Мужские и женские имена по церковному календарю: наречение ребенка по православным святцам

Православные традиции. Имя ребенка по христианским канонам

Когда, кто  и как должен придумать имя ребенку? В разных семьях происходит по-разному. Кто-то заранее подготавливает не только все необходимое для рождения и первых месяцев жизни ребенка, но и подбирает имя маленькому человечку.

А кто-то тянет до последнего, судорожно принимая решение только оттого, что все сроки ожидания вышли, и называть пятимесячного человека просто «ляля» уже не серьёзно. По-разному происходит и сам выбор имени.

Здесь мы расскажем о православной традиции выбора имени ребенку, и, соответственно о том, что связано с такими понятиями как именины и День Ангела.

Экскурс в историю: как это было

  В Библейской традиции культуры Средиземноморья, к которой относится христианство в целом, и Православие в частности вопрос имени человека всегда был очень важен. Имена героев веры – Авраама, Исаака и Иакова — многократно повторялись в поколениях, сначала у ветхозаветных иудеев, а потом и христиан.

Считалось, что присвоение ребенку имени праведника делало его, ребенка, причастником той святости и славы, которую уже получил первоначальный носитель имени у Бога. Здесь основным мотивом наименования малыша было желание делегировать ему, пусть пока только по имени, части заслуг перед Богом их прототипами.

Эпоха раннего христианства, особенно ее ярко выраженный эллинский период не регламентировала особенного процесса выбора имени ребенку. Многие имена носили конкретно языческий характер, о чем свидетельствует их греческий перевод на русский язык.

Обратите внимание

Собственно люди, ставшие святыми и придали своим именам сакральный характер, сделали их христианскими именами. Надо понимать, что для любого верующего очень дорог эффект прецедента.

Если однажды в религиозной жизни что-то получилось именно так, то и в последующем стоит повторять тот же путь для достижения успеха в самом главном – спасении собственной души.

Отчасти, этот рецептивный подход напоминает Ветхозаветную традицию, но лишь отчасти, поскольку в Ветхом Завете нет понимания того, что умершие святые являются активно действующими персонажами, особенно в жизни людей носящих их имена. Там, как раз, это в большей мере, традиция, нежели мистика.

Этот патронаж выразился в понятии «небесный покровитель». Интересно, что зачастую у самих «небесных покровителей» в свое время, никаких небесных покровителей не было, следовательно, осуществить свою святость они смогли и без дополнительного мистического элемента в своей жизни, без дополнительной помощи.

«Богатыри – не мы!» — хочется воскликнуть вслед за поэтом, прославляющим силу и крепость предыдущих поколений. Однако помощь лишней не бывает, и традиция давать имена в честь святых – и получать в их лице молитвенников и покровителей — укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия как неотъемлемая его часть.

Креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – сам в крещении своем получил христианское имя Василий.

В России в Синодальный период в крестьянской среде сформировался странный обычай делегировать это право священнику, который совершает крещение. Понятно, что приходской священнослужитель, не очень утруждая себя вопросом выяснения жизни своих или не своих прихожан, предпочитал пользоваться святцами.

Святцы – это список святых с датами их кончины, распределенный по календарю. В христианской традиции дата земной кончины всегда считалась началом вечной жизни, а у святых тем более.

Следовательно, особые праздники в честь святых совершались, как правило, не тогда, когда вспоминали их рождение, а тогда, когда вспоминали день их отшествия к Богу. За время многовековой истории Церкви святцы постоянно пополнялись.

Важно

Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, можно выбрать имя по благозвучию и толерантности к вкусам родственников, наиболее подходящее, если уж руководствоваться этим синодальным пережитком.

Однако, в нормальной ситуации, как об этом говорят наиболее авторитетные книги по православной обрядности «Новая скрижаль» и «Истолкование православного богослужения» Блаженного Симеона Фессалоникийского, имя малышу дается, все-таки, родителями. Священник же во время чтения молитвы на имянаречение лишь фиксирует родительский выбор.

Выбираем имя новорожденному

Со стороны иногда кажется, что человеку верующему жить проще в том плане, что для всякой жизненной ситуации у него есть готовая инструкция: делай раз, делай два, делай три. На самом деле это не совсем так.

Более точно принцип церковной жизни был сформулирован блаженным Августином: Традиционно христиане дают своим детям имена в честь канонизированных святых.

Но как выбрать того святого, в честь которого наречь малыша? В этом вопросе существует два разных подхода, у каждого есть свои сторонники, в пользу каждого можно привести достаточное количество аргументов.

Вариант первый:

Родители, если они не имеют четкого плана об имени ребенка, могут воспользоваться святцами. Принцип здесь простой: надо смотреть имена святых собственно в день  рождения малыша, или после него, или в день крещения. Вот что по этому поводу можно прочитать в православной литературе:

Вариант второй:

Однако наиболее распространенной традицией всегда был обычай давать имя ребенку в честь почитаемого семьей святого. Эта практика основана на том, что люди действительно верующие осуществляют личный молитвенный контакт с тем или иным святым. Если это так, то, обычно, в семье предшествующих поколений уже есть люди носящие имена почитаемого святого.

Отсюда наблюдается как бы традиция преемственности, которая у посторонних может создать иллюзию только родового уважения, например – наименование детей в честь дедушек, бабушек, мам или пап и так далее.

Да, для человека малорелигиозного, дело обстоит именно таким образом, более того, это стоящий мотив в нерелигиозных семьях, по крайней мере, он не предосудителен и очень человечен. Однако, первоначально, основная причина была именно в почитании конкретного святого целыми поколениями.

Иногда, бывает, что в обычное течение жизни врывается настоящее чудо, связанное с тем или иным святым, тогда, благодарные родители, могут дать именно его имя своему ребенку, чтобы в сыне или дочери, увековечить свое отношение к небесному покровителю.

В пользу этого подхода – выбора особо почитаемого святого вне зависимости от даты рождения нарекаемого младенца — также можно привести высказывания известных церковных деятелей:

С каким именем крестить взрослого?

Случается, что родители приходят к вере позже рождения малышей, и когда собираются крестить подрастающих детей или креститься сами — оказывается, что имя, избранное первоначально, не имеет аналогов, например, в русских святцах.

В настоящее время есть традиция переименовывания на самом крещении, с тем, чтобы у человека был таки православный небесный покровитель. В случае согласия у ребенка, да и не только ребенка, особенно если крещение происходит в зрелом возрасте, в жизни появляется двойное имя. Одно – для всех и общего пользования, а другое – для религиозной жизни.

