Отличие православного креста от католического. Распятие. Значение крестной смерти Христа
Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.
Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого надетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.
Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы.
Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто.
В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.
Форма креста
Четырехконечный крест
Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.
Восьмиконечный православный крест
Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.
Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос.
Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни).
Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей.
Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.
Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе«.
Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф.
27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).
Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.
Шестиконечный крест
Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.
Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.
«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», — говорит Сербский Патриарх Ириней.
Распятие
В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.
Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно.
В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни.
Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.
У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском.
На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного.
Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.
На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.
Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Православное Распятие Католическое Распятие
В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу.
Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество.
Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.
Значение крестной смерти Спасителя
Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата.
Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии).
Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.
Распятие на кресте у римлян
До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).
Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.
Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.
Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?
Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями.
Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно!» — возражали одни; «Это не нужно!» — утверждали другие.
Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).
Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества.
Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.
При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце.
Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св.
Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.
(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:
а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;
б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;
в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;
г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;
д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем.
Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).
В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина.
Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест.
О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).
«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!
Различия католического и православного креста
Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:
Католический крест Православный крест
- Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
- Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
- Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
- Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.
Материал подготовил Сергей Шуляк
Источник: hram-troicy.prihod.ru
Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка
В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты… подробнее
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.
Просмотрено (130798) раз
Источник: http://voskrcerkov.ru/2014/04/23/otlichie-pravoslavnogo-kresta/
православный нательный крестик отличие от католического
7694 просмотров
Христианский (православный) нательный крест — символ веры, который человек получает в момент своего приобщения к вере — Крещения и носит по своей воле всю жизнь до последних своих земных дней. Он призван оберегать, защищать от бед и несчастий, нести вдохновение и напоминать о сути веры.
Крест имеет древнюю историю, он появился задолго до Христианства в разных культурах: восточной, китайской индейской и других. Археологи находят древние оттиски креста в наскальных изображениях пещер Скандинавии, острова Пасхи, в Индии, Японии….
Крест олицетворяет великое равновесие, гармонию в Мироздании, несёт глубокий тайный смысл знаний, накопленных нашими древними предками. Сакральное (скрытое глубокое) значение крест приобрёл после того, как на нём был распят Иисусу Христос.
Есть люди, которые носят крест как украшение, как дань моде, при этом не считая себя верующими. Запретно ли это? Конечно нет, для такого человека крест и будет выполнять роль украшения, совершенно лишённый смысл тех вещей, что мы обозначили выше.
Чем отличается православный крест от католического
Восьмиконечный крест с у древних людей считается самым мощным защитным оберегом от нечисти, и всякого рода зла. Хотя и шестигранный тоже широко использовался.
Бытует мнение, что у католиков и православных разные формы у креста. Как отличить крест православный от католического? Вообще подобного вопроса у православного верующего быть не должно, поскольку любая форма креста приемлема для такого верующего. Преподобный Федор Студит писал:
И пусть форма и смысл креста на протяжении веков менялись, добавлялись какие-то атрибуты, но с тех пор, как на нём принял жертву Христос, он стал символом победы добра над злом.
О том, как важен этот символ для каждого верующего говорил сам Господь:
Сербский Патриарх Ириней так говорит:
А в чём же смысл всех граней креста и что они означают?
Православные чаще носили кресты шестиконечные, когда добавлена нижняя перекладина, символизирующая “мерило праведное”: на одной чаше весов – грехи, на другой – праведные деяния.
Для православного форма нательного креста не должна иметь значение, гораздо важнее та информация, которая обозначена на нём.
- Надпись «Иисус Назарянин Царь Иудейский» на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: на католическом латинским шрифтом «INRI», на православном — славяно-русским » IHЦI». Иногда она имеет такую форму «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа;
- Часто на обратной стороне крестика есть надпись «Спаси и сохрани».
- В самом низу иногда в другом месте можно видеть надпись «НИКА» — что означает Победитель.
- Еще одной отличительной особенностью является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом распятии, и каждая по отдельности пригвождена на православном кресте.
- Западные христиане (католики) изображают Иисуса измученным и мёртвым для них он — человек. Для православных Иисус — это Бог и человек в одном лице, его распятие чаще всего имеет плоскую изображение. Католики делают его более объёмным.
- У католиков на голове Иисуса терновый венок, у православных голова не покрыта.
