначе как «погаными» на Руси не называли, и было за что. Чуждые обычаи, чуждая вера, да и сами люди, их внешность – все это чуждо было русскому человеку. Но не это самое страшное, а то, что ханы Золотой Орды требовали унизительного подчинения.

Однако союз с ханами был жизненно необходим для предотвращения нового разгрома Руси.

Святой благоверный князь Александр Невский

«Святой благоверный князь понимал, что ордынцам не нужна была наша душа — им нужны были наши карманы в отличие от Запада, который представлял для России цивилизационную опасность, — отмечает патриарх Кирилл, — и он отдает надстроечные ценности, понимая, что надо сохранить душу, национальное самосознание, народную волю». При этом русскому князю необходимо было величайшее смирение. Всего поездок в Орду будет пять. Из униженного просителя ханской милости русский князь станет равноправным партнером и духовным наставником.

В 1249-1250 годах Александр Невский получает ярлык на «Киев и всю Русскую землю». Великий князь стал единовластным великим князем всей Руси.

В 1253 году он отразил новый набег на Псков, а в 1254-м заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256-м ходил в поход в финскую землю.

Во тьму язычества народов северо-запада Европы святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

Совет

Но и «восточное направление» православной средневековой миссии не осталось без внимания русского князя. В 1261 году трудами Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха православного просвещения Востока.

Вот в этом и состоит историческое призвание Руси: находясь между Востоком и Западом освещать их народы светом Христовой любви. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его», — пишет в своем Евангелии святой апостол Иоанн Богослов.

Таким светом во тьме невежества и практически непролазной физической грязи, среди ужасающих по своей жестокости и кровопролитию войн, усобиц, всеобщего разделения стала, казалось бы, униженная Русь, которую и назовут за это Святой.

«Это был глоток воздуха, осознание того, что мы не исчезли» — так охарактеризовал патриарх Кирилл миссию Александра Невского. Но она была настолько тяжела, что потребовала жизни святого благоверного князя.

Но и наследие, составленное его трудами — это воистину великое соединение русских и татарских земель и народов, в котором созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана.

Святой благоверный князь Александр Невский — в схиме Алексий

Сорока трех лет отроду, совершив последнюю и, пожалуй, самую трудную поездку в Орду, великий князь почувствовал недомогание и понял, что оно приведет к его исходу из бренного тела.

Привыкнув быстро принимать решения, не доехав до Владимира, он направляется в Городецкий монастырь, принимает великую схиму с именем Алексий и в ангельском образе отходит ко Господу. Произошло это 14 ноября 1263 года. Тело его отнесли во Владимир.

Путь длился девять дней, и оно оставалось нетленным до 23 ноября, когда состоялось погребение в Рождественском монастыре Владимира.

Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой.

Обратите внимание

Великий князь Иоанн Иоаннович (1353-1359) в своем духовном завещании, написанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363-1389), будущему победителю Куликовской битвы, икону «Святый Александр».

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой — в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии во время Московского собора 1547 года. К молитвенной помощи святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена.

30 августа 1721 года царь Петр I после продолжительной и изнурительной войны со шведами заключил Ништадский мир.

Этот день он решил освятить перенесением мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу — Петербург, расположившуюся на берегах Невы.

«Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне», — повествует житие.

Мощи святого благоверного князя, почивающие в ковчеге Троицкого собора Александро-Невской лавры

Александр Невский не является, что называется, «российским персонажем» средних веков. Его миссия, его подвиг – современны. Ныне мы переживаем дни нового разделения Триединой Руси. Современные реалии политической жизни до боли схожи с историческим временем жития святого благоверного князя.

Европа не может жить без колоний, вот и сегодня она задыхается в очередном кризисе. Всегда вожделенны были для Запада восточные земли с их богатыми природными ресурсами и работящим народом. Не явно, но изощренно-скрытно действуют он и сегодня.

Важно

Неожиданно сорвалось подписание ассоциативного членства Украины в Евросоюзе – получите новый «майдан».

В раздираемом евроинтеграторами Киеве в день памяти святого благоверного князя Александра Невского прошел крестный ход. Во всех православных храмах нашего бескрайнего и духовно единого Отечества отслужили Божественную литургию в память об этом великом сыне русской земли.

Сегодня, когда новая «польско-литовская шляхта» вновь одержима своей «исторической миссией» на Востоке вообще и на Украине в частности, как необходима всем нам помощь святого воина — защитника и объединителя Русской земли, подвижническим трудом которого Русское Государство было надежно защищено как с запада, так и с востока.

Среди всеобщего хаоса святой благоверный князь Александр Невский сумел собрать Русь как единое государство. Этого ему не могут простить до сих пор генетические враги Исторической России. Будем же тверды в нашем пути преодоления той разрухи, которая возникла после расчленения России на местечковые удельные княжества. 

