Семь Вселенских Соборов. 460 лет борьбы за чистоту веры
Человек призван к Богообщению, Спасению, жизни во Христе и со Христом. Бог есть любовь, написано в Первом Послании апостола Иоанна. Это значит, что человек призван к жизни в Любви. О Любви к Богу говорит и Он Сам в Евангелии.
Нельзя любить того, кого не знаешь. А значит, чтобы жить в Боге, нужно знать, какой Он, о чем Он говорил людям, к чему призывал их, знать, что такое жизнь. И, в частности, что такое Церковь и жизнь в Церкви – мистическом сообществе людей, Теле, Глава которого – Христос.
Эти знания, переданные Христом апостолам, бережно хранились, передавались от старших младшим, от тех, кто видел Христа при его земной жизни – тем, кто родился уже после того, как Христос претерпел распятие и вознесся на небо.
Чем дальше от времени земной жизни Христа, тем меньше свидетелей того, что и как Он говорил, тем больше опасность возникновения разного рода искажений – или невольных, или специально привнесенных в учение Предание. Чем их больше– тем острее опасность, что люди пойдут не по тому пути, который указал Христос.
Очистить церковное учение – жизненно важная необходимость. Ради этого и собирались отцы на Вселенские соборы.
Вселенский собор – не научная конференция, не симпозиум и не семинар. В 3-м, 5-м, 6-м веке не так просто было добраться из удаленных уголков Византийской империи, скажем, в Константинополь.
Но раз Церковь едина, раз все христиане представляют собой клеточки этого единого организма, было необходимо преодолеть препятствия и собраться вместе не только в молитве, но и в пространстве, чтобы проговорить все те вопросы, которые возникали в отношении церковного учения, выявить, что и как было искажено, и в очередной раз вернуться к чистоте церковного учения.
Наверное, договориться по всем вопросам, обсудить все нюансы и, главное, удержаться от ненужных эмоций, когда речь идет о жизненно важном, о самом главном, было не очень просто. Однако же отцам Семи Вселенских Соборов это удалось. И нам есть чему поучиться у них – не только в плане веры и христианской жизни, но и в плане того, как можно вести обсуждение.
Предлагаем вам кратко вспомнить историю Вселенских Соборов. Это совсем не бессмысленно: может быть, вам и не надо сдавать экзамен по истории Церкви. Но знать историю своей Церкви все-таки нужно. Хотя бы в самых общих чертах.
Первый Вселенский Собор
Состоялся в 325 г., в г. Никее, при императоре Константине Великом. Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св.
Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. Соборе участвовало 318 епископов.
Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.
Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.
На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.
Второй Вселенский Собор
Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св.
Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы. На Соборе присутствовало 150 епископов. Ересь Македония была осуждена и отвергнута.
Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.
Собор также дополнил Никейский Символ пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никео-цареградский Символ, который и служит руководством для Церкви на все времена.
Третий Вселенский Собор
Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в г. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем.
Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовало 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, — Богородицею.
Собор также утвердил Никео-цареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.
Четвертый Вселенский Собор
Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в г. Халкидоне, при императоре Маркиане. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе.
Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).
На Соборе присутствовало 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха.
При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).
Пятый Вселенский Собор
Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в Константинополе, при императоре Юстиниане I. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия.
Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях.
Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовало 165 епископов.
Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.
Шестой Вселенский Собор
Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков — монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.
После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.
Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник.
Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.
Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.
Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви.
Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый «Номоканон», а по-русски «Кормчая Книга», которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.
На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).
Седьмой Вселенский Собор
Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в г. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хазара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон.
Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в св.
храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.
После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами (Лев Армянин, Михаил Бальба и Феофил) и еще около 25 лет волновало Церковь. Почитание св.
икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.
На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.
История Вселенских соборов — по материалам сайта http://drevo-info.ru.
Источник: http://taday.ru/text/1621375.html
Вселенские соборы: установление догматов Церкви
Вселенские соборы – это собрания епископов, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Её догматического Предания и канонического права.
Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви.
Это значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами не по правилу демократического большинства, а в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа.
По мере развития и распространения Церкви Соборы созывались в самых разных частях христианской общины. В подавляющем большинстве случаев поводами для Соборов служили более или менее частные вопросы, не требовавшие представительства всей Церкви и разрешавшиеся силами пастырей Поместных Церквей. Такие Соборы и назывались Поместными.
Всего было семь таких Соборов.
ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Первый Вселенский Собор был созван в 325 г. в Никее, при императоре Константине Великом против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.
В Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: свт. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.
Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.
На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.
ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Второй Вселенский Собор был созван в 381 г. в г. Константинополе, при императоре Феодосии Великом против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого и учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну в той же степени, что и Ангелы.
На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.
Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.
ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Третий Вселенский Собор был созван в 431 г. в г.
Ефесе против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым – позже — Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.
На Соборе присутствовало 200 епископов.
Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году в г.Халкидоне, при императоре Маркиане против лжеучения архимандрита константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе.
Опровергая ересь и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством.
Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).
На Соборе присутствовало 650 епископов.
ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году в Константинополе при знаменитом императоре Юстиниане I для умиротворения возникшей после Халкидонского Собора монофизитской смуты.
Для того чтобы облегчить присоединение монофизитов к Православию, Собор осудил заблуждения трёх учителей, а также заблуждения Оригена.
ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Он был созван для осуждения ереси монофелитов, которые, хотя и признавали в Иисусе Христе две природы, но объединяли их одной Божественной волей.
На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).
Прямым продолжением этого Собора стал т.н. Трулльский Собор, созванный через 11 лет в Трулльских палатах царского дворца для утверждения сложившегося канонического кодекса. Его называют также «Пято-Шестым», подразумевая, что он восполнил в каноническом отношении деяния V-го и VI-го Вселенских Соборов.
СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в Никее при императрице Ирине, вдове императора Льва Хозара, и состоял из 367 отцов.
Он был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон.
Эта ересь продолжалась при его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.
После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые еще около 25 лет волновало Церковь.
Почитание икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.
На этом Соборе, в благодарность Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста.
Т.н. Древне-Православные (или Восточные Православные) Церкви остановились на первых трёх Вселенских Соборах, не приняв IV-го, Халкидонского (т.н. не-халкидониты). Западная Римско-Католическая Церковь продолжает своё догматическое развитие и насчитывает уже 21 Собор (причём последние 14 Соборов также именует Вселенскими). Протестантские конфессии вообще не признают Вселенских Соборов.
По материалам сайтов , ru и книги «Закон Божий» под редакцией Серафима Слободского.
Источник: http://portal-logos.ru/index.php/nasha-vera/ob-yasnenie-tainstv-i-obryadov-tserkvi/item/537
Раздел 2. исторический аспект семи вселенских соборов
I Никейский собор — прошёл в июне 325 в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства. Собор был созван императором Константином Великим по поводу спора между епископом Александром и пресвитером Арием.
На Первом Вселенском Соборе присутствовало 318 епископов, а также пресвитеры и диаконы. император Константин, приурочивший заседания Собора к двадцатилетию своего пребывания на троне, председательствовал на собрании. Папа Сильвестр делегировал на собор двух пресвитеров.
На собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, Воспорского царства, Скифии, Армении, Персии. Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (А.В. Карташёв считает, что они и не велись [3, с. 33-34]).
О решениях, принятых на этом соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов. Собор осудил арианство, утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и предвечном рождении Сына.
Также был составлен Символ Веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским, зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших епископских кафедр: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны). Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
I Константинопольский собор — созван в 381 году императором Феодосием I (379—395) в Константинополе. Утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Пресвятой Троицы — Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Символ веры в редакции, получившей название Никео-Константинопольской (Никео-Цареградской).
Кроме того, установил статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима, второго по чести после Римского, вместо епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа» (правило 3-е).
В результате образовалась так называемая пентархия — пятёрка главных епископских кафедр христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим.
На соборе присутствовало 150 православных епископов. Феодосий пригласил на собор также 36 македонианских епископов во главе со старейшим епископом Елевсием Кизикским, надеясь, что они согласятся в исповедании веры с православными.
Но епископы Македонии и Египта прямо заявили, что не допускают и не допустят «единосущия» и покинули собор. Папу Римского Дамасия I (из империи Гратиана) император Феодосий об открытии собора даже не извещал.
Папа принял символ веры, но не каноны, по крайней мере, канон о старшинстве Константинополя после Рима. Тем самым было положено начало церковно-правовой полемике, а фактически — великому разделению церковного Востока и Запада.
(Рим принял старшинство Константинополя после Рима только во времена латинской империи Константинополя, созданной в XIII веке во время Четвертого крестового похода).