Но ещё раз повторюсь, по сути все эти отличия не столь существенны.
И всё же, выбирая себе крест и ребёнку, отдайте предпочтение тому, который без распятия. При всей любви к Иисусу и преисполненные благодарности и почитания, помните, что в распятии заключена энергия боли и страдания, которая давит на вашу душу и сердечную чакру, наполняя и без того полную своих страданий жизнь вашу. Задумайтесь…. Посмотрите это видео:
И помните, что крестик — это всего лишь символ веры, и он не может заменить саму веру.
Источник: https://OZagovorah.ru/otnosheniya/pravoslavnyj-natelnyj-krestik.html
Различия между православным и католическим крестами
Из множества разных течений христианства лишь у православных и католиков почитаются иконы и кресты. Кресты служат для украшения церковных куполов, жилых домов, носятся на шее. Протестанты же этот символ — крест, не признают. Они воспринимают его как символ казни, орудие, с помощью которого Иисусу причинили великие страдания и смерть.
Причина ношения нательного креста у каждого своя. Некоторые таким способом просто пытаются соответствовать моде, иные используют его в качестве красивого ювелирного украшения, третьи считают талисманом. Однако для многих крестик, который был впервые надет при прохождении обряда крещения, служит настоящим символом искренней веры.
Смерть Иисуса Спасителя
Известно, что причиной возникновения креста стала мученическая гибель Иисуса, принятая им по приговору, который вынужденно вынес Понтий Пилат.
Это был популярный метод исполнения смертной казни в древнеримском государстве, который римляне позаимствовали у карфагенян (распространено мнение, что именно карфагеняне первыми стали использовать распятие).
Чаще всего к казни таким способом приговаривались разбойники; многих ранних христиан, которые подвергались преследованиям в Римской империи, тоже казнили на кресте.
До Иисуса крест был средством позорной казни. Однако после Его гибели он превратился в символ победы жизни и добра над смертью и злом, напоминанием о безграничной любви Господа, чей Сын освятил крест Своей кровью, сделав его средством благодати и освящения.
Православный догмат Креста (также называемый догматом Искупления) подразумевает, что гибель Иисуса является выкупом для всех людей, призванием всего человечества. Крест отличается от казни любым другим способом тем, что позволил Спасителю умереть, расставив руки в стороны, как бы призывая людей со всех концов земли.
При чтении Библии можно убедиться, что подвиг Христа — это главный эпизод Его жизни на земле. Его крестные страдания позволили смыть свои грехи, покрыть долг людей перед Господом — искупить (то есть выкупить) их. Голгофа содержит непостижимую тайну любви Творца.
Итак, католический крест православный крест — в чём разница между ними?
Специально для вас: Какие существуют обереги от ведьм
Форма креста
Сейчас в магазинах и церковных лавках предлагается большое количество самых разных по форме крестиков.
Но нередко и сами родители, которые собрались покрестить ребёнка, и продавцы не способны отличить православный крест от католического, хотя они легко различаются.
Католический нательный крестик — 4-угольный вариант, имеющий 3 гвоздя, тогда как православный крест может быть 4-конечным, 6- и 8-конечным, имеет 4 гвоздя.
В западном мире, таким образом, самый распространённый крест — 4-конечный. С 3-го столетия нашей эры, когда такие кресты возникли в катакомбах Древнего Рима, на востоке до сих пор употребляется данная форма креста в качестве равночестной любым остальным.
Вообще в православии форма креста большой роли не играет, намного важнее изображение на нём, но наиболее популярными стали 8-конечные и 6-конечные кресты.
8-конечный крест православных в наибольшей степени отвечает исторически достоверному кресту, который действительно был использован для распятия Христа. Такой крест преимущественно используют Русская и Сербская православные церкви. Он содержит помимо крупной расположенной горизонтально перекладины ещё 2 перекладины.
При этом расположенная сверху перекладина изображает табличку, на которой написано «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (ИНЦИ, на латыни — INRI), а находящаяся снизу служит подпоркой для ног и является символом «мерила праведного», которое взвешивает хорошие поступки и грехи.
Принято считать, что её наклонение влево указывает, что тот разбойник, который был распят справа от Иисуса, покаявшись, отправился в рай, а тот разбойник, которого распяли слева, хуля Христа, ещё больше усилил свои посмертные страдания, а затем последовал в ад.
