Устав о пении антифонов на божественной литургии
Устав о пении Антифонов на Божественной Литургии
Антифоны, поемые на Божественной Литургии бывают трех видов: Вседневные Изобразительные и Праздничные. Устав о пении Антифонов содержится в 21 главе I отдела Типикона, а также в 48-й главе (Месяцеслове) Типикона.
-
Вседневные антифоны состоят из избранных стихов псалмов. Первый антифон «Благо есть исповедатися Господеви…» состоит из 2-го и 3-го стихов 9-го псалма. К каждому из стихов поется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас».
Второй антифон состоит из 1-го и 2-го стихов 92-го псалма: «Господь воцарися в лепоту облечеся». К стихам этого антифона присоединяется припев: «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас».
После второго антифона всегда поется на Слава и ныне: тропарь «Единородный Сыне…» Третий антифон состоит из 1-го, 2-го и 3-го стихов 94-го псалма: «Приидите, возрадуемся Господеви…» Припев к стихам антифона в седмичные дни: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия Ти: Аллилуия».
Вседневные антифоны поются во все седмичные дни, в которые не случится никакого праздника, или в Типиконе не назначено петь «Блаженнов» или Праздничных антифонов. Сами антифоны печатаются в Ирмологии и Приложении Богослужебного Апостола.
-
Изобразительные антифоны состоят из псалмов. Первый антифон «Благослови, душе моя, Господа…» состоит из стихов 102-го псалма.
Второй антифон состоит из стихов 145-го псалма: «Хвали, душе моя, Господа…» После второго антифона всегда поется на Слава и ныне:1 тропарь «Единородный Сыне…»2 Третий антифон составляют «Блаженны», т.е. евангельские стихи о блаженстве — Мф., 5; 3–12.; Типикон, I отдел, гл.
12: «Во царствии Твоем…» Кроме этого к стихам 3-го изобразительного антифона присоединяются специальные тропари — блаженны, которые или специально для этого составлены и пишутся после всех молитвословий службы (напр. см. Октоих) или берутся из специально указанных песней Канона (напр.: Блаженны гласа на 6, и святаго песнь 3-я на 4).
Изобразительные антифоны поются в дни праздников с великим славословием, полиелеем, бдением, в дни предпразднства, попразднства и отдания праздников, во все дни Пятидесятницы и в недели (воскресения). Сами антифоны печатаются в Часослове в чине Изобразительных.
-
Праздничные антифоны состоят из стихов пророческих, из псалмов, отражающих празднуемое событие. К каждому из стихов 1-го антифона поется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас».
К стихам 2-го антифона присоединяется припев: Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от девы (или: во Иордане крестивыйся), поющия Ти: Аллилуия». После второго антифона всегда поется на Слава и ныне: тропарь «Единородный Сыне…» После каждого стиха 3-го антифона поется тропарь праздника.
Праздничные антифоны поются только в Господские праздники: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление Господне, Преображение Господне, а также в Неделю ваий, в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу, на Вознесение Господне, в День Святой Троицы.
В праздник Сретения Господня праздничные антифоны не поются, а поются антифоны изобразительные. Сами антифоны печатаются в Месячной и Праздничной Минеях, в Постной и Цветной Триодях и в Приложении Богослужебного Апостола.
Устав о произнесении «входного» на Малом входе
на Божественной Литургии.
В дни, когда поются Праздничные антифоны: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление Господне, Преображение Господне, а также в Неделю ваий, в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу, на Вознесение Господне, в День Святой Троицы, а также на Сретение Господне3, в День Святаго Духа, Диакон на Малом входе после произнесения «Премудрость, прости!», возглашает входное или входный стих праздника.Входное заимствуется из пророческих псалмов и имеет отношение к празднуемому событию. После входного стиха хор поет тропарь праздника, а «Приидите, поклонимся…» поется лишь на архиерейской службе.
Устав о «Приидите, поклонимся» по Малом входе
на Божественной Литургии.
После Малого входа на Литургии поется «Приидите, поклонимся…» с соответствующим случаю окончанием. В седмичный день это: «во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуия». В воскресный день: «воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуия».
В Богородичные праздники, дни празднования икон Божией Матери и в периоды попразднства Богородичных двунадесятых праздников: «молитвами Богородицы, поющия Ти: Аллилуия» и т. д.
Кроме этого период попразднства каждого двунадесятого Господского праздника, некоторых великих праздников и памятных дней триодного цикла имеет особое окончание, например: «во Иордане кретивыйся, поющия Ти: Аллилуия» (в период попразднства Богоявления).
Устав о пении тропарей и кондаков на Божественной Литургии.
(Типикон, I отдел, глава 52)
По малом входе на Литургии поются тропари и кондаки в следующем порядке: сначала поются все тропари, а затем все кондаки.
Тропари и кондаки поются в том же порядке, какой указан в Общей Минее: сначала тропари в честь Господа, Креста Господня, Божией Матери, Бесплотных Сил, и затем святых согласно их старшинства. Тропари и кондаки поются храмовые, дневные (т.е.
в зависимости от воспоминания дня), праздника или святого рядового и заключительный кондак. Но не каждый день поются все тропари и кондаки, а действуют следующие правила:
-
Храмовые тропари и кондаки не поются, если в других тропарях и кондаках, а именно дневных и рядовых,содержатся те же прославления, что и в храмовых.