Второй Вселенский собор издал Послание, которое впоследствии было разделено на 7 правил; осудил и предал анафеме ереси (1-е правило собора): евномиан, аномеев, ариан, евдоксиан, полуариан или духоборцев (пневматомахов), савеллиан, маркеллиан, фотиниан, аполлинариан; ввёл запрещение епископам одних поместных церквей вмешиваться в дела других церквей.
Догматическая деятельность собора нашла свое выражение в составлении символа, известного в истории церкви под именем Никео-Цареградского (принят на основе утвержденного на Римском соборе исповедания веры, которое папа Дамасий I прислал епископу Антиохийскому Павлину.
До восьмого члена, то есть до изложения учения о Святом Духе, символ Второго Вселенского собора представляет собою Никейский символ, измененный и дополненный собором для опровержения ересей, которые вызвали необходимость созыва Второго Вселенского собора. В учении о Боге Отце в Никейском символе собор после слова «Творца» ввел слова «неба и земли».
В учении о Сыне Божьем были заменены после «рожденного от Отца» слова «из сущности Отца, Бога от Бога» словами «прежде всех веков». При наличии в символе слов «Бога истинного от Бога истинного» выражение «Бога от Бога» являлось в некотором роде повторением, которое было исключено из текста.
При этом опустили выражение «на небе и на земле», идущее за словами «чрез Которого все произошло». В учение о Сыне Божием, содержащееся в Никейском символе, собором вставлены некоторые слова (выделены жирным шрифтом), яснее выражающие православное учение о плотском естестве Богочеловека. Никейский символ оканчивался словами «(Верую) и в Духа Святого».
Второй Вселенский собор дополнил его, присоединив к нему учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о воскресении мертвых и о жизни будущего века; изложение учения об этих истинах веры и составляет содержание 8, 9, 10, 11, и 12 членов Никео-Цареградского символа.
В заключение собор постановил форму церковного суда и принятия еретиков в церковное общение после раскаяния, одних через крещение, других через миропомазание, в зависимости от тяжести заблуждения (7-е правило Собора).
Хотя в греческих, славянских и русских изданиях II Вселенскому собору приписывается 7 правил, но в действительности ему принадлежат только первые четыре, о которых упоминают и церковные историки V века. Правила же 5-е и 6-е составлены на Константинопольском соборе 382 года, 7-е представляет собою сокращение послания, сделанного Трулльским собором (692 г) от лица Константинопольской церкви к Антиохийскому епископу Мартирию.
Эфесский (Ефесский) собор — проходил в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году по инициативе императора Феодосия II. На нём присутствовали около 200 епископов.
Поводом для созыва Эфесского собора был конфликт между Константинопольским Патриархом Несторием, который трактовал учение о воплощении Сына, разделяя в Нём соединение двух естеств и называя Марию не Богородицей, а Христородицей, и Кириллом Александрийским, который стоял на позициях термина «Богородица» и за соединение двух естеств.
Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл написал против Нестория свои анафематизмы. С самого начала на соборе наметился раскол — антиохийская и александрийская делегация стали заседать раздельно.
Несторий председательствовал на заседании Антиохийской делегации, Кирилл — на заседании александрийской, до прибытия римских легатов будучи и представителем римского епископа. Позже к нему примкнула римская делегация.
Таким образом, каждая из противостоящих сторон выступала от имени двух патриархов (Антиохийский и Константинопольский с одной стороны, и Александрийский и Римский с другой). Антиохийская делегация признала Кирилла еретиком, и низложила его. То же сделала александрийская делегация с Несторием. Спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление Александрийской делегации. Те, кто признал постановление Антиохийской делегации, основали несторианскую церковь, подвергшуюся преследованиям на всей территории Империи. Даже в Антиохии вскоре утвердились противники Нестория — монофизиты.
Первые шесть правил, составленных собором, касаются вероисповедных вопросов, связанных с ересью Нестория, не имея дисциплинарного значения. Собор кроме Нестория в своем определении осуждает «Келестиево мудрование». Келестий или Целестий проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения.
7-е правило говорит о том, как следует хра-нить неповрежденной никейскую веру. В изложении Аристина правило имеет такой вид: «Епископ, проповедующий другую веру, кроме Никейской, лишается епископства, а мирянин изгоняется из Церкви.
Тот, кто, кроме веры, составленной святыми отцами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ на развращение и на пагубу обращающихся к познанию ис-тины из эллинства или иудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишен епископства и служения в клире».