IС и ХС — христограмма, которая символизирует имя Иисуса Христа.
Такой 8-конечный крест с древности принято считать наиболее действенным средством защиты от разной нечисти, всего зла — и видимого, и незримого.
Шестиконечный крест
Очень популярным в православии, прежде всего в древнерусские времена, был 6-конечный крест. Он тоже оснащён перекладиной в наклонном положении: тот её конец, что находится снизу, является символом нераскаянного греха, а расположенный сверху — символом освобождения через покаяние.
Специально для вас: Карельские куклы-обереги
Но сила креста — отнюдь не в его форме. Она заключается в силе распятого Иисуса, именно благодаря ему крест считается чудотворным.
Разнообразие форм креста церковь считает совершенно закономерным явлением. Преподобный Феодор Студит говорил, что крест любой формы — истинный, в любом виде он обладает неземной красотой и животворящей силой.
Распятие
И у католиков, и у православных основную роль играет не форма креста, а образ Иисуса на кресте. Итак, католический крест и православный крест — в чём разница между распятиями на них?
До 9-го столетия Христа изображали живым, уже воскресшим, торжествующим, лишь в 10-м веке возникли образы мёртвого Иисуса.
Нам известно, что на кресте Иисус умер. Однако известно также, что затем Христос воскрес, пострадав исключительно добровольно из побуждений своей любви к человечеству, стремясь научить людей беречь свою душу и дать возможность всем также воскреснуть для вечной жизни.
Православное Распятие содержит обязательно эту радость воскресения. На православных крестах Спаситель не мёртв, он свободно раскинул руки, его ладони открыты, словно Христос стремится обнять всех, чтобы подарить людям безграничную любовь и открыть дорогу к вечности.
Таким образом, Он изображён не мёртвым телом, а живым Богом, это подчёркивается в Его образе.
Православный крест над главной перекладиной, расположенной по горизонтали, содержит ещё одну, символизирующую табличку, прибитую в кресту, на которой указано преступление.
Поскольку Пилат так и не придумал, как же сформулировать вину Иисуса, какое преступление ему приписать, на его табличке было написано «Иисус Назарей Царь Иудейский» сразу на 3-х языках — греческий, латынь, арамейский. Латинскими буквами данная надпись пишется INRI, древнерусскими – IHЦI или ІHHІ. Находящаяся внизу диагональная перекладина подпирает ноги.
Ещё она указывает на 2-х разбойников, которые были распяты по сторонам от Иисуса. Один разбойник перед своей смертью раскаивался в совершённых им грехах и за это вошёл в Царствие Небесное. Второй хулил Спасителя и попал в ад.
Специально для вас: Амулеты для привлечения денег и удачи
Изображение Иисуса на кресте у католиков натурализовано. Он изображён мёртвым, часто с кровью из ран. Это — проявление всех человеческих страданий, которые испытал Христос.
Разница между католическим и православным крестом
Итак, можно говорить о таких отличиях этих двух типов креста:
- Форма православного креста преимущественно является 8-конечной либо 6-конечной, тогда как форма католического креста — 4-конечная.
- Оба вида креста содержат таблички с одной и той же надписью, однако написаны эти надписи на двух языках: на католическом кресте — на латыни (INRI), на православном — на церковнославянском (IHЦI).
- Другое принципиальное отличие православного креста от католического заключается в положении ног Иисуса, а также числе гвоздей. Католический крест содержит изображение ног, сведённых вместе, при этом каждая из них прибита отдельно на православном распятии.
- Последнее различие православного и католического креста — изображение самого Христа. На православном распятии он изображён Богом, который открывает путь к жизни вечной, тогда как католический крест показывает его просто человеком, испытывающим страдания.
Источник: https://SuperPrivorot.ru/amulety/pravoslavnyi-i-katolicheskii-kresty
5 отличий православного креста от других
Верующий человек по правилам носит крест. Но как же выбрать правильный и не запутаться в их многообразии? О символике и значении крестов вы узнаете из нашей статьи.