Особенно это характерно для не славянских национальностей, имеющих свои имена, например, такие как Роза, Стелла и тому подобное.

Совет

Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли – Еленами.

При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей.

И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами.

Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.

В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель.

По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так».

Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.

Обратите внимание

Если же святых тёзок несколько – выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же – именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение – выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

Традиции крестить с двойными именами – например Анна-Мария — в Православной Церкви нет.

Обряд имянаречения

Прежде Крещение совершалось не так спешно, как теперь. Крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца.

Но имя давали, и причисляли к разряду так называемых оглашенных, на восьмой день. Здесь тоже не все так произвольно и случайно. С одной стороны, на восьмой день у иудеев происходил обряд обрезания младенца, то есть посвящение его Богу и вхождение в число избранного народа.

Так повелось со времен Авраама.

Поскольку христианское крещение заменило обрезание, то логично было, что вхождение младенца в число «святого народа», то есть христиан, также происходило на восьмой день. Однако было и собственно Евангельское толкование этой традиции. Символически восьмой день ассоциировался с наступлением Царства Небесного.

Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, за семь дней Бог создал этот мир, и о нем позаботился, и, теперь, верующие ожидают «день оный», восьмой, когда придет Иисус Христос. Кстати, восьмой день недели в православной седмице совпадает с первым, и это день воскресный, когда вспоминается Пасха.

Следовательно, символическое значение обряда имянаречения на восьмой день после Дня Рождения – это еще «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».

Но, это, конечно в идеале, на практике сейчас молитва имянаречения совершается в тот же день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие.

Важно

В этой молитве священник призывает благодать Святого Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые называя его по избранному христианскому имени.

И с этих пор и далее, это имя будет употребляться во всей жизни человека, как его церковное имя по которому, в конечном итоге, его и призовут на Суд будущего Царства.

Именины и небесный покровитель

Если ребенок крещен Александром – это не значит, что он празднует именины всякий раз, как видит в календаре день памяти святого Александра, поскольку святых с таким именем несколько.

Именинами является день памяти вполне конкретного человека – например, святого праведного князя Александра Невского Собственно название День Ангела – народное название дня памяти святого, имя которого человек носит.

Дело в том, что Ангел Хранитель, также дается человеку при крещении, как спутник и помощник в духовной жизни. Однако, святой, в честь которого назван человек, в переносном смысле, тоже именуется Ангелом, или вестником, передающим волю Божию человеку.

Более точно, конечно, говорить не День Ангела, а именины, или день такого-то святого. Мы уже отметили, что это – дата памяти, когда Церковь вспоминает достижение святым Небесного Царства.

Однако, если жизнь святого известна подробно, кроме того, после его смерти произошло какое-нибудь необычное чудо, например, нахождение его останков (обретение мощей), то дней памяти такого святого, в году, может быть несколько. Соответственно и именин тоже несколько – и как поводов для усиленной религиозной жизни, и как семейных праздников. Самое большое количество именин в году у людей носящих имя в честь Иоанна Крестителя.

Любой верующий стремится иметь у себя дома не только икону, то есть изображение святого, в честь которого он назван, но и его Житие, а также специальные молитвы к нему – акафист и канон.

Молитва небесному покровителю

Молитва Ангелу-Хранителю

В церковной традиции празднование Дня Рождения менее значимо, по сравнению с празднованием именин.

И хотя в настоящее время это еще не так ярко выражено, но в дореволюционные времена люди простого происхождения обычно помнили лишь год своего рождения, а не точную дату, и в метриках, часто записывался именно «Ангельский день», а не дата появления на свет. Разница в акцентах празднования того и другого события существенна.

В День Рождения чествуется сам человек, реже его родители, хотя, кстати, это несправедливо. В именины же внимание уделяется не столько живущему носителю имени святого, сколько самому святому и его призыванию на помощь.

Совет

Поэтому главным элементом правильного церковного празднования Дня Ангела является усиленная духовная жизнь в этот день. Выражается она вполне практично. Имениннику рекомендуется посетить храм, в идеале, исповедоваться и причаститься в этот день, или, хотя бы, поучаствовать в этот день в богослужении в честь своего святого.

Источник: https://www.u-mama.ru/read/waiting/names/1105.html

Как выбрать имя по церковному календарю?

В жизни человека есть всего несколько вещей, которые даются ему от рождения — пол, семья, имя. Конечно, последнее можно изменить, но дело это очень хлопотное, и только единицы решаются на такой шаг.<\p>

Поэтому выбор имени для своего чада — очень ответственный шаг для родителей.

То, как зовут человека, накладывает отпечаток на формирование его характера и на то, как будет складываться его судьба. Недаром выбору имени ребенка уделяется большое внимание во всех религиях и верованиях.

Читайте также:  Дивеевский монастырь: как доехать из москвы до монастыря серафима саровского в дивеево, история монастыря, канавка богородицы, храмы и святыни

У любого народа есть имена, посвященные богам или пророкам или же называющие те или иные положительные человеческие качества.

В православной семье выбор имени для ребенка — дело родителей, хотя в прежние времена этой возможностью пользовались далеко не все. Среди крестьян было принято доверять сельскому приходскому батюшке — какое имя он выберет в соответствии со святцами, то и хорошо.

Сегодня же родители новорожденного руководствуются собственными предпочтениями. Детям дают имена и в честь родственников, и в честь людей, которые сыграли в жизни мамы и папы нового человека важную роль, и в соответствии с собственными вкусами, и даже отдавая дань мимолетной моде на имена.

Но прежде чем наречь ребенка, родителям важно не только самим принять на слух слово, с которым впредь будет ассоциироваться у них любимое дитя, но и узнать значение имени. Ведь энергетика, которую несет в себе имя, будет сопровождать человека всю жизнь, даруя ему удачу или же заставляя преодолевать многочисленные препятствия.

В христианстве за две тысячи лет его существования укрепилась традиция нарекать детей в память святых и праведников. Считается, что таким образом человек получает небесного покровителя и заступника, ангела-хранителя, который будет оберегать человека всю жизнь.