Впоследствии канон использовался православными полемистами против латинского искажения Никео-цареградского символа добавлением в него «filioque». 8-е правило собора утверждает авто-кефалию Кипрской Церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром.
В канонические сборники Римской Церкви правила Ефесского собора не вошли. В отдельных латинских руко-писях встречаются лишь отрывки из соборных определений, иные, чем те, которые получили канонический авторитет на Востоке.
Халкидонский собор — созван императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне (совр. Кадикой, район современного Стамбула) в 451, по поводу монофизитства. Заседания Халкидонского собора происходили в храме св. мученицы Евфимии. Собор был открыт 8 октября 451 и продолжался до 1 ноября; проведено семнадцать пленарных заседаний.
Согласно эдикту императора, епископы собрались в Никею, но скоро вызваны были в Халкидон, поближе к столице, где император имел возможность присутствовать на соборных заседаниях, которыми руководили императорские чиновники: главнокомандующий Анатолий, префект претория Востока Палладий и префект Константинополя Татиан.
Диоскор, патриарх Александрийский, продолжая дело своего предшественника Кирилла на Эфесском соборе 431 г. в борьбе с несторианством Антиохийской богословской школы, на Эфесском соборе 449 г.
решил поставить окончательную точку в догматической борьбе с несторианством — в результате «излишне двойственная» несторианская природа Христа была заменена в решении собора «монолитной» монофизитской. Такая формулировка расходилась с Epistola dogmatica, отправленном к архиепископу Флавиану, главе Константинопольского патриархата и собору в 449 г папой Львом I Великим.
Сам Лев I на соборе не присутствовал, однако прислал легатов, которые не отстояли его формулировки, и решения собора были утверждены императором Феодосием II. Смерть Феодосия, сестра которого, Пульхерия, носившая титул Августы, стала женой сенатора Маркиана и возвела его на трон, изменила обстановку: Пульхерия была сторонницей Льва I.
Председателем собора был Анатолий Константинопольский. Число всех присутствовавших на соборе отцов, включая и уполномоченных лиц пресвитерского сана, замещавших того или другого епископа, можно полагать между 600—630. Папа Лев, желавший, чтобы собор созван был в Италии, прислал все-таки своих легатов на Халкидонский собор. Прежде всего, отцы собора занялись рассмотрением деяний т.н.
«разбойничьего» собора 449 года в Эфесе, и судом над Диоскором. Обвинителем был Евсевий Дорилейский.. Собор осудил Диоскора и низложил его, кроме того был осуждён «разбойничий» собор и Евтихий. На Соборе изложено учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, снимающее крайности несторианства и монофизитства.
Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, участники определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств [3, с. 343]. Число подписавших решение было приблизительно на 150 человек меньше числа собравшихся на собор.
Когда донесли Маркиану, что все сделано, он прибыл с Пульхерией на собор в 6-е заседание, произнес речь, в которой выразил радость, что все сделано по общему желанию и мирно. Собор оставил 30 правил. Главные их предметы — церковное управление и церковное благочиние. Важнейшее значение имело правило 28-е, устанавливавшее верховенство кафедры епископа Константинополя на Востоке После собора император издал строгие законы относительно монофизитов. Диоскор и Евтихий сосланы были в отдаленные провинции.
Второй Константинопольский собор — созван в 553 году, в городе Константинополе, при императоре Юстиниане I. Отверг учения богословов Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского (т.н. «антиохийская школа»), близкие несторианству. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. На заседаниях присутствовало 165 епископов.
Главный предмет споров — сочинения Феодора, Феодорита и Ивы, где ясно выражались несторианские позиции, и о которых на Халкидонском соборе ничего не было упомянуто. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать четвёртый Вселенский собор.
учение Оригена о предсуществовании человеческих душ встретило осуждение и порицание со стороны богословов и святых отцов Церкви и было осуждено на соборе. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых.
Собор осудил все три сочинения и самого Феодора, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, так как отказались от своих мнений.
Третий Константинопольский собор — проведен в 680 году в Константинополе при императоре Константине Погонате, созван был против учения монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.
После 5-го Вселенского собора волнения, производимые монофелитами, продолжались и грозили империи большой опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.
Против этого выступили Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник. На шестом соборе было около 170 отцов, среди них легаты Римского епископа, а при составлении правил 240.