Видов крестов очень много и очень многие уже знают, что нельзя делать с нательным крестом и как правильно его носить. Поэтому в первую очередь возникает вопрос о том, какие из них имеют отношение к православной вере, а какие — к католической. В обоих видах христианской религии есть несколько типов крестов, в которых и необходимо разобраться, чтобы не путать.
Основные отличия православного креста
- имеет три поперечных линии: верхняя и нижняя — короткие, между ними — длинная;
- на концах креста может быть оформлено по три полукруга, напоминающие трилистник;
- на некоторых православных крестах внизу вместо косой поперечной линии может быть месяц — этот знак достался от Византии, от которой было перенято православие;
- Иисус Христос распят в ногах обязательно двумя гвоздями, в то время, как на католическом распятии — один гвоздь;
- на католическом распятии присутствует некоторый натурализм, который отображает муки Иисуса Христа, которые он пережил за людей: тело выглядит буквально тяжелым и свисает на руках. Православное распятие показывает торжество Бога и радость Воскрешения, преодоление смерти, поэтому тело как бы наложено сверху, а не висит на кресте.
Католические кресты
В первую очередь, к ним относится так называемый латинский крест. Как и все, он представляет собой вертикальную и горизонтальную линии, при этом вертикальная заметно длиннее.
Его символика такова: именно так выглядел крест, который Христос нес на Голгофу. Ранее он использовался и в язычестве.
С принятием Христианства латинский крест стал символом веры и ассоциируется порой с противоположными вещами: со смертью и воскрешением.
Еще один похожий крест, но с тремя поперечными линиями, называется папским. Он имеет отношение только к Папе Римскому и используется на церемониях.
Есть также много видов крестов, которые использовали всевозможные рыцарские Ордены, такие как Тевтонский или Мальтийский. Поскольку они были подчинены Папе Римскому, то эти кресты также можно считать католическими. Они выглядят слегка отлично друг от друга, но общее в них то, что их линии заметно сужаются к центру.
Лотарингский крест очень похож на предыдущий, но имеет две перекладины, при этом одна из них может быть короче другой. Название указывает на местность, в которой появился этот символ. Лотарингский крест появляется на гербах кардиналов и архиепископов. Также этот крест является символом греческой православной церкви, поэтому не может быть полноценно назван католическим.
Православные кресты
Вера, конечно же, подразумевает, что крестик необходимо носить постоянно и не снимать, за исключением самых редких ситуаций. Поэтому выбирать его необходимо с пониманием.
Самый широко используемым в православии крестом является восьмиконечный. Изображается он следующим образом: Одна вертикальная линия, большая горизонтальная линия чуть выше центра и еще две более коротких перекладины: над и под ней.
При этом нижняя всегда наклонена и ее правая часть находится на уровне ниже левой.
Символика этого креста такова: он показывает уже тот крест, на котором Иисус Христос был распят. Верхняя поперечная линия соответствует прибитой перекладине с надписью «Иисус Назарянин, царь иудейский».
По библейскому преданию, так над ним пошутили римляне после того, как уже распяли на кресте и ждали его смерти.
Поперечная перекладина символизирует ту, к которой были прибиты гвоздями руки Христа, а нижняя — где были прикованы его ноги.
Наклоненность нижней перекладины объясняется следующим образом: вместе с Иисусом Христом были распяты два разбойника. По преданию, один из них раскаялся перед Сыном Божиим и тогда получил прощение. Второй же стал насмехаться и только усугубил свое положение.
Тем не менее, первый крест, который был первым завезен из Византии в Россию, был так называемый греческий крест. Он, как и римский, является четырехконечным. Разница в том, что он состоит из одинаковых прямоугольных перекладин и является совершенно равнобедренным. Он послужил основой для очень многих других видов крестов, в том числе крестов католических орденов.
Другие виды крестов
Андреевский крест очень похож на букву Х или на перевернутый греческий крест. Считается, что именно на таком был распят апостол Андрей Первозванный. Используется в России на флаге ВМФ. Также он изображен на флаге Шотландии.
Кельтский крест также похож на греческий. Он обязательно взят в круг. Этот символ использовался очень давно на территории Ирландии, Шотландии и Уэльса, а также части Британии. Во время, когда не было распространено католичество, в этой местности преобладало кельтское христианство, которое и пользовалось данным символом.