Обратите внимание

Рекомендуем: Женские имена: происхождение и значения

До принятия христианства славянские имена в большинстве своем носили «прозвищный» характер: в них могли отражаться обстоятельства рождения человека (Первак — первый ребенок в семье), его внешность (Беляна — светловолосая девочка) или пожелания родителей относительно судьбы новорожденного (Владимир — владеющий миром). После крещения Руси эти имена долгое время сосуществовали бок о бок с христианскими, а многие вошли в православный месяцеслов. Например, равноапостольный князь, крестивший Русь, принимая христианство, нарекся Василием, но канонизирован был как Владимир.

Почему нужно обращаться к святцам?

После того как на Русь пришло христианство, вместе с ним пришли и имена из многих культур — греческой, еврейской, римской и многих других. Очень часто церковные наименования для людей несли в себе образы гораздо более древних верований разных народов. Вот, например, вы знаете, что самые известные русские имена — Иван и Мария — на самом деле древнееврейские?

Но со временем они настолько прижились на Руси, в русском языке, что уже перестали восприниматься как иноязычные. Философ и священник Павел Флоренский и вовсе считал, что нет имен еврейских, германских или русских, что все слова, которые служат наименованию людей, — это пласт общемировой культуры, общечеловеческого интеллектуального достояния.

Это хорошо понимали и вожди французской революции конца XVIII века, и идеологи русской революции 1917 года — и те, и другие после прихода к власти стремились переименовать все и всех на новый манер.

Новая реальность требовала, с их точки зрения, нового словаря, и потому в России возникли новые «революционные» имена.

Они были и вполне благозвучными, как, например, Велиор (что значило Великая Октябрьская революция), и весьма странными, как Лагшмавира (это расшифровывалось Лагерь Шмидта в Арктике).

Благозвучные имена (Владлен — Владимир Ленин или Ким — Коммунистический интернационал молодежи) даже прижились и использовались позднее, а неблагозвучные, к счастью, постепенно были вытеснены из употребления.

Внедрение всеобщего образования и изучение мировой культуры привело к многочисленным заимствованиям европейских имен и даже прозваний богов и богинь из Древней Греции и Древнего Рима.

Важно

Но за ХХ век русский именослов в результате различных потрясений стал более скудным.

Святцы, или месяцеслов, дают огромные возможности для того, чтобы выбрать имя для ребенка. На каждый день приходится церковное почитание многих святых, пророков, равноапостольных и просветителей, мучеников и исповедников, преподобных, праведников и благоверных.

По церковному православному календарю можно подобрать очень красивые и необычные и мужские, и женские имена, каких бы культурных воззрений ни придерживались родители. Ведь церковный именослов изначально был сформирован из наследия разных культур и на протяжении истории христианства постоянно пополнялся новыми и новыми именами.

Великолепная семерка

Какие же наиболее популярные и не столь известные, но интересные и благозвучные мужские имена можно найти в святцах? Одни из самых популярных — Николай и Александр. Первое упоминается в именослове 121 раз, второе — более ста раз.

Так называли мальчиков и в дореволюционной России, и в смутные времена, так именуют и сейчас. «Александр» — «защитник людей», «Николай» — «победитель народов», оба этих имени пришли из древнегреческого языка. И на каждый месяц приходится по несколько дней, в которые чествуются святые, носившие эти имена. Другие мужские имена встречаются реже, но достаточно часто.

Иван («Бог смилостивился» — древнееврейское) — пожалуй, безусловный лидер. Он встречается в месяцеслове 186 раз, то есть каждый второй день по светскому календарю! Теперь становится понятно, почему в России было так распространено это имя, когда чин наречения происходил в соответствии со святцами.

Больше сотни раз именослов упоминает истинно мужское — и по звучанию, и по характеру — имя Петр («камень» — греческое). Оно было очень употребительно в России до начала ХХ века, однако затем стало терять свою популярность.

По православному календарю Петром мальчиков можно называть каждый месяц: так, в мае это 9, 10, 16, 25, 27, 29 и 31-е число, в июне — 9, 10, 17, 18, 20, 25 и 29-е число, а в некоторые другие месяцы это имя встречается еще чаще.

Василий («царь, царственный» — греческое) — в святцах упоминается 97 раз. Например, именины Василиев приходятся на пять дней в январе (5, 8, 14, 15, 20-го числа), восемь дней в феврале (12, 14, 15, 17, 19, 22, 23 и 26-го числа), семь дней в марте (3, 5, 13, 14, 17, 20 и 24-го числа). И это далеко не полный список!

Федор («божий дар» — русская просторечная форма от греческого «Теодор») — тоже очень частотное по месяцеслову мужское имя. Оно по православному именному «календарю» встречается 89 раз. В мае оно упоминается шесть раз (3, 4, 5, 25, 29 и 31-е число), в июне — семь (3, 4, 6, 7, 18, 21, 28-е число), а в июле — целых 11 раз (4, 5, 6, 8, 17, 19, 21, 22, 25, 27 и 29-е число)!

Совет

Рекомендуем: Какое имя выбрать для мальчика?

Антон («вступающий в бой» — латинское) — имя в месяцеслове встречается 50 раз, причем как в мужском, так и в парном женском варианте. Но справедливости ради стоит отметить, что мужские имена встречаются гораздо чаще, чем женские. В марте Антон в именослове упоминается трижды — 5, 10 и 14-го числа, в апреле — один раз (27-го числа), зато в мае — четырежды (1, 17, 20 и 25-го числа).

Не числом, а умением и красотой

А вот такие популярные недавно женские имена, как Инна и Римма, встречаются в святцах только по два раза каждое и, что примечательно, приходятся на одни и те же дни – 2 февраля и 3 июля. Столь редкие сегодня классическое Юлиана и его «обрусевшая» форма Ульяна — по 13 раз (3 и 15 января, 17 марта, 16 мая, 15 июня, 5 и 19 июля, 30 и 31 августа, 11 октября, 14 ноября и 17 декабря).

Анна («милостивая» — древнееврейское) — встречается в месяцеслове около сорока раз. Чаще всего это женское имя упоминается в феврале (3, 16, 17, 23 и 26-е число), в марте (2, 10, 14 и 19-е число) и в августе (5, 3, 7, 13, 24 и 29-е число).

Мария («святая» — древнееврейское) — дни памяти святых с этим именем приходятся на 37 дней в году. Больше всего — в апреле (2, 14, 17 и 25-е число), на остальные месяцы приходится по три упоминания.