Следствия:
В среду и пяток не поется тропарь храма Христова, т.к. поется тропарь «Спаси, Господи…» (Типикон, гл. 52; см. о среде).
В храме святых в субботу не поется тропарь и кондак храма, т.к. в дневном тропаре и кондаке содержатся прославления всех святых. (Типикон, гл. 12).
В неделю (воскресение) не поется тропарь и кондак храма Христова, «понеже предваряет (тропарь) воскресен». (Типикон, гл. 2).
-
Тропари и кондаки храма не поются, если случится святой, имущий бдение в Неделю и в седмичный день. (Типикон, гл. 3; гл. 52).
-
Тропари и кондаки дневные поются по одному в каждый день седмицы, кроме четвертка и субботы, когда поется по два тропаря.
-
Дневные тропари не поются на Литургии, если отменяется Октоих. (Типикон, гл. 52).
-
В седмичные дни и в субботу, если поется дневной тропарь и не случится святого со славословием и выше, всегда на «Слава:» поется заупокойный кондак «Со святыми упокой…»4.
-
Заключительный кондак поется всегда на «И ныне:», и по содержанию является либо Богородичным, либо Господским, чаще всего устав предписывает петь на «И ныне:» богородичен: «Предстательство христиан непостыдное…» или кондак храма Богородицы. В субботу поется мученичен: «Яко начатки естества…»
Порядок произнесения «Господи, спаси благочестивыя…» на Божественной Литургии
при служении без диакона
При служении Божественной Литургии священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», так как оно не из таких возглашений, которые принадлежат только диакону (См.: Церковные ведомости. 1900. № 23) в следующей редакции5:
Священник: «Яко Свят еси, Боже наш…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Священник:«Господи, спаси благочестивыя».
Хор: «Господи, спаси благочестивыя».
Священник:«И услыши ны».
Хор: «И услыши ны».И сразу поет:
«Святый Боже…» (3) «Слава и ныне:» «Святый Безсмертный, помилуй нас», «Святый Боже…»
Устав о пении «Трисвятого» на Божественной Литургии
В течение года на Божественной Литургии поется Трисвятое или песнопения его заменяющие:
-
В праздники Рождества Христова, Святого Богоявления, в Лазареву Субботу, Великую Субботу, в день Святой Пасхи, во всю Светлую седмицу и в праздник Пятидесятницы вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, Аллилуия».
-
В праздники Воздвижения Животворящего Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную Великого поста вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Практика пения «Кресту Твоему…» в день происхождения Честных Древ Креста Господня 1 августа по старому стилю осуждена священноначалием и предписано пение Трисвятого.
Состав Богослужебного Апостола и его использование
Богослужебный Апостол содержит следующие новозаветные книги:
Семь соборных посланий апостолов:
-
Послание Иакова;
-
Первое послание Петра;
-
Второе послание Петра;
-
Первое послание Иоанна;
-
Второе послание Иоанна;
-
Третье послание Иоанна;
-
Послание Иуды;
Четырнадцать посланий апостола Павла:
-
Послание к Римлянам;
-
Первое послание к Коринфянам;
-
Второе послание к Коринфянам;
-
Послание к Галатам;
-
Послание к Ефесянам;
-
Послание к Филипийцам;
-
Послание к Колоссянам;
-
Первое послание к Фессалоникийцам;
-
Второе послание к Фессалоникийцам;
-
Первое послание к Тимофею;
-
Второе послание к Тимофею;
-
Послание к Титу;
-
Послание к Филимону;
-
Послание к Евреям.
Весь текст вышеуказанных новозаветных книг разделен на главы и стихи. Счет глав и стихов для каждой книги собственный. Для богослужебного использования весь текст разделен на зачала. Счет зачал для всего текста общий. Всего в Апостоле 335 зачал.
Апостольские чтения по своему назначению бывают трех видов: рядовые — чтения, назначенные Уставом на каждый день, начиная от дня Святой Пасхи по седмицам; святых (праздников) — приуроченные к памятям святых и праздникам на каждый день календарного года, когда по Уставу совершается полная Литургия; особые — чтения особых дней минейного и триодного циклов: регламентируются 48, 49, 50 и 51 главами Типикона (например, чтение субботы пред Воздвижением, Недели святых Богоотец и т.д.).
В тексте богослужебного Апостола, при каждом зачале стоит звездочка красного цвета «*», а внизу страницы, под чертой, указывается день или праздник, в которые читается данное зачало, и слова, которыми следует начинать чтение этого зачала (по большей части это слово «братие»). Таким образом, при чтении Апостольского зачала, сначала читается фраза, написанная под чертой внизу страницы, а затем продолжается чтение текста после звездочки.
Порядок чтения Апостола следующий. Как правило, Устав на каждый день года, если не случится праздника, назначает чтение двух апостольских чтений: рядового и чтения святого. В седмичные дни: сначала читается рядовое чтение, затем святого. В субботние дни: сначала всегда читается чтение святого, а лишь затем — рядовое.
Рядовые чтения не читаются, если:
-
Случится Господский двунадесятый праздник в любой день, включая воскресение;
-
Случится Богородичный двунадесятый праздник, великий недвунадесятый праздник или храмовый праздник в любой день, кроме воскресения;
-
Случится память святого с бдением в любой день, кроме воскресения;
-
Устав назначает в седмичный или субботний день чтение двух особых апостольских чтений (наппример, в субботу пред Воздвижением), но из этого правила есть исключения, поэтому необходимо уточнять его в Типиконе.