Порой крест может являться во сне. Это может быть как благим, так и очень дурным знаменьем, как утверждает сонник. Всего доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и
Наши сны являются отражением нашего сознания. Они могут нам многое сказать о нашем будущем, прошлом …
Молитва почитаемому христианскому святому, которого Бог наделил даром исцелять больных людей, считается одной из самых сильнейших. …
Николай Чудотворец является одним из самых значимых и сильных Святых в православной церкви. Он способен помочь человеку в критической ситуации …
К молитвам надо прибегать не только в момент горя или несчастья, а ежедневно, благодаря Всевышнего за каждый прожитый день. Узнайте …
Источник: https://dailyhoro.ru/article/5-otlichij-pravoslavnogo-kresta-ot-drugih/
иеромонах Адриан (Пашин). Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный? / Православие.Ru
Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.
В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся – встреча мира нашего с миром духовным.
Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства.
Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью – это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться… только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).
Рис. 1. Четырехконечный крестНа Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1), который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит – римский крест.
Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою.
«И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, – говорит святитель Дмитрий Ростовский.
– И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».
Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.
Рис. 2. Восьмиконечный православный крестВосьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие.
«А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.
Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин.
19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).Рис. 3.
Православное распятиеИздревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3), и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).
С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа – это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).
Поэтому в традиции Православия – изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник – Крест.
Рис. 4. Католическое распятиеА традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста – Его торжество.
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».
26 сентября 2012 г.
Источник: https://pravoslavie.ru/56338.html
Чем отличается православный крест от католического?
Всех христиан объединяет единая вера в Спасителя. При этом каждое направление внутри христианской религии предлагает своё толкование того или иного аспекта вероучения. Не каждый последователь Христа знает, чем отличается православный крест от католического. Различия между ними действительно есть, и не заметить их невозможно.
Когда появились различия?
Раскол христианской церкви на западную и восточную произошёл в 1054 году. Однако предпосылки к нему появились значительно раньше. Несмотря на то, что у представителей западного и восточного христианства была одна вера, подход к ней отличался.
Разногласия возникли даже в представлениях о том, как должен выглядеть священнослужитель. «Латиняне» брили бороды. Для восточного духовенства такое поведение было недопустимым. Различия стали заметны и при проведении обрядов, украшении храмов и т. д. Христиане не стремились к тому, чтобы устранить разницу.
Они делали её ещё более видимой, противопоставляя себя тем, кто, по их мнению, поклонялся Богу неправильно.
Главный символ веры
Главным символом веры и для православных, и для католиков остался крест. С его помощью также можно определить, представитель какого направления находится перед нами.
- Форма. Католический крест имеет только 4 конца. У православного их может быть 6 или 8. Дополнительные концы появляются за счёт дополнительных перекладин. На нижнюю из них, расположенную наискосок, Спаситель опирается ногами. Эта часть креста напоминает о разбойнике, находившемся рядом с Христом в момент распятия. Человек, грешивший до конца своих дней, искренне раскаялся и был прощён. Нижний элемент главного символа веры призван напомнить о важности покаяния. Верхняя перекладина напоминает о табличке, которая гласила: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». У католиков тоже встречаются кресты с 6 и 8 концами. Но предназначены они не для простых мирян. Шестиконечный крест носят архиепископы, восьмиконечный – Папа Римский.
- Изображение Спасителя. Чтобы понять, чем отличается православный крест от католического, достаточно внимательно рассмотреть изображённого на распятии Иисуса. В православном варианте Спаситель выглядит спокойно и величественно. Его ладони раскрыты. Ноги могут стоять на перекладине или быть прибитыми к кресту двумя гвоздями. Православие стремится изобразить Спасителя живым, победившим смерть. Именно поэтому глаза Иисуса могут быть открытыми. Вокруг головы иногда располагается нимб. Изображение Спасителя на католическом распятии более реалистично. Ладони почти сжаты. На теле часто заметны раны. На голову надет терновый венец. Ноги прибиты к кресту одним гвоздём. На кресте ордена францисканцев Христос был прибит четырьмя гвоздями. Однако в XIII веке францисканское распятие приобрело привычный для современных католиков вид. Западные христиане изображают Иисуса измученным и мёртвым. Голова его всегда поникшая, а глаза закрыты. Православное распятие чаще всего изображает плоскую фигурку. Католики делают её объёмной.