Шестой Вселенский собор отверг учение монофелитов, «утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных соборов и правила 13отцов Церкви» [3, с. 497].
Через 11 лет собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов, по преимуществу относящихся к церковной дисциплине. На Востоке решения Трулльского собора входят в канонические сборники как решения Шестого Вселенского собора.
Второй Никейский собор был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов, представлявших почти исключительно Восток. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до собора, при императоре Льве Исавре.
Движение продолжалась при его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Седьмой Вселенский собор определил употреблять в храмах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом.
Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, а поклоняющийся иконе поклоняется лицу, изображенному на ней. Решения этого собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе.
Карл считал одобрение византийской формулы о том, что «Святой Дух исходит от Отца» — главнейшим «грехом», и настаивал на прибавлении слов: «и от Сына» (filioque). Этим был продолжен старый догматический спор между восточной и западной церквами. Богословские споры о филиокве были частью широких противоречий между Западом и Востоком.
Собор не смог остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре.
Последующие соборы имеют статус Вселенских только для западной традиции, где основным требованием является присутствие не всех епископов, а только находящихся в единстве с папой римским [2, с. 68].
Описанные же семь признаны в рамках всей ортодоксальной традиции, основанием которой они и являются. Говоря словами М.Э. Поснова: «Никейский и халкидонский век есть период выработки и установления вселенской ортодоксии, т.е.
учения о Святой Троице, о вочеловечении и богочеловеческой природе Иисуса Христа» [5, с.353].
Из вышесказанного видно, что в ходе борьбы между разными богословскими школами и направлениями, отражённой в деятельности Вселенских соборов, выкристаллизовались вероучительные и административные границы, определилось ортодоксальное христианское учение, а также установился сам порядок придания некоторым вероутверждениям статуса ортодоксальных и общеобязательных.
Источник: http://rel.bobrodobro.ru/704
О законодательстве церковном
^ Был в 325 году в городе Никее. Он оставил 20-ть правил.
Некоторые правила Первого Вселенского собора по содержанию напоминают правила Апостольские. Так например, в правилах Первого Вселенского собора говорится, что епископ поставляется тремя епископами. Осуждается неподчинение пресвитеров епископам.
В духе 34-го правила говорится о власти Александрийского епископа над епископами Африки, о власти Римского епископа, Антиохийского и др. глав поместных церквей (6-е правило собора). Так же, как и в Апостольских правилах, запрещается клирикам взимание «лихвы» (17-е прав.).
В последнем 20-м правиле предписывается не преклонять колена по воскресным дням и в период Пятидесятницы.Говорится также о церковных епитимиях. Об отлучении от Св.Причащения.
При этом делается одно очень важное указание: умирающий, хотя бы и был под епитимией, не должен лишаться последнего напутствия(13-е прав.).
^ 381 год, г.Константинополь. Оставил 7 правил.
Эти правила также говорят в духе 34-го апостольского правила об областных епископах, т.е. Александрийском, Антиохийском и др., а о Константинопольском епископе (патриархе) говорится, что он должен занимать второе место непосредственно после Римского.Весьма важное значение имеет последнее 7-е правило этого собора.
В нем дается указание, кого из еретиков следует принимать в Церковь через крещение, а кого через миропомазание. А именно: через миропомазание следует принимать таких еретиков, как ариане (умеренные); через крещение же — крайних ариан, антитринитариев, и таких еретиков, как монтанисты (которые вообще мало похожи на христиан по своему вероучению).
^ 431 год, в г. Эфесе.
Его правила, числом 8, касаются, главным образом, несториан.
Четвертый Вселенский собор. 451 год, в Халкидоне. Самый многочисленный из всех Вселенских соборов — на нем было свыше шестисот епископов. Оставил 30 правил.
Халкидонский собор повторяет указание Апостольских правил относительно симонии (29 апост. пр.). В случае поставления за деньги «ради гнусного прибытка» подлежит извержению как сам рукополагаемый, так и совершивший рукоположение епископ (2-е прав.).
Рукополагать можно не иначе, как с назначением какой-нибудь определенной церкви (6-е прав.).Правило четвертое разоблачает фальшивое монашество, состоящее в одном лишь ношении монашеской одежды.
Монашествующие, говорится в этом правиле, — да подлежат только посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела.
В правиле 28-м говорится о равных преимуществах епископов Старого Рима и Нового Рима (т.е. Константинополя).