Ирина («мир» — древнегреческое) и его русский вариант Арина можно увидеть в месяцеслове гораздо реже: 20 и 13 дней в году соответственно. Как правило, эти имена упоминаются в одни и те же дни, потому что являются вариантами одного и того же слова.

Анастасия («воскрешенная» — греческое) — значится в святцах 15 дней в году. Одно время это красивое имя считалось аристократическим, и «простолюдинок» им не крестили. Возможно, из-за этого в советское время оно обрело бешеную популярность.

София («мудрость» — греческое) — еще одно женское имя, которое пережило всплеск популярности в 1990-х и 2000-х годах, в именослове упоминается 10 раз. Это 28 февраля, 1 апреля, 6 мая, 4 и 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 и 31 декабря.

Какие же еще красивые и благозвучные женские имена можно найти в святцах? Например, это незаслуженно непопулярные сегодня Агата, Клавдия, Евдокия, Доминика, Агния, Илона, Зоя, Кира, Марта, Пелагея и даже Сюзанна. Православный календарь-именослов предоставляет большое богатство выбора для наречения.

Обратите внимание

Но если присмотреться к святцам повнимательнее, то можно понять, что имен для мальчиков в нем гораздо больше, чем для девочек. С одной стороны, это несправедливо, но с другой, священники дают пояснения, которые помогут родителям девочек.

Рекомендуем: Какое имя выбрать девочке?

Если вы выбираете имя для ребенка по святцам и в ближайшие дни после его рождения нет имен для девочек, которые бы вам нравились, присмотритесь к именам для мальчиков. Очень многие мужские имена можно преобразовать в женские: Виктор и Виктория, Ян и Яна, Василий и Василиса, Валерий и Валерия — вариантов, когда из мужских наименований можно образовать женские, очень много.

Непростой выбор

Сегодня православный календарь-именослов, или святцы, содержит более 1700 имен. Как же определиться с тем, какое имя выбрать для своего ребенка? Предпочтительнее всего смотреть, каких святых церковь почитает в день рождения вашего ребенка.

Есть дни, когда православный календарь предоставляет большой выбор, – например, на такие дни, как 20 марта, приходятся многие мужские и женские имена. Это Василий и Евгений, Емельян и Лаврентий, Нестор и Николай, Нил, Эмиль и Павел — для мальчиков, а также Анна и Антонина, Евдокия и Екатерина, Катарина и Ксения, Мария и Матрена, Надежда и Оксана — для девочек.

Но что делать, если в день рождения ребенка святых упоминается немного или вам нужно организовать чин имянаречения для девочки, а по православному календарю есть упоминания только имен для мальчиков? Смотрите, что посоветует вам именной календарь на восьмой день от рождения ребенка (это день для чина имянаречения). То же самое можно делать, если вам не по нраву те наименования, которые в святцах приходятся на день рождения малыша.

Если и варианты восьмого дня вас не устраивают, выбирайте из вариантов сорока дней после рождения ребенка — ведь обычно крещение совершается на сороковой день жизни дитяти.

В этом интервале календарь-именослов обязательно подскажет приемлемый для вас вариант наречения хоть мальчиков, хоть девочек.

Иногда священник дает благословение на то, чтобы наречь новорожденного не по церковному календарю, а в честь святого, который помог рождению данного малыша, — но это, скорее, дозволенное исключение из общего правила.

Также родителям, собирающимся крестить своих мальчиков или девочек, следует помнить, что, повзрослев, их ребенок уже не сможет сменить имя, данное во время таинства крещения. Исключением может быть только монашеский постриг или изменение вероисповедания.

Что примечательно, в последние годы стала возрождаться традиция, которая была популярна на Руси в допетровскую эпоху, то есть до XVIII века.

Важно

Заключается она в том, чтобы нарекать детей «для мира» и «для церкви»: одно имя знают все окружающие, другое — только сам крещаемый, его родители и священник.

Иногда это приходится делать: если, скажем, ребенку родители уже дали имя, которого нет в церковном календаре, священник выберет из именослова созвучное и проведет крещение уже по святцам.

С днем ангела!

Как вы думаете, почему в советские годы стала возникать путаница — человека, празднующего день рождения стали называть именинником, хотя фактически это не так? Да потому, что раньше человека называли тем именем, которое по святцам и приходилось на день его рождения. И дата рождения вместе с именинами приходилась на один день — и в свой день рождения люди праздновали и именины, то есть почитали тех святых, в честь которых они были названы.

Так что же такое именины? Этот день по-другому еще называют днем ангела или днем тезоименитства.

Если родители вас нарекли тем именем, которое есть в святцах, но вы не знаете, какого святого выбрать в качестве ангела-покровителя, то нужно посмотреть, когда «ваш» святой в первый раз упоминается в именослове после даты вашего рождения. Нужно узнать о нем, молиться ему, просить о помощи и почитать его в день его памяти – и это будут ваши именины.

Если же родители назвали вас так, как в святцах не указано, и вы являетесь православным человеком, то так же следует поступить с именем, которое вам было дано при крещении? Ищете в именослове, когда оно упоминается в первый раз после вашего дня рождения, и определяете, какой святой покровительствует именно вам.

Однако если вы считаете, что вам особенно нужно покровительство другого тезоименитого (одноименного) святого, церковь, как правило, позволяет его выбрать в качестве покровителя и отмечать день ангела, или именины, именно в его день.

Например, у мальчиков, рожденных 9 декабря и названных Даниилами, день ангела может быть 9, 11, 12, 24 или 30 декабря. В качестве исключения родители мальчиков или они сами по мере взросления могут выбрать святого Даниила, который почитается в другой день, и именно тогда отмечать свои именины.

Читайте также:  Что происходит с человеком после смерти: как умирает физическое тело, куда отправляется душа

Отцы православной церкви говорят о том, что нужно не только знать день своих именин и своего покровителя, но и узнать о жизни его и деяниях. Одно из непременных условий для настоящего христианина — не только наречься по святцам, но и всеми своими поступками стараться быть достойным своего святого покровителя.

Источник: http://www.grc-eka.ru/imya/po-cerkovnomu-kalendaryu.html

Официальный сайт Михаило-Архангельского храма с.Ильтеряково

Святцы. Выбор имени по святцам (церковному календарю)

Когда-то наши предки не сильно задумывались о том, какое имя подобрать новорождённому. Они приходили в храм, а священник, открыв святцы, предлагал им  несколько имён святых, память которых чтят в день рождения младенца.