В случае, если рядовые чтения не предусмотрены Уставом, то они не опускаются вообще, а должны быть прочитаны или накануне праздничного дня, или в один из последующих дней, «егда канонарх разсудит», то есть когда будет решено это сделать отвечающими за Богослужение в храме лицами (настоятелем, благочинным, регентом, уставщиком и т.д.).
Если Устав назначает чтение двух апостольских чтений, то первое чтение читается с понижением интонации в конце чтения, затем делается короткая пауза, а следующее чтение начинается с начальной фразы под чертой, текст поднимается по хроматической гамме, и окончание чтения оформляется повышением интонации.
Если Устав назначает три апостольских чтения (это максимальное количество), то второе чтение читается «под зачало» к первому, то есть окончание первого чтения и начало второго чтения не выделяется голосом и во втором чтении не произносится начальная фраза Апостола под чертой (например, «братие»), третье чтение читается по обычаю, так же как и последнее в предыдущем случае.
В конце Богослужебного Апостола находится приложение, в котором в частности находятся уставные указания о чтении Апостола и прокимны. Полный состав этого приложения таков:
-
Указатель Апостольских чтений по седмицам, начиная со дня Святой Пасхи и кончая Великой Субботой (состоит из 2-х частей: указатель чтений от дня Святой Пасхи до Недели сыропустной; указатель чтений Святой Четыредесятницы). Включает в себя указание Апостольских чтений, прокимны, аллилуарии, антифоны, тропари, кондаки и причастные стихи;
-
Месяцеслов: указатель Апостольких чтений на каждый день года с прокимнами, антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастными стихами;
-
Воскресные прокимны и аллилуарии 8-ми гласов;
-
Прокимны и аллилуарии и причастные стихи на каждый седмичный день;
-
Указатель Апостольских чтений, прокимнов, аллилуариеви причастных стихов общих святым;
-
Указатель Апостольских чтений, прокимнов, аллилуариеви причастных стихов на всякую потребу;
-
Антифоны вседневные.
Порядок произнесения прокимнов на Литургии
-
Если Устав назначает чтение одного Апостола, то, как правило, бывает и один прокимен, и один аллилуарий.
-
Если Устав назначает чтение двух Апостолов, то, как правило, бывает два прокимна и два аллилуария: в этом случае, сначала чтец произносит первый прокимен, затем стих первого прокимна, а затем возглашает «Прокимен, глас N.» и произносит полностью второй прокимен.
Аллилуарий произносится таким образом: сначала чтец возглашает «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, глас N» первого аллилуария (здесь может сразу, до пения хором Аллилуия, возглашаться первый стих первого аллилуария), хор поет «Аллилуия» (3), затем чтец возглашает первый (или второй) стих первого аллилуария, затем хор поет «Аллилуия» (3), и чтец возглашает первый стих второго аллилуария, после чего заходит в алтарь.
-
Если в седмичный день случится память святого со славословием и выше (в субботу — с полиелеем и выше), то прокимен и аллилуарий произносится только святого, а апостольское чтение — сначала рядовое, а затем святого. В остальных случаях прокимен, апостол и аллилуарий — рядовой и святого.
Устав о пении Херувимской песни на Божественной Литургии.
В течение года на Божественной Литургии по чину свт. Иоанна Златоуста и по чину свт. Василия Великого всегда поется Херувимская песнь кроме следующих случаев:
-
В Великий Четверток вместо Херувимской песни поется «Вечери Твоея тайныя…»
-
В Великую Субботу вместо Херувимской песни поется «Да молчит всяка плоть человеча…»
Устав о пении «Достойно есть…» на Божественной Литургии
В течение года на Божественной Литургии по чину свт. Иоанна Златоуста всегда поется «Достойно есть…». На Божественной Литургии по чину свт. Василия Великого всегда поется богородичен: «О Тебе радуется всякая тварь…». Исключением являются следующие случаи:
Во все двунадесятые праздники Господские и Богородичные, во все дни их попразднств, включая отдание, а также в Лазареву субботу, в Великий Четверток, в Великую Субботу, в день Святой Пасхи и во все дни ее попразднства, включая отдание, в день Преполовения Пятидесятницы и в отдание Преполовения вместо «Достойно есть…» или «О Тебе радуется…» поется Задостойник праздника, представляющий собой Припев на 9-й песни канона праздника и ирмос 9-й песни. В некоторых случаях Задостойник составляет лишь ирмос 9-й песни канона праздника.
1 Часто поется на «Славу:» «Хвали, душе моя, Господа…», а «И ныне:» «Единородный Сыне…» (возможны оба варианта).
2 По уставу песнь «Единородный Сыне…» поется обоими ликами (хорами) вкупе или вместе. См.: Никольский Константин, прот. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. М., 1960. С. 389.
3 В праздник Сретения Господня поются не праздничные, а изобразительные антифоны, но Входный стих произносится, после чего сразу поется тропарь Сретения.
4 Исключением из этого правила являются также периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников.
5 Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 17 июля 1997 года (См. подр.: ЖМП. 1997. № 8. С. 14–16. П. V).