- Надписи. Узнать распятие можно и по надписи. Словосочетание «Иисус Назарянин Царь Иудейский» встречается и у католиков, и у православных. На католическом кресте она будет иметь следующий вид – INRI (латинская аббревиатура). На православном распятии заметны буквы IНЦI (старославянская аббревиатура). Здесь же встречаются надписи «Сын Божий», «Царь Славы» и «НИКА».
- Кресты на могилах и на храмах. И православные, и католики хоронят покойных головой на запад. На могильных крестах в большинстве случаев отсутствует изображение Иисуса. Характерная форма обычно сохраняется. При этом на могиле православного можно увидеть четырёхконечный крест. Основное отличие будет состоять в том, что у православных символ веры находится в ногах, а у католиков – в изголовье. Католический крест на храме всегда имеет 4 конца. На православной церкви может быть установлен крест с 4, 6 или 8 концами.
Присмотревшись внимательно к обоим вариантам распятия, можно без труда понять, чем отличается православный крест от католического. Истинная же вера определяется не принадлежностью к западной или восточной церкви, а умением соблюдать заповеди Христа.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1172338590581786846/chem-otlichaetsya-pravoslavnyj-krest-ot-katolicheskogo/
Отличия православного креста от католического
В католической и православной традиции крест является великой святыней в меру того, что именно на нем Пречистый Агнец Божий Господь Иисус Христос притерпел мучения и смерть для спасения человеческого рода. Кроме крестов, венчающих православные храмы и католические костелы, существуют и нательные распятия, которые верующие люди носят у себя на груди.
Существует сразу нескольких отличий нательных православных крестов от католических, которые сформировались в течение нескольких столетий.
В древней христианской Церкви первых веков форма креста преимущественно была четырехконечной (с одной центральной горизонтальной перекладиной).
Такие формы креста и его изображения находились в катакомбах во времена гонений на христиан со стороны римских языческих властей. Четырехконечная форма креста и поныне остается в католической традиции.
Православный крест чаще всего являет собой восьмиконечное распятие, на котором верхняя перекладина — табличка, на которой была прибита надпись: «Иисус Назарянин Царь Иудейский», а нижняя скошенная перекладина свидетельствует о раскаянии разбойника.
Такая символичная форма православного креста указывает на высокую духовность покаяния, сподобляющего человека царства небесного, а также сердечного ожесточения и гордости, влекущей за собой вечную смерть.
Кроме этого, в православии можно встретить и шестиконечные формы креста. В данном виде распятия кроме основной центральной горизонтальной имеет место и нижняя скошенная перекладина (иногда встречаются шестиконечные кресты с верхней прямой перекладиной).
К другим отличиям относят изображения Спасителя на кресте. На православных распятиях Иисус Христос изображен Богом, победившим смерть. Иногда на кресте или же иконах крестных страданий Христос изображен живым. Такое изображение Спасителя свидетельствует о победе Господом смерти и спасении человечества, говорит о чуде воскресения, последовавшем после телесной смерти Христа.
Католические кресты более реалистичны. На них изображен Христос, умерший после страшных мук. Зачастую на католических распятиях руки Спасителя провисают под тяжестью тела.
Иногда можно видеть, что пальцы Господа согнуты как бы в кулак, что является правдоподобным отображением следствия вбитых в кисти гвоздей (на православных крестах ладони Христа расскрыты). Часто на католических крестах можно увидеть кровь на теле Господа.
Все это акцентирует внимание на страшных муках и смерти, которую претерпел Христос для спасения человека.
Можно отметить и другие отличия православных и католических крестов. Так, на православных распятиях ноги Христа прибиты двумя гвоздями, у католических — одним (хотя в некоторых монашеских католических орденах до XIII века встречались кресты с четырьмя гвоздями вместо трех).
Имеются различия православных и католических крестов и в надписи на верхней табличке. «Иисус Назарянин Царь Иудейский» на католических крестах пишется абривиатурой на латинский манер — INRI. У православных крестов надпись — IHЦI. На православных крестах на нимбе Спасителя надписание греческих букв, обозначающих слово «Сущий»:
Также на православных крестах часто есть надписания «НИКА» (обозначает победу Иисуса Христа), «Царь Славы», «Сын Божий».