Святцы (месяцеслов) — это церковный календарь, в котором указаны все праздники и памятные дни святых.

В святцах в основном имена с латинскими, еврейскими или  греческими корнями.

В современном мире родители часто спорят, когда выбирают имя, ведь маме, например,  нравится имя Апполон, а папе – Солнышко. Но выбор имени – это дело серьёзное. Человеку оно даётся раз и на всю жизнь.

Но с каждым годом всё больше стало появляться имён старых, выбранных по святцам. Это зависит не только от стремления родителей назвать малыша редким именем, но и тем, что количество  верующих людей растёт с каждым днём. Возрождается православная традиция наречения человека именем.

При выборе имени по святцам лучше руководствоваться следующими простыми правилами:

1)     лучше всего дать имя того святого, память которого чтят именно в день рождения ребёнка. Т.е. – в первый день.   Чаще всего в один день празднуется память не одного святого, а иногда даже большого количества;

2)    если в день рождения мальчика (девочки) не празднуют память святых  мужского пола (женского пола), или ни одно из имён не понравилось,  то можно выбрать имя того святого, чья память празднуется на 8-й день от рождения, ведь в этот день в древности давали  имя, потому что  число восемь – это символ вечности;

3)     если не смогли  выбрать имя в первый или восьмой день, то смотрят период до  40-ка дней от рождения. В  этот день положено приносить ребёнка в храм, чтоб совершить  таинство Святого Крещения, а матери читается очистительная молитва, после чего она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к исповеди и причастию;

4)     имя, как было сказано выше. Даётся один раз при крещении, и больше не меняется, даже если человек поменяет имя в паспорте, что иногда случается. Исключениями могут служить только пострижение в монашество или изменение веры;

5)    бывает, специально или случайно, что у крещеного два имени: мирское и данное при крещении. Такое может быть, если родители дали имя, которого не оказалось  в святцах, т.е. оно не православное. Тогда священник подбирает  близкое по смыслу, созвучное с мирским, имя. Это вовсе не означает,  что теперь у него  два Ангела хранителя;

6)     находясь в храме, надо помнить о православном имени;

7)    при выборе имени не стоит печалиться о том, что этот святой не  был преподобным, а был мучеником. Это совершенно никак не влияет на судьбу человека;

8)    если память святого чтят несколько раз в году, то День Ангела – Именины — самый близкий по дате ко дню рождения, но после него;

9)   Если каким-то образом получилось так, что при крещении было дано неправославное имя, то выбирается новое, православное, имя, читаются разрешительные молитвы, но только после исповеди и при Причащении Святых Таин. Это когда, подходя к Чаше, человек называет новое имя, которое и станет его.

Источник: http://m-a-temple.targlif.com/index.php/svyattsy-vybor-imeni-po-svyattsam

Мужские и женские имена

Главная —> Разное —> Мужские и женские имена

Именослов | Мужские имена | Женские имена | Календарь православных именин

Именослов. Календарь православных именин

Именины (день ангела) — в христианской традиции день памяти какого-либо святого, являющийся праздником для верующего, названного именем этого святого. В России именины членов императорской фамилии и высших церковных иерархов (князей Церкви) называются тезоименитством. Людям более низкого положения такого названия не полагается.

Церковью канонизировано уже более 2 тыс. святых, и вполне понятно, что некоторые из них имеют одинаковые имена, чем и объясняется наличие для некоторых имен нескольких дней именин в году.

Как узнать день именин, если под одним именем указано несколько святых, а иногда одному святому соответствует несколько дат? Именины христианина — это день памяти именно того святого, чьё имя было дано ему при Крещении.

Совет

Если неизвестно, имя какого из одноименных святых носит то или иное лицо, то согласно традиции, следует считать «своим» того, чья память в календаре в сам день рождения или следует за днём рождения. Например, в календаре упомянуты два Валерия — мученик Валерий Мелитинский и мученик Валерий Севастийский.

День памяти первого — 7 ноября старого стиля (20 ноября нового стиля), второго — 9 марта (22 марта н.с.). Для человека c именем Валерий, родившегося с 21 ноября по 22 марта нового стиля, именины — 22 марта нового стиля. Для родившихся с 23 марта н.с. по 20 ноября н.с. — 20 ноября н.с.

При Крещении, священник, в согласии с родителями, вправе дать ребёнку любое имя и назвать любого святого покровителя, вне зависимости от даты рождения. Если святой имеет несколько дней памяти, именинами следует считать только один день. Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века.

Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к.

традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам).

По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — например в честь родственников.

ИМЯ НАРЕЧЕНИЕ

Народная мудрость гласит: С именем — Иван, а без имени — болван. Или: Без вымени овца — баран, корова без клички — мясо. Это в просторечьи. А если торжественно, то: Нет меж живущих людей, да и не может и быть, безымянных: В первый же миг порождении каждый, убогий и знатный, Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает… Так сказал Гомер.

А вот откуда пришли в Россию имена, и всегда ли они были «сладостным даром»? До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение: Светлана, Людмила, Красава, Любава, Милонега, Добронрава, Забава, Милуша, Всеволод, Владимир, Добромысл, Добрыня, Ярослав, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т. д.

Кроме выбора, существовал и обычай выходить за ворота и спрашивать имя первого встречного или встречной. Каковое называлось, такое и давали новорожденному. Считалось, что это принесет ребенку счастье. Иногда имя скрывали или заменяли ложным, чтобы не испортил или не превратил в оборотня колдун.

Предки наши были людьми крайне суеверными, и поэтому не стоит удивляться, что многие имена напоминали прозвища: Волчий Хвост, Нелюб, Ждан, Упырь Лихой, Гнилозуб, Кручина, Болван, Угрюм, Любим и т. д. Если такие имена, как Малинка или Любим, вполне объяснимы, то, например, Болван — совсем неподходящее имя для младенца. Но объяснялись такие оскорбительные имена боязнью «глаза», т. е.

Обратите внимание

привлечения недоброго завистливого внимания злых сил, которые захотят завладеть красивым и здоровым малышом, а на какого-нибудь Гнилозуба не польстятся. Этот обычай очень древен, бытовал у многих народов и сохранился после принятия христианства.

Чтобы запутать бесов, советовали называть ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим, и воистину остроумной находкой было окрестить ребенка Хоздазатом (перс. — дар божий), а звать благозвучным Федором (тоже «божий дар» на греч.) или привычным Иваном (от Йоханаана — божий дар — на евр.), или славянским Богданом, который в переводе не нуждается.