Источник: http://textarchive.ru/c-2225999.html
Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Божественная литургия – самая главная церковная служба. Само слово «литургия» — по происхождению греческое. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу.
На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются.
Литургия таким образом делится на три части: Проскомидия; Литургия оглашенных; Литургия верных.
ПРОСКОМИДИЯ
«Проскомидия» — слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.
Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры).
Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами.
Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:
— сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая «Агнцем»);
— частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;
— частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);
— частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;
— частицы за усопших – еще ниже;
— частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.
Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.
Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).
ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ
Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим.
Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».
После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145-й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.
По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.
Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос). При пении Третьего антифона открываются Царские врата.
В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата.
(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».
После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).
По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает «Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).
После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие.
По окончании чтения Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.
После этого оглашенным предлагают выйти из храма.
ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ
Третья часть называется Литургией верных потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь.
Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря.
Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на
Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую» со слов: «Яко да Царя всех подымем…».
После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв — «Символ веры», — которую вместе с певчими исполняют все прихожане.
Наступает кульминация Литургии:
Совершается Святое Таинство Евхаристии — преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
В это время хор поет «Милость мира».
Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата.
Священник выносит Чашу со Святыми Дарами и говорит:
«Со страхом Божиим и верою приступите!» Начинается причащение верующих и хор поет: «Тело Христово приимите…».
По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.
Источник: http://hram-uspenie.ru/osnovi-pravoslavnoy-veri_1001_1/
Братия алтарники
Глас 1-й: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя.
Стих: Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.
Аллилуиа: Бог дая́й отмще́ние мне и покори́вый лю́ди под мя.
Стих: Велича́й спасе́ния царе́ва и творя́й ми́лость Христу́ Своему́ Дави́ду и се́мени его́ до ве́ка.
Глас 2-й: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние.
Стих: Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.
Аллилуиа: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.
Стих: Го́споди, спаси́ царя́ и услы́ши ны, в о́ньже а́ще день призове́м Тя.
Глас 3-й: По́йте Бо́гу на́шему, по́йте по́йте Царе́ви на́шему, по́йте.
Стих: Вси язы́цы, восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования.
Аллилуиа: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.
Стих: Бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя и в дом прибе́жища, е́же спасти́ мя.
Глас 4-й: Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́.
Стих: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.
Аллилуиа: Наляцы́ и успева́й и ца́рствуй, и́стины ра́ди и кро́тости, и пра́вды.
Стих: Возлюби́л еси́ пра́вду и возненави́дел еси́ беззако́ние.
Глас 5-й: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.
Стих: Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.
Аллилуиа: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́, в род и род возвещу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.
Стих: Зане́ рекл еси́: в век ми́лость сози́ждется, на небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.
Глас 6-й: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́.
Стих: К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́.
Аллилуиа: Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
Стих: Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
Глас 7-й: Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.
Стих: Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви сы́ны о́вни,
Аллилуиа: Бла́го есть испове́датися Го́сподеви и пе́ти И́мени Твоему́, Вы́шний.
Стих: Возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́, и истину́ Твою́ на вся́ку нощь.
Глас 8-й: Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему.
Стих: Ве́дом во Иуде́и Бог, во Изра́или ве́лие И́мя Его́.
Аллилуиа: Прииди́те, возра́дуемся Го́сподеви, воскли́кнем Бо́гу Спаси́телю на́шему.
Стих: Предвари́м лице́ Его́ во испове́дании, и во псалме́х воскли́кнем Ему́.
В понедельник, гл. 4-й: Творя́й а́нгелы Своя́ ду́хи, и слуги́ Своя́ ̶ пла́мень о́гненный.
Стих: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.
Аллилуиа, гл. 5-й: Хвали́те Го́спода, вси́ а́нгели Его́, хвали́те Его́, вся си́лы Его́.
Стих: Я́ко Той рече́, и бы́ша; Той повеле́, и созда́шася.
Во вторник, гл. 7-й: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде и упова́ет на Него́.
Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́тися ми к Тебе́.
Аллилуиа, гл. 4-й: Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дворе́х Бо́га на́шего процвету́т.
В среду, гл. 3-й: Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м.
Стих: Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо отны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
Аллилуиа, гл. 8-й: Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́.
Стих: Лицу́ Твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии.
В четверг, гл. 8-й: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.
Стих: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь.
Аллилуиа, гл. 1-й; Испове́дят небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в Це́ркви святы́х.
Стих: Бог прославля́ем в сове́те святы́х.
В пятницу, гл. 7-й: Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то есть.
Стих: Госпо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие.
Аллилуиа, гл. 1-й: Помяни́ сонм Твой, его́же стяжа́л еси́ испе́рва.
Стих: Бог же Царь наш пре́жде ве́ка, соде́ла спасе́ние посреди́ земли́.
В субботу, гл. 8-й: Весели́теся о Го́споде, и ра́дуйтеся, пра́веднии.
Стих: Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния и и́хже прикры́шася греси́.
Заупокойный, гл. 6-й: Ду́ши их во благи́х водворя́тся.
Аллилуиа, гл. 4-й: Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их.
Стих: Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я Госпо́дь.
Стих: Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род.
Источник: https://altarniki.ru/prokimny-i-alliluarii-voskresnye-i-dn/
В. Лукьянов
Пятидесятницы, в праздники Рождества Христова и Богоявления, в Лазареву субботу и в Великую субботу потому, что в первенствующей Церкви в эти дни преимущественно крестились новообращенные в Христианство.В попразднство же и в отдание этих праздников поется Трисвятое неизменно.2.