Источники:
- Как отличить крест православный от католического
Источник: https://kakprosto.ru/kak-925186-otlichiya-pravoslavnogo-kresta-ot-katolicheskogo
Чем отличается православный крест от католического?
Очень часто случается так, что родители ребёнка или крёстные приходят в магазин за тем, чтобы купить золотой крестик ребёнку на Крещение, но тот огромный выбор, который ждёт их в магазине, приводит их в замешательство.
И вот перед вами кресты различной формы, с разными надписями и разным внешним видом, и продавцы-консультанты, зачастую не могут сказать, а где здесь именно православный крест? Поговорим о том, чем же отличается православный крест от католического.
В мире существует множество различных религий: православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм и др. И только православные и католики почитают кресты и иконы. Вообще в православии, как и в католицизме, крест – это главный символ христианства, в нём отражена вся суть веры.
Вершина всему – приход Иисуса Христа в наш мир, он искупил на Кресте все наши грехи и даровал нам надежду на Спасение и жизнь вечную. Поэтому каждый православный, как и католик при Крещении получает нательный крестик, который должен всегда носить с собой.
Нося крестик на шее, человек прежде всего определяет своё отношение к религии, а также стремится разделить со Христом тяжесть несения креста. Недаром, в русском народе существует такая поговорка – «Господь даёт крест каждому по силам».
Но между изображением креста в католицизме и православии есть существенные различия. И касаются они, в первую очередь, формы креста. Так католики изображают крест лишь одной формы – четырёхконечной с вытянутой вертикальной перекладиной.
В православии форма креста в принципе не имеет никакого значения, однако большее распространение получили – шестиконечные и восьмиконечные кресты.
В древней Руси был очень распространён шестиконечный крест, который как бы делился пополам перекладиной.
Нижняя часть креста свидетельствовала о том, что человек имеет нераскаянные грехи, а верхняя часть говорила о том, что душа человека стремится к Небу и покаянию за свои грехи.
Главное же отличие между православным и католическим крестами заключается в образе Иисуса Христа, и для православия католический образ неприемлем.
У католиков Иисус Христос, изображённый на кресте, имеет очень натуралистические черты, и более того он изображается на нём мёртвым.
Вот мы видим руки, которые сгибаются под тяжестью тела, множество ран, из которых сочится кровь, его лицо выражает нечеловеческие страдания, боль, тяжкие муки, выпавшие на долю Спасителя. Здесь нет торжества жизни над смертью. В православии же сам крест является символом этого торжества.
В кресте заключено смирение и радость оттого, что теперь каждому человеку дарована Жизнь Вечная, если он только сам захочет быть со Христом. Образ Христа в православии торжественен, ладони его открыты, он как бы призывает всех прийти и быть рядом с ним в Царстве Божием.
Здесь он изображён не как мёртвое тело, а как Бог, который добровольно и с любовью пошёл на эти страдания, дабы даровать надежду всему человечеству. Образ Иисуса Христа в православии – это образ Бога любви, милости, сострадания и прощения.
Кроме того, есть существенные отличия и в количестве гвоздей, которые изображаются на кресте. Известно, что в Византии сохранились гвозди, которыми был прибит Иисус Христос к Кресту, и их четыре, т.
е. каждая нога и рука были прибиты отдельно. И в православной кресте мы видим, что каждая нога прибита отдельно. В католическом же изображении Креста — ноги Иисуса Христа прибиты вместе одним гвоздём.
Кроме того, есть небольшие различия и в надписях на табличке над головой Господа. На Кресте над головой преступника обязательно прибивали табличку, на которой описывалось то правонарушение, за которое данные человек был казнён.
Понтий Пилат не знал, что написать на табличке, предназначенной для Иисуса Христа, и там было написано следующее: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Таким образом, на католическом кресте латинскими буквами написано: INRI.
А на православном кресте буквы выведены на церковно-славянском языке: IHHI.
Помимо этого на оборотной стороне православного креста обязательно есть надпить «Спаси и сохрани» на русском или церковно-славянском языке. Таковы основные отличия православного креста от католического.
Источник: https://kreshchenie.ru/articles/otlichie-pravoslavnogo-kresta-ot-katolicheskogo/