Называли детей и по времени и обстоятельствам появления их на свет.

В старинных рукописях можно встретить имена: Зима, Дорога, Полетко, Суббота, Мороз, Подосен; называли и по профессиям: Кожемяка, Быкодер; по именам разных животных, птиц, рыб: Заяц, Линь, Сом, Гусь, Соловей, Баран, Кот (а вот Карп, оказывается, вовсе не рыба, а означает по-гречески — плод); по народностям, жившим возле места рождения: Татарин, Мордвин.

Для полного исчезновения этих имен понадобилось почти 6 столетий, и дольше всего сопротивлялась введению нового имянаречения северо-западная часть Руси, которая еще ряд столетий после принятия христианства оставалась языческой.

Свободолюбивые новгородцы и поморы вплоть до XIVв совершали волхование и сами выбирали имена своим детям, за что выговаривали гневно в своих посланиях новгородские владыки духовенству: «А те арбуи (волхвы) младенцам их имена нарекают свойски, а вас, игуменов и священников, они к тем своим младенцам призывают после». Итак, после крещения Руси на первом этапе (X- XIII в.

) Церковь установила систему двойного имянаречения — церковного и славянского (языческого) имени, первое — от Церкви, второе — от родителей. Это произошло, потому что при крещении дается имя прославленного своими деяниями в христианстве святого. Своих же святых на Руси еще существовать не могло, поскольку святые не могли быть язычниками.

Значит, и не было таких русских имен, которые бы принимала Христианская Церковь. Приходилось давать чуждые, непривычно звучащие имена — греческие или еврейские. По свидетельству летописей, все русские люди, в том числе и князья, в XI-XII вв. имели по два имени: княгиня Ольга — Елена, Владимир Красное Солнышко — Василий, Ярослав Мудрый — Георгий, Владимир Мономах — Федор.

В Ипатьевской летописи 1178г. есть запись: «Родится у великого князя Всеволода четвертая дочь и нарекоша ей имя в святом крещении Пелагея, а в княжее Сбыслава». В Остромировом евангелии записано имя заказчика: » В крещении Иосиф а мирскы Остромир». Славянские имена в быту считались основными. В XIII в.

Церковь попыталась отменить право родителей на выбор имени новорожденному и установить монопольное право духовенства на присвоение имен христианских. Однако это не дало желаемых результатов и привело к тому, что в народе стал использоваться старый обычай наречения имени при первом постриге, совершаемом у славян, по народному обычаю, в пяти-семилетнем возрасте.

Важно

Таким образом, по церковной записи после рождения человек именовался Василием, а по домашнему обычаю с пяти лет именовался Соботой. С XVI в. употребление языческих имен запрещалось и преследовалось духовенством. Впрочем, в повести А. К. Толстого «Князь Серебряный», действие которой происходит в XVI в.

, одного из героев зовут Дружиной Андреевичем Морозовым, а «антигероя» — Малютой Скуратовым (увы, слишком хорошо известное историческое лицо). А Богдана Хмельницкого мы знаем по его славянскому, а не церковному (в крещении он — Зиновий) имени.

Обычай присвоения двух имен продержался до Петра I, который усмотрел его неудобство, когда была создана регулярная армия, при ведении судопроизводства и оформлении гражданских актов. Таким образом окончательно утвердилось иудейское, греческое и римское именословие, и многие народные имена оказались преданными забвению.

Следует отметить, что у других славянских народов они сохранились, и дети носят имена Снежан, Румян, Милиц, Драгомиров, Радованов и Вуков (от Волка — когда-то популярного в России имени; известен, в частности, дьяк Волк Курицын, живший в XVI в.).

Жемчудница! Моя Нежняна! Краснолюбица -жена, Цветана и Краса-Прельстяна, И Любмила и Весна! Пофантазируем, станут ли когда-то женщины на Руси носить такие имена? У нас же встречаются еще и отдельные имена арабского, индийского, персидского и германского происхождения.

Все они внесены в святцы Русской Православной Церкви (церковная книга, содержащая месяцеслов /календарь/, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым Церковью приурочено религиозное чествование каждого святого). Каждое имя обозначало что-либо на том языке, из которого оно было взято, главным образом, нечто положительное и достойное.

Были, правда, имена, несущие неприятную смысловую нагрузку, например, Ардалион — замаранный, Клавдия — хромоногая, Варвара — грубая, Васса — пустыня, Фока — тюлень, а некоторые звучали весьма неблагозвучно и даже комично: Псой, Дул, Проскудня, Павсикакий, Агафонус.

Представьте сейчас девушку, которую зовут, например, Епихария Мардарьевна, или молодого человека — Евпсихия Кастрикиевича, произведите от их полных имен сокращенные и ласкательные, и вообразите, каково этим несчастным приходилось бы, к примеру, в школе! Каждое имя имеет своего покровителя, т. е.

святого, чья память ежегодно отмечается Церковью в один и тот же день, который в быту называется именины. Некоторые наиболее распространенные имена имеют нескольких святых; случается, что и один и тот же святой чествовался несколько раз в году. Наиболее часто встречаются в святцах имена: Иоанн, Петр, Павел, Александр, Андрей, Михаил, Мария, Анна и Елена.

Совет

Зато Ольга, Татьяна, Алла, Вера, Надежда, Любовь, Людмила и Екатерина имеют только один именинный день. Итак, к середине XIX в. на каждые двенадцать носимых чисто русских имен приходилось не менее тысячи «импортных» — чужестранного происхождения. Сперва имя давалось по святому, чья память выпадала на день крещения.

Читайте также:  Пафнутьев боровский монастырь, расписание служб, старец власий, отзывы, как попасть в свято пафнутьев монастырь в боровске калужской области

Постепенно это правило перестало соблюдаться, и имена стали выбираться по вкусу родителей. В некоторых семьях из поколения в поколение передаются одно-два имени предков, как по женской, так и мужской линии (чаще по последней). Например, дед — Сергей Михайлович, отец — Михаил Сергеевич, сын — Сергей Михайлович и т. д.

В других семьях принято давать детям имена бабушек и дедушек, что всегда и было честью как для старшего члена семьи, так и для только что родившегося. Очень доброе дело объяснить ребенку, когда он подрастет, историю выбора его имени: кто в роду носил его прежде и что это был за человек. С именами связывалось множество суеверий.