В Воздвижение Креста Господня и в третье воскресение Великого поста, когда бывает поклонение Животворящему Кресту Господню, вместо «Святый Боже», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».
Но в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, 1 августа, хотя и бывает поклонение кресту, поется Трисвятое.Для руководства клирошан на литургии архиерейским чином отметим порядок пения «Кресту Твоему»:
- Хор полностью песнопение.
- Священнослужители в алтаре полностью.
- Хор полностью.
- Раздельно. Так наз. «Трио»: а) «Кресту Твоему…» б) «…поклоняемся Владыко…» в) «…и святое Воскресение Твое славим».
- Хор полностью.
- Алтарь — священнослужители полностью.
- Хор: Слава, и ныне: «И святое Воскресение Твое славим».
- И конечное: «Кресту Твоему» полностью.
^
Во время прокимна священник и диакон стоят на горнем месте, иерей с южной стороны, а диакон с северной (Ц.В. 1890 г., №44).
Во время чтения Апостола диакон кадит святую трапезу окрест, жертвенник и весь алтарь, потом — священнослужителей, потом исходит пред святые двери и кадит Владыки Христа святый образ, и Пресвятые Богородицы, за тем кадит клиросы и весь народ23.
Примечание: каждение одного престола или жертвенника бывает на литургии по окончании проскомидии, пред Великим входом, по Великом входе, при словах: «Изрядно о Пресвятей…» и после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (Литургика, стр. 93-94).
«Во время пения: «Аллилуия», священник читает про себя молитву, что пред Евангелием: «Воссияй в сердцах наших человеколюбче Владыко…»24 а диакон приемлет от пономаря кадильницу и благословение от священника, кадит св.
трапезу окрест жертвенника, алтарь весь и священника, а также иконостас, клироса, чтеца и народ по установленному порядку, читая про себя 50-й псалом.
Заметим, что в настоящее время каждение это диакон начинает не за пением «Аллилуия», (как это указано в служебнике), а во время чтения апостола или даже во время пения прокимна, если апостольское чтение короткое.
Чтец, или второй диакон, читает положенный отрывок из апостольских посланий. Как при чтении Апостола, так и при чтении Евангелия, надо произносить слова неспешна и внятно, без театральности, рева или рычания.
Устав Церкви обязывает чтеца читать благоговейно, не борзяся и вразумительно.
Легкое возвышение голоса и понижение его должно производить по ударениям, соблюдая правила грамматической просодии (повышение голоса над каким-нибудь словом стиха для придания ему музыкального ритма, то, что иначе называется тактом). И тогда будет церковное чтение для всех благозвучно и вразумительно.
При соборным служением второй диакон читает на амвоне апостольские Послания, а пред выходом из алтаря с книгою Апостола возлагает и орарь свой на оную вдоль.
После же чтения Посланий апостольских, диакон возвращается с книгою в алтарь, и став у южного угла св. престола, произносит в известное время: «Премудрость прости услышим святого Евангелия!» (Метод, стр. 65, 72, 74).
Прежде чем перейти к порядку чтения Евангелия, приведем уставы о прокимнах и аллилуариях на литургия:
^
В седмичные дни:
- Один Апостол рядовой дню — прокимен дня.
- Апостол дню и святому (кроме суббот): прокимен дню дважды, святому — единожды. В субботу же: прокимен святому — дважды, дню — единожды.
- В попразднство (в предпразднство прокимен дню не отменяется), прокимен праздника трижды.
- Попразднство и святому: прокимен праздника дважды, святому — единожды.
- В отдание праздника: прокимен праздника трижды.
В неделю (т.е. воскресенье):
- Апостол рядовой — прокимен гласа недели трижды (аще несть Господский праздник).
- Аще два апостольских чтения, то прокимен воскресный гласа дважды и другой — единожды.
- Аще отдание: прокимен недели — дважды, праздника — единожды.
Устав об аллилуарияхПрокимен предшествует чтению Апостола, аллилуарий предшествует чтению Евангелия.
В седмичные дни:
- Евангелие рядовое дня — аллилуиа дня.
- Евангелие дню и святому (кроме субботы) — аллилуиа святому.
- Евангелие святому и дню (в субботу) — аллилуиа святому и дню.
- В предпразднство или попразднство — аллилуиа или дня или святого.
- Отдание праздника Господня — Евангелие дня и аллилуиа праздника.
В неделю:
- Евангелие рядовое — аллилуиа гласа недели.
- Евангелие рядовое и святому — аллилуиа гласа недели и святому.
- В отдание праздника Господня (Евангелие праздника никогда-же глаголем) — Евангелие рядовое и аллилуиа гласа.
Источник: http://userdocs.ru/pravo/31585/?page=25
Последование Божественной литургии с пояснениями к текстам
Богослужения в Русской православной церкви совершаются по Иерусалимскому Уставу, принятому полторы тысячи лет назад.
Устав указывает порядок или последование литургии, вечерни, утрени и малых служб суточного круга. В целом это сложная система, глубокое знание которой доступно лишь профессионалам.
Но Церковь рекомендует каждому христианину изучить основные этапы богослужений, чтобы открыть для себя духовное богатство, накопленное веками.