Источник: https://odnarodyna.org/content/svyatoy-blagovernyy-knyaz-aleksandr-nevskiy

7 подвигов Александра Невского

12 сентября — День памяти Александра Невского. В 2008 году благоверный князь стал «Именем России», но споры о его роли в русской истории не стихают и сегодня. Образ Невского создавался веками, князь приобрел черты былинного героя, культовой фигуры. 

Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище — легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и  «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь», то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру.

Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов  Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-полоцкие земли.

Стоит признать, что битва не отличалась  масштабностью, скорее это была спецоперация, в которой дружина князя захватила стратегическое и тактическое преимущество, неожиданно напав на шведов.

После возвращения с Невской битвы Александр вернулся в Новгород, но поссорился с боярами и вынужден был отбыть в Переславль-Залесский. Тем временем необычайную агрессию проявляли немцы, взявшие Изборск, Псков, землю вожан и Копорье.

Когда супостаты приблизились к Новгороду, пришло время обратиться за помощью к Ярославу. Ярослав хотел отправить на помощь младшего своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре Александра. В 1241 году Александр очистил новгородские земли от немцев.

в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь (во главе с Андреем), освободил Псков.

Совет

Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию.

Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли «свиньёй» и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду.

 По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии.

В 1245 году литовское войско под предводительство Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей.

 После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом.

Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского «вызвали » в Орду к Батыю.

Александр Невский был причислен к лику святых не столько за свои ратные подвиги и неоднократное проявление преданности интересам Руси, сколько за то, что пресёк попытку католиков насадить свою веру.

Читайте также:  Православные христианские фильмы для семейного просмотра, список лучших художественных и документальных православных фильмов, которые стоит посмотреть, церковные фильмы о боге и вере

Папа Иннокентий IV послал к Невскому своих кардиналов, которые,в итоге, ушли от Невского не солоно хлебавши, прослушав пламенную речь, не лишённую риторических оборотов:  «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».

Обратите внимание

Александр Невский был не только успешным полководцем, но и хорошим дипломатом, заключавшим важные договора.

Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы.

 Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).

Кроме своих ратных подвигов, Невский совершал и подвиги духовные. Он укреплял православную веру,  активно способствовал распространению православия на Север, среди поморов.

 После страшного Неврюева разорения Невский позаботился о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития.

Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.

7 ответов на вопрос: «Зачем русскому борода?»

Источник: https://russian7.ru/post/7-podvigov-aleksandra-nevskogo/

Александр Невский: только факты. 12 сентября — день памяти святого Александра Невского

ФОМА

12 сентября — день памяти святого Александра Невского.

— Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

Святой благоверный князь Александр Невский. Икона XVIII в.

— Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Лицевой летописный свод. XVI век

— Александр Невский канонизирован как благоверный князь.

К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу.

Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью.

Семирадский Г. И. Александр Невский в Орде. 1876

— Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

— Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

Александр Невский в Орде. Москвитин Филипп

— На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен.

Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере.

Важно

Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

— Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году.

Михаил Нестеров. Кончина Александра Невского

ФОМА

Источник: https://pravlife.org/ru/content/aleksandr-nevskiy-tolko-fakty-12-sentyabrya-den-pamyati-svyatogo-aleksandra-nevskogo

Благоверный великий Kнязь Александр Невский

память святого 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря

Истинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, «печальником»-молитвенником за родной народ, «солнцем земли Русской». Родился он 30 мая 1220 года в г.

Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), был «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый». Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава.

Святой Александр был их вторым сыном.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский (+1226; память 10 мая). От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение, на защиту Русской Церкви и земли Русской.

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1236 году Ярослав, уезжая в Киев, «посади» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде.

В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, которая в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александры. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери.

Эта икона постоянно находилась при святом Александре, как его моленный образ, а после кончины перенесена его братом, Василием Ярославичем (+1276), в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр— великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской.

Совет

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества.

Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,— я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне».

Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде.

Иные — с оружием, иные— на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов.

И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом Крещении Филипп) видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру».

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел, по благочестию, никому не говорить о чуде, но ободренный, с молитвою, мужественно повел войско на шведов.

«И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем».

Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, также было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра — Невским.

Обратите внимание

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ».

Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска.

Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Современники ясно понимали историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзников.

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить святой Александр Невский.

Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который занимался в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом.

Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Важно

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый Андрей бежал в Швецию.

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Огромная ответственность перед Богом и историей легла на его плечи.

В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», т. к. русское войско шло сквозь полярную ночь.

В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай — столицу Золотой Орды, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке.

В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси.

Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли.

В 1262 году во многих русских городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством.

Совет

Русь была спасена, долг святого Александра пред Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все.

На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог.

Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Останки святого князя понесли к Владимиру; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

«И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Источник: https://akafist.ru/saints/alexandr-nevskiy/

Ссылка на основную публикацию