Нельзя давать новорожденному имя умершего ребенка, чтобы он не унаследовал его судьбы; можно назвать именем умершего деда или бабки, если они были счастливы и удачливы, т. к. судьба передается через поколение, или просто удачливого предка. «Узнав, что младенец назван Александром, дядя всплеснул руками.

— Великолепное имя, — сказал он — Два величайших полководца, государыня сестрица, в мире: великолепный Аннибал и Александр. И еще Александр Васильевич — Суворов. Поздравляю, сударыня сестрица! Это великолепное имя вы выбрали.

— Имя дано более по фамильной памяти, — сказал неохотно Сергей Львович, — по прадеду его, по Александру Петровичу, ибо он — прямой основатель семейного благополучия, а не по Суворову, — добавил он тонко и покосился на Карамзина». (Ю. Тынянов. «Пушкин»). Вот еще какие особенности употребления имен на Руси отмечает В.

Даль: «Имена умалительные были в большом ходу и в разном значении, например, как ласка (Сеня, Сенюшка, Сенюша, Сенютка), зывали так и князей своих, особо Галицких (Владимирко, Василько), или в знак преданности, покорности, подлый перед боярином, а этот перед князем, царем (Петрушка, Федька, Митька), а попы в сем значении писались на — «чище» (Иванчище, Степанчище); особое умалительное окончание водилось для детей незаконных: «Святослав ушел во Владимир, и с ним два сына его от наложницы: Мстиславец и Ярославец». Если у женщины рождаются одни девочки, она дает последней свое имя, дабы следующим родился мальчик. Чтобы до поры обмануть болезнь, приставшую к ребенку, надо временно назвать мальчика именем девочки, и наоборот. До крещения дитя можно назвать покуда каким-нибудь именем, например, Богдан. Наречь ребенка именем праведника — к добру, а именем мученика — к худу. Раскрыть имя ребенка до крещения — тяжкий грех, который может повлечь за собой смерть новорожденного. С именем связано множество пословиц и поговорок: Без имени ребенок — чертенок. Кабы она не выла, так и не была бы выпь. В лицо человек себя не знает, а имя свое знает. Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном. Слывет Нижним, да стоит на горе. Фоку приставляй сбоку, а Демид прямо глядит. Катя-Катерина — ножка голубина. Петька-Петух на яйцах протух. Сашки-канашки (от канальи), Машки — букашки, Маринушки -разинюшки. Фофан — с толокном, а Федор — с волокном. Говорят, что имя может повлиять на судьбу человека. Для тех, кто верит в это, а также и для тех, кто хочет дать своему ребенку ангела-хранителя и возродить семейный праздник — день именин, приводим ниже список наиболее употребительных православных имен с указанием дней именин и объяснением значения каждого имени. Ближайший к вашему дню рождения день памяти святого, с чьим именем совпадает ваше, — и есть день вашего Ангела. А что творилось в дореволюционном Санкт-Петербурге 30 сентября, когда именинницами становились все Любочки, Верочки, Наденьки и Сонечки (имена в ту пору весьма распространенные) одновременно! Весь город словно сходил с ума — ни цветов, ни тортов не достать, извозчики дерут втридорога, в магазинах — толкотня, ювелиры, парфюмеры и кондитеры ликуют! А именины Машенек и Шурочек превращались в государственные праздники, т. к. эти дни совпадали с именинами главных «Шурочки» и «Машеньки»: императрицы Александры Федоровны — и вдовствующей императрицы Марии Федоровны «тезоименитствами».

На именины родственники приходили без приглашения, непременными участниками торжества были крестный отец и крестная мать, пекся знаменитый «именинник» — так назывался именинный каравай, который в допетровские времена рассылался по утрам знакомым и служил напоминанием о празднике, а к началу нынешнего столетия превратился в торт (свечи на него не ставились).

О выборе имени человека. Советы и приметы.

Имя — это первый подарок, если не считать самой жизни, который родители преподносят своему ребенку, и подарок этот — на всю жизнь. Чем руководствоваться при выборе имени? Красивым звучанием? Памятью о друге? Модой? Вот какие рекомендации дает на этот счет известный специалист по изучению тайных нитей, связующих имена и характеры людей, БОРИС ХИГИР.

Прежде всего оно не должно быть слишком длинным и трудным. Лучше, если имя легко произносится и запоминается как само по себе, так и с отчеством. Труднопроизносимое имя становится помехой при общении, вызывает напряжение у того, кто обращается, и неловкость у того, к кому обращаются.

Обратите внимание

Нельзя, чтобы имя пугало, налагало на его обладателя тяжелую обязанность тянуться за собственным именем, быть «не хуже его». Человек, по сути, носит сразу три имени: собственное имя, отчество и фамилию. Выбирая имя, никак нельзя забывать, что ему придется звучать в кругу этих «соседей» и самому превращаться в отчество.

Нельзя, чтобы имя, каким бы красивым оно ни было, звучало полнейшим диссонансом с фамилией ребенка. Желательно, чтобы имя не затрудняло образования ласкательных форм (Светочка, Санечка, Василек, Алёнушка и т.д.). Это дает возможность передавать различные нюансы отношения к человеку. Оно должно легко образовывать отчество.

Иначе это будет приносить страдания вашему повзрослевшему внуку. Желательно, чтобы в соединении с отчеством имя произносилось гармонично и не было в этом сочетании нагромождения согласных.

Гармоничное звучание возникает в том случае, если ударение в имени и отчестве приходится на одинаковый по счету слог; если на стыке имен и отчеств не появляется четырех согласных или двух гласных. Нежелательно называть девочек именами, ведущими начало от мужского имени, если вы не хотите, чтобы у ваших дочерей сложился мужской характер.

Многочисленные наблюдения показали, что женщины с мужскими именами (Александра, Антонина, Серафима и т.д.), как правило, — со сложным характером, настойчивы, упорны, упрямы и властны. В их характере преобладают твердые, мужские черты. Судьба у женщин, названных мужскими именами, чаще всего не усыпана розами.

Исследования показывают, что влияние имени на характер и судьбу человека очень многогранно и сложно и, увы, при этом совершенно недостаточно изучено. Поэтому рекомендуется при выборе имен ваших детей пользоваться старой системой святцев. В святцах было указано, на какой день каждого месяца приходится чествование того или иного святого. Если следовать им, то, по крайней мере, вы обеспечите своему ребенку покровительство свыше.

Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до семнадцатого века родители держали в секрете имя, данное ребенку при крещении, пытаясь обмануть тем самым злых духов.

Именослов | Мужские имена | Женские имена | Календарь православных именин

Источник: http://pro-everyday.ru/index.php?id=raznoe/2

❶ Как выбрать имя по святцам

Православные издревле выбирали имя новорожденному по святцам. В советские времена этот обычай был практически забыт, сегодня православные семьи опять вернулись к давней традиции. Новорожденного малыша называют по имени одного из святых, который становится ангелом-хранителем человека на протяжении всей его жизни.

Правильно выбрать имя по святцам поможет православный календарь

Чтобы правильно выбрать имя по святцам, следует придерживаться православного календаря, в котором у каждого святого или святой есть свои даты для поминовения.

Считается, что лучше всего называть ребенка по имени святого, в день памяти которого он родился.

Важно

Обычно в один и тот же день поминают несколько святых, поэтому у родителей существует возможность выбора защитника или защитницы для своего малыша.

Как быть в том случае, если пол ребенка не совпадает с полом святых, поминаемых в день его рождения? Или вы хотите назвать ребенка именем другого святого? В этом случае есть возможность выбрать имя ребенка позднее.

Православная церковь предоставляет родителям возможность выбрать имя святой или святого, поминаемых на 8 день со дня рождения малыша (во время наречения) либо при крещении (в течение 40 дней после появления ребенка на свет).

Правильно выбрать имя по святцам можно прямо в Интернете

Сегодня выбрать имя по святцам правильно легко. Сделать это можно непосредственно в Интернете. Среди огромного количества информации, имеющейся в мировой сети, православные святцы – не исключение.

Если вы по какому-либо обстоятельству не склонны доверять ресурсу, на котором нашли информацию, ее можно проверить в других источниках, в том числе и на официальных православных сайтах.

Ангел-хранитель не только защитит и обережет вашего малыша, но поможет его душе обрести духовное единение со своей страной и народом, выбрать верный жизненный путь и сохранить на его протяжении ясность мысли и душевный покой.

Источники:

  • как выбирают имена по святцам в 2019

Выбор имени для новорожденного – важное и ответственное решение, от которого во многом будет зависеть и судьба ребенка. Традиция выбора имени в соответствии с православным календарем практиковалась в России со времен Крещения до коммунизма. В наше время она возрождается, и многие родители, даже не имеющие прямого отношения к христианству, выбирают имя дочери или сыну по святцам.

Инструкция

Возьмите православный календарь с перечислением имен святых, чья память празднуется в день рождения ребенка. Почитайте историю («житие») каждого из них, в особенности если имя вам нравится. Узнайте перевод имени.

Эта вербальная информация (жизнеописание и значение имени) может символизировать ваше отношение к ребенку или надежды на его будущее. К примеру, такое редкое имя, как Евдокия означает «благоволение», а Агапий – «возлюбленный», Алексей – «защитник, поборник, победитель».

Если не нашлось имен, которые вам нравятся или соответствуют полу чада, посмотрите на восьмой день после рождения (через неделю). Проанализируйте имена святых, вспоминаемых в эту дату. Вообще принято крестить и называть именем ребенка именно на восьмой день.

Если и в восьмом дне нет имени, которое вам нравится, просмотрите все даты до сорокового дня с рождения. Какие-то имена будут повторяться, но история каждого святого уникальна. Вы обязательно найдете имя, подходящее для вашего ребенка.

Выбирая имена для своих детей, люди пользуются разными критериями: кто-то называет сына в честь деда или прадеда, кто-то – в честь знаменитого человека, а кому-то просто нравится звучание того или иного имени. Христиане, выбирая имя для ребенка, ориентируются на Святцы.

Содержание статьи

  • Имянаречение в Православной церкви
  • Выбор имени по Святцам

Святцы представляют собой церковный месяцеслов. Он включает список всех людей, которых Церковь почитает как святых, и расположенных в календарном порядке дней их памяти. Святцы подразделяются на мужские и женские.

В Святцах указывается не только имя святого, но и его ранг – указание на судьбу этого человека и характер его духовного подвига. Это может быть пророк, апостол, мученик, первомученик, священномученик, святитель, преподобный, праведный или блаженный.

Наряду с обычными существуют лицевые святцы, в которых присутствуют и изображения святых.В Русской Православной церкви имянаречение когда-то предшествовало крещению: имя нарекали на 8-й день после рождения, а крестили через 40 дней. В настоящее время наречение имени совмещается с крещением.

Человек может получить при крещении только такое имя, которое присутствует в Святцах – т.е. имя какого-либо святого. Случается, что крещение принимает человек, у которого уже есть имя, отсутствующее в православных Святцах – Полина, Виктория, Руслан и т.д., в этом случае он получает другое имя.

В миру такой человек может именоваться как угодно – имя в документах менять не обязательно, но поминать в молитвах, исповедовать, причащать, венчать и отпевать его будут под именем, данным при крещении.

Совет

Святой, чье имя получил человек при Крещении, становится его покровителем. Некоторые христиане не празднуют день рождения, но обязательно отмечают именины – день памяти своего небесного покровителя

В настоящее время выбор имени по Святцам не регламентируется никакими жесткими правилами – достаточно, чтобы имя в Святцах присутствовало. Если такое имя носили многие святые (например, Мария или Иоанн), покровителем человека считается тот святой, день памяти которого отмечается в ближайшее время после его дня рождения.

Например, если Елена родилась 2 марта, ее именины – 19 марта, а покровительница – святая равноапостольная Елена, мать византийского императора Константина.Если же родители хотят выбрать имя по Святцам, для этого существуют разные критерии. Можно выбрать имя святого, день памяти которого отмечается в день рождения ребенка.

В большинстве случаев речь идет о нескольких святых, так что выбор есть.Учитывая традицию нарекать имя на 8-й день после рождения, ориентироваться можно и на эту дату. Наконец, можно дать человеку имя святого, в день памяти которого он принимает крещение.

Некоторые проблемы возникают с выбором имени для девочки: не на всякий день приходится праздник в честь какой-нибудь святой женщины, поэтому для девочек допускается сдвиг на несколько дней.

Источники:

  • Как выбрать имя по-Божиему

Распечатать<\p>

Как выбрать имя по святцам

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-3168-kak-vybrat-imya-po-svyatcam

Ссылка на основную публикацию