Происхождение Божественной литургии
Слово «литургия» означает общую службу, собрание верующих ради встречи с Богом. Это важнейшее христианское богослужение, когда совершается преобразование хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. «Мы участвуем в сверхъестественном», — так говорит об этом преподобный Иоанн Дамаскин.
Впервые Литургия была совершена Самим Христом накануне страданий. Собравшись в горнице для праздничной трапезы, Его ученики подготовили всё для совершения пасхальных обрядов, принятых тогда среди евреев.
Эти обряды носили символический характер, напоминая участникам трапезы об освобождении из египетского рабства.
Но когда чин пасхальной трапезы был исполнен Христом, символы и пророчества превратились в исполненные Божественные обещания: человек стал свободен от греха и снова обрёл райское блаженство.
Таким образом, происходя из древнего еврейского чина, христианская литургия в общих чертах напоминает его последование, а весь суточный круг богослужений начиная с вечерни, является подготовкой к её совершению.
В современной церковной практике литургия является утренней (по времени суток) службой. В древней церкви она совершалась ночью, что и сегодня происходит в дни великих праздников Рождества и Пасхи.
Развитие литургического чина
Порядок первых христианских литургий был прост и напоминал дружескую трапезу, сопровождавшуюся молитвой и воспоминаниями о Христе. Но вскоре появилась необходимость отличить литургию от обычных званых обедов, чтобы внушить верующим благоговение перед совершаемым Таинством. Постепенно, кроме псалмов Давидовых, в неё вошли песнопения, сочинённые уже христианскими авторами.
С распространением христианства на восток и запад богослужения стали приобретать национальные черты народа, принимавшего новую веру. Литургии стали отличаться друг от друга настолько сильно, что потребовались решения соборов епископов об установлении единого последования.
В настоящее время существует 4 основных литургических чина, составленных Святыми Отцами и совершаемых в Православной церкви:
- Литургия Иоанна Златоуста — совершается ежедневно, исключая уставные дни литургии Василия Великого, а в период Постной Триоди — по субботам и в Вербное воскресенье.
- Василия Великого — 10 раз в году: в день памяти автора, оба Сочельника, 5 раз в течение Четыредесятницы и 2 — на Страстной Седмице.
- Григория Двоеслова или Преждеосвященных Даров — служится во время Великого поста на буднях.
- Апостола Иакова Греческого — совершается на некоторых российских приходах в день памяти Апостола.
Кроме перечисленных литургий, существуют особые чины в Эфиопской, Коптской (египетской), Армянской и Сирийской церквях. Свои чинопоследования Литургий имеются на католическом Западе, а также у католиков восточного обряда. В общих чертах все литургии схожи между собой.
Литургия Иоанна Златоуста
Чин, составленный св. Иоанном Златоустом, используется в практике Церкви с V века. По времени он младше творения Василия Великого. Для прихожанина литургии обоих авторов похожи и различаются только по времени.
Литургия Святителя Василия длиннее из-за продолжительности тайных священнических молитв.
Современники Иоанна Златоустого утверждали, что более короткий чин был составлен им из любви к простому народу, тяготящемуся продолжительными службами.
Сокращённое последование Иоанна Златоуста быстро распространилось по Византии и со временем сложилось в чин самой известной Божественной литургии. Текст с пояснениями, приведённый ниже, поможет мирянам понять смысл основных моментов службы, а певчим хора и чтецам — избежать распространённых ошибок.
Литургия обычно начинается в 8–9 часов утра, перед ней читаются часы третий и шестой, воспоминающие суд у Пилата и распятие Христа. Когда на клиросе читают часы, в алтаре совершается проскомидия. Служащий священник готовился с вечера, прочитывая длинное правило, чтобы назавтра приступить к престолу.
Богослужение начинается возгласом священника «Благословенно Царство…», а после ответа хора сразу следует Великая ектения. Затем начинаются антифоны изобразительны, праздничные или вседневные.
Антифоны Изобразительные
Малая ектения:
Первые два песнопения символизируют молитву и надежду ветхозаветного человека, третий — проповедь явившегося Христа. Перед Блаженнами звучит песнь «Единородный Сыне», авторство которой приписывают императору Юстиниану (VI век). Этот момент службы напоминает о Рождестве Спасителя.
Антифон третий, 12 Заповедей блаженств:
Устав предполагает перемежать стихи блаженств с тропарями канонов, читавшихся на утрене. Для каждого разряда службы полагается своё число тропарей:
- шестеричная — с «Блаженны миротворцы» на 6;
- полиелей или бдение святому — на 8, с «Блаженны милостивые»;
- воскресная — на 10, с «Блаженны кротции».
В храмах с ежедневным совершением литургии в будние дни можно услышать Вседневные антифоны. Тексты этих песнопений представляют стихи из псалмов, перемежающиеся с припевом, посвящённым Господу и Богородице. Вседневных антифонов также три, они имеют более древнее происхождение. Со временем они всё чаще заменяются Изобразительными.
В дни Господских праздников звучат Праздничные антифоны, по строению похожие на будничные. Эти тексты можно найти в Минеях и Триодях, в конце службы праздника.
Малый вход
С этого момента начинается сама Литургия. Священнослужители под пение входного стиха «Приидите, поклонимся…» входят в алтарь с Евангелием, т. е. с Самим Христом. За ними невидимо шествуют святые, поэтому сразу после входного стиха хор пропевает тропари и кондаки святым, положенные по Уставу.