^ 553 год, Константинополь. Правил не оставил.
Шестой Вселенский собор. 680 год, Константинополь. Правил не оставил. Но под именем «Шестого», или «Пято-шестого» собора известен собор 692 года, т.н. «Трулльский», явившийся продолжением собора 680-го года. Он оставил 102 правила. Эти правила обнимают различные стороны церковной жизни.
Большое значение имеет второе правило этого собора. В нем делается перечень обязательных для Церкви канонических правил.
Здесь указаны: Правила апостольские, Правила предыдущих Вселенских соборов: 1-го, 2-го, 3-го и 4-го, а также Правила поместных соборов: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Сардикийского, Лаодикийского, Константинопольского при патриархе Нектарии и Карфагенского при Киприане; и, наконец, Правила отдельных отцов, числом 12-ть (кои здесь перечислены по именам).
Из них шесть — Александрийские епископы III-V вв.: Дионисий , Петр, Афанасий, Тимофей, Феофил и Кирилл; и шесть — епископы др. церквей, тоже III-V вв.: Григорий Неокесарийский, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский и Геннадий Константинопольский.В прочих правилах Трулльского собора имеются повторения правил апостольских и соборных.
Например, так же как и в правилах Апостольских, говорится об обязанности учительства (прав.19), осуждается симония (прав.22), взимание «лихвы» (прав.10), запрещается пост в субботу (прав.55).Повторяется с некоторыми дополнениями содержание правила 20-го Первого Вселенского собора о непреклонении колен в дни воскресные (прав.
90), содержание правила 7-го Второго Вселенского собора о принятии еретиков через крещение и миропомазание (добавлен еще и третий чин — через отречение от ереси, прав.95), содержание прав.28-го Четвертого Вселенского собора о равенстве Римской и Константинопольской кафедр (прав.36).
Кроме того, правилами Трулльского собора осуждается установленный в Римской церкви обязательный целибат (безбрачие) священников (прав.13). Безбрачие требуется только от епископов (прав.12), и от тех членов клира, кои приняли рукоположение (иподиаконское) неженатыми. После рукоположения вступление в брак разрешается только чтецам (прав.6).
Строго запрещается духовенству взимать плату за причащение(прав.23), строить «ковы» т.е. интриги против епископа (прав.34), смотреть «позорищные игры» (прав.24) и т.п.Даются указания относительно внешнего облика клирика и монаха (прав.21,27,42). Мирянам запрещается проповедовать (прав.64). Говориться о совершении Преждеосвященной литургии в дни Великого поста (прав.52).
В предпоследнем (101) правиле Трулльского собора имеется интересное указание на обычай принимать при причащении Пречистое Тело в сложенные крестообразно руки. При этом собор неодобрительно отзывается о принимающих Св.Дары не прямо в руки, а в золотые сосуды, ибо поступающие так предпочитают человеческим рукам «вещество бездушное».
^ 787 год, г.Никея. Оставил 22 правила. Собор определил согласно с преданием полагать в церквах изображения икон Иисуса Христа «во уверение истинного, а не воображаемого воплощения Бога-Слова», и изображения святых.
Правилами вновь осуждается любостяжание духовенства и особенно симония. Запрещается священнослужителям украшаться пышными дорогими одеждами и на края одежды налагать воскрылия другого цвета (прав.16).
На амвоне читать может только рукоположенный во чтеца, а право такого рукоположения принадлежит епископу. Исключение составляют монастыри, где совершить такое рукоположение может в некоторых ограниченных случаях игумен (прав.14).
В этом правиле имеется в виду древний амвон, чаще всего устраивавшийся в виде круглого возвышения в средней части храма.
^
В истории Церкви поместных соборов было много, но у нас здесь будет речь только о тех поместных соборах, правила которых приняты в общее обязательное руководство всей Церковью.
Таких поместных соборов было десять: Анкирский, Неокесарийский, Гангрский, Антиохийский, Сардикийский, Лаодикийский, Константинопольский при Нектарии, Карфагенский и два Константинопольских: при Фотии: «Двукратный» и в храме Св.
Софии.
Хронологическая таблица соборов
Анкирский собор. 314 г. Анкира — город в Малой Азии, ныне Анкара. В правилах говорится об отпавших во время гонений. Оставил 25 правил.Неокесарийский собор. 315 г. Неокесария — город в Малой Азии. Правила касаются главным образом брака и целомудрия. Оставил 15 правил.Гангрский собор. После Первого Вселенского собора. Гангра — город в Малой Азии.
Правила, числом 21, направлены против лицемерного благочестия и гордого подвижничества, против тех, кто презирает брак, выставляется со своим девством, постничеством, воздержанием от мясной пищи и кто презирает вечери любви.
В заключение этих правил Гангрского собора говорится: Сия же пишем, поставляя преграды не тем, которые в Церкви Божией, по писанию, подвижничествовати желают, но тем, которые подвижничество приемлют в повод гордости, возносятся на живущих просто, и вопреки писаниям и церковным правилам, вводят новости.
Таким образом мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностию и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем, и богатства с правдою и благотворением не уничижаем.Антиохийский собор. IV в. (после Первого Вселенского собора).
Традиционно считается, что собор составляли епископы, прибывшие в Антиохию на освящение храма, построенного Константином Великим и Констанцием (341 г.). Однако есть мнение, что каноны принадлежат Антиохийскому собору 330 г. Правила этого собора, числом, во многом напоминают правила Апостольские.Сардикийский собор. IV в. после первого Вселенского собора в г.
Сардике — на территории нынешней Болгарии. Оставил 20 правил. Собор продолжил дело первого Вселенского собора — защиту православия от ариан. В правилах говорится, главнейшим образом, о епископах. Говорится также о возможности апелляции на решение о лишении сана.Лаодикийский собор. Конец IV в. Лаодикия — город в Малой Азии.
Правила, числом 60, касаются преимущественно богослужебных порядков.Константинопольский при Нектарии. Конец IV в. Оставил только одно правило — о суде над епископами. Карфагенский собор. От времени Киприана Карфагенского (середина III в.) до первой половины V в. в Карфагене (северная Африка) было очень много значительных в истории нашей Церкви поместных соборов.
Собор, бывший в начале V в. (419г.) собрал воедино важнейшие правила прежних Карфагенских соборов. Таким образом составилось 147 карфагенских правил, вошедших впоследствии в общецерковный сборник канонов в соответствии с определениями Трулльского собора. Карфагенские правила касаются различных вопросов церковной дисциплины.
Некоторые из этих правил имеют отношение к ересям, волновавшим тогда церкви северной Африки: донатизму (вопрос о святости Церкви) и пелагиантству (вопросы греха и благодати).Константинопольский «Двукратный» собор. Происходил в 861 году в Константинополе в храме Святых Апостолов при патриархе Фотии.
Оставил 17 правил, имеющих целью укрепление церковной дисциплины, особенно среди монахов. Монахи и раньше проявляли склонность вмешиваться в дела церковного управления, на что обращал внимание еще Халкидонский Вселенский собор. В VIII и IX вв.
константинопольское монашество сплошь и рядом открыто выступало с критикой действий патриархов, на этой почве происходили большие церковные смуты. Много хлопот причинили монахи святителям: Тарасию, Никифору, Мефодию и особенно — Фотию (сами Тарасий, Никифор и Фотий не имели монашеского пострижения).
Были случаи, когда монахи, не дожидаясь решения церковного суда, прекращали поминовение вполне православного патриарха и порывали с ним каноническое общение; так было, например, при свят.Никифоре. Правила «Двукратного» собора имеют главной целью упорядочение монастырской жизни, укрепление церковной дисциплины вообще и дисциплины среди монахов в частности.