Трисвятое
Пение Трисвятого было введено в VI веке. По преданию, эту песнь впервые услышал юный житель Константинополя в исполнении ангельского хора. В это время город страдал от сильного землетрясения. Собравшийся народ стал повторять услышанные отроком слова и стихия утихла. Если предыдущий входной стих «Приидите поклонимся» относился только ко Христу, то Трисвятое воспевается Святой Троице.
Прокимен и чтение Апостола
Порядок чтения Апостола на Литургии регламентируется Уставом и зависит от разряда, соединения служб и праздничных периодов. При подготовке чтений удобней пользоваться церковным календарём или «Богослужебными указаниями» на текущий год. И также прокимны с аллилуариями даются в приложении к Апостолу в нескольких разделах:
- месяцеслов — дни памяти святых и двунадесятые праздники неподвижные;
- периоды Четыредесятницы и Пятидесятницы, подвижные праздники;
- раздел будничных прокимнов;
- прокимны по гласу недели (воскресные).
При внимательном изучении состава книги Апостол подготовка чтений займёт немного времени. Прокимнов может быть не более двух, а чтений — не более трёх.
Последовательность возглашений на чтении Апостола:
- Диакон: Вонмем.
- Иерей: Мир всем.
- Чтец Апостола: И духови твоему. Прокимен глас… (глас и текст прокимна)
- Хор: прокимен.
- Чтец: стих.
- Хор: прокимен.
- Чтец: первая половина прокимна.
- Хор: допевает прокимен.
- Дьякон: Премудрость.
Чтец возглашает название апостольского чтения. Важно правильно произносить надписания:
- Деяний святых Апостол чтение.
- Соборного послания Петрова (Иаковля) чтение.
- К Коринфянам (Евреям, Тимофею, Титу) послания святаго апостола Павла чтение.
Диакон: вонмем (слушаем!)
Текст рекомендуется читать нараспев, постепенно повышая интонацию, чтобы закончить чтение на высокой ноте. Если устав предписывает два чтения, то в конце первого чтец возвращает последний слог на низкую ноту. Текст из Деяний начинается со слов «Во дни оны», Соборные послания — «Братие», послания к одному человеку — «чадо Тите» или «чадо Тимофее».
Священник: мир ти, чтущему!
Чтец: и духови твоему.
Аллилуйа и чтение Евангелия
Несмотря на то что после Апостола чтец сразу произносит Аллилуйа, этот возглас не завершает чтение Апостола, а является прокимном к Евангелию. Поэтому в древних литургиях Аллилуйа произносил священник. Порядок:
- Диакон: Премудрость.
- Чтец: Аллилуйа (3 раза).
- Хор: повторяет аллилуйа.
- Чтец: стих аллилуария.
- Хор: аллилуйа (3 р.)
После второго стиха аллилуария и уходит в алтарь, держа закрытую книгу Апостола над головой. В это время диакон, установив аналой напротив Царских врат, устанавливает на нём богослужебное Евангелие вертикально.
Следуют уставные возгласы священника и диакона перед чтением Евангелия.
Имя Евангелиста произносится в родительном падеже, так как благословение испрашивается не для автора Евангелия, а для диакона.
Евангелие читается подобно Апостолу, начинаясь словами «Во время оно» или «Рече Господь Своим учеником», в зависимости от сюжета.
По окончании чтения священник благословляет диакона словами «мир ти, благовествующему!» в отличие от слов, обращённых к чтецу Апостола — «чтущему».
После завершающего пения «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» может следовать проповедь священника, объясняющая услышанное.
Сугубая ектения
Слово «сугубая» означает «двойная». Это название происходит о двукратном взывании к милости Божией в начале ектении, а также усиленную молитву верующих. Обычно произносятся две сугубых ектении — заздравная и заупокойная. В этот момент, в современной практике, происходит чтение записок с именами, поданных «на обедню». Могут вставляться особые прошения о путешествующих, болящих и т. д.
За исключением первых двух прошений заздравной ектении, на каждое прошение хор отвечает троекратным «Господи помилуй».
Ектении об оглашенных и верных
Ряд кратких прошений — молитва о готовящихся к крещению. По древней традиции, они не могли присутствовать на основной части литургии — пресуществлении Св. Даров. После слушания вступительной части — Литургии оглашенных — все некрещенные покидали церковь.
В наше время период оглашения длится недолго или вовсе отсутствует. Поэтому ектению следует понимать как напоминание о древнем благочестии и серьёзном отношении к церковным Таинствам.
После ектении об оглашенных и их исхождения следуют ещё две ектении, первая из которых по тексту напоминает Великую ектению. Она начинает Литургию верных. В последовании Ап. Иакова в этом месте произносится торжественный прокимен «Господь воцарися в лепоту облечеся», у Златоуста он перенесён на проскомидию.
Херувимская песнь, Великий вход
Текст Херувимской песни, начинающей Литургию верных, обычно расписан по нотам. Нараспев его исполняют потому, что священнику и диакону должно хватить времени на каждение, особую молитву и перенесение подготовленных Святых Даров (ещё не соединённых Хлеба и Вина) с жертвенника на престол. Путь священнослужителей пролегает через амвон, где они останавливаются для произнесения поминовений.
Далее, после просительной ектении следует приветствие:
Хор: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.