В правилах этого собора говорится, что священник лишается сана, если отступает от общения со своим епископом (хотя бы тот и был обвинен в чем-либо предосудительном) и перестанет возносить имя епископа за богослужением, не дожидаясь осуждения его епископским собором, ибо, — говорится в правиле, — прежде егда сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, недостоин ни чести ниже наименования пресвитера. Монахи и миряне, примкнувшие к такому пресвитеру, отлучаются от Церкви доколе не осознают своей вины (прав.13). Лишение сана грозит и епископу, если он разорвет каноническую связь с первоепископом своей поместной церкви (Патриархом или митрополитом) и прекратит поминовение его за богослужением ранее соборного решения (прав.14). Однако в этих правилах одна лишь очень важная оговорка. Если епископ открыто проповедует ересь, осужденную Церковью ., лица, порвавшие с ним обшение еще до соборного решения, — не только не несут за это никакой ответственности, но еще и заслуживают похвалы (прав.15). На «Двукратном» соборе было более трехсот епископов. Были и представители папы. Однако, сам папа, в конечном счете, этого собора не признал, так как собор поддержал патриарха Фотия.Константинопольский собор в храме Св.Софии. Состоялся в 879 году, тоже при патриархе Фотии. Это один из самых замечательных соборов в истории Церкви. На нем было 383 епископа. Этот собор (также как и собор «двукратный») иногда именуется Вселенским (см. 1-е прав. собора). По числу участников, собор 879 г. уступает только Четвертому Вселенскому (Халкидонскому). На соборе 879 г. были и представители римского папы Иоанна VIII. По поручению папы они вместе со всем собором осудили те римско-католические заблуждения, которые стали было распространять предшественники Иоанна VIII. Это было подлинное и очень внушительное торжество Православия над взглядами Римской Церкви. Римский престол опять на некоторое время стал православным. К сожалению, через несколько десятков лет, римские папы перестали считаться с собором 879 года и вернулись опять к тем своим заблуждениям, с которыми боролся патриарх Фотий. Собор 879 г., бывший в храме Св.Софии, оставил всего три правила: они касаются церковной дисциплины. В одном из этих правил запрещается епископу оставаться в архиерейском служении в том случае, если он (уже будучи в архиерейском сане) примет монашество, «ибо,- как сказано в этих правилах,- обеты монашества содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства или начальствования» (прав.2). Однако, ни в правилах этого собора ни в других канонических правилах нет запрета возводить в сан епископа монахов.
^
Кроме правил соборных, в состав канонических правил входят правила, изложенные отдельными отцами: Дионисием Александрийским, Григорием Неокесарийским, Петром Александрийским и другими иерархами III-V вв.
Эти отцы дали ряд разъяснений по различным вопросам церковной дисциплины, в ответах на вопросы, в посланиях к подведомственному духовенству и других своих писаниях.Материал, имеющий общее значение, Церковь приняла в руководство, включив его в состав канонических правил (см.
2-е прав. Трулльского собора).
Вот перечень этих отцов:
III-й век: Дионисий Александрийский, Григорий Неокесарийский; IV-й век: Петр Александрийский, Василий Великий, Афанасий Алексндрийский, Григорий Богослов, Тимофей Александрийский, Григорий Нисский;V-й век: Феофил Александрийский, Геннадий Константинопольский, Кирилл Александрийский. VIII-IX вв. Тарасий Константинопольский (после Трулльского собора).
^ — выдающийся ученик Оригена, унаследовавший от своего учителя горячую любовь к богословию и законам вообще;
Григорий, епископ Неокесарийский Чудотворец — будучи язычником учился у Оригена, сперва светским наукам, а потом был увлечен христианским учением и принял крещение;
^ — до епископства был руководителем славного в истории Церкви Александрийского Огласительного училища;
Афанасий, епископ Александрийский — известный борец против арианства, участник Первого Вселенского собора;
^ — участник Второго Вселенского собора;
Василий Великий — епископ Кесарии Капподокийской (в Малой Азии). Один из самых крупных церковных писателей, выдающийся мыслитель, богослов, защищавший Православие от арианства и других ересей, аскет-подвижник;
^ . Некоторое время был епископом Константинопольским. Один из крупнейших церковных писателей, богослов. Среди его сочинений — известное нам по курсу Практического руководства «Защитительное слово по поводу бегства в Понт»;
^ — брат Василия Великого, известный церковный писатель-богослов, очень глубокий мыслитель-философ;
Амфилохий, епископ Иконийский (в Малой Азии) — защитник никейского вероопределения;
^ — незаурядный ум, энергичный церковный деятель. К лику святых отцов однако он не причтен. В своей деятельности он не был свободен от честолюбия;
^ — известный борец против несторианства и участник Третьего Вселенского собора;
Геннадий, епископ Константинопольский — церковный деятель времени монофизитских споров.
^ — автор канонического послания к папе Адриану, посвященного борьбе с симонией.
Мы видим, что в число этих отцов входят шесть епископов Александрийских и семь епископов различных городов Малой Азии.
Из всех этих отцов больше всего материала, вошедшего в сборник канонов, оставил Василий Великий (92 правила).
Правила Василия Великого, как и правила других перечисленных отцов, касаются главным образом отношения к грешникам, в них говорится о различных видах грехов, о сроках епитимий за них и т.д.
Источник: http://userdocs.ru/istoriya/78090/?page=2