В древности при возгласе «Возлюбим…» происходило взаимное целование прихожан как символ единения христиан по образу Святой Троицы. Мужчины и женщины приветствовали друг друга раздельно, так как для соблюдения приличия находились в разных частях храма. В современной традиции целование происходит только между священнослужителями в алтаре.
Символ веры
Двенадцать стихов Символа Веры исполняются всем собранием христиан под руководством диакона. Таким образом верные подтверждают своё исповедание и согласие с догматами Церкви. В это время священник обмахивает Святые Дары покровцом, что напоминает о скором сошествии Святаго Духа и грядущем чуде превращения их в Тело и Кровь Христовы.
Евхаристический канон
Тексты Евхаристического канона для хора расписываются по нотам для протяжного и умилительного пения. В это время происходит главное действие литургии — Пресуществление Святых Даров. Прихожане молятся, застыв неподвижно стоя или на коленях. Не допускаются ни ходьба, ни разговоры.
Достойно есть и поминовения
За Евхаристическим каноном следует песнь, посвящённая Богородице. В чинопоследовании Иоанна Златоуста это «Достойно есть», которая в дни двунадесятых праздников заменяется задостойниками. Тексты задостойников даются в минеях на день праздника и представляют собой ирмос девятой песни канона с припевом.
Во время исполнения «Достойно есть» священник поминает святых дня и усопших христиан.
Далее священник уже вслух заканчивает поминовение, произнося титулы патриарха и правящего архиерея.
Подготовка к Причастию
После Евхаристического канона вновь звучит просительная ектения, к которой присоединяется всенародное пение «Отче наш». Христиане молятся словами, заповеданными Самим Господом, чтобы вскоре приступить к Причастию. Первыми принимать Святые Дары будут священнослужители в алтаре.
Следует возглас «Святая Святым», означающий, что Святыня готова и преподносится для «святых», в данном случае, для готовящихся к причастию прихожан. Хор отвечает от имени народа «Един Свят Господь Иисус Христос…», признавая недостоинство даже самого праведного человека перед Богом. Вслед за этим пропевается причастный стих, предназначенный для принимающих Дары священников.
Тексты причастных стихов даются в минее на каждую службу, а также в приложении Апостола, после прокимнов. Существует всего семь стихов на каждый день недели и особые — на двунадесятые праздники.
В современной традиции пауза во время причащения священников заполняется «концертом» — авторским нотным произведением на тему дня, которое исполняет хор. Уместно также читать молитвы ко Причастию, чтобы подготовить мирян к принятию Тела и Крови Христовых. Чтение продолжается до момента открытия царских врат.
Причащение мирян и благодарственные молитвы
Диакон первым выходит из святых врат, держа перед собой Чашу с Дарами. Готовящихся к причастию мирян пропускают ближе к солее. Они стоят, скрестив руки на груди ладонями к плечам.
После возгласа диакона «Со страхом Божиим и верою приступите!» священник, вышедший за диаконом, читает одну из молитв ко причащению «Верую, Господи, и исповедую…», подходя к Чаше, миряне мысленно читают тропарь Великого Четвертка «Вечери Твоея тайныя…».
Первыми подносят младенцев, подводят детей. Затем проходят мужчины, последними — женщины. Сразу после принятия Св. Таин прихожане направляются к столику, на котором приготовлен чайник с запивкой. Запивка — сладковатая вода, подкрашенная вином или соком, употребляется для того, чтобы проглотить все мельчайшие частицы Тела и Крови Христовых.
В этот момент надо особенно следить за маленькими детьми, чтобы они не выплюнули Св. Тайны. Уронить Частицу — страшный грех неосторожности. Если это произошло, необходимо сообщить священнику, который примет меры, назначенные в таких случаях церковными правилами.
Во время причащения поётся пасхальный причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмертного вкусите». Когда Чаша уносится в алтарь, хор повторяет Аллилуйа.
Далее следуют две благодарственные молитвы «Видехом свет истинный» и «Да исполнятся уста наша».
Заамвонная молитва
Здесь священник выходит из алтаря и становится перед амвоном, откуда читает «молитву заамвонную», молясь от имени народа. Эта молитва была введена в строй литургии после времени Св. Иоанна Златоуста, когда появился обычай тайных священнических молитв.
Можно видеть, что все молитвы, относящиеся к Евхаристическому канону, произносятся в алтаре тайно, прихожане слышат только пение хора. Часто это является соблазном для любопытных, желающих слышать и видеть всё, происходящее за иконостасом. Заамвонная молитва составлена из фрагментов тайных молитв, чтобы миряне имели представление, какие слова произносятся священниками.
Сокрытие важнейшей части Литургии — Пресуществления Св. Даров — носит символический характер. Ни содержание молитв, ни действия священнослужителей не являются в Церкви «тайной для непосвящённых», но совершаются за оградой, чтобы подчеркнуть важность и непостижимость Евхаристии.
Любой стремящийся к изучению веры христианин имеет возможность присутствовать на специальных литургиях, где в богослужении делаются паузы для разъяснения происходящего.
И также можно почитать литературу для прихожан:
- Еп. Виссарион Нечаев «Объяснение Божественной литургии».
Источник: https://molitva.guru/molitvoslov/posledovanie-bozhestvennoj-liturgii-s-poyasneniyami-k-tekstam.html